Завтрак в монастыре

"Зарядье" ждет гостей // Российская газета №7571 (108), 21.05.2018

Как перезимовал Парящий мост в парке "Зарядье"? Какие станции подземки будут введены в строй в ближайшее время? Какие районы города выведут из пробок новые дороги? На эти и другие вопросы ответил на "Деловом завтраке" в "Российской газете" руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

Вид с Парящего моста // Российская газета №7505 (42), 24.02.2018

Как меняется в последние годы образ Москвы? Кто стоит за этими переменами? Что нового внесет в жизнь города и москвичей программа реновации? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты" с главным архитектором столицы Сергеем Кузнецовым.

Возвращение долгов // Российская газета №7501 (38), 20.02.2018

1 Именно Владимир Ресин в свою бытность еще заммэра Москвы по вопросам строительства заложил традицию выездных "деловых завтраков" журналистов "Российской газеты". Так мы побывали с ним во дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском, разобранном еще в середине восемнадцатого века памятнике деревянного зодчества, а в 2010-м воссозданном по сохранившимся чертежам.

Теплые камни Москвы // Российская газета №7240 (74), 06.04.2017

Снос почти 8 тысяч отживших свое пятиэтажек, подступы к которому сейчас ищут столичные власти, стал в последнее время одной из самых обсуждаемых тем в городе. И это понятно - 1,6 миллиона москвичей живут в таких домах. Что ждет их после переезда в новые квартиры? Как скажется замена одних домов другими в целом на облике Москвы? Этим вопросам посвящено большинство писем, пришедших в "РГ" на анонс "Делового завтрака" с главным архитектором города Сергеем Кузнецовым. С них и начался разговор в редакции с нашим гостем.

Строим на века // Российская газета №6890 (22), 03.02.2016

Строительство парламентского центра России начнется не позднее первого квартала 2017-го года. Об этом "Российской газете" рассказал депутат Госдумы, председатель комиссии по строительству зданий и сооружений, предназначенных для высшего органа законодательной власти страны, Владимир Ресин.

Комфорт на конвейере // Российская газета №6784 (213), 23.09.2015

Москва, как и Европа, давно уже строит в основном по индивидуальным проектам. И вдруг в последнее время начала активно разрабатывать типовые проекты для повторного применения. Что стоит за этим? Об этом - беседа корреспондента "РГ" с первым замруководителя департамента градостроительной политики столицы Олегом Рындиным.

Работы по программе "Моя улица" на большинстве объектов завершатся в октябре // Российская газета, 04.09.2015

Хорошая новость для москвичей в канун Дня города: в октябре полностью завершатся работы по программе "Моя улица". Об этом сообщил сегодня журналистам заммэра столицы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. Значит, перекопанные по всему городу улицы, как было в этом году в течение всего лета, останутся в прошлом. Вместо них москвичи получат комфортные пешеходные пространства, отремонтированные и хорошо освещенные дороги, вдоль которых станет больше зелени и газонов.

Окопы вдоль дорог // Российская газета №6726 (155), 15.07.2015

Куда ни взглянешь - ямы, канавы, траншеи... Половина Москвы перекопана! Нашествие рабочих в оранжевых робах и техники: тракторов, бульдозеров, самосвалов, которые вывозят грунт. Ну прямо Бородинское сражение! Что происходит, теряются в догадках многие горожане. Вот и корреспондент "РГ" не сразу догадалась, что такой грандиозный масштаб приняла городская программа "Моя улица", которая минувшей осенью обсуждалась в столице на электронном референдуме.

Собянин: В Москве стало на треть меньше памятников, находящихся в аварийном состоянии // Российская газета, 03.03.2015

Итоги работы по реставрации объектов культурного наследия в Москве в 2014-м году подвел 3 марта на заседании президиума правительства Москвы мэр города Сергей Собянин.

Камень, ножницы, бумага // Российская газета Федеральный выпуск №6577 (6), 15.01.2015

Масштабные архитектурные конкурсы за последние четыре года сопровождают строительство любого сколько-нибудь значимого для Москвы здания. Но когда же мир увидит их результаты? Что дадут городу реализованные проекты победителей конкурсов? Какие краски добавят российской столице?

У столицы свой характер // Российская газета "Недвижимость" №6514 (242), 23.10.2014

Стала известна наконец судьба пустыря на стыке Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца. Там будет построен гостинично-офисный центр в форме башни-высотки. Чем объясняется такое решение архсовета? Какое место вообще отводится высоткам в Москве в наши дни? Об этом рассказал главный архитектор столицы, руководитель архитектурного совета Москвы Сергей Кузнецов.

Столица строителей // Российская газета Столичный выпуск №6450 (178), 08.08.2014

Москва - столица строителей. В каком городе России еще работает 800 тысяч представителей этой профессии и строит одновременно 3700 объектов? Какими из них стройкомплекс города порадует москвичей уже в этом году? Об этом рассказал Марат Хуснуллин, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.

И без популизма // Российская газета Столичный выпуск №6412 (140), 26.06.2014

Москвичи в очередной раз обсуждают судьбу Шуховской башни. На сей раз - по инициативе городских властей, предложивших горожанам высказаться, как им видится будущее памятника на мобильном приложении «Активный гражданин». Не удивительно, что с этой темы начался вчера и «Деловой завтрак» с главой Мосгорнаследия Александром Кибовским.

В 2014 году Москва отреставрирует более 200 памятников // Российская газета, 28.05.2014

В 2014 году Москва отреставрирует 203 памятника истории и культуры, вложив в эти работы 166 миллионов евро из бюджета столицы. Такие цифры назвал "РГ" руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский.

Дорога этажом выше // Российская газета Столичный выпуск №6334 (62), 19.03.2014

О необходимости появления в столице транспортно-пересадочных узлов москвичи слышат давно. И вот, наконец, на только что закончившейся в Каннах Международной выставке недвижимости MIPIM-2014 Москва представила первые проекты, по которым можно судить, как это может выглядеть и у нас. Причем в самом ближайшем времени.

Парадоксы Хуснуллина // Российская газета Столичный выпуск №6337 (65), 21.03.2014

Интересное открытие сделали журналисты "РГ" для себя на "деловом завтраке" в "РГ" с заместителем мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. Оказывается, это только кажется, что строительство метро обходится городу дороже всего, на самом деле именно подземка - самый дешевый способ избавления от пробок. Впрочем, все по порядку...

Московские власти намерены уплотнить застройку в городе // Российская газета, 13.03.2014

До конца года в Москве могут измениться нормы по плотности застройки. Об этом на выставке MIPIM сообщил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

Конкурс не ради конкурса // Российская газета Неделя №6319 (47), 27.02.2014

Москва, долгое время закрытая для лучших архитекторов мира, сейчас, можно сказать, распахнула для них двери. В городе работают американец Роберт Стерн, японец Джюнья Ишигами, ирландские, французские, итальянские зодчие... Их так много сейчас, что хочется спросить: а где же наши, московские архитекторы? Не случайно этот вопрос оказался в центре обсуждения на "Деловом завтраке" с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым.

Платная парковка расширится в Москве до Третьего транспортного кольца // Российская газета, 28.01.2014

Зона платной парковки в столице расширится до границ Третьего транспортного кольца. Об этом сообщил сегодня на заседании правительства Москвы заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Впрочем, он тут же успокоил, что это произойдет не в районе жилой застройки, а только около торговых центров и офисных зданий.

Даёшь зелёный // Российская газета Федеральный выпуск №6281 (9), 17.01.2014

Последние три года дороги в Москве строятся зимой и летом, в снегопад и в жару. У строителей нет ни выходных, ни праздников. Городские власти понимают: остановится стройка, и встанет вся столица. Что изменится на трассах города в этом году? Поедут ли москвичи быстрее? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с руководителем департамента строительства Москвы Андреем Бочкаревым.

Между Церетели и Фостером // Российская газета Федеральный выпуск №6163 (187), 23.08.2013

Прошел год с момента, как главным архитектором Москвы стал 35-летний Сергей Кузнецов. Что нового принесла с собой для развития российской столицы его молодая команда? Какие проекты зреют и реализуются в городе? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с Сергеем Кузнецовым.

Фостера ждут на Волхонке // Российская газета Столичный выпуск №6158 (182), 19.08.2013

В ряде СМИ появилась информация о том, что британский архитектор, автор концепции реконструкции Музея изобразительных искусств Норман Фостер окончательно вышел из этого проекта. Более того, представители бюро Foster +Parthers даже поставили условие, чтобы их имя больше не использовалось в связи с ним. Так ли это, выяснял корреспондент "РГ".

МЕТРОвыми шагами // Российская газета Федеральный выпуск №6125 (149), 11.07.2013

Такого размаха дорожного строительства Москва еще не видела. Во всех концах города роют метротоннели и строят транспортно-пересадочные узлы. Поднимают эстакады, ведут новые дороги и реконструируют старые… Что это даст Москве в конечном итоге? Способно ли вызволить ее из пробок, поджидающих москвичей практически в любом месте и в любой час? Об этом шел разговор на "деловом завтраке" в "РГ" с и. о. руководителя департамента строительства Москвы Андреем Бочкаревым.

Возьми с собой на прогулку // Российская газета Федеральный выпуск №6066 (90), 25.04.2013

Карту пешеходных маршрутов, которые в этом году появятся в столице, мэр Москвы Сергей Собянин подарил "РГ", когда пришел к нам на улицу Правды, чтобы в ходе "Делового завтрака" обсудить наиболее важные проблемы, волнующие москвичей. И словно предугадал первый вопрос: как сделать Москву городом не только для машин, но и для людей?

Дорога не догонит автомобиль // Российская газета Федеральный выпуск №6024 (48), 06.03.2013

Строительство метро в столице на глазах набирает темпы. В 2011 году введено в строй 4,5 км новых линий, в 2012-м - 8,5, в этом планируется 14, до 2016-го - 60! И все-таки реально ли это - всего за девять лет - до 2020 года к имеющимся 300 км линий подземки добавить еще 150, как обещает правительство Москвы? С этого вопроса начался в "РГ" "деловой завтрак" с заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным.

Задачки с бассейном // Российская газета Неделя №6014 (38), 21.02.2013

Москву решили излечить от болезни "улицы Строителей", на которой все дома похожи друг на друга как две капли воды, неважно, расположены они в разных районах или даже разных городах. Эту задачу новый архитектор столицы Сергей Кузнецов считает одной из самых главных. И относит он это не только к жилью, но и ко всей социалке, традиционно строившейся по остаточному принципу.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА Любовь Проценко Антон Кульбачевский: На более экологичное топливо столица перейдет вместе со страной Обилие воды, зеленых зон, в которых в условиях мегаполиса уживаются разнообразные звери и птицы, - это то, чем гордятся в своем городе москвичи. Удастся ли сохранить их и дальше? С этого вопроса начался вчера "Деловой завтрак" в "РГ" с новым руководителем департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антоном Кульбачевским.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

Любовь Проценко

Антон Кульбачевский: На более экологичное топливо столица перейдет вместе со страной

Обилие воды, зеленых зон, в которых в условиях мегаполиса уживаются разнообразные звери и птицы, - это то, чем гордятся в своем городе москвичи. Удастся ли сохранить их и дальше?

С этого вопроса начался вчера "Деловой завтрак" в "РГ" с новым руководителем департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антоном Кульбачевским.

Российская газета: Антон Олегович! Вы один из первых назначенцев в новом правительстве Москвы. Уже пришли к выводу, какие проблемы в городе стоят острее всего?

Антон Кульбачевский: Я москвич, а мое последнее место работы - руководитель департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу. Проблемы столицы знаю давно. Главная из них - состояние атмосферного воздуха, который на 90 процентов загрязняется автотранспортом. Он выбрасывает около миллиона тонн вредных веществ в год.

РГ: К тому же ежегодно добавляется по 300 тысяч машин. Ситуация с воздухом ухудшается?

Кульбачевский: С 2005 года появилась пока незначительная, но все-таки тенденция к улучшению. Это связано и со сменой автопарка. Москвичи стали покупать более экологичные автомобили, производители подтягиваются к европейским нормам. К тому же мэр Сергей Собянин объявил войну пробкам на дорогах. Власти рассчитывают, скорость движения в городе вырастет и вредных выбросов станет меньше.

РГ: Прежние городские власти обещали, что в 2011 году столица первой в стране перейдет на "Евро-4"...

Кульбачевский: Нефтеперерабатывающая промышленность страны еще не готова перейти полностью на выпуск "Евро-4". Чтобы стимулировать этот переход, государство с лета 2011 года вводит дополнительный акциз на бензин "Евро-3". Его производители с каждой тонны будут должны заплатить государству 500 рублей. В итоге цена более дешевого и менее качественного бензина сравняется с более дорогим "Евро-4". Это делается для того, чтобы производство более экологичного топлива стало выгодным, и в 2012 году Москва вместе со всей страной перейдет на "Евро-4".

Полностью репортаж с "Делового завтрака" с Антоном Кульбачевским читайте в одном из ближайших номеров "РГ"

Замирали в восхищении. Как «Российская газета» не нашла недовольных Собяниным в Москве

Пользователи фейсбука обсудили восторженную статью в «Российской газете» о прогулке корреспондента издания по Москве вместе со столичным мэром Сергеем Собяниным. Журналист не скупился на благодарности и комплименты, а некоторые описанные им ситуации выглядят неправдоподобными.

Материал был опубликован на сайте издания ещё на прошлой неделе, но только сейчас на него обратили внимание пользователи социальных сетей. Журналист «Российской газеты» Любовь Проценко рассказала о том, как вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным прошлась неподалёку от Нового Арбата, где недавно был закончен ремонт. На восторги она не скупилась.

Маленькая девочка лет шести, держась за руку мамы, вышла со станции метро «Арбатская» и замерла в восхищении: «Как красиво!». Ещё интереснее было наблюдать за реакцией взрослых. Сделав шаг на улицу из вестибюля подземки, многие из них начинали недоумённо оглядываться. На лицах так и читалось: «Где это я?».

И немудрено: перед пассажирами метро, привыкшими тут к толчее, теперь открывается великолепная площадь, главное украшение которой - простор и много воздуха. А ещё свежий изумрудный газон, топтать который, что называется, нога не поднимется, а главное, незачем - через него сделан гранитный проход, по которому удобно выйти и на соседнюю Воздвиженку, и к подземному переходу, ведущему на Гоголевский бульвар. Рядом лавочки, уже обжитые влюблёнными, гранитная плитка под ногами, которую в жаркий день начинаешь особо ценить: ведь будь тут прежний асфальт, плавился бы на солнце, и дышать стало бы нечем.

- российская газета

Как утверждает в заметке Проценко, во время прогулки к мэру подходили, чтобы поблагодарить за изменения.

Тут разговор пришлось прервать: Собянина узнали. Дети, женщины, мужчины, москвичи и гости столицы. В многоголосье обступивших людей рефреном звучало: «Спасибо вам за красивую Москву!». Он шёл по площади, и все, кто хотел, жали мэру руку, желали: «Продолжайте в том же духе!». - российская газета

Если недовольные и есть, то только тем, что ремонт прошёл не в их районе, уверяет издание.

Чаще всего мне говорят так: здесь вы, конечно, сделали всё хорошо. Плохо другое: не на нашей улице. Этим людям я со спокойной совестью говорю: мы придём и к вам. - сергей собянин в разговоре с российской газетой

Вопросы у блогеров возникли и к «лавочке для свиданий» длиной 150 метров, установленной на Новом Арбате. По задумке мэрии, на ней «спина к спине» смогут сидеть сразу 700 влюблённых.

«Российская газета» сравнила её с «лавочкой в испанской Барселоне». Судя по всему, речь идёт о конструкции в парке Гуэля работы Антонио Гауди.

Многим тон статьи показался чересчур восторженным, а сравнение деревянной лавки на Новом Арбате с работой известного архитектора - неуместным.

В армии вводят корпоративные карты и безналичный расчет для солдат

За кредиткой шагом марш!

В этом году российские военные не стали миллионерами, но нищими
их уже точно не назовешь. Лейтенант сейчас имеет порядка 50
тысяч рублей в месяц, генерал - больше ста. Перелопатив весь
армейский финансовый механизм, руководители ведомства вышли на
совершенно новые денежные схемы. Какие расчетные правила теперь
действуют в войсках, почему на начальном этапе они дали сбой и
что делается для своевременной выплаты солдатам и офицером
причитающихся им сумм? На эти и другие вопросы в эксклюзивном
интервью «Российской газете» ответила заместитель министра
обороны Татьяна Шевцова.

Сергей Данкверт: дешевые импортные товары могут в любой момент
подорожать 

Ловушки ВТО

Алена Узбекова
Чего ждать российским производителям и потребителям продовольствия
– это главный вопрос, который беспокоит наших сограждан в связи со
вступлением России в ВТО. Только ленивый не говорил о том, как могут
пострадать отрасли сельского хозяйства из-за снижения мер господдержки
для отечественных предприятий. И какие хорошие при этом открываются
перспективы для зарубежных компаний. Это беспокоит производителей. А
потребители волнуются о цене, безопасности и качестве продовольствия. Во
время «Делового завтрака» в «Российской газете» один из самых «закрытых»
для прессы руководителей отечественного агропрома, глава Федеральной
службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт
разрушил многие стереотипы, сложившиеся в отношении последствий
нашего вступления в ВТО.

Полицейских обяжут просить прощение за свои проступки

Разрешите извиниться

Проект беспрецедентного по своему смыслу и духу приказа
министра внутренних дел России выставлен на официальном
сайте ведомства для общественной экспертизы. Документ требует
от сотрудников полиции принести извинения людям, чьи права и
свободы эти сотрудники нарушили. Причем извиняться придется
как перед гражданами России, так и перед иностранцами и даже
людьми без гражданства. Если же по какой-то причине полицейский,
незаслуженно обидевший человека, извиниться не может, эту
неприятную миссию обязан исполнить его начальник.

Как заинтересовать инвесторов в «столичной прописке»

Москву непросто строить

Президент одной из крупнейших компаний, строит Москву
ровно 50 лет: с 25 июля 1962 года. Участвовал в строительстве
аэровокзала «Внуково», комплекса зданий СЭВ, онкологического
центра на Каширке, 2-й очереди «Останкино». Построил элитные
жилые комплексы «Золотые ключи» на улице Минской, «Белый
лебедь» на Мичуринском проспекте, Донское подворье на
Орджоникидзе, «Дача Сталина» на Староволынской и другие. А
в последние годы вкладывает деньги в строительство коттеджей
в Тверской области да приглядел участок под жилье в литовском
Друскининкае. Словом, все дальше от Москвы. Почему? Это
попытался выяснить корреспондент «РГ». Юрий Шеляпин

Москва не намерена снижать темпы строительства в 2015 году. Для того чтобы инвесторы более уверенно чувствовали себя в условиях экономической нестабильности, при комплексе градостроительной политики и строительства создан антикризисный штаб, который принял уже ряд мер, обеспечивающих работу инвесторов без риска. Подробностями с "РГ" поделился председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев.

Российская газета: В 2014 году столица ввела рекордное количество недвижимости - 8,8 млн кв. м. Неужели и в 2015 году, в условиях кризиса, который, конечно же, не может не затронуть Москву, удастся сохранить такие объемы?

Константин Тимофеев: Сокращения ввода недвижимости в Москве не планируется хотя бы потому, что многие объекты, ввод которых намечен на 2015 год, находятся уже в высокой степени готовности. Инвесторам, за счет которых реализуется большинство проектов, просто невыгодно их бросать. Поэтому они берут даже дорогие кредиты под 20% и стараются достроить начатое. А что такое инвестиции для Москвы? Из 8,7 млн кв. м, введенных в городе в 2014 году, на бюджетные средства введены лишь 1,6 млн кв. м. Все остальные - за счет внебюджетных источников. То есть на каждый бюджетный рубль вкладывалось около 4 рублей инвестиционных. Так происходит всегда: бюджетное строительство стимулирует инвестиционное. Город строит на свои деньги метро и дороги, и присоединенные территории к столице, куда они приходят, начинают быстро развиваться, на них появляются жилье, новые рабочие места, торговые центры, объекты соцкультбыта и т.д. И в этом году, я уверен, все будет развиваться точно так же. Но для того, чтобы инвесторы чувствовали себя более уверенно, вопросы их поддержки, конечно же, для правительства Москвы сейчас стоят на первом месте.

РГ: Что реально делается для этого?

КТ: Вся градостроительная политика московских властей направлена на открытый диалог с инвесторами. С девелоперским сообществом мы обсуждаем все вопросы, которые касаются их деятельности, начиная от планирования городских территорий, нового освоения производственно-коммунальных зон и до актуальных изменений законодательства, оказания поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса с учетом текущей экономической ситуации. Градостроительно-земельная комиссия, на которой в столице рассматриваются все вопросы комплексного развития Москвы, дает проектам инвесторов зеленый свет. Еженедельно она рассматривает по 45-50 проектов в общей сложности на 1 млн кв. м недвижимости. Без лишних проволочек пересматриваются и ранее утвержденные проекты. Например, сейчас снизился спрос на офисы, и если инвестор обращается с просьбой разрешить, скажем, построить вместо них жилье, торговлю, мы идем ему навстречу. За последнее время было принято уже около 50 таких решений. Формируется сейчас и Единый банк предложений, через которые инвесторы смогут как легко продать проект, оказавшийся не по карману, так и купить его или соинвестора.

РГ: В Москве вот уже два года при мэре Москвы действует клуб инвесторов, в который входят главы крупнейших строительных компаний, имеющих в своем портфеле не менее 1 млн кв. м проектов. От него сейчас поступили какие-то конкретные предложения?

КТ: Собственно, весь антикризисный план для строительной отрасли на 80% состоит из предложений инвесторов. В частности, правительством Москвы уже введена рассрочка платежа за изменение разрешенного вида использования земельного участка, если первый арендный платеж до 100 млн руб. - на год, до 500 млн руб. - на три, а если еще выше - то на весь срок строительства или реконструкции. Точно такой же порядок мы предлагаем распространить и на собственников земельных участков. Раньше они такой рассрочки не имели, а вносили разовый платеж.

РГ: Судя по планам, Москва не собирается снижать и ввода жилья, а, напротив, намерена даже увеличить его - вместо 4,8 млн кв. м в 2014-м ввести 5,5 млн в 2015-м году. Это тоже потребует каких-то дополнительных мер поддержки инвесторов?

КТ: Да, мы готовы пересмотреть ряд градостроительных норм, касающихся, в частности, инсоляции. Дело в том, что в Москве не всегда можно разместить на отведенном инвестору земельном участке дом, квартиры в котором будут отвечать всем СанПиНам. Поэтому вместо небольших однокомнатных квартир, которые пользуются повышенным спросом, ему приходится строить дома с большими трехкомнатными квартирами. Если же нормы изменить, то инвесторы будут в своей проектной документации просто указывать информацию по инсоляции каждой квартиры. И тогда просто сам покупатель будет решать, нужна ли ему квартира, в которой солнце светит три часа в день, как положено, скажем, в "трешке" сейчас, или ему хватит часа? Посмотрите как много окон в московских домах почти сутками закрыты шторами и жалюзи! Значит, их хозяев вполне устраивает такая жизнь! Оговорюсь сразу: такой подход Москва предлагает к апартаментам, а не в целом ко всему жилью. И это новое требование совершенно не относится к детсадам и школам - нормы их освещенности останутся прежними.

РГ: Инвесторы просят изменить и "парковочные нормативы". Город готов пойти на это?

КТ: Бюджетные дома в Москве строятся без паркингов уже несколько лет. И потому, что они значительно удорожали строительство дома, и потому что паркинги все равно большей частью стояли пустыми. Квартиры бесплатно даются малоимущим, у которых по логике не на что купить автомобиль. Инвесторы отказываются строить паркинги на площадках, где для них просто нет места, а с подземным паркингом снова резко вырастает цена квартиры, и тогда она становится мало кому по карману не только в кризис. Разрешения строить без паркинга будут согласовываться ГЗК с инвесторами в ручном режиме, исходя из конкретных условий. Но в новых районах паркинги строились и будут строиться - СНиПы никто не отменял.

РГ: Еще одно послабление инвесторам - разрешить сдавать дома без чистовой отделки. Выходит, купив квартиру, человек должен еще доводить ее до ума сам, прежде чем переехать?

КТ: Горзаказа, по которому строится жилье для очередников, это никак не касается. Там квартиры как строились полностью готовыми, так и строятся. Ну а инвесторы и раньше в большинстве случаев продавали жилье без чистовой отделки, так как многие москвичи предпочитают делать ее сами, по своему вкусу. А многие, даже купив уже отделанную квартиру, срубают наклеенные строителями обои и начинают наклеивать другие. Так зачем дважды тратиться и тем, и другим?

РГ: В Москве большое количество жилья строится с привлечением средств самих москвичей. Как Москва уже убеждалась на своем опыте, в кризисы всегда есть опасность, что вырастет число обманутых дольщиков, так как часть застройщиков могут оказаться несостоятельными, а часть - просто недобросовестными и смыться с деньгами горожан. Готова ли Москва не допустить этого?

КТ: Безусловно, мы этим регулярно занимаемся. Всего в столице строятся с привлечением денежных средств физических лиц 380 из 414 инвестиционных домов. Как показали проверки, большая часть их возводится законно. В 2014 году мы провели 162 плановые проверки, 98 из них - внеплановые по обращениям дольщиков. На 2015 год прокуратура города согласовала проведение 69 плановых проверок. Но я и сейчас могу сказать, что мы будем ходатайствовать об увеличении их количества. При проверках смотрим документацию, на основании которой ведутся стройки, соблюдение сроков строительства. Привлекаем к их проведению полицию, налоговиков. Наши специалисты участвуют в так называемых контрольных закупках, чтобы оценить предлагаемые для подписания договоры и другие документы. В частности, в ходе одной из таких закупок в деревне Говорово Новомосковского округа выяснилось, что у застройщика нет разрешительной документации и привлекать денежные средства граждан он не имеет права. Тем не менее с покупателями заключались предварительные договоры на покупку жилья, не предусмотренные 214-ФЗ. Таких случаев в городе выявлено еще два - все три застройщика привлечены к административной ответственности и оштрафованы. Еще по двум случаям незаконного сбора денежных средств горожан уже возбуждены уголовные дела, а по трем - материалы переданы в прокуратуру.

РГ: Вы можете дать совет, как безопасно сейчас вложить деньги в жилье?

КТ: Надежнее всего покупать уже готовую квартиру, тем более что сейчас на них часто бывают хорошие скидки. Если все-таки рассчитываете, вкладывая деньги в стройку с "нуля", сэкономить, то, прежде чем заключите договор, посмотрите на сайте Москомстройинвеста, входит ли выбранная вами компания-застройщик в перечень работающих по 214-ФЗ. Вы не нашли ее в перечне? Позвоните по телефону "горячей линии" нашего ведомства, и вам скажут, стоит ли рисковать.

РГ: А что с планами Москвы переориентировать инвесторов на дорожно-транспортное строительство, ведь разработано несколько очень нужных городу проектов? И люди с деньгами, заинтересованные в их строительстве, тоже находились? Например, строительство Северного дублера Кутузовского проспекта не отложено?

КТ: Город выполняет свои обязательства, и подготовительные работы ведутся. Надеюсь, что и инвестор планов не изменит - дорога-то платная, в любом случае окупится. Городом также подготовлен ряд проектов планировок транспортно-пересадочных узлов и их технико-экономические показатели. Инвесторы их сейчас с большим интересом изучают. Москва в ТПУ очень заинтересована - ведь в 2016 году должна начаться в полном объеме эксплуатация реконструированного Малого кольца Московской железной дороги, главная ценность которого - дать москвичам по сути новую, только наземную, линию метро в городе. А для этого пассажиры должны иметь возможность без проблем пересаживаться с подземки на электричку МК МЖД. Инвесторы понимают, что без развития дорожно-транспортной инфраструктуры их проекты могут оказаться зачастую под вопросом. Поэтому они сами выходят с предложениями по строительству дорог, которые ведут к их территориям, планируя в будущем передать новые дороги городу.

РГ: Инвестор, готовый вложить деньги в столичную стройку, может рассчитывать на то, что ему не придется пробивать множество барьеров, согласовывая проектно-разрешительную документацию, чем несколько лет назад славилась Москва?

КТ: Готовых проектов в Москве очень много. Каждую неделю в городе проводятся торги, на которых выставляется готовая документация на строительство офисов, магазинов, объекты соцкультбыта, физкультурно-оздоровительные комплексы, гостиницы...Приходи и строй. Причем все разрешения в Москве теперь можно получить в электронном виде. Это пока единственный город в России, который представляет таким образом весь пакет разрешительной документации и второй во всем мире - после Сингапура.

Досье

2011 - Назначен на должность председателя Комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвеста).

2013 - Действительный государственный советник города Москвы 1 класса.

2013 - Награжден Благодарностью мэра Москвы С.С. Собянина.

2014 - Награжден Указом президента РФ В.В. Путина медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.