Какие группы бывают загадок. Загадка. Виды загадок и их роль в интеллектуальном развитии дошкольника. Использование малого жанра в работе с детьми

Стелла Плетнева
Загадка. Виды загадок и их роль в интеллектуальном развитии дошкольника

Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.

Амелия Беделия - одноименный титульный персонаж - горничная, склонная ошибаться в принятии инструкций буквально. Например, когда «качка палатки», она бросает его в кусты; «обрезать стейк» она использует кружева и клей. Тем не менее, день почти всегда спасается ее фантастическими способностями выпечки. В оригинальной серии, написанной Пегги Паришем, около десятка названий. После ее смерти ее племянник Герман взял перо и продолжает вносить свой вклад в серию. Заголовки, написанные приходом Германа, менее датированы, но Амелия, возможно, не столь же представительна.

Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В. А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период : «…добраться в a каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка .

Самая большая книга загадок в мире. Розенблюм является автором сборников юмора многих детей, которые представляют собой строго загадки всех видов. Восемь едят: Праздник головоломок. Технически термины в этой книге загадки на самом деле являются омофонами. Каждая загадка показывает черно-белый рисунок линии, который сочетает в себе оба значения слов. Например, на первой странице показан ребенок в игровой броне, едущий на деревянной лошади под темным окном, где сияет луна.

Как создать свои собственные загадки и книги загадки. Майк Талер называет себя «Король Загадки Америки» на своем веб-сайте. В этой книге предлагаются пошаговые инструкции, в которых Талер фокусируется на создании загадок, заменяя фонемы или создавая рифмы чаще, чем манипулируя словами или синтаксисом. пиши загадки, ты начинаешь со слова «ветчина», отбрасывай Н, найдите слова в словаре, начиная с а, снова добавьте Н и напишите вопросы о свиньях.

Изначально, загадка выполняла культовые цели, являясь раскрытием религиозной тайны или одной из форм передачи религиозных представлений, мифов. Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений.

По убеждению первобытного человека, природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее можно и нужно задобрить, обмануть, обхитрить. А чтобы обхитрить реку, лес, зверей, огонь, дождь и Солнце, нужна тайная, условная речь, которая не будет понятна природе.

Как вы это называете, когда свинья теряет свою память? Помните, что даже если дети смеются, важно объяснить двусмысленность за загадкой. Люди смеются по многим причинам, в том числе по социальным ограничениям, и, хотя важно, чтобы дети наслаждались загадками, если вы пытаетесь учить металингвистическому осознанию, важно также, чтобы дети понимали, как язык манипулировал загадкой.

Мышление вслух, когда вы решаете загадки, - это один из способов сделать двусмысленность ясной. Как только ваши ученики поймут форму и структуру лексических и структурных загадок, вы можете начать вводить уроки загадки, которые сосредоточены на металингвистических навыках. Групповые занятия всегда должны начинаться с сеанса мозгового штурма по темам, а затем для слов, чтобы описать эту тему. Таким образом, каждый участвует в генерации загадок, и все чувствуют себя связанными с предметом. Вопросы и строки перфорации могут быть написаны индивидуально.

В современном мире, загадка почти перестала играть культовую, мистическую, социальную роль . Однако, художественная и культурная, образовательная и развлекательная функции остаются . Загадки являются развлечением , применяются в детских играх с образовательными целями, входят в методические пособия.

Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира. На эту тему написано множество книг и диссертаций, мы ограничимся кратким перечнем ярких примеров из копилки мировой литературы.

Когда дети осваивают лексические загадки, вы можете перейти к загадкам, которые бросают вызов их синтаксису, например. Что сказал клерк, когда женщина попросила попробовать платье в окне? Не думаете ли вы, что было бы лучше использовать раздевалку?! Наконец, не забывайте делать связи, читая аутентичные тексты. Указывайте на двусмысленный язык, с которым вы сталкиваетесь во время чтения вслух.

Научиться определять двусмысленный язык и учитывать все возможные значения, улучшая способность восприятия читателей к ученикам. Краткая подготовка по этим навыкам достаточна для того, чтобы повысить восприимчивость учащихся к широким возможностям нашего языка. Эта чувствительность в свою очередь помогает учащимся осознать необходимость контролировать их понимание и, в конечном счете, лучше понимать, что они читают. Лучше всего, загадки и двусмысленные тексты, которые полагаются на юмор, забавны.

1. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление . Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма :

Что такое : не лает, не кусает, а в дом не пускает? (замок.)

Конечно, загадка может быть более сложной, например : Послушный раб и в то же время сам хозяин. Ближе всех на свете, и в то же время недостижим. Кто это? (Твое отражение) .

Они создают неоценимый энтузиазм в отношении обучения грамотности, который слишком часто отсутствует в элементарной учебной программе. Независимо от того, следуете ли вы процедурам, изложенным здесь, или создаете свой собственный метод повышения уровня знаний учащихся в области метаязыков, вы будете способствовать тому, чтобы учащиеся развивали понимание того, как работает язык, в интересах их понимания прочитанного.

Структурирована вокруг нескольких браков, недавно завершенных или ожидаемых, и в каждом случае матч затвердевает социального статуса участника. Во времена Остина социальный статус определялся сочетанием семейного фона, репутации и богатства. Брак был одним из основных способов повысить социальный статус. Этот метод социального развития было особенно важно для женщин, которым было отказано в возможности улучшения их положения благодаря упорному труду или личные достижения.

Не обязательно в загадке загадан только один предмет . Может быть и четыре совершенно разных : Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит. (Солнце, туча, река, сердце) .

Народные загадки :

У батюшки жеребец, всему миру не сдержать,

У матушки коробья, всему миру не поднять,

У братца кушак, всему миру не скатать. (Ветер, земля, дорога) .

Тем не менее, роман предполагает, что жениться слишком далеко над собой ведет к раздорам. Уэстон незадолго до открытия романа, и этот второй брак счастливее, потому что их социальные статусы более равны - миссис. Уэстон - гувернантка, и, таким образом, очень повезло, что ее спасло от необходимости работать по ее браку. Попытка Эммы сопоставить Харриет с мистером Элтоном также игнорируется другими персонажами как неуместными. Поскольку происхождение Харриет неизвестно, Эмма считает, что Харриет может иметь благородную кровь и призывает ее отказаться от того, что окажется более подходящим для Роберта Мартина.

Стихотворная форма :

Росло, повыросло,

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

В зубах очутилось. (Орехи.) .

2. Загадки -обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки :

К тому времени, когда выяснилось, что Харриет является дочерью торговца, Эмма признает, что мистер Мартин больше подходит для своего друга. Отношения между браком и социальным статусом создают трудности для других персонажей. должен держать свое участие в сиротской тайне, потому что его богатая тетя не одобрит. Джейн, в отсутствие хорошего матча, вынуждена рассмотреть вопрос о позиции гувернантки. Незамужняя мисс Бейтс угрожает ростом бедности без мужа, чтобы заботиться о ней и ее матери. Наконец, матч между Эммой и считается хорошим не только потому, что они хорошо сочетаются с темпераментом, но и потому, что они хорошо сочетаются в социальном классе.

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это.

Мишка Белка *

Примеры обманок :

У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось? (Девять, потому что сдохла одна) .

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. Примеры : У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть? (Да, если трактористы женщины) .

Ограниченная природа женского существования

Ограниченный, почти клаустрофобный характер действия романа дает нам сильное чувство ограниченности существования женщины в сельской Англии в начале девятнадцатого века. Эмма обладает большим интеллектом и энергией, но лучшее, что она может сделать из этого, - попытаться направлять супружеские судьбы своих друзей, проект, который вызывает у нее проблемы. Альтернативные игры, изображенные в книжно-социальных визитах, благотворительных визитах, музыке, художественных начинаниях, кажутся относительно тривиальными, временами даже монотонными.

Какое слово всегда звучит неверно? (Слово "неверно) .

Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки) .

4. Математические - решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка :

Изабелла - единственная мать, сосредоточенная в истории, и ее изображение предполагает, что жизнь матери предлагает женщине мало использовать свой интеллект. Тем не менее, когда Джейн сравнивает профессию гувернантки с работорговлей, она дает понять, что жизнь рабочей женщины никоим образом не предпочтительнее праздности женщины удачи. Роман фокусируется на браке, потому что брак предлагает женщинам шанс проявить свою силу, хотя бы на короткое время, и повлиять на их собственные судьбы, не приняв трудов или усилий рабочего класса.

Ослепляющая сила воображения

Участие в ритуалах ухаживания и принятия или отклонения предложений - это, пожалуй, самая активная роль, которую женщинам разрешено играть в мире Эммы. Роман предлагает резкие критические иллюстрации того, как личные предубеждения или желания ослепляют объективное суждение. Эмма не может понять мотивы, которые ведут поведение мистера Элтона, потому что она воображает, что он влюблен в Гарриет. Позже она признается, что «он воспринял эту идею, предположил она, и сделал все на нее». Между тем чувства мистера Элтона к Эмме заставляют его ошибочно принимать ее поведение за поддержку.

Летела стая гусей, навстречу им один гусь. Здравствуйте, - говорит, - сто гусей! - Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей? Сколько гусей летело? Ответ : (36 гусей. Т. к. если к 36 прибавить столько же (36, полстолько (18, четверть столько (9) и еще одного (1, будет ровно 100) .

Найтли не может составить беспристрастное суждение Фрэнк Черчилль, потому что он ревнует к заявлению Фрэнка об Эмме, и Эмма жестоко говорит о Джейн, потому что ее тщеславие заставляет ее ревновать к достижениям Джейн. Пристрастия Эммы заставляет ее изобретать привязанность между Гарриет и Фрэнком и замалчивать ее на то, что у Гарриет действительно есть чувства к Найтли. В то же время желание Фрэнка использовать Эмму как экран для его реального предпочтения заставляет его поверить ошибочно, что она знает о ситуации между ним и Джейн.

Замечательный, часто ироничный отряд рассказчика позволяет нам увидеть многие из этих недоразумений перед тем, как это делают персонажи, а также юмористические аспекты их поведения. И сюжет приводится в действие серией реализаций, которые позволяют каждому персонажу делать более полные, более объективные суждения.

5. Сюжетные - существует особый разряд сюжетных загадок , в которых сюжет играет основную роль , являясь одновременно фоном и набором условий загадки - это известная игра «Данетки» , которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет» . Пример : Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?

Препятствия для открытого выражения

Недоразумения, которые пронизывают роман, создаются, в частности, конвенциями социальной приличия. В разной степени персонажи не могут выразить свои чувства прямо и открыто, и поэтому их чувства ошибочны. Хотя роман отнюдь не предполагает, что манеры и ритуалы социального взаимодействия должны быть устранены, Остин предполагает, что чрезмерно умная, сложная речь г-на Элтона, Фрэнка Черчилля и Эммы заслуживает порицания. Естественная, теплая и прямая манера Мартина выражать себя как предпочтительнее демонстративного и неискреннего стиля г-на Элтона похвалить людей.

Постепенно, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

Подобных сюжетов может быть сколько угодно; вы вполне можете придумать свой, и играть в него с друзьями или по сети.

Фрэнк тоже обладает талантом говорить людям именно то, что они хотят услышать, а подозрения Найтли о целостности Фрэнка доказаны, когда выясняется, что Фрэнк вводит в заблуждение Хайбери и скрывает свои истинные чувства к Джейн. Умение подтрунивания Фрэнка и Эммы заставляет их обоих беспокоиться, расстраивая Джейн, о которой Эмма говорит нескромные и несправедливые вещи. Более того, Эмма забывает себя настолько, что она жестоко оскорбляет мисс Бейтс.

Элтон и Фрэнк, и, как результат, автор дает ухищренную речь последних символов ложное влияние на историю в целом. Основные события романа происходят во время визитов, которые персонажи платят друг другу. Частота и длина посещений между персонажами указывают на уровень близости и привязанности между ними. Постоянное присутствие Найтли в Хартфилде свидетельствует о его привязанности и уважении к Эмме. Эмма призывает Гарриет ограничить посещение семьи Мартина пятнадцатью минутами, потому что такой короткий визит явно указывает на то, что любой прежний интерес был потерян.

6. Логические - решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений. Пример логической загадки : На олимпиаде участвуют Аня, Вика, Саша и Дима. Болельщики высказали следующие предложения :

Первым будет Саша, Аня будет последней,

Эмму наказывают за то, что она больше не посещала мисс Бейтс и Джейн; когда она предпринимает шаги для исправления этой ситуации, она указывает на новую заботу о мисс Бейтс и новое отношение к Джейн. Более формальные, чем визиты, вечеринки организованы вокруг социальных конвенций больше, чем вокруг отдельных привязанностей. Эмма принимает ужины для миссис Элтон, женщины, которой она не любит, является примером этой характеристики. Каждый случай дает возможность для социальной интриги и недоразумений, а также для суеты, чтобы быть удовлетворенными и образованными соединениями.

Вторым будет Саша, Дима будет третий,

Второй будет Аня, Дима будет четвертый.

Оказалось, в каждом предложении одно истинно, другое ложно. Какое место занял каждый ученик? (Саша 1, Вика 4, Аня 2, Дима 3) .

7. Юмористические - обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса : Что это? зеленое, белое, квадратное и летает? (Квадратный бело-зеленый арбуз)

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками . Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.

Шарады, анаграммы, ребусы. Существует множество видов загадок , использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова.

Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной , символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.

Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника . Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в усвоении всей его морфологической системы, связанное с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающееся в, частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. К. И. Чуковский подчеркивал, что именно период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей . Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста . Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка , возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель : не просто отгадать загадку , а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки . Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок , развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки , учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки , необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки , чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки , обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете , явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Роль загадок велика . Они оказывают большое влияние на развитие речи детей , на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом .

Факт существования такого жанра, как загадка, был известен еще в глубокой древности. Не потерял он своей актуальности и в современной жизни людей. Чем же так привлекательна эта форма народной и авторской поэзии? Почему жанр так активно развивается? Виды загадок, существующие сегодня, необычайно разнообразны.

Что такое загадка

Существует несколько определений этого понятия. Смысл многих из них сводится к тому, что в загадке дается описание какого-то предмета или явления действительности в иносказательной форме. Кроме того, очень часто в тексте содержится вопрос, ответ на который и становится отгадкой.

Учитывая то, что виды загадок имеют большое разнообразие, допустимы вариации в определении понятия. Общим можно назвать указание на то, что текст всегда продуман и четко сформулирован.

Аллегория и метафора

Виды загадок, содержащие метафору или аллегорию в тексте, считаются самыми древними. В них предметы быта, явления, происходящие в жизни уподобляются действиям самого человека. Например:

  • Накормишь - живет, напоишь - умрет. Огонь.

Наиболее сложный тип загадок содержит особую характеристику явления или предмета, о котором идет речь. В их описании используются слова, редко употребляющиеся вместе с загаданным названием предмета. Примером могут послужить загадки:

  • Белые овечки бегают по свечке. Верба.
  • Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, а рама зеленая. Пруд.

Из истории известно, что в народе ценили не только тех, кто мог разгадывать загадки. На особом счету находились люди, умевшие говорить загадками. Среди своих сородичей они носили звание мудрецов, обладающих необыкновенной ясностью ума, смекалкой, выдумкой. Порой им приписывались сверхъестественные способности.

Звуковой образ в тексте

Отдельные виды загадок имеют в своей основе не смысловой образ, а звуковой. Чтобы найти ответ, необходимо вслушаться в каждое слово текста. Определенное сочетание звуков в них наталкивает на слово-отгадку.

Здесь также необходимо проявить смекалку, сообразительность. Эрудиция человека тоже важна при отгадывании подобных загадок:

  • Цап-царапки: подбирай охапки! Грабли.

Нужно учесть, существуют старинные загадки подобного вида, а также созданные литераторами совсем недавно. Замечено, что для современного человека наиболее трудны в разгадывании произведения, появившиеся несколько веков назад. И это вполне объяснимо. Поиск слова-отгадки заставляет человека лучше узнать быт своих предков, историю того или иного народа.

Использование малого жанра в работе с детьми

Все виды загадок для детей принято подразделять на определенные темы. Это облегчает работу педагога или родителей на этапе подготовки к занятию. Тематические группы могут быть следующими:

  • азбука, буквы, алфавит;
  • быт человека;
  • времяисчисление, времена года;
  • музыкальная грамота и инструменты;
  • сад и огород;
  • современные и старинные средства передвижения;
  • учебные принадлежности;
  • явления природы.

Это лишь небольшой перечень тем, которые можно изучать с детьми посредством использования загадок. Они удачно вписываются в любой школьный предмет, а также праздник, конкурс, экскурсию. Загадки оживляют учебный процесс, делая его более ярким и запоминающимся.


Очень важна роль загадок в развитии кругозора малышей, их речи, любознательности, наблюдательности. При помощи этого жанра можно устраивать ежедневные тренировки памяти и внимания ребенка. Учитывая то обстоятельство, что дети очень любят загадки, такие занятия не будут казаться назойливыми и скучными.