41 симфония моцарта называется. История создания и название

Симфония до мажор , известная под названием >, отличается таким же высоким художественным мастерством, как и соль-минорная . Но до-мажорная симфония более объективна, эпична, монументальна. Потому она и получила название > (данное не самим Моцартом).

Особенностью этой симфонии является то, что все ее развитие ведет к монументальному финалу, венчающему симфонию, как величественный купол венчает грандиозный собор.

Первая часть (сонатное аллегро) содержит три контрастные темы, имеющие самостоятельное мелодическое значение: темы главной, побочной и заключительной партий. Сама тема главной партии (что нередко бывает у Моцарта) заключает в себе яркий внутренний контраст, она состоит из двух элементов: активного, волевого, направленного через тирату вверх от доминанты к тонике, и мягкой лирической фразы с женским окончанием, наподобие интонации >:

Эта же тема лежит в основе связующей партии, особенно ее второй элемент, получающий секвенционное развитие. В доминантовой тональности (соль мажор ) написана побочная партия -- легкая, подвижная, как бы парящая:

В этой теме выделяется начальный восходящий хроматический ход, что подчеркивается длительным первым звуком. Остальная часть темы изобилует короткими звуками, паузами, даже относительно длинный звук в 4-м такте заполнен трелью. Этот же хроматический ход получает еще большую весомость благодаря тому, что он имитируется в 3-м такте в басовом голосе и что из него вырастает хроматическая (частично) последовательность в 6-м такте. В процессе дальнейшего изложения побочной партии в нее вклинивается второй элемент главной партии. Таким образом, как это будет и в пятой симфонии Бетховена, создается единство между контрастными главной и побочной партиями. Это единство подтверждается тем более в следующих тактах, где перед появлением заключительной партии второй элемент главной звучит в уменьшении и развивается секвенционно.

Заключительная партия строится на самостоятельном тематическом материале. Утверждая доминантовую (соль-мажорную ) тональность, она завершает экспозицию:

Мелодическая самостоятельность и яркость заключительной партии обусловливает ее широкое развитие в разработке; последняя начинается проведением темы заключительной партии в сравнительно далекой тональности (ми-бемолр мажор ). Такой тональный сдвиг (как и в первой части соль-минорной симфонии ) является стимулом мощной динамики в разработке, интенсивного стремления вернуться к исходной тональности.

Заключительная партия развивается путем вычленения ее последнего отрезка, модулирующего в фа минор, соль минор, ля минор (в виде его доминанты). Восходящие секвенции способствуют интенсивности и динамике развития.

Таков первый раздел разработки. Во втором разделе получают развитие оба элемента главной партии, до установления доминантового органного пункта, постепенно подводящего к репризе. В репризе излагаются все три темы в той же последовательности, но в основной тональности до мажор . Тональная устойчивость репризы полностью компенсирует неустойчивость разработки.

Вторая часть (Andante cantabile), как и в соль-минорной симфонии, написана в сонатной форме; это находится в соответствии с драматическим содержанием части, которое ощущается уже в первой теме главной партии, когда в спокойное течение певучей мелодии врываются аккорды forte:

Особенно драматична связующая партия с ее минорным ладом, синкопами, пульсирующими триолями, уменьшенными гармониями:

Связующей партии противопоставляются спокойные побочная и заключительная партии:

В разработке развивается драматическая связующая партия, достигающая здесь большой патетики и напряженности.

Третья часть. Основная тема третьей части (менуэта) имеет общность с темой побочной партии первой части: начальному восходящему хроматическому ходу отвечает нисходящий хроматический ход в теме менуэта:

Это способствует целостности и единству цикла. Начальная хроматическая интонация в дальнейшем подвергается развитию. В данном менуэте между крайними частями и средней частью (трио) нет ладотонального контраста.

Завершает симфонию финал, демонстрирующий поразительное полифоническое мастерство Моцарта. По форме этот монументальный, величественный финал представляет собой сочетание сонатного аллегро с тройной фугой (в фуге три темы). Основная тема финала изложена вначале гомофонии, являясь основной темой главной партии. За ней также гомофонно излагается вторая тема главной партии:

На этих темах строится фуга, представляющая в сонатной форме финала связующую партию. В эту фугу входит и третья тема:

Собственно лишь первая тема проводится по всем правилам экспозиции фуги; другие же две темы сразу излагаются в виде стретто:

В побочную партию также включаются вторая и третья темы фуги:

Все три темы фуги широко развиваются в разработке, объединяющей функции сонатно-симфонической разработки и фуги, в которой одна из тем дается и в основном виде и в обращении.

В коде контрапунктически соединяются все четыре темы: три темы главной партии, составляющие фугу, и тема заключительной; соединяются они по правилам двойного и тройного контрапункта.

Вся эта сложность контрапунктического письма отнюдь не производит впечатления >. Напротив, в основе музыки лежат живые человеческие интонации, выразительная музыкальная речь. Все средства полифонии и контрапункта нужны были Моцарту для создания монументальной, величественной концепции, каковой и является вся симфония, в особенности ее финал.

* * *

Концерты. В жанрах симфонической музыки Моцарта важная роль принадлежит его концертам для различных инструментов с оркестром (для фортепиано, скрипки, духовых инструментов). Концерты Моцарта -- существенная область не только в творчестве самого композитора, но и в истории жанра инструментального концерта вообще. Пожалуй, не было почти ни одного инструмента, игравшего в ту эпоху самостоятельную роль в сольной концертно-виртуозной практике, для которого Моцарт не писал бы концертов. Во всех случаях он чрезвычайно развивал и обогащал виртуозные и выразительные возможности данного инструмента.

Драматургия моцартовских концертов основана на контрастном противопоставлении трех частей: драматического или лирико-драматического сонатного аллегро с двумя экспозициями, медленной, певучей, лирической средней части и рондообразного финала, претворяющего жанровые элементы. Но и внутри отдельных частей обычно заключен драматический контраст: между главной и побочной партиями в первой части, между рефреном и эпизодами в финале и т. д.

Среди многочисленных концертов Моцарта выделяются фортепианные -- ре минор, ля мажор, до минор ; скрипичные-- ре мажор, ля мажор, в финал которого включена яркая жанровая народная сцена венгерско-цыганского характера. Все это гениальные шедевры концертно-симфонической музыки.

Последняя симфония Моцарта известна под названием «Юпитер» . Не будучи авторским, название оказалось очень удачным: в музыке симфонии много величавой торжественности (грандиозные масштабы, оркестр с трубами и литаврами, тональность С-dur - в музыке XVIII века она часто символизировала яркий солнечный свет, силу и величие).

1 часть

Главная тема I части (сонатное allegro, C-dur) строится на 2-х контрастных элементах. Первый - волевой и энергичный (tutti, f , унисон, фигура тираты, которая ассоциируется с ударом молнии). Второй элемент (p , аккордовое изложение, струнные) вопросительный и мягкий. Подобная диалогическая структура - типично моцартовский прием, получивший развитие у Бетховена . Дальнейшее продолжение главной темы развивает ее героический элемент. На первый план выдвигается интонация фанфары, пунктирная ритмика, маршевость, активные T-D обороты в гармонии.

В связующей партии оба элемента главной темы даны без динамических контрастов и без тембрового противопоставления. Постепенно 2-й элемент становится все более утвердительным. Устремляясь вверх, он завершается, подобно главной теме, героическим маршем.

Побочная тема - лирическая, мечтательная и нежная (хроматизмы, изысканная ритмика, звучание струнных инструментов). Однако совершенно неожиданно она обрывается генеральной паузой, после которой весь оркестр внезапно вступает в мрачном c-moll, с tremolo струнных, напоминая грозное появление статуи Командора. Этот эпизод (т.н. «прорыв в побочной») отличается мимолетностью - всего 2 такта.

После побочной темы Моцарт еще раз обрывает развитие и включает в действие еще одну тему, которая отделена от предыдущей паузой. Это заключительная партия - задорная, «приплясывающая», она связана с веселым миром опер buffa.

Разработка начинается коротким модуляционным сдвигом из G-dur →Es-dur (унисон духовых) и поначалу сосредотачивается на материале заключительной партии. Ранее буффонная, она постепенно преображается в напористую и волевую. Во втором разделе разработки развиваются героические элементы главной и связующей тем. В целом разработка не так велика в сравнении с экспозицией.

Изменения в репризе не существенны:

  • фактура обогащается небольшими имитациями;
  • в оркестровке бóльшее участие принимают духовые инструменты;
  • «прорыв в побочной» со сдвигом в минор проводится более основательно.

2 часть

Лирическая медленная часть - Andante cantabile , F-dur - также написана в контрастной сонатной форме. Ее общее спокойное, безмятежное настроение дважды нарушается контрастным вторжением драматических эмоций (в экспозиции и в разработке). Носительницей драматизма выступает связующая тема (c-moll). Ее сумрачная минорная окраска, взволнованные возгласы, резкие перепады динамики, прерывистые, сбивчивые ритмы противопоставлены основным мажорным темам - спокойно-величавой главной (F-dur) и умиротворенной побочной (С-dur). В репризе же эта тема отсутствует.

3 часть

Музыка менуэта (C-dur, сложная 3х-частная форма) отличается многогранностью. Лирическая напевность (основная тема родственна побочной партии первой части) сочетается с решительными фразами с героическим оттенком (они акцентированы трубами и литаврами).

В трио (C-dur) ярче выявлены жанровые танцевальные черты. Помимо изящной шутливости здесь проступают и лирические черты. В центре трио возникает новая тема, предвосхищающая будущие лендлеры Шуберта.

Финал

Симфонию завершает празднично-триумфальный финал ( C-dur). Его сонатная форма напоминает фугу, настолько велика здесь роль полифонии. Все темы даются сначала в гомофонном изложении, а затем по-разному полифонизируются. На основе 1-й темы (в духе старинного григорианского хорала) выстраивается фугато (в сонатной форме оно выполняет функцию связующей партии). 2-я, гаммообразная, главная тема многократно проводится в каноническом изложении. В эту полифоническую игру включаются и напевная побочная тема (G-dur). Полифоническое развитие захватывает разработку и репризу. Темы и их элементы контрапунктируют друг другу, возникают разнообразные имитации, стретты, обращения, перестановки голосов. В большой коде в одновременном полифоническом звучании объединяются все темы финала.

В целом 4-я часть по своей изобретательности не уступает самым сложным фугам Баха. При этом музыка не производит впечатления помпезной громоздкости. Напротив, она вся пронизана светом, легкостью, энергией и радостью.

№ 1 | № 2 а | № 3 б | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 | № 11 | № 12 | № 13 | № 14 | № 15 | № 16 | № 17 | № 18 | № 19 | № 20 | № 21 | № 22 |

№ 23 | № 24 | № 25 | № 26 | № 27 | № 28 | № 29 | № 30 | № 31 | № 32 | № 33 | № 34 | № 35 | № 36 | № 37 в | № 38 | № 39 | № 40 | № 41 («Юпитер»)
а № 2 написана Леопольдом Моцартом б № 3 написана Карлом Фридрихом Абелем в № 37 написана Иоганном Михаэлем Гайдном


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Симфония № 3 (Моцарт)
  • Симфония № 4 (Брамс)

Смотреть что такое "Симфония № 41 (Моцарт)" в других словарях:

    Симфония № 6 (Моцарт) - Симфония № 6 фа мажор KV 43 симфония Вольфганга Амадея Моцарта, написанная в 1767 году (композитору было 11 лет). Автограф партитуры сегодня хранится в Библиотеке Ягеллонского университета в Кракове. Содержание 1 История написания и … Википедия

    Моцарт Вольфганг Амадей - Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург, ≈ 5.12.1791, Вена), австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки М. выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы ≈ от триумфов… … Большая советская энциклопедия

    Симфония № 40 (Моцарт) - Симфония № 40 соль минор KV 550 ― одно из наиболее популярных сочинений Вольфганга Амадея Моцарта. Она была окончена 25 июля 1788 года, три недели спустя после симфонии № 39. В 1791, незадолго до своей смерти, композитор создал её… … Википедия

    Моцарт. Рок-опера - Mozart, l opéra rock 215px Музыка Жан Пьер Пило Оливье Шультез Слова Дов Аттья Франсуа Шоке Либретто Жан Пьер Пило Оливьер Шультез Вильям Руссо Награды Премии NRJ Music Awards в номинациях: лучшая группа дуэт труппа, песня года (Florent Mothe,… … Википедия

    Симфония № 36 (Моцарт) - Симфония № 36 (Моцарт) Симфония № 36 (Линцская симфония) Вольфганга Амадея Моцарта, до мажор, KV 425, была написана во время остановки в австрийском городе Линц в 1783 году. Премьера состоялась 4 ноября 1783 года в Линце. Строение Состав… … Википедия

    Симфония № 39 (Моцарт) - Симфония № 39 ми бемоль мажор Вольфганга Амадея Моцарта написана им в 1788 году вместе с Сороковой и Сорок первой симфониями и является одним из высших достижений его творчества. Содержание 1 Части 2 История создания … Википедия

    Симфония № 17 - Симфония № 17: Симфония № 17 (Вайнберг). Симфония № 17 (Моцарт), соль мажор, KV129. Симфония № 17 (Мясковский). Симфония № 17 (Караманов), «Америка». Симфония № 17 (Слонимский). Симфония № 17 (Хованесс), Symphony for Metal Оркестра, Op. 203… … Википедия

    СИМФОНИЯ - (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь

    Моцарт - (Johaun Chrisostomus Wolfgang Amadeus Mozart) знаменитыйнемецкий композитор, род. в Зальцбурге 27 янв. 1756 г., ум. 5 дек. 1791г. в Вене. Уже в раннем детстве М. поражал феноменальным музыкальнымразвитием; трех лет от роду он играл на клавесине,… …

    Симфония - (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. С. самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Симфония - (греч. symphonia – созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатно циклической форме, высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в к. ХVIII – нач. ХIХ… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Симфония No. 1 ми-бемоль мажор, K. 16 , Моцарт Вольфганг Амадей. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Mozart, Wolfgang Amadeus "Symphony No. 1 in E-flat major, K. 16" . Жанры:…

Подготовила Юлия Бедерова

Последняя симфония Моцарта — одна из трех написанных в 1788 году, после боль-шого перерыва, в Вене по неизвестному случаю. Все три, вероятно, предна-зна-чались для исполнения в авторских концертах по подписке Венские академии — авторские вечера — были одной из первых форм организации публичного концертного дела и прообразом современных абонементных концертов. , но они не со-стоя-лись, и Моцарт ничего не заработал.

По одной из версий, название «Юпитер» (в духе классицистских увлечений римской мифологией) симфонии дал лондонский импресарио Иоганн Петер Саломон, тот самый, который в 1791 году вывез освобожденного с придворной службы пенсионера Гайдна в рабочую поездку в Лондон. Моцарт должен был стать следующим лондонским клиентом Саломона, это поправило бы его поло-жение, но он не дожил до возвращения Гайдна. «Юпитер» остался в истории блестящим образцом нормативной четырехчастной симфонии. Главная тема первой части сконструирована из архаических элементов, а фуга Фуга — одна их базовых форм полифонической музыки, строится на проведениях и преобразованиях одной темы в разных самостоятельных голосах. в финале — экстравагантный пример использования в светской симфонии старых техник церковных жанров.

Для классицистского века Моцарт был редким специалистом по ренессансной и барочной полифонии Полифония — принцип композиции, основанный на взаимодействии нескольких равноправных голосов. . В 14 лет он стал членом знаменитой Болонской академии, хранившей принципы старой полифонии, причем против правил: возрастной ценз позволял сдать экзамен в 20 лет, а само испытание должно было быть двухступенчатым. Несмотря на ошибки, которые допустил Мо-царт (их исправил экзаменатор), его все равно сразу приняли. Занятия поли-фонией он не бросил и то иронически, то всерьез продолжал использовать в ка-мерной и симфонической музыке технику контрапункта, к XVIII веку уже почти вышедшую из употребления в светской музыке. Отец советовал ему не мудрить, но Моцарт мудрил, и его пресловутая «ясность» многими совре-менными исследователями считается преувеличенной, если не мифи-ческой.

Вместе с Сороковой и Тридцать девятой .

История создания и название

Симфония была закончена Моцартом 10 августа 1788 года и должна была прозвучать в концерте (вместе с 39-й и 40-й), средства для которого собирались по подписке. Однако концерт не состоялся, и обстоятельства первого исполнения симфонии не известны. По мнению многих исследователей название «Юпитер» была дано симфонии несколько позже лондонским импресарио Дж. П. Саломоном , однако музыковед А.Майкапар ставит авторство Саломона под сомнение, поскольку «в 1823 году было издано переложение Симфонии № 90 Й. Гайдна, в котором говорилось, что она называется "Симфония Юпитер", и что это название была присвоено ей Саломоном... Возникает большое сомнение, что Саломон одинаково назвал два сочинения разных композиторов». Тем не менее, Майкапар отмечает, что «это название прочно закрепилось за симфонией, очевидно, потому, что в некотором роде довольно точно характеризует действительно присущие этой самой монументальной и сложной симфонии Моцарта олимпийское величие и эпический размах» .

Критика

Некоторые исследователи отмечают сходство симфонии с симфониями Бетховена «с их героикой, стойким оптимизмом, ярким волевым началом» . Восторженно охарактеризовал симфонию П.Чайковский: «Симфония "Юпитер" Моцарта - одно из чудес симфонической музыки, особенно благодаря финалу... Замечательно, что при самых сложных контрапунктических комбинациях, при самом широком симфоническом развитии тем и неисчерпаемом богатстве чередующихся эффектов контраста Моцарт довольствуется в этой симфонии необыкновенно скромным, умеренным по составу оркестром» .

Части

  1. Allegro vivace
  2. Andante cantabile
  3. Menuetto: Allegretto
  4. Molto allegro

Состав оркестра

Напишите отзыв о статье "Симфония № 41 (Моцарт)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Симфония № 41 (Моцарт)

– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.
– Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову.