Зигмунт Бауман: концепция текучей реальности и ее приложения. Современный человек. Человек в современном мире

Барри Шварц, психолог, специалист по психологии выбора, прочитал очень интересную мини-лекцию () на тему сложности выбора и выдвинул гипотезу о том, что сложность выбора - одна из основных причин, почему сейчас так распространена депрессия, и почему люди чувствуют себя несчастными. Тема настолько важная и интересная, что очень советую прочитать целиком. Ну а у кого нет времени - я приведу здесь ключевые тезисы и выводы.

Традиционно считается, что чем больше перед человеком вариантов для выбора - тем лучше, тем свободнее и счастливее будет человек. Но вторая часть утверждения, насчет счастья, оказывается совершенно неверна. На практике для человека действительно выходит лучше, когда у него есть множество вариантов, но чем больше вариантов - тем меньше удовлетворения он испытывает в итоге от своего выбора, и тем меньше он счастлив. А если вариантов слишком много, то может наступить так называемый паралич выбора , при котором выбор будет бесконечно откладываться на завтра, от этого возникнет напряжение, затем чувство тревоги, вины и, в конечном счете, депрессия.

Причем это относится ко всем ситуациям выбора в жизни: от выбора утреннего наряда и покупки нового телефона до выбора профессии, супруга(-и), пенсионного фонда, вариантов лечения серьезной болезни.

Обилие вариантов вызывает 3 негативных эффекта, образующих порочный замкнутый круг:
1. Завышение ожиданий. При обилии вариантов для выбора складывается впечатление, что непременно можно подобрать такой вариант, который будет удовлетворять нас полностью и совершенно. И чем больше вариантов, тем легче решаемой кажется проблема, и тем выше наши ожидания от выбранного варианта.
2. Разочарование и чувство вины. Существование идеального варианта - это, безусловно, иллюзия. У любого варианта имеются недостатки, даже если в момент выбора они не видны. Но когда оказывается, что выбранный вариант не идеален, то возникает другая иллюзия - что был сделан неправильный выбор! Лучшим теперь кажется некий другой, не выбранный вариант. От этого возникает разочарование и чувство вины из-за неправильно сделанного выбора.
3. Ожидание разочарования. Когда описанная в пунктах 1 и 2 ситуация повторяется много раз, человек привыкает к тому, что любой его выбор приносит разочарование. Тут возникает третья иллюзия - что он не умеет принимать правильные решения, что он глуп и неудачлив. В результате - занижение самооценки, промедление в принятии решений, уход от решений, потеря радости от жизни, тревога, депрессия.

Барри Шварц считает, что этот замкнутый круг - одна из основных причин депрессии в современном мире. Пожалуй, с ним трудно не согласиться.

И напоследок главный секрет счастья от Барри Шварца: НАУЧИТЕСЬ, НАКОНЕЦ, ЗАНИЖАТЬ СВОИ НЕРЕАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ!

Ежегодно компания Ford публикует отчет, где представлен анализ ключевых трендов потребительских настроений и поведений. Основу отчета составляют данные опросов, проводимых компанией среди тысяч жителей разных стран.

Rusbase ознакомился c глобальным исследованием и выбрал 5 основных трендов, которые сейчас определяют наш мир.

Тренд 1: Новый формат хорошей жизни

В современном мире «больше» теперь далеко не всегда значит «лучше», а богатство уже не является синонимом счастья. Потребители научились получать удовольствие не от самого факта владения чем-то, а от того, как тот или иной предмет влияет на их жизнь. Те же, кто продолжает выставлять своё богатство напоказ, вызывают лишь раздражение.

«Богатство больше не является синонимом счастья»:

  • Индия – 82%
  • Германия – 78%
  • Китай – 77%
  • Австралия – 71%
  • Канада – 71%
  • США – 70%
  • Испания – 69%
  • Бразилия – 67%
  • Великобритания – 64%

Меня раздражают люди, которые выставляют свое богатство напоказ »:

  • 77% – опрошенных в возрасте 18-29
  • 80% – опрошенных в возрасте 30-44
  • 84% – опрошенных в возрасте 45+

Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность этого тренда:


1. Польза от результатов труда важнее прибыли

Пример 1:

Рустам Сенгупта существенную часть своей жизни шёл к успеху традиционным путём. Он получил степень в одной из ведущих бизнес-школ и устроился на высокооплачиваемую должность в сфере консалтинга. И вот, вернувшись однажды в свою родную деревню в Индии, он осознал, что местные жители испытывают нехватку самых простых вещей, страдая от проблем с электричеством и от отсутствия чистой питьевой воды.

Стремясь помочь людям, он основал некоммерческую компанию Boond , призванную заниматься развитием альтернативных источников энергии в северных районах Индии.

Пример 2:

Когда юрист из Нью-Йорка Зэн Кауфман начала по выходным подрабатывать в бургерной своего брата, стремясь разнообразить монотонность офисного труда, она и представить не могла, что это дело может настолько изменить её жизнь. Переехав через год в Лондон, она не стала рассылать резюме в юридические фирмы, а купила себе грузовичок для продажи уличной еды, основав собственную компанию Bleecker Street Burger.


2. Свободное время - лучшее лекарство

Представители поколения миллениалов (в возрасте 18–34) всё чаще стремятся сбежать от городской суеты и зависимости от социальных сетей, выбирая для себя более необычный и интересный отпуск, чем лежание на пляже при отеле с системой All Inclusive. Вместо этого они хотят использовать отпуск с пользой для здоровья, отдавая предпочтение клубам для занятий йогой и кулинарным турам по Италии.

Общий объём мировой индустрии подобных неординарных путешествий на сегодня оценивается в 563 миллиардов долларов. Лишь за один 2015 год по всему миру было организовано более 690 миллионов велнес-туров.

Тренд 2: Ценность времени теперь измеряется иначе

Время больше не ценный ресурс: в современном мире пунктуальность теряет свою привлекательность, а склонность откладывать всё на потом считается абсолютно нормальной.

72% опрошенных по всему миру согласились с утверждением «Занятия, которые раньше я считал пустой тратой времени, теперь не кажутся мне бесполезными ».

Со временем акценты сдвинулись и люди начали признавать необходимость в самых простых вещах. Например, на вопрос «Что вам кажется наиболее продуктивным времяпрепровождением?» ответы были следующие:

  • сон – 57%,
  • сидение в интернете – 54%,
  • чтение – 43 %,
  • просмотр ТВ – 36%,
  • общение в социальных сетях – 24%
  • мечтания – 19%

У британских студентов существует давняя традиция - брать годовой перерыв после окончания школы и перед поступлением в университет (gap year), чтобы лучше понять, какой путь выбрать в дальнейшей жизни. Подобный феномен набирает всё большую популярность и среди американских студентов. По данным американской ассоциации American Gap Association, за последние несколько лет количество студентов, решивших взять годовую паузу, выросло на 22%.

Согласно результатам опроса Ford, 98% молодых людей, решивших взять год перерыва после школы, сказали, что эта пауза помогла им определиться с выбором жизненного пути.

Вместо «сейчас» или «потом» люди теперь предпочитают использовать слово «когда-нибудь», которое не отражает конкретные сроки выполнения той или иной задачи. В психологии существует термин «прокрастинация» - склонность человека к постоянному переносу важных дел на потом.



Количество опрошенных по всему миру, согласившихся с утверждением «Прокрастинация помогает мне развивать в себе творческое начало »:

  • Индия – 63%
  • Испания – 48%
  • Великобритания – 38%
  • Бразилия – 35%
  • Австралия – 34%
  • США – 34%
  • Германия – 31%
  • Канада – 31%
  • Китай – 26%

1. Мы не умеем не отвлекаться по мелочам

Приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда через несколько часов поиска нужной информации в интернете вы обнаруживаете себя читающим совершенно бесполезные, но чрезвычайно увлекательные статьи? Всем нам доводилось испытывать нечто подобное.

В этой связи интересен успех приложения Pocket , которое откладывает изучение найденных в процессе поиска увлекательных публикаций на потом и помогает сфокусироваться на том, что действительно важно именно сейчас, но без риска упустить из виду что-то интересное.

В настоящий момент сервисом уже воспользовались 22 миллиона пользователей, а сумма отложенных на потом публикаций равняется двум миллиардам.


2. Медитация вместо наказания

Провинившиеся ученики начальной школы Балтимора теперь больше не должны оставаться после уроков. Вместо этого школа разработала специальную программу Holistic Me , которая предлагает ученикам заняться йогой или медитацией, чтобы научиться управлять своими эмоциями. С момента запуска программы в 2014 году школе не пришлось исключить ни одного своего ученика.


3. Хочешь чтобы сотрудники работали эффективно - запрети сверхурочную работу

Рабочий день рекламного агентства Heldergroen в пригороде Амстердама всегда заканчивается ровно в 18:00 и ни секундой позже. В конце дня стальные тросы принудительно поднимают в воздух все рабочие столы с компьютерами и ноутбуками, а освободившееся пространство на полу офиса сотрудники могут использовать для танцев и занятий йогой, чтобы меньше работать и больше наслаждаться жизнью.



«Это стало нашим своеобразным ритуалом, проводящим грань между работой и личной жизнью», - поясняет Зандер Венендаль, креативный директор фирмы.

Тренд 3: Проблема выбора еще никогда не была столь актуальной

Современные магазины предлагают потребителям невероятно широкий выбор, что усложняет процесс принятия окончательного решения, и в итоге покупатели просто-напросто отказываются от покупки. Подобное многообразие приводит к тому, что люди сейчас предпочитают перепробовать много разных вариантов, не купив ничего.

Количество опрошенных по всему миру, согласившихся с утверждением «Интернет предлагает гораздо больше вариантов, чем мне действительно нужно» :

  • Китай – 99%
  • Индия – 90%
  • Бразилия – 74%
  • Австралия – 70%
  • Канада – 68%
  • Германия – 68%
  • Испания – 67%
  • Великобритания – 66%
  • США – 57%

С появлением процесс выбора становится неочевидным. Огромное количество специальных предложений вводит покупателей в заблуждение.

Количество опрошенных, согласившихся с утверждением «После того, как я куплю что-то, я начинаю сомневаться, а правильный ли выбор я сделал(а)?»:

  • 60% опрошенных в возрасте 18-29
  • 51% опрошенных в возрасте 30-44
  • 34% опрошенных в возрасте 45+

С утверждением «В прошлом месяце я не смог(ла) выбрать одну единственную вещь из множества вариантов. В итоге я решил(а) вообще ничего не покупать» согласились:

  • 49% опрошенных в возрасте 18-29 лет
  • 39% в возрасте 30-44 лет
  • 27% в возрасте 45+

Это можно объяснить тем, что с возрастом покупки происходят осознаннее и более рационально, поэтому такого рода вопрос возникает намного реже.

Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность тренда:


1. Потребители хотят все пробовать

Стремление потребителей опробовать товар перед покупкой оказывает влияние на рынок электроники. В качестве примера можно привести сервис краткосрочной аренды гаджетов Lumoid .

  • Всего за 60 долларов в неделю вы можете взять на тест , чтобы окончательно понять, нужен ли вам этот гаджет стоимостью 550 долларов
  • За 5 долларов в день вы также можете взять в аренду квадрокоптер, чтобы определиться, какая именно модель вам нужна

2. Бремя кредита убивает радость от пользования гаджетом

Дорогостоящая техника, взятая в кредит, всё чаще перестает радовать миллениалов, еще до того момента, как кредит будет погашен.

В таком случае на помощь приходит стартап Flip, созданный для того, чтобы люди могли передать надоевшую покупку другим владельцам вместе с обязательствами по дальнейшей выплате кредита. По статистике, популярные товары находят новых владельцев в течение 30 дней с момента подачи объявления.

А на рынке недвижимости начал работать сервис Roam, который позволяет заключить всего один договор долгосрочной аренды жилья, а затем хоть каждую неделю выбирать для себя новое место жительства на любом из трёх охваченных сервисом континентов. Все жилые объекты, с которыми работает Roam, оснащены высокоскоростными сетями Wi-Fi и самым современным кухонным оборудованием.

Тренд 4: Обратная сторона технического прогресса

Улучшают ли технологии нашу повседневную жизнь, или только усложняют ее? Технологии действительно сделали жизнь людей более удобной и эффективной. Однако потребители начинают ощущать, что у технологического прогресса есть и негативная сторона.

  • 77% опрошенных по всему миру согласны с утверждением «Повальное увлечение технологиями привело к росту ожирения среди людей »
  • 67% опрошенных в возрасте 18-29 подтвердили, что знают человека, который расстался со своей второй половиной с помощью СМС
  • Использование технологий приводит не только к нарушению сна, отмечают 78% женщин и 69% мужчин, но и делают нас глупее, по мнению 47% опрошенных, и менее вежливыми (63%)

Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность тренда:


1. Зависимость от технологий существует

Недавние успехи проектов компании показали, что люди в минимальные сроки становятся зависимыми от просмотра новых телешоу. По данным глобального исследования, сериалы 2015 года, такие как «Карточный домик» и «Оранжевый – хит сезона», за три-пять первых серий заставили зрителей с нетерпением ждать каждого нового эпизода. При этом новым сериалам, таким как «Очень странные дела» и «Отжиг», удалось зацепить зрителей после просмотра всего двух первых эпизодов.



Современные смартфоны стали важной составляющей жизни детей, которые уже не могут обойтись без них и дня. Американские исследователи доказали, что время, потраченное на смартфоны, негативно сказывается на успеваемости школьников. Дети, которые ежедневно «сидят» в мобильных устройствах по 2-4 часа после школы, на 23% чаще не успевают выполнить домашнее задание по сравнению со сверстниками, которые не так зависимы от гаджетов.


3. Автомобили спасают пешеходов

По данным Национального управления по безопасности дорожного движения США, в стране каждые восемь минут происходит наезд на пешехода. Чаще всего подобные ДТП происходят из-за того, что пешеходы отправляют сообщения на ходу и не следят за дорогой.

Чтобы повысить уровень безопасности всех участников дорожного движения, разрабатывает инновационную технологию, способную предсказывать поведение людей, понижая тем самым тяжесть последствий от ДТП и даже в некоторых случаях предотвращая их.

Двенадцать экспериментальных автомобилей Ford проехали более 800 тысяч километров по дорогам Европы, Китая и США, накопив массив данных, общим объёмом более года – 473 дня.

Тренд 5: Смена лидеров, теперь всё решают не они, а мы

Кто сегодня оказывает наиболее существенное влияние на нашу жизнь, экологическую ситуацию в мире, социальную сферу и здравоохранение? На протяжении десятилетий денежные потоки преимущественно двигались между физическими лицами и организациями, будь то правительственные структуры или коммерческие предприятия.

Сегодня мы в большей степени начинаем ощущать себя ответственными за правильность решений, которые принимает общество в целом.

На вопрос «Что является главной движущей силой, способной изменить общество к лучшему?» опрошенные ответили так:

  • 47% – Потребители
  • 28% – Государство
  • 17% – Компании
  • 8% – воздержались от ответа

Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность тренда:


1. Бизнес должен быть честным с потребителями

Американский интернет-магазин Everlane , специализирующийся на продаже одежды, строит свой бизнес на принципах максимальной прозрачности во взаимоотношениях с поставщиками и клиентами. Создатели Everlane отказались от заоблачных наценок, которыми славится индустрия моды, и открыто показывают на своём сайте, из чего складывается конечная цена каждой вещи - на сайте отображается стоимость материала, трудозатрат и транспортировки.


2. Цены должны быть доступными для потребителей

Международная гуманитарная организация «Врачи без границ» активно борется с высокой стоимостью вакцин. Недавно она отказалась принять пожертвование в объёме одного миллиона доз вакцины от пневмонии, так как состав препаратов был защищён патентом, что негативно сказывается на цене конечного продукта и делает его недоступным для жителей многих регионов мира. С помощью подобного поступка организация хочет подчеркнуть важность решения проблемы доступности лекарственных препаратов в долгосрочной перспективе.


3. Должно появляться всё больше услуг для удобства пользователей

Для привлечения внимания к услуге l и уменьшения количества машин на дорогах компания Uber запустила в небо Мехико беспилотники с рекламными плакатами. Надписи на плакатах призывали водителей, застрявших в пробках, задуматься о необходимости использования собственного автомобиля для поездок на работу.

Один из плакатов гласил: «Едешь один в машине? Вот почему ты никогда не сможешь любоваться горами вокруг». Таким образом компания хотела обратить внимание водителей на проблему плотного смога над городом. Надпись на другом плакате: «Город построен для тебя, а не для 5,5 миллионов машин».

Что это значит?

Эти уже являются частью нашей жизни. Они показывают, что происходит в голове у потребителей: о чём они думают, как принимают решения о покупке того или иного товара. Бизнес должен внимательно подходить к изучению поведения своих покупателей и очень чутко реагировать на изменения.

Существование области и предмета информатики немыслимо без ее основного ресурса - информации. Информация - одна из сложнейших, еще полностью не рас­крытых, даже таинственных областей современной науки. Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов обще­ства, необходимо уметь его оценивать как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами чело­веческого общества.

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть от­ражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма пред­ставления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой приро­дой, людьми и устройствами.

Информация - это результат отражения и обработки в человеческом сознании многообразия окружающего мира, это сведения об окружающих человека предметах, явлениях природы деятельности других людей.

Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окру­жающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется воз­можность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются ис­пользуемые данные.

Существующие в современной науке определения информации раскрывают определенные свойства этого сложного и многозначного понятия: информация - коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопреде­ленность (Шеннон), информация - передача разнообразия (Эшби), информация - мера сложности структур (Моль), информация - вероятность выбора (Яглом) и т. д. Предпринимаются исследования закономерностей информационных процессов и технологий и зак­ладываются теоретические основы новой отрасли знаний - информациологии, где один из авторов заявляет "Мир - ин­формационен, Вселенная - информационна, первичное - инфор­мация, вторичное - материя"

Информация, составляющая триаду важнейших характеристик окружающего нас мира наряду с материей и энергией, обладает некоторыми, только ей присущими особенностями:

    сама по себе информация является столь же абстрактным понятием, как и понятия математики, но вместе с тем она отражает свойства материального объекта и не может возникнуть из ничего;

    информация обладает некоторыми свойствами материи, ее можно получить, запасти (записать, накопить), уничтожить, передать. Однако при передаче информации из одной системы в другую количество информации в передающей системе остается неизменным, хотя в принимающей системе оно обычно увеличивается (эта особенность информации спасает профессора, пе­редающего свои знания студентам, от превращения в неуча),

    информация обладает еще одним уникальным свойством в любых сферах знания (общественно-политической, научной, об­щекультурной, технической) она является единственным видом ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощается, а постоянно увеличивается, совершен­ствуется и, более того, способствует эффективному использова­нию других ресурсов, а иногда и создает новые Последнее свой­ство информации важно учитывать при формировании путей раз­вития народного хозяйства России, так как привлечение качествен­но новой информации и новых технологий обеспечивает интенсив­ный путь развития, а наращивание дополнительных материаль­ных ресурсов, объемов труда, энергии без использования новой информации приведет Россию в экстенсивный тупик.

Главное, что информация есть предмет, средство и продукт труда. Удельный вес информации как предмета труда стал выше материальных и энергетических ресурсов, и ос­новным показателем могущества страны стал информационный ресурс, т. е. объем знаний, которыми располагает страна Этот по­казатель выводил СССР в число мировых держав и именно этот ресурс истощается в нашей стране с каждым годом.

Мир тонет в колоссальном объеме информации за последние 30 лет ее ежегодный прирост увеличился более чем в 15 раз. По­явился даже новый термин - "эффект макулатурности"- 85% журнальных статей никогда не читались. Проще что-то открыть вновь, говорят ученые, чем найти нужную информацию в этом океане книг, журналов и статей. На начало 90-х годов правитель­ство США ежегодно составляло около 1 млрд. писем, на что зат­рачивалось около 1,5 млрд. долларов, издавало около 2,6 млн. стра­ниц документов; на содержание служащих, занятых в аппарате управления, тратилось до 1500 млрд. долларов!

Самый перспективный выход из информационного тупика дает современная вычислительная техника, которая с каждым новым поколением удивительно высокими темпами увеличивает скорость обработки информации, если за последние сто лет скорость передвижения увеличилась в 10 2 раз, то скорость связи увеличилась в10 7 , а обработки информации - в 10 6 раз.

Современное общество порождает новые, ранее неизвестные социальные проблемы, связанные с информацией. Все более ин­тенсивно идет процесс "компьютерного" отчуждения определенной группы населения, социальное разделение общества. Образуются слои "информационной аристократии", своеобразного братства посвященных, "информационного пролетариата", к которому от­носится многочисленная группа работников, занятых техническим обеспечением информационных процессов, и потребителей инфор­мационных услуг, в руках которых сосредоточен информационный бизнес.

Большинство населения мира проживает в странах, где растет имущественное неравенство. Богатые богатеют, бедные отстают. Самые высокие зарплаты повышаются быстрее, чем самые низкие. Это касается не только зарплат. Состояние, накапливаемое в течение жизни, распределяется даже более неравномерно, чем текущие доходы. Причина заключается в том, что большая часть накоплений содержится в имуществе, акциях, пенсиях – активах, способных приносить прибыль, но недоступных для многих. Например, в Германии с 2000 года по 2016 год зарплаты рабочим выросли на 5%, а доход от инвестиций и бизнеса – на 30%.

Но не все так плохо. Исследователи по проектам World Wealth и Income Database говорят, что хотя неравенство растет почти во всех странах, но в разной степени, а это доказывает, что правительства в состоянии как-то с этим справляться. По данным МВФ и ряда других исследований, неравенство, нанося ущерб экономическому росту, в итоге обедняет всех.

Гендерный разрыв

По данным Всемирного экономического форума, женщины за равный с мужчинами труд получают меньше во всех странах несмотря на то, что гендерная дискриминация во многих странах незаконна, в том числе в США и во всех странах ЕС.

К тому же женский труд как экономический ресурс задействован не полностью. Только половина от числа всех женщин входят в состав всемирной рабочей силы по сравнению с 80% мужчин. По сведениям Всемирного Банка, в 90% стран для женщин существует, по крайней мере, одно из препятствий для возможности работать. У них множество скрытых расходов, от тех $18 тыс., которые американка тратит в течение жизни на специфические средства гигиены, до так называемого «розового налога», состоящего в том, что продукция, предназначенная для женщин, стоит дороже, чем такая же для мужчин.

Если прогресс в преодолении экономического неравенства между полами будет двигаться теми же темпами, оно будет преодолено через 217 лет, заявлено на форуме. От ВМФ требуют действий. То, что будет полезно для женщин, будет полезно для экономики и для всех, кто в ней задействован. Подсчитано, что если женщины сравняются с мужчинами по количеству рабочих мест, то ВВП возрастет на 5% в США, на 9% - в Японии, на 27% - в Индии.

Изменение климата

«Индекс риска климатических изменений», представленный агентством Maplecroft, учитывает возможные природные катастрофы, связанные с климатом, поднятие уровня моря, а также их влияние на структуру населения, ресурсы, сельское хозяйство и конфликты. Индекс также учитывает подготовленность каждой страны к климатическим изменениям и возможность им противостоять.

Самые уязвимые государства мира – среди беднейших. Ураганы на Карибах и в Латинской Америке, наводнения в Южной Азии, засуха на востоке Африки поразили в 2017 году беднейшие регионы. Не ограждены от воздействий даже страны G20. При этом самый крупный после Китая загрязнитель среды – США вышел из Парижского соглашения по климату. ООН предупреждала, что климатические изменения влияют на региональные конфликты, вынуждая людей покидать свои дома. По сообщениям Международной организации по миграции переселения людей внутри стран и между ними по этой причине усиливаются.

Политическая поляризация

И в США, и в Европе, и в Азии политика становится все более поляризованной. Опросы, проведенные исследовательским центром Pew, показывают, что американские республиканцы стали более стойкими консерваторами, а демократы более стойкими либералами. Следовательно, у них стало меньше взаимопонимания по ключевым вопросам, чем раньше.

В ряде европейских стран – в Австрии, Польше, Венгрии, Франции все большую поддержку получают крайне правые и популистские партии. В Германии на выборах в 2017 году антииммигрантские и антиисламские партии заняли третье место, в итоге впервые с 1961 года крайне правая группа вошла в национальный парламент. Эксперты Еврогруппы предупреждают, что растут исламистские, антикитайские и направленные против других меньшинств настроения в Южной Азии. Усиливающийся национализм в Индии тоже угрожает стабильности.

Неравенство в образовании

По данным ЮНИСЕФ, более 60 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет не посещают школу. Более половины из их живут в Африке, около 27 млн. – в зонах конфликтов. Образование помогает преодолеть бедность и усиливает темпы экономического роста. Но доступ к обучению в мире в значительной степени неравномерен. В целом по миру 65% людей от 25 лет имеют как минимум среднее образование. В Европе и США таковых более 90%. В странах Африки, расположенных к югу от Сахары, - только 30%.