Забытый символ коммунизма. Почему Дворец Советов так и не построили (10.01.2014). Дворец советов ссср

Дворец Советов СССР - неосуществлённый до конца грандиозный архитектурный проект Советской эпохи, работа над которым велась в 1930-е и 1950-е гг; величественное административное здание, место съездов, празднеств и т. п. Дворец представлял собой символ нового, грандиозного, прекрасного социалистического общества на месте старого, сгнившего, жестокого капитализма.

Дворец должен был стать центром «Новой Москвы».

Конкурс

Дворец Советов СССР. Проект архитектора Б. Иофана

Идея сооружения Дворца возникла в , когда собрался Первый съезд Советов. Несмотря на то, что здание так и не было достроено, работа над его проектом послужила мощным толчком для развития отечественной архитектуры, родился новый стиль, получивший название «сталинский классицизм». Именно Дворцу Советов пророчили титул лучшего здания всех времён и народов, он должен был украсить Москву, объединив все высотные здания в единый комплекс. Как говорил Луначарский, здание задумывалось не только как «вместилище необычайно многочисленных, соответственных нашей истинной демократии, народных собраний, но и для того, чтобы дать Москве некоторое завершающее здание, чтобы дать Москве - красному центру мира, - зримый архитектурный центр».

В 1931 был объявлен конкурс проектов Дворца Советов, которому суждено было стать очень масштабным и, к тому же, интернациональным: в соревновании приняло участие более 270 коллективов: 160 работ представили на конкурс архитекторы-профессионалы, более 100 проектов поступило от обычных граждан, 24 разработки прислали на конкурс граждане других государств.

Несмотря на обилие конкурсных работ, окончательное решение комиссией принято не было: ни один из проектов полностью требованиям не удовлетворял, а большинство разработок не выдерживало даже поверхностной критики и было похоже на что-то несуразное: многих вещей не учитывали, страдал идеологический аспект, часть конкурсантов имела отдалённые познания в архитектуре и на лавры победителей попросту не могла претендовать.

Среди реальных претендентов на успех выделилось несколько групп архитекторов: «классики» (И. Жолтовский и его сподвижники), конструктивисты (М. Гинзбург, И. Голосов, П. Голосов и др.), Б. Иофан и его последователи. Совет строительства Дворца Советов деликатно заметил в своём постановлении: «…не предрешая определенного стиля, совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники».

Проектирование ДС СССР продолжили: в 1932-1933 гг. было выполнено 22 проекта, и в финал вышло 5 групп архитекторов. 10 мая Совет строительства Дворца Советов постановил:

Особое постановление «О проекте Дворца Советов»

  1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов.
  2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина.
  3. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов.
  4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов.

Великая стройка

Строительство Дворца Советов в самом разгаре

В 1939 году группа зодчих закончила планирование, и началось воплощение этой грандиозной идеи в жизнь. Восемнадцатый съезд ВКП(б) постановил закончить строительство к концу третьей пятилетки, то есть к 1942 году.

Проект был воистину грандиозен. Высота сооружения должна была составить 420 метров (со статуей В. И. Ленина), предполагаемый объём равнялся семи с половиной миллионам кубических метров! Объём пирамиды Хеопса, к примеру, только два с половиной миллиона кубометров - в целых три раза меньше. Сессии Верховного совета, а также всевозможные собрания согласно проекту проводились бы в огромном зале объёмом миллион кубометров, высотой 100 и диаметром 160 метров, который был рассчитан на 21000 человек! Малый зал вместил бы «всего» 6 тысяч. Также во Дворце Советов предполагалось разместить Президиум, государственный документальный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы Палаты Верховного Совета СССР, Конституции, Гражданской войны, Строительства социализма, аудитории для работы депутатов и приёмов делегаций. Рядом со зданием решено было построить огромную площадь и стоянку на 5 тысяч автомобилей, для этого требовалось изменить окрестности: Музей изобразительных искусств решено было отодвинуть на 100 метров, Волхонка и её улицы-соседи должны были исчезнуть под тысячами кубометров земли. Количество материалов для строительства поражало, одного только гранита для облицовки нужно было 300 тысяч квадратных метров!

Особое внимание стоит уделить статуе Ленина, которую в окончательном проекте решено было поставить на крышу гигантского здания. Опыт во воплощению подобных идей в жизнь уже имелся: великолепно зарекомендовали себя скульпторы С. Меркуров, украсивший канал имени Москвы парой фигур Ленина и Сталина, и И. Шадр, поставивший статую Владимира Ильича на Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Грузии. Брался в расчёт и опыт по созданию Статуи Свободы.

Именно Меркурову доверили соорудить огромную статую Ленина для Дворца Советов. Скульптор предполагал сделать статую стометровой. Один бы только указательный палец был сопоставим по размерам с двухэтажным домом! Вес статуи оценивался в 6 тысяч тонн - почти столько же, сколько весит крупнейшая статуя мира - Родина-мать в Волгограде. Иофан в своём первом проекте хотел поставить памятник не на крышу, а рядом со зданием, сам же Дворец Советов планировал разделить на две части с огромной башней между ними. На вершине должна была стоять статуя рабочего с факелом. Идея же здания как постамента для фигуры В. И. Ленина принадлежит итальянцу А. Бразини. Такая мысль понравилась, и Совет строительства Дворца Советов решил установить статую на крыше.

Самому Иофану такая идея не понравилась, и он всячески старался избежать установки памятника на вершине, потому что в этом случае его творение, здание Дворца Советов, становилось бы лишь постаментом и не обращало бы на себя пристального внимания - все бы восхищались статуей. Да и климат Москвы не совсем подходил для такого архитектурного решения: полгода статую скрывали бы низкие облака. Под давлением соавторов, Гельфрейха и Щуко, Иофан уступил, и фигуру Ленина всё же поместили на крышу.

Начало строительства Дворца Советов. 1930-е гг.

Конечно же, немалую роль в развитии проекта Дворца Советов играл И. В. Сталин, однако даже он сомневался, каким именно сделать этого колосса. Архитекторы во главе с Б. Иофаном создали два схожих равноправных проекта, и было не понятно, какой же из них должен воплотиться в жизнь. Впрочем, основы были одними и теми же, так что строительство началось без проволочек.

Несмотря на бурное начало строительства, реализацию проекта пришлось заморозить. Более того, металлический каркас Дворца Советов был разобран во время войны: столица нуждалась в материалах для обороны от фашистской Германии. После победы восстанавливать здание не стали, хотя идея постройки этого грандиозного сооружения не покидала Сталина до самой смерти. Вождь хотел подчеркнуть этим зданием превосходство Советской системы над устройством капиталистических государств:

Мы выиграли войну и признаны во всем мире как великие победители. Мы должны быть готовы к приезду в наши города иностранных туристов. Что будет, если они пойдут по Москве и не увидят никаких небоскребов? Их сравнения с капиталистическими столицами могут быть не в нашу пользу.

Ресурсы, отложенные на строительство Дворца Советов, были востребованы для восстановления государства после жестокой войны. К тому же, начиналась «холодная» война, и нужны были немалые силы и средства на создание атомной бомбы. Какой смысл в грандиозном здании, если противник, обладающий атомным оружием, может смести всю страну с лица земли? Кто тогда полюбуется шедевром советской архитектуры? Было ясно, что возведение величественного сооружения откладывается на неопределённый срок. Несмотря на это, при Совете министров СССР ещё несколько лет существовало управление строительства ДС. Потом оно переквалифицировалось в строительство других многоэтажных зданий, используя накопленный с годами опыт разработок Дворца Советов. Пройдёт ещё какое-то время, и Управление займётся строительством телевизионной башни в Останкино.

Критика

После смерти Сталина проект Б. Иофана активно критиковался, и новый конкурс проектов Дворца Советов, организованный при Хрущёве, убрал великого зодчего с арены. Ничего не добился и другой выдающийся архитектор Жолтовский - он тоже не отвечал «современным требованиям». В шестидесятых годах о детище Иофана писали следующее:

Подчинение внутреннего пространства Дворца высотной форме здания-постамента послужило источником очень серьезных противоречий и недостатков в его композиции. Богато отделанные, грандиозные по размерам помещения Дворца не были бы удобными для использования. Размещение помещений в ярусах огромного пирамидального объема затрудняло бы их загрузку, связь и эвакуацию, оборудование и освещение. Преувеличение объема здания повлекло бы за собой неоправданные затраты труда и материалов при его возведении и увеличило бы стоимость эксплуатации. По опыту строительства в Москве, эксплуатация высотных зданий обходится государству ежегодно в миллионы рублей. Скоростные лифты, насосные устройства, подающие воду на несколько сот метров вверх, дополнительные затраты на отопление, на проведение ремонтных работ и т. д. значительно повысили бы ежегодную стоимость эксплуатации Дворца Советов. <…> Недостатком Дворца в проекте 30-х годов является также отсутствие связи этого здания с окружением. Для строительства Дворца Советов был выбран участок вблизи Московского Кремля. Вместе с тем его композиция была задумана без учета архитектуры исторически сложившейся центральной части Москвы. Дворец Советов находился бы в резком противоречии с окружением из-за грандиозности своих размеров, сверхмонументалъности форм, уникальности строительных материалов. Следует особенна подчеркнуть исключительную немасштабность этого сооружения, имеющего форму монумента, неслыханно преувеличенного по размерам. Выстроенное, оно подавляло бы гигантской величиной своих форм приблизившегося к нему зрителя, равно как и все окружающие его сооружения. На большом расстоянии оно выглядело бы значительно меньше своего действительного размера, неузнаваемо изменяя панораму Москвы. <…> Композиция Дворца не отвечала в полной мере требованиям того времени, когда она была задумана, ни тем более изменившимся требованиям последующих лет. Этим объясняется отказ от старого проекта и объявление нового конкурса по новой программе.

В безуспешном строительстве обвинили Сталина, в 1956 году Хрущёв выдал знаменитую фразу: «Сталин проявлял неуважение к памяти Ленина. Не случайно Дворец Советов, как памятник Владимиру Ильичу, решение о строительстве которого было принято свыше 30 лет тому назад, не был построен, и вопрос о его сооружении постоянно откладывался и предавался забвению. Надо исправить это положение и памятник Владимиру Ильичу Ленину соорудить». Несмотря на жёсткую критику старого проекта и его организаторов, ничего более достойного новый конкурс так и не выявил, а здания ни при Хрущёве, ни после него страна так и не увидела.

Конкурс Хрущёва был неграмотно организован: архитекторы не получили чётких требований, не учтены были здания будущего центра Юго-Западного района, точного места для строительства Дворца Советов выбрано не было. Предлагалось два участка: участок рядом с ГЗ МГУ и в трёх километрах от университета. Таким образом, перед архитекторами была поставлена чрезвычайно сложная, с массой ограничений на структуру проектов, задача: помимо того, что точного места строительства фактически не знали, необходимо было уместить несколько грандиозных сооружений на довольно маленькой площади. Поэтому нет ничего удивительного в том, что победитель так и не был назван, а его сооружения Москва так и не дождалась.

От проекта века остался только фундамент, который используется сейчас Русской Православной церковью. Располагаясь под Храмом Христа Спасителя, бетонный бункер содержит в себе множество тайн, добраться до которых, однако, не так-то просто. Ранее основание Дворца Советов служило городу иначе: круглый фундамент, получивший свою форму благодаря очертаниям Большого зала, был большим круглым бассейном «Москва». Согласно легенде, такую функцию для опоры Большого зала строителям подсказали… дожди, частенько заливавшие бетонное кольцо водой.

3D модели

Существуют модели Дворца советов, изготовленные в 3D редакторах. Вот они:

5 декабря 1931 г. был взор-ван храм Христа Спасителя. Незадолго перед этим объявили международный конкурс на проектирование главного здания страны - Дворца Советов, место под которое расчистил взрыв храма.

Новая власть, новая идеология, глобальный замах на тотальное счастье человечества требовали адекватного воплощения в сооружении, которое было бы «видно со всего мира».

Конкурс вызвал всенародный отклик: эскизы с идеями Дворца Советов присылали школьники и рабфаковцы, активные пенсионеры и жилтоварищества. Только профессиональных архитектурных проектов было 160, из них 24 - от зарубежных мастеров. Несмотря на большое число блистательных работ, Совет строительства, объявив итоги второго тура, присудил победу проектам Б. Иофана, И. Жолтовского и американца Г. Гамильтона . Все три победителя представили проекты помпезных, тяжеловесных сооружений, восходящих к стилю ампир. При этом были проигнорированы яркие, современные проекты братьев Весниных , архитекторов немецкой архитектурной школы «Баухауз», самого, пожалуй, популярного в мире мастера Ле Корбюзье .

1920-е гг. оказались в СССР временем триумфа конструктивизма - нового стиля, в котором архитектурный образ создаётся минимальными средствами. Постройки Константина Мельникова, Ильи Голосова, Моисея Гинзбурга, тех же братьев Весниных , смелые проекты Татлина и Эль Лисицкого успели снискать мировую славу новому советскому зодчеству. И вдруг - демонст-ративный отказ от этих завоеваний, программное возвращение к «большому стилю» империи.

Разочарование архитектурной общественности было столь велико, что мировые лидеры нового зодчества написали удивлённые письма на имя Сталина, которого наивно именовали президентом. Международный конгресс современной архитектуры, объединявший передовых мастеров, намечал в 1933 г. собраться в Москве в четвёртый раз, но итоги конкурса на Дворец Советов побудили отказаться от этой затеи. Как обескураженно писал Луначарскому Ле Корбюзье , «народ любит королевские дворцы».

Проект Дворца Советов архитектора Бориса Иофана. Фото: РИА Новости / Михаил Филимонов

Отказ от революционных архитектурных идей в пользу традиционных был не первым. Примерно так же завершился конкурс на Красный стадион на Воробьёвых горах. Сильнейшим в конкурсе на Дворец Труда признали конструктивистский проект братьев Весниных, но почему-то присудили ему не 1-е, а только 3-е место (видно, чтобы не ориентировать всю советскую архитектуру на новый стиль), к реализации же проекта так и не приступили. В конкурсе на здание Центрального телеграфа победил талантливый конструктивист Григорий Бархин , но при воплощении проекта старому мастеру Ивану Рербергу поручили одеть здание с просвечивающим каркасом в «приличную» каменную шубу. Точно так же победителям конкурса на здание гостиницы «Москва» не позволили полностью воплотить смелый проект - на стройплощадке его «скорректировал» в академическом духе Алексей Щусев - проверенный старый мастер.

Как считает Юрий Волчок , профессор МАрхИ, дело здесь не в личных предпочтениях Сталина. Ставший привычным за два века помещичий дом с колоннами в большей мере соответст-вовал представлению народа о главном здании страны.

Изображение Дворца Советов на «Плане города Москвы», составленного и изданного в 1940 году Геодезической конторой Управления планировки г. Москвы. Фото: Public Domain

Остался подземный вход

Как известно, Дворцу Советов было суждено остаться гигант-ским миражом: 416-метровая огромнейшая в мире «высотка» массой 1,5 млн тонн, четверть которой - колоссальная фигура Ленина (один лишь указательный палец вождя - двухэтажный дом), раздавила бы историческую застройку Москвы. Вмешалась война: уже построенные на высоту семи подземных этажей сваи фундамента из высокопрочной стали разобрали на противотанковые «ежи». А после войны никому не хотелось ковыряться в непролазной грязи Черторыйского ручья, место стройки перенесли на гребень Ленинских гор, да как-то незаметно Дворец Советов заменили новым зданием МГУ.

Лев Руднев, став архитектором новой «высотки», имел очень жёсткие сроки окончания проектирования, поэтому в основу положили проект Иофана, тем самым была подчёркнута преемственность здания МГУ по отношению к Дворцу Советов. Да и остальные шесть московских небоскрёбов имеют генетическое родство с неосуществлённым проектом.
Их создание силами советских зодчих, конструкторов, материаловедов, строителей было, по мнению того же Ю. Волчка, технологическим прорывом, сравнимым с полётом в космос. Без этих высоток у нас не было бы массового строительства, страна не переселилась бы из бараков в хрущёвки, сегодня анекдотичные, но в своё время спасительные для страны, погрязшей в решении квартирного вопроса.

Конкурс на проектирование Дворца Советов совпал по времени с разработкой первого генплана Москвы 1935 г. Идея вертикали, которая «держит» мегаполис, не потеряла актуальности и сегодня. Принцип полицентризма, определённый Дворцом Советов, актуален и теперь, когда столица приросла юго-западной «манишкой», и опять требуется международный конкурс архитектурных идей, чтобы новая Москва не оказалась жалкой околицей Москвы исторической. Существуй Дворец Советов в реальности, считает Юрий Волчок , букет стекляшек, именуемый Сити, отодвинулся бы значительно дальше от цент-ра города (как квартал небоскрёбов Дефанс в Париже убрали из зоны видимости Эйфелевой башни).

А нам на память от Дворца Советов осталась станция метро - прежде одноимённая, сегодня известная как «Кропоткинская», работы превосходного мастера Алексея Душкина , лучшая, может быть, среди метрополитенов мира. Когда-то она замышлялась как... подземный вестибюль Дворца Советов. Вот бы, кстати, вернуть ей историческое название!

В декабре 2013 года ушел из жизни журналист «Аргументов и фактов» Савелий Кашницкий . В память о талантливом коллеге и замечательном человеке АиФ.ru публикует лучшие материалы автора за последние годы.

Советский Союз колоссальными темпами возводит в центре Москвы циклопических размеров здание – Дворец Советов. Общая высота строения должна будет составить 415 метров (без учета громадной фигуры Ленина на верху). Это выше Эмпайр-стейт-билдинг – высочайшего сооружения того времени. 100-метровая фигура Ленина по первоначальной идее, должна была указывать на солнце, при этом постоянно двигаться, но позже от этой задумки отказались. Монумент должен был стать небоскребом номер 1 как в Москве, так и в мире – главный гигант СССР.

В голове гигантской фигуры Ленина предполагалось сделать зал заседаний. Здесь, в торжественной обстановке, будут принимать в ряды СССР новые республики и государства. Начало колоссальной стройки было положено на первом Съезде Советов (тогда же объявили о создании Советского Союза) в 1922 г. Здание должно было стать символом Великой страны. Поэтому старый символ, царской России, уничтожили при помощи громадного количества взрывчатки.

Всего в конкурсе на лучшее строение претендовали почти 300 проектов. Первоначально вместо одной огромной башни с Ленином на вершине предполагалось несколько зданий в составе одного большого комплекса. Проектировали столь амбициозное и грандиозное здание лучшие архитекторы Союза в течение 8 лет.

Общий вес здания составил бы 1,5 миллиона тонн, но этот громадный вес распределяется неравномерно по площади здания. Для возведения столь мощного сооружения не подходил ни один вид стали, поэтому, специально для него разработали новую марку стали под названием ДС.

Геодезические исследования показали, что место для строительства выбрано удачно – фундамент будет опираться на мощный слой известняка. Основание башни – это два бетонных кольца, диаметром по 140 и 160 метров каждый. Грунтовые воды остановили асбестовые щиты, пропитанные битумом. В подвальных этажах планировалось разместить технические и коммунальные службы.

Уже построили 7 этажей этого гигантского и амбициозного проекта. Страна Советов доказала, что даже такие безумные проекты ей по плечу.


Дворец Советов в Москве начали возводить в соответствии с типичной традицией тех времен, с учреждения Управления Строительством Дворца Советов. Управление использовало проект Дворца Советов в Москве, разработанный Борисом Иофаном.

Ожесточенные споры велись вокруг выбора места для построения здания – от ученых и архитекторов поступали предложения возвести Дворец в районе Китай-города, Охотного ряда, на Ленинских горах (Воробьевых) и на месте Храма Христа Спасителя. Примечательно, что данное сооружение могло расположиться на территории, занимаемой сейчас МГУ им Ломоносова .

Получилось так, что товарищ Сталин, вроде как, вынуждает членов комиссии выбрать именно территорию под Храмом Христа Спасителя. Удивляет с какой скоростью была взорвана святыня: с момента принятия решения прошло меньше 6 месяцев. Недоброжелатели вождя сделали все возможное, чтобы это выглядело как будто Сталин единолично принял решение о сносе собора, но это не так.

В свое время, будущий лидер большевиков планировал стать священником и учился в духовной семинарии. Из рассекреченных документов следует, что Сталин не был противником церкви. Решение о сносе было принято без особых раздумий и, скорее всего, его приняли политические противники Отца народов, такие как Н. Бухарин, известный своими антирелигиозными выходками или тот же “клоун” Хрущев.

Он был “главным палачом СССР”: уничтожал десятки храмов, репрессировал церковнослужителей, подготавливал расстрельно-репрессивные заявки, в которых были десятки тысяч фамилий, а Сталин, в свою очередь одни заявки отклонял, другие уменьшал.


Требования к проекту возведения

Всесоюзный конкурс, объявленный в 1931 г. на разработку чертежей, был вероятнее всего, прикрытием уже принятого вождем решения в пользу Дворца Советов Иофана. Его чертежи отвечали всем предъявляемым требованиям: здание в Москве необходимо разместить на большом открытом пространстве, не допускается ограждение колоннадами или другими сооружениями, высота здания советов должна в разы превосходить городской пейзаж, избегать храмовых мотивов, отображать всю монументальность и цельность новостроя.

Выбрав победителем проект Бориса, Отец народов сделал ряд замечаний, одним из которых было завершить Дворец в Москве верхушкой в виде высокой колонны. А колонну необходимо венчать серпом и молотом, подсвечивающихся изнутри с помощью электричества. Рассматривая небоскреб как памятник Ленину, архитекторы приняли решение завершить московский Дворец Советов монументальной скульптурой лидера большевиков.

Памятник Ильичу планировался как советский вариант Колосса Родосского. Конечный вариант постройки утвердили в феврале 1943 г. На нем здание Советов выглядит как самое большое здание на земле. Высота здания составляла 415 м, высота памятника Ленину – 100 м, а объем 7500 тыс. м3, как итог, это было самое высокое здание в мире на тот момент.

С трудом можно представить, но памятник Ленину можно было бы увидеть с расстояния 70 км. Задача перед зодчими стояла сложная: выразить в Колоссе идею нового государства, гарантировавшего процветание и благосостояние, и, прежде всего, построение социализма.

Здание Советов в Москве. Проект Б. Иофана

Гонка в строительстве между Москвой и Берлином

Одновременно с реализацией идеи Дворца Советов в Москве в Берлине возводили не менее монументальное здание – Купольный Дворец (Дом собраний). Адольф Гитлер также, как и Иосиф Сталин занимался переустройством столицы. В планах должны были появится монументальные сооружения: рейхсканцелярия, верховное командование вермахта, партийная канцелярия, дворец самого Гитлера и Дом собраний.

В отличии от большевиков фюрер отказался сносить постройки с историческим значением – старый рейхстаг, здесь предлагали начать масштабную стройку. Он предложил использовать старое здание под библиотеку. Новое здание парламента должно было вместить гораздо большее число депутатов.

Размеры Купольного дворца были колоссальными – 21 млн. м 2 . Гитлер был в неописуемом восторге от мысли возведения монумента такого масштаба. Надо отметить, что немецкий диктатор очень сильно расстроился, когда узнал высоту Дворца Советов, так как Дом собраний существенно уступал по этому показателю. В этот момент между вождями началось своеобразное соревнование: кто сможет выше и дороже построить будущий символ процветания страны.

Фюрер, пытаясь примериться с мыслью, что Купольный Дворец не сможет превзойти Сталинский небоскреб, решил для себя, что его дворец будет уникальным творением архитекторов тысячелетнего рейха. В годы войны Гитлер на время оставил реализацию своих архитектурных замыслов, но никогда не забывал о конкуренции с Дворцом Советов СССР. В планы немецкого диктатора входило уничтожение высотки после захвата Москвы.


Здание Советов в Москве. Кадр из фильма “Шпион”

Возведение Дворца Советов в Москве стало самостоятельной отраслью науки. В рамках проекта проводились специализированные исследования, функционировали опытные лаборатории, создавались целые заводы для производства строительных материалов. К началу 1940 г. был вырыт невероятного размера котлован, в грунт вмонтировали арматуру из специальной стали.

В СССР на строительстве своего главного символа денег не экономили. Удивительным было даже то, что стройка началась без каких-либо финансовых и технических расчетов. Внутреннее убранство интерьера измерялось лишь количественным показателем, без пересчета на рубли. Например, одних только картин предполагалось 18 тыс. м 2 .

Война нарушила все планы архитекторов и художников. В 1941 г. возведение Дворца было остановлено и более не возобновилось, несмотря на все «попытки» Хрущева. Родоначальник уродливых 5-этажек под снос провел заведомо проигрышный конкурс на предмет размещения Сталинского Дворца Советов на участке, занимаемом сейчас МГУ на Воробьевых горах. Задача конкурса была в том, чтобы гармонично вместить монументальное здание высотой в 415 м в облик города. Естественно, это было невозможно сделать, в следствии чего идею возведения гиганта «зарубили».


Вид с памятника Ленина. Кадр из фильма “Шпион”

Стройка после Великой Победы

На бумаге же работа не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны. Иофан, находясь в эвакуации, продолжал оттачивать Дворец Советов на бумаге, а также выдвигал предложения использовать отдельный элемент здания для строительства небоскреба в Свердловске.

Во время войны все строительные мощности Управления Дворца Советов были переброшены на второй, по значимости для Сталина, проект – Московское метро. Метрополитен строили ударными темпами и вводили очередную станцию ровно в срок.

После окончания войны вождь загорелся новой идеей – строительством высоток, облик которых был заимствован из чертежей Дворца Советов Бориса Иофана. По замыслу Сталина главный город страны планировалось наполнить высотками, чтобы поражать иностранцев своим величием и подтверждать статус сверхдержавы.


Слева – Наркомат тяжелой промышленности по проекту Мельникова. По центру – здание Наркомата тяжелого машиностроения по проекту Чичулина.

Архитектурную концепцию здания советов в Москве должны были поддержать Сталинские высотки. Они перекликались с ним, то отдаляя, то приближая к себе архитектурную перспективу центра столицы.

Пропорции и силуэт зданий должны были быть оригинальными и своей архитектурно-художественной композицией гармонировать с исторической застройкой и силуэтом будущего Дворца Советов. Справедливости ради, надо сказать, что это было сделать крайне проблематично, потому как Московский Кремль на фоне такого монолита, смотрелся бы по меньшей мере странно.

Построение Дворца Советов в Москве отодвигалось с каждым новым съездом партии. Почему-то, Иосиф Сталин постоянно затягивал возведение гиганта, при этом, очевидных причин на то не было. Но вот удивительное – строительство высоток вождь всячески форсирует.

Несмотря на то, что Дворец Советов в Москве так и не возвели, работы по его строительству дали весьма позитивные результаты в дальнейшем. Управление строительства Дворца Советов приобрело огромный опыт на протяжении всего проектирования здания и в дальнейшем стало, своего рода, элитным строительным подразделением. Этому отделу поручили возведение стратегически важного объекта – Останкинской башни.

«Клоунада» Хрущева

«Сила всегда привлекает людей с низкой моралью, на смену гениальным диктаторам неизменно приходят мерзавцы. В этом есть своя закономерность» – А.Эйнштейн.

После смерти вождя народов, каким-то случайным образом страну возглавил «главный палач СССР» Н. С. Хрущев. В тщетных попытках избавиться от Сталинского прошлого и хоть как-то выглядеть на его фоне не столь жалким руководителем, он подготовил доклад «О культе личности и его последствиях», в котором обвинил Иосифа Сталина в неуважении к Владимиру Ильичу Ленину потому, как Дворец Советов в Москве, запланированный еще 30 лет назад так и не был построен и это должно быть исправлено. По своей никчемности и низости Хрущев может уступить только Горбачеву. Если первый разрушал страну по глупости, то второй – делал это целенаправленно, за деньги.

Естественно, Хрущев и не собирался возводить монументальное сооружение. Появление гиганта означало бы победу Сталинской эпохи и являлся бы кульминационным моментом всех его архитектурных преобразований. Хрущев же осуждал Сталина и поэтому не мог позволить этому свершится. Решение этого вопроса он нашел, как и подобает такому человеку, крайне циничное. Был объявлен конкурс на проект нового Дворца Советов, но с весьма занимательными критериями.

Достаточно привести краткий отрывок из описания конкурса: «свободны от формалистических, реставраторских, эклектических тенденций и подражания современной капиталистической архитектуре». Все расплывчато и абстрактно. Конечно же, благодаря таким формулировкам можно любому проекту сказать: «Вы нам не подходите!».

Несмотря на это, в конкурсе приняли участие многие известнейшие архитекторы: Б. Иофан, Д. Чечулин, И. Жолтовский и другие. Теперь же, все их чертежи и работы не проходили «конкурсный» отбор. Неудивительно, что не было выбрано ни одного проекта, способного удовлетворить таким критериям.

Хрущевская «клоунада» закончилась запланированным фарсом, а СМИ уже во всю боролись с собственной – советской архитектурой. В итоге, Дворец Советов в Москве так и остался главным гигантом СССР, но только на бумаге.


Дворец Советов - это плод любви модернистского ар-деко и сурового советского неоклассицизма. Разработанный в 30-х годах прошлого столетия, проект этого сооружения впечатляет своим экстерьером и по сей день (правда, на картинках). Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением мире.

Строительство его началось в 1937 году и скоропостижно закончилось в сентябре 1941-го, когда стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. После войны строительство решили не возобновлять, не до того было.

Главный Туркменский канал


1950 год ознаменовался началом великой всесоюзной стройки. Главный Туркменский канал был спроектирован с целью обводнения и мелиорации засушливых земель Туркмении, увеличения посевочных площадей хлопка, а также с целью проложить судоходное сообщение между Волгой и Амударьей. Предполагалось провести 25% стока вышеупомянутой Амударьи по высохшему руслу Узбоя до города Красноводска.

Цель действительно впечатляющая, особенно если учесть, что длина проектируемого канала составляла около 1200 км, ширина - не менее 100 м, глубина - 6-7 м. Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяженностью в 10 000 км, около 2000 водоёмов, три ГЭС. При строительстве планировалось задействовать 5000 самосвалов, 2000 бульдозеров, 2000 экскаваторов, 14 земснарядов. В качестве рабочей силы было решено использовать заключенных и местных жителей. На 1953 год на стройке числилось 7268 вольнорабочих и 10 тысяч заключенных.

Конечно, вышеперечисленными средствами правящая верхушка не ограничивалась. На эту стройку работала вся страна, о чем нам красноречиво говорит цифра в 1000 (!) вагонов грузов, которые поставлялись сюда со всех уголков Союза ежемесячно.

Сразу после смерти вождя строительство ГТК было остановлено по инициативе Берии. А затем и вовсе прекращено из соображений нерентабельности. Но к этому времени на строительство объекта было безвозвратно потрачено более 21 млрд советских рублей, или 2,73 трлн современных российских.

Трансполярная магистраль (стройка 501-503)


Человек года (1940, 1943) по версии журнала Times (речь о Сталине, если что) свои амбиции по географическому признаку не ограничивал. По его инициативе в послевоенное время, с 1947-го по 1953-й, крупная строительная организация с незамысловатым названием «ГУЛАГ» работала над грандиозным проектом - Трансполярной магистралью.

Целью данного строительства было соединение западного севера (Мурманск, Архангельск) с восточным севером (Чукотка, побережье Охотского моря).

Ввиду крайне сжатых сроков строительство велось параллельно с проектно-изыскательскими работами, что не могло не сказываться на качестве возводимого железнодорожного полотна. Всего на стройке было задействовано приблизительно 80 тысяч человек, не считая охраны. В 1953 году работы были остановлены, а в 1954-м - посчитана их стоимость: примерно 1,8 млрд советских рублей.

Сахалинский тоннель (стройка 506-507)

Еще одна колоссальная стройка, прервавшая свое существование вместе со смертью Сталина - Сахалинский тоннель.

Стартовавшее в 1950 году строительство по плану должно было финишировать уже в 1955-м. При длине тоннеля в 10 км сроки были более чем сжатые. От социализма к коммунизму пятилетними шагами! А шагала страна конкретно на этой стройке ногами более 27 тысяч человек все тех же заключенных и вольнорабочих. И весной 1953 года стройка закрылась.

Поворот сибирских рек


Оговоримся сразу: собственно реки никто разворачивать не собирался. Планировалось лишь перенести часть стока некоторых сибирских рек, например Оби и Иртыша, в засушливые области СССР - по земледельческим причинам.

Проект стал одним из самых грандиозных проектов ХХ столетия. Более двадцати лет над ним трудились 160 научных и производственных организаций СССР.

Первый этап работ подразумевал строительство канала длиной 2500 км, шириной от 130 до 300 м и глубиной 15 м. Второй этап представлял собой изменение направления течения Иртыша на 180 градусов. То есть воды Иртыша планировалось направить в обратном направлении с помощью насосных станций, гидроузлов и водохранилищ.

Разумеется, этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Здравый смысл взял верх над имперскими амбициями - советские академики все же уговорили руководство страны оставить сибирские реки в покое.

Башня Никитина - Травуша 4000 (проект)

В 1966 году инженеры Никитин (между прочим, главный конструктор Останкинской телебашни) и Травуш предложили проект самого высокого небоскреба в мире. Причем строить его планировали в Японии. Теоретически небоскреб был великолепен: его высота составляла 4 км! Башня делилась на четыре сетчатые секции в километр длиной и с диаметром у основания 800 м. Башня, будучи по задумке жилым зданием, должна была вмещать до 500 тысяч человек.

В 1969 году проектная работа была остановлена: заказчики вдруг опомнились и потребовали уменьшить высоту здания до 2 км. Потом - до 550 м. А потом и вовсе отказались от царь-башни.


Терра-3

Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 «Терра-3». Фото 2008 г.

«Терра-3» - это не что иное, как проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом. Он же научно-экспериментальный стрельбово-лазерный комплекс. Работы над «Террой» велись с 60-х годов прошлого века. К сожалению, уже в начале 70-х ученые стали понимать, что мощности их лазеров недостаточно для того, чтобы сбивать боеголовки. Хотя спутники она сбивала, этого у нее не отнять. Проект как-то сам сошел на нет.

«Звезда» (лунная база)

Первый подробнейший проект советской базы на Луне. Лелеянная в 60-е и 70-е годы концепция лунного городка представляла собой основной беспилотный модуль и несколько автоматических аппаратов для исследования поверхности спутника Земли. В перспективе к основному модулю должны были пристыковываться жилые отсеки, и весь этот паровозик колесил бы по Луне, черпая энергию из собственного ядерного реактора.

Воплощение подобных космических фантазий в реальность обошлось бы государству в неподъемные 50 млрд рублей. В условиях ведения войны, пусть и холодной, было решено отказаться от подобной межпланетной роскоши.

Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)

ОГАС был основан на принципах кибернетики и предназначался для автоматизированного управления экономикой всего СССР. То есть система должна была отвечать за тотальное вертикальное и горизонтальное взаимодействие всех сфер государственной экономики для обеспечения планирования, управления и обработки информации. Управление экономикой могло перейти в руки бездушной безжалостной машины, которая была призвана упорядочить, стабилизировать и прокачать жизнь и без того типовых граждан. Переход от командной экономики к рыночной уничтожил светлое будущее ОГАСа.

ДЕМОС


Диалоговая единая мобильная операционная система - ДЕМОС. То, что могло бы быть установлено на твоем ПК вместо привычной Windows, если бы не развал СССР.

По сути, ДЕМОС - это прямой аналог капиталистического UNIX, который локализовали и адаптировали к советским условиям советские системные администраторы в середине 80-х. Проект закрыт в начале 1990-х.

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ, неосуществленный проект здания, предназначенного для возведения в Москве. Впервые идея строительства в Москве Дворца Советов была высказана С. М. Кировым (см. КИРОВ Сергей Миронович) в 1922 на Первом съезде Советов. Проектирование … Энциклопедический словарь

Дворец Советов. Проект Б. М. Иофана, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха. 1935 – 1937. Москва. «Дворец Советов» название станции в 1935—57 … Москва (энциклопедия)

Проект Дворца Советов (арх. Б. М. Иофан, В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). Дворец советов неосуществлённый строительный проект советского правительства, работа над которым велась в 1930 е годы и в 1950 е годы: грандиозное административное здание,… … Википедия

Проектировался в 1931—33 и 1957—59. Идея сооружения комплекса возникла в 1922 на I съезде Советов СССР. В 1930—50 х гг. она всячески пропагандировалась, приобретя символический смысл выражения государственной, политической и… … Москва (энциклопедия)

Дворец искусств многозначный термин. Дворец искусств (Иваново) Дворец искусств (Львов) Дворец искусств (Минск) Национальный дворец искусств «Украина» См. также Дворец Дворец изящных искусств Дворец культуры Дворец пионеров Дворец Советов … Википедия

Проект Н. Троцкого, получивший первую премию Дворец труда в Москве … Википедия

Достопримечательность Дворец культуры и науки Pałac Kultury i Nauki … Википедия

Дворец Дворец великого князя Алексея Александровича … Википедия

Координаты: 59°55′58″ с. ш. 30°20′41″ в. д. / 59.932778° с. ш. 30.344722° в. д. … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Юсуповский дворец. Координаты: 59°55′45.8″ с. ш. 30°17′56.12″ в. д. / 59.929389° с. ш … Википедия

Книги

  • Архитектура дворца советов , Коллектив авторов. Дворец Советов и сотрудничество искусств. Строительство Дворца Советов и содружество искусств. Конструкции и материалы. Архитектура интерьеров. Основная скульптура Дворца Советов - статуя В.…
  • Архитектура дворца советов , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Дворец Советов и сотрудничество искусств. Строительство Дворца Советов и содружество искусств.…
  • Сталинские небоскребы. От Дворца Советов к высотным зданиям , Васькин А. А.. 256 стр. Книга известного москвоведа Александра Васькина посвящена сталинской архитектуре и ее конкретному воплощению - так называемым сталинским высоткам Москвы. Первое издание книги…