«Что за прелесть эти сказки!» (2). Что за прелесть эти сказки

Фото: Телеканал "Царьград", www.globallookpress.com

Протоиерей Андрей Ткачев о сказках как средневековых притчах

Начнем с Пушкина. И продолжим дальше уже нашей фольклористикой, записанной в XIX веке. В это время на Западе и у нас начали интересоваться фольклором. Смягчили многое, многое подретушировали, многое перекрасили или раскрасили по-новому. Потому что реальные сказки довольно страшны, натуралистичны, очень часто жестоки.

Сегодня я хотел бы вспомнить очень известную нашу сказку, а именно, сказку о рукавичке. Кто-то в рукавичке живет. Помните? Комар-пискун поселился в рукавичке. Потом туда лягушка-квакушка подскакала погреться. Потом…

Ну, рукавицы, вообще, большие были. У мужиков рука-то была ого-го, как лопата. Допустим, Василий Иванович Чапаев родился недоношенным, семимесячным, кажется, или шести - его как раз в рукавице грели. Он там вполне помещался. Туда можно было много запихнуть.

По крайней мере, комару там места хватит. И лягушке хватит. После лягушки-квакушки туда прибежал зайчишка-попрыгунчик. И начинается дальше интересная вещь. Потом прибегает туда волк-зубами щелк. Потом лисичка-сестричка. И мы как будто не замечаем постепенного разрастания рукавички до невместимых размеров. На каком-то этапе мы уже понимаем, что для всех места не должно хватать. Собственно, там и волку-то одному места мало. А туда уже набилась куча всякого-всякого. И вот только когда медведь пришел, стало очевидно, что он туда не влезет. Рукавичка рвется, а звери разбегаются.

И вот о чем эта сказка? Это сказка о стыке маленького и большого. Это, если угодно, средневековая притча о том, сколько может ангелов поместиться на конце иглы. О встрече невидимого и видимого мира. О вместимости невместимого. Или, наоборот, о вместимости малых пространств. Это сказка, если угодно, о сердце. Потому что сердце человеческое - это то вместилище, в котором живут и комары, и лягушки, и жабы, и лисицы, и волки, и медведь, … и змея еще может ползать.

То есть всякие грехи, олицетворяемые разными животными. Жадность - с жабой, это понятно. Свирепость, например, с волком, хитрость - с лисицей. Какая-нибудь холодная ядовитость - со змеей. Всё гадости олицетворяются с животными. Они все в сердце живут.

Сердце человеческое - это малый организм. Оно размером с кулак. Сожмите свой кулак, и это будет примерный размер вашего сердца, которое не имеет отдыха и постоянно бьется в груди. Посередине, кстати, не с левой стороны, а посередине находится оно. Так вот, туда помещается Господь. При всей малости этого органа, размером с кулак. Господь не помещается в Мировом океане, слишком мал он для Него. И в космосе не помещается Господь, слишком мал космос для Бога. А вот в сердце Господь помещается.

То есть сердце - это как рукавичка, оно маленькое, но туда впихивается очень много. И когда-то люди наши понимали эти вещи, что есть некие малые объемы, которые вмещают в себя очень много. И если сердце чистое, то чисто там, и Господь там живет. Если сердце грязное, то живет там, кто хочет: всякая нечистая тварь, всякая летучая мышь и всякий гад ползучий. И об этом тоже эта сказка, если угодно.

Эта сказка интегральная, как любая сказка. Она ложь, да в ней намек. Ее можно вертеть в разные стороны по смыслу. И этим учились наши предки.

Они учились мыслить о малом и большом, о грязном и чистом, о священном и профанном, благодаря рассказам, при коптящей и трещащей лучине, из бабушкиных беззубых уст.

Сегодня мы с вами цепнули еще одну сказку из того, что рассказывали нам в детстве. Попутно скажу вам, что горе тому поколению, которое не слушало сказок из уст мамы, папы или бабушки. Горе. Поэтому догоняйте свою всякую неуспетость и рассказывайте засыпающим малышам хорошие сказки, из того, что отфильтровано, просеяно и дается в назидание для молодого, носом сопящего в кроватке поколения.

Внеклассное мероприятие «Что за прелесть эти сказки!»

(юбилею А. С. Пушкина посвящается)

Цели: напомнить учащимся о жизни и творчестве А. С. Пушкина,

развивать интерес к творчеству великого русского поэта, умение называть волшебные события в сказках и их главных героев,

воспитывать доброту, милосердие, любовь к сказкам.

Оборудование: рисунки учащихся к сказкам А. С. Пушкина, книги великого поэта, сценические костюмы.

Ход занятия

Орг. момент.

Вступительное слово учителя:

Ребята! Если спросить вас какие книги вы любите читать больше всего, то я думаю, что большая часть из вас ответит: «Сказки». Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с радостью читаем сами. Сказки бывают разные: народные, бытовые, современные, о животных, авторские. А среди авторов сказок есть один, произведения которого мы любим читать и перечитывать, т.е. возвращаться к тому или иному произведению несколько раз. Послушайте отрывок из сказки, а затем назовите, пожалуйста, имя автора.

(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» читает Кущенко Даниэла)

Правильно. А. С. Пушкин родился в Москве 6 июля 1799г. ему исполнилось-бы 215 лет. Но он погиб на дуэли в возрасте 37 лет.

Маленького Сашу очень любили родители. Он всегда был окружен заботой и вниманием. Но среди родных и близких своей заботой отличалась его няня – Арина Родионовна. Лучше ее петь песни и рассказывать сказки не умел никто. Маленький очень любил свою няню и ласково называл ее «Матушка». Благодаря Арине Родионовне Александр Сергеевич полюбил сказки на всю жизнь. А часть его любви к сказкам превратилась в сами сказки, которые мы слушаем и читаем в любом возрасте, будучи и маленькими, и взрослыми.

Ведущий : Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас! (учащиеся делятся на 2 команды)

Я знаю, вы любите игры, песни, загадки, пляски. Но нет ничего интересней, чем сказки.

Сейчас мы вспомним сказки А. С. Пушкина, послушаем ответы и оценим, какая из команд их знает лучше.

(Представление членов жюри)

Ведущий: Начинаем нашу конкурсную программу

    «Царь с царицею простился.

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна…» («сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях»)

    «Сейчас потолкуем о книжке другой –

Тут синее море, тут берег крутой.

Старик вышел к морю, он невод забросил,

Кого-то поймает, кого-то попросит.

О жадной старухе рассказ тут пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет!» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    «Ветер на море гуляет,

И кораблик подгоняет;

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся.

На знакомом острову

Чудо видят наяву» (сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).

    «Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон

Смолоду был грозен он,

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить» («Сказка о золотом петушке»)

    «Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица всех милее,

Всех румяней и белее» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

    «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где мне взять такого?

Служителя не слишком дорогого?» («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Ведущий: Что случилось? Что за стук? Кто к нам в гости пожаловал? Ребята, нам передали телеграммы от сказочных героев. Назовите, кто их отправил.

    «За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат» («Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха)

    «Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой

Круглолицый, светлоокий,

И обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя» (Королевич Елисей)

    «Спит на соломе;

Ест за четверых,

Работает за семерых,

До света все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит

Яичко испечет, да и сам облупит» (Балда)

    «Здравствуй, князь, ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» (царевна Лебедь)

Ведущий: Продолжаем нашу программу. Вашему вниманию предлагается блиц-опрос по сказкам А. С. Пушкина. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и быстро отвечайте.

    Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)

    Под каким деревом грызла орешки белка? (под елью)

    Как звали пса, который сторожил терем, в котором жили семь богатырей? (Соколка)

    Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях?» (яблоком)

Ведущий: Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. А в следующем конкурсе мне хотелось, чтобы вы ответили на мои вопросы словами из сказок.

    Что кричал петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)

    Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

    Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («жил старик со своею старухой у самого синего моря»)

    А «Сказка о царе Салтане»? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком»)

    Какие орешки грызла белка? («Орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд»)

    Что говорила золотая рыбка старику, когда попалась в его сети? («Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь чем только пожелаешь»).

Ведущий: Подходит к концу наша встреча, и я не могу оставить без внимания наших болельщиков. Кто из вас, ребята, скажет какими словами заканчиваются сказки А. С. Пушкина. (Выбрать правильный ответ)

    «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

    «Глядь: опять пред ним землянка

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

    «Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил».

Ведущий: Сегодня мы еще раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха. И пока члены жюри будут совещаться, вашему вниманию предлагаем посмотреть отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» в исполнении учащихся 3 «Б» класса.

Ведущий: Посмотрев отрывок из сказки, мы с вами еще раз ребята, убедились в том, что Добро всегда побеждает …… (зло).

«Что за прелесть эти сказки!..»

(Об удивительной судьбе сказки А.С. Пушкина)

О Пушкине написано много. Но архивы хранят еще немало тайн. О находке, которую сделали работники Государственного архива Ставрополь-ского края, стало известно в 1998 году. В его фондах сохранилось целое дело на поэта. Завела его Ставрополь-ская духовная консистория. Дело скандальное. Оно про то, как возмутилось местное духовенство «Сказкой о попе и о работнике его Балде». Именно так — с двумя предлогами «о» озаглавил сказку Пушкин, что часто игнорируют и издатели, и авторы статей. А начиналась история этой сказки так.

Заветная тетрадь

В ноябре 1824 года (все даты до февраля 1918 года приводятся по старому стилю) Пушкин писал из Михайлов-ского брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу запи-ски, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»

И, очевидно, тогда же, в ноябре 1824 года, поэт взял большую, шестидесятистраничную тетрадь в черном кожаном переплете, на котором стоял тисненый треугольник, а в нем знак «OV». Масон-ский знак... Некогда, в Кишиневе, это была тетрадь масон-ской ложи «Овидий», в которой состоял Пушкин и его друзья. Тетрадь сослужила поэту и в Михайлов-ском. Она уже хранила на своих страницах черновики «Цыган», «Евгения Онегина», «Арапа Петра Великого», многих стихотворений.

Пушкин перевернул тетрадь задом наперед, и на этих последних листах, ставших теперь как бы первыми, записал — кратко, конспективно — сюжеты семи сказок, рассказанных Ариной Родионовной.

Сюжет одной из них в записи Пушкина выглядел так: «Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда итти в работники, платы требует только 3 щелчка в лоб попу. Поп радехонек, попадья говорит: «Каков будет щелк». Балда дюж и работящ, но срок уж близок, а поп начинает беспокоиться». Далее Балда обводит вокруг пальца бесов. Затем — «Балда у царя. Дочь одержима бесом. Балда под страхом виселицы берется вылечить царевну». После приключений бес «пойман и высечен». Так писано в Михайлов-ском. К этой записи поэт вернется через шесть лет.

31 августа 1830 года Пушкин выезжает из Москвы в деревню Болдино Нижегород-ской губернии. Раньше он в этих краях не бывал. Лишь изредка вспоминал в письмах про «болдин-скую вотчину» отца, «где водятся курицы, петухи и медведи».

Повод для поездки в Болдино был весьма важный. Отец поэта Сергей Львович после помолвки сына выделил ему часть старинных земель, с 1619 года принадлежавших дворян-скому роду Пушкиных. И Александру Сергеевичу следовало вступить во владение собственным имением. Пушкину шел 32-й год. Впереди свадьба с Натальей Николаевной Гончаровой.

Пушкин выехал в Болдино, когда кругом все говорили о надвигающейся холере. Поэт не скрывал в письмах своей тревоги: «По всему видно было, что она не минует и Нижегород-ской... Я поехал с равнодушием, коим был обязан пребыванию моему между азиатцами».

Пушкин поехал сначала по старинному Владимир-скому тракту, дороге, по которой везли осужденных на сибир-скую каторгу. Однако за Богород-ском и Владимиром свернул на Судогду, Муром, Севаслейку, Арзамас.

От Москвы до Болдино 500 верст. По россий-ским меркам, не так уж и много. Поэт преодолел это расстояние за четверо суток. Пушкин ехал в бедное село Болдино Лукоянов-ского уезда Нижегород-ской губернии, ехал навстречу холере, надеясь, что управится с бумагами за месяц. И не подозревал, что не выедет из Болдино до самой зимы.

Осень в Болдино

3 сентября 1830 года Пушкин впервые увидел Болдино. За мелким частоколом стоял одноэтажный деревен-ский дедов-ский дом, рядом вотчинная контора, церковь и длинная деревня с избами, крытыми соломой и тесом. Небольшой пруд, тронутые осенним золотом рощи на отлогих холмах, а кругом волнистая бесконечная черноземная степь...

В первые дни Александру Сергеевичу пришлось все же вникать в скучные деловые бумаги. Но все устроилось хорошо. Вотчинный писарь Петр Киреев занялся сочинительством бумаг, в которых он был сильнее Александра Сергеевича. И пока первый писал, ездил, хлопотал, коллеж-ский секретарь Александр Сергеевич Пушкин не спеша расположился в старом доме и 7 сентября написал первое болдин-ское стихотворение «Бесы».

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Так началась болдин-ская литературная осень поэта, плодотворнее которой не было периода в его жизни. На следующий день, 8 сентября, после «Бесов» точно на таком же листе Пушкин ставит вместо заглавия дату — «8 сент.». Ниже строка: «Мой день уныл...», которую исправляет на: «Мой путь уныл...» «Путь» — сильнее, шире, печальнее, чем «день». Поэт вносит правки и в другие строки. Не сразу получается то, что он хочет сказать. Но Пушкин продолжает добавлять кра-ски в написанные строки: «угасшее веселье», «закат печальный», «улыбкою прощальной»... Так родилось одно из лучших стихотворений первой болдин-ской осени «Элегия».

9 сентября Александр Сергеевич достал заветную тетрадь без переплета, просто несколько десятков сшитых и несшитых листов в общей обертке. Открыл и записал: «Последние пожитки Самсона Прохорова были взвалены на дрожки без рессор, и бедная кляча в четвертый раз потянулась с Басманной, где находилась лавка гробовщика, на Никит-скую».

Затем Пушкин переименовал Самсона Прохорова в Андрияна и добавил лошадей: «Пара кляч в четвертый раз потащилась...» Пушкин еще раз поправил: «Тощая пара в четвертый раз потащилась». «Дрожки без рессор» заменил на «похоронные дроги».

Пушкин писал целый день. Покончив с «Гробовщиком», в этот же день он написал три письма: одно влюбленное — невесте Наталье Гончаровой, другое холодно-родственное — Афанасию Николаевичу Гончарову в Полотняный завод, третье друже-ское — издателю Петру Александровичу Плетневу:

«Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов».

Утром, 10 сентября, Пушкин открыл тетрадь в кожаном переплете, перечитал нянину сказку о попе. Мысленно возвратился в Михайлов-ское. Вот уж два года, как нет на свете Арины Родионовны. Пушкин помянул ее добрым словом, обмакнул перо в чернильницу и вывел на бумаге:

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

Сказка настолько близка к тексту, который он записал после Арины Родионовны, что диву даешься. А стихотворный размер, избранный поэтом, хорошо знаком грамотным, малограмотным и даже совсем неграмотным. По Руси на всех ярмарках ходили лубочные картинки со стихотворными объяснениями, вроде этих:

Немец нанял себе батрака,

Деревен-ского мужика...

Стихи «неровные», с разным числом слогов в строке, но зато с рифмами. Запоминались народом с первого раза. Пушкин использовал этот прием при написании «Сказки о попе и о работнике его Балде». Сказка получилась, как самая народная, бытовая, в духе ярмарочных балагуров и -ско--морохов. Проникнутая иронией, порой переходящей в насмешку и сатиру по отношению к духовенству, она была близка по духу рус-скому фольклору.

Вернувшись в Москву, Пушкин взволнованно пишет Плетневу в Петербург: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme (т.е. анонимно. — Н.Б.) . Несколько драматиче-ских сцен, или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Салиери», «Пир во время Чумы» и «Дон Жуана». Сверх того написал 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все (весьма секретное). Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратын-ский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

Пушкин не назвал «Сказки о попе и о работнике его Балде», неоконченную «Сказку о медведихе». Не помянул «Историю села Горюхина», более двадцати критиче-ских и полемиче-ских статей и заметок.

Но вернемся к сказке «Балда», как ее кратко называл сам Пушкин. Это первая из сказок поэта. Напомним, «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александр Сергеевич написал в 1831 году, «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» — в 1833-м, «Сказку о золотом петушке» — в 1834-м.

Сказку о Балде знали друзья Пушкина. Александр Сергеевич довольно часто читал ее им. Первый биограф поэта П.В. Анненков отмечал, что сказка о Балде «так смешила В.А. Жуков-ского и друзей его». В исполнении поэта сказку про Балду не раз слушали П.А. Вязем-ский, Н.В. Гоголь, Н.М. Языков.

4 ноября 1831 года поэт Николай Михайлович Языков написал братьям, что Пушкин написал «сказку под названием «Балда». А в письме от 13 апреля 1832 года он же спрашивал своего знакомого — чиновника главного управления цензуры В.Д. Комов-ского (брата лицей-ского товарища Пушкина): «Где же его сказка «Балда»?» Комов-ский ответил 25 апреля: «Сказка о попе Толоконном Лбе и работнике его Балде не может, говорят, увидеть свет ни по наименованию, ни по содержанию своему».

Иногда кажется, что и сам Александр Сергеевич не предпринимал попыток издать сказку, понимая, что цензура не допустит. Не совсем так. Название сказки встречается в нескольких планах изданий, составленных поэтом в 1830-1834 годах.

Словом, пушкин-ская сказка про Балду была известна многим. Но при жизни автора она так и не увидела свет.

По воле Жуков-ского

После дуэли и смерти Пушкина Николай I поручил В.А. Жуков-скому и начальнику штаба корпуса жандармов генералу Л.В. Дубельту разобрать все бумаги, оставшиеся в кабинете покойного, подготовить посмертное собрание сочинений к печати.

В письме Жуков-скому шеф жандармов А.Х. Бенкендорф так сформулировал важное для власти требование: «Бумаги, могущие повредить памяти Пушкина, должны быть доставлены ко мне для моего прочтения».

Это означало, что над сказкой о Балде нависла серьезная угроза. Она вполне могла быть зачислена в список неблагонадежных произведений. Получив назад бумаги поэта, Жуков-ский с облегчением вздохнул: жандарм-ский генерал не обратил внимания на сию сказку.

После смерти Пушкина началась подготовка пушкин-ских сочинений. Комиссию возглавлял В.А. Жуков-ский. Работал Василий Андреевич довольно плодотворно. В 1838 году ему удалось выпустить первые восемь томов пушкин-ских произведений, публиковавшихся ранее. Из неопубликованных часть увидела свет на страницах «Современника» и в других журналах. Но основную массу неизвестных произведений поэта Жуков-ский готовил для публикации в других томах. Осенью и зимой 1839 и 1840 годов Василий Андреевич работал над «Сказкой о попе и о работнике его Балде».

Понимая, что в своем первозданном виде она не преодолеет цензурные рогатки, Жуков-ский решается заменить «попа» на «купца». И дает сказке новое название «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде». Весь текст пришлось переписать. Вместо «попадьи» в сказке появляется «хозяйка» или «жена», вместо «поповны» — «их дочка». «Попенка» сменил «сынок их» и так далее. Нет в названии и второго «о». Сказка стала совсем другой. Это уже была не сказка Пушкина, хотя к читателю она пришла под его именем. Начиналась она так.

Жил-был купец Кузьма Остолоп,

По прозванию Осиновый лоб.

Пошел Кузьма по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

Впервые в таком «отредактированном» Жуков-ским виде она была опубликована в пятом номере журнала «Сын Отечества» за 1840 год. Разрешение цензуры последовало 10 марта, журнал вышел в конце того же месяца. В том же 1840 году «Сказку о купце» (так ее стали именовать для краткости) напечатало еще одно издание — «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений» (т. 26, № 103). Обе публикации вышли без каких-либо комментариев, пояснений, примечаний. Только подпись: «А. Пушкин».

29 апреля 1840 года произошло еще одно событие, имеющее отношение к судьбе сказки Пушкина: цензура выдала разрешение на публикацию пушкин-ских сочинений, вошедших в девятый том. Этот том увидел свет в конце августа 1841 года. В него вошли не публиковавшиеся при жизни поэта «Медный всадник», «Каменный гость», «Русалка», многие стихотворения. На 223-232 страницах была заверстана «Сказка о купце Остолопе и работнике его Балде». Напрасно читатели искали примечания или комментарии к этому произведению поэта. В этом томе их вообще не было. Все произведения, вошедшие в девятый том, были поставлены в равные условия. Случайность?

Вмешательство Жуков-ского в пушкин-ский текст, как заметил один из исследователей творчества Пушкина, «дало непредсказуемый результат, породило причудливый, может быть, уникальный в истории литературы феномен: единое произведение раздвоилось, разделилось на две ипостаси, каждая из которых обрела собственную долгую жизнь, и у той, и у другой наполненную своими перипетиями и коллизиями».

В течение сорока с лишним лет, вплоть до 1882 года, переиначенная Жуков-ским сказка Пушкина печаталась во всех собраниях сочинений поэта — 1855-1857, 1859-1860, 1878-1881, в сборниках его сказок — 1873, 1879, 1880. В таком виде выходила она и отдельным изданием — в 1864, 1872, 1873. «Купец Кузьма Остолоп» обрел свою жизнь. Про то, что одним из главных героев сказки Пушкина был поп, широкой публике ничего не было известно. Жуков-ский скончался 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене и согласно его последней воле похоронен в России. А сказка Пушкина продолжала жить в том виде, в каком ее впервые предложил читателям Василий Андреевич.

Молчание Анненкова

После Жуков-ского никто так и не решился сказать всей правды об истинном содержании сказки, даже П.В. Анненков, писатель и литературный критик, когда взялся готовить к печати многотомное собрание сочинений Пушкина. Наследники Александра Сергеевича предоставили Павлу Васильевичу архив поэта, он имел возможность работать с рукописями. И, скорее всего, ознакомившись с наследием, он первым увидел, что сказка не о купце, а о попе. Тем не менее, издатель нового собрания сочинений оставил все так, как было до него. И позиции «Купца» значительно возросли после выхода первого научно комментированного издания. Правда, Анненков сделал одно весьма важное примечание к этой сказке, что, дескать, в публикуемом тексте «существуют некоторые несходства с рукописью, но нисколько не отнимающие ее достоинства и не вредящие ее общему тону».

Более того, в приложении к первому тому, в которое вошли «Материалы для биографии А.С. Пушкина, Анненков впервые опубликовал три из известных нам семи записей сказок, рассказанных няней Ариной Родионовной. И одной из них Павел Васильевич дал такое название «Сказка, послужившая основой для сказки о Кузьме Остолопе» (с. 441). Напечатал ее Анненков не полностью, да, к тому же, и переделал ее, как Жуков-ский переиначил саму сказку Пушкина. В нянином тексте «попа» Анненков повсюду заменил «купцом».

Более того, он исказил и два пушкин-ских рисунка из трех, которыми поэт проиллюстрировал данную сказку. Анненков поместил два из них на приложенных к первому тому факсимильных листах. На первом из них нет бесенка с подписью, оставлен только Балда с зайцем и подпись под ним: «Балда». Нет в томе портрета старого беса. А под бородатой физиономией (скорее напоминающей попа, а не купца), искаженной страхом перед надвигающимся на нее щелчком, нет никакой подписи. А ведь Пушкин подписал всех четырех персонажей сказки. А под финальным рисунком поэт написал: «Поп толоконный лоб». Толоконный — значит глупый, по-другому, дурак.

Фальсификация Анненковым записи сюжета сказки и рисунков к ней воспринимались читателями как документальное подтверждение того, что Пушкин написал сказку именно «о купце Кузьме Остолопе», а не «о попе и о работнике его Балде».

Выставка в Румянцев-ском музее

Наступил 1879 год. Со дня первой публикации пушкин-ской сказки в «Сыне Отечества» прошло почти сорок лет. За это время никто из издателей и исследователей творчества поэта больше не предпринимал попыток вернуться к автор-скому варианту «Балды». Помог случай. Администрация Румянцев-ского музея (в совет-ское время Государственная библиотека имени В.И. Ленина) обратилась к старшему сыну поэта Александру Александровичу Пушкину выставить на обозрение рукописи отца. Выставку предполагалось провести в рамках 80-й годовщины со дня рождения великого рус-ского поэта. Но пока шли переговоры, отбирались рукописи, письма, юбилей прошел. Тем не менее, выставка открылась, правда, уже в 1880 году. На ней было представлено большое количество рукописей. Они-то и стали центральным событием выставки. Именно в те дни посетители впервые увидели оригинал пушкин-ского «Балды».

Выставка совпала с выходом шеститомного собрания сочинений Пушкина (1878-1881 гг.), которое выпустил петер-бург-ский издатель Я.А. Исаков. Для подготовки этого издания Яков Алексеевич пригласил известного библиографа, библиофила, впоследствии члена-корреспондента Петербург-ской Академии наук Петра Александровича Ефремова. «Сказку о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде» Петр Александрович поместил в третьем томе и сопроводил ее примечанием «Сказки Арины Родионовны». Вот полный его текст: «Есть еще третья сказка той же Арины Родионовны, послужившая основой сказки, явившейся по цензурным соображениям под заглавием «Сказка о купце Остолопе и работнике его Балде» (имя купца опущено — Н.Б.) . Сказка эта печатается в этом томе нашего издания с исправлениями В.А. Жуков-ского, как она была напечатана впервые в «Сыне Отечества» в 1840 г. Мы даем ее здесь в этом виде потому, что все ее знают именно в этой переделке, не вредящей ея тону. В томе X нашего издания мы приводим эту сказку по подлинной рукописи Пушкина». Но вышло только шесть томов и, естественно, подлинник сказки не увидел свет.

Но через два года, в 1882-м, москов-ский издатель Ф.И. Ан-ской издает семитомное собрание сочинений поэта. Именно в этом издании впервые читатели смогли прочесть сказку Пушкина в автор-ском варианте. «Сказка о попе и о работнике его Балде» опубликована в третьем томе. Правда, текст сказки все же отличается от пушкин-ского. Литературоведы считают, что это произошло из-за неразборчивого почерка Пушкина.

Пушкинист В.Е. Якушкин (внук декабриста И.Д. Якушкина) сделал попытку разобраться в пушкин-ском тексте. В июнь-ском номере журнала «Рус-ская старина» за 1884 год впервые он напечатал довольно обширное описание рукописей, оставшихся после поэта. Он был первым пушкинистом, кто смело со страниц журнала опроверг публикацию Анненкова, сообщив читателям, что со слов няни Арины Родионовны Пушкин записал сказку не о купце, а о попе. В том же июнь-ском номере Якушкин опубликовал заключительную часть пушкин-ской записи, опущенную Анненковым.

В октябрь-ской книжке «Рус-ской старины» того же 1884 года Якушкин опубликовал подробное описание рукописи сказки, рассказал о литературной правке Пушкина, впервые привел ее подлинный заголовок: «Сказка о попе и о работнике его Балде», расшифровал некоторые неясные пушкин-ские поправки.

Через три года, в 1887-м, Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым выпустило в Петербурге семитомное собрание сочинений Пушкина. Редактор издания, к тому времени известный в России пушкинист, литературовед, впоследствии член-корреспондент Петербург-ской Академии наук П.О. Морозов заново сверил текст пушкин-ской сказки, впервые опубликованный москов-ским издателем Ф.И. Ан-ским, с оригиналом, разобрался в поправках поэта. И опубликовал этот исправленный вариант в третьем томе. А в примечаниях к третьему тому Морозов впервые и полностью опубликовал неискаженную запись няниной сказки.

Казалось, что этим изданием Морозов положил конец злоключениям сказки Пушкина. Однако, в том же 1887 году, петербург-ский издатель Алексей Сергеевич Суворин приступает к изданию девятитомного издания сочинений Пушкина. Первый том вышел с подзаголовком «Поэмы и сказки». На 390-396 страницах Суворин помещает «Сказку о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде», хотя к тому времени уже был известен подлинный пушкин-ский текст. Двойник пушкин-ской сказки «купец Кузьма Остолоп» оказался на редкость жизнестойким.

В юбилейные дни 1899 года, когда в России отмечалось столетие со дня рождения поэта, сказку Пушкина можно было купить в двух отредактированных вариантах — Жуков-ского и Морозова. Возможно, народу нравились оба героя, скажет читатель, поэтому, мол, сказку о купце продолжали тиражировать, как в столице, так и в провинции. Но, оказывается, дело не в этом. Скандал вокруг подлинного текста пушкин-ской сказки нарастал с каждым годом, с каждым днем.

Рапорт священника Порфирия Кумпана

Священник Казан-ской церкви станицы Ясен-ской Ей-ского отдела Кубан-ской области Порфирий Кумпан в рапорте в Ставрополь-скую духовную консисторию 26 сентября 1898 года писал, что еще 1 мая 1893 года он впервые конфисковал в Ясен-ской станичной школе брошюру «Сказка о попе и его работнике Балде» (второго «о» в данном документе нет. Ниже названия сказки даются по архивным документам. — Н.Б.) . Сочинитель А.С. Пушкин. Рапорт не остался незамеченным. Епархиальный училищный Совет определением своим от 18 мая 1895 года «признал распространение по школам и среди народа названной брошюры в воспитательном отношении крайне вредным, а в религиозном — кощунственно-оскорбительным». Данное определение, писал в новом рапорте священник П. Кумпан, было утверждено «Его Преосвященством 5 июня того же года», то есть еще в 1895 году. Что же заставило Порфирия Кумпана вновь взяться за перо?

«Считаю своим долгом, — писал священник (орфография сохраняется. — Н.Б.) , — доложить Ставрополь-ской духовной консистории, что в то время, когда мною была конфискована означенная брошюра, таковая распространялась по школам путем не легальным, чисто подпольным, без ведома дирекции и областного Начальства. Нелегальный способ распространения означенной брошюры из войскового склада мною подробно был изложен в вышеуказанном рапорте за № 43. В то время означенная брошюра не значилась в каталоге Кубан-ского войскового склада книг. В настоящее же время после столь категориче-ски высказанного Епархиальным училищным Советом определения позволяю себе смелость думать — небезызвестного дирекции училищ и областному Начальству характера содержания брошюры областным Начальством дается право на самое широкое распространение этой брошюры по школам и среди народа чрез посредство тех же министер-ских школ области, только теперь путь распространения этой брошюры не легальный и не подпольный, а законный, так как в каталоге книжного склада, распространением к печатанию областным Начальством от 19 августа сего 1898 года и разосланной по министер-ским училищам области означенная брошюра включена под № 772 в число других книг и брошюр, предназначенных для развития детей и народа в умственном и религиозно-нравственном отношении. Позволяя себе смелость предположить, что означенная брошюра включена областным Начальством в число других полезных для развития детей и народа книг по недосмотру цензуры, осмеливаюсь всепокорнейше просить Ставрополь-скую духовную консисторию, не найдет ли оная Консистория возможность ходатайствовать пред кем следует об изъятии из каталога войскового книжного склада означенной брошюры, как деморализующей действия пастырей церкви Епархии и безусловно развращающим образом имеющей воздействовать на молодое поколение, детей того самого народа, который всецело вручается пастырю церкви для религиозно-нравственного воспитания. Столь неблаговидный, искусственный способ разъединения прихожан с своим пастырем по-моему не должен иметь место среди членов благоустроенного государства».

И пошла писать губерния! Ставро-поль-ская духовная консистория, получив рапорт П. Кумпана, обращается к епископу Ставрополь-скому и Екатеринодар-скому, тот к обер-прокурору Святейшего синода, действительному стат-скому советнику, Стас-секретарю К.П. Победоносцеву с ходатайством «об изъятии из употребления этой брошюры в начальных народных училищах».

От имени епископа Ставрополь-ского и Екатеринодар-ского по всем приходам рассылается циркуляр с указанием: «Собрать негласным путем сведения о том, как высылается, выписывается и распространяется означенная брошюра, и в каких приходах и среди учеников только или в народе, каковые сведения представить его Преосвященству».

В архивном деле сохранились рапорты священников станиц Брюховецкой, Уман-ской, Баталпашин-ской, Зеленчук-ской, Хамкетин-ской, Пшех-ской, Тернов-ской...

Но дело вокруг сказки Пушкина этим не закончилось. Скандал из местного перерос во Всероссий-ский. Поводом послужило объявление москов-ского издателя И.Д. Сытина о готовящемся издании (12-тысячным тиражом, отдельными иллюстрированными брошюрами ценой по пять копеек) пушкин-ских сказок, в том числе «Сказки о попе и о работнике его Балде».

«Церковный вестник» (№ 17, 29 апреля 1899 года) поместил статью священника Алексия Боброва. Ох, и досталось Александру Сергеевичу за сказку! «Самый грубый пасквиль на наше духовенство», «перл пушкин-ского пасквиля», «порнографиче-ское произведение» — других оценок произведение поэта не заслужило. Но более всего автор статьи был возмущен пятикопеечной ценой книжки: «За такую ничтожную плату каждый грамотный крестьянин и деревен-ский школьник не преминет доставить себе удовольствие приобрести эту любопытную сказку».

Публикация в «Церковном вестнике» не осталась незамеченной. У Алексия Боброва были не только противники, но и сторонники. Особенно «удачной» в этом смысле была статья протоиерея Кл. Фоменко в «Трудах Киев-ской Духовной академии» (1899, № 6). Она носила довольно претенциозный заголовок «Как относился к православному духовенству А.С. Пушкин? По поводу заметки Боброва».

В ней Кл. Фоменко изложил совершенно другую версию написания сказки. В частности, он утверждал, что проводивший лето 1831 года в Цар-ском Селе с император-ским двором Жуков-ский задержался там до поздней осени из-за холеры в Петербурге. Там же жил и Пушкин. Гоголь был их частым гостем. И, дескать, этот триумвират «для поднятия упавшего народного настроения и общей грусти взялся здесь, по примеру Боккаччо во время чумы в Италии, за переложение смехотворных народных сказок». И когда Пушкин прочел свою «Сказку о попе и о работнике его Балде», «вдохновитель и учитель Пушкина Жуков-ский, вразумив молодого (подчеркнул Фоменко. — Н.Б.) поэта, переделал заглавие последней сказки так: «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде»... Иначе и не мог поступить добрый христианин и опытный (снова подчеркнул Фоменко. — Н.Б.) и благоразумный воспитатель. Пушкин безусловно подчинился совету благоразумно-дальновидного Жуков-ского». И какое же право имеет Сытин, спрашивает Кл. Фоменко, «издавать сказку Пушкина под тем ошибочным заглавием, от которого отказался сам автор»?

Из уст Фоменко история пушкин-ской сказки звучит довольно убедительно, тем более что сделана ссылка на пятитомное издание «Сочинений А.С. Пушкина с объяснениями их и сводом отзывов критики», выпущенное в 1892-1998 годах москов-ским издателем Львом Поливановым. В статье Фоменко нет ни слова о том, что сказка написана в Болдино осенью 1830 года, а не летом 1831 года. Умолчал Фоменко и об отзыве поэта Николая Языкова, сделанном при жизни поэта, не сказал правды о редакции В.А. Жуков-ского, П.А. Ефремова, П.О. Морозова, не вспомнил о выставке рукописей в Румянцев-ском музее. Наконец, Фоменко переврал москов-ского издателя Льва Поливанова, который в комментарии к пятитомнику действительно утверждал, что лето и осень 1831 года Пушкин и Жуков-ский проводили в Цар-ском Селе и что оба поэта «взялись за народные сказки». Плодом их состязания стали «Сказка о спящей царевне», «Сказка о царе Берендее», «Война мышей и лягушек» Жуков-ского и «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде» Пушкина, писал Поливанов. И ни слова о «вразумлениях» Жуков-ского, якобы сделанных им молодому Пушкину.

Некто А.Г. Филонов, член «особого отдела» при ученом комитете министерства народного просвещения России, правильнее сказать, «педагогиче-ский цензор», ознакомившись со сборником «Все сказки Пушкина» (1897) друже-ски порекомендовал Ивану Дмитриевичу Сытину в следующем издании «восстановить» «Сказку о купце».

«Балда» Демьяна Бедного

В начале двадцатого века известные в Европе издатели Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон приступили к изданию «Библиотеки великих писателей». Проект по тем временам был грандиозным. Он включал произведения Байрона, Мольера, Шиллера, Шекспира. В издательстве Брокгауза и Ефрона вышло и полное собрание сочинений А.С. Пушкина, роскошно иллюстрированное и снабженное комментариями. Редактировать его Брокгауз и Ефрон пригласили рус-ского историка литературы и общественной мысли, библиографа Семена Афанасьевича Венгерова. Именно он поставил последнюю точку в споре вокруг автор-ской версии пушкин-ской сказки. В третьем томе сочинений поэта, который вышел в 1909 году, Венгеров факсимильно воспроизвел весь лист пушкин-ских иллюстраций со всеми подписями к «Сказке о попе и о работнике его Балде». На трех рисунках читатели смогли ясно увидеть подписанные Пушкиным рисунки: «Балда», «Бесенок», «Старый бес», «Поп толоконный лоб».

Начиная с 1888 года, в россий-ским издатель-ском деле сложилась парадоксальная ситуация: читатели с одинаковой периодичностью получали от издателей сочинения А.С. Пушкина или отдельные сборники, в которых печатались оба варианта сказки — и о попе, и о купце. Издатели печатали «Сказку о купце» вплоть до 1916 года. Так, москов-ский издатель и литературовед В.П. Авенариус выпустил в 1916 году «Сочинения А.С. Пушкина, изданные для юношества». В первом томе этого издания можно прочитать «Сказку о купце». Не спасла «Сказку о попе и о работнике его Балде» и Октябрь-ская революция 1917 года.

В 1919 году Государственное издательство в Москве напечатало, а в 1922 году переиздало переделанный вариант пушкин-ской сказки. Поп в ней получил фамилию купца, и называлась она следующим образом: «Сказка о попе Остолопе и работнике его Балде». Более того, в книжке приводилось продолжение пушкин-ской сказки, принадлежавшее перу революционного поэта Демьяна Бедного. В «Сказке о батраке Балде и о страшном суде...» поэт рассказал о том, как Балду судили за расправу над попом, дали ему «сто батогов» и продали в батраки жестокому барину — «лихому татарину». Балда не выдержал тяжелых условий труда, «в три года Балда состарился» и «лег до срока в могилу», пролежал «сотню лет или боле». Но прозвучала «красноармей-ская труба», вышел Балда из могилы и видит, что в деревне другая жизнь, «помещика нет и в помине», а делами управляет комитет бедности, в бар-ском доме школа, и в ней учатся крестьян-ские дети, «кто сел за книжки, кто за тетрадки».

Очень понравилась Балде такая жизнь и говорит он:

«Картиночки. Чисто. Ни грязи, ни пыли.

Прежде и баре-то неучи были.

Народ же бродил, словно темное стадо.

А ноне гляди! Помирать не надо!»

Стоит Балда, кругом оглядывается.

Ничего в голове у Балды не укладывается.

«Господи!», — радостно шепчет Балда. —

«Не знаю, попал я куда?

Но одно мне, темному, ясно,

Что страдал я всю жизнь не напрасно,

И что ежели я — в родимом краю,

Значит, все мужики очутились в раю».

«Сказку о батраке Балде и о страшном суде...», наравне с другими произведениями, Демьян Бедный включил в «Собрание сочинений в одном томе. 1909-1922». Оно издано в 1923 году Сатириче-ским издательством «Крокодил» при «Рабочей газете». У читающей публики «Сказка о батраке Балде» пользовалась ошеломляющей популярностью. Более того, Добровольное общество «Долой неграмотность», председателем которого являлся М.И. Калинин, включило сказку Демьяна Бедного в программу ликбезов.

Марина Аверьянова
Конспект ООД «Что за прелесть эти сказки!»

Цель:

Образовательная: познакомить детей со сказками А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке». Объяснить значение устаревших слов, встречающихся в сказках: «владения», «рать», «гонец», «ветхая», «невод», «неведомые», «витязь», «чреда», «темница», «светлица» и т. д. Показать, что Александр Сергеевич применял эти слова в своих стихах, чтобы сделать их более выразительными, чтобы донести до читателя дух русской старины. Учить детей находить рифмы к словам, понимать красоту поэзии Пушкина. Показать связь сказок поэта с народными сказками.

Воспитательная: воспитывать у детей интерес к творчеству Пушкина, любовь к его сказкам, развивать воображение детей, творчество, фантазию, говорить о том, какие нравственные уроки мы можем вынести из каждой сказки, прочитанной нами, и какова мораль каждой из них.

«Сказка о рыбаке и рыбке» - алчешь чужого, потеряешь все.

«Сказка о золотом петушке» - долг платежом красен.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

Объяснить детям смысл пушкинских строк, которые стали крылатыми фразами:

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Коррекционная: учить детей применять образные выражения, синонимы, привить

стремление соблюдать чистоту русского языка.

Предварительная работа:

Чтение сказок А. С. Пушкина, беседы о значении старославянских слов.

Лепка на пластине.

Рисование иллюстраций к любимым сказкам: «Орешек для белочки», «Золотая рыбка», «Царевна лебедь».

Просмотр мультфильмов: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его балде».

Рассматривание репродукций к сказкам.

Рассматривание книг.

Дидактические игры: «Что перепутал сказочник», «Верни предмет в сказку», лото «Собери героев», «Сложи сказку», «Лукоморье».

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущая обращает внимание на портрет А. С. Пушкина (доска).

Вед. : Дети посмотрите на этот портрет. Вы знаете, кто это? (А. С. Пушкин). Правильно это замечательный русский поэт А. С. Пушкин. Давно его с нами нет, но память о нем живет в народе, его стихи, сказки с детства знают и любят.

Реб. : Сказки Пушкина мы знаем,

Любим очень и читаем.

Изучаем наизусть-

В них живет наш русский дух.

(На экране книга сказки Пушкина)

Вед. : Сказки А. С. Пушкина учат добру, любви, послушанию. В его сказках всегда побеждает добро, а злые деяния, жадность, легкомыслие наказываются.

Все сказки Пушкина немного волшебные и берут своё начало у Лукоморья.

Александр Сергеевич с детства сам слышал много сказок и песен от своей няни. Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна)

(На экране портрет няни)

Няня поэта, Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, поговорок и пословиц.

«Мастерицей ведь была. И откуда что брала!

А куды разумны шутки, приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины Православной старины,»-вспоминал о ней А. С. Пушкин.

Арина Родионовна очень любила маленького Сашеньку.

(На экране портрет маленького Сашеньки)

И заботилась о нем, и он ее очень любил и ласково называл «Мамушка». Часто по вечерам Арина Родионовна рассказывала ему свои сказки.

В зал входит Арина Родионовна, кланяется вс ем.

Няня: Здравствуйте, мои разлюбезные! Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым дитятей.

(На экране природа)

Поведу, бывало, Сашеньку гулять, да о каждой птичке, о каждом деревце, цветочке ему рассказываю, радуюсь вместе с ним. Какая вокруг красота! А то и песенку ему спою, а он подпевает. Давайте и мы с вами послушаем народную песню.

(Прослушивание песни)

Няня: Понравилась вам песня ребята? Хорошо мы с вами послушали, молодцы. А как любил Сашенька сказки, слушает, не шелохнется, а когда вырос, сам стал сказки сочинять. Хотите послушать его сказки?

Дети: Хотим!

Няня: Ну что ж, слушайте сказку и помогайте ее рассказывать.

(Садится за прялку, зажигает на столе свечку)

Три девицы по окном

Пряли поздно вечерком

1 дев. : Как бы я была царицей,-

Няня: Говорит одна девица,-

1 дев. : То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир

2 дев. : Кабы я была царицей

Няня: Говорит ее сестрица,-

2 дев. : То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.

3 дев. : Кабы я была царицей

Няня: Третья молвила сестрица,-

3 дев. : Я б для батюшки царя

Родила богатыря.

(Картинка: царь подслушивает)

Няня: (показывая жестом руки) Царь женился на меньшой, а сестрам сказал: «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха» (девицы садятся). Вскоре он уехал воевать, а ткачиха с поварихой, сватья бабой Бабарихой очень завидовали царице и решили ее погубить. Сколько они зла

причинили ей! Бедную царицу посадили в бочку и бросили в море.

(Звучит фрагмент «Море» (музыка Римского-Корсакова)

(Картинка «Море»)

Царевич: Ты, волна, моя волна!

Ты гуллива и вольна

Плещешь ты куда захочешь

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Поднимаешь корабли-

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Няня: И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

(Картинка берег, город)

Царевич: Вижу город я большой

Стены с частыми зубцами

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

Няня: Много чудес было в том городе: стихи (Картинки) Царевна-лебедь, тридцать три богатыря, белка-затейница.

Реб. : Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Ядра-чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Няня: Ай-да, белка, ай-да затейница! Узнали сказку? Как она называется?

Дети: Сказка о царе Салтане.

Няня: Каким только уловкам не прибегали ткачиха с поварихой, сватья бабой Бабарихой, но добро победило и царь Салтан все таки встретился с сыном и со своей женой царицей, а ткачиха с поварихой, сватья бабой Бабарихой разрыдались и во всем признались. Царь Салтан проявил милосердие и отпустил их домой. Не устали слушать сказку?

Дети: Нет.

Няня: Расскажу вам еще одну сказку А. С. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. О какой сказке идет речь?

(Картинка)

Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.

Няня: Молодцы, узнали сказку. Ребята, а вы хорошо знаете эту сказку? А сейчас мы проверим, поиграем в игру «Рыбкины секреты».

Игра «Рыбкины секреты» (Картинки)

Вопросы рыбки:

1. Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года)

2. Где они жили? (у самого синего моря)

3. Чем ловил старик рыбу? (неводом)

4. Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)

5. Что поймал старик в первый раз? (тину)

6. Что поймал во второй раз? (траву морскую)

7. Назовите первое желание старухи? (корыто)

8. Как называла в гневе старуха старика? (дурачина ты, простофиля)

9. Старик добрый, а старуха… (злая)

10. Старуха строптивая, а старик… (покорный)

11. Как называл старик золотую рыбку? (государыня рыбка)

Няня: Молодцы ребята все рыбкины секреты отгадали.

Няня: И все желания старухи выполняла рыбка, а ей все мало. Захотелось ей быть владычицей морскою, и чтоб служи ей рыбка золотая, и была у нее на посылках.

(Картинка-сидит старуха у разбитого корыта)

Вед. : Ребята почему старуха осталась с разбитым корытом?

Дети: Она жадная, грубая и злая. И была наказана за это.

Вед. : Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Алчешь чужого-потеряешь все! (Не желай чужого).

Няня. -А вы знаете другие сказки А. С. Пушкина?

Дети: Да!

Няня: Сейчас узнаем.

Игра «Узнай сказку по обложки книги»

Посмотрите внимательно на книгу и назовите сказку. Ведущий. - наши ребята могут назвать сказку и по отрывку.

Игра.

Няня: Ну что, детишки милые, понравились вам сказки? А теперь мне пора в путь-дорожку, до свидания, спасибо за сердечный прием. (Выходит).

Вед. : Да, удивительные сказки писал А. С. Пушкин, мы с вами читали, а узнаете ли вы эту сказку?

(Видеоотрывок из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Как называется сказка? А счастливый ли конец у этой сказки? Да, и в этой сказке победило добро, великая сила любви, желание помочь человеку, попавшему в беду, вера в светлое, доброе. Конечно, мы побывали не во всех сказках А. С. Пушкина, но ваше путешествие может продолжиться с помощью вот этой книги.

(Показывает книгу)

Реб. : Сказки сердце согревают,

На душе от них светло!

Там печали не бывает,

Победит всегда добро!

Вед. : С добрым, светлым чувством настроенья мы заканчиваем нашу встречу со сказками А. С. Пушкина. Поблагодарим гостей за то что они разделили с нами радость встречи с волшебными сказками великого русского поэта А. С. Пушкина.

Главная > Методическая разработка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19

с углублённым изучением отдельных предметов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

Составитель Митькина Н.В.,

учитель русского языка и

литературы

Классы: 5 «Б», 5 «К», 6 «Б»

Старый Оскол - 2011

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Тип занятия : внеклассное мероприятие по дисциплине «Литература».

Классы: 5 «Б», 5 «К», 6 «Б».

Дата проведения: 11.11.2011Цели :1. Обобщение и расширение знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина.2. Развитие интереса к произведениям поэта, устной речи, аналитического и образного мышления, памяти, активности, самостоятельности, творческого потенциала учащихся.3. Воспитание любви к русской поэзии. Создание условий для сплочения коллектива. Оснащение : выставка книг (сказки Пушкина), презентация, сделанные из бумаги жёлтые листья, шкатулки, ватман, клей, цветные карандаши, кроссворд «Сказки Пушкина».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

СЛАЙД 1

1. Вступительная часть. Слово о Пушкине Для нас теперь уже не ново – Творит наука чудеса!- Что из недавнего былого До нас доходят голоса. Но века девятнадцатого начало Немым останется для нас. Как слово Пушкина звучало? Увы! Услышать бы хоть раз. Как он, волнением объятый, Друзьям «Онегина» читал, Как он смеялся… Век двадцать первый Наверное, добрее б стал. Есть одно имя, знакомое и дорогое каждому человеку, вне зависимости от его литературных привязанностей и увлечений. Это Александр Сергеевич Пушкин. Его произведения знают, читают и перечитывают, заучивают наизусть. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца», - сказал однажды А. Твардовский.

СЛАЙД 2

В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, "пожи-рал" книги и уже в одиннадцать лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно, полезными оказались для поэта домашние литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Всё это оказало большое влияние на одарённого и впечатлительно-го мальчика.

СЛАЙД 3

А сказки! Услышанные впервые в детстве от няни, они оставили глубокий след в сознании будущего великого поэта. Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт так напишет о ней: Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила. Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных пушкинских произведениях.

СЛАЙД 4

В письме к брату в 1824 году он написал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" 2. Основная часть. Конкурсная программа

СЛАЙД 5

Видеоролик на песню «Лукоморье» (детский ансамбль «Светофор»)

СЛАЙД 6

Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Это путешествие в мир сказок Пушкина. Я знаю, вы любите игры, Песни, загадки и пляски, Но нет ничего интересней, Чем эти волшебные сказки. Мы проведём конкурс на лучших знатоков сказок Пушкина. Вопросы будут задаваться командам поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает кленовый, берёзовый или рябиновый листочек. Их нужно сохранять до конца игры. Если команда не даёт правильного ответа, вопрос переходит к команде соперников.

СЛАЙД 7

I конкурс. «Из какой сказки строки?»

1. Царь скопца благодарит, горы золота сулит…(«Сказка о золотом петушке») 2. Пустились бесёнок и зайка: бесёнок по берегу морскому, а зайка в лесок до дому… («Сказка о попе и о работнике его Балде») 3. В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец…(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») 4. Видит, на море чёрная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют…(«Сказка о рыбаке и рыбке») 5. И молва трезвонить стала: дочка царская пропала!.. 6. Помнишь, за мою услугу обещался мне, как другу, волю первую мою ты исполнить, как свою… («Сказка о золотом петушке») 7. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт… («Сказка о царе Салтане») 8. Перед утренней зарёю братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять!.. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, –
говорит одна девица, – то на весь крещёный мир приготовила б я пир»... («Сказка о царе Салтане») 10. Платить обязались черти мне оброк по самой моей смерти; лучшего б не надобно дохода, да есть на них недоимки… («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

СЛАЙД 8

II конкурс. «Портреты героев»

1. До светла всё у него пляшет. Лошадь запряжёт, полосу вспашет, печь затопит, всё заготовит, закупит, яичко испечёт, да сам и облупит... (Балда) 2. Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив…(Попадья)
3. Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело, но под старость захотел отдохнуть от ратных дел и покой себе устроить…(Царь Дадон) 4. Сын на ножки поднялся, в дно головкой уперся, понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко нам проделать?» - молвил он…(Князь Гвидон Салтанович) 5. Улыбнулась – и с поклоном его за руку взяла и в шатёр свой увела… (Шамаханская царица) 6. Все красавцы молодые, великаны удалые, все равны, как на подбор… (Тридцать три богатыря) 7. На руках золотые перстни, на ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги; она бьёт их, за чупрун таскает… (Старуха) 8. Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла… (Царица-мачеха) 9. Чуть опасность где видна, верный сторож как со сна шевельнётся, встрепенётся, к той сторонке обернётся и кричит… (Петушок) 10. Белолица, черноброва, нраву краткого такого… (Царевна)

СЛАЙД 9

III конкурс. «Расшифруйте строки»

В прозаических текстах зашифрованы стихотворные строки из произведений А.С. Пушкина. Расшифруйте их, назовите строки из сказок. 1. На берегу морского залива раскидистое дерево, не тронутое желтизной. («У Лукоморья дуб зелёный») 2. Мелкий грызун исполняет музыкальные композиции и уплетает лесные плоды. («Белка песенки поёт да орешки всё грызет»)

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

IV конкурс. «Знакомые с детства строки» 1. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… 2. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»? Я там был; мёд, пиво пил- И усы лишь обмочил… 3. С какими словами обращалась царица-мачеха к волшебному зеркалу? Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи; Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? 4. Какие слова обычно кричал золотой петушок, предупреждая об опасности? Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!.. 5. Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? Не печалься, ступай себе с богом… 6. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же пригова-ривал Балда с укоризной? Не гонялся бы ты, поп, За дешевизной.

СЛАЙД 12

V конкурс. «Сказочный эрудит»

1. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5) 2. Сколько раз закидывал старик в море невод? (3) 3. Сколько торговых городов приготовил царь в приданое дочери в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (7) 4. Сколько теремов приготовил царь в приданое дочери в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях? (140) 5. За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? (3) 6. Сколько сыновей было у царя Дадона? (2) 7. Какая кличка была у собаки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Соколко ) 8. Кто исполнял песню «Во саду ли, в огороде» в «Сказке о царе Салтане»? (Белка ). 9. В каких сказках Пушкина упоминается море? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде») 10. Какие злые герои сказок Пушкина оказываются наказанными? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», царь Дадон из «Сказки о золотом петушке», поп из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)

СЛАЙД 13

VI конкурс. «Восстановите последовательность событий»

1. Перечислите по порядку все чудеса из «Сказки о царе Салтане».33 богатыря, белка, царевна-лебедь. (1 – белка, 2 – 33 богатыря, 3 – царевна-лебедь). 2. Назовите все желания старухи по порядку. Стать столбовой дворянкой, изба, корыто, стать владычицей морской, стать царицей. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской) 3. К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? Месяц, солнце, ветер. (1 – солнце; 2 – месяц; 3 – ветер) 4. Назовите в нужной последовательности все превращения князя Гвидона. Шмель, муха, комар. (1 – комар; 2 – муха; 3 – шмель). 5. В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертёнком? Кто скорее обежит вокруг моря, кто пронесёт на себе полверсты кобылу, кто дальше бросит палку. (1 – кто скорее обежит вокруг моря, 2 – кто дальше бросит палку, 3 - кто пронесёт на себе полверсты кобылу) 6. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставьте последовательность щелчков с их воздействием. Вышибло ум у старика, прыгнул до потолка, лишился языка. (1 – прыгнул до потолка; 2 – лишился языка; 3 – вышибло ум у старика)

СЛАЙД 14

VII конкурс «Сказочное лото» (конкурс капитанов).

Капитаны получают строки из сказок. Необходимо сложить строки, восстановив отрывок из сказки.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: "Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.

VIII конкурс. Конкурс чтецов (проводится параллельно с предыдущим)

СЛАЙД 15

IX конкурс. «Таинственный предмет»

В каждой шкатулке находится предмет, упоминающийся в произведениях Пушкина. Вы должны сказать, о каком предмете идёт речь. 1-я шкатулка. Повсеместно встречающийся, не имеющий особой ценности предмет, который, однако, способствовал превращению обезьяны в человека, а Балда с его помощью сумел доказать Бесёнку своё преимущество. (Палка) 2-я шкатулка. Предмет, мимо которого ни одна женщина спокойно не пройдёт, неотъемлемая часть одной из героинь сказки А.С. Пушкина. (Зеркало) 3-я шкатулка. Плод, которым отблагодарила царевну старуха в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». (Яблоко) 4-я шкатулка. Украшение, при помощи которого Руслан освободил от сна Людмилу. (Кольцо)

СЛАЙД 16

X конкурс. «Пушкин в искусстве»

1. Всем известный портрет А.С. Пушкина. Назовите имя художника.

(Орест Адамович Кипренский. Портрет был написан в 1827 году в доме Шереметевых на Фонтанке по заказу друга поэта - Антона Антоновича

Дельвига.)

СЛАЙД 17

2. Знаком ли вам этот памятник? Где он находится? (Памятник находится в Царском Селе. Скульптор - Роберт Бах.)

СЛАЙД 18

XI конкурс. «Осенний листопад»

Знаете ли вы, какое время года больше всего любил А.С. Пушкин? Предлагаю командам сделать аппликацию «Осенний листопад». Проявите своё творчество и фантазию. (На столе у каждой команды ватман, листочки, клей, цветные карандаши) Параллельно – конкурс болельщиков «Знаешь ли ты сказки Пушкина?» (кроссворд по сказкам Пушкина) Команда болельщиков, выполнившая большее количество заданий приносит команде 1 балл (1 листок).

Звучит музыка

Проверяем болельщиков. Просим команды показать свои работы. Посчитайте, сколько листочков на вашей аппликации. (Объявляется победитель.)

СЛАЙД 19

3. Заключительная часть

Звучит музыка

Слово учителя К нам приходят пушкинские сказки Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Всё быстрей нам хочется узнать... Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза. Даже если мы уже не дети, В 20, 30 лет и в 45 Убегаем мы порою в детство, Убегаем к Пушкину опять. Убегаем в буйство ярких красок, В торжество добра над тёмным злом, Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом.