Биография О.Генри

О. Генри (англ. O. Henry, настоящее имя Уильям Сидни Портер, англ. William Sydney Porter) - признанный мастер американского рассказа. Его новеллам свойственны тонкий юмор и неожиданные развязки.

Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо, штат Северная Каролина. В трёхлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулёза. Позже попал под опеку своей тётки по отцу. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке у дяди. Через три года уехал в Техас, пробовал разные профессии - работал на ранчо, служил в земельном управлении. Затем работал кассиром и счетоводом в банке в техасском городе Остине.

Первые литературные опыты относятся к началу 1880-х. В 1894 году Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник Роллинг Стоун, почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, одновременно Портер был уволен из банка и привлечён к суду в связи с недостачей, хотя она и была возмещена его родными.

После обвинения в растрате он полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем - в Южной Америке. По возвращении в США был осуждён и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо, где провёл три года (1898-1901).

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов, он остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry - О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry. По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Осеана Анри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор - Ohio Penitentiary. Первый свой рассказ под этим псевдонимом - «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 году в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), - он написал в тюрьме.

Единственный роман О. Генри - «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) - вышел в 1904 году. За ним последовали сборники рассказов: «Четыре миллиона» (The four million, 1906), «Горящий светильник» (The trimmed Lamp, 1907), «Сердце Запада» (Heart of the West, 1907), «Голос города» (The Voice of the City, 1908), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, 1908), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, 1909), «Избранное» (Options, 1909), «Точные дела» (Strictly Business, 1910) и «Коловращение» (Whirligigs, 1910).

В конце жизни О. Генри страдал от цирроза печени и диабета. Писатель скончался 5 июня 1910 года в Нью-Йорке.

В сборник «Постскриптумы» (Postscripts), изданный уже после смерти О. Генри, вошли фельетоны, наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хьюстон, штат Техас, 1895-1896). Всего О. Генри написано 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов.

Свыше двухсот восьмидесяти рассказов, юморесок, скетчей и всего один роман - все это вошло в библиографию Уильяма Сидни Портера, известного во всем мире под псевдонимом О. Генри. Он обладал тонким юмором. Каждое произведение завершал неожиданной развязкой. Рассказы Уильяма Сидни Портера легкие, непринужденные, лаконичные. Многие из них экранизированы. А какой была жизнь этого удивительного человека? Предлагаем вам рассказ о замечательном писателе О. Генри, произведения которого вы, без сомнения, отлично знаете.

Детство

Будущий гений "пера и бумаги" потерял мать в трехлетнем возрасте. Женщину в могилу свел туберкулез - заболевание, ставшее роковым в жизни Уильям Сидни Портера. Биография нашего героя начинается в 1862 году в печально известном городе Гринсборо, расположенном в штате Северная Каролина.

Отец после смерти жены быстро спился. Вилли (так его называли в узком кругу) воспитывался в семье тети, зарабатывать себе на жизнь начал в возрасте пятнадцати лет. Он получил специальность фармацевта, устроился в аптечный прилавок. Такая работа не лучшим образом повлияла на его слабое здоровье. Молодой человек каждодневно вдыхал ароматы порошков и микстур, что было ему противопоказано, учитывая заболевание легких, передавшееся по наследству от матери.

Будущий писатель Уильям Сидни Портер своего отца ненавидел. Сверстники называли его не иначе как сыном безумного изобретателя Элджернона. Почему изобретателя? Элджернон Портер слыл неудачником, жил в нищете, потерял любимую жену - все это усиленно заливал спиртным и в конце концов окончательно сошел с ума. В пьяном угаре его нередко посещали «гениальные» идеи.

Техас

Вилли проработал в аптеке недолго. В начале восьмидесятых он отправился в край ковбоев и фермеров, где прожил на ранчо своих знакомых несколько месяцев. У будущего прозаика в возрасте шестнадцати лет врачи обнаружили признаки туберкулеза. Требовалась смена климата.

На ранчо он помогал по хозяйству, не оплачивая проживание и питание. Но и жалования не получал. Восстановив здоровье, герой нашего повествования уехал в Остин. Здесь он работал и счетоводом, и бухгалтером, и чертежником, и кассиром. Возможно, уже тогда он мечтал стать писателем, а потому перепробовал множество профессий, пообщался с различными людьми, пережил немало невзгод, словом, приобрел богатый жизненный опыт. Это стало основой для литературного творчества.

Первые рассказы Уильяма Портера вышли в свет в начале 80-х годов 19 века. Короткие произведения, наполненные юмором и тонкими наблюдениями, мгновенно приобрели популярность. Наряду с другими материалами - стихами и рисунками, они присутствовали почти в каждом выпуске юмористического журнала The Rolling Stone.

Читатели не знали настоящего имени автора. Им было невдомек, что этот талантливый писатель не где-нибудь, а в тюрьме создал свой первый рассказ. Уильям Сидней Портер интервью не давал, не фотографировался с читателями и не подписывал им книги. Редакторы долгое время ломали голову над тем, откуда взялся этот литературный самородок. Журналисты по своему обыкновению сочиняли фантастические истории.

Растрата

Будущий прозаик устроился работать в банк, но вскоре уволился, а затем был привлечен к делу о растрате. До сих пор ведутся споры о виновности О. Генри. Он действительно нуждался в деньгах, которые требовались для лечения жены, больной туберкулезом.

В тюрьме незадачливый кассир оказался год спустя. Он пустился в бега, прожил некоторое время в Новом Орлеане, затем отправился в Гондурас, где познакомился с замечательной личностью - Эллом Дженгсоном, профессиональным грабителем, впоследствии написавшим мемуары.

Из путешествия О. Генри вернулся в 1897 году. Жена к тому времени находилась при смерти. В июле того же года она скончалась. Беглеца задержали, судили, отправили в тюрьму Колумбус, что в штате Огайо. На каторге он провел более трех лет и, как утверждают биографы писателя, сочинил первое произведение.

Географическое сообщество

Уильям Сидни Портер псевдоним себе придумал в самом начале творческого пути. Но здесь есть несколько версий. О псевдониме Уильяма Сидни Портера, точнее, истории создания имени О. Генри речь дальше. Уточним подробности литературного дебюта.

Некоторые исследователи полагают, что О. Генри взялся за перо задолго до печальной истории с пропажей банковских денег. На ранчо Вилли стал предметом ковбойских издевок. А потому и сбежал в Остин, где нашел работу картографа, не приносящую ни удовольствия, ни денег. Так бы и прозябал несостоявшийся О. Генри, если б не счастливый случай.

Начальник доверил молодому человеку написание заметки о географическом обществе. Тот блестяще справился с задачей. Денег заплатили немного, но дело в другом: Уильям понял, в чем его призвание.

Этол Роуч

Фото Уильяма Сиднея Портера мечтали увидеть поклонники его творчества. Но был он человеком непубличным. Он обладал редким талантом рассказчика, умел привлекать внимание окружающих остроумными историями. Однако успехом своим не спекулировал, ловеласом никогда не был. Этол Роуч, с которой он познакомился в возрасте 22 лет, стала главной женщиной в его жизни. Мастер малой прозы женился и во второй раз. Но это произошло уже в другой жизни - в жизни знаменитого писателя О. Генри.

Этол была дочерью начальника того самого Географического сообщества. То есть, богатая невеста. Родители выбор дочери не оценили. Свадьба была скоропалительной, так как Этол ждала ребенка.

Итак, Уильям распрощался с холостяцким образом жизни. После свадьбы мистер Роуч выхлопотал новоиспеченному зятю должность, которая вскоре сделала полунищего писателя вором и растратчиком. Еще одна деталь, в которой следователи увидели мотивы преступления, заключается в том, что прозаику нужны были деньги на издание литературного журнала.

Псевдоним

К началу 90-х новеллы О. Генри были широко известны. Немногие знали его настоящее имя. Уильям Сидней Портер во время заключения трудился в тюремном лазарете и что удивительно, там у него было время для написания рассказов. Однажды в колонке светских новостей он увидел фамилию "Генри". Добавил к ней инициал «О», таким незамысловатым образом создал псевдоним, ставший всемирной известным в начале XX столетия.

Есть и другие версии. Уильям Сидни Портер «О. Генри» образовал от имени некоего французского фармацевта или от названия тюрьмы, в которой провел чуть более трех лет. За «хорошее поведение» его освободили досрочно.

Творчество

Пик литературной карьеры пришелся на 1904-1905 года. К началу века у него была уже широкая читательская аудитория, так как его рассказы издатели публиковали с удовольствием. Малая форма, интересная, неожиданная развязка, легкая сатира - вот основные особенности уникального литературного почерка американского классика.

В 1902 году О. Генри переехал в Нью-Йорк. Здесь он зажил на широкую ногу, приучился тратить больше, чем зарабатывать. И конечно, погряз в долгах. Писать приходилось много, интенсивно. Для журнала «СандиУорлд» он создавал по одному рассказу в день, получая за каждое маленькое произведение 100 долларов. Это по тем временам весьма внушительная сумма. Так оплачивался труд признанных романистов.

Со временем Портер снизил темпы литературной производительности. «Дары волхвов», «Четыре миллиона», «Комната на чердаке», «Золото и любовь» - в этих рассказах автор поведал о своем творчестве. Что еще написал Уильям Сидни Портер? «Последний лист», «Благородный жулик», «Коловращение». Единственный его роман называется «Короли и капуста». Впервые его опубликовали в 1904 году. На русский язык большую часть новелл перевел Корней Чуковский.

«Короли и капуста»

Действие романа происходит в вымышленном государстве - Анчурии. Жители страны проводят свои дни в праздности, их не смущает нищета. Правительство Анчурии устраивает одну революцию за другой.

О. Генри завершил работу над произведением в 1904 году, но в книгу «Короли и капуста» вошли и рассказы, изданные отдельно. Многие новеллы написаны им еще во время пребывания в Гондурасе, где он прятался от правосудия. Среди них «Лотос и бутылка», «Денежная лихорадка», «Игра и граммофон», «Художники». После 1904 года произведения отдельно не издавались.

В названии романа аллюзия на стихотворение из книги Льюиса Кэрролла. Пароходная компания - один из главных образов в произведении. Ее прототипом послужила фирма Сэмюэла Земюррэя - знаменитого бизнесмена и филантропа.

«Благородный жулик»

Это сборник рассказов, вышедший в свет в 1905 году в Нью-Йорке. Во всех произведениях присутствует персонаж по имени Джефф Питерс. От его имени ведется повествование. Джефф и еще один герой, Энди Таккер, зарабатывают на жизнь мошенничеством. Они эксплуатируют человеческую глупость, жадность, тщеславие. Нет этих ярких, интересных героев только в двух рассказах - «Стихший ветер» и «Заложники Момуса».

Как и многие другие произведения О. Генри, «Благородного жулика» впервые перевел на русский язык а позже Иосиф Бейкер. Книга была экранизирована четырежды. Последний фильм по рассказам из сборника вышел в 1997 году. Это белорусская кинолента «Дела Лоховского», в которой авторские сюжетные линии использованы весьма вольно.

«Коловращение»

Сборник впервые издан в 1910 году. Он также состоит из нескольких рассказов, а именно: «Двери мира», «Теория и собака», «Девушка», «Жертва невпопад», «Оперетка и квартальный», «Перспектива» и т. д. Один из фильмов, снятых по мотивам новелл, называется «Деловые люди». Он вышел на экраны в 1962 году.

Тайна О. Генри

Вернемся к биографии писателя. В тюрьме у него было достаточно времени, чтобы поупражняться в написании новелл. Найти издательство, которое согласилось бы печатать уголовника, было невозможно. Он отправлял рукопись друзьям. Те, в свою очередь, относили сочинения О. Генри в издательство. Редакторы долгое время не знали имени автора, ставшего всего за несколько лет одним из самых читаемых

После обвинения Вилли в растрате родители Этол забрали внучку Маргарет. Почти все деньги, которые он зарабатывал после освобождения, уходили на образование девочки. Он сделал все для того, чтобы окружающие не узнали, что она дочь преступника. Маргарет училась в лучших и самых дорогих заведениях.

Под псевдонимами пишут практически все писатели. Но немногие скрывают свое настоящее имя столь тщательно, как это делал Уильям Портер. Это неудивительно, ведь в его биографии присутствовали факты, которые тогдашним американским обществом воспринимались слишком негативно. Сегодня бывший заключенный может написать роман, издать его. Уголовное прошлое сделает его еще более популярным. В начале минувшего столетия все было иначе.

О. Генри стеснялся своего прошлого. Однажды одному из друзей он сказал, что похоронил Уильяма Сидни Портера. Но прошлое забыть не так просто. Писателя нашла его старая знакомая, помнившая его еще по тем временам, когда он был скромным фармацевтом. Она начала его шантажировать. Портер стал все чаще выпивать.

Под конец жизни у писателя развился цирроз печени, диабет. Он женился на милой и простой женщине по имени Салиха Коулмен, которая немало сил приложила, дабы отвадить его от выпивки. О. Генри умер в возрасте 47 лет. Вдова вернула ему настоящее имя, написав на могильной плите, что на одном из кладбищ Эшвилля, «Уильям Сидней Портер».

О.ГЕНРИ (О.Henry; псевд., наст. имя – Уильям Сидни Портер, Porter) (1862–1910), американский писатель. Родился 11 сентября 1862 в Гринсборо (шт. Сев. Каролина). В двадцатилетнем возрасте переехал в Техас, поселился в г. Остине. Сменив множество профессий (аптекарь, ковбой, продавец и т.п.), стал кассиром в Первом национальном банке, одновременно занимаясь журналистикой. В июле 1887 женился на Атол Эсте. В 1896, подозреваемый в растрате, бежал в Гондурас, где ждал приезда жены с маленькой дочерью. Однако Атол умирала от туберкулеза, и в 1897 Портер вернулся в Остин. Годом позже он был признан виновным и приговорен к пяти годам заключения (всего провел в тюрьме три с половиной года).

Выполняя возложенные на него обязанности тюремного фармацевта, Портер получил возможность заняться литературой и начал печататьсь под псевдонимом О.Генри. Когда в июле 1901 Портер вышел на свободу, у него уже была своя читательская аудитория. Он перебрался в Нью-Йорк, зажил на широкую ногу и был постоянно в долгу перед своими издателями. По этой причине самыми продуктивными были 1904–1905, когда он писал по рассказу в день для «Санди уорлд» («Sanday World»), и писал неровно, жертвуя художественной правдой в угоду развлекательности. Пожалуй, наиболее верное представление о творчестве О.Генри дает сборник Четыре миллиона (The Four Million, 1909), куда вошли такие любимые читателями рассказы, как Дары волхвов (The Gift of the Magi), Комната на чердаке (The Furnished Room), Золото и любовь (Mammon and the Archer). Действие сатирического романа в новеллах Короли и капуста (Cabbages and Kings, 1904) разворачивается в Центральной Америке, сборника Сердце Запада (The Heart of the West, 1907) – на техасских ранчо, а Голос большого города (The Voice of the City, 1908) – в его любимом Нью-Йорке. В 1907 Портер женился вторично, но к тому времени стал законченным алкоголиком, и брак вскоре распался. Умер Портер в Нью-Йорке 5 июня 1910.

О. Генри (О. Henry) [псевдоним; настоящее имя - Уильям Сидней Портер (Porter) ] (11.09.1862 года - 05.07.1910 года) - американский писатель, автор более 280 рассказов, скетчей, юморесок.

Уильям Сидней Портер родился в городе Гринсборо,штат Сев. Каролина,США.Жизнь его была нерадостной с самого детства. Трёх лет от роду он лишился матери. Отец, бедствующий провинциальный врач, во вдовстве запил и быстро превратился в никчёмного алкоголика.

Бросив школу, 15-летний Билли Портер встал за аптечный прилавок. Работа в окружении микстур от кашля и порошков от блох весьма пагубно отразилась на его и без того не блестящем здоровье. Через четыре года он для поправки уехал на ранчо в Техасе. Но в отличие от своего персонажа, чахоточного боксёра Мак-Гайра, не стал лихим ковбоем-загонщиком. Тихий, занятый самообразованием, хорошо воспитанный и очень сдержанный горожанин вызывал у грубоватых малограмотных парней уважение – многие даже доверяли ему свои сердечные тайны.

Таким же он был и на службе – в табачной лавке, в земельном управлении, в кассе Первого национального банка захолустного городишки Остин, штат Техас.

Из банковской карьеры хорошего вышло мало. Портера вскоре обвинили в растрате 1150 долларов – очень серьёзной суммы по тому времени. Биографы писателя до сих пор спорят, был ли он на самом деле виновен. С одной стороны, он нуждался в деньгах для лечения больной жены (и для издания "Rolling Stone"). С другой стороны, кассир Портер уволился из банка в декабре 1894 г., в то время как растрата вскрылась только в 1895-м, причём владельцы банка были явно нечисты на руку.

Как бы то ни было, против Портера возбудили уголовное дело, и в феврале 1896 г. он в панике бежал в Новый Орлеан, оттуда – в Гондурас. В этой стране судьба свела Портера с приятным джентльменом – профессиональным бандитом-налётчиком Элом Дженнингсом.

Много позже Дженнингс, отложив револьвер, взялся за перо и создал мемуар, в котором помянул любопытные эпизоды латиноамериканских приключений. Друзья участвовали в местном гондурасском путче, затем смылись в Мексику, где Дженнингс спас будущего писателя от верной смерти. Портер неосторожно полюбезничал с некоей замужней красоткой; болтавшийся поблизости муж красотки, настоящий мексиканец-мачо, достал ножичек с лезвием длиной в два фута и хотел защитить свою попранную честь. Ситуацию урегулировал Дженнингс – выстрелом с бедра снёс ревнивцу полголовы, после чего в дело вступили свежие отдохнувшие кони, и конфликт остался далеко позади. В Мексике Портер получил телеграмму о безнадёжном состоянии любимой жены – Атолл Эстес. В отсутствие мужа, голодая и не получая никакого лечения, она в канун Рождества ухитрилась продать за 25 долларов кружевную накидку и выслать Биллу в Мехико подарок – золотую цепочку для часов. Увы, как раз в тот миг Портер продал свои часы, чтобы купить билет на поезд до границы.Он успел увидеться и попрощаться с женой. Через несколько дней она скончалась. Агенты полиции с траурными повязками молча шли за гробом. Тут же после погребения они арестовали кассира-растратчика, который не проронил ни слова на суде и получил 5 лет тюрьмы. В заключении Портер пробыл 3 года и 3 месяца. Освободили его досрочно (за примерное поведение и хорошую работу в тюремной аптеке) летом 1901 г. Тюремные годы он никогда не поминал ни единым словом. Помогли воспоминания Эла Дженнингса, который по иронии судьбы снова оказался бок о бок с писателем в каторжной тюрьме Коламбуса, штат Огайо. Вместе с Портером и Дженнингсом сидел 20-летний "медвежатник" (взломщик сейфов) Дик Прайс. Он сделал доброе дело – спас из захлопнувшегося сейфа маленькую дочь богатого бизнесмена. Срезав ножом ногти, Прайс открыл сверхсекретный замок за 12 секунд. Ему обещали помилование, но обманули. На этот сюжет Портер сочинил свой первый рассказ – про взломщика Джимми Валентайна, спасшего племянницу своей невесты из несгораемого шкафа. Рассказ, в отличие от истории Дика Прайса, заканчивался хеппи-эндом. Прежде чем отослать рассказ в газету, Портер прочёл его сокамерникам. Эл Дженнингс вспоминал: "С той минуты, как Портер начал читать своим низким, бархатным, слегка заикающимся голосом, воцарилась мёртвая тишина. Мы положительно замерли, затаив дыхание. Наконец грабитель Рэйдлер громко вздохнул, и Портер, точно очнувшись от сна, взглянул на нас. Рэйдлер ухмыльнулся и принялся тереть глаза своей искалеченной рукой. – Чёрт вас побери, Портер, это впервые за мою жизнь. Разрази меня господь, если я знал, как выглядит слеза!" Рассказ в печать приняли не сразу. Три следующих были опубликованы под псевдонимом. Находясь в тюрьме, Портер стыдился печататься под своей фамилией. В аптечном справочнике он наткнулся на фамилию знаменитого в то время французского фармацевта О. Анри. Именно её в той же транскрипции, но в английском произношении – О.Генри – писатель избрал своим псевдонимом до конца жизни. Выходя из тюремных ворот, он произнёс фразу, которую цитируют уже доброе столетие: "Тюрьмы могли бы оказать известную услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать". В конце 1903 г. О. Генри подписал контракт с нью-йоркской газетой "World" на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа – по 100 долларов за штуку. Этот гонорар по тем временам был очень хорош. Годовой заработок писателя равнялся доходам популярных американских романистов. Но лихорадочный темп работы мог убить и более здорового человека, чем О.Генри, который в силу характера не отказывал и другим периодическим изданиям. За 1904 год О. Генри напечатал 66 рассказов, за 1905-й – 64. Иногда, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом переминался редакционный художник в ожидании, когда можно будет приступить к иллюстрациям. Читатели американских газет не осиливали большие тексты, терпеть не могли философствования и трагические истории. О.Генри стало не хватать сюжетов, и он всё чаще черпал, а то и покупал их у друзей и знакомых. Постепенно он уставал и снижал темп. Тем не менее на круг из-под его пера вышло 273 рассказа – более чем по 30 в год. Рассказы обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри – непрактичного, привыкшего к полубогемной жизни. Он никогда не торговался, ничего не выяснял. Молча получал свои деньги, благодарил и уходил: "Я должен мистеру Гилмену Холлу, по его словам, 175 долларов. Думаю, что должен ему не больше 30 долларов. Но он умеет вести счета, а я нет..." Он избегал общества литературных собратьев, стремился к уединению, дичился светских приёмов, не давал интервью. По нескольку суток без видимой цели бродил по Нью-Йорку, потом запирал дверь комнаты и писал. В блужданиях и отшельничестве он узнавал и "переваривал" большой город, Вавилон-на-Гудзоне, Багдад-над-Подземкой, – его звуки и огни, надежды и слёзы, сенсации и провалы. Он был поэт нью-йоркского дна и нижних ступенек социальной лестницы, мечтатель и фантазёр кирпичных закоулков. В унылых кварталах Гарлема и Кони-Айленда волею О.Генри появлялись Золушки и Дон Кихоты, Гаруны аль-Рашиды и Диогены, всегда готовые прийти на помощь отчаявшимся и погибающим, чтобы обеспечить реалистическому рассказу неожиданную развязку. Последние недели жизни О. Генри провёл в одиночестве в нищем гостиничном номере. Он изболелся, много пил, уже не мог работать. На 48-м году жизни в нью-йоркской больнице он ушёл в иной мир, в отличие от своих героев так и не получив чудесную помощь свыше. Похороны писателя вылились в настоящий огенриевский сюжет. Во время панихиды в церковь ввалилась весёлая свадебная компания и не сразу поняла, что придётся подождать на паперти.

Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 г. в городе Гринсборо, штат Северная Каролина. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке. Затем работал кассиром-бухгалтером в банке в техасском городе Остине. Был обвинён в растрате и полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем в Южной Америке. Вернувшись в США, был осужден и посажен в тюрьму штата Огайо, где провел три года (1898-1901). В тюрьме писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов остановил свой выбор на варианте О. Генри. Первый свой рассказ под этим псевдонимом - «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), - он написал в тюрьме. Этот псевдоним часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry (О’Генри). Первая книга рассказов О. Генри - «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) - вышла в 1904. За ней последовали: «Четыре миллиона» (The four million, 1906), «Неугасимый светильник» (The trimmed Lamp, 1907), «Сердце Запада» (Heart of the West, 1907), «Голос города» (The Voice of the City, 1908), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, 1908), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, 1909), «Избранное» (Options, 1909), «Точные дела» (Strictly Business, 1910) и «Водовороты» (Whirligigs, 1910). Писатель скончался 5 июня 1910 г. в Нью-Йорке.

Уильям Сидни Портер, известный на весь мир под псевдонимом О. Генри, является признанным мастером новеллы и рассказа. Его творческая карьера пришлась на первое десятилетие ХХ века. За этот сравнительно небольшой срок он написал 273 коротких прозаических произведения, составивших 12 сборников, а также роман в новеллах «Короли и капуста». О. Генри был очень самокритичен, никогда не кичился похвалами, что источали критика и публика, грезил о создании настоящего романа, но так и не воплотил мечту в жизнь, покинув этот мир молодым и полным творческих идей.

Жизнь О. Генри напоминает его остросюжетные рассказы. Сперва раннее сиротство, безразличный отец-алкоголик, строгая властная бабка и мечтательная тетка, фанатично влюбленная в литературу. Затем стремительная смена профессий, поиск себя, авантюрные проекты, обвинение в хищении и каторжное заключение длиною в три с половиной года. После этого головокружительный успех, литературное признание, высокие гонорары и работа, работа, работа до седьмого пота. И, наконец, разочарование, депрессия, алкоголизм, богемные кутежи и одинокая смерть в номере нью-йоркской гостиницы.

Несмотря на свою популярность, О. Генри не любил давать интервью, выставлять частную жизнь напоказ, оголять мысли и чувства, тем самым порождая массу легенд вокруг своей персоны. Даже собственное имя он скрывал под необычным псевдонимом, споры о происхождении которого ведутся и по сей день.

История человека, который всколыхнул литературный мир ХХ века, началась в Гринсборо. Тогда, в 1862-м, никто не мог пророчить отпрыску обыкновенного аптекаря головокружительную писательскую славу.

Семейство Портеров

Уильям Сидни Портер был вторым ребенком Элдженона Портера и Мэри Джейн Суэйм. Он появился на свет 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо, штат Северная Каролина. Сперва у маленького Била (так звали мальчика в кругу семьи) было все - любящая мать, заботливый отец (уважаемый городской врач), братья (старший Шелл и младший Дэйв), просторный уютный дом. Однако вскоре семейное счастье Портеров рухнуло. Началом конца стал сентябрь 1865-го, когда умерла мама.

Хрупкая болезненная Мэри Джейн с трудом выносила третьего малыша. После родов ее здоровье значительно ухудшилось. Вскоре у нее появились явные признаки туберкулеза. Элдженон Портер был талантливым самоучкой, аптекарем, но никак не дипломированным врачом. Лекарственные снадобья и травы не могли спасти больную. Мэри Джейн сгорела за считанные месяцы, оставив на попечении молодого отца троих малолетних сыновей.

После смерти жены Элдженон сильно сдал. Он практически забросил врачебную практику, дни напролет просиживал в своем кабинете, где заливал горе реками алкоголя. Осиротевшее семейство переехало в дом бабушки по отцовской линии - Рут Портер - женщины со стальным характером, сумевшей после ранней смерти мужа поставить на ноги семерых детей.

Отсутствие полноценной семьи каждый из подрастающих Портеров переживал по-своему - старший Шелл стал отъявленным хулиганом, а впоследствии настоящим деспотом, Билл, напротив, рос очень застенчивым и нелюдимым. Его лучшими друзьями были Шелл, соседский мальчик по имени Том Тейт и, конечно же, книги.

Юному Биллу Портеру не пришлось стать наследником богатой библиотеки, которая будоражит воображение золотыми корешками книг и ароматом свежеотпечатанной бумаги. Отец и бабушка ничего не читали, зато богатенький Том Тейт читал. У него всегда можно было достать свежий выпуск «десятицентовых» журналов с красочными обложками, за которыми скрывались истории о благородных бандитах, рейнджерах, опасных индейцах и ярких манящих приключениях. На ряду с ширпотребом эти издания печатали Майн Рида, Купера, Дюма, отрывки из Гюго и Диккенса. Юный Билл проглатывал журнал за журналом, как-то интуитивно отсортировывая «плохую» литературу от «хорошей». Так формировалась его главная жизненная страсть - чтение. Страсть, которая впоследствии подтолкнет Билла Портера стать писателем.

Школьные годы Билла Портера протекли в частном учебном заведении его тети мисс Эвелины, или просто Лины. Сперва в школе была только одна общая классная комната, и находилась она в гостиной дома Портеров. По мере того как количество учащихся росло, частному заведению пришлось расшириться и переместиться в специально выстроенную пристройку. Перечень дисциплин определяла директриса, она же единственная учительница мисс Лина. Главной страстью одинокой бездетной мисс Портер была литература, именно поэтому этому предмету уделялась львиная доля учебной программы.

После школы Билл быстро выучивается на фармацевта, чтобы продолжить семейное дело, некоторое время работает в аптеке своего дяди, но практически сразу охладевает к данному ремеслу. Юный Портер «примеряет» различные профессии - от продавца лепешек на ранчо до банковского счетовода.

В 90-е годы Портер, наконец-то, нащупывает «свое» дело - он начинает издавать юмористический журнал «The Rolling Stone». Журнал выходит каждую неделю и состоит в основном из рассказов, шуток, иллюстраций главного редактора. Однако поставить издательское дело на широкую ногу не удалось. Журнал был вскоре закрыт, а его издатель, по-прежнему работавший в банке, обвинен в краже крупной суммы денег из банковской казны.

Был ли Уильям Портер виновен в самом деле, не известно. Следствие, во всяком случае, апеллировало к безоговорочным мотивам - банкротству журнала и тяжелой болезни жены. На все это Портеру требовались немалые деньги.

В тюрьму Уильям попадает не сразу. Он долго скитается по Южной Америке в компании бандита-грабителя Элла Дженнингса. Открыться следствию Портера заставила смерть жены. Уже во время похорон убитого горем вдовца сопровождали правоохранители. На этот раз Билл не пытался бежать, он безмолвно сдался следствию и отправился на каторгу.

Смерть Уильяма Портера

Портера приговаривают к пяти годам заключения в тюрьме Коламбус штата Огайо. Уильям работает в местном лазарете и пишет рассказы. Основой для произведений начинающего литератора становятся судьбы заключенных огайской каторги. Портер устраивает публичные чтения и, вдохновленный положительной реакцией публики, отправляет свои творения в американские газеты.

Особенно Била поддерживает Элл Дженнингс, с которым они вместе скрывались от правосудия и, по воле судьбы, оказались в одной тюрьме. Многим позже Дженнингс станет биографом писателя и опубликует свои знаменитые мемуары «Сквозь тьму с О. Генри».

Спустя три с лишним года (срок заключения был сокращен) Уильяма Портера не стало, на свободу вышел совершенно другой человек - талантливый писатель с необычным именем О. Генри.

Тайна псевдонима писателя

Необычный псевдоним Уильяма Сидни Портера до сих пор вызывает споры среди исследователей жизни и творчества писателя. Одни утверждают, что литературное имя было совершенно случайно вычитано в газетной хроники, а таинственный инициал О. Выбран как простейшая буква алфавита. Бытует мнение, что писателя вдохновил популярный французский фармацевт Этьен Осеан Анри (его фамилия пишется Henry).

Есть предположение, что О. Генри - сокращенное название тюрьмы, в которой сидел Портер, Ohio Penitentiary (Ohio State Penitentiary). Кто или что вдохновило писателя на самом деле, так и осталось загадкой.

Литературная карьера О. Генри развивается стремительно. После публикации тюремного рассказа «Рождественский подарок Дика-Свистуна» (1899, «Журнал Макклюра») ему предлагают сотрудничать с нью-йоркской газетой «World». О. Генри работает буквально на износ, выдавая десятки рассказов в год: 1904-м он публикует шестьдесят шесть рассказов, в 1905 - шестьдесят четыре. В общей сложности О. Генри написал около трехсот коротких прозаических произведений, объединенных в сборники «Четыре миллиона», «Горящий светильник», «Сердце Запада», «Благородный жулик», «Голос большого города», «Дороги судьбы», «На выбор», «Коловращение», «Деловые люди», «Шестерки-семерки», «Под лежачий камень», «Остатки» («Всего понемножку»). Сборники выходили в свет в период с 1906 по 1910 год. Последний, состоящий из набросков, фельетонов, коротких юморесок, был опубликован посмертно.

Работая в сжатые сроки, О. Генри нередко был вынужден жертвовать художественностью. Порой произведение дописывалось на столе в редакции и тут же шло в печать без тщательной правки и шлифовки. Несмотря на это, О. Генри умудрялся создавать настоящие шедевры. Это «Дары волхвов» из сборника «Четыре миллиона», «Последний лист» из «Горящего светильника», «Вождь краснокожих», «Дороги, которые мы выбираем» из «Коловращения», «Родственные души» из «Шестерки-семерки» и другие.

Есть у О. Генри и один роман, правда, состоящий из новелл. Это «Короли и капуста», вышедший в свет на заре литературной карьеры в 1904 году. Роман рассказывает о «банановой республике» Анчурии, ее обитателях, укладе жизни и гостях.

О. Генри считался весьма высокооплачиваемым писателем, однако денег у него постоянно не хватало. Он вел богемный образ жизни, любил рестораны, гулянья на широкую ногу, хорошую одежду (О. Генри слыл модником и даже к обеденному столу выходил одетый с иголочки). Прозаик всегда мечтал написать многоплановый габаритный роман, однако потребность в деньгах вынуждает его снова и снова браться за короткие рассказы.

О. Генри идет пятый десяток. Он востребован, успешен, о нем публикуют статьи в «Современной литературе», ставят на одну ступень с признанными литературными метрами (например, с Мопассаном). Однако О. Генри не удовлетворен, ему вечно кажется, что он упустил что-то важное: «Я неудачник. Меня постоянно преследует ощущение, что я что-то пропустил и обязательно должен вернуться назад… Мои рассказы? Нет, они меня не удовлетворяют. То, что люди называют меня «выдающимся писателем» вгоняет меня в тоску».

Эту самую тоску О. Генри заглушает алкоголем. Под предлогом работы он на недели покидает приморский домик, в котором живет с новой женой и семнадцатилетней дочерью, и отправляется кутить в Нью-Йорк. Он много пьет, до беспамятства, зная, что пить ему категорически нельзя. Врачи поставили диагноз - диабет. Даже при условии строгой диеты его век измерен несколькими годами, возможно, десятком лет. О. Генри не хочет растягивать жизнь-муку и дразнит смерть в хмельном бреду.

В рождественской новелле “Дары волхвов” О. Генри сумел передать характер настоящей любви, которая не видит границ и не жалеет себя ради блага ближнего.

Вам обязательно придется по вкусу новелла О. Генри “Вождь краснокожих” , потому что она одна из немногих, где читатель испытывает сострадание не к жертве злодеев, а к ним самим.

Писателя не стало 5 июня 1910 года. Он умер в дешевом номере нью-йоркского отеля, где затворнически прожил последнюю неделю своей жизни. На тот момент О. Генри было всего 47 лет, и он планировал новый цикл рассказов о Юге.

Краткая биография О. Генри: таинственный мистер О.

5 (100%) 1 vote

Сканирование и spellcheck – Е. Кузьмина http://bookworm-e-library.blogspot.com/

Хотя О. Генри и не был почившим на чужбине изгнанником, жизнь и судьба этого автора самых веселых и беззаботных — по видимости — американских рассказов еще менее благополучна, чем судьба Брета Гарта.

Уильям Сидни Портер (таково было его настоящее имя) родился 11 сентября 1862 года в местечке Гринсборо (штат Северная Каролина), на юге США, в семье деревенского доктора.
В 1877 году 15-летний Уильям оставил школу, поступил на службу в аптекарский магазин и получил профессию фармацевта.
В 1882 году в двадцатилетнем возрасте он уехал в Техас, где близко наблюдал жизнь ковбоев и другого бродячего люда, населявшего эту мало еще освоенную в ту пору окраинную территорию США (отсюда герои и ситуации многих из его позднейших рассказов). Портер обосновался в городе Остине, получил в местном банке должность кассира и напечатал свои первые опыты, уже тогда показавшие несомненный дар юмориста.

В 1896 году внезапная ревизия в банке обнаружила нехватку пяти тысяч долларов, и Портер был привлечен к судебной ответственности. В панике он бежал за пределы США, в Гондурас, но смертельная болезнь жены заставила его возвратиться, и в 1898 году он был приговорен к пяти годам тюремного заключения.

(Некоторые из биографов полагают, что он был повинен только в халатности — отчетность в банке была поставлена плохо; другие считают, что он самовольно взял деньги на издание предпринятого им Юмористического еженедельника, рассчитывая быстро погасить недостачу, но не успел этого сделать.)

Писатель отбывал заключение в каторжной тюрьме в штате Огайо, где царил чудовищно жестокий режим. Каторжан изнуряли непосильным трудом, доводили до самоубийства, при малейшем протесте забивали до смерти. Знание аптечного дела обеспечило Портеру место в тюремной больнице. Жизнь его была спасена. Но он стал непременным свидетелем (а подчас и невольным участником) всех трагедий, происходивших в тюрьме. С этим мучительным жизненным опытом он вышел летом 1901 года на волю — срок приговора ему снизили за «хорошее поведение». Портеру было 39 лет. Молодость была позади.

Еще в тюрьме Портер принял решение стать профессиональным писателем. Он поселился в Нью-Йорке, наладил отношения с редакциями и вскоре, под псевдонимом О. Генри, завоевал популярность в самой широкой читательской аудитории.

Тогда же он принял второе решение — вычеркнуть тюремные годы из своей жизни и памяти и будущей писательской деятельности. Так он и сделал.
[О тюремных годах О. Генри стало известно из вышедшей после смерти писателя книги Эля Дженнингса, подружившегося с О. Генри еще в Гондурасе и позднее отбывавшего заключение в той же тюрьме (AI (Аlрhоnsо) Jennings. Through the Shadows with О. Henry. New York, 1921. Русский перевод: Эль Дженнингс. О. Генри на дне, 1926)].

Сейчас трудно решать, сколь велик был ущерб, причиненный писателю отречением от перенесенных страданий. Но бесспорно: оно наложило печать и на личность его, и на творчество. Внешне ущерб выражался в «уходе в подполье», стремлении держаться всегда в глубокой тени. Внутренне - в том, что он подчиняет свой творческий мир целому ряду запретов, «табу».

Литературная деятельность О. Генри продолжалась недолго. Подорванный болезнями и алкоголизмом, он скончался в нью-йоркской больнице 5 июня 1910 года. Некоторые из прибывших на панихиду писателей впервые увидели своего собрата только в гробу.

За восемь лет напряженной литературной работы в Нью-Йорке О. Генри написал около трех сотен рассказов. В 1903 году он заключил соглашение с издателями многотиражной нью-йоркской газеты «Уорлд» на пятьдесят два еженедельных воскресных рассказа с «поштучной» оплатой по сто долларов за рассказ. Пока длился контракт, он работал как на литературном конвейере, и не все, что сходило с конвейера, имело равную ценность. Известны другие характерные случаи из его писательской практики, когда, «не в ударе» и «на мели», О. Генри просит аванс под наспех набросанную, завязку рассказа и уже много позднее, под нажимом редакции, со свойственной ему изобретательностью завершает полузабытый сюжет.

При жизни О. Генри вышли в свет девять книг: повесть «Короли и капуста» (1904) и сборники рассказов «Четыре миллиона» (1906), «Сердце Запада» (1907), «Горящий светильник» (1907), «Голос большого города» (1908), «Милый жулик» (1908), «На выбор» (1909), «Дороги судьбы» (1909) и «Деловые люди» (1910). Посмертно вышли еще несколько сборников, в том числе разысканные почитателями О. Генри ранние юморески писателя.

Уже первая книга О. Генри, показала его своеобразное, сильное дарование, огромную наблюдательность, виртуозность повествования, проницательный насмешливый юмор. Сколь ни забавны похождения героев «Королей и капусты» в некой банановой республике в Центральной Америке (книга построена на подлинных впечатлениях О. Генри от годичного пребывания беглецом в Гондурасе), они не заслоняют того непреложного факта, что дельцы и политиканы в США распоряжаются и правами и национальным богатством латиноамериканских народов исходя из корыстных захватнических интересов.

В «Королях и капусте» определилась и характерная литературная манера О. Генри, его стремление к «игре» с читателем, самоирония, тяготение к пародийным приемам, без учета которых трудно правильно оценить и его достоинствами его недостатки.

Вся последующая литературная репутация О. Генри складывалась преимущественно как слава рассказчика-комика. В этом качестве он имеет сильные и слабые стороны.

Для огромного большинства рассказов О. Генри характерны динамизм и юмор.

Динамизм выражен в стремительном развитии сюжета, столкновении контрастных мотивов и парадоксальных концовках. Парадоксальность их усугубляется тем, что автор лукаво подводит читателя к как будто бы вытекающей из обстоятельств развязке, чтобы затем ошеломить его совсем нежданным финалом. Такое построение рассказа, хотя и имеющее предшественников в истории американской новеллы, тесно связано у современных читателей, с именем и славой О. Генри. Он отрабатывает свою технику до совершенства, но при этом, повторяясь, не уходит от штампа, что особенно сказалось позднее у подражателей и эпигонов писателя.

Юмор О. Генри — универсален. Он выражен и в ситуациях, и в характерах, и в прямой речи автора. Язык персонажей изобилует шутками и остротами, затейливость которых не всегда удается воспроизвести в переводе. И здесь тоже надо сказать, что эффект бывает неровен. При неудаче это — назойливость ходячего воскресного фельетона. Но в лучших своих образцах юмор О. Генри изящен и исполнен душевного такта.

В основном корпусе сочинений О. Генри прослеживаются два направления. Первое — плутовские и «приключенческие» рассказы, продолжающие уже сложившуюся традицию в американской литературе. Второе — их большинство — нью-йоркские городские рассказы, являющиеся несомненным открытием писателя и положившие в определенной мере начало американской урбанистической прозе XX века, включая «Манхэттен» Дос Пассоса.

В первого рода рассказах действуют плуты, ковбои, золотоискатели с Дальнего Запада, разного рода бродяги и искатели легкой наживы. Целая книга рассказов О. Генри — она называется «Милый жулик»— посвящена похождениям двух комбинаторов-аферистов, «облапошивающих» тупого американского обывателя. Сюжет дает повод О. Генри для бесчисленных комических ситуаций и сатирических блесток. Склонные к философствованию «милые жулики», оказывающиеся подчас жертвами еще более ловких пройдох, не раз дают меткие характеристики духу торгашества и бесчестной коммерции, проводниками которого они же и выступают.

Более условны по содержанию ковбойские циклы рассказов, которые держатся главным образом на повествовательном искусстве О. Генри. Если «дикий Запад» у Брета Гарта даже в его поздних рассказах дышит подлинностью наблюденной действительности, то театральные ковбои О. Генри ближе к позднейшим «вестернам» голливудского образца. И здесь встречаются точно подмеченные бытовые детали (вспомним, что молодой Портер прожил два года на скотоводческих ранчо в Техасе), но человеческий элемент, психологическая разработка характеров слишком часто приносятся в жертву занимательности сюжета.

Совсем иной мир, полный жизни и реального интереса, открывается читателю нью-йоркских рассказов О. Генри. Отшельничество писателя в годы его жизни в Нью-Йорке не мешало ему «анонимно» смешиваться с многоликой толпой, бродить вечерами по гигантскому городу, проникаясь его атмосферой и своеобразной неповторимой поэзией.

«Далеко внизу лежал город — фантастический пурпурный сон. Неравной высоты и формы дома были как изломанные очертания скал, окаймляющих глубокие и капризные потоки. Одни напоминали горы, другие выстроились длинными, ровными рядами, как базальтовые стены пустынных каньонов. Таков был фон чудесного, жестокого, ошеломляющего, волшебного, рокового, великого города. Но в этот фон были врезаны мириады блестящих параллелограммов, и кругов, и квадратов, через которые струился свет разных цветов. И из этой пурпурной и фиолетовой глубины возникали, как душа города, звуки, и запахи, и трепеты, из которых слагается его жизнь» («Поединок »).

Герои нью-йоркского цикла рассказов О. Генри — бесчисленные обитатели самого многолюдного американского города. В предисловии к сборнику «Четыре миллиона» автор полемически противопоставляет это заглавие «декларации некоего выдумщика, заявившего, что в Нью-Йорке не более четырехсот человек, достойных внимания». Речь идет здесь о миллионерах («четыреста богатейших семейств»), и хотя писателя живо интересует повседневная жизнь и судьба всех нью-йоркцев, от чистильщика сапог до миллионера включительно, он объявляет себя певцом малоимущего большинства. Мы не найдем у О. Генри индустриальных рабочих — этот класс населения остался вне сферы его социального опыта,— но он открыто отдает и сочувствие и симпатию обширной разнохарактерной прослойке своих нью-йоркских сограждан, работающих в мастерских, за прилавком, в конторах и постоянно находящихся на грани материальной необеспеченности, а порой нищеты. Мелкие служащие, клерки и секретарши, приказчики и продавщицы в лавках и универсальных больших магазинах, подручные и мастерицы из портновских, шляпных и иных заведений, официанты, шоферы и кебмены, репортеры, хористки, начинающие литераторы, артистическая богема из Гринич-Виллиджа и даже бродяги, ночующие на скамейках в Сентрал-парке и в Мэдисон-сквере,— тем или иным они родственны и близки ему самому, не всегда достаточно прочно обеспеченному газетчику.

О. Генри знает их нужды, заботы, мечты и иллюзии. Продавщица модных нарядов думает выйти замуж за миллионера. Клерк рассчитывает на быстрое продвижение по службе. Художник в своей мансарде надеется скоро создать шедевр, который принесет ему славу и деньги. Но как пробиться к этим миражам, как завладеть ими?

Драматичная жизнь гигантского города полна неожиданностей, и О. Генри демонстрирует их в изобразительной манере и в ритме комической киноленты первых лет кинематографа:

«Заворачиваешь за угол и попадаешь острием зонта в глаз старому знакомому из Кутни-Фоллс. Гуляешь в парке, хочешь сорвать гвоздику— и вдруг на тебя нападают бандиты, «скорая помощь» везет тебя в больницу, ты женишься на сиделке; разводишься... женишься на богатой наследнице... И все это в мгновение ока... Бродишь по улицам... На тебя роняют кирпич, лопается трос в лифте или твой банк... Судьба швыряет тебя из стороны в сторону» («Один час полной жизни»).

О. Генри знает, что его героям предстоит трудная и опасная борьба за успех. Приезжающим искать счастья в Нью-Йорк предстоят испытания, которые не всем могут оказаться под силу. «Папаша Никербокер (шуточная кличка Нью-Йорка) встретил их на пристани и двинул одного правой рукой в переносицу, а другого левой - по скуле, дав им таким образом понять, что бой начался». («Поединок »).
О. Генри также знает сомнения своих героев, их внезапный испуг, сознание бессилия, приступ отчаяния и, наконец, роковой неотвратимый момент, когда они признают себя побежденными в неравном бою. «Город — жизнерадостный малыш, а ты красная краска, которую он слизывает со своей любимой игрушки»,— подводит он итог в своей обычной полушутливой манере, в которой на этот раз ирония сильно разбавлена горечью.

Тут нужно сказать и о том, что ставится часто — и справедливо — в укор О. Генри - писателю. Школа воскресного рассказа в американской многотиражной, газете не прошла для него бесследно. Счастливые концовки под занавес («хэппи энд») в иных из его рассказов, сюжет и конфликт которых не требуют этого, богачи, бродящие по Нью-Йорку и жаждущие облагодетельствовать своих менее счастливых сограждан, продавщицы, не в мечтах, а на самом деле выходящие замуж за миллионеров,— все это действительно встречается у О. Генри и воспринимается как неверные ноты в его нью-йоркской симфонии.

Возникает вопрос, разделяет ли автор эти иллюзии или идет на уступки, платит дань тем условностям американского буржуазного мира, которые вынудили его уже в самом начале литературной карьеры умолчать, о сумрачных фактах своей биографии, представить свою жизнь более счастливой, чем она сложилась в действительности.

Косвенный, ответ на этот вопрос дает рассказ-притча «Шехерезада с Мэдисон-сквера», где процветающий портретист вдруг обретает странный талант воплощать на своем полотне тайные помыслы портретируемой модели. Теперь, говорит О. Генри, вглядевшись в портрет почтеннейшего банкира, вкладчики банка спешили забрать свои деньги. Очень скоро состоятельные заказчики объявили бойкот художнику, и вот он стал завсегдатаем нью-йоркской ночлежки.

Уже говорилось о сатирической проницательности О.Генри в «Королях и капусте», где он рисует произвол пришельцев из США в странах Латинской Америки, О том, что он достаточно ясно представляет себе социальную структуру общества, в котором живет, говорят два малоизвестных этюда —«Социальный треугольник» и «Костюм и шляпа в свете социологии», написанные О. Генри в середине 1900-х годов. В первом из них он рисует схему американского общества, каким его видит в действительности: могущественного миллионера как хозяина положения, прислуживающего ему политического дельца и их общую жертву, обманутого, темного бедняка. В другом он высмеивает либеральных профессоров-социологов, представляющих причуду некоего юного богача, участвующего в бейсбольной команде нью-йоркской окраины, как «торжество демократии» и даже начало «всеобщего братства людей». Сам писатель, как видно, не склонен поддаваться обману. Но в то же время не видит и выхода из тупика господствующих общественных отношений.

Время от времени он дает волю накопившейся сатирической злости. В «Дорогах, которые мы выбираем» глава маклерской фирмы с Уолл-стрита приравнивается писателем к потерявшему человеческий облик бандиту с большой дороги. В «Волшебном профиле» удивляющее всех тяготение скаредной старухи-богачки к случайно попавшейся ей на глаза бедной девушке объясняется тем, что черты лица девушки как две капли воды походят на женское изображение, вычеканенное на серебряном долларе.

В «Неоконченном рассказе» описан привидевшийся рассказчику Страшный суд, на котором ему надо держать ответ за содеянное. «Крылатый ангел-полисмен подлетел ко мне и взял меня за левое крыло. Совсем близко стояло несколько очень состоятельного вида духов, вызванных в суд. «Вы из этой шайки?»— спросил меня полисмен. «А кто они?» — ответил я вопросом. ...«Ну как же,— сказал он,— это люди, которые нанимали на работу девушек и платили им пять или шесть долларов в неделю. Вы из их шайки?» «Нет, ваше бессмертство,— ответил я.— Я всего-навсего поджег приют для сирот и убил слепого, чтобы воспользоваться его медяками».

Обозревая написанное О. Генри, можно назвать еще одну обширную социальную тему, очень близкую ему, но почти не затронутую. Это его родной Юг. Один из последних его рассказов, «Муниципальный отчет», неоспоримо показывает, сколь полно писатель воспринимает застой и гниение американского Юга — то, что стало позднее одним из центральных мотивов творчества Уильяма Фолкнера.

Лишь в самых редчайших случаях О. Генри предается отчаянию, не скрывая своего пессимизма. В открытой форме это один из ранних его рассказов «Туман в Сан-Антонио » и позднее «Меблированная комната» в сборнике «Четыре миллиона». В причудливой, «замаскированной» форме это «Дверь, не знающая покоя», рассказ, напечатанный им в 1904 году, но включенный в сборник «Всего понемножку» только посмертно.

Надо сказать, что О. Генри не оставался глухим к неблагополучию своей писательской деятельности.
«Я неудачник. У меня беспрестанное чувство, что следовало бы вернуться назад и начать все с начала. Но откуда, с какого момента? Мои рассказы? Они мне не нравятся. Мне тяжко, когда меня узнают в толпе или представляют кому-нибудь как знаменитого автора. Это выглядит как ярлык с дорогой ценой на грошовом товаре» . Так говорил он в минуты упадка духа одному из немногих своих близких друзей.

И в рассказе «Пригодился» читаем: «Если бы мне пожить еще чуточку, ну хоть тысячу лет, всего какую-нибудь тысячу лет, я подошел бы за это время к Поэзии, так что мог бы коснуться подола ее одежды».

Популярные сборники рассказов О. Генри иной раз дают обедненное представление о его писательском облике. Мы хотели бы здесь полнее познакомить читателя с его творческим миром и незаурядностью его дарования, которые обеспечили ему достаточно прочное место в американской литературе XX века.

C вебсайта российского Esquire - два рассказа О.Генри:

В 1903 году бывший кассир, аптекарь и заключенный Уильям Сидни Портер, взявший себе псевдоним О’Генри, заключил договор с газетой New York World, по которому он должен был каждое воскресенье давать туда по рассказу за гонорар в сто долларов. Cпустя более 100 лет Esquire публикует два его «стодолларовых» рассказа, ранее не публиковавшихся в России.