Ян матейко картины. Ян Матейко: биография, картины. Духовный лидер народа

Мастер выдающихся живописных полотен на историко-патриотические сюжеты.


1. Биография

1.1. Начало жизни

Ян Матейко родился и вырос в "вольном городе" Кракове - части Польши, которая была аннексирована Австрией . Его отец, Франтишек Ксаверий (Franciszek Ksawery), по происхождению чех из села Руднице, работал частным воспитателем и учителем музыки. Он женился на Иоганне Каролине Россберг (Joanna Karolina Rossberg), которая по Происхождение была полу полькой, полу немкой. Отец Яна так и не овладел местный язык и говорил на польском со многими ошибками. Интересно, что родители венчались дважды: сначала в костеле св Креста (ибо жених был католик), а на второй день у евангелистов, к приходу которой принадлежала невеста. Семья жила на последнем этаже дома на улице Флорианской.

Ян был девятым ребенком в семье (из одиннадцати). Мать рано умерла (1846) и он рос у своей тети - Анны Замойский (Anna Zamojska). На воспитание молодого Яна большое влияние также осуществил его старший брат Франтишек. Отец настаивал на музыкальной карьере * интерьере сына, тем более что за это надо платить. Молчаливый парень решился на сопротивление, и отец же отдал его в Академию художеств. У Яна рано проявились незаурядные художественные способности.


1.2. Обучение

В 1852 г., когда Яну исполнилось 14 лет, он начал изучать живопись в Краковской Академии художеств . Среди его учителей были Войцех Корнели Заттлер (Wojciech Korneli Sattler) и Владислав Люшкевич (Władysław Łuszczkiewicz).

Но гораздо большее влияние на юношу должен сам Краков, его Мариацкий костел , резьба Вита Ствоша (около 1447-1533), книги, живопись , если повезло где-то видеть. Изучение древностей и памятников культуры стало делом его жизни и профессии. Он неустанно рисовал. Когда этих рисунков накопилось несколько тысяч, назвал их "мой скарбчик" (скарбчик - помещения в имении, где шляхта сохраняла драгоценности и жемчуг).

Уже в те годы Майтейко заболел один глаз, но это ему не помешало стать талантливым учеником Академии. Болезнь глаз заставила пользоваться очками почти всю жизнь. В очках он на всех автопортретах. Чтобы не бедствовать, постоянную искал дополнительную работу (помогал фотографу, рисовал вывески, украшал витрины магазинов). Имел легендарной работоспособность еще тогда.


1.3. Пребывание в Мюнхене и Вене

После окончания краковской Академии в 1858 г., он штудирует два года в Мюнхене у Германа Аншютца (Hermann Anschtz). Немецкий язык плохо давалась юноше. И в Мюнхене он дневал не в аудитории, а в залах Пинакотеки, где имел возможность общаться с великанами искусства - Рубенсом , Дюрером , Тинторетто , Ван Дейка, Альтдорфер. После короткого пребывания в Вене 1859-1860 в Христиана Рубена (Christian Ruben), он возвращается в Краков.


1.4. Первые портреты

Сестра мастера Дора брак с состоятельным промышленником Серафинським. Ян постоянно общался с семьей Серафинських и на свет появится галерея портретов отца, сестер, семьи Серафинських, а затем и Гебултовських. Позже Теодора Гебултовська станет женой Яна.

1.5. Картины из истории Польши

"Шут Станьчиках на балу королевы Боны".

Наскизною теме жизни и творчества господина Матейко стала тема патриотизма . Жажда сделать что-то полезное для Польши, кажется, никогда не покидала Яна. Какое историческое полотно Матейко не возьмешь анализировать, будет Польша, ее давняя и славная история, ее величие, ее мучительные ошибки, которые привели страну к национальной катастрофе и потере государственности. Грустью отзывается шут Станьчиках на известие о потере государством еще одного города ("Станьчиках на балу королевы Боны Сфорца"), исторический шаг чувствуют послы Литвы и Польши, подписав межгосударственное соглашение о соединении ("Люблинская уния"), поздравляет соотечественников с победой Костюшко ("Костюшко под Рацлавицами "). Национально-освободительные восстания поляков заканчивались неоднократно поражениями. А господин Матейко неоднократно пишет победы, чтобы поднять дух современников ("Победа в Грюневальдський баталии", "Победа Яна III Собеского над турками под Веной", "Король Стефан Баторий принимает ключи под Псковом"). Даже прлотно "Вернигора" подает надежду (украинская Вернигора предсказывает гибель и возрождение Польши в будущем, а единственный грамотный записывает страшное и обнадеживающее пророчество).

Напряжение и невров взволнованность утихают только в портретах его детей ("Ежи верхом на коне", "дочка Беата с птичкой"). Он не писал натюрмортов , и каждое его полотно - это песня мебели, одежды, оружия, ювелирным вещам, старым коврам , средневековой архитектуре. Эпическим оркестром звучат краски в картине "Колокол Сигизмунда, Принятии Первой польской конституция третьей мая 1791", "Основание академии Любранского в Познай". Величия соотечественника служит и полотно "Разговор с богом. Николай Коперник".


1.6. Картины из истории Украины

Творческое наследие наследие Я.Матейко содержит два масляных произведения по истории Украины - "Вернигора" и "Богдан Хмельницкий с Тугай-беем подо Львовом".

Но кроме того Матейко несколько лет работал над различными эскизами к этим картинам. В начале 70-х годов XIX в. он создает настенное изображение в Подгорецком замке - "Хмельницкий в Корсуни", в 1870 г. - "Легенда о Вернигору", в 1874 году был написан масляный портрет "Гетман Евстафий Дашкевич", 1875 г. - эскизы к "Вернигоры", 1877 года на страницах журнала "Клоса" был напечатан древоритний портрет Богдана Хмельницкого его работы.

Окончательный вариант картины "Вернигора" Ян Матейко окончил в 1884 г. (первоначальные названия "Лирник", "Пророчество украинский лирника").


1.7. Посмертная слава

В мире немного стран, где хранят оригиналы Яна Матейко. Эмигранты поляки основали в США Фонд Костюшко, куда и передали его произведения. Ватикан , как духовный центр поляков, получил подарок от нации именно произведением Яна Матейко. В скромном списке стран (Хорватия, Венгрия, Италия) нашлось место и для Украины. Неповторимый Львов сохраняет две картины известного господина Яна.

1.8. Список картин художника


Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Яна Матейко. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Яна Матейко на натуральном холсте.
Ян Алоизий Матейко родился в 1838 году в Кракове в многодетной семье учителя музыки, органиста Франциска Матейко. Был девятым ребенком из одиннадцати детей.
С детства проявлял большой художественный талант, рисовал повсюду на чем только было можно.
В 1852 году, вопреки протестам отца, поступил в Краковскую Школу Изящных Искусств, где учился у Войцеха Корнеля Статтлера, продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860).

Он мечтал посвятить себя исключительно религиозной живописи. Но с изучением польской истории у него появилось желание создавать и исторические полотна.
В 1862 году появилось первая знаменитая картина- «Станчик», в которой он выразил свое «идейное кредо».
Желая оказать максимальную помощь родине, Матейко вступает в ряды повстанцев и в мае 1863 года едет в действующий отряд. Но к этому времени восстание почти повсеместно подавлено. Неудача восстания, воспринятая им как национальная катастрофа, побудила Матейко отказаться от религиозной тематики и посвятить себя исторической живописи.
Вернувшийся домой Матейко «топит свою печаль и скорбь» в новой картине «Проповедь Скарги»
Над этой картиной художник работал около двух лет. Польское общество приняло ее восторженно. До этого мало кому известный Матейко становится знаменитостью, получает много заказов.
Ошеломленный и окрыленный успехом, он женится на Теодоре Гебултовской, сестре друга, к которой был неравнодушен еще в детстве, и вместе с молодой женой едет в Париж, чтобы экспонировать там своего «Скаргу».
Картина имеет успех и получает на Международной выставке золотую медаль.
По приезде домой Матейко сразу же приступает к новой работе – «Рейтану»
Картина Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. Эту картину купил для своей коллекции австрийский император Франц Иосиф Первый.
С интервалом в два-три года появлялись новые картины, каждая из которых была вдумчивым отображением польской истории.
Правящие круги очень отрицательно отнеслись к первым произведениям художника именно из-за концепции, заложенной в них. Матейко на эти нападки ответил своим «Приговором Матейко» (1867), где он под видом воссоздания эпизода из жизни XVI века изобразил самого себя, осужденным на казнь.
Одна из самых известных картин, посвященных истории Польши – «Люблинская уния», написанная в 1969 году.
Таким образом первый период творчества Матейко (60-70-е гг.) был полон патриотического одушевления.
Уже в ранних полотнах сложились те художественные принципы, которые и в дальнейшем были свойственны искусству Матейко. Большое, многофигурное полотно, развернутый сюжет, сложно соотнесенные между собой многочисленные исторические персонажи, драматизм ситуации, психологическое напряжение будут типичны для всего творчества Матейки.
В знак признания мастерства художника Матейко был удостоен в 1870 году французским орденом Почетного легиона.
В 1874 г. Матейко выставляет своего «Батория под Псковом» в столице Франции. Восторженный прием работы живописца завершается избранием его членом Institut de France и сразу за этим - членом Берлинской академии искусств.
В 1878 году написана картина «Грюндвальдская битва», по словам художественного критика Юлиуша Стажиньского, эта картина «по праву считается вершиной художественных достижений Матейко как по силе выражения, так и по замечательной гармоничности композиции и цвета».
И все же такие картины, как «Люблинская уния» (1869), «Баторий под Псковом» (1871), «Грюнвальдская битва»(1878), знаменовали поворот к темам некритического прославления, возвеличивания феодально-магнатской Польши.
В 80-90-х гг. творчество Матейко становится все более традиционно-официальным.
Он обращается теперь к темам, которые связаны с победами, с триумфами польского оружия и польской государственности. Таковы «Прусская дань» (1882), «Собеский под Веной» (1883) и многие другие.
К 1890 году Матейко менее чем за год выполнил огромную и многоплановую работу над росписями Мариацкого костела в Кракове.
Поиски монументально-декоративного стиля, захватившие на склоне лет художника, явились новым словом в польском искусстве.
Умер знаменитый польский художник в 1893 году от язвы. На похороны собрался весь Краков, в честь него прозвучали пушечные залпы и несколько раз ударили в Колокол Зигмунта.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Яна Матейко не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Отец художника, Франциск Ксаверы Матейко, по происхождению был чехом. В Галицию он приехал как гувернер и учитель музыки. Сначала он работал в Косчельниках (сейчас это – часть Новой Хуты вблизи Кракова), а затем переехал в сам Краков, где женился на Иоанне Каролине Россберг, происходящей из польско-немецкой семьи ремесленников. Франциск был католиком, Иоанна – протестанткой.
Ян родился 24 июня 1838 года и был девятым ребёнком из одиннадцати детей Франциска и Иоанны. Когда мальчику было семь лет, его мать умирает, а детьми с тех пор занимается её сестра. Смерть матери сильно повлияла на личность Яна. Он был практически лишён чьей-либо любви и заботы. Дошло даже до того, что, когда он сломал нос, на это никто не обратил внимания, в результате чего рана зажила неправильно и нос приобрёл некоторую кривизну. Отец проявлял слабый интерес к детям и уж тем более никак не разделял творческих пристрастий сына. Мальчик начинает рано проявлять способности к рисованию, хотя при этом сильно отстаёт в остальных предметах.
Недостаток тепла со стороны взрослых частично компенсировали отношения с семьёй Гебултовских. К Полине Гебултовской он относился как ко второй матери. Через несколько лет это чувство окажется пророческим.

Юные годы

Когда Яну было 13 лет, его приняли в Краковскую школу изящных искусств. Там он проявлял большую заинтересованность и трудолюбие. Правда, учёба не всегда шла гладко. Одной из причин тому были финансовые сложности и проблемы со зрением. Большое влияние на Яна оказывают его учителя – Йюзеф Кремер и Владислав Лушкевич. Именно они вдохновили его на то, чтобы делать зарисовки краковских памятников.
В 1858 году Ян Матейко получил стипендию на учёбу в Мюнхене. Там он знакомится с работами выдающихся художников, в том числе и современных. Он восторгается творчеством Поля Делароша и его ученика Карла Теодора фон Пилоти, создавших знаменитые работы на исторические темы. В те годы Ян Матейко осознаёт, что именно исторической живописи он хотел бы посвятить себя. Схему Делароша, основанную на выбранном из истории наиболее драматичном моменте и изображении этого момента максимально эмоционально, молодой Матейко создаёт в 1859 году картину «Отравление королевы Боны». В эти же годы он издаёт публикацию «Польский костюм», в которой содержатся гравюры, изображающие людей в исторических костюмах. Позднее этот опыт он не раз использует в своих картинах. Публикация послужила и ещё одной цели – благодаря полученному гонорару Яну удалось поправить материальное положение.
Было однако одно обстоятельство, которое сильно расстраивало Яна. Это неразделённая любовь к Теодоре Гебултовской – дочери той самой Полины, к которой относился как к матери. Она была младшим ребёнком в семье. Молодые люди знали друг друга с раннего детства. Отец будущего художника, Франциск, учил Теодору и её братьев и сестру музыке.
В 1862 году 24-летний Матейко пишет одну из своих самых известных работ – «Станчик». Станчик – это придворный шут великих князей литовских и королей польских Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа. На картине Станчик изображён в тот момент, когда во время бала скорбит о поражении литовской армии.
22 января 1863 года два брата Яна Матейко присоединились к январскому восстанию. Ян не пошёл с ними – отчасти потому, что не очень хорошо видел и не мог управляться с оружием. Однако он как мог помогал повстанцам – привозил им оружие и помогал материально. Надо сказать, что хотя по происхождению его семья была на половину были чехами, в душе они всегда чувствовали свою принадлежность именно к польскому народу и были настоящими патриотами Польши.
В 1863 году Ян Матейко и Теодора Гебултовска наконец сближаются, а осенью 1864 года начинается подготовка к свадьбе.
Поводом к тому, что о женитьбе пара всерьёз подумала именно в это время, стал успех картины «Проповедь Скарги», написанной в 1864 году. На доход от её продажи и была организована свадьба.

Счастье не было безоблачным

Она состоялась 21 ноября 1864 года. Свадебное платье для Теодоры шил портной из города Бохня (неподалёку от Кракова) Рыпарк по рисунку Яна. Хотя братья художника не особо радовались этому союзу, на торжество пришла вся семья Матейко. Вскоре после этого молодожёны поехали в Париж, а по возвращении Ян Матейко написал «Портрет жены в свадебном платье».

У Яна и Теодоры родится пятеро детей. Одна из них – Хелена – пойдёт по стопам отца и тоже станет художницей.
По воспоминаниям современников, Теодора была весьма деспотичной и эгоистичной натурой. Когда у неё возникали опасения, что её роли музы что-то угрожает, она придумывала разнообразные авантюры, делала вид, что болеет, и прибегала к другим уловкам. На неё похожи едва ли и не все женские образы, изображённые на полотнах художника. Именно Теодору он изобразил на одной из известнейших своих картин «Прусская дань» в образе королевы Боны Сфорцы…
В марте 1876 года Ян Матейко начал писать картину «Кастелянша». Позировала ему племянница Теодоры – Станислава Серафинска. Зная, что Теодора будет ревновать, Ян писал портрет в тайне от неё. Сама Теодора путешествовала в то время во Франценсбад и Карлсбад. Ян писал жене письма, описывая свои творческие занятия, но не упоминая о «Кастелянше». Однако, вернувшись в Краков, Теодора обо всём узнала. Она устроила сцену мужу и уехала к матери. А когда снова приехала в Краков, в гневе уничтожила свой «Портрет в свадебном платье». Опасаясь, что она уничтожит и портрет Станиславы, Ян сказал жене, что полотно сгорело.
С того момента в доме Яна и Теодоры всё чаще царило достаточно унылое настроение. Ян не раз говорил, что совершит самоубийство или разведётся с женой.
Несмотря на семейный кризис в сентябре 1877 года Теодора сопровождает мужа с его первой поездки в Варшаву. 12 февраля на свет появился их последний, пятый ребёнок – дочка Регина. Девочка не прожила и месяца и умерла 7 марта того же года.
В феврале 1882 года сильно ухудшилось психическое состояние Теодоры, и врачи посоветовали поместить её в психиатрическую клинику. Во время своего пребывания в клинике, Теодора писала письма сестре с просьбой вызволить её. Вышла из больницы она спустя полтора года, однако оставалась под постоянным наблюдением, от чего пыталась избавиться всеми возможными способами. Дошло даже до того, что она заявила своей семье о нежелании давать благословение собственной дочери на брак, если те не помогут ей выйти из-под опеки. Вскоре Теодора оказывается в клинике вновь.
С годами у Яна Матейко накапливались финансовые проблемы. Они были связаны не только с болезнью жены, но и с его отношением к своим заработкам, которое подчас было чересчур свободным, по мнению некоторых современников. Написанную в 1863 году картину «Ян Собеский под Веной» он передал Папе Римскому, Франции он подарил полотно «Жанна Д’Арк», многие великие работы подарил Польше…


Свои картины он часто дарил и знакомым – обычно это были достаточно богатые люди. Не жалел он средств на помощь бедным. Не одну свою работу он продал фактически за бесценок…

Слава художника

Уже при жизни он пользовался огромной славой – как в своей стране, так и во всём мире. Он получал большое число почётных наград. С годами ему всё-таки удалось поправить своё финансовое положение и он переехал на Флорианскую улицу 41 – сейчас по этому адресу в Кракове расположен дом-музей Яна Матейко. Он стал также директором Школы изящных искусств в Кракове, а также почётным членом Академий художеств в Париже, Берлине, Праге, Вене…
Отдельным творческим увлечением Яна Матейко было сохранение краковских памятников. Этому делу он посвятил не один год жизни…
В течение всей жизни история была страстью Яна Матейко. Он не умел о ней писать или рассказывать, зато умел её рисовать. Многие говорили, что он чересчур свободно подходит к истории. Однако сам Матейко трактовал свои образы как голос в споре, касающемся прошлого и будущего страны, а не выражение идеологии. Другой страстью Яна была сама Польша. Он был настоящим патриотом. Матейко жертвовал деньги на развитие города и культуры, помогал бедным.
Критики часто писали о том, что на своих полотнах он изображал персонажей, которых на самом деле в конкретный исторический момент в этих ситуациях не было. Однако целью Матейко была не передача фактов, и изображение исторических пластов и связи времён.
Одна из причин популярности художника заключалась в том, что ему была присущ своего рода «кинематографический» подход к истории. Сцены словно разобраны на кадры, а Матейко словно монтирует картину из разных сцен.
Особое внимание Матейко уделял изображению старинных костюмов, элементов интерьеров и других исторических деталей.

Расставание

В сентябре 1892 года состоялась свадьба Беаты, младшей дочери Теодоры и Яна. Как и в случае со свадьбой Хелены, не обошлось без язвительных выпадов со стороны Теодоры, которая не дала своего благословения и опоздала на торжество.
1 ноября 1893 года от внутреннего кровотечения умирает Ян Матейко. Теодора была с ним в последние минуты его жизни. Ян Матейко был похоронен на Раковицком кладбище в Кракове 5 ноября 1893 года. Во время траурной церемонии бил колокол Зигмунд, звон которого раздаётся в дни самых важных событий. А в последний путь его провожали тысячи людей…
Теодора тяжело пережила его смерть. Она ещё больше страдала от мучавшего её в последние годы сахарного диабета, из-за чего ей сложно было ходить, и постоянно находилась на лечении. Умерла она в апреле 1896 года и была похоронена рядом с Яном.


Ежи Коссак. «Битва под Кутно». 1943 г.

В польской живописи много картин на исторические темы, в том числе и про Россию. Любитель истории uglich_jj собрал подборку наиболее интересных из них, тех, которые стоит увидеть. Они ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому. И к любимому восточному соседу, в частности.

Художник по-польски - artysta malarz. Артист-маляр, короче. Однако у поляков было немало талантливых мастеров, далеко не маляров. Например, Ян Матейко и его "романтический национализм" 19 века, баталист Войцех Коссак и др. Некоторые картины антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад.


Ян Матейко. "Станчик". 1862 г.

1514 год, очередная война Польши и Московии. Русские отвоевали Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Белоруссию. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля - бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. Смоленск отдали, так скоро все сольём.

Занятная деталь: бал - европейское развлечение. 1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.


Ян Матейко. "Стефан Баторий под Псковом". 1872 г.

Шут Станчик прав был. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине - Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией польского короля Стефана Батория. После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. По сюжету тут есть вопросы (на самом деле такой встречи Батория с послами под Псковом не было), но мир был вскоре заключен, да. И действительно крайне неудачный для России, как и сама Ливонская война.

Занятная деталь. Слева от Стефана - мужик в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория по Падуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.


Царь Лжедмитрий I, портрет неизвестного художника. Нач. 17 в.

Эта картина также известна как "Портрет из Вишневецкого замка" (замок семьи Марины Мнишек - жены Лжедмитрия). В Смутное время полякам удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни Demetrius IMPERATOR), на столе - корона и рыцарский шлем.

Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг. А вот подишь ты: польская шляхта уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа - поколений через 5-7.

Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.


Карл Вениг. "Последние минуты жизни Лжедмитрия I". 1879 г.

Художник Карл Богданович Вениг вряд ли думал, что в 21 веке его картина станет неиссякаемым источником пародий на внутреннюю и внешнюю политику России:)

Когда Лжедмитрия I скинули, поляки предприняли прямую интервенцию, захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия) вместе с братьями, и всех вывезли в Варшаву. Там бывшего царя, который до этого воевал с поляками, заставили публично кляняться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.


Ян Матейко. "Царь Шуйский в Сейме в Варшаве". 1892 г.

Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!

Это событие получило в Польше название "Hołd Ruski" (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: "29.10.2011 - 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись".

На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена - и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.

Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты. Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир - все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на рокош. Он же кипиш. Т.е. право на оппозицию королю, как мирную ("война чернильниц" и обсуждение в блогах), так и не-мирную.


Вацлав Павлишак. "Казацкий подарок". 1885 г.

Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичу, сняв перед ними шапку. Ничего удивительного, часть казаков была на польской службе (за деньги). Их использовали как наемников в дополнение к польской армии. В том числе неоднократно - в войнах против России. Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. Это конечно, облом. Главным бизнесом Крымского ханства была работорговля. А тут самому попасть в плен...

Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. Крестьяне в Польше с 15 века были обращены в крепостное право. И в таком печальном состоянии пребывали лет 300. Их называли chlopi (хлопы), а также bydlo (скот). Слово "быдло" потом из Польши через Украину попало в русский язык.

Формирование национальной идентичности в Польше в картинах Яна Матейко

На рубеже XIX –XX веков в ряде государств народ начинает бороться за собственную национальную свободу, а так же политическую независимость. Происходят изменения в искусстве. Искусство всегда зависит от запросов потребителя. Оно складывается из общественно-культурных интересов. Так в произведениях искусства меняется идейно-художественное описание. Музыканты, писатели, художники изображали традиционные уклады своей нации, важные исторические события, повествующие о доблести и славе, а так же создавали национальных героев.

Для Польши такая тенденция не стала исключением, первым художником, который в своей живописи стал отражать национальную идею, был Ян Матейко. Этот живописец писал картины на исторические польские сюжеты. Именно поэтому в своей работе я хочу рассмотреть картины Матейко «Стефан Баторий под Псковом» и «Рейтан – упадок Польши». Я хочу проанализировать полотна, понять: какие методы воздействия использует Ян Матейко для создания национального единства в Польше с помощью картин.

«Стефан Баторий под Псковом»

На картине изображены события Ливонской войны, произошедшие в 1581 году. Польско-ливонская армия осаждала Псков, в течение пяти месяцев. На картине изображено, как псковские посланники пришли к Баторию заключать мир от имени Ивана Грозного. Они стоят перед королем польским и великим князем литовским на коленях с просьбой о мире.

Центральная фигура картины – Стефан Баторий. Он величественно сидит, его поза властна, а меч в правой руке готов повергнуть стоящего на коленях посла в любой момент. На нём рыцарские доспехи, атласная золотая мантия, он сидит на походном троне. У него высокомерный взгляд полузакрытых глаз. В его позе видно величие и превосходство. Герой контролирует все, что происходит вокруг. Батория можно сравнить со зверем, который готовится перед прыжком. По правую руку от него выделенный королем краковский дворянин Ян Замойский. Он изображен в полный рост. В его позе тоже заметна власть и превосходства. Замойский напряжен, он в любой момент готов сорваться с места, левая нога стоит чуть впереди, что означает готовность спасти своего государя. Так же заметна на картине фигура папского легата Поссевина. Он пытается навязать папскую власть в России. Можно сказать, что его фигура разделяет картину на две половины. Художник изображает его, как бы на русской стороне. Он не стоит за спиной польского короля, он скорее к нему обращается. Он как бы уговаривает не рубить русских послов уже приготовленным оружием, а выслушать их. В его позе читается напряжение, а руки, сложены крестом, как бы просят короля остановиться.

Русские послы преклоняются и протягивают хлеб, как просьбу о пощаде. В ярком золотом облачении пристает полоцкий владыка Киприян. Он опасается литовского князя. Но его голова не опущена, он смотрит на своего собеседника. Он открыт перед ним. Но его поза отражает, что война с его стороны закончена. Вторая фигура только слегка наклоняется. Он ещё не пал на колени. Скорее его поза это старческая усталость, чем повиновение и ропот перед врагом. Но в его взгляде тоже видна тревога и озадаченность. Этот персонаж – Иван Нащокин.

На заднем фоне мы видим осажденный город – Псков. Над городом уже собрались птицы и ждут, когда же кто-нибуть умрет. Так автор изображает полное истощение сил города, его слабость и беспомощность. Но русские войны не стоят на коленях, они не согласны со сложившейся ситуацией. Не смотря на то, что художник воспевает славу польского оружия, он показывает достоинство соперника. Противник был силен, и не может признать поражение из-за своей гордости. Но сильного врага победить намного приятнее.

Нужно сказать, что художник прорисовывает все детали с исторической четкостью. Известно, что все костюмы и предметы быта полностью соответствуют периоду на картине. Можно сказать, что картина становится хорошим историческим источником для изучения костюма.

Но этого сюжета не было в истории. Не смотря на изображения исторических фигур, картина не подтверждает не один исторический факт. Для Матейко в работе важно не историческая достоверность, а изображение польской победы над русскими. К счастью осталось немало источников, которые посвящены данному событию: русский «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» и польские дневники участников событий.

В первую очередь, такого сюжета в истории не было. Известно, что встреча проходила не под стенами Пскова, а Стефан Баторий на ней не присутствовал. Нащокин не договаривался о мире, он встречался с польским королем всего один раз в Литве, намного раньше представленных на картине событий. А Киприян был взят в плен во время осады Полоцка в 1579 году.

Если сложить все описания картины, то видно, что художник изобразил силу и мощь польского короля. Перед ним русские стоят на коленях. В своей работе он пытается пробудить национальную гордость за своё прошлое. Пытается вернуть былую славу. Подарить возможность действовать. Призыв к действию, попытка разбудить нацию.

«Рейтан – упадок Польши»

На этой картине художник изображает уже не славные моменты истории Польши, а её упадок. Но в данном сюжете для него важен национальный герой – Тадеуша Рейтона. Он противостоял разделу Речи Посполитой.

Картины иллюстрирует третий день «Разделительного сейма», когда Россия, Пруссия и Австрия поделили Речь Посполитую. Рейтон, когда участники шли подписывать договор о разделе, лег в дверях, чтобы их не выпустить и произнес слова: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!».

В позе Рейтона изображено отчаяние и самопожертвование. Герой картины уверен в своих действиях, в его глазах страх. Но это не эгоистичный страх, он с ужасом смотрим на стоящих перед ним людей, готовых подписать унизительный договор. Он противостоит хаосу. Стоит заметить, что картина поделена на две части. Это толпа собирающаяся подписать сейм и Рейтон. Хаос и здравый смысл. На фоне видно множество людей, которые занимаются разными делами. Кто-то хватается за голову, кто-то в ужасе прячется в толпе или в шторах, картины лежат на полу, стулья перевернуты, на полу валяются документы – все это показывает крах государства. И только Рейтон пытается спасти его.

Человек в красном костюме – Адам Понинский. Его рука уверено показывает на русских генералов, которые стоят за дверью. Он уверен в своих действиях, для него нет другого пути. Его поза, кажется даже властной. Но если присмотреться, то видно, что его держит, чья то рука и он опирается на трость. На самом деле он слаб, в его действиях нет никакой храбрости и уверенности. Рядом с ним потупив глаза, стоит Станислав Щесный Потоцкий. Он не уверено и небрежно держит, какую то бумагу. Третья фигура - гетман Франциск Ксаверий Браницкий. Он закрыл лицо руками. Его поза означает весь крах, потерю, неизбежность. Он слабый и беспомощный.

С исторической точки зрения картина снова имеет не точности. Например, Потоцкого не присутствовал на подписание договора. Так же в верхнем левом углу изображен посол Николай Васильевич Репин, который надменно наблюдает за происходящим, в тот момент послом был другой человек.

Вывод

Таким образом, я рассмотрела две работы польского художника Яна Мотейко. Обе картины отображают значимые исторические события для Польши. Но если первая –прославляет мощь и силу польского оружия, то вторая скорее показывает слабость общества и силу одного человека. Но обе эти картины пропитаны национальным патриотизмом. В картине «Стефан Баторий под Псковом» для художника важно показать национальную гордость и силу. Стефан Баторий внушает страх и ужас, но это означает, что его государству нечего боятся. При просмотре этой картине поляк должен почувствовать гордость за свой народ, вспомнить свою историю. На картине «Рейтан – упадок Польши» сюжет не заставит почувствовать гордость за свой народ. Но на картине присутствует национальный герой. Человек, который готов потерять жизнь за своё государство. Каждый должен сравнить себя с ним, прочувствовать гордость за этого человека и полюбить свою родину так же как он.

Оба эти сюжеты, не смотря на их разницу, призваны побуждать национальные чувства. Внушать людям, что они должны создать своё собственное национальное государство. Востребованность создания национального духа в стране появляется примерно в то же самое время, что в других Европейских государствах. Методы воздействия тоже похожи на общеевропейские.