Урок 101
Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит». Что читать летом
Уроки внеклассного чтения
I.
Артикуляционная разминка
Можно провести соревнование, разбив класс на три-четыре команды: кто больше помнит скороговорок? Команды хором по очереди произносят скороговорки, не подглядывая в рабочие тетради. Команда, которая не может вспомнить скороговорки, выбывает из игры. Побеждает команда, оставшаяся последней.
Учитель заранее заготовит небольшие призы, например календарики.
II. Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит»
Стихотворения-шутки, которые могут прозвучать на уроке в конце учебного года, создадут хороший настрой у детей, оставят впечатление об уроке литературы как о радостном, праздничном событии.
В учебнике-хрестоматии (с. 179-180)
дано одно стихотворение Юлия Кима - одного из ярких представителей авторской песни, который создал тексты песен к большому количеству фильмов и для взрослых, и для детей. «Рыба-кит» - тоже песня, это сразу чувствуется по задорному ритму и игровой ситуации.
Юлий Ким не одинок в своем стремлении создавать стихотворения-шутки и песни-шутки: это делали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Вадим Егоров, Юнна Мориц и другие современные поэты. Несколько текстов мы предлагаем учителю и детям в Приложении
.
III. Что читать летом
Мы приводим примерный список книг, которые могут быть рекомендованы пятиклассникам для летнего чтения (см. Приложение
). Учитель возьмет в библиотеке эти книги, сделает в классе выставку и кратко расскажет об их содержании, учитывая читательские интересы детей и стремясь заинтересовать их новыми книгами. Учитель заранее сделает копии списка книг и даст каждому ученику.
СКОРОГОВОРКИ
[б] - [п] [б’] - [п’]
Добры бобры
Идут в боры.
Добр бобр для бобрят.
Бык тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
По поясам пояски,
По пояскам поясочки.
Белогубы огурцы,
Молодцы белопупы.
Ехали купцы,
Говорили они
Про покромы
Да про покромки 1
.
Стоит копна 2 с подприкопеночком.
Петр Первый
Пошел погулять,
Поймал перепелку 3
,
Пошел продавать.
Просил полтинник 4
.
Получил подзатыльник.
[в] - [ф] [в’] - [ф’]
Круг прорублю,
Мать проведу,
Сестру выведу.
По двору-подворью
В добром здоровье.
Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.
Вьюги, метели
Под февраль полетели.
Посадила Фекла свеклу.
Февронья фыркала на Феклу.
[д] - [т] [д’] - [т’]
На дворе трава,
На траве дрова.
У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.
Шел мужик из-за реки,
Нес лапти-девятерики.
Нам не до мужиков,
Не до лаптей-девятериков.
На улице деготник 5
.
Нам не до деготника,
Не до деготниковых детей.
[г] - [к] [г’] - [к’]
На горе, на пригорке
Стояли два Егорки.
Раз - Егорка,
Два - Егорка.
Я вокруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.
Полпогреба репы,
Полколпака гороху.
Купи кипу пик,
Кипу пик купи.
Шит колпак,
Да не по-колпаковски.
Кто бы тот колпак
Переколпаковал?
Из-под кислого молока,
Из-под простокваши.
Утка моя,
Селезнюха моя,
Не летай за реку,
Не клюй песку,
Не тупи носку.
Клюет курица крупку,
Курит турок трубку.
Не клюй, кура, крупку,
Не кури, турок, трубку.
[х] [х’]
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!
Не по тропе, а около
Катилось О и охало,
О охало,
О охало
Не на тропе, а около.
Не просмеховствуй других -
И сам не просмеховствован будешь.
Полпуховика и полполувыпуховика,
Цельный пуховик 6
и полполувыпуховик.
[з] - [с] [з’] - [с’]
Зелен изумруд.
Сыворотка 7 из-под простокваши.
У сыра дуба,
У суха сука
Белошерстый пес.
На семеры сани,
По семеры - в сани.
Идет с косой
Косой козел.
Бежит лиса по шесточку 8
.
- Лизни, лиса, песочку!
Сенька-везенька,
Вези бабу на санках.
Санки - скок,
Сеньку - в лоб!
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
[ж] - [ш]
Журила 9 журавля журавлиха.
Летят три пичужки 10
Через три пусты избушки.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша 11
.
Шла бабка из-под Шарташа,
Несла кринку 12
из-под простокваши.
Как заедешь в Шарташ,
Там не расшаташь.
ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Ким Юлий Черсанович является одним из самых известных отечественных писателей, драматургов, поэтов, композиторов бардов. Будущий писатель родился в городе Москва в 1936 году. После того, как его родителей арестовали в 1938 году, Ким покидает столицу на целых 16 лет и отправляется жить в Туркмению. А в 1954 году он возвращается в родной город. Ким учился на историко-филологическом факультете в Московском педагогическом университете, который окончил в 1959 году. Дальше по распределению уехал работать на Камчатку, потом снова вернулся в столицу, где несколько лет работал преподавателем истории и обществоведения, работал также в интернате 18 при МГУ. С этих самых лет Юлий Ким впервые начал обращаться к творчеству, разыгрывать с учениками сценки со сценарием и музыкой, которые напоминали современные мюзиклы. В период с 1965 по 1968 годы писатель стал заметным участником в правозащитном движении.
А далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Как-то ночкой чёрной Вышел капитан тан тан тан. И в трубу подзорную Ищет он кита ха-ха. Нет кита, Но нет кита, Но нет кита не видно, Вот беда, ну, вот беда, Ну, до чего ж обидно, ага. Как-то юнга Дудочкин Бросил в море лот, лот, лот, лот. И на эту удочку клюнул кашалот, о! Вот и кит, ну что за вид, Ну только рёбра видно, Фу, какой худой такой, Ну до чего ж обидно, ага. На далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Ну до чего ж обидно.
Домашнее задание Выполнить раздел из учебника « Учимся читать выразительно». Подготовьте развёрнутый ответна вопрос: «Как вы понимаете слова С. Я.Маршака о талантливом читателе?»Нарисовать иллюстрацию к песне «Рыба-кит»и выучить на изучать. Подготовить биографию Стивенсона и выучить наизусть стихотворение «Бересковый мёд» Внимание: Выучить наизусть одно стихотворение!!!(На выбор)
Рыба-кит
Юлий Черсанович Ким
Род. в 1936 г.
Юлий Черсанович Ким родился в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт. После института преподавал историю и литературу на Камчатке, затем в Москве.
Работал учителем 9 лет. В институте начал писать песни, вскоре они зазвучали во многих фильмах («Бумбараш», «Двенадцать стульев», «Про Красную Шапочку», «Обыкновенное чудо» и др.). В 1996 году вышли книги Ю. Кима («Творческий вечер», «Летучий ковёр»). Его песни до сих пор звучат в концертах, по радио, по телевидению и радуют слушателей.
Прочитайте весёлую песню Ю. Кима «Рыба-кит» вслух или спойте её.
Как вы думаете, что делает её такой весёлой и бодрой?
Рыба-кит
На далёком Севере
Бродит рыба-кит,
А за ним на сейнере
Ходят рыбаки.
Но нет кита, но нет кита,
Но нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну до чего ж обидно!
Как-то ночкой чёрною
Вышел капитан,
И в трубу подзорную
Ищет он кита.
Но нет кита, но нет кита,
Но нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну до чего ж обидно!
Как-то юнга Дудочкин
Бросил в море лот,
И на эту удочку
Клюнул кашалот.
Вот и кит, ну что за вид,
Ну только рёбра видно.
Ах какой, худой такой,
Ну до чего ж обидно!
На далёком Севере
Ходит рыба-кит,
А за ним на сейнере
Ходят рыбаки.
Но нет кита, но нет кита,
Но нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну до чего ж обидно!
Совершенствуем свою речь
1. Читая или слушая исполнение юмористического стихотворения-песни известного поэта Юлия Кима, мы весело улыбаемся. Как ритм стихотворения, повторы, неожиданные словосочетания помогают нам понять, что это юмористическое произведение и что это песня?
2. Объясните значение слов и подберите к ним синонимы:
Подготовьтесь к конкурсу на самое смешное чтение наизусть (возможно инсценированное) стихотворения Ю. Кима «Рыба-кит».
Урок литературы в 5 классе № 60.
Дата ___________________________
Тема: Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю. Ч. Ким «Рыба-кит». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Цели урока: Краткое знакомство с жизнью и творчеством Саши Черного и Ю. Ч. Кима. Расширение представления о юморе и литературе.
Развитие навыков пересказа и анализа текста, творческих способностей.
Воспитание чувства юмора.
Основные понятия: юмор.
Методические приемы : беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписей, выразительное чтение.
Оборудование: аудиозаписи песен Ю. Кима, учебник, тетрадь.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока.
Организационный момент.
Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе.
Работа по теме урока.
1. Целевая установка.
Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на урок.
2. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.
А. Чтение статьи учебника (с. 172-173) .
Б. Слово учителя
Александр Гликберг родился в многодетной семье, которая поселилась в небольшом городке Белая Церковь на Украине. Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей, стал нищим-попрошайкой и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. О судьбе мальчика написали в газете, и К. К. Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей - нежным и добрым.
Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он умер от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. Он выбрал себе псевдоним
Саша Черный
(в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним
Андрей Белый
), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.
Позже, в старших классах, мы будем читать сатирические произведения Саши Черного.
В.
Беседа. Реализация воспитательной цели.
- Вы прочитали два рассказа Саши Черного: «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Какое настроение вызвали у вас эти рассказы? Какие эпизоды, описания вам понравились?
- Почему в рассказе «Кавказский пленник» никто из детей не хотел быть Костылиным?
(Никто из детей не хотел быть предателем).
— Вопросы (Егорова, стр. 376 – 377).
- Какие смешные эпизоды можно отметить в рассказе «Игорь-Робинзон»?
(Дети отмечают, как индюк съел бюст Гоголя, как теленок жевал курточку, как Игорь сделал из бумаги золотую медаль).
- Каким можно назвать юмор Саши Черного: острым, язвительным или добрым, мягким?
Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.
3. Ю. Ч. Ким. Рыба-кит.
А.
Чтение статьи учебника
(с. 189)
.
Б. Прослушивание песни «Рыба — кит».
В. Работа по вопросам и заданиям учебника (стр. 190). Реализация воспитательной цели.
Юнга (от нем. Junge - «мальчик» или нидерл. jonge - «молодой») - мальчик на судне, готовящийся в матросы. Основав Кронштадт в 1703 году, Пётр I учредил в нём училище морских юнг , то есть малолетних матросов…
Сейнер (англ. seiner , от (purse) seine - (кошельковый) невод) - рыбопромышленное судно для лова рыбы кошельковым неводом, который также может называться сейной. Сейнер , обычно, однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.
Лот — это стандартная партия или объем, какого либо товара. Лот — это также единица измерения валюты во время торгов на валютной бирже.
III . Итог урока.
Цель этапа: обобщение информации.
Беседа.
Егорова, стр. 380 – IV .
- Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.
Прослушивание песен Ю. Ч. Кима.
IV . Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Ответить на итоговые вопросы (стр. 192), подготовиться к итоговому тестированию.
По желанию.
Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)».
Литература.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. коровин.-2-е издание – М.: Просвещение, 2013
Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013.