Дикс экспрессионизм. Война отто дикса. Интересные факты из жизни художника Дикса

«Изображать страшные и спорные вещи само по себе есть знак инстинкта воли и величия художника, он не должен бояться этого. Нет такой вещи как пессимистическое искусство. Искусство - утверждает». Фридрих Ницше, германский мракобес*

Это последние десятилетия Отто Дикс (1891-1969) знаменит на весь мир и его именем называют не имеющие к нему отношения вещи**, а до этого-то он был сильно подзабыт. Хотя, казалось бы – ХХ век, Дикс - один из лидеров немецкого авангардизма 20-30 гг. И жил не в совке, хоть бы и немецком. Это у нас десятилетиями существовали насильно забытые герои авангарда, и люди, вдруг прочитав где-нибудь на последней странице газеты маленький стыдливый некролог, удивлялись – как, он(а) до сих пор был(а) жив(а): Татлин (умер в 53-м), Куприн (умер в 60-м), Удальцова (умерла в 61-м), Фальк (умер в 58-м), Рождественский (умер в 63-м). Для публики-то они все закончились в начале 30-х. А тут – ФРГ. Но вот так вышло.

Ну, ладно, пойдем по порядку. Дикс родился в семье рабочего-металлиста, учился в дрезденской Академии художеств и испытывал влияние самого мощного немецкого авангардистского течения – экспрессионизма . Потом началась Первая мировая война. Дикс взял с собой Библию и том Ницше и добровольно ушел воевать француза/англичанина/русского – он провоевал пулеметчиком всю войну и был на обоих фронтах. Был несколько раз ранен, дослужился до ст. сержанта и получил Железный Крест. «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь, как от страха кладут себе в штаны. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие бездонные глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно». В общем, все у Дикса получилось удачно – все, что он хотел увидеть и испытать, он увидел и испытал. Возможностей для этого было удивительно много. Он участвовал в принципиальных бойнях во Фландрии, на Сомме и в Шампани. И всю войну рисовал. Когда его длительная ознакомительная командировка в ад закончилась, у него оказалось около 600 рисунков, из которых он сделал 50 листов графической серии «Война».


Из серии «Война»

Серия произвела фурор. Все-таки до Дикса мало кто так показывал это, казалось бы, всем известное и распространенное явление. Пожалуй, только Калло


Жак Калло. Ужасы войны. Повешенные


Франсиско Гойя. Бедствия войны. «Какое геройство! Против мертвых»

Особенно были недовольны ветеранские организации. По странному совпадению, в любой стране эти организации почти всегда в той или иной степени ортодоксальны, мягко говоря. А уж в стране, проигравшей войну, просто мракобесны. Это недовольство тем более удивительно, что члены этих организаций сами нахлебались всего того, что показывал Дикс, сверх меры, и ничего тут необычного для них не было. А вот не надо это показывать. Пусть мы будем героические, смелые и победоносные. И не в слякоти этой, пожалуйста, а со знаменем. Ранение можно, но аккуратное. Смерть - красивую. И больше пафоса.

Через несколько лет Дикс высказался на эту, видимо, вечную тему огромным (центральная часть – 2х2 м) полиптихом.


Война

Я не знаю другого произведения о войне, которое бы так било по организму. Даже «Герника» моего любимого Пикассо , благодаря своим условностям и довольно отстраненной символике, такого впечатления не производит. Здесь же все наглядно и доходчиво. Вот люди идут, вот они что-то делают, вот они уже лежат. И вот то, что они сделали. Благодаря композиционным хитростям глаз все время ходит по кругу и в голове параллельно тоже крутится вопрос – зачем все это?

Кроме своего антимилитаристского пафоса, полиптих имеет и другие достоинства. Ну, во-первых, потому что он – полиптих. Эта форма была очень популярна на севере Европы в средневековом и ренессансном искусстве, но, ко временам Дикса, не то что полиптихов, диптихов-то почти никто не делал. Так что Дикс это дело возрождал, тем более что его полиптих в самых что ни на есть традициях написан на дереве. Во-вторых, это уже не экспрессионизм, а новая вещественность.


Продавец спичек

Но это довольно ранняя его вещь, написанная сразу после войны. Позже Дикс говорил: «Для меня новаторство в живописи заключается в расширении ее содержания, в интенсификации средств ее выражения, т.е. всего того, что уже присутствовало в творчестве старых мастеров. "Что" для меня важнее чем "как"». Об интенсификации средств я уже поговорил, да и о расширении содержания кое-что сказал, но еще не все.

Помимо темы военных безумий Дикс разрабатывал, может, не самую новую тему – городскую – но в новых интерпретациях. Что-то вроде - «Эхо войны», «Контрасты большого города», «Дно». Жизнь-то в Веймарской республике шла веселая. То правые путчи, то левые. С одной стороны – нищие ветераны и инвалиды вроде того же продавца спичек, с другой – биржевые махинации и безумные деньги из воздуха. Жуткая инфляция. Повышенная, так свойственная послевоенной обстановке, чувственность, легко переходящая в банальный разврат.


Большой город

При этом – никакого морализаторства у Дикса нет, как, кстати, и в военных работах. Он стремился, как сам говорил, к беспристрастному натурализму в духе Грюневальда, Босха и Брейгеля. Он не выдавал оценок, он делал портрет эпохи, к которому очень подходит определение «беспощадный». Не все это хорошо понимали, многие понимали просто плохо, поэтому в 1923 году над Диксом нависло обвинение в порнографии. Спасло его вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана, что весьма странно – Либерман был из доавангардистских художников, старым поздним импрессионистом с примесью молодого модерна.


Салон

А так, если не считать таких отдельных инцидентов, карьера Дикса развивалась прекрасно. Он считался одним из крупнейших художников в стране, его прекрасно знали за ее рубежами. В 1927 году он стал профессором Дрезденской академии, в 1931 его избирали в члены Прусской академии в Берлине. А еще через два года пришел Гитлер.


Семь смертных грехов

Поначалу положение Дикса было двойственно. С одной стороны – авангардист, да еще с непреодолимой тягой к показу язв жизни и непатриотичному изображению подвига германского народа в войне. С другой – его обращение к национальным корням немецкого искусства частично совпадало с официальной мифологией «почвы и крови». Либерально настроенные нацисты надеялись Дикса слегка подправить и сделать своим. Поскольку уже начались гонения на мастеров культуры, эти доброжелатели написали рекомендательное письмо премьер-министру Саксонии, в которой жил Дикс. Премьер отозвался резолюцией: «Эта свинья еще жива?». В результате, уже в апреле 1933 года его изгоняют из Дрезденской академии с формулировкой: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации». Как же все уродские режимы озабочены моралью нации. Посмотреть хоть на нас. Ну, ладно. Короче, Дикс прошел тот же самый путь, что и все лучшие немецкие художники – изъятие работ из госсобраний, выставка «Дегенеративное искусство», уничтожение работ – 260 его картин были сожжены. Его еще и арестовывали, ненадолго, правда. Почти весь период Третьего рейха Дикс прожил в добровольной ссылке в глуши. Там он втихаря продолжал работать и нашел еще одну тему – аллегорические и религиозные сюжеты.


Триумф смерти


Святой Христофор

Но в 1945 году он опять понадобился родине как солдат – его призвали в фольксштурм. В этот раз он решил не воевать – не стоило оно того – и быстро сдался французам.


Автопортрет в образе военнопленного

После войны каких-либо важных событий в жизни и творчестве Дикса не происходило. Сначала фигуративное искусство в Германии воспринималось как тоталитарное наследие – совсем как у нас в перестройку. Потом Европа и Америка поддались очарованию абстрактного экспрессионизма , а еще потом – поп-арта . Искусство Дикса в эти направления никак не вписывалось. Его стали забывать.

Вспомнили его в 1971 году – в Штутгарте прошла его огромная юбилейная выставка. Потом она переехала во Францию, где поимела мировую славу. А еще через некоторое время на фасаде дома, в котором он жил и умер, появилась доска со словами: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было». Ну, 50 – это многовато, 40 – в самый раз. Но все равно много.

* В 1920-х гг. у нас был выпущен словарь «В помощь читающим газеты». Там были всякие интересные дефиниции – «Гидра – мифологическое животное, например, гидра контрреволюции». Хитом было такое определение – «Серен Кьеркегор – датский мракобес». Вполне достаточно ведь, чтобы правильно читать советские газеты.

** Например, Otto Dix – российская дарквэйв рок-группа с элементами пост-индастриала.

Otto Dix. 1891-1969 г. Выдающийся немецкий художник-экспрессионист.

Немецкий график и художник Отто Дикс, снискавший известность в мире авангардной живописи индивидуальностью экспрессионистского стиля с ярко выраженными элементами гротеска, был уверен, что его творчество вряд ли может что-то изменить; художник лишь пристально рассматривал окружающий мир, а в особенности войну, которая стала ключевым моментом его живописи.

Родился Отто Дикс 2 декабря 1891 в обычной рабочей семье. Место рождения – городок Унтермхауз, Саксония. Путь в мир искусства начинался с обучения у художника-декоратора в Гере (1905-1909). Затем была учеба в Школе прикладного искусства в одном из очагов экспрессионизма – Дрездене (1909-1914). На существование зарабатывал тем, что писал портреты, к этому занятию Дикс приступил сразу после окончания этого учебного заведения.

В раннем творчестве Дикса проявилось влияние не только старых мастеров немецкой школы XV-XVI вв., но и работ Ван Гога, на выставке которого он побывал в 1913, а также художественных объединений «Мост» и «Синий всадник».

Сложно объяснить причину, по которой многие художники, работавшие в жанре экспрессионизма, или впоследствии ставшие приверженцами этого стиля буквально с началом Первой мировой войны уходили добровольцами на фронт. Не стал исключением и Отто Дикс. Неизвестно, в каком жанре живописи реализовал бы себя художник, если б не побывал в самом жутком водовороте событий, где неизменными спутниками были горе, смерти и страдания. Не расставаясь с томиком Ницше и Библией, Дикс с 1914 по 1918 испытал на себе все ужасы войны. Им были созданы около шестисот работ, ставшие основой для создания графической серии «Война».

С окончанием боевых действий, художник уже не мог расстаться с последствиями пережитых жутких событий, но подлинное лицо войны он увидел на улицах крупнейших германских городов, наполненных инвалидами, беспризорными, нищими. Сцены в борделях, опустившиеся до нижней черты проститутки, – картины с этими сюжетами часто становились причинами скандалов, а в 1923 Дикса обвинили в порнографии. В этот непростой период он продолжает художественное образование, и в 1918-1925 занимается в академиях Дрездена и Дюссельдорфа.

Отдавшись во власть анархических и нигилистических настроений, в послевоенном творчестве Дикса поочередно проявлялся дадаизм, экспрессионизм, а также утверждавшееся направление – «новая вещественность». Следуя отдельным принципам этого стиля, в его полотнах мощно зазвучала социально-критическая составляющая. Специалисты отмечают, что в этот период появилась уникальная манера живописи Дикса, для которой характерно применение графического стиля в сочетании со старой экспрессивной традицией Германии, предполагающей в своей основе холодные и пронзительные тона.

Скрупулезно изучая живопись старых мастеров, Дикс добивался передачи в картинах точности изображения, стремясь также достигнуть и предельной конкретности, что особенно заметно в работе «Портрет родителей». В произведении «Траншея», шокирующие моменты с оторванными конечностями и разлагающимися трупами были изображены так реалистично, что картину вынуждены были спрятать в запасниках музея, а директор учреждения уволился с работы под нажимом мэра Кёльна – Аденауэра.

К концу 20-х творческая карьера Отто Дикса находится в зените славы, его утверждают на посту профессора Дрезденской академии (1927), а в 1931 он избирается членом Прусской академии.

После 1930 живопись художника приобретает более мягкую направленность, появляются замечательные пейзажи, а концу 30-х, после разгула нацистских «ревнителей подлинного искусства», Дикс обращается к библейской тематике. В это время он с семьей находится в добровольной ссылке в Хемменхофене, лишенный прежних званий и постов.

Вторичное появление художника на войне было непродолжительным, в самом ее конце он зачислен в ряды фольксштурма, и сразу же сдается в плен французам, а уже в феврале 1946-го Дикс опять появляется в Хемменхофене.

Творчество этого периода по-прежнему связано с религиозной темой, создаются пейзажи, снова возвращается экспрессионистский стиль, но уже более тонкий и живописный.

Завершением многотрудных поисков художника можно назвать 1960, когда был создан цикл литографий, основанный на сюжетах, взятых из Евангелия от Матфея: автор соединил европейскую живопись современности с опытом средневековой школы.

Пророческие слова Дикса, сказанные им молодости, что он станет либо известным, либо печально известным, сбылись не сразу, – 25 июля 1969 он умирал в Зингене в безвестности, лишь спустя десятилетия став тем и другим.

2014-09-21

Отражают основные тенденции живописи и графики Европы XX века. В них также проявляются особенности авангардистской, эксперессионистской и дадаистской живописи Германии этого периода.

Вехи жизни и творчества: начало

Биография художника Отто Дикса представлена в справочных источниках достаточно скудно. Известно, что родился он 2 декабря 1891 года в Тюрингии - исторической области Германии, самом ее центре, который еще называют "зеленым сердцем" страны. Родиной Дикса считается Унтерхауз возле города Геры, находящегося на самом востоке Тюрингии, неподалеку от Лейпцига. В то время, когда в нем проходило детство Отто, город был столицей княжества Рёйс.

Отто Дикс родился в семье рабочего - отец его служил формовщиком на заводе. Мать работала швеей. Именно интерес матери к искусству и живописи повлиял на формирование увлечения живописью Отто. Он учился сначала на художника-реставратора, в чем весьма преуспел и даже получил грант.

Творческая жизнь художника Отто Дикса продолжилась в Дрездене, в Академии Художеств, где он обучался по направлению декоративной живописи у Рихарда Мюллера. Особенно внимание Отто привлекало изучение творчества голландских и итальянских живописцев эпохи Возрождения. Он много путешествовал по Европе, откуда привозил не только новые впечатления, но где совершенствовался как живописец и график.

Первая мировая война и ее отражение в картинах Отто Дикса

В годы Первой мировой войны Отто Дикс добровольцем ушел в армию и сражался пулеметчиком на передовой. Прошел боевой путь через Бельгию, Польшу, побывал в России. В 1918 году получил тяжелое ранение в шею и окончание войны встретил в госпитале. Но даже в тяжелое фронтовое время он не забывал про творчество: за этот период он создал более 600 рисунков, в которых документально зафиксировал страшные "кадры" военного времени. Все рисунки по технике исполнения напоминали офорты и отражали идею абсурдности и кошмарности происходящих событий. С точки зрения художественного решения они были схожи - везде изображалась ночь, когда из черного фона вырывался образ искалеченной жизни: раненый или умирающий солдат, развалины зданий, горе матери...

В 1919 году Отто Дикс основывает Дрезденский сецессион - творческое объединение немецких художников, в которое вошли еще: Конрад Феликсмюллер, Оскар Кокошка, Отто Шуберт, Вильгельм Хекротт, Гуго Цедер и др. Все они писали в манере экспрессионизма и были объединени единым девизом: "Правда - Братство - Искусство". Творчество художников было пронизано особыми сверхэмоциями и чувствами ужаса, глубокой печали и скорби. Главной целью общества было вскрыть острые социальные проблемы и заставить людей размышлять над ними и делать выводы. Произведения, как правило, изображале горе и смерть на фоне искореженного городского пейзажа. При этом в картинах Дикса была применена двухмерность экспрессионистического письма.

В послевоенные годы Отто Дикс остается верен своему идеалу правды и раскрыват зрителям свое отношение к ужасам жизни групп населения, наиболее пострадавших от последствий войны: инвалидов, проституток, ветеранов, детей, стариков и др.

В 1920-е годы творчество художника Отто Дикса было связано с дадаизмом - художественным течением авангардистсткого направления, возникшим в 1915 году в Цюрихе как протест против традиционных правил, норм, общественных и нравственных ценностей, традиционного уклада жизни и академизма в искусстве. Художники, работавшие в этом стиле, не имели своего художественного стиля, а старались любыми способами поразить людей, в результате чего бросались из крайности в крайность. Именно такая черта дадаизма, как коллажность, нашла свое выражение в творчестве Дикса этого периода. Однако Отто Дикс сохранил верность собственным взглядам на жизнь и искусство и после недолгой моды на дадаизм вернулся к основному направлению в своем творчестве.

Предчувствуя грядущие изменения в жизни Германии, Отто Дикс продолжал писать картины антивоенной тематики. Он предрекал ими лживость и агрессивность новой власти.

Судьба и творчество Отто Дикса в годы Второй мировой войны

После прихода к власти нацистов художник Отто Дикс был лишен профессорского звания. Ему было запрещено участие в любых выставках. Творчество его в нацистском государстве отвергалось и было отнесено к так называемому "дегенеративному" искусству. Все полотна Дикса были конфискованы из собраний музеев и запрещены для просмотра.

А позже гонения настолько усилились, что в годы Второй мировой войны он был вынужден уехать в деревню, где продолжал заниматься живописью - писал пейзажи. Проживал он с семьей в окрестностях озера Констанц - третьего по величине озера Европы, расположенного между Германией, Швейцарией и Австрией. Пейзажи в окрестностностях водоема весьма разнообразны и очень привлекательны взгляду художника.

Именно в это время Дикс отходит от подчеркнуто реалистичной стилистики произведений и пишет в искаженной, изломанной манере экспрессионизма, наполненной чувством боли и сопереживания к трагедии людей в этот период. Однако некоторые источники утверждают, что экспрессионизмом Дикс увлекался еще в 1920-е годы, так что, возможно, это был просто возврат к прошлому.

В 1945 году художник Отто Дикс был призван в армию и воевал в рядах фольксштурма. В конце года попал в плен к французам, а в феврале 1946-го выпущен на свободу. Поселился в Федеративной Республике Германии.

Послевоенное творчество Дикса постепенно приводит нас к восприятию художника как умудренного жизнью и опустошенного войной человека, глубоко переживающего за свою Родину. В последние годы жизни Отто Дикс все больше обращается к христианской тематике. В 1960 году Диксом было издано "Евангелие от Матфея", оформленное его авторскими миниатюрами-литографиями.

Умер художник Отто Дикс в 1969 году в Зингене - древнем германском городе в исторической местности Баден-Вюртемберг.

Личность человека в творчестве художника

Отношение Отто Дикса к проблемам формирования искаженной личности, к коим он прежде всего относил социальную деформацию общества, нашло свое отражение в технике рисования художника. Все фигуры в картинах Дикса диспропорциональны и искажены. Внутрення, психологическая, деформация личности показана через деформацию внешнюю, физиологическую. Для того чтобы образы были наиболее достоверны, Дикс использует особую наглядность и натурализм изображаемых объектов. Автор не пытается своими работами изменить людей - он понимает всю иллюзорность подобной затеи. Но обратить внимание общественности на негативные изменения - вот одна из из важных задач его творчества.

Картины

Первые произведения Дикса следовали основным принципам и идеям постимпрессионизма и в основном представляли пейзажи Саксонии. Затем художник увлекся творчеством Оскара Кокошки, что нашло отражение в его картинах на следующем этапе творческого развития. Нашла в его полотнах отражение и манера письма футуристов. В результате эти тенденции столкнулись в его творчестве с интересом к традициям Возрождения. Именно в этих плоскостях живописи Отто Дикс экспериментировал всю свою жизнь.

Художник писал свои полотна, основываясь на идеях пацифизма. Все его картины остросоциальны, отражают наиболее болезненные тенденции эпохи. В них Отто Дикс как художник осмысливает и предлагает свое видение общечеловеческих ценностей и их роли и места в современный ему исторический период.

Как уже говорилось выше, главной темой его произведений стала тема страшного лика войны. Дикс посвятил этой теме более ста работ. Он ушел от традиции изображать военные события как героическое и патриотическое время, а показал их с правдивой и ужасающей стороны. Самыми известными работами Дикса на эту тему стали гравюры серии "Война".

Многие картины художника Отто Дикса с названиями-характеристиками являются как-будто бы слепками, посмертными масками, снятыми с людей и времени.

Вот только некоторые произведения Дикса: "Портрет журналистки Сильвии фон Харден ", "Пражская улица ", "Игроки в скат", "Семь смертных грехов", "Большой город", "Торговец спичками", "Полевые окопы" (данная картина исчезла во времена правления нацистов).

Портрет доктора Ганса Коха

Художник Отто Дикс был неплохим портретистом. Увлечение портретным жанром началось в связи с его женитьбой на Марте Кук, бывшей жене врача Ганса Коха. В созданной Диксом портретной галерее все образы отличаются выпукло выписанными, преувеличенными до гротеска, личностными характеристиками и зловещим налетом профессиональной деформации. На портретах явно видны темные стороны изображаемых персонажей. Одним из таких портретов является картина Отто Дикса "Портрет Ганса Коха", в которой врач изображен со шприцем в руке и в окружении инструментов, скорее напоминающих орудия пыток, нежели врачебный набор. Да и выражение лица персонажа больше напоминает маньяка-садиста или врача-нациста перед или в процессе пытки заключенных.

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны...»

(А. Барбюс)

Когда речь заходит об изображении войны в мировой живописи, в голову прежде всего приходят два имени: Франсиско Гойя и Отто Дикс. Серия гравюр Гойи «Бедствия войны» (1808-1814) была реакцией на события, происходившие в Испании начала 19 века, которую оккупировали французы: борьба испанского народа с наполеоновскими войсками, осада Сарагосы, голод, крестьянские восстания. Страшные события войны поразили и потрясли художника, и его чувства нашли воплощение в 82 гравюрах.

На долю Отто Дикса выпали обе мировые войны. Ни один другой немецкий художник не изобразил ад этих войн так, как он. Тема войны стала одной из самых популярных для художника - ей посвящено более сотни его работ, да и вообще, война проскальзывает во всех его картинах, даже если не напрямую, то косвенно. Гойя одним из первых порвал с существовавшей в живописи традицией - изображать войну, как нечто героико-поэтичное, показав иное, истинное её лицо. Дикс стал одним из первых художников, откликнувшихся на мировые войны, отрефлексировавший её в своих работах с той же точки зрения, что некогда Гойя.

Вильгельм Генрих Отто Дикс родился в 1891 году в городке Унтерхауз, в рабочей семье: отец его был литейщиком на заводе, мать - швеёй. С детства Отто проявлял незаурядные склонности к рисованию. С 1905 по 1909 годы он учился на художника-оформителя, затем, получив грант, поступил в дрезденскую Академию художеств, где проучился с 1910 по 1914 годы. За время своей учебы он посетил города Европы, где ознакомился с работами художников, собранными в музеях. Особое влияние на него оказали в то время итальянские и голландские мастера Раннего Возрождения.

Первые работы художника Отто Дикса - это пейзажи в духе постимпрессионистов, затем в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов, сказывается также и влияние группы «Мост». Одновременно на художника воздействуют и старые мастера времен Возрождения. Эти две тенденции, увлекающие Дикса и толкающие его на различные эксперименты то с одной, то с другой стороны, будут проходить через всё его творчество.

В 1914 году Отто Дикс отправился добровольцем на фронт. В качестве пояснения его решения могут быть приведены его знаменитые слова: «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть - голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно ». Как и всякий человек творческого склада Дикс высоко ценил жизненный опыт, однако мог ли он предполагать, что пережитое им оставит такой глубокий след в его душе. С собой он взял две (казалось бы, так трудно сочетаемые) книги: сочинения Ницше, который был любимым философом Отто, и Библию. За время войны Дикс побывал в боях в Бельгии, Франции и России, был ранен и награжден Железным крестом. Пулемётчик Отто Дикс не оставил своего призвания, - всю войну он продолжал рисовать. В эти страшные годы им было сделано около 600 рисунков.

Это документальные свидетельства, выполненные непосредственно «in flagrante», на месте событий. Именно эти материалы легли в основу его поразительного графического цикла «Война», который был опубликован в Берлине в 1924 году Карлом Ниирендорфом. Эти работы, выполненные в стиле экспрессионизма, хорошо передают понимание художником того, что произошло в мире, война изображается не столько как конкретное социальное действо, сколько как ужасная стихия, катаклизм, поветрие. Этот графический цикл Дикса шокировал общественность. Его экспрессионизм был действительно экспрессивен, его работы кричали от боли. «Я пытался выплеснуть на полотно то, что кипело во мне », - говорил художник.

«Кричащий мальчик», 1919

Дикс, подобно Гойе, изображает различные эпизоды войны в детальной манере офорта, однако, в отличие от великого испанца, из его работ уплывает собственно реалистичность, сменяясь некой «сверхреальностью», задача которой - показать зрителю весь ужас, абсурд и одиозность случившегося, и показать ту бурю, ту внутреннюю войну, которая бушует в душах людей. Практически все офорты Дикса в этой серии - это ночной мрак, из которого выступают различные ужасные подробности. Каждая отдельно взятая личность как бы деформируется, проходя сквозь мясорубку войны, что выражается в деформации фигур в картинах Дикса.

1922, «Самоубийство»

«Смерть сапёра на посту», 1924

«Газовая атака», 1924

«Летом 1916», 1924

«Подвод, близ Пильке», 1924

«Взвод автоматчиков, Сомме, 1916», 1924

Но война не заканчивалась там, где заканчивались боевые действия, и об этом Отто Диксу еще тоже предстояло узнать. Война продолжала своё существование в послевоенной Германии, на улицах городов, среди толп инвалидов, нищих, проституток, больных детей. Живопись художника приближается к соцреализму, показывая контрасты послевоенной жизни, поэтому также контрастны и дисгармоничны краски в его работах. Появляются такие картины, как

«Торговец спичками» (1921)

«Пражская улица» (1920)

«В салоне» (1921)

Картины, написанные в двадцатые годы, отражают климат внутри Германии, и для них характерно сочетание приемов дадаизма (коллажность) и экспрессионизма (двухмерность). В двадцатые годы Дикс достаточно тесно связан с обоими течениями. Он является одним из основателей объединения художников Дрезденский сецессион, которое появляется в 1919 году.

В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Он знакомится с Мартой Кук, а еще через год они поженятся. Марта была прежде замужем за врачем Гансом Кохом, от которого имела двоих детей. В браке с Диксом у неё будет еще трое. В Дюссельдорфе Отто Дикс создает множество картин, видное место живописи того времени занимают портреты современников. Декаденствующая среда Веймарской Республики способствовала художественным запросам Дикса: он оставляет целую галерею портретов, в том числе один из самых известных, - портрет журналистки Сильвии фон Хаген (1926 год). В своих портретах Дикс объективен и обличителен, его гротескная манера лишь подчеркивает зловещие черты характеров и профессий изображаемых людей.

В этот же период была создана картина «Полевые окопы» (1923 год). Впервые это полотно было выставлено в 1929 году, а в 1933 году - уничтожено нацистами, сохранилось лишь её описание. На картине был изображен покинутый солдатами окоп - смесь глинистой грязи, разбитых бревен и гниющих разорванных тел.

Во второй половине двадцатых Дикс выступает уже совершенно зрелым мастером. Отличительной чертой его становится возрождение основательно забытой к тому времени формы алтарного образа. Появляется его ныне знаменитый триптих «Большой город» или «Метрополис» (1927-28 годы).

Благодаря многочисленным репродукциям, он стал широко известным по всей Европе. Снова здесь звучит эхо войны. На боковых створках этого огромного триптиха - инвалиды и нищие, рядом проходит сюрреалистичное шествие разряженных проституток, в центральной части танцуют кавалеры и дамы. Всё это - «дети войны». Персонажи Дикса - это социальные типы его времени.

В 1922 году Дикс занял пост профессора Дрезденской художественной академии, а в 1931 году его избирают в члены Прусской академии в Берлине. Репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии в это время утверждается, однако не всё было так гладко. В 1923 году художника обвинили в порнографии. Его картины с изображением проституток вызывали скандалы. Только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.

В этот период образцом для Дикса всё больше выступают старые мастера Северного Возрождения: Грюневальд, Босх, Брейгель. На основе своих многочисленных зарисовок, созданных во время войны, Дикс рисует монументальный полиптих «Война» (1929-1932 годы). Предлагая подобную форму, он вновь обращается к традиции средневековья и Раннего Возрождения. Примечательно, что полиптих, как и положено, написан на дереве, его центральная часть размером в четыре квадратных метра. Благодаря композиционному построению мы вслед за художником как бы движемся по кругу. Вот люди идут, вот вершится царство смерти, и вот уже смерть берёт своё… Необходимо отметить, что это уже не экспрессионизм, а, по сути, та самая «новая вещественность», представителем которой наряду с Георгом Гроссом называют и Дикса. «Новая вещественность» провозглашала отказ от абстрактного искусства и возврат к реализму, она включала в себя неоклассическую стилистику и попытку критически отразить истинное лицо времени. В 1925 году Дикс участвовал в выставке группы «Новая вещественность» в Берлине. «Мы хотим изображать предметы обнаженными, до предела ясными, почти без артистизма », - говорил Отто Дикс.

Приход Гитлера к власти кладет конец карьере Отто Дикса. Вначале нацисты посчитали, что творчество художника частично укладывается в рамки официальной эстетики национал-социализма, но в 1933 году Дикса исключают из Дрезденской академии. В документе говорилось: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации ». Последовало запрещение выставлять работы Дикса, его искусство было причислено к «вырожденческому». Некоторые картины Дикса были показаны на выставке «дегенеративного» искусства, а в 1937 году 260 картин Отто Дикса были сожжены в Берлине.

Художник с женой и детьми переезжает в провинцию на юг Германии и селится под городом Зинген. В этот период Дикс обращается к библейским сюжетам, которые предстают в его интерпретации как аллегории. Он пишет «Искушение святого Антония», «Святого Христофора». Появляется и одно из самых знаменитых полотен художника - «Семь смертных грехов» (1933 год). Это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с маленькими глазками и черными усиками (безусловно, сам фюрер) едет верхом на страшной старухе, а за ним следуют ужасные образы…

В сороковые Дикс остается под надзором властей, в числе «неблагонадежных лиц». В этот период художник обращается к пейзажам, рисует ландшафты, а также продолжает писать аллегории на религиозную тематику. Уже в самом конце второй мировой, в 1945 году, несмотря на свои 53 года, Отто Дикс был всё-таки призван в «Фольксштурм», но уже буквально через несколько дней он сдался в плен французам. В 1946 году Дикс вернулся из плена и вновь участвовал в коллективных выставках в Германии. Этот последний период в жизни художника был непростым: в Западной Германии господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха. Дикс же не может ассоциировать себя ни с соцреализмом Востока, ни с абстрактом Запада, при том, что и там, и там, он получает признание. В итоге Дикс возвращается к экспрессивному стилю картин ранних лет и уходит, как от абстракций, так и от социальности. «После второй мировой войны я несколько изменил свою технику. Я больше не использовал как образец старых мастеров, не обращался к Ренессансу. Начал рисовать пейзажи, целую серию пейзажей. И картины на религиозные сюжеты, с использованием библейских мотивов. Впрочем, к религиозным темам я обращался и до этого, в прошлом», - писал художник. В 1968 году он получил премию Фонда имени Рембрандта в Зальцбурге. Умер Отто Дикс в Зингене 25 июля 1969 года в возрасте 77лет. Настоящее мировое признание пришло к художнику уже посмертно. До сих пор он во многом известен благодаря своему видению двух адов - военного и послевоенного; он остаётся документалистом своего времени, портретистом эпохи.

Ярко выраженный авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гросом являлся представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистские мотивы, осмысление общечеловеческих ценностей.

Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван на военную службу в ряды фольксштурма. В конце войны Дикс был пленён французскими войсками и в феврале 1946 года отпущен на свободу.

Сначала Дикс учился у художника-декоратора (1905-1909), а потом в Дрезденской школе прикладного искусства (1910-1914). В своих ранних произведениях он следовал традиции немецкой живописи XV-XVI вв., позже испытал влияние группы и футуризма (в 1914-1919). Как и другие художники того поколения, Дикс глубоко переживал трагедию войны, на темы которой он исполнил около 600 рисунков, акварелей и гуашей. В 1914- 1919 он служил на русском и французском фронтах. Картины, написанные в 1920, отражают политический климат в Германии после окончания войны. Для них характерна удивительная смесь дадаистской техники(коллажи; в 1920 Дикс принял участие в большой выставке дала в Берлине) и двухмерности экспрессионизма (и - не сохранились; , Штутгарт, Гос.гал.; , там же).

Тогда же Дикс создал стиль, ставший особенно характерным для его творчества, - графический в своей основе, он окрашен холодными и пронзительными тонами в соответствии с экспрессивной традицией XVI в.(Бальдунг Грин, Дюрер, Кранах, Грюневальд), которую он сочетает с современными сюжетами: фантастический ужас в картине (1920-1923, погибла после 1938), портреты, создающие эффект присутствия (, 1921, Кельн, музей Вальраф-Рихарт; , 1926, Париж, Нац.музей современного искусства, Центр Помпиду; , 1924, Ганновер, музей); сатиры на современный город (, 1927, Штутгарт, Гос. гал.), прямое наблюдение откровенных человеческих ситуаций (, 1930-1931).

Его ксилографии (самая ранняя датируется 1913; в 1919 была исполнена прекрасная серия) и офорты 1920-х (и, 1922, и особенно 50 офортов из серии, 1923-1924, изданы в Берлине в 1924, полностью собраны в 1961) поражают своей правдивостью и жизненной силой. Дикс работал в старой темперной технике с лессировками, он рисовал серебряным карандашом (этюды новорожденного сына, Урсуса, 1927; растения, очень напоминающие листы Дюрера, обнаженные, пейзажи).

Дикс был провозглашен лидером группы (первая выставка в Маннгейме в 1925), но после 1930 художник отошел от этого направления в сторону более мягкой живописи (что проявилось даже в новых работах на тему войны - 4 панно, 1929-1932, Дрезден, Картинная гал.), заимствуя сюжеты своих картин у старых мастеров (тема искушения св. Антония, св. Христофор, тема бренности жизни), где обнаженные фигуры отмечены странной поэтичностью образов Кранаха и особенно замечательны пейзажи, в частности, графические (, 1934, Ахен, частное собрание). Около 1946 Дикс увлекся приемами позднего экспрессионизма, более тонкого и живописного.

Профессор Дрезденской Академии в 1927-1933, в 1936, изгнанный нацистами, он переехал в Хемменхофен на Боденском озере. Видение Дикса, одновременно беспристрастное, не ангажированное, и исключительно правдивое, было лучше оценено в 1945-1960, в момент фигуративистской реакции на субъективизм абстракции; знаменательно, что Дикс, как и поздний Бэкон, часто обращался к философии Ницше.

Работы художника представлены в немецких музеях, а также в Нью-Йорке (Музей современного искусства).