Женские образы в повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие. История персонажа А зори здесь тихие галя

Ну зачем же так, ну зачем? - укоризненно сказала Женька и обняла Четвертак. - Нам без злобы надо, а то остервенеем. Как немцы, остервенеем…

Смолчала Осянина…

А Галя действительно была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали: Четвертак. Потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше.

Детдом размещался в бывшем монастыре; с гулких сводов сыпались жирные пепельные мокрицы. Плохо замазанные бородатые лица глядели со стен многочисленных церквей, спешно переделанных под бытовые помещения, а в братских кельях было холодно, как в погребах.

В десять лет Галя стала знаменитой, устроив скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Отправившись ночью по своим детским делам, она подняла весь дом отчаянным визгом. Выдернутые из постелей воспитатели нашли ее на полу в полутемном коридоре, и Галя очень толково объяснила, что бородатый старик хотел утащить ее в подземелье.

Создалось "Дело о нападении…", осложненное тем, что в округе не было ни одного бородача. Галю терпеливо расспрашивали приезжие следователи и доморощенные Шерлоки Холмсы, и случай от разговора к разговору обрастал все новыми подробностями. И только старый завхоз, с которым Галя очень дружила, потому что именно он придумал ей такую звучную фамилию, сумел докопаться, что все это выдумка.

Галю долго дразнили и презирали, а она взяла и сочиняла сказку. Правда, сказка была очень похожа на мальчика с пальчика, но, во-первых, вместо мальчика оказалась девочка, а во-вторых, там участвовали бородатые старики и мрачные подземелья.

Слава прошла, как только сказка всем надоела. Галя не стала сочинять новую, но по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах. Кладоискательство с эпидемической силой охватило воспитанников, и в короткий срок монастырский двор превратился в песчаный карьер. Не успело руководство справиться с этой напастью, как из подвалов стали появляться призраки в развевающихся белых одеждах. Призраков видели многие, и малыши категорически отказались выходить по ночам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дело приняло размеры бедствия, и воспитатели вынуждены были объявить тайную охоту за ведьмами. И первой же ведьмой, схваченной с поличным в казенной простыне, оказалась Галя Четвертак.

После этого Галя примолкла. Прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Тут ее настигла первая любовь, а так как она привыкла все окружать таинственностью, то вскоре весь дом был наводнен записками, письмами, слезами и свиданиями. Зачинщице опять дали нагоняй и постарались тут же от нее избавиться, спровадив в библиотечный техникум на повышенную стипендию.

Война застала Галю на третьем курсе, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а Галю нет, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя, не сдаваясь, упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил Галю в зенитчицы.

Осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте. Галя растерялась, скисла и тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно.

А не врать Галя просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность И появилась на свет мама - медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама.

Времени потеряли много, и Васков сильно нервничал. Важно было поскорее уйти отсюда, нащупать немцев, сесть им на хвост, а потом пусть дозорных находят. Тогда уже старшина над ними висеть будет, а не наоборот. Висеть, дергать, направлять, куда надо, и… ждать. Ждать, когда наши подойдут, когда облава начнется.

Но… провозились: Соню хоронили, Четвертак уговаривали, - время шло. Федот Евграфыч пока автоматы проверил, винтовки лишние - Бричкиной и Гурвич - в укромное место упрятал, патроны поровну поделил. Спросил у Осяниной:

Из автомата стреляла когда?

Из нашего только.

Ну, держи фрицевский. Освоишь, мыслю я. - Показал ей, как управляться, предупредил: - Длинно не стреляй: вверх задирает. Коротко жаль.

Тронулись, слава тебе… Он впереди шел, Четвертак с Комельковой - основным ядром, а Осянина замыкала. Сторожко шли, без шума, да опять, видно, к себе больше прислушивались, потому что чудом на немцев не нарвались. Чудом, как в сказке.

Счастье, что старшина первым их увидел. Как из-за валуна сунулся, так и увидел: двое в упор на него, а следом остальные. И опоздай Федот Евграфыч ровно на семь шагов - кончилась бы на этом вся их служба. В две бы хороших очереди кончилась.

Но семь этих шагов были с его стороны, сделаны, и потому все наоборот получилось. И отпрянуть успел, и девчатам махнуть, чтоб рассыпались, и гранату из кармана выхватить. Хорошо, с запалом граната была: шарахнул ею из-за валуна, а когда рвануло, ударил из автомата.

В уставе бой такой встречным называется. А характерно для него то, что противник сил твоих не знает: разведка ты или головной дозор - им это непонятно. И поэтому главное тут - не дать ему опомниться.

Федот Евграфыч, понятное дело, об этом не думал. Это врублено в него было, на всю жизнь врублено, и думал он только, что надо стрелять. А еще думал, где бойцы его: попрятались, залегли или разбежались?

Треск стоял оглушительный, потому что били фрицы в его валун из всех активных автоматов. Лицо ему крошкой каменной иссекло, глаза пылью запорошило, и он почти что не видел ничего: слезы ручьем текли. И утереться времени не было.

Лязгнул затвор его автомата, назад отскочив: патроны кончились. Боялся Васков этого мгновения: на перезарядку секунды шли, а сейчас секунды эти жизнью измерялись. Рванутся немцы на замолчавший автомат, проскочат десяток метров, что разделяли их, и - все тогда. Хана.

Но не сунулись диверсанты. Голов даже не подняли, потому что прижал их второй автомат - Осяниной. Коротко била, прицельно, в упор и дала секундочку старшине. Ту секундочку, за которую потом до гробовой доски положено водкой поить.

Сколько тот бой продолжался, никто не помнил. Если обычным временем считать, - скоротечный был бой, как и положено встречному бою по уставу. А если прожитым мерить - силой затраченной, напряжением, - на добрый пласт жизни тянуло, а кому и на всю жизнь.

Галя Четвертак настолько испугалась, что и выстрелить-то ни разу не смогла. Лежала, спрятав лицо за камнем и уши руками зажав; винтовка в стороне валялась. А Женька быстро опомнилась: била в белый свет, как в копейку. Попала - не попала: это ведь не на стрельбище, целиться некогда.

Два автомата да одна трехлинеечка - всего-то огня было, а немцы не выдержали. Не потому, конечно, что испугались, - неясность была. И, постреляв маленько, откатились. Без огневого прикрытия, без заслона, просто откатились. В леса, как потом выяснилось.

Враз смолк огонь, только Комелвкова еще стреляла, телом вздрагивая при отдаче. Добила обойму, остановилась. Глянула на Васкова, будто вынырнув.

Все, - вздохнул Васков.

Тишина могильная стояла, аж звон в ушах. Порохом воняло, пылью каменной, гарью. Старшина лицо отер - ладони в крови стали: посекло осколками.

Задело вас? - шепотом спросила Осянина.

Нет, - сказал старшина. - Ты поглядывай там, Осянина.

Сунулся из-за камня: не стреляли. Вгляделся: в дальнем березняке, что с лесом смыкался, верхушки подрагивали. Осторожно скользнул вперед, наган в руке зажав. Перебежал, за другим валуном укрылся, снова выглянул: на разбросанном взрывом мху кровь темнела. Много крови, а тел не было: унесли.

Полазав по камням да кусточкам и убедившись, что диверсанты никого в заслоне не оставили, Федот Евграфыч уже спокойно, в рост вернулся к своим. Лицо саднило, а усталость была, будто чугуном прижали. Даже курить не хотелось. Полежать бы, хоть бы десять минут полежать, а подойти не успел - Осянина с вопросом:

Вы коммунист, товарищ старшина?

Член партии большевиков…

Просим быть председателем на комсомольском собрании.

Обалдел Васков:

Собрании?…

Увидел: Четвертак ревет в три ручья. А Комелькова - в копоти пороховой, что цыган, - глазищами сверкает:

Трусость!… Вот оно что…

Собрание - это хорошо, - свирепея, начал Федот Евграфыч. - Это замечательно: собрание! Мероприятие, значит, проведем, осудим товарища Четвертак за проявленную растерянность, протокол напишем. Так?…

Молчали девчата. Даже Галя реветь перестала: слушала, носом шмыгая.

А фрицы нам на этот протокол свою резолюцию наложат. Годится?… Не годится. Поэтому как старшина и как коммунист тоже отменяю на данное время все собрания. И докладываю обстановку: немцы в леса ушли. В месте взрыва гранаты крови много: значит, кого-то мы прищучили. Значит, тринадцать их, так надо считать. Это первый вопрос. А второй вопрос - у меня при автомате одна обойма осталась непочатая. А у тебя, Осянина?

Полторы.

Вот так. А что до трусости, так ее не было. Трусость, девчата, во втором бою только видно. А это растерянность просто. От неопытности. Верно, боец Четвертак?

Тогда и слезы и сопли утереть приказываю. Осяниной - вперед выдвинуться и за лесом следить. Остальным бойцам - принимать пищу и отдыхать по мере возможности. Нет вопросов? Исполнять.

Молча поели. Федот Евграфыч совсем есть не хотел, а только сидел, ноги вытянув, но жевал усердно: силы были нужны. Бойцы его, друг на друга не глядя, ели по-молодому - аж хруст стоял. И то ладно: не раскисли, держатся пока.

Солнце уж низко было, край леса темнеть стал, и старшина беспокоился. Подмога что-то запаздывала, а немцы тем сумерком белесым могли либо опять на него выскочить, либо с боков просочиться в горловине между озерами, либо в леса утечь: ищи их тогда. Следовало опять поиск начинать, опять на хвост им садиться, чтобы знать положение. Следовало, а сил не было.

Да, неладно все пока складывалось, очень неладно. И бойца загубил, и себя обнаружил, и отдых требовался. А подмога все не шла и не шла…

Однако отдыху Васков себе отпустил, пока Осянина не поела. Потом встал, засупонился потуже, сказал хмуро:

В поиск со мной идет боец Четвертак. Здесь - Осянина старшая. Задача: следом двигаться на большой дистанции.

Ежели выстрелы услышите - затаиться приказываю. Затаиться и ждать, покуда мы не подойдем. Ну, а коли не подойдем - отходите. Скрытно отходите через наши прежние позиции на запад. До первых людей; там доложите.

Конечно, шевельнулась мысль, что не надо бы с Четвертак в такое дело идти, не надо. Тут с Комельковой в самый раз: товарищ проверенный, дважды за один день проверенный - редкий мужик этим похвастать может. Но командир - он ведь не просто военачальник, он еще и воспитателем подчиненных быть обязан. Так в уставе сказано.

А устав старшина Васков уважал. Уважал, знал назубок и выполнял неукоснительно. И поэтому сказал Гале:

Вещмешок и шинельку здесь оставишь. За мной идти след в след и глядеть, что делаю. И, что б ни случилось, молчать. Молчать и про слезы забыть.

Слушая его, Четвертак кивала поспешно и испуганно…


| |

Галя Четвертак образ и характеристика по плану

1. "Подкидыш". Одна из главных героинь повести Б. Васильева " " Галя Четвертак сразу же вызывает у читателя трогательную жалость. Даже фамилия девушки указывает на ее физический недостаток - "ростом... в четверть меньше".

Незаметная и скромная воспитанница детского дома сама старалась привлечь к себе внимание. "Дело о нападении...", поиск несуществующих сокровищ, появление ведьм, любовная лихорадка - все эти проделки сделали Галю знаменитой, позволили ей поверить в себя и собственную значимость.

Галя мечтала о "всеобщем поклонении". Ее не устраивала окружающая серая действительность, из которой она вырывалась с помощью богатого воображения.

2. Война . Погруженная в мечты девушка считала, что ей выпала удачная возможность проявить себя на войне. Поэтому она так настойчиво добивалась отправки на фронт. Гале удалось уговорить подполковника, который отправил ее в зенитчицы, невзирая на несоответствие возраста и роста. Однако военные будни оказались от мечты еще дальше, чем действительность на гражданке.

Галины романтико-героические представления, желание непременно совершить подвиг разбились о строгий воинский устав. Четвертак вновь превратилась в маленькую, смертельно напуганную, беззащитную девочку, у которой малейшая неприятность вызывала слезы.

3. "Мама - медицинский работник". Резкое несоответствие между мечтой и действительностью заставило Галю еще со времени детдома уходить в свой собственный воображаемый мир. Постепенно она даже начинает верить в реальность создаваемых в воображении образов. С их помощью Галя пытается защитить себя от окружающей грубости и жестокости. Особенно остро нужда в защите встает для Четвертак во время экспедиции Васкова.

На войне Галя чувствует себя совершенно беззащитной. Ее очень легко обидеть. Девушка боится насмешек подруг, сурового Васкова, и, конечно же, пока еще невиданного главного врага - немцев. Постоянный страх заставляет Галю выдумать и поверить в существование мамы - медицинского работника. Профессия выбрана не случайно - роль и авторитет медицины в военных условиях невероятно высок.

С помощью выдуманной мамы Галя пытается защитить себя от ужасных с ее точки зрения вещей: питья спирта и надевания сапог погибшей подруги. Осянина даже не понимает, каким страшным и жестоким для Гали становится ее нетерпеливый окрик: "Хватит! Нет у тебя мамы!".

4. "Боец уже был убит" . Вид убитой Сони нанес последний удар по романтическим представлениям Гали Четвертак. Война предстала перед ней во всей своей ужасающей полноте. Трусость Гали при перестрелке с немцами - неизбежное следствие животного чувства самосохранения, вызванного непреодолимым страхом. Выхода у Гали, а тем более у Васкова, не было. Взяв Четвертак с собой, старшина надеялся таким образом придать ей сил. Но с ним отправился уже не боец, а просто смертельно напуганная девочка. Война вошла даже в ее воображаемый мир. "Тупой, чугунный ужас" парализовал волю Гали и не оставил ей никаких шансов на спасение. Трагическая смерть Четвертак, если уместно такое сравнение, напоминает хладнокровное убийство загнанного беззащитного зверька.

Сюжет

Основной сюжетной линией повести является разведывательный поход героев произведения. Именно во время похода происходит познание характеров героев друг другом, проявляется героизм и любовные чувства.

Действующие лица

Федот Васков

Экранизации

Повесть была экранизирована в 1972, 2005 и 2008 годах:

  • « » - фильм режиссёра Станислава Ростоцкого (СССР, 1972).
  • « » - фильм режиссёра Мао Вэйнин (Китай, Россия, 2005).
  • «А зори здесь тихие» - телесериал (Россия, 2008).

Театральные постановки

Кроме того, повесть была поставлена и в театре:

  • Московского Театра на Таганке , режиссёр Юрий Любимов (СССР, 1971);
  • «А зори здесь тихие» - опера Кирилла Молчанова (СССР, 1973).
  • «А зори здесь тихие» - спектакль Борисоглебского драматического театра им. Н. Г. Чернышевского (Россия, 2012).

Издания

  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - Карелия, 1975. - 112 с. - 90 000 экз.
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - ДОСААФ, Москва, 1977.
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - Правда, 1979. - 496 с. - 200 000 экз.
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - Дагучпедгиз, 1985. - 104 с. - 100 000 экз.
  • Георгий Березко, Борис Васильев «Ночь полководца»,«А зори здесь тихие...». - Правда, 1991. - 500000 с. - ISBN 5-253-00231-6
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - 2010. - ISBN 978-5-17-063439-2
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - Эксмо, 2011. - 768 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-699-48101-9
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - Астрель, 2011. - 576 с. - 2500 экз. - ISBN 978-5-17-067279-0
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - АСТ, 2011. - 576 с. - 2500 экз. - ISBN 978-5-271-28118-1

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "А зори здесь тихие (повесть)" в других словарях:

    - «А зори здесь тихие» повесть Бориса Васильева (1969). «А зори здесь тихие» опера Кирилла Молчанова (1973). «А зори здесь тихие» фильм (СССР, 1972) режиссёра Станислава Ростоцкого. «А зори здесь тихие» фильм (Китай, 2005)… … Википедия

    - «А зори здесь тихие» повесть Бориса Васильева (СССР, 1969), а также: Экранизации «А зори здесь тихие» фильм режиссёра Станислава Ростоцкого (СССР, 1972). «А зори здесь тихие» фильм режиссёра Мао Вэйнин (Китай, Россия, 2005). «А… … Википедия

    - «А зори здесь тихие» повесть Бориса Васильева (1969). «А зори здесь тихие» опера Кирилла Молчанова (1973). «А зори здесь тихие» фильм (СССР, 1972) режиссёра Станислава Ростоцкого. «А зори здесь тихие» фильм (Китай, 2005) режиссёра Мао Вэйнин … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. А зори здесь тихие. А зори здесь тихие … Википедия

    А зори здесь тихие (фильм, 1972) У этого термина существуют и другие значения, см. А зори здесь тихие (значения). А зори здесь тихие … Википедия

    А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ, СССР, киностудия им. М. Горького, 1972, цв.+ч/б, 188 мин. Военная драма по одноименной повести Бориса Васильева. Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» со светлой печалью о… … Энциклопедия кино

    Жарг. шк. Шутл. Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». БСПЯ, 2000 … Большой словарь русских поговорок

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васильев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Васильев, Борис. Борис Васильев Имя при рождении: Борис Львович Васильев Дата рождения: 21 мая 1924(1924 05 21)… … Википедия

    Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Галя Четвертак. Галя была сиротой, жила в детдоме. В первый день войны всю их группу направили к военкому. Всех распределили, а Галя никуда не подходила ни возрастом, ни ростом. Девушка не сдавалась, и в конце концов её определили в зенитчицы. автор проекта: Сенькина Виктория, 7б класс МОУ-СОШ №1.

Слайд 11 из презентации «А зори здесь тихие» . Размер архива с презентацией 252 КБ.

Литература 7 класс

краткое содержание других презентаций

«В.Г.Распутин» - Урок литературы в 7 б классе на тему: «Урок Мужества и Доброты по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского". Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в простой семье в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, неподалеку от города Иркутска. Дом, в котором родился В.Г. Распутин. Распутин с женой Светланой Ивановной и дочерью Марией. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания. - Почему Вадик и Птаха избили героя? - А вы, ребята, встречали в своей жизни таких людей? Что затронуло вашу душу? - О каком времени пишет писатель?

«Автобиография Носова» - И. Баскевич. Урок литературы в 7 классе по рассказу Евгения Носова « Кукла». Акимыч рассказчик кукла дети-ученики учителя влюбленные мамы с колясками неизвестный. « Если ты слеп, если душа твоя глуха…». В каких войсках воевал Е.Носов? Оценка творчества Е.Носова. Е. Носов? В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война? Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны. Герои рассказа « Кукла». «На фронте мне выпала тяжкая доля…».

«Пушкин великий поэт» - Александру больше нравилось играть, чем учиться. Почти лето. Прямые улицы, шпиль Адмиралтейства, дворцы! Торжественное открытие Лицея в Царском Селе состоялось 19 октября. Пушкин был крупный и неповоротливый. Просто поэма вышла живая, с юмором. Чуть полегчало. Первые опыты были на французском, так - короткие пьески. Последние месяцы перед выпуском Пушкину не терпелось расстаться с Лицеем.

«Викторина по Некрасову» - Выполнили учащиеся 7 класса МБОУ «Междуреченская ООШ». А) на Лене Б) на Неве В) на Волге Г) на Урале. 3. В какой гимназии обучался Некрасов? 2. Отец поэта был.. А) художником Б) военным В) служащим Г) писателем. Викторина «Биография Н. А. Некрасова». А) В Ярославской Б) В Московской В) в Казанской Г) в Петербургской. 1. На какой реке прошло детство Н.А. Некрасова?

«Литература в Древней Руси» - Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях. Летописи – погодные (по «летам» по «годам») записи. Владимир Мономах 1053-1125. Владимир I Святославович 956 (?) - 1015. 1) переводные; Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999). Берестяная грамота. 3. Жанры древнерусской литературы. 3. Хождение. 3. Какие средства художественной изобразительности использовал в своем «Поучении» автор? Богоматерь.

«Житие Александра Невского» - Эпизод боя. Повторение и углубление понятия о жанре жития. В.М. Назарук «Ледовое побоище» 1982 год. Жития пишутся по особым правилам (канонам). Новгородское вече решило обратиться за помощью к князю Александру Невскому. Ледовое побоище. П. Д. Корин «Александр Невский». Какими еще способами автор подчеркивает избранность князя Александра?

Повествующее о судьбах пяти девушек-зенитчиц и их командира в годы Второй мировой войны.

История создания

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Петрозаводск-Мурманск, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось - пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё - повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал.»

Сюжет

Основной сюжетной линией повести является разведывательный поход героев произведения. Именно во время похода происходит познание характеров героев друг другом, проявляются героизм и любовные чувства.

Действующие лица

Федот Васков

Федот Васков уже был на Финской войне, а теперь защищает тыл советских войск. Он - комендант разъезда, к которому после длительных просьб прислать непьющих и не гулящих бойцов, прислали совсем юных девушек, едва переступивших школьный порог.

Васков - единственный выживший из всего своего отряда, однако он потерял руку, занеся инфекцию в полученную рану.

В книге нет прямых указаний на то, что Васков служит в ПВО. Зенитчиц на объект прислали для защиты от авианалётов. Во время Зимней войны Васков был разведчиком.

Женя Комелькова

Очень красивая рыжеволосая девушка, остальные героини поражались её красотой. Высокая, стройная, со светлой кожей. Когда немцы захватили деревню Жени, саму Женю успела спрятать эстонка. На глазах девушки нацисты расстреляли ее мать, сестру и брата.

Во взводе Васкова Женя проявляла артистичность; но и героизму хватило места - именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Немцы сначала ранили, а затем расстреляли её в упор.

В фильме роль Комельковой исполнила актриса Ольга Остроумова.

Рита Осянина

Рита Муштакова первой из класса вышла замуж за лейтенанта Осянина, от которого родила сына - Игоря. Муж Риты погиб во время контратаки 23 июня 1941 года.

Во взводе Васкова Рита сдружилась с Женей Комельковой и Галей Четвертак. Погибла последней, всадив себе пулю в висок и тем самым спасая Федота Васкова. Перед смертью попросила, чтобы он позаботился о её сыне.

Лиза Бричкина

Лиза Бричкина - простая деревенская девушка, испытывающая давление со стороны отца. В то же время к ним в дом приходит охотник-путешественник, в которого Лиза влюбляется. Но не испытывая взаимных чувств к Лизе, а видя при этом, в каких условиях растет девушка, он предлагает ей приехать в столицу и поступить в техникум. Но стать студенткой Лизе так и не удалось - началась война.

Лиза утонула в болоте во время выполнения задания старшины Васкова, к которому она питала любовные чувства.

Галя Четвертак

Галя выросла в детском доме. Там же она и получила свое прозвище за низкий рост.

Во время боя с немцами Васков взял Галю с собой, но та, не выдержав нервного напряжения от ожидания немцев, выбежала из укрытия и была застрелена нацистами. Несмотря на такую «нелепую» смерть, старшина сказал девушкам, что та погибла «в перестрелке».

Соня Гурвич

Соня Гурвич - девушка, выросшая в большой еврейской семье. Она знала немецкий язык и могла бы быть хорошей переводчицей, однако переводчиков было много, поэтому ее направили в зенитчицы (которых, в свою очередь, было мало).

Соня - вторая жертва немцев во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти и вернуть кисет Васкова, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню двумя ударами ножа в грудь.

Экранизации

Повесть была экранизирована в 1972, 2005 и 2008 годах:

  • « » - фильм режиссёра Станислава Ростоцкого (СССР, 1972).
  • « » - фильм режиссёра Мао Вэйнин (Китай, Россия, 2005).
  • «А зори здесь тихие» - телесериал (Россия, 2008).

Театральные постановки

Кроме того, повесть была поставлена и в театре:

  • «А зори здесь тихие» - спектакль Московского Театра на Таганке, режиссёр Юрий Любимов (СССР, 1971);
  • «А зори здесь тихие» - опера Кирилла Молчанова (СССР, 1973).
  • «А зори здесь тихие» − спектакль Волжский драматический театр, режиссер Александр Гришин (Россия, 2007).
  • «А зори здесь тихие» - спектакль Борисоглебского драматического театра им. Н. Г. Чернышевского (Россия, 2012).

Издания

  • Борис Васильев , Карелия , 1975
  • Борис Васильев , ДОСААФ, Москва , 1977
  • Борис Васильев , Правда , 1979
  • Борис Васильев , Советский писатель. Москва , 1977
  • Борис Васильев , Дагучпедгиз , 1985
  • Георгий Березко, Борис Васильев , Правда , 1991
  • Борис Васильев , 2010
  • Борис Васильев , Эксмо , 2011
  • Борис Васильев , Астрель , 2011
  • Борис Васильев , АСТ , 2011