Почему ребенку трудно научиться читать. Почему ребенок никак не научится читать

Почему он не читает?

Поступая в школу, кто-то из ребят читает бегло и правильно, а кто-то постоянно спотыкается и делает много ошибок.
Что такое навык чтения? Он включает в себя скорость, способ чтения, его правильность, то есть техническую сторону. И смысловую - выразительность чтения и понимание прочитанного текста. Осознание прочитанного зависит от уровня развития речи, от круга интересов, запаса знаний и наблюдений. Читать выразительно - значит правильно находить нужную интонацию, произносить фразы достаточно внятно и громко, делать паузы и логические ударения.
Каждый ребенок начинает читать сначала по слогам, затем произносит короткие слова целиком, потом - большую часть слов слитно и лишь некоторые по слогам. На последнем этапе переходит к чтению целых слов и групп слов.

Причины, вызывающие трудности в овладении чтением:

Нарушения артикуляции;
- малое поле зрения;низкий уровень развития внимания и памяти:
- недостатки речевого развития: бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха;
- нарушения пространственных представлений у малыша.

Упражнения для успешного овладения чтением и предупреждения различных нарушений.

Тренируем артикуляцию
Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, невнятность произношения могут тормозить скорость чтения. Язык, губы, нижняя челюсть работают несогласованно, плохо переключаются с произнесения одного звука на другой. Поможет решить эту проблему артикуляционная гимнастика, а также чтение чистоговорок и скороговорок. Просите малыша четко артикулировать слова и увеличивайте скорость их произнесения.
Устраивайте такие разминки каждый раз перед чтением в течение 5 минут. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Ры-ры-ры -мы спускаемся с горы. Са-са-са - прилетела в сад оса. Иван-болван молоко болтал. Болтал, болтал, да не выболтал. Трут морковь на терке Рае и Егорке.
Расширяем поле зрения
Установлено, что объем поля нашего зрения при восприятии зрительной информации значительно влияет на скорость чтения. Увеличить его помогут несложные упражнения.
„Что вокруг?”
Найдите на стене или в окружающем пространстве какую-либо точку, на которой ребенок зафиксирует взгляд. Попросите. глядя на нее. назвать видимые справа и слева от малыша предметы.
„Цифровая таблица” (размер 15x15 см)



Положите таблицу перед глазами ребенка. попросите зафиксировать взгляд на квадратике в центре. Пусть малыш, не переводя взгляд, назовет все цифры, которые он видит.
Начинать тренировку можно с близких к центру цифр, постепенно расширяя поле зрения.
Развиваем внимание и память
Умение сосредоточиться и сконцентрироваться очень важно для результативности работы. Если внимание вашего ребенка рассеянно и он не может длительно сосредоточиться на чтении, потренируйтесь в выполнении таких несложных упражнений.
„Запомни, нарисуй”
В течение 2 секунд покажите малышу карточку с изображенной на ней фигурой, буквой, набором букв, коротким словом (например, „РПНТ", „СТЛШГ", „ДОМ” и т.д.). Попросите его записать, нарисовать то, что он запомнил. Увеличивайте объем материала по мере тренировок.
„Слушай внимательно"
Скажите ребенку, что вы ему дадите задачку, а результат он должен записать только тогда, когда последует команда: „Пиши!" Пример задания: „У меня есть два числа - 2 и 3. Сложи первое и второе. Из того, что получится, отними 1. Пиши!” Меняйте варианты задания, усложняя количество действий.
„Перепутанные линии”
Нарисуйте путаницу из линий, каждая из которых имеет номер в своем начале. Задача малыша - проследить глазами каждую линию слева направо и в конце поставить ее номер.



„Фигуры из спичек" (развитие зрительной памяти)
Выложите фигуру из спичек и накройте ее листом бумаги. На 1-2 секунды приподнимите бумагу, покажите фигуру ребенку, затем спрячьте ее снова. Пусть малыш посчитает, сколько спичек вы использовали. и выложит из них то, что он запомнил.
„Сколько ты запомнишь?”
Предложите вашему малышу запомнить 3-4 картинки и назвать их по памяти. Затем он должен отыскать их среди 10-12 похожих. Можно использовать карточки с буквами или цифрами, постепенно увеличивая количество запоминаемых картинок.


Развиваем речь и слух
Дети со сложностями в речевом развитии составляют группу риска при обучении чтению. Это те ребята, которые поздно начинают говорить, имеют проблемы со звукопроизношением, речь их отличается бедностью словарного запаса, неумением грамотно и четко построить предложение, описать какое-то событие или пересказать сказку. Особое внимание уделите развитию фонематического слуха. Здесь вам пригодятся такие игры.
„Назови слово”
Придумывайте слова на определенные буквы („А", „К". „Т”, „3” и т.д.). Пусть слово или начинается на заданную букву, или заканчивается ею.
„Поймай звук”
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, букву „К” в словах, которые вы ему называете.
„Придумай новое слово”
В этой игре необходимо заменить вторую букву в слове так, чтобы получилось другое слово, например: „ДЫМ - ДОМ”, „КОТ - КИТ”, „РУКИ - РАКИ”.
„Подбери слово”
Попросите малыша подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: „Какой?”, „Какая?”, „Какое?”. Яблоко (какое?) - спелое, сочное, румяное, зеленое и т.д.
Зима (какая?) - снежная, лютая, морозная. промозглая.
Дом (какой?) - высотный, кирпичный, низкий, разрушенный.
„Один - много”
Это упражнение хорошо тренирует грамматические навыки.
Предложите назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами „один - много”.
Например, один человек - много людей, одна скамейка - много скамеек. Объясните, что есть такие слова, которые нельзя изменить, например „пальто”, .„пианино”.



„Придумай предложение”
Дайте ребенку задание придумать предложения, используя следующие слова и словосочетания: „холодное лето”, „колючий куст”, „смешной котенок”, „проливной дождь”, „веселая поездка”, „длинный поезд”.
„Закончи фразу”
Начните предложение, не договаривая слово, пусть малыш угадает конец.
В саду растут ми...
Зимой на улице мо...
Щенок грызет ко...
Ориентировка в пространстве
Дети к началу школьного обучения должны хорошо ориентироваться в схеме своего тела, знать, где „право - лево”, „верх - низ” не только на себе, но и в окружающем пространстве, на листе бумаги – это тоже основа для беглого чтения.
„Найди точку”
Попросите малыша дотронуться правой рукой до левого уха, потом левой рукой - до правого колена, указательным пальцем правой руки до левого плеча.
„Возьми предмет”
Из разложенных перед ребенком игрушек он должен по команде взять в правую (левую) руку названную игрушку.
„Накрой ладошкой”
Разложите на столе картинки. Предложите накрыть правой рукой, например. яблоко, а левой - машинку. Пусть малыш скажет, что лежит под правой, а что под левой рукой.
„Путешествие ручкой по листу бумаги”
Скажите ребенку, что отправляетесь в путешествие. Для этого в левом верхнем углу листа попросите нарисовать машину. Переместитесь в правый нижний угол, где надо нарисовать домик. От домика вы затем поедете к речке в левый нижний угол.
„Выложи узор"
Выкладывайте буквы и узоры из спичек, счетных палочек. Конструирование букв из спичек - захватывающее занятие. Попросите малыша, например, переложить спичку так, чтобы из буквы „Н” получилась буква „П”.



„Графические диктанты”
Важно научить ребенка ориентироваться на листке в клеточку. Он должен видеть правый, левый, нижний и верхний углы клетки, ее стороны.
Попросите малыша поставить точку в левом верхнем углу клетки и двигаться по клеточкам по вашей команде: „Одна клетка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, две клетки вниз, одна вправо, две клетки вверх, одна вправо, две вниз”. Дальше пусть малыш продолжит узор до конца строки. Усложняйте узоры. Детям нравится такая игра - всегда интересно знать, что же „за зверь” получится в результате.

Многим мамам известно, что встречаются дети, которые никак не могут научиться читать. Они упорно занимаются, учатся по разным методикам, но результата нет. Почему так происходит? Дело тут вовсе не в лени и не в мамином желании пораньше научить читать ребенка. Причиной может служить дислексия.

Дислексия - это стойкое расстройство процесса чтения. Ее не стоит путать просто с плохой техникой чтения, которая свойственна всем малышам в начале обучения. Есть дети, которые совсем не способны овладеть чтением (алексия).
В старшем возрасте и даже у взрослого человека к дислексии могут привести различные опухолевые процессы, травмы головы, нарушения мозгового кровообращения. Однако чаще всего дислексия проявляет себя в старшем дошкольном возрасте, когда дети начинают учиться читать и готовятся к школе.

Причины возникновения дислексии до конца так и не изучены. Некоторые ученые говорят о наследственном факторе. Другие считают, что причина в неблагоприятном течении беременности и родов, когда происходит повреждение коры головного мозга.

Если специалисты проведут полное обследование ребенка с дислексией, то скорее всего будут выявлены следующие особенности.

1. Особенности электроэнцефалограммы. Она может соответствовать более раннему возрасту, что свидетельствует о незрелости мозговых структур.

2. Общая моторика отстает в развитии.

3. Позднее выделение ведущей руки.

4. Трудности различения на глаз величин, форм и расположения предметов в пространстве.

5. Задержка в речевом развитии.

То есть все основные предпосылки к развитию навыков чтения оказываются не сформированы.

Внешне это может приводить к следующим проявлениям:

1) не узнавание некоторых букв и их неправильное называние;

2) чтение по буквам, а не по слогам;

3) искажение структуры слова;

4) чтение справа налево;

5) непонимание прочитанного.

Подобные проблемы возникают и у многих здоровых детей, но отличие состоит в том, что по мере овладения чтением эти трудности проходят сами собой. У ребенка с дислексией же они носят весьма устойчивый характер.

Такие дети, как правило, не любят читать, для них это слишком сложно. Никакой информации из прочитанного текста извлечь им не удается. Поэтому многие родители делают вывод, что причина проблемы с чтением в лени и упрямстве ребенка. Дети вскоре могут начать панически бояться чтения, что приводит к появлению дополнительных неврологических проблем и необходимости обращения к психологу. Именно он зачастую, разобравшись в причинах нервозности ребенка, отправляет его к логопеду. Логопед, в свою очередь, начинает работу над развитием предпосылок чтения, описанных выше. Когда все навыки оказываются сформированы, проблема с чтением исчезает.

Если же родители и учителя «махнули рукой» на ребенка, списав все на трудный характер, лень, общие проблемы в обучении, то ребенок вполне может остаться безграмотным на всю жизнь, поскольку самостоятельно справиться со своей проблемой он не сможет.

Похожие статьи:

Ребенок и телевизор (5470 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

«Из всех искусств, для нас важнейшим является кино», - так писал В.И.Ленин. Наверно, именно так и было на заре развития кинематографа, с помощью которого авторы и создатели высоконравственных лент несли в народные...

Что делать если ребенок тянет пальцы в рот? (11206 Просмотров)

Грудной возраст > Воспитание ребенка

Повзрослев, малыш продолжает с интересом познавать мир. Ему интересно всё. И многое, он в буквальном смысле слова, что называется: «пробует на зуб». Иными словами, всячески эксплуатирует свою ротовую полость в...

Взрослые прекрасно знают, что слова состоят из букв. Каждая буква кодирует определенный звук. Например, м, п, а…. Буквы складываются в слоги. Слоги в слова, между словами можно ставить знаки препинания. Все очень просто с точки зрения того, кто уже умеет читать! Но, дети думают по другому — дети, просто не понимают, что от них хотят взрослые, когда обучают их чтению.

Во первых, вы скорее всего удивитесь узнав, что наш русский алфавит не содержит целого набора букв, кодирующих определенные звуки. Мы эти звуки раскодируем в зависимости от положения буквы в слове.

Примечание:

Я программист, а не методолог и многие вещи говорю так, как понимаю…. Будет хорошо, если меня поправят более знающие люди.

Итак, как же мы читаем:
В слове МЯЧ буква М кодирует мягкий М. МЬ ач
а в слове МЫЛО , буква М кодирует твердый М. МЪИ ло.

Если вам не понятно, о чем идет речь, то попробуйте медленно прочитать слова Мяч, мыло, мяч, мыло…

написано Е жик, а взрослый это слово прочитаем Ё жик.

Нам это объяснять не нужно, что е жик = ё жик, но, это совершенно не понятно малышу.

Одна и та же буква в разном окружении читается по разному. Прочитайте медленно по буквам, вслушиваясь в каждый звук следующие слова и обратите внимание на то, как вы произносите первую букву М :

М АСЛО.

М ИШКА.

Вы с удивлением, можете обнаружить, что если в слове «мишка» первый звук произносить твердо, то МЬИ шка превратится в МЪЫ шку. Так как же дети, читая по буквам еще понимают то, что прочитали??? Ведь они знают, что М — это М, а не Мь…

Приведу еще пример. Прочитайте медленно следующие слова и внимательно вслушивайтесь в то, что вы произносите и видите закодированным в буквы:

В этом случае, вообще, без анализа последующей буквы невозможно понять то, как следует произносить букву «С» — твердо или мягко.

Для того, чтобы произносить согласную букву обязательно нужно анализировать, какая буква стоит следующей. И, например, если это буква гласная, то она будет читаться не так как пишется.

Например, прочитайте слово

ЖИ знь

Вы с удивлением обнаружите, что прочитаете слово вот так ЖъЫ ЗъНь.

То есть, при чтении, следует обязательно прилеплять гласную букву к согласному звуку.

Казалось бы, такой метод обучения чтению гораздо сложнее, чем обучение по буквам. Но, на самом деле, он гораздо проще. Ведь переучивать неправильно запомненное правило гораздо сложнее, чем учить сразу.

Лирическое отступление

Помню, как много времени я потратил на обучение дочки чтению. У нее каждое слово вызывало сверх затруднения. Элементарное «МАМА» превращалась в МЭАМЭА .

Я потратил очень и очень много времени на обучение — прельщал дочку конфетками, чтобы она прочитала хоть одно слово, просил, чтобы «М», она произносила как «М», а не «МЭ»…. все бесполезно. Ребенок старался, вылезал из кожи, а слова не мог читать.

И вдруг, меня осенило, что нужно учить не буквам и не звукам, а слогам или складам.

По результатам обучения своего ребенка, я сделал бесплатный сайт, который обучает детишек чтению по складам. Конечно, заниматься онлайн программой ребенку следует вместе с родителем, чтобы правильно закрепить навыки. Родитель должен сидеть рядом и внимательно следить за тем, чтобы малыш правильно передвигал кубики и правильно произносил слоги.

Компьютерная игра имеет громадные преимущества перед безжизненными буквами — игра может говорить! Она может повторять слова, слоги бесконечное количество раз… согласитесь что это очень удобно.

Ну и в заключение дам еще несколько советов по поводу покупки книжек для чтения с малышами, которые учатся говорить.

  1. Буквы должны быть большими. Так, чтобы ребенок мог водить пальцем.
  2. Все буквы Ё должны прописываться, как Ё.
  3. Слова должны быть без переносов.
  4. Все слова должны быть ребенку понятными. В текстах для чтения должно быть меньше старорусских слов (помело, амбар, сусеки). Не каждый взрослый понимает, что такое сусеки, а что говорить о детишках.

Сергей Михайлов http://poskladam.ru