Анри ван де вельде работы. Анри Ван де Вельде. Школа прикладных искусств Баухауз

Генри ван де Велде (Henry van de Velde , 1863-1957) - выдающийся бельгийский архитектор и дизайнер, пропагандист Арт нуво - как в своих проектах, отличающихся напряжённой энергичностью, так и в общественной деятельности лектора, теоретика и писателя. Один из основателей Немецкого Веркбунда (1907).

Начинавший как живописец-постимпрессионист, он входил в брюссельскую авангардную группу «Группу ХХ», был связан с рабочей партией. Следуя тенденции своего времени, он оставил живопись, чтобы делать «реальные вещи», перейдя к декоративному искусству и архитектуре. С 1893 года занимается прикладным искусством: проектирует мебель, работает в книжной графике. Увлекается созданием целостной среды.

Женившись, он сказал себе, что не позволит жене и семье находиться в аморальном окружении вещей, которые можно купить, и спроектировал всё - от столовых приборов до дверных ручек. Нужно было свести вещи в систему окружения. И он решил построить свой первый дом. Построив для себя особняк «Блуменверф» в Иккле близ Брюсселя, ван де Велде повторил жизнеустроительный эксперимент Морриса. Он спроектировал все составляющие своего дома. Интуитивно он пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры авангарда начала ХХ века: «изнутри - наружу», наметив прежде всего связи между площадями определённого назначения и наиболее удобное расположение окон и дверей. Интерьер дома организован вокруг двусветного холла. Если сравнивать ван де Велде с другими архитекторами того времени, можно сказать, что его подход к декорации был функциональным. Он считал, что есть «опасность в поисках красоты ради самой красоты». Декоративные элементы, кроме орнаментальных решёток обрамления входа, отсутствуют. Но всё приведено к соответствию с общим сценарием: для полноты единства ван де Велде не только разработал эскизы одежды - для жены и для себя, - но и занимался цветовой композицией сервируемых блюд.

Являясь сторонником идей Морриса, ван де Велде считал, что искусство должно активно преобразовывать жизнь семьи, а через неё и общества в целом. Но эстетизм ван де Велде слишком пронизан декадентством конца века, чтобы внушать доверие как руководящее начало преобразования жизни. Характерна ироничная реакция такого острого наблюдателя, как художник А. де Тулуз-Лотрек, на посещение Блуменверфа: «... общее впечатление от дома восхитительно; ничто не оставлено на волю случая: белая детская радостна, наряды хозяйки и хозяина педантично подобраны к столовой с её цветными стеклами... Но по существу, удачны только ванная, детская и клозет. Когда смотришь на остальное, испытываешь потрясение, как от шатра Менелика из львиных шкур, полного страусовых перьев, обнажённых женщин, красного и золотого, жирафов и слонов!».

После успеха на выставках в Германии ван де Велде получил несколько заказов в Берлине и в 1899 году перенёс туда мастерскую из Брюсселя. В 1902 году саксонский герцог пригласил его в Веймар, где ван де Велде построил здание школы прикладного искусства (1908) и остался ею руководить. Введённые им методы обучения стали после 1919 г. одной из основ созданного Вальтером Гропиусом Баухауза, в состав которого вошла школа.

Манера ван де Велде в германский период развивалась от декоративной экстравагантности к поиску равновесия дионисийского и аполлонического. Он стремился преодолеть капризную декоративность Сецессиона, не переходя к канонизированной упорядоченности классицизма. Сдержанностью отмечены интерьеры Фолькванг-музея в Хагене (1900-1902) с их равновесием нейтральных экспозиционных зон и пластических акцентов. Скупой декор должен был символизировать работу упруго напряжённой конструкции. Но если в оформлении интерьеров музея, так же как в ранних проектах мебели (с 1894) и постройках раннего периода (дом Блуменверф в Брюсселе, 1895) ван де Велде выступал как инициатор стиля «модерн», используя криволинейные формы и декор, то в более поздний период как архитектор и теоретик он стал одним из основоположников и лидеров рационализма, о чём свидетельствуют здания Художественной школы в Веймаре (1904) и театр Веркбунда в Кельне (1914).

С 1926 Ван де Велде руководил Национальной высшей школой декоративных искусств в Брюсселе. В поздних работах (библиотека в Генте, 1935-40; Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Нидерланды, 1938-54) использовал принципы функционализма.

Основные работы:

1895-1896: "Bloemenwerf", Van de Velde"s first private residence, in Ukkel, Belgium
1895: Interior decoration of Samuel Bing"s art Gallery "Maison de l"art nouveau" in Paris
1900–1902: Interior of the Folkwang Museum in Hagen, Germany
1902–1903, 1911 (extension): "Villa Esche" in Chemnitz, Germany
1903: Extension and interior decoration of the Nietzsche Archive in Weimar, Germany
1906–1907: Clubhouse of the "Chemnitzer Lawn-Tennis-Club" in Chemnitz (demolished)
1907–1908: "Hohenhof", Mansion for Karl Ernst Osthaus in Hagen, Germany
1907–1908: "Haus Hohe Pappeln", Van de Velde"s private residence in Weimar, Germany
1909–1911: "Ernst-Abbe-Denkmal", Memorial for Ernst Abbe in Jena (in collaboration with the sculptors Max Klinger and Constantin Meunier)
1912–1913: Palace for Graf Dürckheim in Weimar, Germany
1913–1914: "Werkbund-Theater", Theatre at the Deutsche Werkbund exhibition in Cologne, Germany
1913–1914: "Villa Schulenburg" in Gera, Germany
1913–1914: Wohnhaus für den Fabrikanten Dr. Theo Koerner in Chemnitz
1927-1928: "La Nouvelle Maison", Van de Velde"s private residence in Tervuren, Belgium
1929–1931: Home for the elderly of the "Minna und James Heinemann-Stiftung" in Hannover, Germany
1933-1938: Library of Ghent University with "Boekentoren" in Ghent, Belgium
1936-1942: "Technische School", School building in Leuven, Belgium
1937: Belgian Pavilion on the Paris World Fair of 1937



"Bloemenwerf", Ukkel, Belgium, 1895-1896 "Villa Esche" in Chemnitz, Germany, 1902–1903


"Nietzsche Archive", Weimar, Germany, 1903 (реконструкция, интерьер) Здание художественной школы в Веймаре (с 1919 по 1925 гг. - здание Баухауса). Art faculty of the Bauhaus-University, Weimar, Germany, 1904–1908


"Hohenhof", Hagen, Germany, 1907–1908 "Haus Hohe Pappeln", Weimar, Germany, 1907–1908


"Villa Schulenburg", Gera, Germany, 1913–1914 Clubhouse of the "Chemnitzer Lawn-Tennis-Club, Chemnitz, Germany, 1906-1908 (снесен)


"Werkbund-Theater", Theatre at the Deutsche Werkbund exhibition in Cologne, Germany, 1913–1914 Library of Ghent University with "Boekentoren" in Ghent, Belgium, 1933-1938


Interior for Leon Biart, Brussels Study at the Secession Exhibition, Munich, 1899

В Брюсселе в Королевском музее истории искусств открыта выставка, посвященная 150-летию со дня рождения бельгийского архитектора и художника, одного из основателей бельгийской ветви стиля модерн Анри ван де Вельде (Хенри Клеменс ван де Велде, 1863-1957), увлеченного первооткрывателя современного дизайна.

Анри Ван де Вельде. Фото 1904 г.

Ван де Вельде оставил впечатляющее творческое наследие, участвовал во многих международных проектах в Бельгии, Германии, Голландии и Франции.

Среди самых известных архитектурных сооружений можно назвать особняк «Блуменверф» (1895-1896) в Уккеле близ Брюсселя, несколько домов в стиле модерн в Веймаре и здание Музея Кроллер-Мюллера в Оттерло (1937-1954) в Голландии. Ван де Вельде столя у истоков модернистского художественного объединения Баухауз.

Он основал и возглавлял с 1926 по 1936 год Высший институт прикладного искусства в Брюсселе.

Выставка под названием «Хенри ван де Вельде. Предметы любви, функциональности и красоты» предлагает в хронологическом порядке проследить многогранный творческий путь художника с помощью более 500 произведений искусства, мебели, изделий из серебра, фарфора, драгоценных украшений, книжных переплетов, фотографий и личной переписки. Биография художника и его художественная карьера хорошо известна благодаря оставленным им подробным мемуарам.

В молодости Ван де Вельде был увлечен импрессионизмом. В 1889 году вошел в художественную группировку «Группа двадцать» и активно участвовал в ее выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени – Моне, Писсаро, Гоген, Ван Гог, Сера, Тулуз-Лотрек.

Позже оставил живопись, увлекся книжной графикой, прикладным искусством, проектированием мебели, в которой ему удалось сочетать удобство с солидной элегантностью.

Он также создает архитектурные сооружения в стиле модерн, которые приносят ему заслуженную мировую известность.

Выставка не ограничивается показом творений мастера, но и представляет художественный контекст эпохи, в которой жил художник.

1. Дом Блюменверф в Уккеле. Арх. Анри Ван де Велде. 1895

2. Вилла Эше в Хемнице. Арх. Анри Ван де Велде. 1902-03

3. Школа искусств и ремесел в Веймаре. Арх. Анри Ван де Велде. 1907

4. Вилла Шуленберг в Гере. Арх. Анри Ван де Велде. 1913-14

5. Театр Веркбунда в Кёльне. Арх. Анри Ван де Велд. 1914. Не сохранился

6. Библиотека университета в Генте. Арх. Анри Ван де Велде. 1935-40

7. Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло. Арх. Анри Ван де Велде. 1937

8. Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло. Интерьер. Архитектура и дизайн Анри Ван де Велде. 1937

9. Анри Ван де Вельде. Дамское бюро. 1897. Красное дерево. Музей Орсе, Париж

10. Анри Ван де Вельде. Диван. 1896. Падук. Музей Орсе, Париж

11. Анри Вае де Вельде. Стул. 1896. Падук. Музей Орсе, Париж

12. Анри Ван де Вельде. Стул для дома Блюменверф. Около 1898. Красное дерево, кожа. 95 х 44 х 45 см

13. Анри Ван де Вельде. Письменный стол и кресло. 1898-99. Дуб, позолоченная бронза, кожа, медь. Музей Орсе, Париж

14. Анри Ван де Вельде. Соусник. После 1900. Мейсенский фарфор. 13,2 х 27,3 см. Британский музей, Лондон

15. Анри Ван де Вельде. Ваза. 1901. Мейсенский фарфор. Высота 33 см. Музей искусства, Индианополис

16. Анри Ван де Вельде. Жардиньерка. Около 1902. Серебро. 10,5 x 35,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Haus Hohe Pappeln, дом, построенный Анри ван де Вельде для себя в 1907-1908 в пригороде Веймара, вид с улицы.

Имя Анри ван де Вельде принято называть среди пионеров бельгийского модерна (ар-нуво). В какой-то мере это справедливо, если вести речь о нем, как о дизайнере интерьера, мебели и предметов. Кроме того, как о последователе Уильяма Морриса, как об активном теоретике и пропагандисте этого стиля. Но можно ли вообще его считать архитектором Ар-нуво? Таким вопросом я задавалась с 2013 года, когда в связи с 150-летием Анри ван де Вельде в Брюсселе можно было всесторонне познакомиться с его творчеством и во время Биеннале (Ар-нуво и Ар-деко)2013 и на ретроспективной выставке в Королевском музее искусства и истории , ему посвященных. В частности, на этой выставке среди самых известных построек Ван де Вельде упоминалась вилла « Bloemenwerf » (в брюссельском Укле, которая не была при этом причислена к стилю Ар-нуво) и многочисленные дома в стиле Ар-нуво в Веймаре. Ясное дело, что оказавшись в Веймаре, никак не возможно было не попытаться найти эти дома.

Самой интересной, в заявленном контексте, веймарской постройкой Ван де Вельде безусловно является Haus Hohe Pappeln (Дом под тополями), который к тому же можно посетить. Отдельно хочу отметить, что это посещение оставило самое приятное впечатление организацией (они работали в выходной 1 мая и без обеда), скромной ценой (3.50 евро), в которую включены были аудиогиды на разных языках (я слушала французский, муж - английский), и возможностью фотографировать. Давайте посмотрим, что из себя представляет этот семейный дом Ван де Вельде:


Посмотреть можно было только первый этаж (на самом деле бельэтаж, так как есть еще полуподвальный), который и у семейства Ван де Вельде при случае служил для приемов. Единственное, на мой взгляд, что напоминает в этом доме о модерне - это принцип конструкции изнутри наружу. То есть архитектор не в выбранный объем вписывал нужные ему комнаты, а наоборот, внутренняя структура определила наружный вид дома. За счет чего у дома получился такой живой, несимметричный, как бы произвольно наросший в разных направлениях экстерьер. Поэтому на схеме я поместила римские цифры двух цветов: рыжие - для интерьера, зеленые для экстерьера, иногда включая и часть сада или садовых сооружений, видных из соответствующих комнат.
I - Крыльцо дома, на которое выходят две стены (и два окна) из трех, видных снаружи стен кабинета.
II - Кабинет Ван де Вельде.
III - Гостинная с рабочим столом жены Ван де Вельде (Maria Sèthe) и музыкальным салоном.
IV - Вестибюль и лестничная клетка (для лестницы наверх, где были расположены все спальни и комнаты детей)
V - Столовая, окруженная верандой.

Мебель я практически не показываю, т.к. она хоть и дизайна Ван де Вельде, была им создана для других веймарских заказчиков, то есть к этому дому отношения не имеет. Свою мебель он увез в Швейцарию, после продажи Haus Hohe Pappeln, то есть о тотальном искусстве в данном случае трудно говорить.


I. Вид на дом со стороны крыльца.


I, II Крыльцо. Одно из окон кабинета. Мрачновато даже в солнечный день.


I, II Входная дверь. Два окна кабинета.


II,III, V Фасад дома с окнами (справа налево) кабинета, гостинной и столовой с верандой.


II Беседка в саду, видная из кабинета.


II Фотография камина (не сохранившегося) в кабинете.



II Стена кабинета с раздвижной дверью в салон.


III Рабочий уголок Марии Сете в гостинной.


III Окна гостинной


III Вид из сада на окна гостинной


IV Вестибюль с эркером и лестница.


IV В эркере семья проводила время днем, там был диван, кресла.
Напоминаю, что мебель в кадре не родная. Мебель для этого дома Ван де Вельде всю жизнь возил с собой.


IV Лестница на этаж с личными комнатами.


IV Дверь на служебную лестницу вниз на кухню и в коридорчик с лифтом для блюд для подачи на стол (лифт был только для блюд, персонал поднимался ножками по лестнице).


IV Фасад с эркером и окном этого коридорчика.


IV Опять это окно.


V Столовая


V Столовая


V Вид на часть сада куда выходит веранда вокруг столовой.


V Веранда, вид сбоку.


V Окно над верандой.


V Веранда с другой стороны в сторону сада и фонтана со скульптурой Жоржа Минне.


Фонтан со скульптурой бельгийского символиста Жоржа Минне.

Начинавший как живописец-постимпрессионист, он входил в брюссельскую авангардную группу "Группу ХХ", был связан с рабочей партией. Следуя тенденции своего времени, он оставил живопись, чтобы делать "реальные вещи", перейдя к декоративному искусству и архитектуре. С 1893 года занимается прикладным искусством: проектирует мебель, работает в книжной графике. Увлекается созданием целостной среды.

Женившись он сказал себе, что не позволит жене и семье находиться в аморальном окружении вещей, которые можно купить, и спроектировал все, от столовых приборов до дверных ручек. Нужно было свести вещи в систему окружения. И он решил построить свой первый дом. Построив для себя особняк "Блуменверф" в Иккле близ Брюсселя, ван де Велде повторил жизнеустроительный эксперимент Морриса. Он спроектировал все составляющие своего дома. Интуитивно он пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры авангарда начала ХХ века: "изнутри - наружу", наметив прежде всего связи между площадями определенного назначения и наиболее удобное расположение окон и дверей. Интерьер дома организован вокруг двусветного холла. Если сравнивать ван де Велде с другими архитекторами того времени, можно сказать, что его подход к декорации был функциональным. Он считал, что, есть "опасность в поисках красоты ради самой красоты". Декоративные элементы, кроме орнаментальных решеток обрамления входа, отсутствуют. Но все приведено к соответствию с общим сценарием: для полноты единства ван де Велде не только разработал эскизы одежды - для жены и для себя, но и занимался цветовой композицией сервируемых блюд.

Являясь сторонником идей Морриса, ван де Велде считал, искусство должно активно преобразовывать жизнь семьи, а через нее и общества в целом. Но эстетизм ван де Велде слишком пронизан декадентством конца века, чтобы внушать доверие как руководящее начало преобразования жизни. Характерна ироничная реакция такого острого наблюдателя, как художник А.де Тулуз-Лотрек, на посещение Блуменверфа: "... общее впечатление от дома восхитительно; ничто не оставлено на волю случая: белая детская радостна, наряды хозяйки и хозяина педантично подобраны к столовой с ее цветными стеклами... Но по существу, удачны только ванная, детская и клозет. Когда смотришь на остальное, испытываешь потрясение, как от шатра Менелика из львиных шкур, полного страусовых перьев, обнаженных женщин, красного и золотого, жирафов и слонов!".

После успеха на выставках в Германии ван де Велде получил несколько заказов в Берлине и в 1899 году перенес туда мастерскую из Брюсселя. В 1902 году саксонский герцог пригласил его в Веймар, где Ван де Велде построил здание школы прикладного искусства (1908) и остался ею руководить. Введенные им методы обучения стали после 1919 г. одной из основ созданного Гропиусом Баухауза, в состав которого вошла школа.

Манера ван де Велде в германский период развивалась от декоративной экстравагантности к поиску равновесия дионисийского и аполлонического. Он стремился преодолеть капризную декоративность Сецессиона, не переходя к канонизированной упорядоченности классицизма. Сдержанностью отмечены интерьеры Фолькванг-музея в Хагене (1900-1902) с их равновесием нейтральных экспозиционных зон и пластических акцентов. Скупой декор должен был символизировать работу упруго напряженной конструкции. Но, если в оформлении интерьеров музея, также как в ранних проектах мебели (с 1894) и постройках раннего периода (дом Блуменверф в Брюсселе, 1895) ван де Велде выступал как инициатор стиля «модерн», используя криволинейные формы и декор, то в более поздний период как архитектор и теоретик он стал одним из основоположников и лидеров рационализма, о чем свидетельствует здания Художественной школы в Веймаре (1904) и театр Веркбунда в Кельне (1914).

С 1926 Ван де Велде руководил Национальной высшей школой декоративных искусств в Брюсселе. В поздних работах (библиотека в Генте, 1935-40; Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Нидерланды, 1938-54) использовал принципы функционализма.

Анри Клеманс Ван де Вельде (Henry van de Velde, 1863—1957) — бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн. Явился выдающимся пропагандистом Арт нуво как в своих проектах, отличающихся напряженной энергичностью дизайна, так и в общественной деятельности лектора, теоретика и писателя. Один из основателей Немецкого Веркбунда.

Биография

Анри Ван де Вельде родился в Антверпене 3 апреля 1863 года. Учился живописи с 1880 по 1882 год в Академии художеств. В 1884—1885 годах он продолжил учёбу в Париже у Карлоса Дюрана. Участвовал в организации художественных групп «Альз ин Кан» и «Независимого искусства». В 1888 году был принят в авангардистское общество «Ле Вингт», где познакомился с Гогеном и Моррисом.

Моррис оказал большое влияние на Ван де Вельде. Однако в круг источников, формировавших его взгляды, входили произведения философов и литераторов, непосредственно связанных с эстетикой символизма. Среди них называют Ницше, Липпса, Вундта, Ригля, Воррингера, Уайльда, Метерлинка, д’Аннунцио.

Творчество

Первый период творческой жизни Ван де Вельде — до 1900 года — период творческого самоопределения. Он начал с занятий живописью, отдав дань увлечения импрессионизму и пуантилизму. Войдя в 1889 году в бельгийскую художественную группировку «Группа двадцати», он активно участвовал в её выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени — Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сера, Тулуз-Лотрек.


Анри Ван де Вельде, Villaesche, Германия, фото

С начала 1890-х годов он выступал и в печати как художественный обозреватель. С 1893 года Ван де Вельде оставил живопись, увлекся книжной графикой, а затем и прикладным искусством, проектированием мебели. Ван де Вельде создал украшения и мебель для редакций журналов «Новое искусство» Бинга и «Современный дом» Мейера Грефе. На Дрезденской художественной выставке 1897 года он представил ткани, обои, мебель.


Анри Ван де Вельде, School of Arts and Crafts, фото

В 1894 году Ван де Вельде выполнил первый архитектурный заказ — дом Сете в Дивеге. В 1895—1896 годах он построил собственный особняк «Блуменверф» в Уккеле близ Брюсселя, где все детали тщательно прорисованы в «стиле модерн», одним из создателей которого он был. Вилла привлекла всеобщее внимание. Планы и фасад здания прорисованы мастером в соответствии с функциональным назначением, но, вопреки своему же протесту против подражания «стилям прежних эпох», Ван де Вельде много заимствовал от свободной планировки английского коттеджа. Уже в этом здании заметно тяготение Ван де Вельде к рационализму, не получившее, однако, последовательного выражения. Его образ мыслей был связан с немецким романтизмом, он был слишком зависим в своем творчестве от литературы и живописи.


Анри Ван де Вельде, особняк Bloemenwerf, фото

Ван де Вельде спроектировал все составляющие своего дома «Блуменверф». Интуитивно он пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры авангарда начала ХХ века: “изнутри - наружу”, наметив прежде всего связи между площадями определенного назначения и наиболее удобное расположение окон и дверей. Интерьер дома организован вокруг двусветного холла. Если сравнивать ван де Велде с другими архитекторами того времени, можно сказать, что его подход к декорации был функциональным. Он считал, что, есть “опасность в поисках красоты ради самой красоты”. Декоративные элементы, кроме орнаментальных решеток обрамления входа, отсутствуют. Но все приведено к соответствию с общим сценарием: для полноты единства ван де Велде не только разработал эскизы одежды - для жены и для себя, но и занимался цветовой композицией сервируемых блюд.


Анри Ван де Вельде, фото

Зрелым мастером Ван де Вельде переехал в 1900 году в Германию. Он совершал длительные лекционные поездки по стране, пропагандируя свои художественные принципы. В 1900—1902 годах он выполнил внутреннюю планировку и отделку интерьеров Фолькванг-музеума в Хагене, создав одно из типичнейших произведений «стиля модерн».


Анри Ван де Вельде, фото

В 1902 году Ван де Вельде переехал в Веймар в качестве советника по делам искусств Великого герцога. Он стал одним из организаторов Веркбунда и прославился как педагог, основав Высшее техническое училище прикладных искусств. В 1906 году Ван де Вельде построил новое здание школы, свидетельствующее о развитии рационалистической тенденции в его творчестве. Тогда же он построил и собственный дом в Веймаре.


Анри Ван де Вельде, Hоtel Otlet, фото

Покинув Германию в 1917 году, Ван де Вельде недолго работал в Швейцарии и Голландии, а затем вернулся на родину, где продолжал практическую деятельность. Он организовал и с 1926 по 1935 год возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре.


Анри Ван де Вельде, фото

Высоко ценя в искусстве современность, Ван де Вельде интуитивно, как тонкий художник, чувствовал веяние времени. Это помогло ему создать свое последнее сооружение, временное здание Музея Кроллер-Мюллер в Оттерло в Голландии (1937—1954). Простота сооружения функциональна: буквально ничего нет лишнего. Специальные устройства обеспечивают равномерность верхнего света в экспозиционных залах. Четкий график осмотра завершается у сплошь остекленного торца здания, образующего органичный переход к окружающему парку с озером, где продолжается экспозиция скульптур. Это делает Музей Кроллер-Мюллер образцом современного музейного здания. Противоречивость творчества Ван де Вельде отражает проект постоянного здания музея — монументальный, архаичный, в духе национально-романтического стиля, который, к счастью, не осуществился.


Анри Ван де Вельде, Villa Quisisana Chemnitz, фото

Творчество Ван де Вельде в основных произведениях демонстративно антитрадиционно и подчеркнуто космополично, что сразу отличает наследие мастера от неоромантического направления модерна. «Моя цель выше простых поисков нового; речь идет об основаниях, на которых мы строим свою работу и хотим утвердить новый стиль», — писал Ван де Вельде.


Анри Ван де Вельде, фото

То, что он соединял проблему стиля с проблемой синтеза искусств, было характерно для эстетики модерна в целом. Особенность позиции Ван де Вельде заключалась в отказе от антииндустриализма неоромантического толка.


Анри Ван де Вельде, Шкаф, фото

Ван де Вельде считал, что промышленность способна привести искусство к синтезу: «Если промышленности снова удастся сплавить стремящиеся разойтись искусства, то мы будем радоваться и благодарить ее за это. Обусловленные ею преобразования — не что иное, как естественное развитие материалов и средств выразительности различных областей искусства и приспособление к требованиям современности».


Анри Ван де Вельде, фото

Современность требовала, по его мнению, создания нового стиля — нового символистического языка художественных форм. «Я стараюсь изгнать из декоративного искусства все, что его унижает, делает бессмысленным; и вместо старой символики, утратившей всякую эффективность, я хочу утвердить новую и столь же непреходящую красоту», — писал Ван де Вельде.

С 1947 года Ван де Вельде поселился в Швейцарии, в коммуне Оберегери, где, спустя 10 лет, и скончался в возрасте 94 лет. Последним трудом Ван де Вельде являются его мемуары, в которых он подробно описывает свою творческую жизнь и раскрывает свою теоретическую концепцию.