Как называется группа животных. Какие бывают животные

Опачанова Анна Ивановна

МБОУ СШ № 1г. Евпатории

Учитель начальных классов

План – конспект

открытого урока во 2 классе по окружающему миру

Тема. Какие бывают животные?

Тип урока : комбинированный, с использованием частично – поискового метода

Цель: обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери).

Кленосферы - это морские животные - несколько похожие на медузы, хотя они являются частью отдельной борозды; они хищные и, в отличие от губок, наделены нервной системой и обладают сложными клетками, которые встречаются у животных с двусторонней симметрией.

Все животные сегодня происходят от общего ствола, который был разделен на несколько ветвей 650 миллионов лет назад. Хотя способ, которым проводились последующие события, все еще обсуждался, было общепризнано, что первыми животными были древние губки. Согласно этому видению, древние губки или основание филогенетического дерева животных, которые затем разделились на четыре ветви: например, медуза, группа примитивных плюцикулярных животных, называемых плакозоар и другая группа примитивных животных с двусторонней симметрией, из которой они развивались, среди прочего, черви, насекомые и позвоночные.

Задачи.

Обучающие.

Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам (целенаправленно и последовательно раскрывать доступные экологические зависимости);

Развивающие.

Расширить кругозор детей о природе. Дать представление о невидимых нитях в природе;

В последнее время, однако, серия генетических анализов одного гена привела к выводу, что самые примитивные животные могут быть гребнеобразными, а не губками. Кленофоны были последними из примитивных групп животных, геном которых еще не был секвенирован. С достижением этой цели ученые смогли сравнить геномы всех древних групп животных друг с другом, чтобы определить, кто из них самый старый. И результаты были удивительными: есть признаки того, что группа сктенопортеров появилась перед губками.

Это неожиданный результат, потому что гребневики кажутся более развитыми, чем губки, например, сложные структуры, такие как нерв. Интересно, что, хотя губки лишены нервной системы, они все еще обладают многими генами, связанными с развитием нервной системы и которые также встречаются в начале. Если интерпретация специалистов верна, а губки появляются позже гребневиков, это означает, что по пути эволюции они потеряли свою нервную систему, превратившись в сидячих животных и упростив их состав тела.

Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство милосердия,нормы поведения в природной среде.

Прививать интерес к предмету;

Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Это открытие противоречит двум фундаментальным идеям биологического мышления об эволюции животных: первые животные имели простую структуру и что, когда животные приобретают сложные черты, они сохраняют их. Другие ученые скептически относятся к этой новой интерпретации. Что касается авторов исследования, хотя они считают альтернативные интерпретации менее правдоподобными, они сами признают, что для подтверждения этой новой теории необходим более генетический анализ.

Цитирование можно сделать в пределах 250 знаков. Зебра умеет отделять братьев и сестер своего стада от племен, чтобы они никогда не умирали. Подобно маленьким зебрам, даже с самого своего расстояния, они отделяют своих матерей. В настоящее время в мире есть три зебры: горные зебры, пустынные зебры и дикие зебры. Последние подразделяются на три подвида, один из которых - Зебра Гранта, и живет в литовском зоопарке. Зебра Грантха - относительно маленькое и изящное животное по сравнению с другими видами зебры.

Здоровьесберегающие.

Проведение физкультминуток. Создание благоприятных условий, эмоционального и психического климата в классе для восприятия ученого материала.

Планируемые результаты : учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию; выступать с сообщениями.

И здесь горные зебры любят отдыхать в пыльных ваннах, которые они могут себе позволить каждый день. И во время бега зебра пробегает до 80 км в час. Интересно, что древние люди время от времени пытались сделать Зебры и сделать это домашним животным, но это не было достигнуто с большим успехом. Зебра по-прежнему остается животным.

Зебра по своей природе очень страшна, даже в зоопарках, трудно приблизиться к ним. И группа состоит из доминирующего мужчины и нескольких женщин с цыплятами. Хотя у каждой группы животных есть мужчина, это не мешает одиноким мальчикам присоединиться к цели. Эти поединки между мужчиной и женщиной проявляются, закручиваясь в морде и бедрах, натыкаясь на передние ноги и шею, толкаясь. Они никогда не смертельны, более слабый мужчина обычно умирает. Когда вся банда отдыхает, некоторые «добровольцы» зебры стоят в страхе.

Оборудование.

1. Учебник «Мир вокруг нас» часть 1-я, 2 класс (А.А. Плешаков);

2. Картина «Лес»;

3. Рисунки животных;

4. Раздаточный материал в больших и маленьких конвертах;

5. Презентация, «Какие бывают животные?»:

6. Ноутбук, проектор, экран.

7. Стенд «Интересные заметки».

8. Цветные квадратики (синие, красные, зеленые, жёлтые) - по количеству детей в классе.

В случае опасности они предупреждают своих друзей. У Зебры очень одаренное чувство семейных узок. Большинство из них создают одноразовые пары на всю жизнь. И несмотря на то, что у стада может быть до тысячи голов, все животные живут в маленьких семьях.

Молодые зебры рождаются не с черными голубями, такими как взрослая зебра, но со светло-коричневыми. После рождения зебры начинают ходить и пить грудное молоко через полчаса. Среди других вещей, зебра молоко не обычный белый цвет, но розовый. Женщины с молодыми обычно пасутся посередине стада. Она кормит свою зебру около 8-13 месяцев. Уже через 7-10 дней после рождения ребенка женские породы и могут спариваться, но только около 15% матерей ежегодно потребляют малолетних, обычно женских отпрысков только каждые 2-3 года.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

2. Актуализация знаний.

Учитель: - На прошлом уроке мы с вами путешествовали по лесу и познакомились с разными группами растений. Какие растения вы встречали в лесу? (Слайд 2 -картина «Лес» )

Дети: - Малина, черника, морошка, береза, сосна…(Слайд 3)

Учитель: - Отгадайте растения по признакам и назовите, к каким группам они относятся.

1. Это растение встречается вдоль дорог и тропинок, будто специально растет там, чтобы помочь поранившемуся путешественнику.

Дети: - Подорожник .

2.Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется.

Дети: - Фиалка .

3.Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки.

Дети: - Одуванчик.

4.С запахом стебля этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.

Дети: - Мята .

5.Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготовляют музыкальные инструменты. Дети: - Клён.

6.Ветки этого растения покрыты острыми и твердыми колючками

Дети: - Боярышник .

7.Весной в лесу на этом дереве появляются «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.

Дети: - Ель.

Учитель: - Молодцы, ребята!

3. Физкультминутка

(Аудио запись шум леса)

Давайте немного отдохнём.

Дети по лесу гуляли (маршируют на месте)
За природой наблюдали (ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимаем голову и на носочках тянемся к "солнцу")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали, (машут руками)
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)|
Ногами топаем! (топают ногами)
Хорошо мы погуляли (маршируют, вдох - выдох)
И немножечко устали. (сели за парту)

Молодцы, сели на свои места.

4.Сообщение темы и целей урока.

Учитель : Хотели бы вы больше узнать о животных?

Дети: Да.

Учитель : Ну что ж, совершив необычное путешествие по лесу, мы сможем ответить на главный вопрос урока:

«Какие бывают животные?»

5. Работа над новой темой. Работа в группах .

Учитель: - Какие животные живут в лесу?

Дети: - Медведь, лиса, заяц…

Учитель: - Сегодня нам нужно провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных.

Мы с вами разобьемся по группам согласно ваших карточек и начнем наше исследование.

Учитель: - Возьмите большой конверт – в нем ваше первое задание.

В больших конвертах подготовлены рисунки животных:

1-я группа - окунь, ерш, кузнечик , карась;

2-я группа - муха, божья коровка, медведь , жук;

3-я группа - тигр, лиса, гусь , волк;

4-я группа - ласточка, клест, судак , синица.

Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.

(На доску вывесить результат работы каждой группы).

Как, одним словом назвать всех животных каждой группы? (Дети : - Жук, кузнечик, божья коровка - это насекомые и т.д.)

На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери .

Учитель : Выявить отличительные признаки каждой группы.

Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 60-61.

Для ответов используйте подсказку:

Сколько ног, чем покрыто тело.

Каждая группа работает только с одной статьей учебника стр. 62-63.(Слайд 4 «Группы животных»)

Учитель: - Что узнали о животных данной группы?

Что отличает их от других групп?

Ответы детей по группам .

Название группы Количество ног и покровы

Звери 4 ноги шерсть

Птицы 2 ноги перья

Рыбы плавники чешуя

Насекомые 6 ног (3 пары) хитин

Земноводные 4 ноги голая кожа

Пресмыкающиеся 4 ноги роговые чешуйки (Слайд 5 )

Учитель: - Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных. (Слайд 6 )

Как вы думаете, к какой группе можно отнести лягушек и жаб?

Где они обитают?

Дети: - На суше и в воде.

Учитель: - Поэтому они составляют особую группу - земноводные, могут находиться на суше и в водоеме.

Учитель: - Еще одна группа- это пресмыкающиеся, к ним относятся?

Дети: - Змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы.

Учитель: - Сколько у них ног?

Дети: - 4 ноги.

Учитель: - Какой покров?

Дети: - Роговые чешуйки.

6.Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

7.Закрепление нового материала.

Творческая работа.

Учитель: - Приступим к творческой работе. Составим рассказ о каждой группе животных. Для этого понадобятся маленькие конверты.

Взяли их. (В конвертах находятся заготовки для составления синквейна.)

(Синквейн - это пятистрочная стихотворная форма, используемая как эффективный метод развития образной речи, которая позволяет быстро получить результат).

1 группа – насекомые удивительные, многоглазые, жужжат, стрекочут, порхают,

Насекомых насчитывается больше миллиона.

2 группа - рыбы длинные, круглые, плавают, мечут, молчат, Колечки чешуи показывают возраст рыбы.

Птицы - покорители воздушного океана.

4 группа – звери, изящные, крылатые, рычат, мяукают, пыхтят,

Звери – разные внешне существа.

(Кроме конвертов у каждой группы есть поле,на котором будет составлен синквейн).

1.______________________

2.______________________

3.______________________

4.______________________

5.______________________

Учитель:

– Найдите слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и приклеить его рядом с цифрой 1.

– Найдите два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и приклеить их рядом с цифрой 2.

– Найдите три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и приклеить их рядом с цифрой 3.

– Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы.

– На пятой строке вам нужно одним словом передать свое отношение к тому, о ком составляем наш рассказ.

На доске вывешивается плакат с набором слов: интересно, понравилось, удивило и т. д.

Дети могут выбрать нужное слово.

Дети:

Представляют по группам полученный синквейн.

На доске вывесить синквейны под названиями групп животных:

1. насекомые

2. удивительные, многоглазые

3. жужжат, стрекочут, порхают

4. Насекомых насчитывается больше миллиона.

5. интересно;

3. чирикают, крякают, щебечут

4. Птицы – покорители воздушного океана.

5. увлекательно;

1. рыбы

2. длинные, круглые

3. плавают, мечут, молчат

4. Колечки чешуи – возраст рыбы.

5. заинтересовало;

1. звери

2. изящные, мохнатые

3. рычат, мяукают, пыхтят

4. Звери – разные внешне существа.

5. Интересно.

Учитель: Ребята, а что произойдет с лесом, если исчезнут птицы?

Дети: Нет, насекомые съедят листья, и лес погибнет.

Учитель: В природе все взаимосвязано между собой невидимыми нитями. Дома вы прочитаете рассказ в учебнике на с.64-65 и узнаете о них.

8. Рефлексия. Закрепление нового материала. (Слайд 7- 18 « Интересные факты из жизни животных»)

Отгадайте загадки и та группа, к которой относится отгаданное животное - встает.

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

Дети: Пчела.

Ходит на рыбалку

Не спеша, вразвалку:

Сама себе удочка,

Сама себе лодочка.

Дети: Утка.

Сидит на ветке,

А не птица,

Есть рыжий хвост,

Да не лисица.

Дети: Белка.

Полосатая злодейка

Съест любого малыша-

Пескаря, плотву, уклейку,

Не проглотит лишь ерша.

Дети: Щука.

Многорукий царь Гордей

Наплел ловушек да сетей.

Как расставит он ловушки,

Прошипит: «Ловитесь мушки!»

Дети: Паук.

Учитель: - Можно ли назвать его насекомым?

Дети: - Нет, у него 8 ног - он относится к отряду паукообразных.

Над водой- водицей -

Царевна круглолица.

Поет царевна,

Да так напевно,

Что все на суше

Затыкают уши.

Дети: Лягушка .

Лягушки относятся к земноводным животным.

9. Подведение итогов урока .

Какой вопрос обсуждали?

Что выяснили?

Что для этого делали на уроке?

Какое задание на уроке было самым интересным?

Итак, наш урок подошел к концу. Вы молодцы, настоящие исследователи! Со своей работой справились хорошо! А сейчас познакомимся с интересными фактами из жизни некоторых животных

10. Рефлексия.

У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их)

Кто для себя сделал открытие? (Синий )

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

Кому на уроке было интересно? (Зелёный)

Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)

    Домашнее задание

Подготовить сообщение о любом животном.

Молодцы! Спасибо за урок!

Задачи
Обучающие:
- научить аргументированно отстаивать свою точку зрения, даже отличную от общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в группе сформулировать верное решение;
- сформировать навык видеть и выделять главное;
- сформировать умение донести информацию до остальных учащихся;
- сформировать навыки работы в группе;
- обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: насекомые, звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся;
- формировать первоначальные навыки рефлексивной компетенции.
Развивающие:
- развивать умение логично и грамотно формулировать свои мысли, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов; обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;
- развивать творчество, наблюдательность, внимание, находчивость, интерес к предмету.
Воспитывающие:
- воспитывать нравственно-эстетические качества;
- воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: компьютер, проектор; диск с записью звуков природы; картинки животных; карточки с группами животных; листы бумаги; цветные карандаши; карточки со стихотворением Бориса Заходера «Про всех на свете», разрезные круги.

Ход мастерской
I. Организационный момент: деление детей на 4 группы

Индуктор (звучит музыка).
Учитель: Закройте глаза. Перенеситесь в мир живой природы. Прислушайтесь к своим ощущениям. Будьте очень внимательны, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.
Какие картины вы увидите? Какие звуки вы услышите?
Побудьте минуточку наедине с природой.

II. Социоконструкция
Пора открывать глаза.
Чьи голоса услышали? Кого увидели? Что представили?
Одновременно заселяем лес живыми существами.
Кем заселили наш лес? (Животными.)

III. Объявление темы мастерской
Учитель: Тема нашей мастерской «Какие бывают животные». Сегодня мы узнаем, какие бывают группы животных.

Самоконструкция (работа в группах)
Учитель: У вас на столах лежат картинки с группами животных. Рассмотрите группу и определите название животных, выделите главные признаки группы и постарайтесь изобразить их схематически (или напишите).

V. Социоконструкция (заслушивание групп)

1-я группа: насекомые - шесть ног.
2-я группа: рыбы - тело покрыто чешуей.
3-я группа: птицы - тело покрыто перьями.
4-я группа: звери - тело покрыто шерстью.

VI. Разрыв
Учитель: Рассмотрите эти группы животных. Прочитайте описание их внешнего вида и образа жизни. Попытайтесь выделить главный признак данной группы и дать название этой группе.
VII. Социоконструкция (заслушивание групп)
Учитель: Какие группы животных получились?
1-3-я группы: земноводные - кожа голая, нежная.
2-4-я группы: пресмыкающиеся - тело покрыто роговыми чешуйками или панцирем.
Вот и ознакомились с новыми группами животных, сами смогли выделить главный признак группы.

VIII. Самоконструкция (работа в группах)
Следующее задание: нужно раскрасить только одну группу животных.
1-й группе - рыбы, земноводные.
2-й группе - звери, пресмыкающиеся (см. приложение).
3-й группе - насекомые, земноводные.
4-й группе - птицы, пресмыкающиеся.

IX. Социоконструкция (заслушивание групп)
Учитель: Почему вы так считаете?
Какой главный признак группы вы вспоминали?

X. Разрыв
Учитель: Обратите внимание на этот рисунок.
Каких животных вы узнали?
Что общего у всех этих животных?
Можно ли отнести их к одной группе?
Какое из животных можно отнести к группе звери? насекомые? птицы? Приведите доказательства своей точки зрения.

Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы отгадайте, подумайте и скажите, к какой группе животных можно отнести. Докажите свой выбор.

1-я группа: Не птица, а летает.
(Летучая мышь - группа звери, т. к. тело покрыто шерстью, детенышей вскармливает молоком.)
2-я группа:
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту.
(Кит - группа звери, т. к. есть чувствительные волоски, детенышей вскармливает молоком.)
3-я группа:
В черных фраках, в белых майках
круглый год
Ходит этот удивительный народ.
(Пингвины - группа птицы, т. к. тело покрыто перьями.)
4-я группа: По реке плывет бревно, очень страшное оно.
(Крокодил - группа пресмыкающиеся, т. к. тело покрыто роговыми чешуйками.)

Послушайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем.

Так что же это за зеленый дом? (Лес.)
Какие живые существа живут в нем? (Животные.)
XI. Создание творческого продукта
Учитель: Все животные не похожи друг на друга. И сейчас я прошу вас закрыть глаза и представить одно-единственное животное, в котором совмещены признаки разных групп животных. Вы создали фантастическое животное. Это ваша фантазия, ваша мечта. Воплотите свою фантазию в реальность. Изобразите это животное.
(Одно животное на группу.)

XII. Афиширование
Показ рисунков, и их обоснование.
Учитель: Трудно ли быть животным? Какое из животных всех нужнее, всех важнее?
Ответом на этот вопрос могут быть эти строки из стихотворения Б.Заходера «Про всех на свете».
(Группы зачитывают четверостишия.)

Учитель: Какое из животных всех нужнее, всех важнее?

XIII. Рефлексия
Учитель: Какие цели вы ставили для себя во время работы? Что оказалось для вас неожиданным? Что - важным?

Презентация к мастерской, приложения, изображения фантастических животных, придуманных детьми, опубликованы на сайте «Учительской газеты» www.сайт/method_article/581

​Ирина ЕСАУЛЕНКО, учитель начальных классов гимназии №29 города Уссурийска Приморского края, победитель XV Всероссийского конкурса «Сто друзей»