Конспект урока по литературнному чтению на тему:"В.Г.Сутеев "Кто лучше?"" Технологическая карта урока по литературному чтению на тему В. (2 класс)

Цели урока:

  • образовательные : познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий “ярмарка”, “пригоршня”, “гривенник”;
  • развивающие : содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
  • воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер и проектор, портреты писателей А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек произведений, карточки для фонетической зарядки, аудиозаписи, учебник и хрестоматия, рабочие тетради.

Учебник: Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 2 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

ПЛАН УРОКА

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Постановка цели урока.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений: чтение домашнего текста, подготовка выставки произведений В. Сутеева, защита макета обложки произведения В. Сутеева, результаты исследовательской работы в рабочих тетрадях, чтение по ролям, выборочное чтение.

3. Речевая разминка.

4. Организация восприятия и усвоения учащимися материала: чтение текста рассказа А. Митты “Шар в окошке” учителем и подготовленными учащимися.

5. Организация осмысления учащимися нового материала: составление простого плана пересказа, подготовка учащихся к пересказу, словарная работа.

6. Первичная проверка понимания рассказа: подробный пересказ текста по плану, работа по формированию навыка выразительного чтения: соблюдение интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски.

7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.

8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения: чтение текста сказки Е. Пермяка “Две пословицы” учителем и подготовленными учащимися.

9. Организация осмысления учащимися нового материала: словарная работа, выделение главного в тексте, составление макета обложки, выборочное чтение о характеристике героев.

10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)

12. Разноуровневое домашнее задание.

13. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
План рассказа составлять,
Выразительно читать.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.

1 группа работала в библиотеке, она искала различные сказки В. Сутеева. Готовьте свое задание у доски.

2 группа разыскивала героев сказок В. Сутеева. Возьмите маркеры и работайте на другой стороне доски.

3 группа составляла модель обложки произведения В. Сутеева, которое вы читали дома, вспоминала, чем отличается рассказ от сказки.

Кто из вашей группы будет составлять модель обложки?

4 группа отрабатывала выразительное чтение.

Послушаем выразительное чтение по ролям. Прочитать по ролям отрывок на с. 46 в учебнике.

Молодцы! А теперь послушаем ответ 3 группы, кто у вас отвечает? Докажите, почему это сказка? (Сказка - это произведение устного народного творчества. Главное в сказке - вымысел, фантазия. Рассказ - это небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни).

Ребята, а как считаете вы, кто же из героев сказки лучше?

Сутеев открывает нам мир человеческих отношений. Какие сказки Владимира Григорьевича Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 1 группе.

А каких героев сказок В. Г. Сутеева вы знаете? Дадим слово 2 группе.

Ребята, а кого бы вы еще дополнили?

Работа в тетрадях.

Откройте рабочие тетради, назовите героев сказки “Кто лучше?”.

Какой была девочка?

Какое слово вы не захотели отмечать в своей тетради?

Какие загадки вы записали дома в свои тетради о героях сказки? Прочитайте.

3. Сообщение новой темы урока.

На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помните наш “Фонарик дружбы”, сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.

Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений?

3. Речевая разминка.

Итак, вперед, разминка ждет!

Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика.

Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.

Упражнение 3. Дыхательная гимнастика.

Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! – фу! – фу!)

Упражнение 4. На развитие интонационной выразительности речи.

Мы завтра идем в поход.

Прочитайте

Печально

Удивлённо

Радостно

Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.

4. Организация восприятия и усвоения учащимися материала.

Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.

Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.

Сегодня мы знакомимся с произведением А. Митта “Шар в окошке”.

Работа с текстом.

Почему Коле стало хорошо?

Какие друзья у Коли?

5. Организация осмысления учащимися нового материала

Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста.

Составление плана.

Определение тона чтения.

Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.

В начале текста? (печальный, скучный)

В середине текста? (удивленный)

В конце текста? (радостный)

Словарная работа.

Давайте поработаем над некоторыми словами и выражениями.

Компресс

Поднимите руки, кому мама хоть раз ставила компресс.

Четко проговаривайте за мной.

Нос от капель щиплет

Обратите внимание на длительную паузу.

Нельзя,//заразиться могут.

Чтение текста по составленному плану.

6. Первичная проверка понимания рассказа

Пересказ по плану.

Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану.

7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.

О ком или о чем этот рассказ?

Какими вы представляете друзей Коли?

Какая пословица подходит к этому рассказу?

Физкультминутка (по Базарному).

Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).

8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения

Знакомство с произведением Е. Пермяка “Две пословицы”.

Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка “Две пословицы”.

Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.

Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.

Словарная работа.

  • Ярмарка - большая торговля с развлечениями
  • Пригоршня – горсть (ладонь)
  • Медяки – медные копейки
  • Пятак – 5 копеек
  • Гривенник -10 копеек
  • Глазеть – смотреть с удивлением
  • Плотвичка – вид мелкой рыбы
  • Кудлатая (……….) собака
  • Семиголосая гармошечка (звучат все семь нот)

Познакомить вас с текстом мне помогут Валерия и Дима.

9. Организация осмысления учащимися нового материала

Составление обложки.

Жанр, тема? Почему?

Как называется это произведение?

Работа по тексту. Выборочное чтение.

Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.

Кто помогал Косте?

Что шепнула собака Косте на ярмарке?

Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.

С чего начинается сюжет сказки?

Как развивается действие?

Самый напряженный момент?

Как продолжается действие?

Чем заканчивается сюжет сказки?

(на экране появляются две пословицы)

Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?

10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.

Вывод.

Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение “Две пословицы”?

О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.

Друг в беде не бросит.

Лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий

Верный друг!

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)

Мы рассмотрели два произведения. Давайте сравним модели обложек.

В чем отличия?

Чем похожи эти произведения?

Чему учит рассказ А. Митты “Шар в окошке”?

Чему учит сказка Е. Пермяка “Две пословицы”?

12. Разноуровневое домашнее задание.

  1. Прочитать два текста с. 47-50
  2. Подготовить подробный пересказ “Шар в окошке”.
  3. 1 группа. Разбить сказку Е. Пермяка “Две пословицы” на части в соответствии со схемой развития сюжета.
  4. 2 группа. В рабочей тетради выполнить задание на с. 28-29 по произведению “Две пословицы”.

13. Рефлексия.

У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.

Комплекс проверочных работ по литературному чтению для 2 класса к учебнику Л. А. Ефросининой "Литературное чтение" УМК Начальная школа 21 век. Данные проверочные работы (представлены в нескольких вариантах) можно использовать по изучению каждого раздела программы. Также можно использовать при проведении литературных диктантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

1. Прочитай заголовки произведений и фамилии авторов. Укажи кто, что написал.

"Смородинка" М. Зощенко

"Заплатка" Е. Пермяк

"Самое главное" Н.Носов

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Е. Пермяк "Смородинка" М. Зощенко "Самое главное" Н.Носов "Заплатка"

3. Прочитай. Кто это сказал? Напиши ответ. Кто сказал и из какого произведения.

И так, чтобы никто не слышал, про себя добавила: "Я буду зайчика лепить".

______

4. Запиши героев сказки В. Сутеева "Кто лучше?"

5. Отметь + пословицу, которая подходит к произведению А. Митта "Шар в окошке"

Чай пить - не дрова рубить.

Без беды друга не узнаешь.

Делу время- потехе час.

6. Допиши предложения:

Латинские буквы - это _______________________________________.

Дёрн - это _________________________________________________________.

Палисадник- это __________________________________________________________ .

Охочие (руки)- это _______________________________________________________.

Кокошник - это _______________________________________________________________.

Скафандр- это ________________________________________________________________.

7. Сделай модель обложки к произведению В. Сутеева "Снежный зайчик"

Когда в товарищах _________________ нет,
На лад их ___________ не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только _____________.
Однажды ______________, Рак да Щука
Везти с поклажей ___________ взялись
И вместе трое все в него ____________________;

________________ бы для них казалась и легка:

Рак ____________________ назад, а Щука тянет в воду.
Кто _____________________ из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне _____________.

Проверочная работа по литературному чтению.

Вариант 2

Ф.И. _______________________________________________________

1. Прочитай названия произведений. Подумай, о ком они. Укажи ответ.

С. Баруздин "Как Алёшке учиться надоело" о природе

Е. Пермяк "Смородинка" о животных

Н. Носов "Заплатка" о детях

2. Определи, из какого произведения отрывок. Подчеркни ответ.

Идут себе по лесной дороге и вдруг видят - стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

Е. Пермяк "Смородинка" Л. Пантелеев"Две лягушки" Н.Носов "Заплатка"

3. Прочитай названия произведений. Укажи рассказы.

Е. Пермяк "Две пословицы"

А. Митта "Шар в окошке"

Рассказы В. Беспальков "Совушка"

Н. Носов "На горке"

И. Крылов "Лебедь, щука и рак"

4. Запиши героев рассказа В. Сутеева "Снежный зайчик"

_____

5. Отметь + пословицу, которая подходит к произведению Л. Пантелеева "Две лягушки"

У страха глаза велики.

Терпенье и труд все перетрут.

Трус и таракана посчитает за великана.

6. Допиши предложения:

Лад- это _______________________________________.

Поклажа - это _________________________________________________________.

Баснописец- это __________________________________________________________ .

Брод это _______________________________________________________.

Компресс- это ___________________________________________________________.

Пятак- это ______________________________________________________________.

7. Сделай модель обложки к произведению В. Катаева"Цветик- семицветик"

8. Прочитай. Вставь пропущенные слова.

Когда в _____________________ согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, _______________________________
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в __________________________________;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в ______________,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - _________________________________;
Да только воз и ныне там.

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по литературному чтению.

Вариант 1

Ф.И. _______________________________________________________

Уж как я ль мою коровушку люблю! из рассказа

Уж как я ль- то ей крапивушки нажну!

Кушай вволюшку, коровушку моя, из народной песни

ешь ты досыта, Бурёнушка моя!

Из сказки

2. Прочитай заголовки произведений и фамилии авторов. Укажи, кто что написал.

"Старый гриб" В. Бианки

"Лиса Патрикеевна" М. Пришвин

"Ёж- спаситель" К. Ушинский

Но Мишка не от собственности отвернулся: он хорошо помнил про кость. Он отвернулся к этому чудесному свету мартовского солнца над Москвой. Может быть, Мишка был тоже немного по-своему поэтом и горячий луч солнца на носу ему был дороже, чем вкусная кость. И, значит же, твердо держал он в душе свои права на кость, если в тот самый момент, когда Домна Ивановна подобралась к кости, он ринулся на нее с такой силой, с таким ревом, что успел еще нетвердыми и неострыми зубами вырвать клок шерсти из хвоста.

____________________________________________________________________

4. Прочитай. Из какого произведения описание героини? Подчеркни ответ.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

К. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Иди ко мне в гости. У меня, брат, хорошо в глубоких местах... Вода стоит тихо, всякой водяной травки сколько хочешь. Угощу тебя лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками...

___________________________________________________________________

6. Допиши предложения:

Засеменил - это _______________________________________.

Зафуфукал - это _________________________________________________________.

Запеть лазаря- это __________________________________________________________ .

Избыть- это _______________________________________________________.

Рядить- это _______________________________________________________________.

Избу рубить- это _____________________________________________________________.

7. Сделай модель обложки к произведению К. Паустовского "Барсучий нос"

Проверочная работа по литературному чтению.

Вариант 2

Ф.И. _______________________________________________________

1. Прочитай. Из какого произведения отрывок? Подчеркни ответ.

У реки за косогором М. Дудин "Тары- бары..."

Заяц дом себе срубил.

Огород обнёс забором К. Ушинский "Плутишка кот"

И капусту посадил.

Русская народная сказка

"Зимовье зверей"

2. Как начинается русская народная сказка "Журавль и цапля". Подчеркни ответ.

Жили- были..... присказкой Давным-давно это было.....

3. Определи, из какого произведения отрывок. Напиши ответ.

Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку - только щепки полетели!

Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, - нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.

____________________________________________________________________

4. Прочитай. Из какого произведения описание зверька? Подчеркни ответ.

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Д. Мамин- Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"

К. Паустовский "Барсучий нос"

К. Ушинский "Плутишка кот"

5. Прочитай. Кто это говорит? Запиши ответ.

Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?

___________________________________________________________________

6. Допиши предложения:

Ухват - это _______________________________________.

Подполье - это _________________________________________________________.

Армяк, кафтан - это __________________________________________________________ .

Осаживать- это _______________________________________________________.

Телёнок- это _______________________________________________________________.

Плутишка- это _____________________________________________________________.

7. Сделай модель обложки к произведению Н. Рубцова "Про зайца"

8. Сравни сказки. Заполни таблицу.

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по литературному чтению.

Вариант 1

Ф.И. _______________________________________________________

Только это вовсе не медовые соты были, а осиное гнездо. Как откинул медведь листья, так все осы из гнезда и вылетели и давай старого Бамсе жалить - ив нос, и в глаза, и в уши, и в шею!

2. Прочитай заголовки сказок. Укажи, кто их написал.

"Стойкий оловянный солдатик" Ш. Перро

"Золушка" Братья Гримм

"Бременские музыканты" Г.-Х. Андерсен

3. Вспомни сказку "Колосок", что делали мышата? Напиши ответ.

Она тоже была вырезана из бумаги, но юбочка на ней была из тончайшего батиста; через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка, будто шарф, а на груди сверкала блестка не меньше головы самой девушки.

5. Прочитай. Кто это говорит? Запиши ответ.

Хватай! - ответил он сам себе и крепко схватил койота за лапу.- Держи! Режь ему лапу!

___________________________________________________________________

6. Допиши предложения:

Маслобойка - это _______________________________________.

Пуще огня бояться- это _________________________________________________________.

Присказка - это _____________________________________________________________.

7. Как Миккель обращался к Бамсе, как он его называл? Запиши. __________________

8. Запиши слова, которые придумывали Лис Миккель и медведь Бамсе.

Лис ____________________________________________________________________

Медведь__________________________________________________________________

Проверочная работа по литературному чтению.

Вариант 2

Ф.И. _______________________________________________________

1. Прочитай. Из какого произведения отрывок? Напиши ответ.

Давным-давно, предавно, когда свиньи пили вино,

А мартышки жевали табак, а куры его клевали и от этого жесткими стали....

__________________________________________________________________________

2. Прочитай заголовки сказок. Укажи чья это сказка.

"Лис Миккель и медведь Бамсе" французская сказка

"Как Джек ходил счастья искать" английская сказка

"Волк, улитка и осы" норвежская сказка

3. Вспомни сказку "Колосок", что делал петух? Напиши ответ.

___________________________________________________________________________

4. Прочитай. Из какого произведения описание героини? Напиши ответ.

Бедная девочка готовила и стирала, убирала комнаты сестер и мыла лестницы. Сама же она жила в маленькой тесной каморке на чердаке. Она переживала за своего тихого отца, которого страшно третировала новая жена.

_______________________________________________________________________________

5. Прочитай. Кто это говорит? Из какой сказки? Запиши ответ.

Подружки, оповестите весь ваш осиный народ. Мои улитки тоже все непременно соберутся на зов. Мы пригоним вам волков, а вы в удобную минуту нападите на них и жальте, пока они не бросятся в воду. ___________________________________________________________________

6. Как можно сказать по-другому:

Коли хочешь - _______________________________________.

Никаких дел не затевал- ______________________________________________________.

7. С кем встретился Джек по дороге? Запиши. ___________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Что попросил каждый поросёнок у человека? Запиши ответ.

1 поросёнок _________________________________________________________________

2 поросёнок _________________________________________________________________

3 поросёнок _________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по литературному чтению.

Вариант 1

Ф.И. _______________________________________________________

1. Вспомни малые жанры фольклора. Заполни схему.

2. Подумай, что это. Допиши предложения.

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

Это _______________________

Землю солнце красит, а человека- труд.

Это ____________________________

3. Прочитай заголовки произведений и фамилии авторов. Укажи, кто что написал.

"Родина" А. Нечаев

"Слово о Русской земле" Ф. Савинов

"Три поездки Ильи Муромца" С. Романовский

4. Допиши предложения:

Исполины - это _______________________________________.

Ермолка - это _________________________________________________________.

Калики- это ____________________________________________________________

Ворог- это ______________________________________________________________.

Кузовочек- это _________________________________________________________.

Проверочная работа по литературному чтению.

Вариант 2

Ф.И. _______________________________________________________

1. Вспомни произведения фольклора. Заполни схему.

2. Прочитай четверостишие из стихотворения Ф. Савинова "Родина". Соедини

Рифмующиеся слова.

Слышу песни жаворонка, Это русская сторонка

Слышу трели соловья- Это Родина моя!

3. Прочитай произведения. Что это? Укажи ответ.

1. Сидит дед во сто шуб одет;

кто его раздевает- слёзы проливает. пословица

2. У Иванова двора

Загорелася вода. загадка

Всем селом пожар тушили,

А огонь не загасили.

3. Есть терпение, будет и умение. небылица

4. Допиши предложения:

Тати- подорожники - это _______________________________________.

Шалыга - это _________________________________________________________.

Пахота- это ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________.

Грош- это_______________________________________________________________.

Биться- рататься - значит _________________________________________________.


Урок 19 В. Сутеев «Кто лучше?»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать.Формирование навыка монологической речи; Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

Проверка домашнего задания. Пересказ рассказа М. Зощенко «Самое главное».

Какие вы знаете произведения В. Сутеева? Вспомните, что мы изучали в первом классе.

«Мешок яблок», «палочка-выручалочка», «Елка», «Дядя Миша», «Кораблик», «Цыпле­нок и утенок» и др.

Сегодня мы прочитаем новую сказку

В. Сутеева.

Назовите героев сказки.

О чем спорили герои сказки?

Кто из них лучше.

Зачитайте, как расхваливали себя герои.

Кто из героев вам понравился? Аргументируйте свой ответ.

Прочитайте сказку по ролям.

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 1.

Иголка, карандаш, ручка, мячик.

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 2.

«Все мы хорошие, но девочка лучше всех. У девочки

IV. Домашнее задание. 1. РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 4.

2. Учебная хрестоматия: В. Осеева «Волшебная иголочка», дочитать сказку до конца.

Ответить на вопросы на странице 134. 3. РТ «Литературное чтение»: стр. № 1-2.

Урок 20. А. Митта «Шар в окошке»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи; Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ «Литературное чтение».

II. Знакомство с новым материалом._

Прочитайте самостоятельно рассказ

А. Мигта «Шар в окошке».

Все ли слова в рассказе вам понятны?

Что такое компресс? Прочитайте определение на странице 65 учебника.

Опишите иллюстрацию на стра­нице учебника 64.

Почему Коле стало хорошо?

Он увидел шар в окошке и решил, что это друзья придумали сюрприз для него.

Назовите Колиных друзей.

Миша, Катя.

Как их можно охарактеризовать?

Внимательные, отзыв­чивые, сострадающие.

III. Практические задания.

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 1.

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 2.

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 3.

Верные, находчивые, весе­лые.

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 4.

Без беды друга не узнаешь.

IV. Подготовка к домашнему заданию .

Послушайте стихотворение С. Михалкова «А что у вас?».

V. Домашнее задание. 1. Учебник: страница 65 № 2.

2. Учебная хрестоматия: выполнить задания на странице 146.

Урок 21. Е. Пермяк «Две пословицы»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Научить работать самостоятельно. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

1. Слушание загадок.

2. Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».

О чем это стихотворение?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Какие стихотворения С. Михалкова вам знакомы?

«А что у вас?», «Котята», «Дядя Степа», «Мой щенок», «Песенка друзей», «Где очки», «Овощи» и т.д.

Прочитаем рассказ Е. Пермяка «Две пословицы».

Все ли слова понятны?

Нет. Что такое брод, гривенник, пятак!

Определения непонятных слов прочитайте на странице учебника 68.

Прочитайте, какими были мальчики.

«Бережливым мальчиком Костя рос... А его дружок Федя -наоборот».

Кто помогал Косте?

Голубь, плотвичка и собака.

Почему животные помогали Косте?

Потому что он им всегда помогал и подкармливал

Что собака шепнула Косте?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Бережливым быть хорошо, а добрым - лучше.

Как вы понимаете смысл этих 1 пословиц?

(Самостоятельные рассуждения учеников)

III. Практические задания.

РТ «Литературное чтение»: стр 28 №1.

Евгений Андреевич Пермяк.

РТ «Литературное чтение»: стр 29 № 2.

Самостоятельная работа.

Р1 «Литературное чтение»: сто 29 № 3.

Голубь, плотвичка и собака.

14 «Литературное чтение»: стр 29 № 4.

«... две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым – лучше».

IV.Домашнее задание.1. Хрестоматия: стр. 86, прочитать стихотворение В. Берестова «Прощание с другом». 2. Выполнить задания к тексту на стр 87. 3. РТ «Лит чт»: стр. 29-30 № 1-3.

Урок 22. Л. Пантелеев «Две лягушки»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Развивать умение работать с текстом; Познакомиться с новыми произведениями.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

Какое произведение вы читали дома?

Стихотворение В. Берестова «Прощание с другом».

Все ли слова вам были понятны?

Что такое околица!

Окраина деревни.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Самостоятельные рассуждения учеников).

Какие книги о дружбе человека и животных вы нашли в своей домашней библиотеке?

Проверка выполненного пись­менного задания в РТ.

Прочитаем произведение Л. Пантелеева «Две лягушки».

Определите жанр произ­ведения.

Потому что:

1. Начинается со слов «жили-были…»

3. Герои противопоставлены: плохой (ленивая лягушка) -хорошему (смелая лягушка). Добро и сила побеждают

Какие сказки начинаются так же, как и «Две лягушки»? Перечислите.

Русская народная сказка «Курочка Ряба», «Кот, Петух и Лиса», «Колобок».

А.С. Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде»

Как вели себя лягушки в погребе? Прочитайте.

«Забрались они в погреб и стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и попали в горшок со сметаной. И стали тонуть».

Почему утонула трусливая лягушка?

Подумала, что все равно ей отсюда не выбраться и перестала барахтаться.

Что можно сказать о лягушке, которая спаслась?

Она не потеряла надежду. Упорство и старание помогли ей выжить.

Как известно: сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Чему учит эта история?

Нельзя сдаваться. Нужно добиваться цели.

III. Практические задания.

РТ «Литературное чтение»: стр. 30 № 1.

РТ «Литературное чтение»: стр 30 №2.

«... храбрая, упорная, веселая, а другая - трусливая и ленивая».

РТ «Литературное чтение»: стр } 1 №3.

Терпение и труд все перетрут.

IV. Домашнее задание. 1. Подготовьте подробный пересказ сказки Л. Пантелеева.

Урок 23. «Рассказы о детях и для детей»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи; Развивать умение слушать художественное произведение; Познакомиться с новыми произведениями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Пересказ сказки Л. Пантелеева «Две лягушки».

II.Знакомство с новым материалом. - На сегодняшнем уроке от вас потребуется только умение внимательно слушать и понимать смысл произведения.

Расскажите, что вы уже прочитали.

- А теперь дослушайте рассказ до конца.

А если бы у вас в руках оказался цветик-семицветик, что бы вы сделали, какое желание бы загадали в первую очередь?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Послушайте сказку В. Беспалькова «Совушка».

III. Обобщение пройденного материала.

Откройте учебник на странице 76. Перед вами - «книжная полка». Прочитайте имена авторов веселых детских историй.

Каких детских писателей вы еще знаете?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

IV. Домашнее задание. 1. Выполните домашнюю контрольную работу:

вариант: РТ «Литературное чтение»: стр. 31-32, № 1-4.

вариант: РТ «Литературное чтение»: стр. 32-33, № 1-4.

Прочитайте самостоятельно одно из произведений, предло­женных на странице учебника 77.

Урок 24.

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи; Развивать умение работать с текстом. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.- Какое произведение вы выбрали для внеклассного чтения?

Почему сделали такой выбор? В конце урока РТ с выполненной контрольной работой сдаются на проверку.

II. Знакомство с новым материалом.

Прочитаем снова рассказ о детях - В. Сутеев «Снежный зайчик».

Читайте рассказ по частям. Подумайте, как можно составить план этого рассказа.

1. Затея детей.

2. Не получился зайчик.

3. Опять не получился зайчик.

4. Зайчик из снега получился.

Все ли слова вам понятны? Прочитайте определения новых слов на странице учебника 81.

Расскажите, какой вы представляете Катю.___

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Прочитайте описание деда Мороза и Снегурочки.

Рассмотрите иллюстрации на стр. 79, 81.

III. Практические задания. Вопрос /Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 34 № 1. / Коля, Женя. Саша, Катя.

РТ «Литературное чтение»: стр. 34 № 2. / Маленькая и настойчивая.

РТ «Литературное чтение»: стр. 34 № 3. / Коля: снеговик, дед Мороз, ракета; Саша: медведь, снегурочка, спутник; Женя: слон, снежный дом, космонавт. Катя: зайчик.

РТ «Литературное чтение»: стр. 34 № 4. / «А я буду зайчика лепить».

РТ «Литературное чтение»: стр. 34 № 5. / Всякий человек по делу познается.

Часов Тип урока Общеучебные умения и навыки Дата 1 четверть (36 ч) О нашей Родине (5 ч) 1 Ф.Савинов «Родина ». 1 Знакомство... зрения. 2 И.Никитин «Русь». 1 Комбинир. урок . Сравнение стихотворений о Родине . Работа над выразительностью чтения...

  • Тема урока Методические приёмы

    Урок

    Тема урока Методические приёмы Дом. задание 1 Ф.Савинов : Родина Наблюдение за... изменением тона и рифмой с.4 учить 2 И.Никитин: Русь Сравнение стихотворений о Родине ... вопр.4 5 С.Прокофьев: Родина Чтение вслух,про себя, ...

  • Урока. Основное содержание

    Урок

    Лит. тему. Урок контроля Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. РНК В. Савин «В раю... в поэме. Тема честного служения Родине . Восприятие поэмы современниками. 79 Знать... текст. увч Русские поэты о Родине , родной природе. Поэты русского зарубежья...

  • Программа

    Л. П. Кезина Составитель - Е. С. Савинов Примерная основная образовательная программа образовательного... Сочинения отечественных композиторов о Родине . Духовная музыка в творчестве... обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. ...

  • Викторина «Сказки В. Сутеева» для учащихся начальной школы

    Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области
    Описание материала: Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Может быть использован учителем на уроках литературного чтения в начальной школе, а также во внеклассной работе.
    Цель: закрепление знаний о сказках В.Сутеева
    Задачи:
    - развивать мышление, воображение, память, познавательные и интеллектуальные способности обучающихся;
    - воспитывать интерес к чтению сказок.

    Владимир Григорьевич Сутеев (5 июля 1903 - 10 марта1993) – детский писатель, художник иллюстратор, режиссер-мультипликатор. Родился и жил в Москве. Проиллюстрировал множество детских сказок советских и зарубежных писателей. А иллюстрировать произведения он начал с 1923 года. Самые известные проиллюстрированные работы Сутеева – это стихотворения и сказки К.Чуковского и С.Маршака. В своих работах он не только показывал внешнее сходство, но и характер героев.
    В 1952 году вышла первая книга сказок Сутеева, которая называлась «Две сказки про карандаш и краски».


    Каждая его книга сопровождается яркими иллюстрациями, его рисунки похожи на кадры из мультфильмов. И это неудивительно, ведь Владимир Григорьевич в 1928 году окончил Государственный техникум Кинематографии. Он работал в мультипликационной студии «Союзмультфильм», а также в «Мосфильме» и других студиях. Он был художником – мультипликатором самых первых рисованных мультфильмов. В дальнейшем он самостоятельно писал сценарии, а также являлся постановщиком мультипликационных фильмов.

    Вопросы викторины:

    1. Каким животным и какой улов в сказке «Кот-рыболов» главный герой обещал поймать рыбу? (первый улов- лисе, второй - волку, третий - медведю)
    2. Почему первый улов кота был неудачным? (лиса поторопилась и подняла крик, кот испугался и дернул удочку – рыба уплыла)
    3. Как поступил волк после того, как первая рыба была не поймана? (велел коту подождать, чтобы рыба покрепче зацепилась за крючок. В результате рыба съела червяка и уплыла)
    4. Почему медведь также остался без рыбы? (помешали волк и лиса, которые бросились за рыбой в воду)
    5. Кто в одной из сказок Сутеева становился белым, черным и мокрым. (котята)
    6. Кто помог животным в сказке «Под грибом» узнать, почему под грибом сначала одному муравью было тесно, а потом пятеро животных смогли под ним уместиться? (лягушка)
    7. Какой герой сказки однажды услышал «Мяу» и решил узнать, кто же его разбудил? (щенок)
    8. Этот герой сказки не умел плавать и однажды чуть не утонул, но утенок его спас. (цыпленок)
    9. В одной из сказок Сутеева заяц собрал их целый мешок. (яблоки)
    10. Назовите героя сказки, которому заяц отдал последнее яблоко? (ворона)
    11. Кто сидел под яблоней, когда к ней вновь прибежал заяц? (волк)
    12. Почему заяц смог убежать от волка? (он накинул на волка пустой мешок)
    13. Что построили мышонок, цыпленок, муравей, жучок, чтобы переправиться через реку? (кораблик)
    14. Из чего они построили кораблик? (из ореховой скорлупки, соломинки, листочка и веревочки)
    15. Что не понравилось главной героине в сказке «Капризная кошка» в домике, который для нее нарисовала девочка? (ей не понравилось то, что сторожить ее домик будет собака)
    16. В сказке «Яблоко» ежик разделил фрукт на четыре части. Один кусочек он отдал зайцу, так как заяц увидел яблоко, второй кусочек - вороне, потому что она сорвала яблоко, третий – себе, потому что поймал яблоко. Кому ежик отдал четвертый кусочек и за что? (четвертый кусочек еж отдал медведю за то, что медведь всех животных помирил и подсказал, что яблоко можно разделить на части)
    17. В чем помогла ежику палочка – выручалочка в одноименной сказке? (с помощью палочки еж смог перебраться через ручей)
    18. Как палочка-выручалочка помогла зайцу? (когда заяц сорвался с кочки и провалился в болотную трясину, еж протянул ему палку и вытянул друга из болота. Когда на пути ежа и зайца повстречался волк, еж размахнулся палкой и ударил волка по спине. Зайцу тяжело было идти в гору, и еж протянул ему палочку и потащил зайца наверх.)
    19. Кому и как еще помогла палочка-выручалочка? (птичкам, их птенец выпал из гнезда. Еж посадил птенца на кончик палки, стал на плечи зайцу, протянул палку к самому гнезду, чтобы птенец мог в него прыгнуть.)
    20. Почему еж решил, что ему не нужна палочка-выручалочка? (потому что палочку всегда можно найти, а выручалочка – это умная голова)

    Узнай сказку по иллюстрации:


    «Три котенка»


    «Под грибом »


    «Палочка-выручалочка»


    «Яблоко»



    «Мешок яблок»


    «Дядя Миша »


    «Капризная кошка»


    «Елка»



    «Кораблик»


    «Крошка Енот»

    Загадка об одном из героев сказки Кто лучше? В. Сутеев. вспомни и запиши загадку об одном из героев

    Ответ:

    «Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? («Под грибом»). «Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идет, перед собой палкой дорогу проверяет. – Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься еле-еле? Наверно, твоя палка…» («Палочка-выручалочка»).

    Похожие вопросы

    • 1. What’s your name? 2. What’s your surname? 3. How old are you? 4. When were you born? 5. Where were you born? 6. Where are you from? 7. What nationality are you? 8. Where do you live? 9. How many brothers and sisters have you got? 10. What’s your address? 11. What’s your telephone number? 12. What’s your favourite colour? 13. What’s your favourite subject? 14. What’s your favourite fruit? 15. What’s your favourite toy? 16. When is your birthday? 17. What do you do? 18. How do you go to school? 19. What does “table” mean? 20. How do you say “libro” in English? 21. How do you spell your name? 22. What pet have you got? 23. What foreign language can you speak? 24. When is your birthday? 25. What’s your favourite food? 2. 26. What day is it today? 27. What is your favourite book? 28. What’s your favourite film? 29. Have you ever been in London? 30. What time is it? 31. How many girls are there in your class? 32. How many boys are there in your class? 33. Who wrote Harry Potter books? 34. Who is your best friend? 35. What is your favourite hobbie? 36. Why do you go to the cinema? 37. What’s the weather like? 38. What are you going to do tomorrow? 39. What kind of music do you listen? 40. What’s your favourite sport? 41. Where are you going this summer?.