Женщина-архитектор Заха Хадид: достопримечательности, созданные гением. Знаменитые здания, которые построила заха хадид Штаб-квартира компании Bee’ah в ОАЭ

«Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне»

© Заха Хадид

Всемирно известный британский архитектор Заха Хадид (Zaha Mohammad Hadid) способна поразить воображение любого человека. Её сооружения напоминают космические конструкции. Они не могут не выделяться среди привычных нашему глазу прямоугольных зданий.

«Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат. Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Многих людей не устраивает такой подход, потому что, вообще, люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном» , ‒ говорит она.

Свои самые крупные награды и мировое признание архитектор получила после пятидесяти. В 2004 году Заха стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов). Церемония награждения состоялась в здании Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад, во время празднования юбилея королевы Великобритании Елизаветы II, Заха получила титул Дамы-Командора ордена Британской империи.

Обратимся к истории. Заха Хадид родилась в Ираке. Её отец был одним из основателей Национальной Демократической партии Ирака, крупным промышленником прозападной ориентации. Девушка никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру.

«Не могу сказать, что я принадлежу к какой-то культурной общности. Я покинула Ирак, когда мне было 15 лет, и после этого не жила на Востоке. Не сказала бы, что моё поведение укладывается в рамки мусульманской культуры. Что касается дискриминации по половому признаку, то мне кажется, что трудностей становилось гораздо больше по мере того, как мои работы приобретали убедительность» , - поделилась архитектор.

Начальное образование Заха получила во французской монастырской школе в Багдаде. В 1968 году уехала в Ливан, где изучала математику в Бейрутском Американском университете. Затем продолжила обучение в Лондоне, в Архитектурной Ассоциации, где стала ученицей Рема Колхаса - известного голландского архитектора и бунтаря. Колхас считал Заху самой талантливой своей ученицей и называл «планетой на собственной орбите». Безусловно, Колхас как «теоретик деконструктивизма» оказал большое влияние на Хадид. В студенчестве Заха увлекалась русским авангардом, особенно творчеством Казимира Малевича. В настоящее время она является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова.

Много лет назад Хадид основывала собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects. Её знаменитый авторский стиль присутствует во всех проектах компании. Работы мастера разнообразны: от частных особняков до оперных театров и футбольных стадионов. Внешний вид сооружений завораживает, но многие критики спорят о практичности таких зданий. Заха воплощает свои проекты по всему миру, развеивая любые сомнения. К примеру, футбольный стадион в Катаре поражает не только внешним видом, но и техническими устройствами. По задумке автора, он будет иметь раздвижную крышу. Благодаря этому, размеры помещения можно регулировать, увеличивая или уменьшая его в два раза.



Центр Гейдара Алиева называют одним из самых смелых инженерных проектов современности. Он стал новым символом Баку и всего Азербайджана. Культурный центр представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.



На протяжении всего творческого пути Заха не боялась экспериментировать. До середины нулевых годов работы архитектора можно отнести к деконструктивизму, далее ‒ к параметрической архитектуре. Её здания с невероятным интерьером стали похожи на космические корабли.

Стоит отметить, что большие архитектурные сооружения не единственное занятие автора. Заха делает инсталляции, театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, интерьеров и даже пишет картины.

Заха неоднократно бывала в России. В 2005 году архитектор сотрудничала с компанией «Капитал Груп». Работа заключалась в проектировании жилого комплекса «Живописная Тауэр» на Живописной улице в Москве.

В 2012 году в районе Рублёво-Успенского шоссе был построен футуристический особняк ‒ одна из самых необычных построек Захи в России. Спустя три года состоялось очередное представление работы архитектора. В районе Дубровки открылся бизнес-центр Dominion Tower, построенный по проекту Zaha Hadid Architects в авангардном стиле. Здание представляет собой семь сдвинутых относительно друг друга этажей.

На протяжении всего творческого пути Заха занимается преподаванием, читая лекции и устраивая мастер-классы во многих странах мира. Хадид выступала с программной лекцией в московском Центральном доме архитектора (ЦДА). Годом позже в рамках выставки «АРХ Москва» Заха провела мастер-класс.



«Женщине очень тяжело стать архитектором, потому что профессия оказывает на человека сильное давление и отнимает чудовищное количество времени, которое женщине хочется потратить на семью и детей. Посмотрите на меня: я все время работаю, и у меня ни семьи, ни детей. Но у меня другая цель. Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне» , - признаётся Хадид.

Её работы всегда были в центре внимания. Но проекты, побеждающие на конкурсах, так и оставались нереализованными. Долгие годы архитектор работала «в стол», не имея возможности осуществлять задуманное. Закрепилось мнение, что её проекты хороши на бумаге, но не могут быть воплощены в жизнь. Заха смогла доказать обратное. Критики считают её самым популярным и востребованным архитектором современности.

Примечание редакции: цитаты из интервью Захи Хадид журналу SALON 2004г.

Уникальный талант и необычное видение мира ввели Заху Хадид в число самых известных архитекторов планеты. Высокий статус этой женщины-архитектора подтверждает награждение Притцкеровской премией и командорством в ордене Британской империи, и в не меньшей степени – популярность ее проектов.

Биография и личная жизнь женщины довольно интересны. Она родилась в Багдаде (Ирак) 31.10.1950 года. Родители отличались прогрессивными взглядами и увлеченностью своими занятиями. Мать, Ваджиха аль-Сабунджи, родом из Мосула, была художницей. Отец, Мухаммад аль-Хадж Хусейн Хадид, входил в число соучредителей Национально-демократической партии Ирака.

Образование Заха Хадид (Zaha Hadid) получала в монастырской французской школе в Багдаде, потом в Американском институте в Бейруте (математическая направленность). Следующим этапом стала школа Архитектурно Ассоциации в Лондоне (Великобритания), курс мастеров Рем Колхаса и Элии Зенгелиса.

Дипломная работа – план отеля-моста над Темзой по мотивам творчества Малевича. Обучаясь архитектуре в период с 1972 по 1977 год, Заха Хадид работала над проектами, часть которых осталась нереализованной.

Реализация идей началась с разработки в 1990 году интерьера для ресторана в Японии (Саппоро) «Моондзун». Более известна другая ранняя ее работа в области архитектуры: оформление пожарной части германской мебельной компании «Витра» в 1994 году.

Карьера дизайнера складывалась ровно. После окончания Архитектурной школы она поступила в проектное бюро своего учителя, Колхаса, и работала у него до 1980 года. После ухода из бюро ОМА Хадид организовала собственную фирму – Zaha Hadid Architects. Работы по созданию «бумажных» проектов велись в сотрудничестве с инженером П. Райсом, который придавал визуальным идеям Захи материальную «плоть», воплощая их в инженерные конструкции. Параллельно с проектированием дизайнер занималась преподавательской деятельностью.

Известность пришла после возведения Центра современного искусства Розенталя (США, Цинциннати) – первого выигранного тендера-конкурса, в разработке идеи которого она участвовала.

В России творчество Захи Хадид было отмечено Притцкеровской премией, врученной ей в 31.05.2004 в Санкт-Петербурге. Впервые премия вручалась женщине. Заха Хадид в Москве бывала и до этого времени, работая над своими проектами.

Британия подтвердила заслуги мастера присвоением ей звания Дамы-командора ордена Британской империи (2012).

Личная жизнь архитектора не задалась, она не была замужем и не имела детей. Со слов самой Захи, ее дети – это ее проекты и сотрудники, так что в этом понимании семья женщины была огромна. Хадид жила очень скромно, в историческом центре британской столицы. По отзывам гостей и журналистов, дом представлял собой свободное пространство креативной планировки с авангардной мебелью.

Смерть Захи Хадид случилась в 2016 году, 21 марта. Она умерла в госпитале Майами, где проходила лечение от бронхита. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Креативная архитектура

Жилой дом на Манхеттене

Ключевая концепция, на которой основаны все проекты Захи Хадид – проектирование знаковых объектов в стиле авангарда и футуризма.

Особенности ее эскизов:

  • Нет прямых линий, только плавные, выверенные переходы сложных кривых, воплощенные в бетон и стекло алгебраических формул. Видимо, именно так проявило себя ее базовое образование на математическом факультете. Почетные звания «Королева кривой» и «Королева форм» вполне отвечают удивительной силе впечатления ее объектов.
  • Перспектива намеренно искажена.
  • Общий объем разбит на отдельные компоненты.
  • Ранние проекты отличаются угловатыми формами, поздние – криволинейными.

Наиболее известные работы Захи Хадид (воплощенные в жизнь), представлены ниже.

Центр Гейдара Алиева (Баку, Азербайджан) – многоуровневая постройка государственного значения, предназначенная для проведения крупных мероприятий. Проектирование завершено в 2007 году, постройка – в 2012. Работа архитектора отмечена Design of the Year в 2014 году как лучшее в мире здание. В эскизах преобладают волнообразные линии, сложная форма здания трактуется как символ бесконечности.

Интерьеры соответствуют внешнему облику, они также вызывают ассоциацию с космическим объектом. Заха Хадид в Баку признана, в частности как архитектор и дизайнер мусульманского происхождения.

Центр современного искусства (Цинциннати, США). Это единственный в США музей, спроектированный женщиной. Проект был выполнен в 1998 году, здесь ярко проявилось стремление разбивать здание на отдельные криволинейные и остроугольные фрагменты.

Dominion Tower (Москва, Россия). Проекты Захи Хадид в Москве ограничиваются этим зданием, построенным в 2008-2015 годах. Несмотря на уникальную архитектуру, «Пересвет-Плаза» считается малопривлекательным в своем первоначальном качестве офисного центра. Однако как сооружение входит в число достопримечательностей столицы России.

Коттедж (Барвиха, Подмосковье, Россия), построен в 2012 году как подарок Доронина (российский предприниматель, миллионер) Наоми Кэмпбелл. Внешний вид и интерьеры имитируют космический корабль, базовый материал – искусственный камень.

Здесь как нельзя более ярко проявилась тяга дизайнера к кривым линиям и поверхностям, а также цветовая лаконичность.

Национальный музей искусств XXI века (Рим, Италия), постройки 1999-2010 годов. Этот комплекс на основе старинных казарм – самые крупные здания Захи Хадид. Возведенный из бетона и стекла, имеет площадь в 27 тыс. кв. метров.

Чтобы оценить другие яркие работы дизайнера, предлагаем посмотреть фото проектов Захи Хадид.

Опера в Гуанчжоу (Китай, 2010)

Здание гражданского суда (Мадрид, Испания, 2007)

Музей транспорта Риверсайд (Шотландия, Глазго)

Неоконченные работы и будущие здания

Среди спроектированных, но непостроенных объектов, архитектура Захи Хадид включает:

  • Opus Hotel&Serviced Apartaments (Дубаи, ОАЭ);

  • футбольный стадион (Катар)

Сейчас студия, основанная Хадид, продолжает работать под руководством Патрика Шумахера. Их проекты пока не так популярны и востребованы, поскольку как архитектор Заха Хадид была вне конкуренции. Однако публикация всех новых концептов ведется регулярно. Сейчас ведется строительство 24 объектов, спроектированных Zaha Hadid Architects.

Малые формы и предметы быта

Помимо крупных архитектурных объектов, Заха была признанным дизайнером интерьеров и предметов обихода. Уникальные созданные ею светильники, сочетающие криволинейность, традиционную для большинства ее работ, с необычными конструктивными решениями.

Один из примеров – монохромные люстры для компании Slamp.

Или креативные светодиодные люстры из глянцевого полимера Vortexx Chandelier (2005).

Интересна также мебель ее дизайна – столики из прозрачного акрила, бесшовные диваны и кресла, геометрически сложные каркасные стулья.

Несмотря на странные внешне формы, все предметы мебели вполне эргономичны и удобны.

Разработанные дизайнером интерьеры для жилых и нежилых помещений удивляют лаконичностью, часто монохромностью цветовой гаммы, сочетанием плоских и криволинейных поверхностей, «космическим» обликом деталей, многоуровневой планировкой.

Футуристический дизайн в непривычных областях

Достопримечательности Заха Хадид создавала не только в области архитектуры. Одним из наиболее оригинальных ее проектов является яхта, которая напоминает фантастический звездолет, по недоразумению оказавшийся плавучим.

Этот проект разработан в сотрудничестве с судостроительной компаний из Гамбурга Blohm+Voss. Длина базовой модели 128 метров, ее меньшие аналоги – 90 м.

Яхты предназначены для быстрого и сверхбыстрого движения, поэтому помимо обычных инженерных расчетов для них проводился анализ гидродинамических свойств.

Интерьеры отличаются максимальным уровнем комфорта, превышающим обычное оснащение люкс-кораблей этого класса.

Самая знаменитая в мире женщина-архитектор или по крайней мере одна из. Единственная женщина, получившая Притцкеровскую премию. Училась у Колхаса, 15 лет работала в стол, вдохновлялась русским авангардом. Родилась в Багдаде, всю жизнь опровергала стереотипы - о женщинах в архитектуре, женщинах на стройке, женщинах из Ирака. «Наша героиня. Какое счастье, что ты с нами в Лондоне», - так кончается некролог, появившийся сегодня на официальном сайте ее студии.

Центр Гейдара Алиева, Баку, 2012
Гран-при премии «Дизайн года», учрежденной Музеем дизайна в Лондоне. Проект, построенный на месте машиностроительного завода имени Саттархана, ранее - лейтенанта Шмидта. Появился к десятой годовщине смерти 3-го президента республики. Внутри - музей лидера, концертные и выставочные пространства.

1 из 11

Dominion Tower, Москва, 2015
Бизнес-центр на глухой Шарикоподшипниковской улице, который строили 10 лет. Первый арендатор - Фонд содействия реформированию ЖКХ с кабинетом Сергея Степашина. Здание, придуманное студией Хадид по заказу девелопера «ДоминионМ» Владимира Мельника, работает в лучших традициях конструктивизма - случайно падает в новую среду и меняет контекст вокруг себя.

© Наталия Куприянова

2 из 11

Центральное здание BMW, Лейпциг, 2005
Это не офисный центр, а основная часть завода, где производятся BMW третьей серии. Здесь работают 5500 рабочих, и это здание - мощный гимн современной промышленности. Главная гордость здесь - не уникальные внешние формы, а космическая точность в следовании конвейерным процессам.

© Werner Huthmacher

3 из 11

Павильон «Мост», Сарагоса, 2008
В 2008-м Всемирная выставка проходила в Испании, и студия Хадид отвечала за главный объект: мост через реку Эбро, а заодно и главный вход в выставочный комплекс. Форма призвана напомнить о приливах и цветке гладиолуса: гений Хадид заключался как раз в умении создавать нежные и ранимые на вид конструкции из бетона и стали.

© Fernando Guerra

4 из 11

Национальный музей искусств XXI века, Рим, 2010
Чтобы строить в городе, который сам - лучший в мире музей и куда в последнюю очередь едут за современным искусством, нужна огромная смелость. Но потому Хадид и величайший архитектор без скидок на гендер - она блестяще справилась, получила премию Стирлинга и только смеялась, что сами римляне прозвали музей макарониной.

© flickr.com/photos/-sv

5 из 11

Научный центр Phaeno, Вольфсбург, 2005
Чтобы не говорили про Хадид, проектирующую золотые станции метро в Абу-Даби и дачи на Рублевке, вот более характерная ее работа. Совершенная инженерная конструкция интерактивного музея науки и техники в Вольфсбурге (это уже территория Volkswagen) заслужила эпитеты вроде «гипнотической и визионерской».

6 из 11

Риверсайд - музей транспорта, Глазго, 2011
Лучший европейский музей-2013. В 36-метровом фасаде из стекла отражается река Клайд, а венчает его зубчатая оцинкованная крыша. Пример совершенной архитектуры политехнического музея - впрочем, некоторые посетители ворчат, что кое-какие экспонаты висят слишком высоко, не разглядеть.

© Hufton + Crow Hufton + Crow

7 из 11

Пожарная часть мебельной фабрики «Витра», Вайль-на-Рейне, 1994
Это в самом деле гараж, где хранились брандспойты, дежурили машины и чаевничали пожарные. «Витра» - не простая фабрика, где собирали стенки. Здесь придумали, кроме прочего, иконические стулья «Пантон» и «Тюльпан», собственный музей заказали Фрэнку Гери, а пожарную часть - лучшей в мире Хадид, конечно.

8 из 11

Проект оперного театра в Кардиффе, 1994
Зачем показывать неосуществленные проекты такого мощного автора, когда и настоящих хватает? Присмотритесь к цветам и линиям - когда Хадид всю жизнь говорила, что восхищается русским супрематизмом, не это ли она имела в виду? Театр не построили: и денег не нашли, и валлийская публика наморщила нос, обозвав проект «элитистским» и «уродливым», однако сама Хадид позже призналась, что дело было, возможно, в ее иракском происхождении и в том, что она женщина.

Родилась в Багдаде в 1950 в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. Уже в 11 лет она решила, что хочет стать архитектором.

В 1972, после окончания математического факультета Американского Университета в Бейруте, Хадид поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации в Лондоне. Там ее преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.

Сильное влияние на нее как архитектора оказал русский архитектурный авангард 1920-х годов и творчество Казимира Малевича, но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее «планетой на своей собственной орбите». Зенгелис считал ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился. Но, по его воспоминаниям, ей требовалась помощь при разработке второстепенных деталей - особенно с лестницами, которые в ее студенческих проектах всегда упирались в потолок.

В 1977 она проработала полгода в мастерской Рема Колхаса ОМА, в 1979 основала в Лондоне собственное бюро Zaha Hadid Architects. Со своим оригинальным и бескомпромиссным подходом к творчеству Хадид не могла заниматься мелкими заказами для частных лиц, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации (до 1987), продолжая проектировать и участвовать в конкурсах.

Ее проект клуба «Пик» (1983) на холме над Гонконгом, победивший в крупном международном конкурсе, привлек к Хадид внимание общественности, но остался нереализованным, так как заказчик обанкротился.

В 1994 Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект оперного театра в Кардиффе, но застройщик - под влиянием общественного мнения - после полутора лет конфликтов отказался от проекта, испугавшись оригинальности архитектурного решения.

Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная часть компании Vitra в Вайле-на Рейне (1991-1993).

Ситуация кардинально изменилась в 1999, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США (открылся в 2003) - с этого момента Хадид стали приглашать для работы в разных странах мира, а в 2004 она стала первой женщиной в истории, получившей Притцкеровскую премию.

Живопись и рисунки Захи Хадид многократно экспонировались во многих странах; первой большой выставкой была ретроспектива в АА в 1983. Также крупные выставки прошли в Галерее GA в Токио (1985), Музее современного искусства (МoМА) в Нью-Йорке (1988) в составе группы архитекторов-деконструктивистов, в Гарвардском университете (1994) и даже зале ожидания Центрального вокзала в Нью-Йорке (1995), а также в венском MAK (2003) и нью-йоркском Музее Гуггенхайма (2006). Работы Хадид входят во многие музейные собрания, в частности - МoМА и Немецкого Музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM).


Проекты выдающегося архитектора современности Захи Хадид вызывают у людей самый широкий спектр эмоций, но равнодушным они не оставляют никого. Через гармонию и пластику органических форм, в своих работах она будто бы заглядывала в фантастическое будущее человечества, материализуя его уже сейчас. Мы расскажем про 15 самых невероятных проектов Захи Хадид, каждый из которых можно смело назвать шедевром современной архитектуры.

В 2004 году Заха Хадид стала первой женщиной, выигравшей Притцкеровскую архитектурную премию. На счету ее архитектурного бюро Zaha Hadid Architects уже более 950 успешных проектов, реализованных в 44 странах. Сегодня имя Хадид уже само по себе стало безоговорочно почитаемым в мире архитектуры брендом.




По своей форме спортивный объект, расположенный в столице Великобритании и построенный специально для Олимпийских Игр, не является самым сложным проектом Хадид, но по своей популярности он даст фору многим. Президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге назвал Центр водных видов спорта «подлинным шедевром». Согласно задумке автора, формы этого здания имитируют движение воды, а плавная геометрия в совокупности с криволинейными поверхностями выделяют его на фоне других городских объектов.

2. Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан





Планируется, что новый культурный центр Гейдара Алиева сыграет одну из ключевых ролей в увеличении значимости и туристической привлекательности города Баку. Его усовершенствованная форма и передовые технологии дизайна способны добавить старому городу современной атмосферы и свежести. В структуре здания используется максимально возможное количество стекла, что, учитывая своеобразный местный климат, способствует достаточной естественной вентиляции всех помещений.

3. Центр искусств в Абу-Даби, ОАЭ




Согласно проекту Захи Хадид, здание Центра искусств будет располагаться на острове Саадият в Абу-Даби. По своей художественной составляющей это здание высотой в 10-этажный дом - настоящее произведение искусства. Оно будет вмещать шесть театров (в том числе один - оперный), мюзик-холл и концертный зал. Бионическая по своей природе структура будущего Центра искусств довольно динамична. Внешне он напоминает ветвь, протянувшуюся к морю и состоящую из сложной и запутанной системы путей.

4. Музей современных искусств MAXXI в Риме, Италия





Одна из самых неоднозначных работ Захи Хадид, Музей современных искусств MAXXI в Риме, была удостоена премии Стирлинга в области архитектуры в 2010 году. Конструктивная система этого шедевра современной архитектуры отходит от идеи традиционного музея и лишь отдаленно перекликается с выставленными внутри него произведениями искусства. Стены создают плавное и динамичное перетекание интерьеров в наружное пространство здания.

5. Здание центрального офиса BMW в Лейпциге, Германия





За проектирование уникального здания офиса авто-гиганта BMW в 2006 году Заха Хадид была удостоена одной из наиболее престижных европейских премий в области архитектуры RIBA. Этот комплекс отличает плавная и очень стильная структура, которая, помимо художественной, также несет функцию четкого формирования и распределения производственных процессов внутри помещения.

6. Частная резиденция Capital Hill в Барвихе, Россия





Подмосковный особняк спроектирован специально для российского миллиардера Владислава Доронина и его скандальной невесты, супер-модели Наоми Кэмпбелл. Главной фишкой этого дома является 22-метровая башня, имеющая форму перископа. Это практически полностью остекленное здание с невероятными видами на русскую природу является, пожалуй, самым футуристичным проектом именитого архитектора.

7. Многофункциональный комплекс Sky SOHO в Шанхае, Китай






Четыре башни обтекаемой формы, соединенные между собой озелененными небесными мостами, образуют супер-современный торгово-офисный комплекс Sky SOHO. Огромные по площади рекреационные пространства, невероятные виды на город и взаимосвязь между различными переходами делают Gky SOHO еще одним выдающимся проектом Захи Хадид.

8. Лыжный трамплин в Инсбруке, Австрия



Горы Бергисель в Инсбруке не похожи на то место, где можно встретить один из шедевров Захи Хадид, однако именно здесь в рамках реконструкции проекта Олимпийской Арены она спроектировала лыжный трамплин. Этот объект оснащен двумя лифтами, на его крыше располагается площадка для отдыха с кафе и террасой, откуда открывается потрясающий вид на горы.

9. Новый национальный стадион в Токио, Япония





Лондонский центр водных видов спорта - далеко не единственный спортивный объект, спроектированный Захой Хадид. В 2018 году к началу Кубка мира по регби планируется официальное открытие ее нового шедевра - Национального стадиона Японии, рассчитанного на 80 тысяч мест. Перетекающие друг в друга кривые, изысканная крыша - здесь все будет выполнено в фирменном стиле Хадид. Стадион также будет включать в себя музей, демонстрирующий спортивную историю и традиции страны. После открытия этот объект станет одним из главных символов современной Японии.

10. Научный центр Phaeno в Вольфсбурге, Германия






Открывшийся в 2005 году научный центр Phaeno в Вольфсбурге позволяет заглянуть в будущее архитектуры и дизайна. Это здание получило немало положительных отзывов от критиков со всего мира, поражая их своим влиянием на современную архитектуру, и укрепило место Захи Хадид на пьедестале современной архитектуры. Объект, внутри которого можно встретить искусственные холмы, долины и кратеры, был включен в список «7 современных чудес света».

11. Многофункциональный комплекс Signature Towers в Дубае, ОАЭ





Название комплекса Signature Towers (с англ. уникальные, значимые башни) говорит само за себя. У каждого крупного города есть свой собственный, узнаваемый пейзаж. Столица ОАЭ - не исключение. Целью возведения многофункционального комплекса является формирование нового городского облика. В трех башнях комплекса будут находиться многочисленные офисы, гостиницы и апартаменты. Это здание, как и многие постройки Захи Хадид, отличает революционность форм и невероятный, ни с чем не сравнимый силуэт.

12. Культурный центр в Вильнюсе, Литва





Если большинство проектов Захи Хадид выделяются своими кривыми линиями, то культурный центр, расположенный в столице Литвы, поднимает философию искусства проектирования на новый уровень. Это футуристическое здание будто парит в воздухе благодаря своей консольной конструкции. При этом создается ощущение абсолютной легкости и подвижности. Фасад культурного центра по большей части остеклен, что вполне соответствует стилю автора, а его криволинейная и плавная структура ярко выделяется на фоне более статичного и прямоугольного городского пейзажа.

13. Здание гражданского суда в Мадриде, Испания





За счет упругой структуры здания, сдвинутого по вертикальной оси, создается впечатление, что оно парит над землей. Его фасад состоит из подвижных металлических панелей, которые представляют собой двойную оболочку с саморегулируемой системой вентиляции - панели способны открываться и закрываться в зависимости от погодных условий. На крыше комплекса находится большое количество солнечных батарей. Центральное внутренне пространство образуется с помощью полукруглого застекленного атриума, сквозь который в залы судебных заседаний на первом этаже попадает естественное освещение. Революционная форма здания призвана существенным образом изменить образ Мадрида.

14. Дом на площади Хокстон в Лондоне, Великобритания



Дом, напоминающий по своей форме призму, расположен в Лондоне. Он является примером того, как, имея богатое воображение, можно создать что-то уникальное из простых геометрических фигур. Главной целью архитектора было создание системы регулируемого освещения. В состав дома входят офисы, двухуровневая галерея и восемь квартир. Из окон большинства помещений открываются захватывающие виды столичного мегаполиса.

15. Центр лечения раковых заболеваний имени Мэгги Кэсвик в Файфе, Великобритания






Основанный и названный в честь покойной Мэгги Кэсвик Центр лечения раковых заболеваний ежедневно помогает сотням людей бороться со страшным заболеванием. Главной задачей Захи Хадид как архитектора было формирование красивого и спокойного образа здания, расположенного в уединенном месте. Это здание выделяется своим необычным дизайном, который создает безмятежную атмосферу для пациентов, больных раком. Большой навес крыши визуально расширяет здание, а также создает живописную тень на стеклянном фасаде. Помещения Центра делятся на общие, где больные могут пообщаться друг с другом или встретиться с гостями, и индивидуальные, где они могут побыть в одиночестве.

Заха Хадид не перестает удивлять своих поклонников всё новыми новыми шедеврами, среди которых и .