Что читать ребенку 4 лет

Консультация для родителей:

Прежде чем ответить на вопрос, что читать детям 4 - 5 лет, нужно выяснить чему в данном возрасте дети должны научиться, какими навыками овладеть. По мнению многих авторитетных психологов и педагогов дети должны в этом возрасте отвечать на вопросы по прочитанным произведениям, уметь оценивать поступки персонажей, уметь давать простые характеристики главным героям. Например, на вопрос: «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?» Ответы: «Его Лиса обидела!» «Ему жить негде!», «Зайке холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку мало просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел. Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то поинтересоваться у ребенка - правильно ли это, справедливо ли? Может быть Лису не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть Зайчика нужно оставить жить на улице?

Именно на таких детальных разборах о прочитанном и зарождается в ребенке нравственность. Еще в 19 веке русскими учеными доказано, что нравственность воспитывается только через культуру и искусство. И самым эффективным средством среди всех видов искусства является чтение художественной литературы!

Очень важно!!! Каждую прочитанную книгу с ребенком необходимо обсудить. Это учит малыша не просто глотать информацию, а задумываться о прочитанном. Даже если малышу всего 4 года! Когда по книге задаются вопросы, ребенок учится анализу текста. В будущем ответы на вопросы сформируются в навык ставить вопросы самостоятельно. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Он сможет гораздо лучше проанализировать различные ситуации, поведение окружающих и предвидеть развитие событий.

Еще одной из задач педагоги и психологи ставят умение детей в возрасте 4 - 5 лет выразительно читать стихи и потешки наизусть. Стихи должны быть небольшими по своему объему. Главное здесь научиться именно выразительно и эмоционально их декламировать.

В возрасте 4 - 5 лет нужно начинать учить детей пересказу. Тут от взрослых понадобится максимум терпения. Попросите малыша рассказать вам сказку на ночь. Пусть она будет очень хорошо знакомой ребенку. Например, «Колобок» или «Теремок». Скорее всего малыш будет сбиваться, путать главных героев или последовательность событий. Не перебивайте. Похвалите в конце пересказа. Ребенку нужно освоится в роли рассказчика. Ведь для него пересказ - это очень серьезный труд.

Список литературы для чтения, пересказов и заучивания наизусть:

Сказки:

Смоляной бычок

Зимовье зверей

Гуси-лебеди

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Жихарка

Два жадных медвежонка

Три поросенка

Привередница

Петушок и бобовое зёрнышко

Царевна лягушка

Снегурочка

Крылатый, мохнатый да масляный

Лисичка-сестричка и волк

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила» (отрывок)

Ш.Перро «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» и др.

В.Сутеев «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Под грибом», «Кто сказал «Мяу»?», «Раз, два, дружно!», «Петух и краски» и др.

Б.Заходер «Мишка-топтыжка», «Кит и кот», «Серая звёздочка», «Вини Пух», «Кавот и Камут», «Кискино горе», «Волчок» и др.

К.Чуковский «Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Ёлка», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Радость» и др.

С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Пудель», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка про умного мышонка», «12 месяцев», «Шалтай-болтай», «Мяч», «Багаж» и др.

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

С.Михалков «Дядя Степа», «А что у вас?», «Рисунок», «Где очки?», «Трезр» и др.

В.Бианки «Лис и мышонок», «Первая охота», «Хвосты», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил»,

Г.Х.Андерсон «Снежная Королева», «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Калоши счастья», «Дикие лебеди» и др.

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Заплатка» и др.

В.Осеева «Хорошее», «На катке», «Сыновья», «Три товарища» и др.

З.Александрова «Елочка», «Таня пропала», «Мишкины соседи», «Дождик» и др.

Е.Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться», «Научу одеваться и братца» и др.

1. Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
2. В. Инбер «Сороконожки»
3. Р. Киплинг «На далекой Амазонке» (пер. С. Маршака)
4. Б. Заходер «Горизонтские острова» (из Я. Бжехвы)
5. С. Маршак «Почта»
6. Н. Крандиевская «Звериная почта»
7. Н. Некрасов «Генерал Топтыгин»
8. А. Пушкин «Конь»
9. Н. Матвеева «Караван»

10. Н. Носов «Автомобиль» и «Метро»
11. Ю. Мориц «Билет на дачу»
12. С. Маршак «Жил человек рассеянный»
13. А. Усачев «Дорожная песня»
14. И. Бродский «Буксир»
15. С. Козлов «Мы пришли сегодня в порт»
16. В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк»
17. Легенда о Дедале и Икаре («Мифы Древней Греции»)
18. В. Драгунский «Запах неба и махорки»
19. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
20. Английская народная сказка «Три поросенка»
21. Английская народная песня «Дом, который построил Джек» (пер. С. Маршака)
22. Б. Заходер «Мартышкин дом»
23. В. Инбер «Сдается квартира»
24. Н. Носов «Находчивость»
25. В. Драгунский «Двадцать лет под кроватью»
26. К. Чуковский «Федорино горе»
27. Э. Лир «Прогулка верхом» (пер. С. Маршака)
28. А. Гайдар «Голубая чашка»
29. А. - А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» (пер. С. Маршака
30. В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка»
31. Н. Носов «Мишкина каша»
32. В. Драгунский «Куриный бульон»
33. Л. Толстой «Три калача и одна баранка
34. С. Маршак „Мороженое“
35. М. Бородицкая „Убежало молоко“
36. В. Орлов „Цветное молоко“
37. В. Одоевский „Мороз Иванович“
38. Г.-Х. Андерсен „Принцесса на горошине“
39. К. Чуковский „Мойдодыр“
40. Н. Носов „Винтик, Шпунтик и пылесос
41. С. Маршак “Мяч»
42. Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
43. Л. Толстой «Филипок»
44. Н. Носов «Живая шляпа»
45. В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера»
46. Русская народная сказка «Соломинка, пузырь и лапоть»
47. К. Чуковский «Чудо-дерево»
48. Г.-Х. Андерсен «Новое платье короля»
49. Г.-Х. Андерсен «Штопальная игла
50. К. Ушинский „Как рубашка в поле выросла“
51. Н. Носов „Заплатка“
52. С. Маршак „Как рубанок сделал рубанок“
53. Л. Толстой „Ученый сын“
54. В. Драгунский „Друг детства“
55. В. Маяковский „Кем быть?“
56. Д. Родари „Какого цвета ремесла?“, „Чем пахнут ремесла?“ (пер. С. Маршака)
57. В. Драгунский „Третье место в стиле баттерфляй“
58. М. Зощенко „Великие путешественники“
59. Д. Самойлов „Слоненок - турист“
60. В. Маяковский „Что ни страница - то слон, то львица“
61. Б. Пастернак „Карусель“

62. С. Маршак „Как печатали вашу книжку“, „Книжка про книжки“

63. И. Крылов „Любопытный“

64. В. Драгунский „Девочка на шаре“, „Не хуже вас, цирковых“

65. С. Маршак „В детском театре“

66. А. Барто „В театре“

67. Ю. Владимиров „Оркестр“

68. Братья Гримм „Бременские музыканты

69. И. Крылов „Квартет“

70. Б. Заходер „Почему деревья не ходят?“
71. Г.-Х. Андерсен „Ромашка“, „Цветы маленькой Иды“

72. В. Сутеев „Под грибом“

73. В. Катаев „Дудочка и кувшинчик“

74. Л. Толстой „Старик и яблоня“

75. Русская народная сказка „Вершки и корешки“

76. Н. Носов „Огородники“

77. Э. Хогард „Мафин и его знаменитый кабачок“

78. Русская народная сказка „Колосок“

79. В. Бианки „Как муравьишки домой спешили“

80. И. Крылов „Стрекоза и муравей“
81. К. Россетти „Гусеница“ (пер. В. Лунина)

82. Р. Стивенсон „Вересковый мед“

83. Л. Толстой „Как научились бухарцы разводить шелковичных червей“

84. К. Чуковский „Муха-Цокотуха“

85. Г.-Х. Андерсен „Жаба“

86. В. Бианки „Ящерка“

87. Б. Заходер „Суринамская Пипа“

88. Р. Киплинг „Откуда взялись броненосцы?“

89. Л. Толстой „Акула“

90. Б. Заходер „Кит и кот“
91. Э. Успенский „Разноцветная семейка“

92. Р. Киплинг, рассказы из „Книги джунглей“

93. Н. Заболоцкий „Как мыши с котом воевали“

94. Л. Толстой „Пожарные собаки“

95. Г. Гарин-Михайловский „Тема и Жучка“

96. В. Бианки „Кто чем поет“

97. Г.-Х. Андерсен „Гадкий утенок“

98. М. Зощенко „Умная кура“

99. Д. Мамин-Сибиряк „Серая шейка“

100. М. Горький „Воробьишко“
101. А. Блок „Ворона“

102. И. Толкмакова „Десять птичек - стайка“

103. О. Дриз „Кто где уснул“

104. В. Бианки „Лесные домишки“

105. Е. Шварц „Сказка о потерянном времени“

106. С. Маршак „Двенадцать месяцев“

107. Г.-Х. Андерсен „Снежная королева“

108. К. Бальмонт „Снежинка“

109. Н. Некрасов „Мороз-воевода“

110. А. Островский „Снегурочка“
111. А. Пушкин „Вот север, тучи нагоняя…“

112. Саша Черный „Мчусь, как ветер на коньках…“

113. А. Фет „Мама, глянь-ка из окошка…“

114. Н. Некрасов „Дед Мазай и зайцы“

115. А. Плещеев „Сельская песня“

116. Ф. Тютчев „Есть в осени первоначальной“

117. В. Жуковский „Загадка“

118. Ф. Тютчев „Весенняя гроза“

119. М. Бородицая „Шторм“

120. Г.-Х. Андерсен „Как ветер перепутал вывески“

121. Дж. Родари „Почему на луне есть пятна?“

122. „Прогулки по небу“ (атлас созвездий)

123. Легенда о Персее и Андромеде; легенда об Афродите и Адонисе; легенда о Гефесте; легенда о Гермесе (»Мифы Древней Греции").

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. В один прекрасный день вы, возможно, обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. В общем, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!

Как читать?

  • Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном – всегда в одно и то же время.
  • Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
  • Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
  • Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего понимает он куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

Что читать?

  • Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
  • Небольшие стихотворения (4-12 строк).
  • Стихотворные загадки.
  • Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», – теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.

Что покупать?

  • Книжки с крупными и очень простыми, соответствующими тексту иллюстрациями.
  • Ищите книги, позволяющие ребенку делать что-то самостоятельно, – наклеивать стикеры, раскрашивать картинки.
  • Отдавайте предпочтение прочным и недорогим изданиям, время для чтения раритетных книг наступит позже.
  • Список литературы
    1. Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка», Огниво», «Сказка о стойком оловянном солдатике»
    2. Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат»
    3. Гаршин В. «Лягушкапутешественница»
    4. Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»
    5. Даль В. «Старик-годовик»
    6. Дональдсон Д. «Груффало»
    7. Ершов П. «Конек-Горбунок»
    8. Заходер Б. «Мишка-Топтыжка»
    9. Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке»
    10. Левин В. «Глупая лошадь»
    11. Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки»
    12. Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет»
    13. Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
    14. Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка»
    15. Мориц Ю. «Крыша ехала домой»
    16. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»
    17. Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
    18. Сеф Р. «Кто на кого похож»
    19. Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?»
    20. Толстой Л. «Сказки и рассказы»
    21. Тувим А. «Азбука», «Где очки»
    22. Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик»
    23. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр»
    24. Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь»
    25. Яснов М. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять»

Совсем недавно на одном из сайтов разгорелось обсуждение этого вопроса – что читать детям? Причем, вопрос шел не о чтении родителями, а о первом самостоятельном чтении ребенка, который только учится читать.

Молодая мама спрашивала совета, что предложить для самостоятельного чтения четырехлетней девочке, которая учится читать и уже складывает слоги.

В ответ на этот вопрос посыпались самые различные предложения. Причем, среди предложений были такие: «Прекрасные книги Р. Киплинга - Маугли, Пак с волшебных холмов, Книга джунглей», «А Маршака не хотите - "Сказка о горе-злосчастье" и "Конька-Горбунка" Ершова?», «Толстой, Пришвин, Бианки, Бажов и т.д. Всё, что о природе.», «К. Чуковский. Айболит в прозе», «Возможно, подойдет Генри Каттнер с циклом историй о Хогбенах», «Сказки народов мира, Легенды и мифы Древней Греции (именно Н.А. Кун)».

Я не хочу сказать, что предложены плохие книги. Нет! Книги хорошие. Только почему-то люди не обратили внимание на возраст девочки. Ей всего 4 года!

Конечно, если мама или папа прочтут девочке рассказы Пришвина, Бианки, Бажова, то ребенку будет интересно. Сказки народов мира тоже заслуживают внимания, но только тогда, когда читают взрослые. В этих сказках, как правило, встречаются слова и предметы малознакомые в нашей жизни. Если читает взрослый, он объяснит ребенку значение слова, чего не произойдет при самостоятельном чтении.

Мне интересно, как ребенок, который только читает по слогам, будет читать истории о Хогбенах? Тут даже взрослый слово Хогбен сразу не прочтет, а ребенок и подавно. Так что это произведение для читающих детей.

Все это обсуждение и заставило меня написать свои соображения по этому вопросу.

Существует много самых разных произведений для детей и среди всего этого богатства надо выбрать именно то, что сможет прочесть и ПОНЯТЬ ребенок-дошкольник. Для этого надо обратить внимание на очень важные элементы произведения:

Небольшой по размеру текст с крупными буквами и большими картинками . Маленький ребенок не в состоянии заниматься или выполнять монотонную работу длительное время. Для малыша чтение – очень трудный процесс, который требует напряжения многих систем организма. В возрасте 4-5 лет занятия для детей не должны превышать 20 минут. А чтение и того меньше. Непрерывное чтение должно быть не больше 10 максимум 15 минут. Исходя из этого, размер текста, который читает ребенок, должен быть около 4-8 строк. Это или небольшое стихотворение или очень короткий рассказ. Надо подбирать такие тексты, чтобы ребенок смог прочитать его за один раз.

Небольшие по размеру простые предложения, состоящие из 4-6 слов. Когда ребенок учится читать, то он выполняет одновременно множество трудных для него мыслительных операций. Очень часто дети, дойдя до 3-4 слова в предложении, забывают, что было в начале. В таком случае они просто не понимают смысл предложения или понимают его частично. Но ведь нам надо, чтобы ребенок не просто механически соединил буквы в слово и прочитал, а понял смысл предложения. Именно поэтому предложения должны быть короткими и простыми.

В тексте не должно быть трудных для чтения и длинных слов. Легче всего дети понимают и читают слова-предметы и слова-действия. Вот поэтому они любят и легко запоминают небольшие стихи. Как правило, стихи для малышей очень яркие и динамичные, потому что содержат много глаголов и существительных. Вспомните

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу.

Ох, досточка кончается,

Сейчас я упаду.

Очень простые конструкции предложений и большое содержание глаголов помогает ребенку легко понять смысл стихотворения и запомнить его.

Вот эти три несложных правила помогут Вам определить, подходит ли книга для самостоятельного чтения 4-5 летнему ребенку.

Трудно перечислить все произведения, которые можно и нужно читать ребенку- дошкольнику. Я назову только некоторые, а Вы можете помочь мне, предложив свои книги.

Конечно, это классика детской литературы:

Чуковский, только не Айболит в прозе, а его стихи и сказки в стихах (Федорино горе, Тараканище, Краденое солнце и др.) Правда, сказки великоваты для малышей, поэтому лучше читать их вместе – 4 строки ребенок, 8 – взрослый. Так малышу будет интереснее и не устанет.

Стихи С. Маршака, А. Барто, В. Орлова, И. Токмаковой, Э. Мошковская, Ю. Мориц, Я. Аким, В. Берестова, З. Александровой, Е. Благининой, Б. Заходера, В. Степанова, А. Усачева…

Русские и украинские народные сказки.

Сказки В. Сутеева. Они обычно идет в очень хорошем оформлении, где мало текста и много картинок. Читаются очень легко и понятны даже малышам.

Короткие рассказы Л.Толтого, Е Чарушина.

Конечно, это далеко не все произведения, которые можно давать ребенку читать самостоятельно. Но в любом случае, надо исходить из возможностей ребенка не только прочитать, но и понять смысл прочитанного, а не загружать его тем, что слишком трудно для его понимания.

А что Вы думаем по этому поводу? Что Вы давали читать ребенку для первого самостоятельного чтения?