Загадки о детском творчестве для детей. Конспект урока — игры «Загадки искусства». Изобразительное искусство. Интегрированное занятие «Своя игра» Тема: «Загадки искусства»

Картина, восхищающая нас,

Где человек хоть в профиль, хоть в анфас. (Портрет.)

Куда ныряют кисти,

Когда рисуют листья

На тоненькой осинке

За лесной тропинкой? (В краски.)

На блюде цвета шоколада

Портрет даров большого сада. (Натюрморт.)

Чей пушистый тонкий носик

На картину переносит

Красок разные цвета,

Чтоб возник портрет кота? (Кисть.)

На ту материю прекрасно

Ложатся масляные краски,

И художник ткань такую

Перед работою грунтует! (Холст.)

В квартире, офисе иль замке

Природы виды в золоченой рамке. (Пейзаж.)

Как назвать художников,

Кто подскажет,

Рисующих только

Морские пейзажи? (Маринисты.)

Какие краски мы отлично

Разводим комнатной водичкой

И после этого этапа

Рисуем тигру ушки, лапы? (Акварельные.)

Тот художник всем на славу

Нарисует бой кровавый. (Баталист.)

У пейзажиста до ночи

Местечко рабочее. (Пленэр.)

Подходящие сценарии на праздник:

  • Нам Айвазовский показал «Девятый вал». В бору сосновом утро Шишкин подарил. В квадрате…
  • Презентация гостей. Заранее готовится красиво оформленная рамка. Ведущий задает вопросы о ком-то из…
  • Жили-были Жили-были две сестрички (показываем ладони), И было все у них отлично! (Руки…
  • Стихотворение-игра с использованием нескольких игровых методик: - пальчиковая или жестовая игра (ведущий рассказывает…
  • Необходимое оборудование: видео по пожарной тематике, фото пожарных, скромные призы для детей, костюм…
  • Многие герои пьес, в том числе и нашего спектакля, носят причудливую обувь, например…


Со многими произведениями живописи связаны мистические истории и загадки. Более того, некоторые специалисты считают, что к созданию ряда полотен причастны темные и тайные силы. Основания для такого утверждения есть. Уж слишком часто с этими роковыми шедеврами происходили удивительные факты и необъяснимые события — пожары, смерти, безумие авторов…

Одной из самых известных “проклятых” полотен является “Плачущий мальчик” — репродукция картины испанского художника Джованни Браголина . История создания ее такова: художник хотел написать портрет плачущего ребенка и в качестве натурщика взял своего маленького сына. Но, поскольку малыш не мог плакать на заказ, то отец специально доводил его до слез, зажигая перед его лицом спички.

Художник знал, что его сын панически боялся огня, но искусство было ему дороже, чем нервы собственного ребенка, и он продолжал над ним издеваться. Однажды доведенный до истерики малыш не выдержал и крикнул, обливаясь слезами: “Гори ты сам!” Это проклятие не замедлило сбыться — через две недели от пневмонии умер мальчик, а вскоре заживо сгорел в собственном доме и его отец… Это предыстория. Свою зловещую славу картина, точнее — ее репродукция, обрела в 1985 году, в Англии.

Произошло это благодаря серии странных совпадений — в Северной Англии одно за другим начали происходить возгорания жилых домов. Были человеческие жертвы. Некоторые пострадавшие упоминали, что из всего имущества чудесным образом уцелела только дешевая репродукция с изображением плачущего ребенка. И таких сообщений становилось все больше, пока, наконец, один из пожарных инспекторов во всеуслышание не заявил, что во всех без исключения сгоревших домах был найден нетронутым “Плачущий мальчик” .

Тут же газеты захлестнула волна писем, где сообщалось о различных несчастных случаях, смертях и пожарах, которые происходили после того, как хозяева покупали эту картину. Разумеется, “Плачущий мальчик” тут же стал считаться проклятым, всплыла история его создания, обросла слухами и выдумками… В итоге одна из газет опубликовала официальное заявление о том, что все, у кого есть эта репродукция, должны немедленно от нее избавиться, и властями впредь запрещено приобретать и держать ее дома.

До сих пор “Плачущего мальчика” преследует дурная слава, особенно в Северной Англии. Кстати, оригинал до сих пор не найден. Правда, некоторые сомневающиеся (особенно у нас в России) намеренно вешали у себя на стену этот портрет, и, вроде бы, никто не сгорел. Но все же желающих проверить легенду на практике очень немного.

Другим известным “огненным шедевром” считаются “Водяные лилии” импрессиониста Моне . Первым от нее пострадал сам художник — его мастерская едва не сгорела по непонятным причинам.


Затем погорели новые владельцы “Водяных лилий” — кабаре на Монмартре, дом одного французского мецената и даже Нью-Йоркский музей современных искусств. В настоящее время картина находится в музее Мормотон, во Франции, и своих “пожароопасных” свойств не проявляет. Пока.

Другая, менее известная и внешне ничем не примечательная картина-”поджигатель” висит в Королевском музее Эдинбурга. Это портрет пожилого мужчины с вытянутой рукой. По поверью, иногда пальцы на руке написанного маслом старика начинают шевелиться. И тот, кто увидел это необычное явление, обязательно примет смерть от огня в самое ближайшее время.

Две известных жертвы портрета — лорд Сеймур и капитан дальнего плавания Бэлфаст. Оба они утверждали, что видели, как старик шевелил пальцами, и оба впоследствии погибли в огне. Суеверные горожане даже требовали от директора музея убрать опасную картину от греха подальше, но тот, разумеется, не согласился — именно этот невзрачный и не имеющий особой ценности портрет и привлекает большинство посетителей.

Знаменитая “Джоконда” Леонардо да Винчи не только восхищает, но и пугает людей. Помимо предположений, вымыслов, легенд о самой работе и об улыбке Моны Лизы, существует теория, будто бы этот самый известный портрет в мире крайне отрицательно воздействует на созерцающего. Например, официально зарегистрировано более сотни случаев, когда посетители, долго лицезревшие картину, теряли сознание.

Самый известный случай произошел с французским писателем Стендалем, который во время любования шедевром упал в обморок. Известно, что сама Мона Лиза, позировавшая художнику, умерла молодой, в возрасте 28 лет. А сам великий мастер Леонардо ни над одним своим творением не работал так долго и тщательно, как над “Джокондой” . Шесть лет — до самой своей смерти Леонардо переписывал и правил картину, но так до конца и не добился того, чего хотел.

Картина Веласкеса “Венера с зеркалом” тоже пользовалась заслуженно дурной славой. Все, кто покупал ее, либо разорялись, либо погибали насильственной смертью. Даже музеи не очень хотели включать ее основную композицию, и картина постоянно меняла “прописку”. Дело кончилось тем, что однажды на полотно набросилась сумасшедшая посетительница и изрезала его ножом.


Другой “проклятой” картиной, которая широко известна, считается работа калифорнийского художника-сюрреалиста “Hands Resist Him” (“Руки сопротивляются ему”) Билла Стоунхема . Художник написал ее в1972 году с фотографии, на которой он со своей младшей сестрой стоит перед родным домом. На картине мальчик с неясными чертами лица и кукла в рост живой девочки застыли перед стеклянной дверью, к которой изнутри прижаты маленькие ручки детей. С этой картиной связано много жутких историй. Началось все с того, что первый искусствовед, который увидел и оценил произведение, скоропостижно скончался.

Потом картину приобрел американский актер, который тоже недолго зажился. После его смерти работа ненадолго исчезла, но потом ее случайно нашли на помойке. Семья, которая подобрала кошмарный шедевр, додумалась повесить его в детской. В итоге маленькая дочка стала каждую ночь прибегать в спальню родителей и кричать, что дети на картине дерутся и меняют местоположение. Отец установил в комнате камеру, реагирующую на движение, и за ночь она срабатывала несколько раз.

Разумеется, семья поспешила избавиться от такого подарка судьбы, и вскоре Hands Resist Him выставили на интернет-аукцион. И тут на адрес организаторов посыпались многочисленные письма с жалобами на то, что при просмотре картины людям становилось плохо, а у некоторых даже случались сердечные приступы. Купил ее владелец частной картинной галереи, и теперь уже на его адрес стали приходить жалобы. К нему даже обратились два американских экзорциста с предложениями своих услуг. А экстрасенсы, видевшие картину, в один голос утверждают, что от нее исходит зло.

Фото – прототип картины “Руки сопротивляются ему”:

А вот картина того же автора, только много лет спустя:

Есть несколько шедевров русской живописи, которые тоже имеют печальные истории. Например, всем известная еще со школы картина “Тройка” Перова . На этой трогательной и грустной картине изображены три крестьянских ребенка из бедных семей, которые тянут тяжелую ношу, впрягшись в нее на манер упряжных коней. В центре идет светловолосый маленький мальчик. Перов искал ребенка для картины, пока не встретил женщину с сыном 12-ти лет по имени Вася, которые шли через Москву на богомолье.


Вася оставался единственным утешением матери, которая похоронила мужа и других детей. Она сначала не хотела, чтобы ее сын позировал живописцу, но потом согласилась. Однако вскоре после завершения картины мальчик умер… Известно, что после смерти сына бедная женщина приходила к Перову, умоляя продать ей портрет ее любимого ребенка, но картина уже висела в Третьяковской галерее. Правда, Перов отозвался на горе матери и специально для нее написал портрет Васи отдельно.

У одного из самых ярких и неординарных гениев русской живописи, Михаила Врубеля, есть работы, с которыми также связаны личные трагедии самого художника. Так, портрет его обожаемого сына Саввы, был написан им незадолго до смерти ребенка. Причем мальчик заболел неожиданно и умер скоропостижно. А “Демон поверженный” оказал пагубное влияние на психику и здоровье самого Врубеля.


Художник никак не мог оторваться от картины, все продолжал дописывать лицо поверженного Духа, а также менять колорит. “Демон поверженный” уже висел на выставке, а Врубель все приходил в зал, не обращая внимания на посетителей, усаживался перед картиной и продолжал работать, словно одержимый. Близкие обеспокоились его состоянием, и его осмотрел известный русский психиатр Бехтерев. Диагноз был страшен — сухотка спинного мозга, близкое сумасшествие и смерть. Врубеля поместили в больницу, но лечение плохо помогло, и вскоре он скончался.

Интересная история связана с картиной “Масленица” , долгое время украшавшей собой холл гостиницы Украина. Висела и висела, никто к ней особо не приглядывался, пока неожиданно не выяснилось, что автором этого произведения является душевнобольной по фамилии Куплин, который на свой лад скопировал полотно художника Антонова . Собственно, ничего такого особо ужасного или выдающегося в картине душевнобольного нет, но она в течение полугода будоражила просторы Рунета.


Картина Антонова


Картина Куплина

Один студент в 2006 году написал в своем блоге пост про нее. Суть его сводилась к тому, что, по словам профессора одного из московских вузов, на картине есть один стопроцентный, но неочевидный признак, по которому сразу ясно, что художник — сумасшедший. И даже якобы по этому признаку можно сразу поставить верный диагноз. Но, как писал студент, хитрый профессор признак не открыл, а только дал туманные намеки. И вот, мол, люди, помогите, кто может, ибо сам не могу найти, весь измучился и устал. Что тут началось — нетрудно себе представить.

Пост разошелся по всей сети, множество пользователей бросилось искать отгадку и ругать профессора. Картина обрела бешеную популярность, равно как и блог студента, и фамилия профессора. Разгадать загадку никому не удавалось, и под конец, когда от этой истории устали все, то решили:

1. Никакого признака нет, а профессор специально “развел” студентов, чтобы лекции не прогуливали.
2. Профессор — сам псих (даже приводились факты, что его действительно лечили заграницей).
3. Куплин ассоциировал себя со снеговиком, который маячит на заднем плане картины, и это-то и есть главная разгадка тайны.
4. Никакого профессора не было, а вся история — гениальный флэшмоб.

Кстати, приводилось и множество оригинальных отгадок этого признака, но ни один из них не был признан верным. История постепенно сошла на нет, хотя и сейчас можно иной раз натолкнуться на ее отголоски в Рунете. Что касается картины, на некоторых она действительно производит жутковатое впечатление и вызывает неприятные ощущения.

Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Лопухин был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье…

Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи. Большой смертности среди посетительниц оной замечено не было. Разговоры и утихли. Но осадок остался.

Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с картиной Эдварда Мунка “Крик” , стоимость которой эксперты оценивают в 70 миллионов долларов, подвергались действию злого рока: заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или вообще внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, так что посетители музея с опаской поглядывали на нее, вспоминая ужасные истории, которые про шедевр рассказывали.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил картину. Через какое-то время у него начались страшные головные боли. Надо сказать, что до этого случая он понятия не имел, что такое головная боль. Припадки мигрени становились все чаще и острее, и закончилось дело тем, что бедняга покончил с собой.

В другой раз рабочий музея выронил картину, когда ее перевешивали с одной стену на другую. Неделю спустя он попал в кошмарную автомобильную аварию, в результате которой у него оказались сломанными ноги, руки, несколько ребер, он получил трещину таза и сильнейшее сотрясение мозга.

Один из посетителей музея пытался потрогать картину пальцем. Через несколько дней у него дома начался пожар, в котором этот человек сгорел заживо.

Жизнь самого Эдварда Мунка , родившегося в 1863 году, представляла собой череду нескончаемых трагедий и потрясений. Болезни, смерть родных, сумасшествие. Его мать умерла от туберкулеза, когда ребенку было 5 лет. Через 9 лет от тяжелой болезни скончалась любимая сестра Эдварда Софья. Затем умер брат Андреас, а его младшей сестре врачи поставили диагноз «шизофрения».

В начале 90-х годов Мунк пережил тяжелый нервный срыв и длительное время проходил лечение электрошоком. Он никогда не женился, потому что мысль о сексе приводила его в ужас. Умер в возрасте 81 года, оставив в дар городу Осло огромное творческое наследие: 1200 картин, 4500 эскизов и 18 тысяч графических работ. Но вершиной его творчества остается, конечно, «Крик» .

Голландский художник Питер Брейгель-старший писал «Поклонение волхвов» два года. Деву Марию он «срисовал» со своей двоюродной сестры. Та была женщиной бесплодной, за что и получала постоянные тумаки от мужа. Именно она, как судачили простые средневековые нидерландцы, «заразила» картину. Четыре раза «Волхвов» покупали частные коллекционеры. И каждый раз повторялась одна и та же история: в семье по 10-12 лет не рождались дети…


Наконец в 1637 году картину купил архитектор Якоб ван Кампен. У него к тому времени уже были трое детей, так что проклятие его не особо пугало.

Самая, наверное, знаменитая нехорошая картинка интернет-пространства со следующей историей: Некая школьница (часто упоминают японскую) перед тем как вскрыть вены (выброситься из окна, накушаться таблеток, повеситься, утопиться в ванной) нарисовала данную картину.

Если смотреть на неё 5 минут подряд девушка изменится (глаза покраснеют, волосы почернеют, проявятся клыки). На самом деле понятно, что картинка нарисована уж явно не от руки, как многие любят утверждать. Хотя как эта картинка появилась никто ясных ответов не даёт.

Следующая картина скромно висит без рамы в одном из магазинов Винницы. «Женщина дождя» – самая дорогая из всех работ: стоит 500 долларов. Как утверждают продавцы, картину уже трижды покупали, а потом возвращали. Клиенты объясняют, что она им снится. А кто-то даже говорит, будто знает эту даму, но откуда – не помнит. И все, кто хоть раз заглянул в ее белые глаза, навсегда запоминают ощущение дождливого дня, тишины, тревоги и страха.

Откуда взялась необычная картина, рассказала ее автор – винницкая художница Светлана Телец. «В 1996 году я оканчивала Одесский художественный университет им. Грекова, – вспоминает Светлана. – И за полгода до рождения «Женщины» мне все время казалось, что за мной постоянно кто-то наблюдает. Я отгоняла от себя такие мысли, а потом в один из дней, кстати, совсем не дождливый, сидела перед чистым холстом и думала, что нарисовать. И вдруг четко увидела контуры женщины, ее лицо, цвета, оттенки. В одно мгновение заметила все детали образа. Основное написала быстро – часов за пять управилась. Казалось, моей рукой кто-то водил. А потом еще месяц дорисовывала».

Приехав в Винницу, Светлана выставила картину в местном художественном салоне. К ней то и дело подходили ценители искусства и делились такими же мыслями, какие возникали у нее самой во время работы.

«Было интересно наблюдать, – говорит художница, – насколько тонко вещь может материализовать мысль и внушить ее другим людям».

Несколько лет назад появилась первая покупательница. Одинокая бизнесменша долго ходила по залам, присматривалась. Купив «Женщину» , повесила ее у себя в спальне.
Через две недели в квартире Светланы раздался ночной звонок: «Пожалуйста, заберите ее. Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все равно не могу».

Потом появился второй покупатель. Потом картину купил молодой мужчина. И тоже не выдержал долго. Сам принес ее художнице. И даже деньги назад не взял.
- Она мне снится, – жаловался он. – Вот каждую ночь появляется и тенью вокруг меня ходит. Я с ума сходить начинаю. Боюсь этой картины!

Третий покупатель, узнав о дурной славе «Женщины» , лишь отмахнулся. Даже сказал, что лицо зловещей дамы ему кажется милым. И с ним она наверняка уживется. Не ужилась.
- Я сначала не замечал, какие у нее белые глаза, – вспоминал он. – А потом они начали появляться всюду. Головные боли начались, беспричинные волнения. А оно мне надо?!

Так «Женщина дождя» снова вернулась к художнице. По городу же понеслась молва, что картина эта проклята. За одну ночь может свести с ума. Художница уже и сама не рада, что написала такую жуть. Впрочем, Света пока не теряет оптимизма:
- Каждая картина появляется на свет для какого-то конкретного человека. Верю, что найдется тот, для кого «Женщина» писалась. Кто-то ее ищет – так же, как и она его.

Загадка - это особый вид острословия, которому во все времена уделялось внимание в обществе. Эту часть фольклора активно использовали для обучения, создания определённого настроя и представлений у людей разного возраста и положения. Соответствующие случаю загадки русские народные появлялись в учебниках, книгах, журналах и газетах, а также распространялись в устной форме.

Понятие и особенности русской народной загадки

Как правило, под загадками понимают иносказание в виде описания вещей или явлений, заданное в вопросительной форме. Добавление "русская народная" подразумевает, что оно появилось и используется на территориях славянских стран или среди русскоязычного населения.

Многие люди, понимая суть этой части фольклора, не способны дать ей внятного определения, но обязательно приведут в качестве примеров одну из известных им загадок. Среди особенностей этого явления выделяют:

  • Сфера распространения - все славянские народы и территории. В русские народные загадки, пословицы, поговорки и прибаутки входит фольклор со всей территории бывшей Российской империи (СССР). Причём существуют загадки белорусские, марийские, волжские, сибирские и пр.
  • Отсутствие авторских прав. Установить конкретного создателя загадок невозможно. Они просто появляются в определённый период, устаревают, исчезают или перерабатываются в более современные варианты. Так что сборники разнообразных загадок не пишут, а составляют.
  • Конкретный предмет. Фольклор, особенно предназначенный для детей, крайне редко оперирует отвлечёнными понятиями вроде жизни, смерти, души и морали, а сосредоточены на конкретных понятиях. Например, русские народные рассказывают не об этом явлении, а о вполне осязаемых облаках или дыме, то есть о вещах, которые каждый видел и может опознать.

Место в фольклоре и свободном творчестве

Загадки русские народные - это один из самых значимых и живых поэтических жанров, по которому можно мировидение в обществе. Ещё 60-70 лет назад они составляли значительную часть досуга молодёжи и официальная власть использовала их в том числе для пропаганды.

Пик изучения загадок как части фольклора и составление сборников пришлось на XIX-XX века. В частности, в 1837 году вышли в свет "Сказания русского народа" и "Пословицы", составленные талантливым археологом и путешественником И. П. Сахаровым. А в 1976 году свои "Загадки русского народа" выпустил Д. Н. Садовников. Сборник из 2504 пунктов впоследствии неоднократно переиздавался.

Определённое внимание загадкам уделяли и в СССР. В 1932 году под редакцией М. А. Рыбниковой вышел самый полный сборник, включающий в себя фольклор различных регионов, творчество школьников и новые "советские" придумки.

  • 2 сохи. 2 репы. Посредине фабрика. РСФСР.
  • Не свекла и не морковка, а красная головка. Пионерка.
  • Кто с голосом, но без голоса. Лишенец, то есть поражённый в правах.

В дальнейшем серьёзная работа М. А. Рыбниковой стала источником для создания развивающих детских книг. Загадки из неё можно встретить и во многих современных изданиях.

В XXI веке количество новых загадок заметно уменьшилось, но сами они стали значительно сложнее и порой отдают циничным юмором. Повсеместно используется и наследие советских времён - в учебниках начальной школы и развивающей литературе для самых маленьких (3-6 лет).

Устаревшие загадки. Формы

Как и всякой части русского языка, фольклору свойственно обновление. В первую очередь забываются загадки русские народные о вышедших из употребления вещах. Например:

  • Выпашу чистое поле. Чёрных овец нагоню. Хлеб в печке .
  • Стоит Трошка на одной ножке, крошит огненные крошки. Светец - подставка для лучины.
  • Чёрный ездин по печке ездит. Печной ухват .

Технический прогресс вычеркнул из фольклора немало, и заполнить пустоту оказалось нечем. На сегодняшний момент в 80% всех известных загадок, так или иначе, используются устаревшие слова и выражения - кафтан, орда, жернов, царь и пр. Пока они ещё понимаются людьми (и особенно детьми) и остаются частью культурной традиции.

Повсеместно употребляемые загадки имеют несколько словесных форм:

  • Повествовательную с вопросительной интонацией. Например: "Четыре брата стоят под одной крышей". Стол.
  • Стихотворную разной длины - от 6 до 30-40 слов. Например: "Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном. На столбе золотом". Рожь.
  • Продолжающиеся. Для этого вида характерно гладкое описание вещи, где каждая последующая фраза - это продолжение предыдущей. Например: "Стоят вилы, а на вилах бочка. На бочке махало. На махале качало. На качале зевало. На зевале сморкало. На сморкале мигало. На мигале поле. Над полем лес, а в лесу свинки - золотые щетинки". Человек.

Стоит отметить, что подобного рода русские народные и часто перенасыщены иносказаниями. Давать их следует либо взрослым, либо детям от 10 лет.

Стихотворные загадки

Отмечают, что фольклор в стихотворной форме на слух кажется более ярким и легче запоминается. Большинство известных загадок и присказок, в том числе очень короткие, рифмованы. Чаще всего используется трёхстопный или четырёхстопный хорей:

  • Спереди шильце. Сзади вильце. На груди - полотенце. Ласточка.
  • Белые хоромы. Красные подпоры. Гусь.
  • Что такое перед нами? Две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиделка на носу. Очки.

Русские народные загадки в стихах могут иметь 2 вида:

1. Рифмованный вопрос.

2. Неоконченное стихотворение, где ответом является последнее слово в рифму. Чаще всего их используют для обучения детей счёту, алфавиту, природоведению.

и погоду

Разнообразные природные явления всегда были предметом пристального внимания в фольклоре. Вода, земля, луна, реки, звёзды и множество иных вещей - все они были предметом загадывания. Причём пик их появления пришёлся именно на конец XIX - начало XX века, когда люди начали гораздо больше внимания уделять окружающему миру. В то время появляются русские народные загадки про воздух, туман, дым и облака - явления очень эфемерные.

  • Доброе, хорошее. На всех смотрит, а на себя не велит. Солнце.
  • Белая птица в небе. Отдыхает на глыбе снега. Луна в облаках.
  • Бежала - шумела. Умерла - заблестела. Замёрзшая река .
  • На улице столбом. В избе - скатертью. Дым .
  • Летит орлица по синему небу. Крылья распластала, солнышко застлала. Облако.
  • На всякий зов даю ответ, а тела и души - нет. Эхо.

Не менее популярный предмет - времена года и погодные явления. Особенно интересны русские народные зиму и связанные с ними события вроде снега, листопада, мороза, вьюги и ветра.

и людей

Детское мышление требует указания на конкретные вещи и потому русские народные загадки о животных (диких и домашних) во все времена составляли значительную часть этого вида фольклора. Причём они полезны вдвойне, так как в игровой форме доводят до ребёнка информацию о поводках, поведении или опасности того или иного зверя. Например:

  • Маленький, да лёгонький. А за хвост не поднимешь. Ящерица.
  • За полем и леском кипит гора с песком. Муравейник.
  • По болоту прыгает, по-человечьи плавает. Лягушка.
  • С рогами, но не бык. Бегает, как стрекоза. Прыгает, как блоха. Олень.
  • Висит сито. Не руками свито. Паутина.
  • Летит - пищит, сидит - молчит. Кто его убьёт - свою кровь прольёт. Комар.
  • Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. Петух.
  • По полям рыщет. Ягнят и телят ищет. Волк.

Детские загадки русские народные, посвящённые человеку, позволяют в развлекательной форме научить ребёнка азам анатомии. Они научат определять части тела по одному только описанию.

  • 2 брата живут через дорогу. Один другого не видит. Глаза.
  • Живут 5 братьев. Имя у всех одинаковое. Пальцы.
  • Меж двух светил я один. Нос.
  • Один говорит. Двое глядят, да двое слушают. Рот, глаза и уши.
  • Какая часть у человека всегда мокрая? Язык.

Загадки про числа, алфавит и учебный процесс

После революции 1917 года и становления нового государства в обществе начали большое внимание уделять грамотности населения. Отправить на курсы чтения пожилых людей, уже имеющих внуков, было обычным делом. А вот среди подрастающего поколения престиж образования помогали распространять загадки русские народные, стишки и частушки о неучах. Весь фольклор по этой тематике можно разделить на следующие группы:

1. Об учебных принадлежностях - тетрадях, книгах, учебниках и пр.

  • Белое поле, чёрное семя. Кто его сеет - тот разумеет. Книга.
  • Когда зрячий человек бывает слепым? Неграмотный.
  • Не говорит, не рассказывает, а пример показывает. Плакат.
  • На одной бумаге весь мир помещён. Географическая карта.

2. Об алфавите, цифрах и прочих науках.

Детские загадки русские народные, составленные в стихотворной форме (с ответом-окончанием), очень эффективны как средство обучения первоклассников азам письма и арифметики.

Загадки о еде и вещах

Самая обновляемая часть фольклора, в которой загадки отмирают вслед за выходом из употребления тех или иных вещей. Но вместо них также регулярно появляются новые. Так что легко можно найти загадки про русскую печь, кочергу или коромысло, а также про компьютер, сотовый телефон, автомобиль или самолёт.

Тематика этой группы очень обширна и в любом сборнике легко найдётся загадка про русский народный инструмент, одежду, отопление, рукоделие, технику и пр.

  • Гладит всё, чего касается, а дотронешься - кусается. Утюг.
  • Конь стальной, а хвостик шёлковый (льняной). Иголка с ниткой.
  • Одной рукой встречает. Другой провожает. Дверь.

Загадки про еду большей частью сосредоточены вокруг нескольких важнейших продуктов, доступных всем - хлеба (ломти, каравай), соль, сахар, блины, тесто, молоко.

Загадки для взрослых. Эротический фольклор

Бытует мнение, что русские народные загадки о природе, вещах и еде предназначены для детей. Но это не совсем так. Огромный пласт фольклора имеет прямое отношение к взрослым людям. И это не только особо сложные формы, но и эротические загадки - категория "18+". Несмотря на строгую религиозную, а затем и партийную цензуру они процветали во все времена.

Загадки для взрослых всегда двусмысленны и глубоко ироничны, так как строятся на обманутых ожиданиях. Произнося текст, исполнитель делает вид, что не понимает сексуального смысла ключевых слов вроде "дырка", "теребить", "долбить" и пр. А главная ложь состоит в том, что ответ на загадку не содержит нескромного смысла. Например:

  • Два яблочка во мху. Морковка наверху. Глаза и нос.
  • Между ног болтается - на букву "х" называется. Как увидит букву "п" сразу поднимается. Хобот слона и пища.
  • Из задницы в рот. Яйцо.
  • Висит - мотается. Всяк за него хватается. Полотенце.

Загадки, как часть фольклора, существуют во всех странах. Но русские выделяются на общемировом фоне своей многочисленностью, разнообразием форм и значимостью для общества.



- Материалы к аттестации

Школьные предметы:


- Астрономия (класс 11)
- Природоведение (класс 5)
- Биология (5-11 класс)


- Граждановедение (класс 5-7)
- Естествознание (9-11 класс)



- Краеведение (5-7 класс)





- Обществознание (5-11 класс)
- Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) (5-11 класс)
- Основы экономики (10-11 класс)
- Правоведение (10-11 класс)
- Риторика
- Родной язык (5-11 класс)

- Технология (5-11 класс)

- Физкультура (5-11 класс)
- Философия (10-11 класс)
- Химия (8-11 класс)
- Экология (класс 10-11)

Группы в соц. сетях:
ВКонтакте
Одноклассники
Инстаграм
Твиттер
Фейсбук

Конспект урока — игры «Загадки искусства». Изобразительное искусство.

Название: Конспект урока — игры «Загадки искусства»
Номинация: Изобразительное искусство, школа

Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Место работы: МАУ ДО ДШИ им.А.А.Алябьева, художественное отделение им.В.Г.Перова
Месторасположение: город Тобольск, Тюменской области

Интегрированное занятие «Своя игра»
Тема: «Загадки искусства»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
КУЗНЕЦОВА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Цель: проверка в игровой форме знаний детей по изученному материалу. Интегрирование предмета «Беседы об искусстве» и предметов естественно-математического цикла.

Задачи:

Обучающая — обучение детей выявлению взаимосвязей между предметами эстетического и математического цикла, обучение работы в команде.

Воспитательная — воспитывать уважение творчеству и любовь к искусству; патриотическое отношение к предметам искусства, уважение к прошлому.

Развивающая — развитие мышления и внимательности детей, умения анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку.

Оборудование: игровое поле — таблица, жетоны. Презентация «Шедевры искусства», музыкальные фрагменты из мультфильмов: «Приключения кота Леопольда», «Летучий корабль», «Чебурашка и крокодил Гена». Фишки для жеребьевки. Значки для командиров команд.

План:

1. Организационная часть

2. Основная часть (игра).

3. Подведение итога занятия.

Ход занятия:

1. Организационная часть. Приветствие детей.

На экране представлен слайд №1 презентации — заставка.

Здравствуйте, ребята! Учитель читает стихи:

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Учитель: Я очень рада видеть вас на нашем занятии — игре. Название нашей игры звучит так: «Загадки искусства». Сегодня вы проявите все свои знания, которые вы получили на наших уроках в течении четверти, а даже проявите свои знания по предмету музыка и математика!!!

2. Основная часть. Ход мероприятия.

Итак, приступаем!

Вначале вам необходимо разделиться на команды и выбрать командира. (дети определяют состав команды и выбирают командира). Размещаются в кабинете в рабочие группы — команды так, чтобы всем было комфортно.

1. Первое задание. Определение названия команды и девиза (на это задание даётся 2 минуты). Задание не оценивается.

2. Проведение викторины «Своя игра»:

Дорогие ученики, внимательно послушайте об условиях участия в игре:

Команды отвечают по очереди,

— никто не выкрикивает,

— если команда, вытянувшая вопрос не справляется с ответом, то другая команда с разрешения учителя может ответить и забрать баллы себе. Право следующего хода команда не теряет.

— за выкрикивание ответов участниками другой команды учитель может снять баллы.

На игровом поле-таблице пять видов вопросов разной степени сложности. Отвечая на вопросы, вы получаете соответствующее количество баллов. В конце мы определим победителя .

Желаю командам успешного и интересного участия, проявить все свои знания и навыки, полученные на уроках и эрудицию!!!

Игровое поле:

Виды 10 20 30 40 50
Жанры 10 20 30 40 50
Картины 10 20 30 40 50
Эпохи 10 20 30 40 50
Загадки 10 20 30 40 50

Выбирать вопрос дети могут любой: как на 10 баллов, так и сразу на 50.

10 баллов: Когда художник рисует красками, каким видом искусства он занимается? (живопись)

20 баллов: Что такое скульптура? (вид искусства, в котором мастер создаёт объёмное произведение искусства и работает с глиной, пластилином или камнем)

30 баллов: Что такое живопись? (вид искусства, в котором мастер работает в цвете — пишет картины, создаёт росписи в храмах и т.д.)

40 баллов: Назовите виды красок? (тёплые -холодные, гуашь, акварель, масляные, темперные)

50 баллов: Перечислите виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ)

10 баллов: Как называется жанр, в котором изобразят природу? (пейзаж)

20 баллов: Как называется жанр, в котором изобразят фрукты на столе? (натюрморт)

30 баллов: Как называется жанр, в которой изображён человек и виды этого жанра? (портрет: автопортрет, парный или групповой портрет)

40 баллов: Определите жанр и название картины? (Слайд №2 презентации с картиной «Девочка с персиками» В.Серова)

50 баллов: Определите название картины по фрагменту? (Слайд №3 презентации картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи)

10 баллов: Как называется картина художника Б.Кустодиева, на которой изображена девушка, пьющая чай? («Купчиха за чаем»)

20 баллов: Как называется картина, в которой Б.Кустодиев изобразил радостных людей, катающихся на санях, лошадях в весенний период времени? («Масленица»)

30 баллов: В каком городе находится коллекция музея Эрмитаж? (Санкт -Петербург)

40 баллов: В каком городе находится картина «Мона Лиза»? (Париж)

50 баллов: Назовите три картины русских художников?

10 баллов: В какую эпоху и в какой стране придумали папирус?(Египет)

20 баллов: В какую эпоху рисовали углём, соком растений, камнем? (Первобытная эпоха)

30 баллов: В эпоху Екатерины 2 в Эрмитаж привезли чудесные часы, которые всех покорили красотой, как они называются? («Часы-павлин»)

40 баллов: Определите по слайду название эпохи из предложенных вариантов: Античность, Средневековье, Возрождение? (Слайд № 4, Средневековье)

50 баллов: Во времена правления какого царя в России был возведён Собор Василия Блаженного? (Ивана Грозного)

10 баллов: Определите название песни? (Музыкальные фрагменты из мультфильма «Приключения кота Леопольда»)

20 баллов: музыкальные фрагменты из мультфильма «Летучий корабль»,

30 баллов: музыкальные фрагменты из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»

40 баллов: решите задачу: В музей привезли 10 картин, из них было 8 картин-портретов. На следующий день меценат подарил ещё 3 портрета. Сколько картин — портретов осталось в музее, если 5 портретов отправили на выездную выставку в другой город? (6 портретов осталось в музее).

50 баллов: Определите название картины и автора? (В.Г.Перов «Охотники на привале»)

По итогам игры преподаватель подсчитывает баллы.

3. Преподаватель объявляет итоги викторины.

Дорогие ребята! Сегодня вы проявили себя просто замечательно-показали, насколько вы дружные, грамотные и знающие изученный материал! Я желаю вам хорошего дня и отличного настроения!

Список использованной литературы:

1. https://yandex.ru/search/?text=стихи

2. https://yandex.ru/search/?text=%D1%81%D1%80%D0%B5%

Приложение 1. Слайд — презентация.

Слайд № 1 Слайд № 2
Слайд № 3