Значение числа 11 в преступлении и наказании. Магия числе в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание. Несколько интересных сочинений

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Число «три» в романе «Преступление и наказание» (значение и роль числа)

Важную роль в этом произведении играют числа. Число три в романе «Преступление и наказание» довольно часто используется автором в том или ином виде.

В этой статье предствлен анализ значения и роли числа «три» в романе «Преступление и наказание», примеры из текста.

Число «три» в романе «Преступление и наказание»

Как известно, число «три» обладает определенной психологической силой. Это число, например, является священным в христианстве. Многие люди наделяют его особенным смыслом.

  • Раскольников совершает преступление на 3-ий день повествования в романе
  • Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза перед совершением преступления
  • Раскольников ударяет старуху 3 раза
  • Раскольников признается Соне в преступлении на 3-ий день знакомства с ней
  • Раскольников встречается со следователем3 раза до того, как явиться с повинной
  • У Катерины Ивановны Мармеладовой есть трое маленьких детей
  • Около трех лет Раскольников не видится со своей матерью и сестрой до их приезда в Петербург
  • Марфа Петровна Свидригайлова завещает Дуне 3 тысячи рублей
  • Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в виде благотворительности
  • Соня зарабатывает тридцать целковых в первый день своей «непристойной работы» (целковый — монета достоинством в один рубль)
  • В семье Раскольниковых был третий ребенок (брат Родиона и Дуни), который умер в младенчестве
  • В каморке Раскольникова стоит три стула
  • У Сони в комнате три окна
  • Колечко, которое закладывает Раскольников у старухи, украшено «тремя какими-то красными камушками»

Кроме того, в романе часто встречается такое выражение, как «в трех шагах», содержащее в себе число «три»:

  • «в трех шагах от стола»
  • «в трех шагах от него»
  • «в трех шагах и нельзя не убить»
  • «стоит перед ним в трех шагах»

Это был анализ значения и роли числа «три» в романе «Преступление и наказание», примеры из текста.

Учебный проект

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Через числовую символику показать роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание».

1. Исследовать символическое значение чисел 4, 7, 11, 30

2. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы.

3. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”.

Гипотеза: Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова.

Число 30 — предательство Иуды.

  • В девять часов вечера выложила Соня ТРИДЦАТЬ целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву.
  • Последние ТРИДЦАТЬ копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для себя минуту не ощущать себя Иудой.
  • Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долглаой чмы за ТРИДЦАТЬ тысяч.

Вывод: как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число ТРИДЦАТЬ связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за ТРИДЦАТЬ серебряных монет.

Число 7 — союз Бога и Человека.

  • Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе.
  • Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог.
  • Роковое время для Раскольникова — 7 часов вечера.

Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3 , символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вывод: вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Число 4 — притча о Воскресении Лазаря.

  • Квартира жертвы находится на четвертом этаже здания;
  • Раскольников прячет вещи под камень, где строится четырехэтажный дом;
  • Убогая комната Мармеладова находится на четвертом этаже;
  • Полицейская контора расположена на четвертом этаже этого же здания;
  • Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после убийства, то есть через четыре дня после нравственной смерти Раскольникова;

Выводы: Число 4 имеет важное значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова неоднократно уподобляется гробу. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Число 11 — число высшей справедливости.

  • В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым к Катерине Ивановне;
  • «Я поздно. Одиннадцать часов есть?» — время прихода Раскольникова к Соне;
  • После посещения Сони «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу»;

Выводы: отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

МОСТ. Притча о Марфе и Марии.

  • На мосту , словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост , его охватывает полнейшая апатия…”
  • Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Притча о Марфе и Марии:

«В продолжении пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в свой дом; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и сказала: «Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! Ты суетишься много, а одно только нужно. «.

Вывод: мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается с притчей.

Евангельский сон Раскольникова.

Когда Иисус сидел на горе Елеонской, к нему приступили ученики и стали расспрашивать: «Когда это будет?». Иисус ответил: «. ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения. Многие друг друг будут предавать и возненавидят друг друга, и многие лжепророки восстанут. «.

Вывод: Писатель указывает на страшную опасность для человечества, которая приведет к забвению нравственных норм.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом помогло нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории, приобщению его к миру людей.

Исполнители

Ученики 10 класса: Ефимов Антон, Карташова Юлия, Борисова Анастасия, Иванов Максим, Панасенко Кристина, Подкуйко Андрей.

1.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М, 1979.

2.Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии.

3.Кашина Н.В. Человек в творчестве Достоевского.

4.Кирпотин В.Е. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.

Библейские мотивы и числовая символика в романе «Преступление и наказание»

Разделы: Литература

  • через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;
  • прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст.

Цель — исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель — исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель — исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель — исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – найти в тексте романа ключевые слова, предложения, словосочетания, подтверждающие фразу (см. ниже).

Индивидуальные задания

  1. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы. В какой момент наступает истинное раскаяние?
  2. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”

1. Слово учителя. Сообщение цели урока.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом поможет нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

С евангельскими притчами связана символика романа. Давайте представим результаты наших исследований.

2. Выступления учащихся. Представление своих исследований текста.

Результаты работы группы

Как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

Результаты работы группы

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова — 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Результаты работы группы

В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Результаты работы группы

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.

“весь бледный, как платок”

“он ужасно побледнел”

“обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.

“он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

Раскольников часто валяется и лежит без движения

“Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”

“Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.

“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала Пульхерия Александровна”

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа

“Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

То, что его выносят, ему кажется в бреду

“То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними

“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” — как то странно проговорил он”.

“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.

Результаты работы группы

Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

(учащиеся рассказывают притчу).

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

Ответ ученика:

  • На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

Выводы: Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей

Евангелия о конце света.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”

Магия числа 3 в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Символика числа 3 и его употребление в романе «Преступление и наказание»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выполнили: Владислав Емец Юлия Закирзянова Елизавета Сорокина Ученики 10 «А» класса Магия числа «три» 2014 г.

Введение Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Неудивительно, что они всегда вызывали пристальное внимание к себе со стороны разума. Числам древние люди приписывали особые, сверхъестественные свойства, практически в любой религии есть свои «священные числа». Одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы.

С колько сможем мы припомнить народных выражений, в которых используется число три? Насчет того, что в трех соснах заблудиться, а с песней хоть за три моря, – наверное, все помнят. И про то, что обещанного три года ждут – тоже. И Бог, как известно, любит троицу. Непонятно, как можно плакать в три ручья или согнуться в три погибели, или наврать с три короба, но тем не менее, эти словесные обороты существуют многие века, не теряя популярности в народной речи. А сколько фольклорных источников повествует о трех желаниях, трех попытках, трех испытаниях, трех братьях, сестрах, феях, богатырях, драконах о трех головах. Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым.

Религия Тройка — небесное число, символизирующее душу. Это — число удачи. В христианстве: Святая Троица: Бог Отец, Бог-сын и Святой Дух. Три неба рая. Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет. Иисус Христос воскрес утром на третий день. Троеручица - чудотворная икона Божией Матери. Три года общественного служения Иисуса Христа. Три креста на Голгофе. Триодь Трезвон - разновидность колокольного звона Поэтому число «3» — это священное число Христианства.

В «Преступлении и наказании» содержится множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность. Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу. До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений. Еще один его смысл - предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза). С другой стороны - это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины.

Цитаты « Пришла [ Соня ] , и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила..» (часть 1, глава 2) ; « Тридцать копеек вынесла [ Соня ] , своими руками, последние, все, что было…» (часть 1 , глава 2) ; « Говорю, три часа дожидаюсь. » (Разумихин три часа дожидается, пока проснется Раскольников) (часть 2 , глава 3) ; «…потом позвонил в третий раз» (Раскольников к старухе) (часть 1, глава 6) ; « Да уж три раза приходила…» (Марфа Петровна к Свидригайлову) (часть 4, глава 1) ; «…Марфа Петровна за неделю до смерти, успела оставить тебе, Дуня, по завещанию три тысячи рублей …» (часть 4, глава 2) ; « Вот три пятипроцентные билета, всего на три тысячи.» (Свидригайлов вручает Соне) (часть 6, глава 6) ; Раскольников трижды встречается с Порфирием Петровичем; Раскольников думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола; Марфа Петровна выкупила Свидрига й лова за тридцать тысяч.

Числа в романе «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский - это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман «Преступление и наказание» открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в произведении дается подробное описание жизни беднейших слоев общества, что делает этот роман практически энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того времени.

Каждый роман Ф.М.Достоевского - это неповторимый мир, который буквально захватывает читателя. В этом мире важна каждая мелочь и каждой детали придается особое значение. «Преступление и наказание» не является исключением и содержит множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам. Издавна числовыми значениями человек пытался передать различную информацию и описать отдельные нравственные понятия. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Символ Бога - Святая Троица, тридцать три года - возраст Иисуса Христа, воскресение через три дня. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность.

Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Лупа получила три тысячи рублей от Марфы Петровны, Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу.

До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений. Еще один его смысл - предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза). С другой стороны - это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины.

Еще одно евангельское число - одиннадцать - так же присутствует в романе неоднократно. Именно в одиннадцать часов Раскольников ушел от умершего Мармеладова. В это же время он встречается с Соней и Порфирием Петровичем. Чтобы понять смысл этого числа в романе, необходимо обратиться к евангельской притче. Хозяин дома вышел нанимать работников в третьем часу, затем в шестом, в девятом и в одиннадцатом. В конце хозяин расплатился со всеми работниками поровну, начав с последнего, который пришел в одиннадцатом часу. В этом высшая божественная справедливость. Поэтому, писатель считает, что Раскольникову, как пришедшему последним в одиннадцатом часу, еще не поздно покаяться и стать первым.

Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число семь, что делает его особенно значимым и символичным. Роман состоит из семи частей. В первой и второй части - по семь глав. Все роковые события в жизни Раскольникова происходят в семь часов. Число семь теологи разделяют на тройку - символ божественного начала и четверку, определяющую мировой порядок. Поэтому, число семь олицетворяет союз Бога и человека. Эта тема и в следующих романах будет одной из главных, волнующих писателя.

В заключение можно сказать, что все произведения Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что понять все тонкости каждого просто невозможно. Каждый роман буквально нашпигован глобальными проблемами, которые актуальны в любое время. И конечно же, главной темой для писателя всегда остается личность самого человека, его душа, которая, по искреннему убеждению классика, всегда была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я думаю, что роман «Преступление и наказание» - гениальный путеводитель, позволяющий нам приблизиться к загадке человеческой души, понять самих себя и окружающих людей.

  • Приказы по личному составу: сроки хранения Статьи по теме Один из основных вопросов, рано или поздно возникающих перед секретарем касается приказов по личному составу. В данном материале мы подробно расскажем о том, каким образом и сколько следует хранить данную документацию. Из статьи […]
  • Разрешение на пребывание и работу - Представительства Финляндии в России: Bизы и Разрешения на пребывание: Разрешение на пребывание и на работу ПОСОЛЬСТВО ФИНЛЯНДИИ, Москва ГЕНЕРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬСТВО ФИНЛЯНДИИ, Санкт-Петербург Посольство Финляндии, Москва Тел. +7-495-787 4174, E-mail: […]
  • Горячая линия В Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан работает горячая телефонная линия для приема устных обращений граждан. Телефон 8-800-700-90-30 работает каждый рабочий день (понедельник-пятница) с […]
  • Библиографическое оформление патента 2. Схема аналитического описания: Заголовок. Сведения о составной части документа [Обозначение материала] / Сведения об ответственности // Сведения о документе, в котором помещена составная часть (Название. – Дата издания. - Номер, выпуск. – […]
  • Педагогический стаж прерывается А разве ГПД не засчитывается? Если вы оформлены на ставку учителя, вам директор ОБЯЗАН дать ваши законные 18 часов в неделю. не обращать внимания жизнь продолжается Уволилась со школы 12 августа, устроилась в другую школу 25 августа. Прерывается ли […]
  • Магия числа в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

    В своей работе «Магия числа в романе Достоевского «Преступление и наказание»» студентка раскрывает символическое значение цифр, основываясь на пифагорейское воззрение о числах. Рассматривая их повторяющееся чередование, она доказывает, что суть числа, последовательность событий и череда изменений, происходящих в жизни главных героев, взаимосвязаны, а иногда и обусловлены появлением его магического свойства. Эта работа заинтересует всех, кто неравнодушен к творчеству Достоевского.

    Цели: 1) попытаться разобраться в цифровой

    символике Достоевского на примере романа «Преступление и наказание»;

    2) понять, как магия числа помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности.

    Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте –

    ничто, кроме форм, в формах – ничто, кроме про-

    порций, в пропорциях – ничто кроме числа.

    В. Августин

    В толковом словаре С.И Ожегова сказано, что слово символ имеет два значения:

    во-первых, это «предмет или действие, служащее условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого».

    во-вторых, «краткое изложение основных догматов христианской религии».

    Число – это тоже символ, выражающий нечто целое, законченное, символизирующее упорядоченность, целостность и неделимость, как гармония цвета, музыки и слова.

    Цифровая символика Достоевского занимает в его творчестве особое место. Раскрывая значение и магию числа, я попыталась раскрыть магию слова, которое сама по себе, есть тайна.

    Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и метод и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

    «Мне лично,- заявил Эйнштейн,- ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области….

    Но если Вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский!»

    Эти слова Эйнштейна, сказанные им в беседе с немецким публицистом начала XX века А. Мошковским, вот уже более полувека будоражат умы и учёных и художников.

    Сотни статей комментируют слова великого физика, выдвигаются различные гипотезы и толкования, проводятся параллели между мечтой Ф.М. Достоевского о социальной и моральной гармонии и поисками универсальной гармонии мироздания, которой Эйнштейн посвятил свою жизнь.

    Мировая гармония, красота – подобна гармонии чисел. Достоевский говорил, что именно доброта и красота спасут мир. Познание прекрасного идет через подъём по воображаемой лестнице вверх или вниз. Количество ступеней может быть разным, в зависимости от тяжести подъёма. Причём, по лестнице можно не только подниматься, но и спускаться.

    Исследователи обратили внимание, что в области словесной символики у Достоевского в романе «Преступление и наказание» одно слово-образ занимает особое место. Это, именно, слово лестница. В повествовании, исключая заключительную часть. Раскольников взбирается и спускается по лестнице, по крайней мере, 48 раз.

    Он должен подниматься и спускаться из своей чердачной комнаты на улицу. Он взбирается по лестнице, чтобы попасть в комнату Мармеладова; он должен подняться на несколько этажей до квартиры старой процентщицы; и до полицейской конторы; и до комнаты Сони. Важным фактором является, однако, то, что моменты напряжений или колебаний характерным образом происходят на лестницах.

    Отправляясь, для осуществления задуманного плана, ему приходится «сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, «как кошка».

    13 – традиционно несчастливое число. Это число, превышающее на единицу полный комплект, дюжину, чревато взрывом, неведомым переходом к новому качеству и поэтому опасно. Усугубляется это нисхождение вниз ещё сравнением, как кошка.

    На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живёт и семья Мармеладова (здесь, на пороге, когда Раскольников привёл пьяного Мармеладова, он впервые встречается с членами этой семьи).

    У порога убитой им старухи он переживает страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площадке лестницы стоят Кох и Пестряков. Сюда он опять приходит и сам звонит в звонок, чтобы снова пережить эти мгновения.

    На пороге, в коридоре, у фонаря, происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, одними взглядами. На пороге, у дверей в соседнюю комнату, происходят его беседы с Соней (а по другую сторону дверей их подслушивает Свидригайлов).

    Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступени её, открытые на лестницу двери, ворота, дворы, а вне этого – город: площади, улицы, фасады, кабаки, мосты, канавки. Вот пространство этого романа. И среди всего этого - адреса и числа, числа…

    Видя в числах сущность явлений, начало начал, пифагорейцы считали, что реальные тела состоят из «единиц бытия» - «математических атомов», различные комбинации которых и представляют конкретные объекты.

    Даже вселенная мыслилась ими как совокупность чисел. Сами же числа пифагорейцы представляли наглядно и материально: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, т.е. точка, «геометрический атом» или первооснова всех чисел; два – как уход в неопределённую даль, т.е. прямая линия, простирающаяся в одном измерении; три – треугольник, образующий плоскость двух измерений, и возврат к определённости; четыре – пирамида, дающая представление о пространстве трёх измерений.

    Вообще, числа 1, 2, 3, 4 играли у пифагорейцев особую роль и образовывали тетрактис, или четвёрку. По преданию, клятва пифагорейцев гласила: «Клянусь именем Тетрактис, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы». Особая роль тетрактиса, видимо, была навеяна законами музыкальных созвучий, после чего все объекты природы виделись пифагорейцам, состоящим из четвёрок: четвёрка геометрических элементов - точка, линия, поверхность, тело; четвёрка физических элементов – земля, вода, огонь, воздух. Сумма же чисел, образующих тетрактис, равная десяти (10 = 1+2+3+4), считалась священным числом, и олицетворяло всю вселенную.

    Так родился знаменитый пифагорейский тезис: « Все вещи суть числа». Интерес к числу часто носил у пифагорейцев религиозно-мистический характер. Некоторые отголоски пифагорейской числовой мистики мы встречаем и в наши дни: например, обычай дарить нечётное число цветов (чётное число считалось несчастливым).

    Л. Даунер обратил внимание на часто повторяющееся в романе число «четыре». Лестница ведёт к буквально повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому этажу.

    Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырёхэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже; полицейская контора находится на четвёртом этаже и Раскольников направляется к четвёртой комнате. После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону, Лазарь был мёртв четыре дня. История эта помещена в 4-м Евангелии (Евангелие от Иоанна). Раскольников переживает четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) появлений числа «четыре», все связанные с преступлением Раскольникова, его виной и признанием.

    8 – двойная четвёрка. Единство сил и средств; число друидизма, смягчающее через единство противоположных качеств дурное влияние четвёрки на судьбу человека.

    Число четыре имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года. Четыре направления, четырёхклеточные стадии в эмбрионом развитии, четыре элемента.

    К этому надо добавить, что символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в «Преступлении и наказании», восходит к фольклорной и библейской символике: четыре стороны света – слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; четыре Евангелия. В Откровении Иоанна Богослова – четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

    Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырёхэтажных домов и четвёртого этажа в «Преступлении и наказании», В.Н. Топоров делает вывод: «Эта четырёхчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырёхчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. У Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его.

    Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, на картине Верещагина «Витязь на распутье» богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

    Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье последние тридцать копеек. И он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч Серебреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать Серебреников. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т.д.

    В Евангелии, подаренном Достоевскому в Тобольске жёнами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу, отдельные пометки свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

    Число 7 является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман состоит из семи частей – 6 частей и эпилог – первые две части состоят из семи глав каждая. Роковое время для Раскольникова – 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Он узнает, что именно в 7 часов старуха останется дома одна. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: - Семой час давно!»

    И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорейцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» Бога с Человеком, символом общения между Богом и его творением. В Библии говорится о том, что в седьмой день Бог почил. « И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

    «И всякого скота чистого … по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Бытие. Гл.41). Каждый 7-й день и каждый 7-ой год святы.

    Можно предположить, что «посылая» своего героя на убийство именно в 7часов, Достоевский тем самым заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз», Бога с Человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор, сколько нестерпимой муки и сколько бесконечного счастья!...

    Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости – семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

    Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно тоже с евангельским текстом. « Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу»,- отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне: « Я поздно… Одиннадцать часов есть? – спросил он, всё ещё не подымая на неё глаз. – Есть, - пробормотала Соня. – Ах да, есть! – заторопилась она вдруг, как будто в этом был для неё исход, - сейчас у хозяев пробил, … и я сама слышала. Есть

    После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу.

    Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

    Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

    Анализируя творчество Достоевского, Карен Степанян писал: «На самом деле Достоевский очень оптимистический и внушающий бодрость духа писатель, ибо в его произведениях всегда виден свет и пути выхода из самых сложных ситуаций». И я с этим полностью согласна.

    Список используемой литературы:

      Ю. Селезнёв « В мире Достоевского».

      С. В. Белов « Роман Ф.М. Достоевского ‘‘Преступление и наказание’’».

      А. В. Волошин «Математика искусства».

      В. Парнов «трок Люцифера»

      «Новый мир». Номер 5. 2006 год. «Цель и надежда»:пророческое искусство Достоевского.

    6. Достоевский «Преступление и наказание»

    Сызранов Игорь

    Актуальность темы.

    К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

    ü через символику показать всю сложность и глубину романа,

    ü выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,

    ü показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

    ü исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;

    ü классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;

    ü соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Научно-исследовательская работа ученика 11а класса ГБОУ СОШ №362 Московского района г.Санкт-Петербурга

    Сызранова Игоря

    Научный руководитель:

    Сызранова Наталия Владимировна

    Тема работы

    «Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Смирись, гордый человек!

    Ф.М.Достоевский

    Актуальность темы.

    К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

    Цели:

    • через символику показать всю сложность и глубину романа,
    • выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,
    • показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

    Задачи:

    • исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;
    • классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;
    • соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

    Введение.

    Л. Толстой отмечал, что писатель придает огромное значение – «бесконечно малым моментам текста». Действительно, художественный текст романа говорит языком детали. Правильно и точно найденная деталь приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в застрочное пространство текста, нередко становясь ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли писателя.

    В литературе символом становится художественная деталь, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

    Основные образы-символы произведения, которые сразу возникают в памяти чаще всего называют следующие: фамилия главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», которое повторяется в романе 760 раз. Возникает и числовая символика. Что не случайно. Достоевскому была известна теория пифагорейцев, которая была положена в основу числовой символики романа. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Известна такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

    Основная часть.

    Число 30 – предательство Иуды.

    Обратимся к тексту.

    «В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей.»

    «Последние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой».

    «Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал ее».

    Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. И все упоминания в тексте связаны с предательством.

    Символика числа 7.

    Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека.

    В тексте находим

    • Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера.
    • Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Число 7 – союз Бога и человека.
    • «…он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизавете, старухиной сестры, не будет дома…»
    • Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.
    • Сон Раскольникова, когда он представляет себя 7-летним мальчиком.
    • «Им оставалось еще 7 лет. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья они оба были готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

    Достоевский посылает Раскольникова на убийство именно в 7 часов,

    так как тот хочет разорвать этот союз.

    В эпилоге вновь появляется вновь число для того, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. Число 7 конце романа уже не как символ гибели, а спасительное число.

    Символика числа 4.

    Отмечаем в тексте:

    • Квартира жертвы находится на четвертом этаже.
    • Раскольников прячет деньги старухи во дворе, где строится четырехэтажный дом.
    • Комната Мармеладова находится на четвертом этаже.
    • Полицейская комната находится на четвертом этаже.
    • Чтение притчи про Лазаря происходит через 4 дня после преступления, то есть через четыре дня после нравственной смерти Раскольникова.
    • Слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

    В миропорядке число 4 имеет основополагающее значение: четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека.

    Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. Причем это действие расположено в 4 части, главе 4. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Не случайно же, он просит Соню перечитать именно эту притчу.

    Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

    Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

    Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал останки по всей книге.

    Число 11- число высшей справедливости.

    Читаем в романе:

    • «В 11 часов вечера зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне».
    • «Я поздно… 11 часов есть?» - время прихода Раскольникова к Соне.
    • «… на другое утро, в ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу».

    Неоднократное указание в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11.

    Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа.

    При чтении текста романа читатель замечает, что Раскольников так часто пересекает мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает.

    Мост – это своего рода Лета: в мифологии река мёртвых.

    Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

    Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей Евангелия о конце света.

    Можно провести еще одну параллель с библейским мотивом. Известны семь смертных грехов, нарушение которых ведут к гибели души. Вспомните «Божественную комедию» Данте, все круги, через которые проходит герой вместе со своим проводником - Вергилием. Это гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев (злоба), алчность (жадность), уныние (лень).

    Достоевский показывает насколько глубоко падение Раскольникова, но даже он способен на возрождение души, надо только прийти к духовной вере, к Богу через любовь.

    Все символы романа, так или иначе, соотносятся с именем Иисуса Христа, учение которого изложено в Евангелии его учениками – апостолами Матфеем, Лукой, Иоанном, Марком. Сам Ф.М.Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. Кстати, описание именно этой книги встречается в сцене встречи Сони и Раскольникова. («На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».) После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

    Выводы

    Таким образом, через числовую символику раскрывается роль библейских мотивов в психологическом романе. Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм. Для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского: “Смирись, гордый человек!” Спасти людей от моральной гибели может только вера: вера в Бога, в себя, в нравственные устои.

    Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой окажется человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле.

    Список литературы.

    1. Л.В.Карасёв О символах Достоевского. Вопросы философии 1994 №10
    2. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976
    3. Топорков Л.В. Солнце // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международн. отношения, 2002.
    4. Белый А.Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
    5. http://www.noisette-software.com/

    Во многих произведениях числа играют большую роль для создания необходимого эффекта, несут в себе зашифрованное послание для читателя или, наоборот, помогают ему понять смысл до конца. В том числе в Библии часто можно встретить символичные числа. С ней Достоевский в своем романе не редко проводит параллель или с помощью тех же чисел создает отсылки к фрагментам священного писания.

    Чаще всего в тексте можно встретить числа «4, 3, 7, 11, 30», но самым распространённым является 3

    Упоминание в романе

    в журнальном варианте роман был разделен на три части

    Тут служили три или четыре дворника.

    когда и ребятишки-то по три дня корки не видят!

    А уж Дарья Францевна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, раза три через хозяйку наведывалась.

    было три старых стула

    От кого, не знаю. Три копейки почтальону своих отдала. Отдашь, что ли?

    ну а там... а там опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три -- калека,

    Ну вот! А третьего-то дня, в "Гамбринусе", три партии сряду взял у вас на биллиарде!

    Он уже сошел три лестницы, как вдруг послышался сильный шум ниже, -- куда деваться!

    А они совсем пришоль пьян и потом опять три путилки спросил

    Но позвольте, как же у них такое противоречие вышло: сами уверяют, что стучались и что дверь была заперта, а через три минуты, когда с дворником пришли, выходит, что дверь отперта?

    и бери три рубля: так как я за весь перевод вперед взял, за первый и за второй лист, то, стало быть, три рубля прямо на твой пай и придутся. А кончишь лист -- еще три целковых получишь

    Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал.

    Катай скорей и чаю, Настасья, потому насчет чаю, кажется, можно и без факультета. Но вот и пивцо! -- он пересел на свой стул, придвинул к себе суп, говядину и стал есть с таким аппетитом, как будто три дня не ел.

    Я уж часа три тебя жду; раза два заходил, ты спал.

    Вот, во-первых, три рубашки, холстинные, но с модным верхом...

    Родя пятый день уже болен и три дня бредил, а теперь очнулся и даже ел с аппетитом.

    Я ведь и заговорил с целию, а то мне вся эта болтовня-себятешение, все эти неумолчные, беспрерывные общие места, и всё то же да всё то же, до того в три года опротивели, что, ей-богу, краснею, когда и другие-то, не то что я, при мне говорят

    Раскольников вынул сколько вынулось: три пятака.

    Кричал-то он, это правда, три раза ему прокричал, -- отозвался другой голос.

    В акурат три раза, все слышали! -- крикнул третий.

    Вот тут, через три дома, -- хлопотал он, -- дом Козеля, немца, богатого...

    Года через три ты уж не будешь вставать для больного...

    ну а в три года вашей разлуки много воды ушло

    Когда?.. -- приостановился Раскольников, припоминая, -- да дня за три до ее смерти я был у ней, кажется. Впрочем, я ведь не выкупить теперь вещи иду

    Логика предугадает три случая, а их миллион!

    Да ты что же! -- крикнул вдруг Разумихин, как бы опомнившись и сообразив, -- да ведь красильщики мазали в самый день убийства, а ведь он за три дня там был? Ты что спрашиваешь-то?

    Марфа Петровна посещать изволит, -- проговорил он, скривя рот в какую-то странную улыбку.

    Как это посещать изволит?

    Да уж три раза приходила. Впервой я ее увидел в самый день похорон, час спустя после кладбища.

    Кроме того, он положительно уведомил меня, что Марфа Петровна за неделю до смерти, успела оставить тебе, Дуня, по завещанию три тысячи рублей, и деньги эти ты можешь теперь получить в самом скором времени. Пульхерия Александровна робко на нее поглядывала; впрочем, три тысячи ее видимо успокоивали

    Ах, Родя, ведь у нас утром всего три целковых за душой оставалось,

    Об издательской-то деятельности и мечтал Разумихин, уже два года работавший на других и недурно знавший три европейские языка,

    Она особая, отдельная, с этими нумерами не сообщается, и меблированная, цена умеренная, три горенки.

    "Ей три дороги, -- думал он: -- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце".

    "Недели через три на седьмую версту, милости просим! Я, кажется, сам там буду, если еще хуже не будет", -- бормотал он про себя.

    Соня нерешительно ступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова. Впрочем, взяла книгу

    На столе оставалось около пятисот рублей, кредитными билетами, и между ними три билета, во сто рублей каждый.

    и всё время у меня пребывали потом в чрезвычайном смущении, так что даже три раза, среди разговора, вставали и спешили почему-то уйти, хотя разговор наш еще не был окончен

    Все три полячка ужасно горячились и кричали ему беспрестанно: "пане лайдак!",

    В это мгновение кто-то три раза стукнул в дверь.

    Сейчас. А ты с тех пор не видал? Где ты шляешься, скажи мне, пожалуйста, я уж к тебе три раза заходил.

    Нет, мрачный: вреда не делаю, а сижу в углу; иной раз три дня не разговорят.

    У меня есть деньги; я в три дня достану билет

    В этом саду была одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика

    (в кошельке оказалось триста семнадцать рублей серебром и три двугривенных;

    Отправилось туда всего три работника

    Число три встречается в тексте повсюду, казалось бы, оно заменяет все возможные числа.

    "в трех шагах" встречается в тексте очень часто

    Проведем параллель с Евангелием. Число 3 отображает божественную сущность явлений: в 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле; плата, за которую Иуда предал Иисуса Христа–тридцать серебренников. Троица: Бог, Сын Божий и Святой дух. Воскресение Иисуса через три дня. Три креста на Голгофе

    В священном писании оно означает:

    1) Предательство

    2) предупреждение о наступающей беде, несчастье

    3) надежда и обновление

    Эти же мотивы встречаются и в « Преступлении и наказании»:

    1)Свидригайлов предал Марфу Петровну, после того, как она выкупила его из долговой ямы за 30 тысяч. Соня 30 целковых выложила перед Катериной Ивановной, последние тридцать копеек Мармеладову, оба наверняка ощущали себе Иудой в этот момент.

    2)Раскольников 3 раза стучится в дверь к старухе и 3 раза ударяет её топором. Три дня он мучился перед убийством, три раза приходил к старухе,

    3) а на шее у неё были два крестика + медный образок=3. У Сони 3 окна в комнате. Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в виде благотворительности; Соня зарабатывает тридцать целковых в первый день своей работы

    достоевский цифровая символика роман

    Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте - ничто, кроме форм, в формах - ничто, кроме пропорций, в пропорциях - ничто кроме числа.

    В. Августин

    В толковом словаре С.И Ожегова сказано, что слово символ имеет два значения:

    • - во-первых, это «предмет или действие, служащее условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого».
    • - во-вторых, «краткое изложение основных догматов христианской религии».

    Число - это тоже символ, выражающий нечто целое, законченное, символизирующее упорядоченность, целостность и неделимость, как гармония цвета, музыки и слова.

    Цифровая символика Достоевского занимает в его творчестве особое место. Раскрывая значение и магию числа, я попыталась раскрыть магию слова, которое сама по себе, есть тайна.

    Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и метод и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

    «Мне лично,- заявил Эйнштейн,- ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области….

    Но если Вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский!»

    Эти слова Эйнштейна, сказанные им в беседе с немецким публицистом начала XX века А. Мошковским, вот уже более полувека будоражат умы и учёных и художников.

    Сотни статей комментируют слова великого физика, выдвигаются различные гипотезы и толкования, проводятся параллели между мечтой Ф.М. Достоевского о социальной и моральной гармонии и поисками универсальной гармонии мироздания, которой Эйнштейн посвятил свою жизнь.

    Мировая гармония, красота - подобна гармонии чисел. Достоевский говорил, что именно доброта и красота спасут мир. Познание прекрасного идет через подъём по воображаемой лестнице вверх или вниз. Количество ступеней может быть разным, в зависимости от тяжести подъёма.

    Причём, по лестнице можно не только подниматься, но и спускаться.

    Исследователи обратили внимание, что в области словесной символики у Достоевского в романе «Преступление и наказание» одно слово-образ занимает особое место. Это, именно, слово лестница. В повествовании, исключая заключительную часть. Раскольников взбирается и спускается по лестнице, по крайней мере, 48 раз.

    Он должен подниматься и спускаться из своей чердачной комнаты на улицу. Он взбирается по лестнице, чтобы попасть в комнату Мармеладова; он должен подняться на несколько этажей до квартиры старой процентщицы; и до полицейской конторы; и до комнаты Сони. Важным фактором является, однако, то, что моменты напряжений или колебаний характерным образом происходят на лестницах.

    Отправляясь, для осуществления задуманного плана, ему приходится «сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, «как кошка».

    13 - традиционно несчастливое число. Это число, превышающее на единицу полный комплект, дюжину, чревато взрывом, неведомым переходом к новому качеству и поэтому опасно. Усугубляется это нисхождение вниз ещё сравнением, как кошка.

    На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живёт и семья Мармеладова (здесь, на пороге, когда Раскольников привёл пьяного Мармеладова, он впервые встречается с членами этой семьи).

    У порога убитой им старухи он переживает страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площадке лестницы стоят Кох и Пестряков. Сюда он опять приходит и сам звонит в звонок, чтобы снова пережить эти мгновения.

    На пороге, в коридоре, у фонаря, происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, одними взглядами. На пороге, у дверей в соседнюю комнату, происходят его беседы с Соней (а по другую сторону дверей их подслушивает Свидригайлов).

    Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступени её, открытые на лестницу двери, ворота, дворы, а вне этого - город: площади, улицы, фасады, кабаки, мосты, канавки. Вот пространство этого романа. И среди всего этого - адреса и числа, числа…

    Видя в числах сущность явлений, начало начал, пифагорейцы считали, что реальные тела состоят из «единиц бытия» - «математических атомов», различные комбинации которых и представляют конкретные объекты.

    Даже вселенная мыслилась ими как совокупность чисел. Сами же числа пифагорейцы представляли наглядно и материально: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, т.е. точка, «геометрический атом» или первооснова всех чисел; два - как уход в неопределённую даль, т.е. прямая линия, простирающаяся в одном измерении; три - треугольник, образующий плоскость двух измерений, и возврат к определённости; четыре - пирамида, дающая представление о пространстве трёх измерений.

    Вообще, числа 1, 2, 3, 4 играли у пифагорейцев особую роль и образовывали тетрактис, или четвёрку. По преданию, клятва пифагорейцев гласила: «Клянусь именем Тетрактис, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы». Особая роль тетрактиса, видимо, была навеяна законами музыкальных созвучий, после чего все объекты природы виделись пифагорейцам, состоящим из четвёрок: четвёрка геометрических элементов - точка, линия, поверхность, тело; четвёрка физических элементов - земля, вода, огонь, воздух. Сумма же чисел, образующих тетрактис, равная десяти (10 = 1+2+3+4), считалась священным числом, и олицетворяло всю вселенную.

    Так родился знаменитый пифагорейский тезис: « Все вещи суть числа». Интерес к числу часто носил у пифагорейцев религиозно-мистический характер. Некоторые отголоски пифагорейской числовой мистики мы встречаем и в наши дни: например, обычай дарить нечётное число цветов (чётное число считалось несчастливым).

    Л. Даунер обратил внимание на часто повторяющееся в романе число «четыре». Лестница ведёт к буквально повторяющемуся уровню высоты - к четвёртому этажу.

    Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырёхэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже; полицейская контора находится на четвёртом этаже и Раскольников направляется к четвёртой комнате. После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону, Лазарь был мёртв четыре дня. История эта помещена в 4-м Евангелии (Евангелие от Иоанна). Раскольников переживает четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) появлений числа «четыре», все связанные с преступлением Раскольникова, его виной и признанием.

    8 - двойная четвёрка. Единство сил и средств; число друидизма, смягчающее через единство противоположных качеств дурное влияние четвёрки на судьбу человека.

    Число четыре имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года. Четыре направления, четыре стадии в эмбрионом развитии, четыре элемента.

    К этому надо добавить, что символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в «Преступлении и наказании», восходит к фольклорной и библейской символике: четыре стороны света - слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; четыре Евангелия. В Откровении Иоанна Богослова - четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

    Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырёхэтажных домов и четвёртого этажа в «Преступлении и наказании», В.Н. Топоров делает вывод: «Эта четырёхчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырёхчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. У Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его.

    Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре - три дороги, на картине Верещагина «Витязь на распутье» богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии - три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

    Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье последние тридцать копеек. И он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч Серебреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать Серебреников. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т.д.

    В Евангелии, подаренном Достоевскому в Тобольске жёнами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу, отдельные пометки свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

    Число 7 является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман состоит из семи частей - 6 частей и эпилог - первые две части состоят из семи глав каждая. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Он узнает, что именно в 7 часов старуха останется дома одна. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: - Семой час давно!»

    И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорейцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом, так как число 7 - это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» Бога с Человеком, символом общения между Богом и его творением. В Библии говорится о том, что в седьмой день Бог почил. « И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

    «И всякого скота чистого … по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Бытие. Гл.41). Каждый 7-й день и каждый 7-ой год святы.

    Можно предположить, что «посылая» своего героя на убийство именно в 7часов, Достоевский тем самым заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз», Бога с Человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор, сколько нестерпимой муки и сколько бесконечного счастья!...

    Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости - семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

    Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно тоже с евангельским текстом. « Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу»,- отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне:

    « Я поздно… Одиннадцать часов есть? - спросил он, всё ещё не подымая на неё глаз. - Есть, - пробормотала Соня. - Ах да, есть! - заторопилась она вдруг, как будто в этом был для неё исход, - сейчас у хозяев пробил, … и я сама слышала. Есть».

    После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу».

    Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу.

    И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

    Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

    Анализируя творчество Достоевского, Карен Степанян писал: «На самом деле Достоевский очень оптимистический и внушающий бодрость духа писатель, ибо в его произведениях всегда виден свет и пути выхода из самых сложных ситуаций». И я с этим полностью согласна.

    «Преступление и наказание» - роман о человеческой душе, умеющей любить и ненавидеть, отличающей правду света от искушений ада или не имеющей подобного «таланта», а значит, «должной умереть», уничтоженной своими же страстями, а не адскими «играми» дьявола. Умение выйти из этой битвы победителем, быть свергнутым и суметь вознестись на пьедестал и представил Ф. М. Достоевский в романе с помощью магии чисел.

    Список используемой литературы:

    • 1. Ю. А. Селезнёв « В мире Достоевского».
    • 2. С. В. Белов « Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»».
    • 3. А. В. Волошин «Математика и искусство».
    • 4. Е. И. Парнов «Трон Люцифера»
    • 5. В. А. Котельников «Цель и надежда: пророческое искусство Достоевского».
    • 6. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».