Языковая единица. Языковые единицы

§1. Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика

Язык представлен в виде речи: устной и письменной. Письменная речь появилась позже устной. Письменность изобрели для сохранения информации и передачи её во времени и пространстве. Благодаря этому мы можем узнать информацию, записанную много веков назад очень далеко от места, где находимся сейчас. Появление письменности - такая же важная веха в развитии человеческой цивилизации, как и появление компьютера в наши дни. Даже еще важнее.

Устная речь - это поток звуков, но поток, организованный по особым законам. Минимальные единицы устной речи - звуки.
Звуки можно произнести.
Звуки можно услышать.
Для этого у человека есть специальные органы: речевой аппарат и органы слуха.

Буквы - это условные и не всегда точные обозначения звуков на письме.
Буквы можно написать.
Буквы можно прочитать.
Для этого у человека есть рука и орудия письма: карандаш, ручка, мел, уголь, а сегодня и компьютер. Воспринимаются буквы зрением. Орган зрения у человека - глаза.

Слова можно записать буквами. Буквы русского алфавита . Говори правильно: алфави´ т.
Звуков и букв неодинаковое количество. Ударных гласных в русском языке 6 (есть и безударные) и 36 согласных звуков. 33 буквы передают на письме все звуки и их всевозможные сочетания тоже. Понятно, что однозначных соответствий между буквами и звуками нет. Поэтому у нас так много правил орфографии.

Звуковой состав языка, характеристики звуков, то, как они ведут себя, оказавшись рядом друг с другом и в разных позициях в слове, изучает фонетика. Буквенный состав слов, правила написания слов, их частей и форм изучает орфография. Правила русской орфографии см. Орфография .

§2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология

Каждое слово имеет свою звуковую оболочку. У каждого своя морфемная структура (о строении слова см. ниже). В отличие от звуков и морфем слова выражают значение. Роль слова - называть предметы, признаки, действия и другие реалии действительности. Поэтому слово считают зна´ чимой, т.е. имеющей значение, единицей языка. Важно, что в слове обобщаются представления людей. Дом это не только конкретный дом, в котором, к примеру, живёшь ты, а все дома. Также важно, что слово способно передать эмоцию, оценку, оттенки значения. Дом - это одно, а домище - другое. Слова хибара, хоромы, домище, дворец могут использоваться вместо слова дом людьми, которые хотят выразить свое отношение к предмету.

Слово как единицу лексического состава языка изучает лексикология .

§3. Состав слова. Морфемика

Слово состоит из частей. Эти части называются морфемами. Морфемы - строительный материал для слов.

Морфемы: корень, приставка, су´ ффикс, интерфи´ кс, окончание.

Корень обозначают так: стран а
Приставку обозначают так: по смотреть
Суффикс обозначают так: молодец

Интерфи´ кс никак не обозначают. Интерфикс - это соединительные гласные е и о в сложных словах: само вар ,земле ройка .
Окончание обозначают так: страна , посмотреть , молодец

К орень, приставка, суффикс, интерфикс входят в основу слова. То, какая основа, зависит от структуры слова. Если в слове есть только корень и окончание, то основа будет состоять только из корня. Окончание в основу слова не входит. Основа обозначается подчеркиванием: стран а , посмотре ть , молодец .

У разных слов разный морфемный состав.Морфемную структуру слов, т.е. состав слов, изучает морфемика .

§4. Производство слов. Словообразование

Образование слов, их производство - это работа морфем. Сравним слова: дом и дом ик .

Слово дом ик образовано от слова дом . Словообразование не интересуется окончаниями слов, для него важна основа. Важно разобраться, что от чего образовано, какая основа производная, а какая производящая.

Худ ой →худ-еньк -ий,
худ-об -а,
худ - ышк ,
худ -е -ть →по- худ-е -ть→по-худе-ни -е, точнее: [н’ий’ ] - [э]

От чего, какой основы, и как, каким способом, а также с помощью каких средств образована основа нового слова, изучает словообразование .

§5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология

Классы слов, имеющие сходное грамматическое значение, набор форм при их изменении и роль в предложении, называют частями речи.
Части речи, их значения и роль, а также их постоянные и изменяемые признаки изучает морфология.

§6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис

Мы не говорим словами. Мы разговариваем предложениями. Предложение - это единица общения более высокого уровня.

Слово называет.
Но оно не выражает законченную мысль и не является единицей общения.
Слово не является самостоятельной единицей языка.

Предложение выражает мысль и является единицей общения.
Кроме того, предложение в отличие от слова высказывается с определённой целью, которая может быть различной.
Предложение грамматически и интонационно оформлено.
Предложение - это самостоятельная единица языка.

Слова входят в предложение как строительный материал. Это возможно благодаря механизму изменения слов и специальным синтаксическим связям, свойственным словосочетанию и предложению.

Словосочетания и предложения: простые и сложные, их структура и виды связи изучаются синтаксисом.

§7. Уровни языка и языковые единицы

В языке единицы более низких уровней служат строительным материалом для создания единиц более высокого уровня. Морфемы состоят из звуков. В русском возможны морфемы, состоящие только из одного звука, например:

с дать [здат’] - приставка с- произносится как один звук [з],
дели ть [д’эл’ит’] - суффикс -и- состоит из одного звука,
дому [дому] - окончание состоит из одного звука.

Слова состоят из морфем. В русском возможны слова, состоящие только из одной морфемы: как - корень, врозь - корень, жаль - корень.

Словосочетания и предложения состоят из слов. Возможны предложения, состоящие только из одного слова. Но чтобы стать предложением, слово должно быть произнесено с определённой целью, оно должно быть оформлено интонационно и грамматически. Например, Ночь! - это повествовательное, восклицательное, простое односоставное с главным членом подлежащим - назывное, нераспространённое, полное, неосложнённое.

§8. Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса

У слов есть звуковой состав.
У слов есть лексическое значение.
У слов есть морфемная структура: части, из которых оно состоит.
У слов есть возможность быть основой для производства других слов.
У слова есть грамматическое значение и грамматическая форма.
У слова есть роль в предложении.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной единицей устной речи?

    • Слово
  2. Как называются специальные символы, служащие для передачи характера звучания?

    • Буквы
    • Знаки транскрипции
  3. Какая дисциплина изучает буквенный состав слова, правила написания слов, их частей и форм?

    • Фонетика
    • Орфография
    • Морфемика
  4. Какая единица языка называет предметы, признаки, действия и другие реалии действительности?

    • Морфема
    • Слово
  5. Что изучает морфемика?

    • Звуковой состав слов
    • Лексическое значение слов
    • Морфемную структуру слов
    • Способы образования слов
  6. Словообразование рассматривает основы или окончания слов?

    • основы
    • окончания
  7. Все ли русские слова изменяемые?

  8. Как называются классы слов, имеющие сходное грамматическое значение, набор форм при изменении и роль в предложении?

    • Способы словообразования
    • Части речи
    • Предложения
  9. Какие признаки свойственны всем словам одной части речи: постоянные (неизменяемые) или непостоянные (изменяемые)?

    • Постоянные
    • Непостоянные
  10. Какая единица языка грамматически и интонационно оформлена?

    • Слово
    • Предложение

Правильные ответы:

  1. Знаки транскрипции
  2. Орфография
  3. Слово
  4. Морфемную структуру слов
  5. основы
  6. Части речи
  7. Постоянные
  8. Предложение

Вконтакте

Язык и речь.
В современном языкознании принято разграничивать понятия «язык» и «речь».
Язык определяется как система знаков.
Знак - это условное обозначение чего-либо, то есть что-то, что мы можем воспринимать (например, красный сигнал светофора), и то его значение, о котором договорились, условились. Именно договорённость и превращает какой-либо предмет. Действие, изображение в знак.

Но язык - это не просто знак, а система знаков. Система состоит из отдельных элементов и связи между ними. Так, светофор - это система регулирования дорожного движения. У него есть три элемента: красный, желтый и зеленый сигналы. Каждый элемент имеет свое значение и связь с другими элементами. Если бы существовал только один элемент, системы бы не было: один элемент не смог бы функцию регулирования дорожного движения. Если бы все время горел только красный свет, то никакого движения не было бы.

Язык не просто совокупность знаков, он представляет собой систему, имеющую определенную структуру (строение). Элементы, составляющие эту структуру, существуют не сами по себе, они связаны друг с другом и образуют единое целое. Знак является членом определенной знаковой системы.

Язык как система имеет свою функцию - он является средством общения.

Речь - это язык в действии, это использование всех элементов языка и связей между ними. Речь существует в двух формах - устной и письменной.

Устная речь создается в момент говорения, поэтому основным ее признаком является неподготовленность, импровизация.

Письменная речь - это речь без непосредственного собеседника. Поэтому у автора есть возможность обдумать, подготовить свое высказывание.

Понятие «речь» включает в себя как сам процесс говорения, так и результат этого процесса (рассказ, письмо). Речь служит средством выражения мыслей и чувств человека.

Речь зависит от многих параметров:

  1. От того, с кем мы общаемся, каковы отношения между собеседниками: дружеские, нейтральные, официальные.
  2. Время и место коммуникации. Жизнь человека распадается на будни и праздники, на работу и отдых. Каждый из этих временных отрезков тесно связан с определенными событиями и возможными типами бесед. Значит, каждый из носителей языка интуитивно ощущает, как зависят тема и характер общения от времени и места, в которое оно происходит.
  3. Тема общения. Серьезный разговор на важную тему вряд ли будет вестись с шутливыми интонациями.

Т.о. ситуация общения влияет на то, как мы говорим. Если даже один из параметров ситуации (партнеры, цель, форма общения) изменится, речевые средства будут использоваться по-другому.

Основные единицы языка.
Язык - это система, а всякая система состоит из отдельных элементов связанных между собой. Язык состоит из «единиц языка».

  1. Фонема - это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение.
  2. Морфема - это минимальная смысловая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут.
  3. Слово - основная единица языка. Слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно.
  4. Словосочетание - это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух и более сов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь.
  5. Предложение - это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений.
  1. Мельчайшие единицы языка складываются в более крупные, но единицы языка отличаются друг от друга не только размерами. Главное их отличие не количественное, а качественное (различие в их функции, назначении).

Каждая единица языка занимает свое место в системе и выполняет определенную функцию.

Понятие о литературном языке и языковой норме

Русский язык в самом широком смысле слова — это совокупность всех слов, грамматических форм, осо-бенностей произношения всех русских людей, т. е. всех, говорящих на русском языке как на родном.

Русский национальный язык неоднороден по сво-ему составу. Среди разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Это высшая форма национального языка, определяемая целой системой норм. В языкознании нормой на-зывают правила употребления слов, грамматичес-ких форм, правила произношения, действующие в данный период развития литературного языка. Нормы охватывают все его стороны: письменную и устную разновидность, орфоэпию, лексику, слово-образование, грамматику. Например, в литератур-ном языке нельзя употреблять такие формы, как «вы хочете», «мое фамилие», «они побегли»; надо говорить: «вы хотите», «моя фамилия», «они побе-жали»; не следует произносить е[г]о, ску[ч]но, а надо произносить е[в]о, ску[ш]но и т.д. Нормы описыва-ются в учебниках, специальных справочниках, а также в словарях (орфографических, толковых, фразеологических, синонимов и др.).

Норма утверждается и поддерживается речевой практикой культурных людей, в частности, писате-лей, черпающих сокровища речи из языка народа.

Литературный язык, письменный и устный, — это язык радио и телевидения, газет и журналов, государственных и культурных учреждений.

Русский литературный язык делится на ряд сти-лей в зависимости от того, где и для чего он ис-пользуется.

Так, в быту при общении с близкими людьми мы часто употребляем такие слова и предложения, которые не употребим в официальных деловых бу-магах, и наоборот. Например, в заявлении, в объяс-нительной записке вполне уместна такая фраза: За неимением необходимого количества автотранс-порта разгрузка прибывших вагонов со стройма-териалами была задержана на одни сутки.

При обращении же к коллегам по работе эту же мысль выражают, например, так: Сегодня было мало машин. На день задержались с разгрузкой вагонов.

Речь культурного, образованного человека дол-жна быть правильной, точной и красивой. Чем пра-вильнее и точнее речь, тем она доступней для по-нимания; чем она красивее и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя или чита-теля. Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать нормы родного языка.

Единицы языка. Уровни языковой системы

Единицы языка - это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. К основным единицам языка относят звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения.

Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы : звуки речи - фонетический уровень, морфемы - морфемный уровень, слова и фразеологизмы - лексический уровень, словосочетания и предложения - синтаксический уровень.

Каждый из языковых уровней тоже является сложной системой или подсистемой, а совокупность их образует общую систему языка.

Язык - естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Язык в одно и то же время - условие развития и продукт человеческой культуры. (Н. Д. Арутюнова.)

Низший уровень языковой системы - фонетический, он состоит из простейших единиц - звуков речи; единицы следующего, морфемного уровня - морфемы - состоят из единиц предшествующего уровня - звуков речи; единицы лексического (лексико-семантического) уровня - слова - состоят из морфем; а единицы следующего, синтаксического уровня - синтаксические конструкции - состоят из слов.

Единицы разных уровней различаются не только местом в общей системе языка, но и назначением (функцией, ролью), а также строением. Так, кратчайшая единица языка - звук речи служит для опознавания и различения морфем и слов. Сам звук речи значения не имеет, со смыслоразличением он связан лишь косвенно: сочетаясь с другими звуками речи и образуя морфемы, он способствует восприятию, различению морфем и образуемых с их помощью слов.

Звуковой единицей является и слог - отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними. Но слоги не соотносятся с морфемами или какими-либо другими значимыми единицами; кроме того, выявление границ слога не имеет достаточных оснований, поэтому некоторые ученые не включают его в число основных единиц языка.

Морфема (часть слова) - кратчайшая единица языка, имеющая значение. Центральная морфема слова - корень, в котором заключено основное лексическое значение слова. Корень присутствует в каждом слове и может полностью совпадать с его основой. Суффикс, приставка и окончание вносят дополнительные лексические или грамматические значения.

Различают морфемы словообразовательные (образующие слова) и грамматические (образующие формы слова).

В слове красноватый, например, три морфемы: корень краен- имеет признаковое (цветовое) значение, как и в словах красный, краснеть, краснота; суффикс -оват- обозначает слабую степень проявления признака (как в словах черноватый, грубоватый, скучноватый); окончание -ый имеет грамматическое значение мужского рода, единственного числа, именительного падежа (как в словах черный, грубый, скучный). Ни одна из этих морфем на более мелкие значимые части разделена быть не может.

Морфемы с течением времени по своей форме, по составу звуков речи могут видоизменяться. Так, в словах крыльцо, столица, говядина, палец некогда выделявшиеся суффиксы слились с корнем, произошло опрощение: производные основы превратились в непроизводные. Так же может изменяться и значение морфемы. Синтаксической самостоятельностью морфемы не обладают.

Слово - основная значимая, синтаксически самостоятельная единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. Слово представляет собой материал для предложения, причем предложение может состоять из одного слова. В отличие от предложения, слово вне речевого контекста и речевой ситуации не выражает сообщения.

В слове сочетаются признаки фонетические (его звуковая оболочка), морфологические (совокупность составляющих его морфем) и семантические (совокупность его значений). Грамматические значения слова материально существуют в его грамматической форме.

Большинство слов многозначно: например, слово стол в конкретном речевом потоке может обозначать род мебели, вид пищи, набор блюд, предмет медицинской обстановки. Слово может иметь варианты: ноль и нуль, сох и сохнул, песнь и песня.

Слова образуют в языке определенные системы, группы: на основе грамматических признаков - систему частей речи; на основе словообразовательных связей - гнезда слов; на основе смысловых отношений - систему синонимов, антонимов, тематических групп; по исторической перспективе - архаизмы, историзмы, неологизмы; по сфере использования - диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, термины.

К слову по его функции в речи приравниваются фразеологизмы, а также составные термины (точка кипения, вставная конструкция) и составные названия (Белое море, Иван Васильевич).

Из слов образуются словосочетания - синтаксические конструкции, состоящие из двух или более знаменательных слов, соединенных по типу подчинительной связи (согласования, управления, примыкания).

Словосочетание наряду со словом является элементом построения простого предложения.

Предложения и словосочетания образуют синтаксический уровень языковой системы.Предложение - одна из основных категорий синтаксиса. Оно противопоставлено слову и словосочетанию по формальной организации, языковому значению и функциям. Предложение характеризуется интонационным строем - интонацией конца предложения, законченности или незаконченности; интонацией сообщения, вопроса, побуждения. Особая эмоциональная окрашенность, которая передается интонацией, может превратить любое предложение в восклицательное.

Предложения бывают простые и сложные.

Простое предложение может быть двусоставным, имеющим группу подлежащего и группу сказуемого, и односоставным, имеющим только группу сказуемого или только группу подлежащего; может быть распространенным и нераспространенным; может быть осложненным, имеющим в своем составе однородные члены, обращение, вводную, вставную конструкцию, обособленный оборот.

Простое двусоставное нераспространенное предложение членится на подлежащее и сказуемое, распространенное - на группу подлежащего и группу сказуемого; но в речи, устной и письменной, происходит смысловое членение предложения, которое в большинстве случаев не совпадает с членением синтаксическим. Предложение членится на исходную часть сообщения - «данное» и на то, что утверждается в нем, «новое» - ядро сообщения. Ядро сообщения, высказывания выделяется логическим ударением, порядком слов, им завершается предложение. Например, в предложении Пред сказанный накануне ливень с градом разразился утром исходной частью («данным») является предсказанный накануне ливень с градом разразился, а ядром сообщения («новым») выступает утром, на него падает логическое ударение.

Сложное предложение объединяет два или более простых. В зависимости от того, какими средствами связаны части сложного предложения, выделяются сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения.

45. Текст предыдущей статьи разделите на части, сформулируйте вопросы по содержанию каждой части (письменно), подготовьте устные ответы на вопросы.

46*. Вы уже знаете, что язык с течением времени изменяется, развивается, совершенствуется. Прочитайте текст вслух, выделяя интонацией его ключевые положения. Определите главную мысль каждого абзаца и коротко запишите ее.

Подготовьте устное сообщение, отвечая на следующие вопросы: а) в каком состоянии находится сейчас русский язык и что активизирует его развитие; б) какие внешние воздействия влияют на происходящие в нем изменения; в) какие изменения в русском языке происходят наиболее активно, какие, по мнению автора, лишь ожидаются, а о каких трудно что-либо сказать?

В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические 5 тенденции 6 и вступает в новый период своего исторического развития.
Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».
Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы - особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак - это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

Трудно сказать, предстоят ли русскому языку синтаксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют очень значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внешними воздействиями. Вместе с тем можно 3 , видимо, ожидать значительных стилистических перегруппировок. Важными «внешними» стимулами в этих процессах будут такие явления, как научно-технический прогресс, превращение русского языка в мировой язык современности, ставшее одной из глобальных реальностей нашего времени.

На наших глазах идет творение фразеологии, преодолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося положения, реальных дел и задач. Например: убирать завалы (прошлого); искать развязки; прибавить в работе; усилить поиск; оздоровить общество; воспитывать словом и делом и т. п.

Новое политическое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления. Ведь без языковой точности и конкретности не может быть ни подлинной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения. (Л. И. Скворцов.)

Найдите предложение, в котором говорится о функциях языка. Какие это функции?

Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М. : Просвещение, 2009. - 287 с.

Планирование по русскому языку, учебники и книги онлайн , курсы и задачи по русскому языку для 10 класса скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Мы постоянно используем устную или письменную речь и редко задумываемся над тем, каково строение литературного языка. Для нас он средство, инструмент достижения определенной цели. Для лингвистов язык – это объект специальных научных исследований, результаты которых обобщаются в виде статей, монографий, словарей. Языкознание, или лингвистика (от лат.lingua – язык), – это наука о языке, сложившаяся в связи с потребностью людей в осмыслении такого явления, как язык .

Лингвисты выяснили, что язык – это не нагромождение слов, звуков, правил, а упорядоченная система (от греч.systema – целое, составленное из частей).

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит. В большинстве языков мира выделяются следующие единицы: фонема(звук), морфема, слово, словосочетание и предложение . Единицы языка неоднородны по своему строению. Есть единицы относительно простые, например, фонемы, а есть и сложные – словосочетания, предложения. При этом более сложные единицы всегда состоят из более простых.

Поскольку система – это не случайный набор элементов, а их упорядоченная совокупность, для понимания того, как «устроена» система языка, все единицы необходимо сгруппировать по степени сложности их структуры.

Итак, самая простая единица языка – это фонема , неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например, слова пот – бот – мот –кот различаются звуками [п], [б], [м], [к], представляющими собой разные фонемы

Минимальная значимая единица – морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Морфемы уже имеют какое-либо значение, но самостоятельно употребляться еще не могут. Например, в слове москвичка четыре морфемы: москв-, -ич-, -к-, -а. Морфема москв-(корень) содержит как бы указание на местность;-ич- (суффикс) обозначает лицо мужского пола – жителя Москвы;-к- (суффикс) означает лицо женского пола – жительницу Москвы;-а (окончание) указывает, что данное слово является существительным женского рода единственного числа именительного падежа.

Относительной самостоятельностью обладает слово – следующая по степени сложности и важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающая на них. Слова отличаются от морфем тем, что они не просто имеют какое-либо значение, но уже способны что-то называть, т. е. слово – это минимальная номинативная (назывная) единица языка . В структурном плане она состоит из морфем и представляет собой «строительный материал» для словосочетаний и предложений.

Словосочетание – соединение двух слов или более, между которыми имеется смысловая и грамматическая связь. Оно состоит из главного и зависимого слов: новая книга, ставить пьесу,каждый из нас (главные слова выделены курсивом).

Наиболее сложной и самостоятельной единицей языка, с помощью которой можно уже не только назвать какой-то предмет, но и что-то сообщить о нем, является предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Важнейшим формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и законченность. В отличие от слова – единицы номинативной (назывной) – предложение является единицей коммуникативной.

Современные представления о системе языка связаны прежде всего с учением о его уровнях, их единицах и отношениях. Уровни языка – это подсистемы (ярусы) общей языковой системы, каждая из которых обладает набором своих единиц и правил их функционирования . Традиционно выделяются следующие основные уровни языка: фонемный, морфемный, лексический, синтаксический.

Каждый из уровней языка обладает своими, качественно отличными единицами, имеющими разные назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка: фонемный уровень составляют фонемы, морфемный – морфемы, лексический – слова, синтаксический – словосочетания и предложения.

Единицы языка связаны между собой парадигматическими, синтагматическими (сочетаемостными) и иерархическими отношениями.

Парадигматическими называются отношения между единицами одного и того же уровня, в силу которых эти единицы различаются и группируются. Единицы языка, находясь в парадигматических отношениях, являются взаимопротивопоставленными, взаимосвязанными и тем самым взаимообусловленными.

Единицы языка являются противопоставленными в силу их определенных различий: так, русские фонемы «т» и «д» различаются как глухая и звонкая; формы глагола пишу – писал –буду писать различаются как имеющие значения настоящего, прошедшего и будущего времени. Единицы языка являются взаимосвязанными, поскольку объединяются в группы по сходным признакам: так, русские фонемы «т» и «д» объединяются в пару в силу того, что обе они – согласные, переднеязычные, взрывные, твердые; указанные ранее три формы глагола объединяются в одну категорию – категорию времени, так как все они имеют временное значение. Синтагматическими (сочетаемостными) называются отношения между единицами одного уровня в речевой цепи, в силу которых эти единицы связываются друг с другом, – это отношения между фонемами при их связи в слоге, между морфемами при их связи в слова, между словами при их связи в словосочетания. Однако при этом единицы каждого уровня строятся из единиц более низкого уровня: морфемы строятся из фонем и функционируют в составе слов (т. е. служат для построения слов), слова строятся из морфем и функционируют в составе предложений. Отношения между единицами разных уровней признаются иерархическими.

Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания – фонетики, морфологии, синтаксиса лексикологии.

Фонетика (от греч.phone – звук) – раздел языкознания, изучающий звуки языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы их образования, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения гласных и согласных и т.д.).

Морфемный и синтаксический уровни языка изучаются двумя лингвистическими дисциплинами – соответственно морфологией и синтаксисом.

Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных раздела, в более общую лингвистическую науку – грамматику (от греч.gramma – письменный знак) –раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Морфология (от греч.morphe – форма,logos – слово, учение) – один из разделов грамматики, изучающий морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия и функционирования в составе единиц более высоких уровней.

Синтаксис (от греч.syntaxis – составление, построение) – это раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании. Синтаксис включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Лексикология (от греч.lexikos – словесный, словарный,logos – учение) – это раздел языкознания, изучающий слово и словарный состав языка в целом. Лексикология включает в себя следующие разделы:

ономасиология (от греч.опота – «имя»,logos – учение) – наука, исследующая процесс называния. Ономасиология отвечает на вопрос, как происходит называние, присвоение имен предметам и явлениям внешнего мира;

семасиология (от греч.semasia – обозначение,logos – учение) – наука, изучающая значения слов и словосочетаний. Семасиология исследует смысловую сторону языковой единицы, сопоставляя ее с другими единицами того же уровня. Она показывает, как в единицах языка (словах) отображается внеязыковая действительность;

фразеология (от греч.phrasis – выражение,logos – учение) – наука, изучающая устойчивые обороты речи языка, природу фразеологизмов, их типы, особенности функционирования в речи. Фразеология выявляет специфику фразеологизмов, особенности их значения, отношений с другими единицами языка. Она разрабатывает принципы выделения и описания фразеологических единиц, исследует процессы их образования;

ономастика (от греч.опота – имя) – наука, изучающая имена собственные в широком смысле слова: географические названия изучаеттопонимика, имена и фамилии людей –антропонимика;

этимология (от греч.etymon – истина,logos – учение) – наука, изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка. Этимология объясняет, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели возникло слово, каково было его первоначальное значение, какие исторические изменения оно претерпело;

лексикография (от греч.lexikon – словарь,grapho – пишу) – наука, занимающаяся теорией и практикой составления словарей. Она разрабатывает общую типологию словарей, принципы отбора лексики, расположения слов и словарных статей.

Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности . Люди могут пользоваться различными знаковыми системами: телеграфный код, транскрипции, стенография, таблицы, цифры, жесты, дорожные знаки и т. п. В самом общем плане языки разделяются на естественные и искусственные.

Естественным называют язык, который возник вместе с человеком и развивался естественным путем, при отсутствии сознательного воздействия на него человека.

Искусственны е языки – это знаковые системы, созданные человеком как вспомогательные средства для разных коммуникативных целей в тех областях, где применение естественного языка затруднено, невозможно или неэффективно. Среди искусственных языков можно выделить плановые языки, являющиеся вспомогательными средствами международного общения (эсперанто, идо, волапюк, интерлингва);символические языки науки, например языки математики, химии, физики, логики; языки человекомашинного общения, например языки программирования, информационно-поисковые языки.

Естественный язык принципиально отличен от создаваемых в естественных науках, математике, технике систем знаковых обозначений. Так, систему обозначений в науке, систему телефонных номеров, дорожных знаков мы при определенных обстоятельствах можем заменить на более удобную. Нужно помнить, что эти знаковые системы создаются искусственно и служат средством общения только в узком кругу специалистов.

Изучение знаковых систем является предметом специальной науки – семиотики, котораяисследует возникновение, строение и функционирование различных знаковых систем,хранящих и передающих информацию. Семиотика изучает естественные и искусственные языки, а также общие принципы, составляющие основу структуры всех знаков.

Знак – это материальный предмет (в широком смысле слова), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя некоторого другого предмета, явления и используемый для передачи информации.

В семиотике различают два типа знаков: естественные (знаки-признаки) иискусственные (условные).Естественные знаки (знаки-признаки) содержат некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о разведенном костре, морозный узор на оконном стекле – о низкой температуре воздуха на улице и т. д. В отличие от знаков, которые существуют отдельно от предметов и явлений, знаки-признаки являются частью тех предметов или явлений, которые люди воспринимают и изучают (например, мы видим снег и представляем зиму).Искусственные (условные) знаки специально предназначены для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений.

Знак не является частью (или существенной частью) того, что он представляет, замещает, передает. В этом смысле он искусствен и условен. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют также коммуникативными, или информативными знаками (знаками-информаторами). Существует множество информативных знаков и их систем, различающихся назначением, структурой и организацией. Основные виды информативных знаков – сигнал, символ, языковой знак.

Знаки-сигналы несут информацию по условию, договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют. Сигнал – это звуковой, зрительный или иной условный знак, передающий информацию. Сам по себе сигнал не содержит информацию – информацию содержит знаковая ситуация. Например, зеленая ракета может означать начало атаки или начало какого-либо празднества; школьный звонок означает окончание или начало урока, а звонок в квартире – это сигнал, приглашающий открыть дверь, и т. д. Содержание сигнала как условного знака, таким образом, варьируется в зависимости от ситуации, от количества сигналов (например, три звонка в театре означают начало спектакля).

Знаки-символы несут информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков. Символ отличается от сигнала тем, что его содержание наглядно, и тем, что он свободен от ситуативной обусловленности. Например, изображение соединенных во взаимном пожатии рук – это символ дружбы, изображение голубя – это символ мира, герб – это изображение какого-либо предмета как признака принадлежности определенному государству, городу и т. д.

Языковые знаки – это знаки человеческого языка, основные информативные знаки.

Основные признаки знака: двусторонность (наличие материальной формы и содержания), противопоставленность в системе, условность/мотивированность.

В знаке выделяются две стороны – означаемое (понятие, содержание, смысл знака, его внутренняя сторона, то, что воспринимается нашим сознанием) иозначающее (внешнее выражение знака, его формальная сторона, то, что воспринимается органами слуха или зрения).

Как правило, знаки в системе противопоставлены, что предполагает различность их содержания. Например, длинные и короткие гудки в телефонной трубке означают соответственно «линия свободна» – «линия занята». Противопоставленность знаков ярко проявляется в случаенулевого обозначающего. Рассмотрим ситуацию. Для того чтобы какой-то предмет (или звук, жест и т. д.) мог стать условным знаком, он обязательно должен быть противопоставлен какому-то другому предмету (или звуку, жесту и т. д.), иначе говоря, он должен войти в систему знаков.

К примеру, поставленная на подоконник ваза может стать сигналом об опасности только в том случае, если обычно ее там нет. Если же она всегда стоит на подоконнике, она ничего не может обозначать, тогда она – просто ваза. Для того чтобы приобрести способность что-то обозначать, она должна быть противопоставлена другому знаку, в данном случае –нулевому (т. е. значимому отсутствию материально выраженного знака).

Условная связь между означающим и означаемым основана на договоренности (сознательной) (красный свет – «путь закрыт»). Условной связью, например, является закрепленность длительности или краткости звучания гудка в телефонной трубке с занятостью или незанятостью телефонной линии.Мотивированная (внутренне обоснованная) связь основана на сходстве означающего с означаемым. Признак мотивированности очевиден при изображении на дорожном знаке поворота, бегущих детей и т. д.

Языковой знак, как всякая двусторонняя языковая единица, обладает формой (означающее знака) и содержанием (означаемое знака). Как и все прочие знаки, они всегда материальны и означают что-то помимо самих себя. Языковые знаки всегда условны, т. е. связь означаемого и означающего у них произвольна (но при этом, будучи однажды установленной, она становится обязательной для всех носителей данного языка). Как и все условные знаки, они всегда являются членами знаковой системы, а следовательно, обладают не только значением, но и значимостью.

Помимо свойств, общих для всех знаков, языковые знаки имеют еще и особые, только им присущие особенности. К их числу относится линейность: языковые знаки всегда следуют друг за другом, никогда не совмещаясь в пространстве (при письме) или во времени (в устной речи). Можно представить себе неязыковой знак (скажем, сигнал) в виде звучащего в определенный момент аккорда из трех звуков, каждый из которых имеет свое значение. Но не существует языковых знаков, в которых в пространстве или во времени совмещалось бы несколько единиц. Они всегда следуют друг за другом, составляя линейную цепь.

Другая особенность языковых знаков связана с диахроническим аспектом их существования: языковой знак характеризуется изменчивостью и одновременностремлением к неизменчивости. Такое противоречие объясняется тем, что язык используется обществом, которое, с одной стороны, нуждается в постоянно изменяющемся языке для выражения своих меняющихся знаний о мире, а с другой стороны – в неизменной, стабильной системе общения, так как любые изменения в языке поначалу вызывают затруднения в общении. Поэтому на языковые знаки постоянно действуют две разнонаправленные силы, одна из которых подталкивает их к изменению, а другая стремится их удержать в неизменном виде. К языковым знакам следует отнести значимые единицы языка – морфемы, слова, предложения.

Однако знаковость морфем очень ограничена, поскольку морфемы являются составными частями слов и имеют значения только в составе слов. В полной мере знаками в языке являются слова. Они представляют понятия, являются их символами или знаками; слова способны входить в состав предложения и по необходимости оформлять предложение. Полноценным коммуникативным знаком является предложение. В предложении как высшей знаковой единице приводятся в действие все знаки и сигналы языка, а сами предложения образуют связь друг с другом, с контекстом и ситуацией речи. Предложение обеспечивает языку возможность передавать любую конкретную мысль, любую информацию.

Язык как важнейшая знаковая система отличается от всех остальных вспомогательных (специализированных) знаковых систем.

Языковая знаковая система является всеобъемлющим средством передачи и хранения информации, а также оформления самой мысли, выражения эмоций, оценки и волеизъявления, в то время как специализированные знаковые системы служат для передачи ограниченной информации, перекодировки уже известного.

Сфера употребления языка универсальна. Он используется во всех областях человеческой деятельности, тогда как специализированные знаковые системы имеют ограниченную сферу употребления. Язык как знаковая система создается постепенно и развивается в процессе своего функционирования, а специализированные средства общения, передачи и хранения информации являются результатом разового соглашения людей, имеют продуманный и искусственный характер.

В.П.Тимофеев ЯЗЫК КАК ЯВЛЕНИЕ. ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ

Язык не предмет, а явление - многогранное, многомерное, многокачественное (в схеме - по часовой стрелке):

3. Акустическое 4. Семантическое

2. Физиологическое 5. Логическое

6. Эстетическое

1. Психическое4^

7. Социальное

Такое представление о языке сложилось исторически, это итог изучения его отдельными лингвистами, школами и направлениями. В целях познания этого единого феномена реализации человеческой способности говорить в нем условно различают язык - в нашей схеме 3,4 грани и речь - 1,2,5-7 грани.

Каждая из граней языка (речи) как единого явления имеет свои дискретные единицы, и каждая единица изучается особой лингвистической дисциплиной (отраслью языкознания).

Психической единицей языка является психема, обусловленная деятельностью мышления, волей и темпераментом, а также социологией характера. Науки об этой стороне языка - психолингвистика, этнопсихолингвистика, лингводидактика.

Физиологическая единица языка (речи) - это кинема. Наука, ей посвященная, должна быть самостоятельной и называться кинематикой. Сейчас кинема отражается в терминах, характеризующих звук языка по месту образования, и в таком качестве издревле составляет предмет фонетики.

Акустические единицы языка - это все единицы от акусмы до текстемы. Так материализованная грань языка является самой существенной: в ней, в ее единицах закрепляются все качества языка. Акусма и звук как единицы, характеризующиеся по способу образования звуковой материии (сила голоса, шум, тон, тембр, ритм, метр, интонация), изучаются фонетикой; фонема - собственно первая рече-языковая единица - изучается фонологией; морфема - морфемикой, морфонологией, формо- и словообразованием как разделами морфологии; лексема - слово - объект лексикологии, лексикографии, морфологии; словосочетание, члены предложения, предложение, текстема изучаются

синтаксисом. Такое перечисление может показаться банальным, если его рассматривать вне контекста данных пролегоменов.

Семантическое, смысловое, идеальное воплощается в языковых единицах особого рода: сема - предмет науки семиотики; семема - для семасиологии, ономасиологии, лексикологии, лексикографии; граммема, проявляющаяся в двух разновидностях, мофологема - в мофологии, синтаксема - в синтаксисе; экспрессема - ее значения чаще рассматриваются в стилистике.

Логическая единица должна бы называться логемой, конкретизирующейся в субъекте речи - сущность подлежащего; в генеральном предикате - сущность сказуемого; во второстепенных предикатах - сущность второстепенных членов предложения - определений, дополнений, обстоятельств; и в суждении - сущность" конструкций утверждения, отрицания, вопроса и восклицания. Наукой о логеме должна оы быть логолингвистика.

Эстетические единицы - это стилема и поэтема, а в ней тропы и фигуры. Их науки, соответственно, стилистика и лингвистическая поэтика. На стыке граней - , идиолектология, язык писателя, язык художественных произведений.

Социальная единица - социема. Она отражает языковые-речевые признаки индивида, нации, класса, пола, возраста, профессии и отношений говорящих в обществе. Науки об этом - социолингвистика, стилистика, риторика, этикетика.

Языковые грани, в отдельности и в совокупности, вместе с языковыми-речевыми единицами, составляют структуру языка. В связи с условным разделением единого языка на язык и речь говорят, тоже условно, о единицах языка и об единицах речи, но при этом необходимо иметь в виду, что все единицы речи конструируются на материальном многообразии единиц языковых и на их значениях (3,4 грани). Эта сущность языковой-речевой деятельности лингвистикой удовлетворительно еще не изучена, а, например, поэтика находится пока в литературоведении и там даже не разделена на литературно-художественную и лингвистическую.

Все грани языка-речи и языковые-речевые единицы находятся во взаимоотношениях и зависимостях, но определяющими являются грани психическая и социальная: им обязан человек своей исключительной судьбой в живом мире - стать Человеком. Все остальные грани языка-речи специфически социальны и подконтрольны сознанию - высшей формы психики. Все связи и взаимоотношения языковых-речевых граней и единиц в совокупности своей обуславливают характер языковой-речевой системы.

Язык имеет три сущностных признака - форму, содержание и функцию, без каждого из которых он не может реализоваться. Такие же признаки, естественно, присущи и всем его составляющим единицам, причем в каждой из них форма,

содержание и функции будут иметь самостоятельный характер. В истории языкознания самыми заметными языковыми единицами, под влиянием ощущений и правописания, были материальные, перцептивно данные языковые единицы от кинемы и акусмы до текстемы, да и те открывались не все сразу, а одна за другой и мало-помалу. Прежде чем их перечислять, надо иметь в виду, что они, языковые единицы, во всем специфически человеческие - и по артикуляции, и по качеству звучания, и по построению, и по функции (роли, назначению); и они не могут быть приравнены к иной звучащей, но неречевой црироде, поэтому оригинальность их качеств является исключительной.

Кинема (термин И.А.Бодуэна де Куртенэ от греч. кшета - движение) - артикул как единичное действие одного органа речи для производства акусмы - доли звучания (греч. акивйков - слуховой, тоже термин Бодуэна де Куртенэ). Когда мы в фонетическом разборе указываем место образования звука, это и есть фиксация кинемы: п - губно-губной звук, ф - губно-зубной, л - передне-язычный - зубной, боковой; к - задне-язычный, корневой... Кинемы еще не совсем изучены: в их названиях пока учитываются только артикуляционные органы, хотя в производстве участвует весь речевой аппарат от грудобрюшной преграды до мозга. Редко учитывается гортанная кинема как признак звонких согласных и всех гласных.

Акусма - звуковой эффект кинемы как колеблющегося тона в пространстве. Когда мы называем при фонетическом разборе способ образования звука, это и есть указание акусмы: п - глухой, твердый, краткий; ф - глухой, фрикативный, твердый, краткий; л - звонкий, плавный, твердый, краткий; к - глухой, взрывной, твердый, краткий.

Звук - это кинемо-акустическая единица, к которой прибавляются акустические различители - голос, сила, высота, тон, тембр, а также речевые особенности гласных - ударность, безударность; а затем комбинация звуков в слоги с их качествами открытости-закрытости, ритма и метра - эффектов от способа их следования в речи. Звук языка, хотя и имеет речевые особенности, условно языковой единицей не признается из-за того, якобы, что не является смыслоразличителем или смысловыразителемм.

А вот фонема (греч. рИопеша -- звук, тоже термин И.А.Бодуэна де Куртенэ) - она различает значимые единицы языка, морфемы и слова: сом - том - ком - дом - лом... Такая терминологическая трансформация звука настолько прочна в современной лингвистической теории, что как-либо добиться сегодня единомыслия в этом вопросе, - невозможно. При характеристике фонемы как языковой единицы мы ее формой назовем позиционное звучание, каким она дифференцирует смысл (не выражая его!), и это одна из ее функций, другая же заключается в конструктивной роли: фонемы самостоятельно

не употребляются, а, сочетаясь друг с другом на основе дифференциальных позиций, создают более крупную языковую единицу - морфему. Ареной функционирования фонемы является, таким образом, морфема, и именно в этих пределах избирает себе предмет исследования морфонология. Это фонемный уровень, или ярус языка.

Морфема (греч. шогИе - форма, тоже термин Бодуэна де Куртенэ) - это первая языковая единица, у которой идеально представлены сущностные признаки и единицы, и языка: форма, содержание, функции. Форма фонеморфемы, во-первых, фонем-на, то есть морфема состоит из фонемы или из фонем: дом-а. Формой морфемы считается и ее позиция: корень - в центре морфемного объединения; перед корнем - приставка (префикс); за корнем - суффикс или окончание (флексия); инфикс - внутренняя морфема; постфикс - внешняя морфема со своими качествами. Содержание морфемы состоит из трех видов значений: лексическое, грамматическое, экспрессивно-эмоциональное. Лексическое - предметное, вещественное содержание морфемы: сад#. Грамматическое значение - абстрактное значение, оно сопутствует лексическому значению другой морфемы: сад-ы, где Ы выражает значение множественности, номинативности. Морфемы, выражающие лексическое значение, оказываются словообразовательными: лет-чик; морфемы, выражающие грамматическое значение, оказываются формообразовательными, хотя и они могут образовывать новые слова: нов-ый, где флексия оказывается и словообразовательной. Разницу между лексическими и грамматическими значениями легко заметить, например, при склонении имени существительного, где слово сохранит единое лексическое значение, например, весна - время года, и будет варьироваться, не касаясь лексического содержания: весна - весны; весна, весны, к весне, весну, весною, о весне... В суффиксах могут выражаться еще так называемые экспрессивно-эмоциональные, субъективные значения уменьшительности/увеличительности, ласкательно-сти/уничижения, пренебрежения: голосок, шейка, носок, петушок. Морфемы выражают значения не называя предметов и их отношений. Функция морфем, первая, как и у всех последующих языковых единиц, смысловыразительная - надо выразить лексические, грамматические или экспрессивно-эмоциональные значения. Вторая функция морфем - конструктивная, то есть создание более крупной языковой единицы - слова. Морфемы самостоятельно не употребляются, а только в сочетании друг с другом, в однородном ряду, на основе гармонии своего содержания и постоянства позиций, создавая морфемный уровень, или ярус.

Слово - центральная языковая единица: в нем реализуются все законы существования входящих в него меньших языковых единиц - фонем и морфем, оно предопределяет и сущность

всех последующих более крупных языковых единиц - словосочетаний, членов предложения, предложений и текстем. Среди сотен определений слова есть одно разумное: это отрезок текста между двумя пробелами на письме... Прежде всего, надо разделить весь словарь языка на четыре структурно-семантических класса - слова-названия, или знаменательные слова, слова служебные, вводно-модальные слова и междометия. Все они будут неодинаково характеризоваться с точки зрения сущности языковых единиц, а в общей системе их признаков будут иметь неодинаковые исключения. Я буду говорить о словах-названиях.

С точки зрения формы, все слова имеют форму фонемную и морфемную; последнее касается и слов служебных и междометий. Но слова-названия, то есть части речи, кроме того, имеют соотносительные друг с другом формы, свойственные узким или широким грамматическим категориям: категория падежа, где система форм именуется склонением; категория лица, где система форм именуется спряжением, а далее - не широкие формы рода, числа, степеней, вида, времени, наклонения, залога, по-разному представленные в частях речи. Соотносительные системы форм называются парадигмой - это и есть оригинальная форма слов как языковых единиц. Служебные слова, кроме фонемной неизменяемости, сами участвует в создании форм: предлоги - в создании форм имен в падежной парадигме; частицы подобны служебным аффиксам: кое- - приставке, -либо, -нибудь - суффиксам, то же свойственно частице -ся; союзы оформляют сочинительные словосочетания и сочинительные/подчинительные предложения; артикли - это добавочные показатели рода, числа и определенности/неопределенности; связки - слагаемая форма составных именных и сложных сказуемых. Вводно-модальные конструкции - это осложняющая структура предложения. Междометия всегда предикативны - это их позиционная форма. Наречия флективно неизменяемы, это и есть их форма, как нуль формы у существительных м.р. с твердой основой. Второстепенная их позиция как членов предложения - обстоятельств отличает их, как- форма, от такого же нефлективного класса слов, как инстативы (слова категории состояния).

К форме слова относятся и формообразующие приставки и суффиксы, разнокоренные образования (я - меня, мы - нас), повтор корней (редупликация), ударения, порядок слов.

Содержание слова как языковой единицы столь же многообразно и дифференцированно. Во-первых, значение отличает четыре структурно-семантических класса: части речи имеют, каждая, свои номинативные значения, называемые общеграмматическими: существительные называют предметы; прилагательные - пассивные признаки; числительные - признак числа; местоимения - указательность; глоголы - активный, действенный признак; наречия - признак признака;

инстативы - состояние; в служебных словах - предлоги, словообразовательные и формообразовательные частицы (кое-, -либо, -нибудь, -ся, -бы); артикли, связки выражают грамматические-морфологические значения; союзы - граматические-синтаксические значения (см. значения словосочетаний и предложений); вводно-модальные конструкции - модально-волевые значения; междометия - чувственно-эмоциональные. Каждое из этих значений подразделяется на несколько частных разновидностей. В именах существительных называемые предметы могут иметь свойство собственного имени и нарицательного, вещественного и абстрактного, одушевленного и неодушевленного; в именах прилагательных есть признаки качественные, относительные, притяжательные; они же могут быть представлены в степени положительной, сравнительной, превосходной и т.д.; в числительных есть значения количественные, порядковые, дробные...; в местоимениях столько частных значений, сколько зафиксировано в разрядах; в глаголе - разновидности действий, движений и состояний; в наречиях и инстативах значения в учебниках-грамматиках расписаны по разрядам, где будут значения обстоятельств и предиката (лексико-синтаксические значения).

В служебных словах их морфологические и синтаксические значения тоже будут варьироваться в парадигмах. Есть разряды частных значений у модальных слов и междометий (см. в учебниках-грамматиках). Теперь следует сказать, что слова-названия имеют свое собственное значение, не равное сумме значений, входящих в них морфем: например, в слове под-снеж-ник ни одна морфема даже не намекает на цветок из семейства амариллисовых... Это собственное, лексическое значение слова как языковой единицы. Лексических значений у слова не одно, даже у многих терминов. В этих значениях есть первое и все другие, они вторые, переносные. Лексические значения могут просто различать слова, могут сближать их (это синонимы) или противопоставлять на оси общего смысла (антонимы). Как видно, слово выражает много типов значений и их разновидностей, именно эта совокупность называется многозначностью.

Функция слова определяется опять же двумя задачами: выразить все имеющиеся у него значения, и у слов знаменательных - выражение лексического значения называется номинативной его функцией; а далее - сконструировать более крупную языковую единицу - словосочетание. Слова отдельно друг от друга не употребляются, они обязательно нуждаются в сочетании в одном ряду на основе гармонии их смысла и взаимодействия их форм (то есть на основе предопределенной валентности). Такое объединение слов реализуется в словосочетании.

Словосочетание - синтаксическая единица и его можно было бы назвать синтагмемой как нечто соединенное (греч. sintagma), хотя под такое имя напрашивается и соединение фонем, морфем... Деление Ф.Ф.Фортунатовым слов на имеющие форму и неимеющие ее убедило М.Н.Петерсона, что сочетание слов на этой основе, то есть словосочетание является единственным предметом синтаксиса. Далее будут еще члены предложения, предложение и текстема... Обвинение Ф.Ф.Фортунатова и его ученика М.М.Петерсона в формализме закрыло и теорию словосочетания. Лишь с 1950 года после статей В.П.Сухотина и В.В.Виноградова в сборнике "Вопросы синтаксиса современного русского языка" (М.: Учпедгиз, 1950), а затем после первой советской Академической грамматики (1952) теория словосочетания развернулась во всей широте, и одни ученые, не в силах оторваться от слова, кренили словосочетания в сторону номинативных единиц (В.П.Сухотин и др.), а В.В.Виноградов, предполагая предложение, счел возможным говорить о предикативных словосочетаниях, хотя ясно, что предикативность - это термин уровня членов предложения и предложения, то есть относится как дефиниция к другим языковым единицам... И до сих пор в определении признаков словосочетания нет единства мнений и собственное понимание каждому ученому кажется истинным. Мне понравилось определение словосочетания, данное когда-то в 50-е годы на лекции проф. С.Е.Крючковым, моим научным руководителем: "Словосочетание - это сочетание двух и более знаменательных слов, грамматически организованное по законам данного языка, единое по смыслу и расчлененно обозначающее предметы, явления, их признаки и отношения в объективной действительности". Из этого определения следует, что сочетание служебного слова со знаменательным не является словосочетанием и что в словосочетании множественный смысл слова сужается до конкретного данного значения, то есть в словосочетании слова всегда употребляются в одном значении, а двумысленность в таком же случае является или афазией или Средством юмора. Фразеологи челябинской школы словоформу с предлогом или без считают фразеологически идиоматичной, что возможно, но это свойство другого процесса в языке - лексикализации...

Итак, формой словосочетания как языковой единицы в первую очередь является словоформная реализация связи знаменательных слов - сочинение и подчинение, отчего словосочетания и называются сочинительными и подчинительными. В сочинительных словосочетаниях первым формальным признаком являются соотносимые, коррелятивные формы сочетающихся слов: гром и молния, где слова коррелируются формами единственного числа и именительного падежа. В таких словосочетаниях как формальный их признак, как их форма выступают служебные слова - союзы, разделяющие сочини-

тельные словосочетания на следующие формальные разновидности: соединительные без союза или с союзом И: и пращ, и стрела; противительные, с союзом НО или А, ДА в значении НО; разделительные с союзами ИЛИ-ИЛИ; сопоставительные с союзами СКОЛЬКО-СТОЛЬКО, КАК-ТАК И. В подчинительных словосочетаниях формой являются синтаксические связи согласования, полного и неполного; управления, прямого или косвенного; примыкания слова с нулевой формой.

Содержанием словосочетаний как раз и является тот смысл, который отражен традицией в их названиях-терминах: сочинение, подчинение, а в сочинении - соединение, противопоставление, разделение, сопоставление; в подчинении - согласование, управление, примыкание - это неуловимое синтаксическое значение словосочетаний, вносимое в них союзами и отношением словоформ. В целом значение словосочетаний является конкретизирующим, каким в слове является значение обобщающее.

Функция словосочетаний - выразить их собственное значение как особых языковых единиц и только вместе с этим - значения входящих в них меньших языковых единиц, а затем и вместе с этим воплотиться покомпонентно в более крупные языковые единицы - члены предложения. К сожалению, на члены предложения никто не смотрит с позиции формы, содержания, функции их как самостоятельных языковых единиц, хотя, рассуждая о них, перечисляют все их сущностные признаки. Каковы же они?

Каждый член предложения имеет или унифицированные по употреблению, то есть центральные формы, или возможные, не столь преимущественные, но тоже реальные: так, Им.п. существительных и личных местоимений - подлежащая форма, хотя может быть именной частью составного сказуемого или приложением; спрягаемый глагол - только сказуемое, то же - сравнительная степень; то же - инстативы, являясь всегда сказуемыми; и то же наречия, являясь почти всегда обстоятельствами. Форма подлежащего - особая форма в языке: субстантивируясь, выражая субъект действия или известное, подлежащим может стать любой элемент языковой системы, любая черточка письма, любая почеркушка и, наконец, субъектом-подлежащим может стать любой предмет или явление, названные в речи словом-предикатом: "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..." В номинативных предложениях всех типов не подлежащее, которым якобы предмет назван, но о нем ничего не говорится, а - предикат-сказуемое!.. Форма сказуемого тоже конкретна: простое глагольное, составное глагольное, составное именное, сложное многочленное. Второстепенные члены предложения - это второстепенные предикаты, имеющие тоже преимущественные формы частей речи, но, главное, свои собственные формы: определение - согласованное, несогласованное; дополнение - прямое, косвенное; обстоятельство - в

зависимой по смыслу или форме предложно-падежной или неизменяемой структуре. Формой членов предложения надо назвать и их позиции, которые известны по фразе "прямой и обратный порядок слов", что сформулировано неверно, ибо порядок в предложении касается не слов-лексем, а слов-членов предложения. При актуализации членов предложения их формой становится логическое ударение.

Содержание членов предложения определяется их логической природой: у подлежащих значение - субъекта; у сказуемых - значение предиката, хотя содержание главных членов отражено и в их терминах: подлежащее - подлежит раскрытию, сказуемое - сказывает о нем, это известное и неизвестное, что составляет цель, основу всякой речи; у определений - косвенный предикат в виде определения; у дополнений - косвенный предикат в виде дополняющего значения; у обстоятельств - косвенный предикат, указывающий на обстоятельства, в которых проявляется признак: где, когда, как, в какой мере, в какой степени, для чего... Когда В.В.Виноградов говорил о предикативных, полупредикативных и непредикативных словосочетаниях, а другие стали говорить, вслед за этим, об определительных, дополнительных и обстоятельственных словосочетаниях, это было фактом смешения уровня словосочетаний и членов предложения: компоненты словосочетаний таковых отношений не имеют, это свойства членов предложения... Содержание членов предложения нужно было бы назвать понятийно-предикативным, это определяется природой их предназначения.

Функция членов предложения - выразить свой информационный смысл и содержание всех входящих в них меньших составляющих единиц, а вместе с этим, объединиться, на основе гармонии смысла и предназначенных позиций, в более крупную языковую единицу - предложение.

Формой предложения является, в первую очередь, наличие состава членов предложения: если налицо одно сказуемое (одно подлежащее в нормальном предложении не бывает), предложение это односоставное, а их восемь по степени убывания значения лица и формы сказуемого: определенно-личные, обобщенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные, назывные, вокативные; если есть два главных члена - подлежащее и сказуемое, это двусоставное предложение; в зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов предложения форма предложения будет распространенной или нераспространенной; если предложение состоит из одной предикативной пары, оно простое; если из двух, оно сложное; от наличия в форме предложения союзов оно может быть союзным или бессоюзным; интонация предложения служит формой выражения актуальной роли того или иного члена предложения или воли и эмоции говорящего. В

письменной форме речи форму предложения будут оттенять знаки препинания.

Содержанием предложения как языковой единицы является предикативность, конкретизирующаяся в утверждении или отрицании связи между главными членами предложения; актуальность того или иного члена предложения; модальность как выражение воли говорящего, отношение к сказанному; и, наконец, эмоциональность, без которой не может быть предложения. Содержание предложения экспрессивно-коммуникативное, потому что оно служит функции предложения - выразить мысль и установить связь говорящего с собеседником. Смысловым стержнем предложения является воплощенное в нем суждение. Функция предложения выразить мысль и сообщить ее другому считалась долгое время последней, последним в числе языковых единиц было и предложение. То есть, если есть еще мысль, еще скажи предложение. И так далее. А раз так, то у говорящего, казалось, более нет потребностей в единицах какого-то большего уровня, чем предложение, и он их не создает. Оказывается, и предложение одиноким в речи быть не может! Обязательно необходимо второе, ответное предложение - таков закон существования речи, то есть языка. Речь возможна при наличии собеседника и его ответной речевой реакции. Такое понимание условий существования предложений естественно натолкнуло исследователей на поиск и утверждение более крупной языковой единицы - текста.

Текстема, таким образом, это та конструктивная единица языка, которую и создают предложения, употребляясь в одном ряду друг с другом на основе необходимости выражения актуального адекватного содержания, взаимодействия формального состава, объединенных единой интонацией сообщения, описания или рассуждения.

Объемная форма текстем указывается в школьном учебнике синтаксиса, будучи вынесенной за пределы курса русского языка, потому что авторы недоумевают, что это текстемы: прямая и косвенная речь, диалог, монолог... Ранее этого, внутри синтаксиса как вид структуры предложения рассматривается так называемое неполное предложение, являющееся, на самом деле, частью, вторым предложением текстемы. В прозе частью текстемы является, безусловно, абзац; в устной речи - большая пауза, перемолчка, которыми говорящий считает нужным разделить свою речь. В драме форма текстемы выглядит как сцена и фиксируется авторскими ремарками. В стихе текстемы укладываются в строфе, в сочетании строф, а в малом жанре - во всем стихотворении. Формой стиховой системы является и метр, и рифма, и звукопись, структура тропов и фигур. В устной речи ограничивается тем моментом диалога, после которого говорящие могут разойтись или оба замолчать. Все это технические формы текстемы; они обусловлены жанрами устной и письменной речи; кстати, устное/письменное - это тоже форма текстемы... Но текстема обладает и чисто языковыми

формальными признаками: одинаковая форма времени глаголов-сказуемых или просто сказуемых в предложениях, входящих в текстему (разное время может быть при этом как художественное средство изображения: быстрая смена событий и под.); наличие анафорических местоимений и слов в последующем предложении; присутствие синонимов и антонимов, размещенных в разных предложениях текстемы; слова, перекликающиеся каким-либо смыслом в предложениях, составляющих текстему; интонация сообщения, описания или рассуждения; интонация диалога или монолога завершает форму текстемы.

Содержание текстемы как языковой единицы сначала соответствует качеству формы: сообщение, описание, рассуждение, а в целом определяется как информативно-тематическое. Его особенно ярко подчеркивают слова одной лексико-темати-ческой группы. К содержанию текстемы надо отнести только ей присущую семантику - пафос: торжество, патетика, уныние, смирение, юмор, ирония, сарказм и под. Вот текстема - надпись на памятнике времен гражданской войны, поставленном на площади Революции в г.Шадринске: "Здесь лежат беззаветные борцы за коммунизм, жертвы колчаковских банд. Дело Ленина не умрет! На костях лучших и храбрых миллионы мозолистых рук строят мировую Коммуну". В 1978 г. я услышал в передаче из Сеула мою комсомольско-молодежную песню "Когда душа поет..." в исполнении хора монашек; пели смиренно, грустно, тонко, просительно, покорно, совестливо: "Когда душа поет И просится сердце в полет, В дорогу далекую, небо высокое К звездам нас зовет... Души своей огни Ты в сердце своем сохрани, Пускай они светятся, Если вдруг встретятся Облачные дни..." Пафос бодрости и задора сменен пафосом ангельского благодушия...

Функция текстемы - создавать текст в жанрах устной и письменной речи со всей его выразительной сущностью.

Как видно, все языковые единицы, естественно, соответствуют главным признакам языка - они имеют форму, содержание и функцию. Эти признаки проявляются во взаимодействии языковых единиц в однородном ряду, который называют уровнем или ярусом: фонемный уровень, морфемный, лексический и т.п. Это показатель языковой системы по горизонтали. Но есть еще система по вертикали, когда взаимодействуют языковые единицы разных уровней-ярусов: фонемы с морфемами, морфемы со словами, слова с последующими языковыми единицами, входя друг в друга, как матрешка в матрешку. Взаимодействию языковых единиц по горизонтали и вертикали посвящена теория всех национальных языков. Каждый язык имеет свою структуру как совокупность граней и языковых единиц в их системных связях и отношениях.

Изложенное понимание языка как явления и совокупность составляющих его единиц, находящихся в структурно-системных связях, конечно, не равно языку, но оно помогает исследовательской ориентации и учебной практике.