Зворыкин телевидение. Изобретатель телевидения - владимир козьмич зворыкин

Владимир Козьмич Зворыкин первым из наших соотечественников удостоился чести войти в Русско-американскую палату славы. Ему принадлежит изобретение, оказавшее важнейшее воздействие на общество ХХ века, - электронное телевидение. Разработки Зворыкина дали жизнь таким устройствам, как электронный микроскоп, прибор ночного видения и электронно-оптический преобразователь. Без него не состоялся бы ни персональный компьютер, ни многие другие приборы, которые используются в военной, медицинской и инженерной сферах.

Преждевременное открытие

Будущий великий изобретатель родился 17 июля 1889 года в семье купца первой гильдии Козьмы Алексеевича Зворыкина, который владел несколькими пароходами, промышлял торговлей хлебом и финансовыми операциями - он занимал пост председателя Муромского общественного банка. Володя был младшим из семи детей купца. Отец, образцовый капиталист, отличался передовыми взглядами и старался привить детям трудовую дисциплину. Интерес своих сыновей к науке всячески поощрял - тем паче, что сразу несколько братьев самого Козьмы Алексеевича стали известными учеными: Николай Зворыкин был магистром математики и физик, профессор Киевского политехнического института Константин Зворыкин - инженером, автором трудов по обработке металлов и машиностроительным технологиям. А Иван Алексеевич, профессор физики в Московском университете, вероятно, мог бы стать великим метеорологом - он занимался созданием устройства, которое регистрировало бы электрические разряды, предсказывая приближение грозы. Но, увы, жизнь его трагически оборвалась - он имел связи с организацией «Народная воля» и застрелился, когда полиция пришла к нему на квартиру с ордером на арест.

Подобно Константину Алексеевичу, Владимир с детства проявлял интерес к технике и в юности выбрал правильную стезю - поступил в Петербургский технологический институт. Было это в 1906 году, в самый разгар Первой русской революции, и новоиспеченный студент не остался в стороне от политических событий - вместе с товарищами на две недели оказался в тюрьме за распространение листовок, призывающих к реформам и выборам во вторую Думу. Важнейшую роль в судьбе Зворыкина сыграла встреча с профессором Борисом Львовичем Розингом, проводившим опыты по электронной передаче изображения на расстояние. Однажды, застав Владимира за выполнением чужой лабораторной работы (помогал товарищу), Борис Львович не стал его отчитывать, а наоборот, пригласил его ассистентом в свою лабораторию. «Раз уж вы все равно столько времени здесь проводите», - лукаво добавил он. Зворыкин с радостью согласился.

Сейчас об этом как-то странно думать, но во времена, когда Розинг и Зворыкин создавали свою электронно-вакуумную трубку, наиболее вероятным путем развития телевидения считалось механическое. В 20-е годы шотландский изобретатель Джон Берд создал механическое телевидение на основе так называемого диска Нипкова - простого устройства, позволяющего превращать сканируемое изображение в набор «строк», из которых затем можно снова собрать изображение на экране прибора-приемника. В 1925 году Берд продемонстрировал передачу изображения на расстояние - изображение человекоподобной куклы на механическом «экране», собранном из мелькающих квадратиков, казалось призраком, вызванным опытным медиумом. Несмотря на очевидное несовершенство технологии, современники сразу полюбили «ящик». Через два года Берду удалось передать сигнал на расстояние в 705 км при помощи телефонного кабеля, а еще через год - осуществить первую передачу «телесигнала» между континентами. В 1936 году BBC даже вело «телепередачи» с помощью усовершенствованной системы Берда, дававшей к тому времени разрешение кадра в 240 строк. В отличие от настоящего телевидения, оно не давало возможность непосредственно передавать снимаемое изображение в эфир: сначала требовалось записать фильм на пленку, которая затем сканировалась.

Первый советский серийный телевизор Б-27. Фото: Кунов Валентин / ТАСС

Розинг предлагал принципиально иной взгляд на решение проблемы: оптико-механические приборы - тупиковое направление, для построения изображений надо использовать электронный луч в вакууме, направляя его с помощью электромагнитных полей. Идея была настолько новаторской, что опередила свое время на десятилетия: система Розинга требовала деталей, которые еще не были созданы - например, фотоэлементов, которые могли бы преобразовывать свет в поток электронов. Даже вакуум приходилось получать допотопными методами - с помощью ручных вакуумных насосов. Если бы технологии «дозрели», возможно, именно Розинг удостоился бы лавров первооткрывателя телевидения. Но прошло еще много лет, пока мечта стала осуществимой.

На службе у Колчака

Получив в 1912 году диплом инженера-электрика, Зворыкин отправился учиться за рубеж - в парижский Коллеж де Франс, где его профессором был выдающийся физик Поль Ланжевен. Здесь Зворыкин работал с рентгеновскими установками, исследуя их возможности для изучения кристаллических структур. Сам изобретатель в мемуарах пишет, что уцелел каким-то чудом: рентгеновское оборудование той поры было мощным и не имело защитного экрана - многие из тех, кто с ними работал, умирали в течение нескольких лет. Зато исследовательская работа в Коллеж де Франс давала возможность изучать сферы, которые Зворыкину затем пригодятся. В 1912 году, когда началась передача радиосигналов точного времени с Эйфелевой башни, он самостоятельно собрал радиоприемник в лаборатории - это был его первый опыт работы с радио. А первое знакомство молодого инженера с медицинской электроникой произошло и вовсе курьезным образом: однажды к нему в лабораторию зашла студентка из России, которой под кожу в районе запястья попала игла. Врачу никак не удавалось определить ее местоположение и извлечь иглу. Рентгеновские аппараты в те времена были только в крупных госпиталях. Зворыкин сумел настроить свою установку таким образом, чтобы сделать четкий снимок, позволивший врачу удалить инородный предмет. Опыт работы с передачей и приемов радиосигналов Владимиру помог во время Первой мировой войны: призванный на военную службу, он занимался сооружением полевых радиостанций.

Революция поставила крест на мечтах Зворыкина заниматься научной деятельностью на родине. Научная работа финансировалась слабо, старые учебные заведения были разгромлены, многие из коллег изобретателя уезжали за рубеж. По приглашению друзей, работавших в международной кооперативной организации, он направился в Омск, где действовало временное Сибирское правительство. Местное министерство снабжения откомандировало его в США - для ведения переговоров о закупке радиооборудования. Чтобы выехать из страны, Зворыкину пришлось выбираться из кольца фронтов - вступив в ряды арктической экспедиции, он добрался до острова Вайгач и оттуда на ледоколе отправился в Архангельск, который был занят англичанами и французами. Получив необходимые визы, Зворыкин наконец отправился в США. Однако в 1919 году эта страна еще не стала его второй родиной - вскоре его снова затребовали в Омск, и ему пришлось возвращаться кружным путем - через Канаду, Японию и Владивосток. И лишь во время следующего визита по поручению временного правительства Сибири он понял, что останется в Америке навсегда: вскоре после его приезда в Нью-Йорк правительство Колчака пало, и возвращаться было некуда.

Первый телевизор RCA 630-TS, поступивший в массовое производство. Фото: Fletcher6 / Wikipedia

США еще не признали большевистское правительство, и Зворыкин решил попросить посла Временного правительства в США Бориса Бахметьева устроить его на работу в посольство. Выяснилось, что единственное место, которое тот ему может предложить, - это место специалиста по работе на арифмометре в бухгалтерии Российской закупочной комиссии в Нью-Йорке. Зворыкин согласился, но с жалкой должностью не смирился - начал рассылать письма в компании в поисках вакансий специалистов по радиоэлектронике. Наконец, он получил приглашение от компании Westinghouse Electric в Питсбурге: в корпоративной лаборатории он занялся подготовкой катодов для радиоламп. Работая в этой электрической компании, Зворыкин сделал несколько изобретений, которые, впрочем, так и не запатентовал - плохо знал английский язык и не смог объяснить патентному поверенному, в чем именно состоит их новизна.

«Карьера» Зворыкина в США вовсе не была гладкой: покинув Westinghouse Electric, по приглашению нефтехимической компании он переехал в Канзас-Сити. В нефтехимии он не разбирался, но жалованье тут предлагали в два раза выше, да к тому же давали возможность открыть собственную лабораторию. Опыты по улучшению процесса крекинга нефти с помощью высокочастотного тока успеха не принесли - выяснилось, что ток даже замедляет процесс расщепления углеводородов. Дирекция была в бешенстве, лабораторию закрыли, а Зворыкин оказался на улице.

Сбывшаяся мечта

Впрочем, эта неудача была лишь одной из неприятностей, предшествующих успеху. Когда, много лет спустя, изобретатель спросил свою дочь Нину, что ей больше всего запомнилось из жизни в Канзас-Сити, та ответила: «Словосочетание "электронный луч". Ты его повторял по сто раз на дню». Вскоре после изгнания из нефтехимической отрасли его пригласили обратно в Westinghouse Electric: там сменился руководитель лаборатории, и новый ее глава выражал интерес к проектам Зворыкина, которые не были оценены прежним начальством. Ученому дали возможность заниматься тем, что ему было по душе, и меньше чем за два месяца он, работая практически в одиночку, собрал первую действующую систему электронного телевидения. Вопреки распространенному заблуждению, «иконоскопом» была названа передающая электронная трубка, а принимающая с самого начала получила то же наименование, что и сейчас, - кинескоп. И хотя качество передаваемого сигнала было далеко от совершенства, руководитель лаборатории сразу же поверил, что будущее именно за электронным, а не механическим телевидением. А вот гендиректор, которому он продемонстрировал изобретение талантливого русского, лишь хмыкнул и вынес свое резюме: «Парень талантливый, но занимается ерундой. Неужели нельзя использовать его с большей пользой?» Прекрасная иллюстрация корпоративной недальновидности!

В первой половине 20-х годов Зворыкин запатентовал сразу несколько изобретений - иконоскоп, кинескоп, модель цветного телевидения. В 1926 году он получил докторскую степень за работу в области фотоэлементов. Однако коммерческого успеха его идеи не имели - никто не брался превратить их в востребованный потребителем продукт. Трудно сказать, сколько бы еще времени мог потратить изобретатель на то, чтобы доказывать окружающим их полезность, если бы не еще одно удачное знакомство: ему удалось рассказать о своих разработках Давиду Сарнову, президенту Radio Corporation of America (RCA). Возможно, сыграл роль эффект соотечественника: как и Зворыкин, Сарнов был уроженцем Российской империи и прекрасно говорил по-русски. Он был успешным бизнесменом и с самого начала поверил в перспективность электронного телевидения. В 1929 году Зворыкин переходит на работу в RCA, где в течение двух лет совершенствует иконоскоп. Наконец, телевидение появляется как доступный простым гражданам сервис - пока, правда, только в Нью-Йорке: передающая станция, установленная на 85-м этаже небоскреба Эмпайр-Стейт-Билдинг, позволяет жителям города и окрестностей принимать передачи на телеприемниках, изготовленных заводами RCA.

Эмпайр-стейт-билдинг. Фото: AP

Изобретением Зворыкина, которое тут же окрестили «чудом ХХ века», быстро заинтересовались во всем мире - корпорации понимали коммерческие выгоды телевидения, правительства - пропагандистские: например, нацистская Германия воспользовалась телекамерами зворыкинской системы для того, чтобы провести первую в мире прямую трансляцию - с Олимпийских игр в Берлине в 1936 году. Идея создания собственного телевидения вызвала восторг и у руководителей СССР. В отличие, например, от Игоря Сикорского, Зворыкин никогда не был непримиримым врагом большевизма - по приглашению советского правительства он побывал в 1935 году в Москве и принял участие в подписании договора с RCA о поставках телевизионного оборудования. Первая передающая станция телевидения в Москве в 1938 года начала работать именно на оборудовании, поставленном студией. Первый советский телевизор ТК-1, который был выпущен в 1934 году на заводе имени Козицкого в Ленинграде, был сделан по американской лицензии.

Во время телевизионной трансляции высадки американских астронавтов на Луне Зворыкин плакал от счастья - отныне он будет причастен ко всему, что творится в мире: ведь именно его детище позволяет видеть даже то, что отделено от нас сотнями тысяч километров. Впрочем, способностью видеть далеко (напомним, что телевидение в буквальном переводе означает «дальнозрение») обладало не только детище Зворыкина, но и он сам. Один из коллег изобретателя называл его «Подарком американскому континенту». Заслуги Зворыкина в США были оценены по достоинству - в 1978 году Конгресс русских американцев присвоил ему звание заслуженного русского американца за выдающийся вклад в мировую науку и технику, а родная компания наградила его должностью почетного вице-президента.

Телевидение - далеко не единственное изобретение этого великого русского ученого: в годы Второй мировой войны, работая в составе Консультативного комитета военно-воздушных сил США, он применил кинескоп для конструирования прибора ночного видения, способного преобразовывать инфракрасные лучи в изображение, доступное человеческому глазу. Кроме того, он стал и пионером в области управляемых посредством телевидения бомб и ракет. Еще в двадцатые годы Зворыкин создал электронный факсимильный аппарат (механический «факс» был изобретен еще в середине XIX века). В пятидесятые годы Зворыкин вернулся к опытам по медицинской электронике, начатым тем рентгеновским снимком, позволившим извлечь иглу из руки русской студентки. В сотрудничестве с канадским инженером Джеймсом Хиллером он изобрел первый электронный микроскоп высокого разрешения, который можно было использовать для медицинских и биологических исследований.

В СССР Зворыкин побывал еще два раза - в 1967 году Владимир Козьмич с женой даже съездил в родной Муром, купив туристическую путевку. Примечательно, что заслуги эмигранта не позволили замолчать его имя даже на родине, старательно открещивавшейся от покинувших ее талантливых людей.

Ответить на вопрос о том, кто изобрёл телевизор, с первого взгляда достаточно сложно, так как история телевизора, как технологии, имела две ветви развития, имеющих в основе себя разные принципы – электромеханический телевизор (механический) и электронный. Зачастую в ответ на подобные вопросы всегда втискиваются экономические, политические и идеологические интересы, от чего всё становится ещё более запутанным. Но всё-таки попробуем более детально разобраться в личностях и персоналиях, которые внесли вклад в развитие телевидения и изобретения телевизора.

Как правило, вы можете встретить следующие фамилии, которым приписывают изобретение телевизора: Бэрд, Розинг, Зворыкин, Катаев, Перский, Нипков, Такаянаги, Фарнсворт. Попробуем разобраться в этих фамилиях и какой вклад каждый из них внёс в изобретение телевизора.

Нипков Пауль Юлиус Готлиб

Техник и изобретатель из Германии. Известен прежде всего тем, что 1884 году изобрёл диск, получивший название «диск Нипкова». Диск позволял механически сканировать объекты, чтобы информацию о них можно было в дальнейшем передать на приёмник. Диск представлял из себя обычный вращающийся круг с отверстиями по спирали. Вращаясь, он позволял считывать объект построчно. Нипков не изобрёл телевизора, но изобрёл важную составляющую для механического телевидения.

Схематическое изображение диска Нипкова

Перский Константин Дмитриевич

Был преподавателем в кадетском корпусе Санкт-Петербурга, имел звание гвардейского капитана артиллерии. В 1900 году выступил на IV Международном электротехническом конгрессе с докладом «Телевидение посредством электричества», где впервые употребил термин «телевидение» («television»). Так как доклад читался на французском, то многие даже не задумываются над тем, что термин по сути придуман русским. Но Перский не имеет никакого отношения непосредственно к разработке телевизора.

Бэрд Джон Лоуги

К 1920-м годам, когда усиление сигнала сделало телевидение более практичным, шотландский изобретатель Джон Лоуги Бэрд использовал диск Нипкова в своих прототипных видеосистемах. 25 марта 1925 года Бэрд дал первую публичную демонстрацию телевизионных изображений силуэта в движении в универмаге Selfridge в Лондоне. Поскольку человеческие лица не имели достаточного контраста, чтобы проявить себя в его примитивной системе, он транслировал изображение головы говорящей куклы чревовещателя, названного «Stooky Bill», чьё окрашенное лицо было более контрастным. К 26 января 1926 года он впервые презентовал передачу изображения человеческого лица в движении, посредством радио, что считается первой телевизионный передачей в мире. В 1927 году осуществляет первую широковещательную передачу в мире, передавая сигнал между Лондоном и Глазго на расстояние 705 км.

Розинг Борис Львович

Розинг был русским учёным-физиком, педагогом и изобретателем. Он понял тупиковость пути развития механического телевидения, поэтому начал свои исследования с того, что ввёл в систему телевидения безынерционный электронный луч, тем самым открыв альтернативный путь для развития телевизионной связи. Его главная заслуга состояла даже не в том, что он предложил новый способ передачи изображений на расстоянии, который был ещё очень несовершенный, а в том, что этот способ передачи задал вектор развития для всех телевизионных систем будущего, в том числе современных. В системе Розинга не было механических частей. Именно из-за этого факта Розинга следует считать главным изобретателем электронного телевизора. Этот приоритет также закреплён патентом в 1907 году, которые были признаны в ряде ведущих европейских держав, таких как Германия, США, Англия. А в 1911 году Розинг создал прототип кинескопа, который принимал простейшие изображения, что стало первой в мире телевизионной передачей электронного телевидения.

Схема телевизионной системы Б. Л. Розинга, разработанной в 1907 г. Вверху — передающее устройство, внизу — приемная электронно-лучевая трубка.

Кэмпбелл-Суинтон Алан Арчибальд

Алан Кэмпбелл-Суинтон был шотландским инженером-электриком, который являлся основным конкурентом Розинга в области разработки теоретических основ для электрического телевидения. Кэмпбелл-Суинтон, как и Розинг, понимал, что механическое телевидение ограничено в своём развитии из-за ограниченного количества линий сканирования, приводящее к плохому качеству изображения и мерцанию картинки. В 1908 году он написал статью для журнала «Nature», где изложил своё взгляд на «электрическое видение». В том же году он пишет ещё одну статью «Дистанционное электрическое зрение», где излагает принципы, по которым предлагает создавать электрическое телевидение. В 1911 году он выступает со речью в Лондоне, где теоретически описывает систему дистанционного электрического зрения при помощи электронно-лучевых трубок, как на приёмном, так и на передающих концах, которая принципиально ничем не отличалась от схемы Розинга. Правда ему так и не удалось провести успешные эксперименты по созданию такой системы в дальнейшем. В 1914 году он провёл ряд не очень успешных экспериментов в сотрудничестве с Г.М. Минчиным и Дж. К. М. Стэнтоном.

Такаянаги Кэндзиро

25 декабря 1925 года японец Кенджиро Такаянаги продемонстрировал телевизионную систему с разрешением в 40 строк, в которой использовался дисковый сканер Нипкова и электронно-лучевая трубка. Этот прототип все ещё демонстрируется в Мемориальном музее Такаянаги в Университете Сидзуока, в кампусе Хамамацу в Японии. К 1927 году Такаянаги улучшил разрешение до 100 линий, что было непревзойдённым до 1931 года. К 1928 году он первым передал человеческие лица в полутонах. Его работа оказала влияние на более позднюю работу Зворыкина Владимира Кузьмича.

Фарнсуорт Фило Тэйлор

Фарнсуорт является американским изобретателем в области телевидения. Его вклад в заключается в том, что он изобрёл специальное передающее устройство под названием «диссектор изображения», которое делало то же, что и диск Нипкова в механической системе, оно позволяло разбивать изображение на электрические сигналы. Также ему удалось впервые в мире построить полностью электронную телевизионную систему, которую он продемонстрировал в 1928 году в прессе, а в 1934 году он продемонстрировал эту систему общественности.

Диссектор изображения Фарнсуорта

Катаев Семён Исидорович

Катаев был советским изобретателем и учёным, который занимался развитием идей Розинга в практической части. Он был конкурентом другому изобретателю русского происхождения, о котором будет сказано ниже, Зворыкину. Оба изобретателя старались развить идею Розинга о применении ЭЛТ в телевидении. Но трубки бывают разные. Немцы в это время усиленно пытались развивать ЭЛТ с газовой фокусировкой, то есть использовали газ в трубке, чтобы фокусировать катодные лучи. Катаев же пошёл по другому пути и стал разрабатывать ЭЛТ с магнитной фокусировкой. Результатом его работы стал т. н. «радиоглаз» – аналог иконоскопа Зворыкина. Своё изобретение Катаев С.И. протестировал в 1931 году, а в 1933 году получил на него патент в СССР. Позже, когда Зворыкин и Катаев показывали друг другу свои изобретения, Зворыкин отмечал, что радиоглаз по некоторым параметрам превосходит его иконоскоп.

Зворыкин Владимир Козьмич

Зворыкин также был русским изобретателем и учеником Бориса Розинга, правда после революции у него не заладились отношения с новой советской властью, и он эмигрировал в США, где продолжил развивать идеи своего учителя. Зворыкина на Западе считают изобретателем телевизора, но так, конечно, считать нельзя по тем многим причинам, которые мы уже отметили выше, хотя его вклад в развитие телевидения также сложно переоценить. В отличие от Катаева Зворыкин пошёл по пути создания ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Мышление Катаева и Зворыкина было диаметрально противоположным, что и породило такое различие в подходах и изобретениях. Если Катаев, как настоящий теоретик, сначала решил изобрести передающую трубку, а только потом приёмную, то Зворыкин сделал всё наоборот, так как вместо передающей можно было использовать передатчик, построенный по типу диска Нипкова. В 1935 году В.К. Зворыкин получил патент в США на своё изобретение, хотя демонстрации своего изобретения он устраивал ещё в 1926 году. Телевизоры с магнитной фокусировкой до 70-х годов 20-го века были больше распространены, так как долго не удавалось получить не уступающую по качеству ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Но именно с появлением иконоскопа электронное телевидение в полной мере стало реальностью.

ИТОГИ

Как уже писалось выше, следует различать электромеханический и электронный телевизоры. Механический телевизор появился параллельно электронному, поэтому его нельзя считать предшественником, скорее тупиковой ветвью развития. Он был сильно ограничен в увеличении качества и разрешения картинки, в отличие от телевизора с электронно-лучевой трубкой. Поэтому все фамилии, связанные с механическим телевизором, можно исключить из претендентов на изобретение телевизора в том виде, в котором мы его знаем. Таким образом Нипков, Бэрд и остальные не изобретали электронный телевизор.

В интернете часто можно встретить тезис о том, что Катаев подал свою заявку на патент раньше Зворыкина и формально его правильнее считать изобретателем телевизора, однако фактически Зворыкин изобрёл свой иконоскоп раньше, но из-за бюрократической волокиты его патент долго рассматривался. На самом деле это в общем-то неважно, так как оба они были учениками Розинга, а Зворыкин не раз подтверждал приоритет Розинга в изобретении телевидения, поэтому именно Розинг Борис Львович, очевидно, и должен быть назван изобретателем телевизора. Он задолго до всех предвидел будущее электронного телевидения, был активным популяризатором этой идеи.

Трудно сегодня встретить человека, который бы не знал, что такое телевизор. Телевизор уже давно не является предметом роскоши, он имеется практически в каждом доме, им пользуются от мала до велика. В современном мире существует множество видов телевизоров, которые отличаются между собой по параметрам, характеристикам, видам экрана и т.д. Однако, далеко не каждый знает историю возникновения телевизора и кто считается первым его изобретателем. Впрочем, появление телевизора — это заслуга многих ученых. Благодаря их изобретениям и исследованиям вопрос передачи изображения на расстояние с помощью технических средств к концу 19-го века решался весьма успешно. Начало было положено англичанином Смитом, который открыл в 1873 году явление фотоэффекта. Герц и другие ученые продолжили исследования в этом направлении. Российским ученым А.Г.Столетовым в начале 1888 года был создан «электрический глаз», что явилось прообразом фотоэлементов. В 1884 году был создан диск Нипкова, а в 1907 году Дикманн демонстрирует телевизор, размером 3 см на 3 см с экраном в 20 пикселей. Нельзя обойти вниманием известного русского ученого Б.Розинга, изобретшего систему «катодной телескопии», воспроизводившей изображение электронно-лучевой трубкой. Эти и ряд других изобретений явились основополагающими в истории возникновения телевидения.

Создателем электронного телевидения считается В.К.Зворыкин , создатель электронной передающей трубки — иконоскопа. В 1936 году Зворыкин, ученик и последователь известного ученого Розинга, создает у себя в лаборатории первый электронный телевизор, немного позже он стал первым создателем телевизора для населения. В.К.Зворыкин родился 17 июля 1889 года в Муроме в семье купца Козьмы Алексеевича Зворыкина. Относительно даты рождения этого выдающегося ученого имеются разночтения и неточности. Так, в Центральном архиве Санкт-Петербурга сохранилась копия его метрического свидетельства, где указан иной год рождения — 1888-й. Два брата купца были известными русскими учеными, его старший сын, Николай, тоже отдал предпочтение науке. Поэтому, Козьма Алексеевич мечтал со временем передать свое дело Владимиру, который уже в детстве проявил себя невероятно энергичным, способным и «рукастым» юношей. Как только в городе появилась мода на электрические звонки, он тут же смастерил и оборудовал ими входные двери в домах родственников и знакомых. Он успешно отремонтировал сигнальную систему на пароходе, который принадлежал компании отца.

В 1906 году Владимир успешно закончил реальное училище в родном Муроме и поступил по настоянию отца в Технологический институт Санкт-Петербурга, по окончанию которого в 1912 году стал дипломированным инженером-технологом. В институте в жизни Владимира происходит событие, сыгравшее огромную для него роль в дальнейшем. В 1910 году он занимается исследовательской работой в лаборатории под руководством Розинга, который увлеченно работает над задачей передачи изображения на расстояние (электронным телевидением). По рекомендации профессора Зворыкин отправляется стажироваться в 1912 году в Коллеж де Франс. Здесь он слушает лекции знаменитого Поля Ланжевена и изучает под его руководством свойства рентгеновского излучения. В первую мировую войну рядовой Зворыкин почти год командует радиостанцией, которую сам же и смонтировал. В результате перенапряжения его отправили на реабилитацию в Петроград, где вскоре ему присвоили офицерское звание и направили в качестве преподавателя в Офицерскую электротехническую школу. В 1916 году его назначили военпредом на завод РОБТиТ, который занимается выпуском радиостанции для флота и армии. Здесь произошло его знакомство с крупным предпринимателем и известным ученым-радиотехником С.М.Айзенштейном. После революции Зворыкин понимает, что мечты о создании лаборатории, где он смог бы реализовать множество своих инженерных задумок и идей в области электронного телевидения, о чем была ранняя договоренность с Айзенштейном, уже не осуществятся. Зворыкин добивается перевода на работу в Сибирь. Он надеется, что богатейшие предприниматели Сибири, заинтересованные в развитии производства, создании своих сетей радиостанций, налаживании торговых международных связей, помогут в осуществлении его планов. Спасаясь от ареста, Зворыкин с огромными трудностями в июле 1918 года добирается до Омска, где был откомандирован Временным Сибирским правительством в Англию, Швецию, Данию и Норвегию.

Добравшись до Архангельска, Зворыкин познакомился с послом США в России Д.Р.Фрэнсисом и получил визу в США. В 1920 году вместе с женой Зворыкин приезжает в Питтсбург, где работает в компании «Вестингауз электрик». С 1923 года он изобретает и конструирует передающие (иконоскоп) и приемные, воспроизводящие изображение (кинескоп) электроннолучевые телевизионные трубки. В конце 1920-х Зворыкин знакомится с крупным предпринимателем, президентом RCA (Радиокорпорация Америки), выходцем из России Д.Сарновым, который прекрасно разбирался в вопросах электротехники. Он поддержал идеи Зворыкина в области создания телевизионных систем и исследований, вложил в этот проект огромные средства. В 1931 г. Зворыкин создает серийную трубку, имеющую мозаичный фотокатод, он решил важнейший вопрос передачи цвета, заложил основные принципы современного цветного телевидения. В 1932 году на «Эмпайр стейт билдинг» в Нью-Йорке установили телестанцию, заводы корпорации приступили к выпуску первых телевизоров. Сегодня покупатель уделяет большое внимание характеристикам, функциональным особенностям продукции. Качественные, многофункциональные телевизоры интернет-магазина palladium.ua сделают ваш отдых приятным и комфортным. Окунитесь в мир удивительного и прекрасного. Зворыкин гордился своим изобретением, которое несло людям информацию, знания, культуру, давало возможность посидеть у голубого экрана всей семьей. Одновременно он осознавал, что телевидение несет в себе и опасность, оно способно «промыть мозги всему человечеству». В течение долгой и плодотворной жизни этот великий человек сделал немало изобретений, его имя было занесено в 1977 году в Национальную Палату Славы изобретателей Соединенных Штатов Америки.

История человека, чье изобретение перевернуло всю мировую цивилизацию.

Владимир Козьмич Зворыкин родился в семье купца первой гильдии Козьмы Зворыкина, торговавшего хлебом, владевшего пароходами и бывшего председателем Муромского общественного банка. Трёхэтажный зворыкинский каменный дом сохранился до нашего времени и служит ныне Муромским историко-художественным музеем. Будущий «отец телевидения» с детства интересовался техникой. После окончания Муромского реального училища, в 1906 году он поступает в Петербургский технологический институт. Здесь Зворыкин знакомится с Борисом Розингом, пионером исследовательских работ по передаче изображения на расстояние, «дедушкой телевидения» и даже становится его помощником в лабораторных исследованиях. Зворыкин также проходит обучение в College de France и Берлинском университете.

В Америку

Научная деятельность Зворыкина не могла продолжиться в Советской России. И он отлично понимал это. "Становилось очевидным, - писал Зворыкин, - что ожидать возвращения к нормальным условиям, в частности для исследовательской работы, в ближайшем будущем не приходилось. Новое правительство издало строгие декреты, согласно которым все бывшие офицеры обязывались явиться в комиссариат для призыва в Красную Армию. Мне не хотелось участвовать в гражданской войне. Более того, я мечтал работать в лаборатории, чтобы реализовать идеи, которые я вынашивал. В конце концов я пришел к выводу, что для подобной работы нужно уезжать в другую страну, и такой страной мне представлялась Америка". Зворыкин, в итоге, дважды уезжал в США, оба раза нетипичными путями. Первый раз – по назначению Сибирского правительства для научных изысканий, результаты которых он должен был привезти обратно. Во второй раз учёный уезжает навсегда, взяв в дорогу банку мирры – дар Русской православной церкви главе Русской церкви в Америке. .

Не денег ради

В Америке Зворыкину повезло – его взял под свою опеку русский посол в США Б. А. Бахметьев. Зворыкина зачисляют в штат закупочной комиссии, базирующейся в Нью-Йорке. Кроме этой работы, о которой в автобиографии Зворыкина сказано «работал счетоводом», учёный настойчиво рассылает многочисленные письма с предложением своих услуг в качестве специалиста по радиоэлектронике. Настойчивость Зворыкина принесла свои плоды: его берут на работу в лабораторию фирмы «Вестингауз». Зарплата учёного на новом месте работы была в два раза ниже, чем в закупочной комиссии, но это не могло остановить Владимира Козьмича, он усердно работал, и охрана фирмы даже получила предписание «выводить» заработавшегося исследователя в два часа ночи.
Давид Сарнов

Для осуществления планов и эффективной исследовательской работы Зворыкину был необходим спонсор. Судьба благоволила ему и на этот раз, он познакомился с Давидом Сарновым, президентом Radio Corporation of America (RCA). На свои работы Зворыкин попросил «скромные» 100 000 долларов. На деле конструкторские работы обошлись в сумму в сто раз большую, а первые доходы от телевидения компания стала получать, когда общие вложения превысили 50 млн долларов. После серии проведённых в Камдене практических испытаний телепередающая станция мощностью в 2,5 кВт устанавливается на самом высоком здании Нью-Йорка - Эмпайр Стейт Билдинг. Заводы компании RCA начинают выпускать телевизоры с кинескопом конструкции Зворыкина. Жители Нью-Йорка и окрестностей в радиусе до 100 км становятся первыми абонентами электронного телевидения

Военпром

В 30-годы, когда угроза скорой войны начала подгонять технические разработки, Зворыкин не остаётся в стороне и становится автором нескольких важных изобретений. Во время Второй мировой войны приборы ночного видения конструкции Зворыкина использовались армией США для оснащения танков и средств транспорта, а также в качестве прицелов. Учёным была разработана первая управляемая по телевидению авиабомба, на которой был иконоскоп, транслирующий картинку оператору. Чуть позднее именно его лаборатория подготовила прибор ночного видения, сразу же принятый на вооружение снайперами, танкистами и операторами.

Тоска по Родине и шпионаж

Несмотря на успешную деятельность, Владимира Зворыкина не покидала тоска по России. Его мечтой было вновь приехать в Муром, увидеть сестёр и братьев. «Большевики, - пишет В.П. Борисов, - простили талантливому учёному всё: и офицерские погоны, и сотрудничество с Колчаком, и бегство в США…». Первый советский телевизор «ВК» создан именно по разработкам Зворыкина. Но в 1945 году Зворыкину, по сути, запрещают покидать территорию США. Более того, за ним устанавливается тотальная слежка сотрудниками ФБР. Фамилия Зворыкина вносится в специальный национальный лист цензуры с целью направления копий всей его корреспонденции (как внутренней, так и внешней) в специальное бюро. С 8 декабря 1944 года зворыкинский телефон в принстонской квартире ставится на прослушку. Прекратить «шпионскую лихорадку» удалось пресечь только при влиянии самых влиятельных лиц США. Гувер, глава ФБР, написал письмо о том, что Зворыкин не имеет отношения к созданию атомной бомбы.

Любовь

В 1951 году происходит знаменательное событие в личной жизни Зворыкина. После многих лет холостяцкой жизни он вступает в брак с Екатериной Полевицкой, эмигранткой из России. Знаменательна история их союза - знакомство состоялось за двадцать лет до бракосочетания. Зворыкин был очарован красотой и обаянием Полевицкой, та была замужем. Предложение руки и сердца последовало, когда Зворыкину стало известно, что Екатерина Полевицкая стала вдовой. И хотя оба новобрачных перешагнули к тому моменту шестидесятилетний рубеж, в любви и согласии они прожили более тридцати лет. Энергичная и эрудированная супруга, по профессии врач, сильно повлияла на определение дальнейших профессиональных интересов Зворыкина. После ухода в 1954 году по достижению 65-летнего возраста в отставку с должности директора лаборатории электроники компании RCA его научные и изобретательские интересы перешли главным образом в область медицинской электроники. В 1967 году супруги Зворыкины оформили интуристское посещение Владимира. Отправились вдвоём любоваться соборами. Затем, поймав такси, махнули в закрытый город Муром. Наверное, Владимир Зворыкин был счастлив, через 50 лет - он снова в своём родном городе у дома, где прошло его детство и отрочество.

В.К. Зворыкин


«Подарок американскому континенту» - так сказал о Владимире Козьмиче Зворыкине его коллега по работе в области электроники. Основания к тому, чтобы присвоить эмигранту из России столь пышное определение, безусловно, были. Зворыкину принадлежит изобретение "чуда XX века" - электронного телевидения. Его новаторские идеи были использованы также при создании электронных микроскопов, фотоэлектронных умножителей и электронно-оптических преобразователей, разнообразных приборов медицинской электроники - от миниатюрных "радиопилюль" до читающего телевизионного устройства для слепых.

Русский инженер, один из изобретателей современного телевидения родился 18 июля (30 июля по новому стилю) 1889 года в городе Муроме Владимирской губернии.

Отец, Козьма Алексеевич, купец 1-й гильдии, торговал хлебом, владел пароходами, пользовался уважением в городе; с 1903 г. являлся председателем Муромского общественного банка. Два брата Козьмы Алексеевича стали учеными: рано умерший Николай Алексеевич был магистром математики и физики, учеником А.Столетова; Константин Алексеевич, профессор Киевского политехнического института, получил широкую известность как автор фундаментальных трудов по теории резания металлов и технологии машиностроения.

Учась в Муромском реальном училище, В.К. Зворыкин с 12-летнего возраста бывал на пароходах и в конторе отца; привыкал к организованности, контролируя график прибытия судов, любил заниматься ремонтом электрооборудования. Окончив реальное училище, он поступил в 1906 г. в Петербургский университет, однако по настоянию отца вскоре перешел в Технологический институт. Здесь произошла встреча, во многом определившая научные интересы Зворыкина: он познакомился с профессором Б. Розингом, автором новаторских работ по электронной передаче изображения на расстояние. Начиная с 1910 г. Зворыкин вел под руководством Розинга научную работу в его лаборатории.

Впоследствии Владимир Козьмич вспоминал свои долгие беседы с Б.Л. Розингом , в ходе которых обсуждались возможности телевидения: «В это время я полностью понял недостатки механического телевидения и необходимость применения электронных систем». После окончания в 1912 году с отличием Технологического института Зворыкин продолжил свое образование в "College de France" в Париже под руководством известного физика П. Ланжевена.

Первая мировая война прервала научные занятия Зворыкина, он возвратился в Россию, где его призвали в армию. В течение полутора лет служил он в войсках связи в Гродно, затем работал в офицерской радиошколе в Петрограде.

События Февральской революции 1917 г. были восприняты им неоднозначно. Для многих офицеров царской армии уже первые месяцы после февраля обернулись личной драмой: революционные трибуналы в тот период могли по жалобам солдат привлечь любого офицера или генерала к ответственности за плохое в прошлом обращение с нижними чинами. Был вызван в такой трибунал и Зворыкин: один из солдат пожаловался на то, что он "издевался" над ним, заставляя подолгу повторять цифры в "дырочку" (микрофон), а сам в это время в соседней комнате копался в каком-то аппарате. Суд отпустил изобретателя, поняв вздорность предъявленного обвинения. Однако вести исследовательскую работу в Петрограде было едва ли возможно, и Зворыкин решил вернуться в регулярную армию. На этот раз он служил в местечке Бровары под Киевом.

Обстановка была сложной. Как делегат своей части, Зворыкин участвовал в общефронтовых митингах. Однажды, возвращаясь обратно на поезде, он увидел, как в соседних вагонах арестовывали и разоружали офицеров. Зная, чем это грозит, он выпрыгнул на ходу из окна поезда, скатившись благополучно под откос в мягкий кустарник. Выстрелы вдогонку не причинили ему вреда. Дальнейшая служба потеряла всякий смысл, и вскоре он, сменив военную форму на штатскую одежду, уехал в Москву.

Зворыкин понимал, что «ожидать возвращения к нормальным условиям, в частности, для исследовательской работы в ближайшем будущем не приходилось». Ему не хотелось участвовать в гражданской войне, а все бывшие офицеры были обязаны явиться в комиссариат для призыва в Красную Армию. «Более того, - вспоминал З., - я мечтал работать в лаборатории, чтобы реализовать идеи, которые я вынашивал. В конце концов я пришел к выводу, что для подобной работы нужно уезжать в другую страну, и такой страной мне представлялась Америка».

События вынуждали действовать решительно. Случайно узнав, что на него, как не явившегося в комиссариат, уже выписан ордер на арест, Зворыкин выехал из Москвы в Нижний Новгород. Знакомые служащие конторы бывшей пароходной компании «К.А.Зворыкин» помогли деньгами в обмен на сохранившиеся драгоценности. Зворыкин решил во что бы то ни стало добраться до Омска, где ему незадолго перед этим предлагали работу по оборудованию радиостанции с командировкой в США. С большим трудом ему удалось добраться до Екатеринбурга; где его арестовали и посадили в тюрьму для выяснения личности. Неизвестно, как решилась бы его судьба, не войди в город чехословацкие части, после чего охрана тюрьмы разбежалась.

У чехов русский инженер подозрений не вызвал, и он был отпущен. В Омске, являвшемся столицей независимой Сибири, молодого радиоспециалиста встретили радушно: ему выдали необходимые бумаги для деловой поездки в США. Однако выехать в Америку оказалось практически невозможно: все дороги из Омска, кроме как на север, были отрезаны. В этой ситуации Зворыкин принял решение отправиться пароходом по рекам Иртышу и Оби, через Карское море к острову Вайгач. Плавание заняло больше месяца. В конце его Зворыкин оказался на маленьком острове в проливе Карские Ворота. Отсюда можно было выбраться только на ледоколе. К счастью, ледокол подошел, и еще через несколько недель Зворыкин добрался до Архангельска, оккупированного войсками Антанты. Дальнейшие трудности были связаны в основном с получением виз, после чего Зворыкин отправился по новым морям и океанам. Сделав по пути остановки в Норвегии, Дании и Англии, он накануне 1919 года добрался до США. Однако изобретатель чувствовал себя связанным обязательствами с Сибирским правительством. Поэтому в том же 1919 году он возвратился в Омск через Тихий океан, Японию, Владивосток и Харбин. Отчитавшись по прежним поручениям и получив массу новых, Зворыкин вновь отправился в Америку, на этот раз насовсем.

Обосноваться в Нью-Йорке на первых порах ему помог русский посол Б. Бахметьев. Непросто оказалось получить работу в исследовательской лаборатории. Наконец Зворыкину дали возможность попробовать свои силы в фирме "Westinghouse Electric" в Питтсбурге. С головой уйдя в эксперименты, он принялся за реализацию давно вынашиваемых идей электронного телевидения, и к 1923 году ему удается создать телевизионное устройство, основой которого являлась оригинальная передающая трубка с мозаичным фотокатодом. Возможности разработанной аппаратуры были, однако, еще очень ограниченными. Демонстрация устройства не произвела большого впечатления на руководство фирмы, в результате Зворыкин получил указания «заняться чем-нибудь более полезным». С недоверием была встречена его новаторская заявка и в патентном ведомстве США. Лишь спустя 15 лет после регистрации заявки, в результате обращения в так называемый "Суд совести", Зворыкину удалось получить патент.

Разрабатывая в лаборатории приборы для практического применения, Зворыкин не оставлял своих "телевизионных идей". Он создал устройства (фотоэлементы, систему записи звука), которые были использованы в телевидении. Постепенно двигаясь к намеченной цели, он сконструировал к 1929 г. высоковакуумную приемную трубку - кинескоп, разработал еще ряд элементов для аппаратуры электронного телевидения. Основополагающим изобретением Зворыкина, позволяющим решить главную проблему в развитии телевизионной техники, было создание передающей электронно-лучевой трубки с накоплением зарядов и высокой светочувствительностью. К началу 30-х гг. во многих странах, включая Англию, Францию, Германию, СССР, велись работы по совершенствованию фотокатодов и созданию передающих трубок, пригодных для телевизионной передачи. Трудность объяснялась тем, что при развертке передаваемого изображения световое воздействие каждого его элемента на фоточувствительный слой происходит в течение всего лишь миллионных долей секунды. Возбуждаемый при этом фототок оказывается чрезвычайно малым, его усиление представлялось труднореализуемым технически. Задавшись целью найти способ накапливать заряд точечных фотоэлементов, З. получил в 1931 г. специальную электронно-лучевую трубку - иконоскоп. После успешных испытаний иконоскопа З. вместе со своими помощниками принялся за разработку телевизионной системы в целом. В 1933 г. была создана телевизионная система с разложением на 240 строк, в 1934 г. - 343 строки с чересстрочной разверткой. В 1936 году в США были начаты телевизионные передачи с использованием такой системы.

В 1933 году лабораторию Зворыкина в США посетили посланцы из России, специалисты в области радиоэлектроники - С. Векшинский и А. Шорин. В том же году Зворыкин совершил визит в СССР, выступил с обстоятельным докладом о своих работах в московском Доме ученых. Еще через год он вновь приехал на родину, познакомился с работой ряда лабораторий в Ленинграде и Москве. Контакты оказались взаимно обогащающими: большой интерес Зворыкина вызвали работы Л. Кубецкого - изобретателя многокаскадного фотоэлектронного умножителя. По возвращении в США Зворыкин выполнил разработку аналогичного прибора у себя на фирме. Важным результатом встреч, в которых участвовал Зворыкин, стало заключение в 1935 году договора между фирмой "Radio Corp. of America" (RCA) и Наркоматом электропромышленности. Реализация договора сыграла положительную роль в развитии отечественной радиоэлектроники.

Получив признание во всем мире как автор фундаментальных изобретений в области электронного телевидения, Зворыкин внес значительный вклад и в развитие других направлений техники: в конце 30-х - начале 40-х гг. им была выполнена серия работ по созданию электронных микроскопов; в его лаборатории разрабатывались также супериконоскоп, ортикон, видикон, электронно-оптические преобразователи. В послевоенные годы диапазон изобретательской мысли Зворыкина еще более расширился. Среди его разработок - компьютерный метод предсказания погоды с использованием ракет-радиозондов, система электронного управления движением транспорта и др. Особенно плодотворной в эти годы оказалась его деятельность в области медицинской электроники; он создал читающее телевизионное устройство для слепых.

Уйдя в 1954 году в отставку с должности руководителя лаборатории фирмы RCA, Зворыкин принялся за активную организаторскую и научную деятельность. Он являлся директором Центра медицинской электроники при институте Рокфеллера, президентом-основателем Международной федерации медицинской электроники и биологической техники, членом профессиональных групп медицинской электроники, созданных в США и Франции. Обратив внимание на разобщенность техники, медицины и биологии, Зворыкин выступил в печати против чрезмерной специализации профессиональных групп и обществ, предложив рациональные формы проведения технических разработок для медицины. С прежней увлеченностью он продолжал изобретать: его идеи были использованы при разработке метода эндорадиозондирования ("радиопилюли"), создании компьютерных информационно-поисковых систем для медицины.

Зворыкину принадлежит свыше 120 научных патентов. Имя его значится в Американской национальной галерее славы изобретателей, он удостоен более тридцати наград, включая Национальную медаль Науки США, премию Пионера американской ассоциации промышленников, орден Почетного Легиона Франции, орден Почета правительства Италии и др. Жизнь его была насыщена поездками во многие страны, встречами с учеными, инженерами, общественными деятелями. Начиная с 1959 г. он еще восемь раз приезжал на родину, навещал близких, интересовался развитием науки, техники, культуры в нашей стране. Сокрушался, что не может побывать в Муроме, где прошли его детские и юношеские годы (город был закрыт для иностранцев). Затем со свойственной ему предприимчивостью решил и эту проблему.

В 1967 г. супруги Зворыкины оформили интуристское посещение города Владимира. Там отправились вдвоем смотреть соборы, а затем, поймав такси, махнули в Муром. И вот после пятидесятилетней разлуки Владимир Козьмич вновь в родном городе - у церкви Николы Набережного над Окой, на кладбище, где похоронены родственники, в доме, где прошло его детство и отрочество.

Об этой рискованной поездке Зворыкин любил рассказывать гостям, посещавшим его принстонский дом. Лицо его оживлялось, в глазах появлялся озорной блеск. Старый привратник негр Линн приносил водку, грибки и селедочку. Гости смеялись, им совсем не мешал в речи хозяина сильный русский акцент, от которого тот так и не избавился за шестьдесят лет жизни в Америке.

Владимир Козьмич Зворыкин умер 29 июля 1982 года в Принстоне, штат Нью-Джерси, США, не дожив одного дня до своего 93-летия.

Использованы статьи В.П. Борисова о В.К. Зворыкине

Г.В. Кузнецов

«Так работают журналисты ТВ»

В 1999 г. на международном телефоруме первое место в номинации «Телепортрет» завоевал цикл фильмов «Сокровенные люди». В одном из фильмов рассказано, как погиб в Архангельске профессор Борис Розинг - красивый, благородный, талантливый человек.

Его арестовали «за финансовую поддержку контрреволюции» - дал денег знакомому, которого обвинили в каких-то крамольных высказываниях.

И вот в апреле 1933 года, будучи в ссылке в Архангельске едет Розинг в трамвае, держа котелок с пайковым жиденьким супом. Трамвай качнуло, суп пролился на пальто какой-то дамы. Она подняла крик. «Не кричите, я все устрою», - просил ученый. Дама не унималась. Розинга постиг инсульт - или, как писали тогда, кровоизлияние в мозг.

Мы должны больше знать об этом человеке. Если спрашиваешь молодых журналистов, кто изобрел телевидение - в ответ либо молчание, либо - в самые последние годы - фамилия Зворыкина, «русского американца», которого, наряду с писателем Владимиром Набоковым, почтил своим стихотворением Булат Окуджава:

Как хорошо, что Зворыкин уехал И телевиденье там изобрел! Если бы он из страны не уехал, Он бы, как все, на Голгофу взошел.

Когда журналисты окрестили Зворыкина «отцом телевидения», он воскликнул: «Я изобрел кинескоп и ни на что другое не претендую!». Изобретение телевидения, по словам Зворыкина, - «это бесконечная лестница, созданная десятками рук». Кроме кинескопа (основного узла современного телевизора) Зворыкину принадлежит разработка иконоскопа, т.е. главного узла телекамеры. Сообщение о том, что схема электронного телевидения создана, что завершена 10-летняя работа, В.К. Зворыкин сделал в 1933 г. на съезде Общества радиоинженеров в Чикаго. И уже осенью этого года его пригласили посетить СССР, куда он поехал не без опаски, хотя и получил заверения, что его «белогвардейское прошлое» не станет помехой в деловых переговорах.

Однако это прошлое мешало нашей стране признать публично, в массовых популярных изданиях, заслуги великого изобретателя. В этих книгах присутствовала как раз «лестница имен», и открывал ее Борис Львович Розинг, профессор Петербургского технологического института, и, конечно, не упоминалось, что Розинг был арестован и погиб в том же году, когда его лучшего ученика Зворыкина с почетом принимали в Ленинграде и Москве. Наша литература с гордостью отмечает, что в 1949 г. Московский телецентр был переоборудован «новой, отечественной аппаратурой». Какая техника работала там с 25 марта 1938 г. (в тот день показали кинофильм «Великий гражданин», оправдывающий репрессии против старых большевиков] - наша история умалчивала. Между тем пуск телецентра на Шаболовке был прямым следствием визита Зворыкина в СССР. Оборудование поставила крупнейшая фирма Ар-си-эй {Радиокорпорация Америки), где и работал Владимир Козьмич Зворыкин под руководством своего земляка, тоже выходца из России, Давида Абрамовича Сарнова. Если Зворыкин, как и его учитель Розинг, изобретали «всего лишь» техническое средство видения на расстоянии, то Сарнов сразу понял коммерческие возможности новинки (ранее он опубликовал меморандум о массовом радио - ведь А.С. Попов тоже изобрел не средство массовой информации, а средство связи).

Сарнова родители привезли в США в 1900 г. Америка заговорила о нем в 1912 г., когда 21-летний радист Сарнов принял сигналы с терпящего бедствие «Титаника», а потом три дня без перерыва принимал и записывал имена оставшихся в живых пассажиров, передаваемые кораблями-спасателями. В 1916 г. он пишет: «Необходим план, который сделает радио домашним прибором, как пианино или фонограф... Данный план особенно мог бы заинтересовать фермеров и жителей отдаленных районов. Приобрети музыкальный радиоящик, они могли бы наслаждаться концертами, лекциями, чтением стихов и т.д.».

Имена Зворыкина и Сарнова в нашей послевоенной массовой печати впервые упомянул журналист «Комсомольской правды» Ярослав Голованов. Он описал встречу с 85-лстним почетным вице-президентом компании Ар-Си-Эй Зворыкиным, упомянув, что тот «эмигрировал в США в конце первой мировой войны». В самом деле, нельзя же было написать, что Зворыкин явился в Америку в 1919 г. с документами полномочного представителя Сибирского правительства Колчака.

До обидного мало знаем мы об этом незаурядном человеке, жизнь которого похожа на увлекательный детективный роман. В США о нем созданы документальные фильмы, а у нас лишь недавно в городе Муроме, что на Оке, появилась мемориальная доска на доме, где Владимир Козьмич родился. Его отец владел пароходством, в доме теперь историко-художественный музей. Интересно, что Зворыкину удалось побывать здесь в 1967 г. несмотря на то, что Муром был закрыт для иностранцев. Оформив интуристскую путевку во Владимир, он оторвался от группы, взял такси и укатил на свою малую родину. Поклонился праху предков на кладбище, постоял на берегу Оки, зашел и в родительский дом. «Об этой авантюрной поездке ученый с удовольствием потом рассказывал гостям в своем принстонском доме. Старый привратник негр Линн приносил водку, грибки и селедку, гости смеялись, им совсем не мешал в речи хозяина сильный русский акцент, от которого тот так и не избавился за шестьдесят лет жизни в Америке», - писал мемуарист.

В 1906 г. Зворыкин поступил в Петербургский технологический институт и после недолгого увлечения политикой, разочаровавшись в лидерах-демагогах, целиком отдался работе в лаборатории профессора Розинга. «Наши отношения вскоре переросли в дружбу, - вспоминает Зворыкин - и я обнаружил, что он является не только талантливым ученым, но и разносторонне образованным человеком. Во время нашей совместной работы он не старался использовать меня только как помощника, но всячески расширял мои знания в области физики. Розинг, по существу, обогнал свое время... Для получения требуемого вакуума нужно было затратить огромное время. Имевшиеся у нас насосы были ручными, и зачастую нам приходилось часами поднимать и опускать тяжелые сосуды с ртутью, чтобы степень вакуума достигла желаемой... И все-таки к концу нашей совместной работы профессор Розинг получил действующую систему, которая воспроизводила смутную картинку на экране».

Другие очевидцы, впрочем, писали о «четкой» картинке, в частности, об изображении «решетки в проходящем свете, помещенной перед объективом передатчика». Это изображение решетки можно назвать мрачным пророчеством судьбы гения в советской России.

Вот ленинградские впечатления Зворыкина, относящиеся к 1933 г. (опуская горестные строки о трудностях быта горожан): «Программа визита оказалась продуманной, она содержала много лекций, несколько посещений лабораторий и официальных ужинов. Я обнаружил, что являюсь гостем радиопромышленности и, стало быть, правительства, а не университета, как я предполагал... Конечно, я спросил о профессоре Розинге. Большая часть тех, кого я спрашивал, никогда о нем не слышали. Наконец мне сказали, что он был арестован во время революции, сослан в Архангельск и вскоре умер».

На самом деле Розинг, как уже сказано, был арестован в 1931 г., успев выпустить несколько работ по технике телевидения.

Один экземпляр книги Розинга «Электрическая телескопия» попал в руки к другому талантливому человеку, лаборанту Среднеазиатского университета Борису Павловичу Грабовскому, который решил осуществить идею электронного телевидения - причем немедленно! И предъявил усовершенствованный проект «радиотелефота» самому Розингу в Ленинграде. С помощью Розинга были размещены заказы на электровакуумное оборудование, что позволило испытать систему Грабовского в 1928 г. на базе трамвайного треста в Ташкенте. Но в то время умами московского начальства владела идея не электронного, а механического телевидения - хотя и малострочного, с экраном не больше спичечной коробки, зато «дальнобойного», доступного «пролетариям всех стран». Радиолюбители СССР принимали из-за рубежа именно такие передачи. Разочарование наступит позже - тогда и пригласят в Союз Зворыкина, проигнорировав своих умельцев.

Несколько раньше телевизионная установка была построена в Ленинграде В.А. Гуровым (в лаборатории завода им. Коминтерна) - она была выведена из строя в результате наводнения 1924 г. Сотрудник Ленинградского физико-технического института Лев Сергеевич Термен тоже занимался телевидением. Журнал «Огонек» в номере от 21 ноября 1926 г. привел мнение академика А.Ф. Иоффе: «Открытие Л.С Термена огромно и всеевропейского размаха. Мы видели на экране движение человеческой руки». Затем показывали молоток, паяца и другие предметы. Следы Термена теряются на время в дебрях спецслужб (он работал в резидентуре в США), а в конце 1950-х годов он возникает как артист эстрады, исполнитель на «терменвоксе» - инструменте, меняющем тональность звучания от движения руки возле антенны.

Розинг, Термен, Гуров, судя но всему, работали в тех самых лабораториях, по которым водили почетного гостя из США Зворыкина. Он вспоминает о них так: «Несколько лабораторий, которые я посетил, не произвели на меня впечатления. Они располагались, как правило, в старых зданиях, были плохо оснащены, резко отличаясь от новых, хорошо оборудованных лабораторий в США. Тем не менее, я увидел много оригинальных экспериментов с новыми для меня результатами».

Видимо, в мемуарах Зворыкина суммировались впечатления от двух визитов в СССР - он побывал у нас в 1933 и 1934 гг. После первого визита «проблему Зворыкина» было приказано решить целому сектору Института телемеханики во главе с Я.А. Рыфтиным, который одновременно руководил кафедрой телевидения в Военной электротехнической академии в Ленинграде. «Комсомольская правда» в номере от 14 марта 1935 г. писала так: «В августе 1933 г. по приглашению Советского правительства известный американский изобретатель телевидения д-р Зворыкин приехал в СССР и прочел ряд лекций о своем изобретении в московских и ленинградских институтах. О существе изобретения и о его технических деталях д-р Зворыкин ничего не сообщил. В Ленинградском институте телемеханики ничего, кроме внешнего вида кинескопа, не было. В 1934 г. доктор Зворыкин снова приехал в СССР. Он был поражен тем, что нашел и лабораториях Ленинградского института телемеханики: - В первый раз я приехал ознакомить вас с моими достижениями. Второй раз уезжаю коллегой. Боюсь, что в третий раз мне придется у вас многому поучиться, - сказал доктор Зворыкин перед отъездом».

Ленинградский телецентр был построен на основе отечественного оборудования и вышел в эфир чуть позже Московского - 7 июля 1938 г. Четкость изображения составляла 240 строк (в Москве «зворыкинское» оборудование давало 343 строки, послевоенное - с 1949 г. по сегодняшний день - 625 строк). Московские передачи имели несколько больший радиус распространения благодаря использованию шуховской радиобашни на Шаболовке высотой 148 м. Эту башню начали строить в 1919 г. по распоряжению В.И. Ленина «для обеспечения надежной и постоянной связи центра республики с западными государствами и окраинами». Советская республика в кольце фронтов, но сотня квалифицированных строителей отвлечена на это «архиважное» дело и получает красноармейские пайки, работая и в стужу, и в зной в надежде на то, что радиоволны будут способствовать мировой революции. Вплоть до 40-х годов самые мощные радиостанции СССР назывались «имени Коминтерна» - т.е. мирового коммунистического правительства. Относительно телевидения планы были аналогичными. В 1925 г в газете «Правда» за 16 июля, основоположник нашего документального кино Дзига Вертов (Д.Л. Кауфман) писал: «В ближайшее время человек сможет записанные радиокиноаппаратом зрительные и слуховые явления одновременно передавать по радио всему миру. Мы должны готовиться к тому, чтобы эти изобретения капиталистического мира обратить ему же на погибель».

Но жизнь распорядилась иначе, и в Московском телецентре на Шаболовке объединились творческие усилия двух русских гениев, оказавшихся по разные стороны классовых баррикад: Владимира Козьмича Зворыкина и Владимира Григорьевича Шухова. Первоначально Шухов предложил проект башни высотой 350 м (выше Эйфелевой), но в годы гражданской войны металла на такую башню не нашлось, и ограничились, по существу, верхней «половинкой», которая, тем не менее, поражает изяществом и служит символом отечественного телевидения на протяжении многих лет.

Обратимся, наконец, к самой деликатной стороне биографии Зворыкина, к причинам замалчивания его имени в нашей печати на протяжении послевоенных десятилетий. Хотя в 1956 г. и вышла у нас сугубо техническая книга Зворыкина с соавтором (слишком уж были важны его технические идеи, чтобы можно было умалчивать о них), - в обыденном сознании продолжалось противопоставление: Шухов и Розинг - патриоты, Зворыкин же изменил Родине, да еще и Колчаку послужил. На самом деле Владимир Козьмич не был врагом Советской власти, он всего лишь хотел заниматься техникой, а не политикой. Власть, можно сказать, сама вынудила его эмигрировать. Вот как это произошло - согласно мемуарам Зворыкина, написанным на английском языке и предназначавшимся для публикации отнюдь не в России.

Зворыкин расстался с Розингом вскоре после знаменитого показа решетки на телеэкране. Институтский диплом был получен, предстояла практика к лабораториях Европы. И 1912 г. в Париже началась передача радиосигналов с Эйфелевой башни, и Зворыкин экспериментировал с разными типами приемников. Затем были каникулы в Испании и продолжение работы - уже в Германии, казавшейся Зворыкину более основательной в техническом смысле. Но грянула война. Через Данию и Финляндию Зворыкин добрался до Родины, где был немедленно мобилизован в армию в чине рядового. В районе города Гродно рядовой с инженерским значком заинтересовал командование и был назначен командиром радиостанции - она в разобранном виде находилась где-то на железнодорожных складах.

Удалось не только собрать станцию, но и наладить «радиоперехват» - прослушивание немецких служебных сообщений. В 1917 г. примерно так же Зворыкин открывает радиостанцию Временного правительства, ему помогал шофер по фамилии Лушин. Этот же шофер через год спас Зворыкина от расстрела. Работая в милиции, он узнал, что Зворыкин внесен в список как белый офицер, не явившийся на регистрацию, и, подождав возвращения Владимира Козьмича с работы, с радиозавода Маркони, перебазировавшегося вслед за Советским правительством в Москву - Лушин буквально втащил его в машину и отвез на вокзал. В Нижнем Новгороде Зворыкина спасали служащие принадлежавшей его отцу пароходной компании - видимо, уважали бывшего «эксплуататора».

На пароходе он добрался до Перми, затем оказался в Екатеринбурге, где и был арестован. К городу приближались восставшие чехи, находившийся поблизости царь был расстрелян вместе с семьей, а Зворыкин и его сокамерники выломали двери и бежали, - потому что охрана и следователи бежали еще раньше. Вместе с «белочехами» Зворыкин прибыл в Омск.

Сибирское антисоветское правительство командировало его за радиоаппаратурой в США. После месячного плавания на пароходе вниз по Оби, далее до радиостанции, работавшей в районе Новой Земли для сообщений о ледовой обстановке, Зворыкин на ледоколе добрался до Архангельска, уже оккупированного войсками Антанты, Из революционной России он попал в иной мир: Копенгаген, Лондон и, наконец, Нью-Йорк. Но представления Зворыкина о чести были таковы, что он выполнил поручение, достал необходимую аппаратуру и по маршруту Сиэтл - Иокогама - Владивосток - Омск завершил свое первое кругосветное путешествие. Хаос в России становился все большим, и он принял решение вернуться в Соединенные Штаты, на этот раз насовсем. Адмирал Колчак надеялся, что Зворыкин наладит регулярную поставку радиоаппаратуры - и Владимир Козьмич отправился в США полномочным представителем колчаковского правительства. Едва он успел увидеть статую Свободы, как это правительство пало.

Когда знаменитого американца Зворыкина в 1933 г. принимали в СССР, в программе поездки было немало интересного. В Грузии его ласково принял А.П. Берия и даже предоставил ему свой самолет для полета к морю, в Сухуми. А в Москве, на спектакле «Дни Турбиных» в Художественном театре, в человеке, сидящем рядом с ним в первом ряду партера, Зворыкин с ужасом узнал... следователя, допрашивавшего его когда-то в екатеринбургской тюрьме. «Вождь всех времен и народов» был мастером на такие шутки. Возможно, и сам он присутствовал на том спектакле - из архивов МХАТа известно, что «Дни Турбиных» Сталин смотрел много раз.

Остается лишь повторить вслед за Булатом Окуджавой: «Как хорошо, что Зворыкин уехал и телевиденье там изобрел...».

Еще один русский изобретатель оказался в США основателем знаменитой, первой в мире фирмы, выпустившей в 1956 г, видеомагнитофоны. Фирма называется «Ампекс». Первые три буквы - инициалы: А.М. Понятой. «Екс» - превосходный, блестящий.

Итак, получается, что Россия - родина телевидения. Нам есть чем гордиться. Будем помнить своих земляков. Имя Зворыкина в 1978 г. внесено под № 1 в Книгу Русско-американской славы.

Литература:

Куценко И.Я. Б. Л. Розинг - первооткрыватель электронного телевидения, основатель Кубанского политехнического института. Майкоп: ОАО «Полиграфиздат «Адыгея», 2007, - 260 с., с ил.