Взаимосвязь сфер общественной жизни. Гмии им. а.с. пушкина запускает программу частного финансирования «меценаты пушкинского музея Развитее новых технологий

Прочитаем информацию.

Ученые-обществоведы отмечают, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Рассмотрим примеры.

Сферы общества

Пример взаимосвязи

Экономическая и политическая

1.Проведение реформ по снижению налогов способствует облегчению деятельности предпринимателей.

2.В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы.

3.На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени.

4.В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития.

5. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения.

Социальная и политическая

Представители так называемых «средних слоев» - квалифицированные специалисты, работники информационной сферы (программисты, инженеры), представители малого и среднего бизнеса участвуют в формировании ведущих политических партий и движений.

Экономическая и социальная

Высокий урожай зерновых, усиление конкуренции привели к снижению цен на этот продукт. Вслед за этим снизились цены на мясо и другие продукты. Это позволило большим социальным группам малообеспеченных граждан - пенсионерам, большим семьям с одним кормильцем – существенно пополнить свою потребительскую корзину.

Экономическая, политическая, духовная

Политическая партия разработала и обосновала программу преодоления спада производства.

Экономическая и духовная

1.Хозяйственные возможности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет развивать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производительных сил общества.

2.Финансирование меценатом деятельности музея.

Экономическая, политическая, социальная, духовная

В ходе проводимых в стране рыночных реформ узаконено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп – предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой информации, кинокомпаний, итернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации.

Выполним онлайн-задания.

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры «Обществознание»

    Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет программу «Меценаты Пушкинского музея». Музей, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний мирового искусства с древнейших времен до наших дней, был создан благодаря активному участию меценатов. С 2014 года Музей вступил в период важнейших и долгожданных перемен, приступив к созданию Музейного городка, задуманного еще Иваном Владимировичем.

    Цветаевым, создателем и первым директором Музея. Проект предполагает создание крупнейшего в России музейного комплекса - нового культурного квартала в центре Москвы, который объединит девять музейных зданий. В результате реализации проекта площадь Музея увеличится более чем в два раза, а количество посетителей превысит три миллиона человек ежегодно. В то же время ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжит активно вести и расширять свою хранительскую и научную деятельность и пополнять собрание, которое насчитывает уже более 670 тысяч предметов.

    Средства, вложенные в строительство Музея и в приобретение коллекций, в большей степени поступали от меценатов. Важную роль в создании Музея сыграл крупный промышленник Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, который в 1897 году приобрел для музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта (Египетская коллекция - и сегодня лучшая в России). В общей сложности он потратил на нужды Музея около двух миллионов рублей, что составляло две трети всех затрат.

    В наши дни строительство Музейного городка, как и деятельность ГМИИ им. А.С. Пушкина, в основном финансируется государством. Музей также опирается и на другие источники дохода: реализацию билетов, экскурсий, продажу каталогов выставок, изданий по искусству, сувенирной продукции и т. п. Тем не менее, сегодня финансовая поддержка Музея частными лицами и бизнесом имеет жизн



    енно важное значение для реализации гуманитарной миссии и обширных планов Пушкинского музея. Именно поэтому было принято решение о создании новой программы частного финансирования ГМИИ им. А.С. Пушкина «Меценаты Пушкинского музея». Программа предполагает создание сообщества единомышленников, членство в котором даст возможность в полной мере ощутить причастность к деятельности Музея. Это и общение с ведущими искусствоведами и кураторами в России и за рубежом, и посещение музейных запасников, приглашения на выставки, концерты, специальные лекционные программы, арт-путешествия и экскурсии. Все это позволит меценатам ближе узнать мир искусства и содействовать столь нужной и важной для отечественной культуры деятельности одного из крупнейших музеев России.

    Цель новой программы - увеличение доли внебюджетного финансирования Музея за счет расширения круга частных лиц - меценатов. Традиция помощи меценатов Музею никогда не прерывалась. И в наши дни в его Попечительский совет входят представители государственных институтов и крупнейшие фигуры российского бизнеса. Опираясь на значительный опыт финансирования крупнейших музеев мира, Пушкинский музей обращается к более широкому кругу потенциальных меценатов, с предложением присоединиться к сообществу неравнодушных людей, которым небезразлична деятельность Музея.

    Контакты программы «Меценаты Пушкинского музея»:руководитель программы Елена Суховеевараб. +7 499 678 34 [email protected]

  1. Спонсорство и благотворительность в искусстве и культуре
  2. Договоры о пожертвовании денежных средств
  3. Договоры о спонсорской помощи

Обращаясь к вопросам спонсорства и благотворительности, в самом начале статьи необходимо разъяснить, что те цели, которые ставили перед собой ценители искусства, вкладывающие в него значительные суммы денег век назад, значительно отличаются от той ситуации, которая сложилась сейчас в нашей стране. Хотя везде бывают исключения. С конца XIX в. совершенно меняется отношение к пожертвованию средств на искусство и культуру в России. С этого времени берет свое начало меценатство в том смысле этого слова, в котором мы его сейчас понимаем и в котором оно сейчас встречается все реже и реже. От простого собирательства произведений искусства в свои домашние собрания коллекционеры перешли к новым формам, зрелым и осознанным, к формам покровительства деятелям искусства во благо национальной культуры. Самыми заметными фигурами этого этапа выступили известные российские меценаты Павел Третьяков и Савва Мамонтов.

В начале XX столетия произошел переломный этап в искусстве – переход к новым направлениям, смена художественных вкусов. Это породило особое поколение меценатов из предпринимательской среды, которых увлекали свежие веяния в искусстве Западной Европы. Эта небольшая группа людей, лидерами которой, бесспорно, были Сергей Щукин и Иван Морозов – известные московские собиратели, самозабвенно начинает знакомить русскую публику с величайшими произведениями западной культуры, а европейских знатоков искусства – с шедеврами русской культуры, следуя примеру Сергея Дягилева и Николая Рябушинского. Эта подвижническая деятельность дала совершенно новый толчок развитию отечественной культуры и музеев. Те коллекции, которые удалось собрать, являются основополагающими в крупных и известных музеях России.

Безусловно, XX век внес свои коррективы, но в целом практически все произведения сохранены и занимают почетное место в музейных собраниях.

За последние десятилетия музейная политика очень активно меняется, приспосабливаясь к экономическим и политическим изменениям в стране. Образ музея из возвышенного и статичного превращается в более приземленный и подвижный. Эти перемены в первую очередь касаются музейного финансирования.

Государственная поддержка, безусловно, осуществляется, но государство по большей части берет на себя стратегическое руководство музеями. Поэтому, обращаясь к западным образцам, российский музей старается найти иные источники финансирования. Бюджет формируется из частных и общественных, коммерческих и других источников финансирования. Привлечение финансовых средств для реализации некоммерческих проектов называется фандрейзингом. Государство играет значительную роль в формировании системы фандрейзинга. Это связано с тем, что именно государство создает правовой и налоговый режимы, которые стимулируют распределение финансов в коммерческий сектор и формируют систему источников финансирования, являющихся внебюджетными.

Опираясь на опыт зарубежных музеев, необходимо отметить, что очень мощным источником финансирования становится частный сектор, под которым подразумевается в первую очередь институт членства. Входящие в этот институт участники играют большую роль в жизни музея, а также в установлении и поддержании доверительных отношений музея с аудиторией. «Клубы друзей», общества друзей музея, попечительские советы и подобные организации являются основными формами такой системы.

Специальные образовательные программы в области культуры обычно финансируются различными структурами, которые называются фондами. Фонды оказывают помощь организациям культуры. Например, это могут быть гранты – безвозмездная финансовая и материальная поддержка. Часто бывают случаи соединения бюджетных ассигнований с разного рода поступлениями из частного сектора, что способствует появлению предпосылок для нового интегрированного музейного фандрейзинга.

Современная ситуация показывает, что российские музеи уже имеют определенный опыт сотрудничества с фондами, и это способствует благотворительной поддержке музейных проектов.

Приведу в пример деятельность Фонда Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Являясь некоммерческой организацией, «Фонд воплощает собой современную модель частно-государственного партнерства в области реализации культурных проектов. Основные цели создания Фонда – поддержка Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и содействие его развитию. Фонд занимается привлечением партнеров, меценатов и спонсоров, обеспечивая постоянный приток в Музей внебюджетных средств в дополнение к государственному финансированию. Данная модель заимствует опыт крупнейших музеев мира, которые активно привлекают негосударственные средства и тем самым успешно реализуют принцип децентрализованного финансирования культурных объектов. Эти денежные средства направляются на содействие музею в организации выставок, экспозиций и других мероприятий. Часть средств идет на решение задачи социальной поддержки работников ГМИИ им. А. С. Пушкина и благотворительные цели, связанные с деятельностью Музея».

Попечительский совет Фонда, в состав которого входят известные политические деятели и деятели культуры, привлекает инвестиции и обеспечивает контроль над целевым использованием привлеченных внебюджетных средств.

Основными задачами Попечительского совета являются:
– оказание поддержки руководству Музея по общим вопросам управления и реализации отдельных проектов;
– улучшение финансирования отдельных аспектов деятельности Музея;
– оказание содействия Музею в привлечении меценатов и спонсоров;
– привлечение государственных деятелей к проблемам Музея;
– привлечение новых членов в Попечительский совет Фонда;
– консультационная поддержка по управленческим, финансовым и юридическим вопросам.

В данной статье я проанализирую три документа, являющихся основными в документировании процесса негосударственного финансирования музея. Примерами будут являться типовые договоры ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Первым я рассмотрю договор о пожертвовании некоммерческой организации (фонду) денежных средств.
Шапка и преамбула договора стандартные: обозначаются место, дата, стороны с юридическими адресами. Предметом договора чаще всего является добровольное безвозмездное пожертвование организацией (благотворитель) денежных средств фонду (благополучатель), указываются сумма и цель, например финансирование проекта или осуществление какой-либо программы.

Организация в пункте «Обязательства сторон» гарантирует перевод денежных средств. Обязательно точно и четко должны оговариваться сроки перевода денег. Фонд, в свою очередь, обязуется использовать средства, перечисленные организацией в качестве безвозмездного пожертвования исключительно на цели, указанные в параграфе «Предмет договора». Необходимо заметить, что фонд должен вести учет перевода средств и хранить все платежные документы, которые организация вправе у него запросить. Иногда в договоре прописывается, что фонд обязан предоставить организации отчет об использовании полученных в виде пожертвования средств. Стороны несут ответственность за выполнение своих обязательств.

Отдельным пунктом прописывается конфиденциальность условий договора и приложений к нему.

В пункте «Разрешение споров» указывается, что споры будут решены путем переговоров на основе действующего законодательства, а при неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в Арбитражном суде г. Москвы.

Договор вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями сторон и действует до полного выполнения сторонами всех принятых на себя обязательств в соответствии с условиями договора.

Пункт «Заключительные положения» говорит о том, что все непредусмотренные моменты регулируются российским законодательством, а изменения и дополнения считаются действительными при условии, если они совершены в письменной форме, скреплены печатями и подписаны уполномоченными на то представителями сторон. Заключительными пунктами являются адреса, реквизиты и подписи сторон, скрепленные печатями.

Второй, очень схожий с этим, договор может заключать музей напрямую с организацией, которая безвозмездно передает ему денежные средства. Называется он «Договор пожертвования». Преамбула и предмет договора прописываются так же, как и в вышеописанном договоре. Права и обязанности сторон прописываются более подробно. Сумма перечисляется на счет музея, оговаривается, через какое количество дней. Денежные средства считаются переданными музею с момента списания их с корреспондентского счета организации. Музей обязуется вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованных денежных средств. Обязательно прописывается, что цели и условия предоставляемой суммы пожертвования не могут быть изменены организацией или музеем в одностороннем порядке. Музей не вправе использовать пожертвованные денежные средства в коммерческих целях.

Если использование музеем пожертвованных денежных средств в соответствии с назначением, указанным в прописанном пункте договора, станет невозможным вследствие изменившихся обстоятельств, то они могут быть использованы по другому назначению лишь с письменного согласия организации.

Пожертвование может быть отменено организацией в случае невыполнения музеем требуемых пунктов. Организация имеет право осуществлять контроль над целевым использованием передаваемых музею денежных средств. Музей обязуется предоставить организации отчет о расходовании пожертвованных денежных средств в срок не более 30 дней с момента их израсходования, но не позднее оговоренного дня.

Остальные пункты договора схожи с уже описанными в договоре о пожертвовании фонду денежных средств.
Теперь мне хотелось бы коснуться очень серьезного и обширного понятия – «спонсорство».

В российском законодательстве определение спонсорству дает Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. (с изменениями от 18.06.2001, 14.12.2001, 30.12.2001), ст. 19 которого гласит: «Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах».

В новой редакции Закона: «Спонсор – лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности».

Любая коммерческая структура нуждается в рекламе, и спонсорство является неотъемлемой частью рекламной кампании. Вложив деньги в какой-либо проект культуры, компания подчеркивает важность своего участия в социально-культурной жизни страны и свое экономическое положение. Музей должен уметь выявить интересы потенциального спонсора, что является основой удачной кампании по фандрейзингу. На практике выясняется, что практически невозможно найти спонсоров случайным путем, поэтому, следуя примеру зарубежных коллег, российские музеи все больше акцентируют внимание и выделяют ресурсы для привлечения спонсоров путем создания специальных отделов (например, отдел перспективного развития), где профессионально занимаются привлечением источников финансирования.

Система привлечения спонсоров состоит из нескольких этапов, первым из которых является подбор информации о потенциальных спонсорах, сфера интересов компании или конкретного человека, его потенциале, развитии, ценностях. Особенно важно учитывать сферу бизнеса и найти точки соприкосновения с музейной деятельностью.

Спонсорской поддержкой наряду с непосредственными финансовыми вложениями также может являться предоставление оборудования, транспорта и других услуг, в которых нуждается музей при организации выставки или какого-либо другого мероприятия.

После подготовительного этапа подбора информации и определения целей музей обращается к спонсору для осуществления фандрейзинговой программы. Важно понимать, что спонсорство – это двусторонний процесс, и выгоду получают обе стороны. Иногда случаются ситуации, когда спонсор слишком активно навязывает музею свои идеи относительно предстоящего проекта, что в конечном итоге нарушает общепринятые правила музейного дела и концепцию самого музея. Такие ситуации очень опасны для музеев.

После предварительной договоренности музей предоставляет свое деловое предложение, включающее общее описание предполагаемого проекта, его цели и значимость, а также информацию о самом музее, его миссии и достижениях. Отдельно оговаривается бюджет задуманного мероприятия и указывается выгода спонсора. Также прописывается итоговое заключение, где еще раз говорится о том, какую выгоду получит спонсор, и о преимуществах предполагаемого проекта.

Затем договорившиеся стороны заключают договор о спонсорской помощи музею. Описывая оформление договора, я возьму в качестве примера спонсора предстоящей выставки российский банк. Преамбула оформляется так же, как и в вышеописанных договорах.

Предметом договора является оказание банком спонсорской помощи музею в деле организации и проведения выставки. Обязанности сторон прописываются отдельно для музея и для банка. Музей обязуется направить полученные от банка средства точно по назначению. Музей должен разместить логотип банка везде, где размещается реклама спонсоров: например, в каталоге выставки, в зале проведения выставки, на рекламном баннере, в приглашениях, на своем сайте и т. п. Музей распространяет рекламно-информационные материалы банка в зале проведения пресс-конференции, посвященной выставке, организует выступление представителя банка на пресс-конференции. Также музей предоставляет банку право ссылаться в своих рекламно-информационных материалах на сотрудничество с музеем. Из документов, которые принимающая сторона – музей – должна предоставить банку в положенный срок, особо надо отметить отчет об использовании спонсорского взноса. Затем в договоре оговариваются подписание акта сдачи-приемки работ и необходимые сроки проведения выставки.

Банк, в свою очередь, обязуется вовремя перевести деньги на счет музея и, по желанию, может предоставить руководство по использованию его логотипа (фирменного стиля).

Затем отдельным пунктом прописывается сумма, предоставляемая музею.

В параграфе «Ответственность сторон» оговаривается, что в случае частичного или полного неисполнения музеем своих обязательств по договору банк вправе требовать от музея частичного или полного возвращения суммы договора, а музей, соответственно, обязуется вернуть указанную сумму.

Споры и разногласия разрешаются в Арбитражном суде г. Москвы. Следующим пунктом прописываются форс-мажорные обстоятельства, в случае которых сторона, которая не в состоянии выполнить свои обязательства, обязана в письменной форме незамедлительно уведомить другую сторону. Факты, содержащиеся в уведомлении, должны быть подтверждены Торгово-промышленной палатой РФ или другой компетентной организацией соответствующей стороны. Оговаривается, что неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении или прекращении форс-мажорных обстоятельств лишает сторону права ссылаться на них. Такая сторона будет нести ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Пункт «Прочие условия» содержит дополнительные сведения, которые оговариваются сторонами.

Последние пункты договора - «Юридические адреса и реквизиты сторон» и подписи, скрепленные печатями организаций.

Тема спонсорства и благотворительной деятельности в современных музеях очень актуальна, но малоизученна. Существует много новых технологий финансирования музеев, заимствованных из опыта зарубежных коллег. Примером может служить создание эндаумента (англ. Endowment - «ресурсный капитал») – целевого фонда, предназначенного для некоммерческого финансирования организаций культуры. Эндаумент может пополняться с помощью благотворительных доходов. Различные компании вкладывают свои средства, которые могут использоваться только в целях развития организации культуры, например музея. Это очень интересное и перспективное направление деятельности, о котором есть смысл написать в следующей статье.

"Делопроизводство", 2008, N 3

Обращаясь к вопросам спонсорства и благотворительности, в самом начале статьи необходимо разъяснить, что те цели, которые ставили перед собой ценители искусства, вкладывающие в него значительные суммы денег век назад, значительно отличаются от той ситуации, которая сложилась сейчас в нашей стране. Хотя везде бывают исключения. С конца XIX в. совершенно меняется отношение к пожертвованию средств на искусство и культуру в России. С этого времени берет свое начало меценатство в том смысле этого слова, в котором мы его сейчас понимаем и в котором оно сейчас встречается все реже и реже. От простого собирательства произведений искусства в свои домашние собрания коллекционеры перешли к новым формам, зрелым и осознанным, к формам покровительства деятелям искусства во благо национальной культуры. Самыми заметными фигурами этого этапа выступили известные российские меценаты Павел Третьяков и Савва Мамонтов.

В начале XX столетия произошел переломный этап в искусстве - переход к новым направлениям, смена художественных вкусов. Это породило особое поколение меценатов из предпринимательской среды, которых увлекали свежие веяния в искусстве Западной Европы. Эта небольшая группа людей, лидерами которой, бесспорно, были Сергей Щукин и Иван Морозов - известные московские собиратели, самозабвенно начинает знакомить русскую публику с величайшими произведениями западной культуры, а европейских знатоков искусства - с шедеврами русской культуры, следуя примеру Сергея Дягилева и Николая Рябушинского. Эта подвижническая деятельность дала совершенно новый толчок развитию отечественной культуры и музеев. Те коллекции, которые удалось собрать, являются основополагающими в крупных и известных музеях России.

Безусловно, XX в. внес свои коррективы, но в целом практически все произведения сохранены и занимают почетное место в музейных собраниях.

За последние десятилетия музейная политика очень активно меняется, приспосабливаясь к экономическим и политическим изменениям в стране. Образ музея из возвышенного и статичного превращается в более приземленный и подвижный. Эти перемены в первую очередь касаются музейного финансирования.

Государственная поддержка, безусловно, осуществляется, но государство по большей части берет на себя стратегическое руководство музеями. Поэтому, обращаясь к западным образцам, российский музей старается найти иные источники финансирования. Бюджет формируется из частных и общественных, коммерческих и других источников финансирования. Привлечение финансовых средств для реализации некоммерческих проектов называется фандрайзингом. Государство играет значительную роль в формировании системы фандрайзинга. Это связано с тем, что именно государство создает правовой и налоговый режимы, которые стимулируют распределение финансов в коммерческий сектор и формируют систему источников финансирования, являющихся внебюджетными.

Опираясь на опыт зарубежных музеев, необходимо отметить, что очень мощным источником финансирования становится частный сектор, под которым подразумевается в первую очередь институт членства. Входящие в этот институт участники играют большую роль в жизни музея, а также в установлении и поддержании доверительных отношений музея с аудиторией. "Клубы друзей", общества друзей музея, попечительские советы и подобные организации являются основными формами такой системы.

Специальные образовательные программы в области культуры обычно финансируются различными структурами, которые называются фондами. Фонды оказывают помощь организациям культуры. Например , это могут быть гранты - безвозмездная финансовая и материальная поддержка. Часто бывают случаи соединения бюджетных ассигнований с разного рода поступлениями из частного сектора, что способствует появлению предпосылок для нового интегрированного музейного фандрайзинга.

Современная ситуация показывает, что российские музеи уже имеют определенный опыт сотрудничества с фондами, и это способствует благотворительной поддержке музейных проектов.

Приведу в пример деятельность Фонда Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Являясь некоммерческой организацией, "Фонд воплощает собой современную модель частно-государственного партнерства в области реализации культурных проектов. Основные цели создания Фонда - поддержка Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и содействие его развитию. Фонд занимается привлечением партнеров, меценатов и спонсоров, обеспечивая постоянный приток в Музей внебюджетных средств в дополнение к государственному финансированию. Данная модель заимствует опыт крупнейших музеев мира, которые активно привлекают негосударственные средства и тем самым успешно реализуют принцип децентрализованного финансирования культурных объектов. Эти денежные средства направляются на содействие музею в организации выставок, экспозиций и других мероприятий. Часть средств идет на решение задачи социальной поддержки работников ГМИИ им. А.С. Пушкина и благотворительные цели, связанные с деятельностью Музея" <1>. Попечительский совет Фонда, в состав которого входят известные политические деятели и деятели культуры, привлекает инвестиции и обеспечивает контроль над целевым использованием привлеченных внебюджетных средств.

<1> Фонд ГМИИ имени А.С. Пушкина: Иллюстрированная брошюра.

Основными задачами Попечительского совета являются:

  • оказание поддержки руководству Музея по общим вопросам управления и реализации отдельных проектов;
  • улучшение финансирования отдельных аспектов деятельности Музея;
  • оказание содействия Музею в привлечении меценатов и спонсоров;
  • привлечение государственных деятелей к проблемам Музея;
  • привлечение новых членов в Попечительский совет Фонда;
  • консультационная поддержка по управленческим, финансовым и юридическим вопросам <2>.
<2> Там же.

В данной статье я проанализирую три документа, являющихся основными в документировании процесса негосударственного финансирования музея. Примерами будут являться типовые договоры ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Первым я рассмотрю договор о пожертвовании некоммерческой организации (фонду) денежных средств.

Шапка и преамбула договора стандартные: обозначаются место, дата, стороны с юридическими адресами. Предметом договора чаще всего является добровольное безвозмездное пожертвование организацией (благотворитель) денежных средств фонду (благополучатель), указываются сумма и цель, например финансирование проекта или осуществление какой-либо программы.

Организация в пункте "Обязательства сторон" гарантирует перевод денежных средств. Обязательно точно и четко должны оговариваться сроки перевода денег. Фонд, в свою очередь, обязуется использовать средства, перечисленные организацией в качестве безвозмездного пожертвования исключительно на цели, указанные в параграфе "Предмет договора". Необходимо заметить, что фонд должен вести учет перевода средств и хранить все платежные документы, которые организация вправе у него запросить. Иногда в договоре прописывается, что фонд обязан предоставить организации отчет об использовании полученных в виде пожертвования средств.

Стороны несут ответственность за выполнение своих обязательств.

Отдельным пунктом прописывается конфиденциальность условий договора и приложений к нему.

В пункте "Разрешение споров" указывается, что споры будут решены путем переговоров на основе действующего законодательства, а при неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в Арбитражном суде г. Москвы.

Договор вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями сторон и действует до полного выполнения сторонами всех принятых на себя обязательств в соответствии с условиями договора.

Пункт "Заключительные положения" говорит о том, что все непредусмотренные моменты регулируются российским законодательством, а изменения и дополнения считаются действительными при условии, если они совершены в письменной форме, скреплены печатями и подписаны уполномоченными на то представителями сторон.

Заключительными пунктами являются адреса, реквизиты и подписи сторон, скрепленные печатями.

Второй, очень схожий с этим, договор может заключать музей напрямую с организацией, которая безвозмездно передает ему денежные средства. Называется он "Договор пожертвования". Преамбула и предмет договора прописываются так же, как и в вышеописанном договоре. Права и обязанности сторон прописываются более подробно. Сумма перечисляется на счет музея, оговаривается, через какое количество дней. Денежные средства считаются переданными музею с момента списания их с корреспондентского счета организации. Музей обязуется вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованных денежных средств. Обязательно прописывается, что цели и условия предоставляемой суммы пожертвования не могут быть изменены организацией или музеем в одностороннем порядке. Музей не вправе использовать пожертвованные денежные средства в коммерческих целях.

Если использование музеем пожертвованных денежных средств в соответствии с назначением, указанным в прописанном пункте договора, станет невозможным вследствие изменившихся обстоятельств, то они могут быть использованы по другому назначению лишь с письменного согласия организации.

Пожертвование может быть отменено организацией в случае невыполнения музеем требуемых пунктов. Организация имеет право осуществлять контроль над целевым использованием передаваемых музею денежных средств.

Музей обязуется предоставить организации отчет о расходовании пожертвованных денежных средств в срок не более 30 дней с момента их израсходования, но не позднее оговоренного дня.

Остальные пункты договора схожи с уже описанными в договоре о пожертвовании фонду денежных средств.

Теперь мне хотелось бы коснуться очень серьезного и обширного понятия - "спонсорство".

В российском законодательстве определение спонсорству дает Федеральный закон от 18 июля 1995 г. "О рекламе" (с изм. от 18.06.2001, 14.12.2001, 30.12.2001), ст. 19 которого гласит: "Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах".

В новой редакции Закона: "Спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности".

Любая коммерческая структура нуждается в рекламе, и спонсорство является неотъемлемой частью рекламной кампании. Вложив деньги в какой-либо проект культуры, компания подчеркивает важность своего участия в социально-культурной жизни страны и свое экономическое положение. Музей должен уметь выявить интересы потенциального спонсора, что является основой удачной кампании по фандрайзингу. На практике выясняется, что практически невозможно найти спонсоров случайным путем, поэтому, следуя примеру зарубежных коллег, российские музеи все больше акцентируют внимание и выделяют ресурсы для привлечения спонсоров путем создания специальных отделов (например, отдел перспективного развития), где профессионально занимаются привлечением источников финансирования.

Система привлечения спонсоров состоит из нескольких этапов, первым из которых является подбор информации о потенциальных спонсорах, сфера интересов компании или конкретного человека, его потенциале, развитии, ценностях. Особенно важно учитывать сферу бизнеса и найти точки соприкосновения с музейной деятельностью.

Спонсорской поддержкой наряду с непосредственными финансовыми вложениями также может являться предоставление оборудования, транспорта и других услуг, в которых нуждается музей при организации выставки или какого-либо другого мероприятия.

После подготовительного этапа подбора информации и определения целей музей обращается к спонсору для осуществления фандрайзинговой программы. Важно понимать, что спонсорство - это двусторонний процесс, и выгоду получают обе стороны. Иногда случаются ситуации, когда спонсор слишком активно навязывает музею свои идеи относительно предстоящего проекта, что в конечном итоге нарушает общепринятые правила музейного дела и концепцию самого музея. Такие ситуации очень опасны для музеев.

После предварительной договоренности музей предоставляет свое деловое предложение, включающее общее описание предполагаемого проекта, его цели и значимость, а также информацию о самом музее, его миссии и достижениях. Отдельно оговаривается бюджет задуманного мероприятия и указывается выгода спонсора. Также прописывается итоговое заключение, где еще раз говорится о том, какую выгоду получит спонсор, и о преимуществах предполагаемого проекта.

Затем договорившиеся стороны заключают договор о спонсорской помощи музею. Описывая оформление договора, я возьму в качестве примера спонсора предстоящей выставки российский банк.

Преамбула оформляется так же, как и в вышеописанных договорах.

Предметом договора является оказание банком спонсорской помощи музею в деле организации и проведения выставки. Обязанности сторон прописываются отдельно для музея и для банка. Музей обязуется направить полученные от банка средства точно по назначению. Музей должен разместить логотип банка везде, где размещается реклама спонсоров: например, в каталоге выставки, в зале проведения выставки, на рекламном баннере, в приглашениях, на своем сайте и т.п. Музей распространяет рекламно-информационные материалы банка в зале проведения пресс-конференции, посвященной выставке, организует выступление представителя банка на пресс-конференции. Также музей предоставляет банку право ссылаться в своих рекламно-информационных материалах на сотрудничество с музеем. Из документов, которые принимающая сторона - музей - должна предоставить банку в положенный срок, особо надо отметить отчет об использовании спонсорского взноса. Затем в договоре оговариваются подписание акта сдачи-приемки работ и необходимые сроки проведения выставки.

Банк, в свою очередь, обязуется вовремя перевести деньги на счет музея и, по желанию, может предоставить руководство по использованию его логотипа (фирменного стиля).

Затем отдельным пунктом прописывается сумма, предоставляемая музею.

В параграфе "Ответственность сторон" оговаривается, что в случае частичного или полного неисполнения музеем своих обязательств по договору банк вправе требовать от музея частичного или полного возвращения суммы договора, а музей, соответственно, обязуется вернуть указанную сумму.

Споры и разногласия разрешаются в Арбитражном суде г. Москвы. Следующим пунктом прописываются форс-мажорные обстоятельства, в случае которых сторона, которая не в состоянии выполнить свои обязательства, обязана в письменной форме незамедлительно уведомить другую сторону. Факты, содержащиеся в уведомлении, должны быть подтверждены Торгово-промышленной палатой РФ или другой компетентной организацией соответствующей стороны. Оговаривается, что неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении или прекращении форс-мажорных обстоятельств лишает сторону права ссылаться на них. Такая сторона будет нести ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Пункт "Прочие условия" содержит дополнительные сведения, которые оговариваются сторонами.

Последние пункты договора - "Юридические адреса и реквизиты сторон" и подписи, скрепленные печатями организаций.

Тема спонсорства и благотворительной деятельности в современных музеях очень актуальна, но мало изучена. Существует много новых технологий финансирования музеев, заимствованных из опыта зарубежных коллег. Примером может служить создание эндаумента (англ. Endowment - "ресурсный капитал") - целевого фонда, предназначенного для некоммерческого финансирования организаций культуры. Эндаумент может пополняться с помощью благотворительных доходов. Различные компании вкладывают свои средства, которые могут использоваться только в целях развития организации культуры, например музея. Это очень интересное и перспективное направление деятельности, о котором есть смысл написать в следующей статье.

МОСКВА, 7 мар - РИА Новости, Мария Ганиянц. Бюджет российских музеев на 2012 год впервые формировался исходя из выбранной ими схемы финансирования - казенной, автономной или бюджетной. Большинство федеральных музеев выбрали бюджетный вариант, который с одной стороны разрешает заниматься коммерцией, а с другой ставит финансирование в зависимость от госзаказа.

Законные перемены

Закон № 83-ФЗ, в котором прописана новая система финансирования бюджетных учреждений, вступил в силу еще 1 января 2011 года, но предполагал переходный период до 1 июля 2012 года.

Закон предложил три финансовых модели. При казенной государство финансирует музей на100%, но отбирает все, что тот заработает. При автономной музей полностью переходит на коммерческое существование. Бюджетная подразумевает смешенный тип финансирования. Ее-то и выбрали большинство музеев.

Теперь, как пояснили РИА Новости в Минкультуры, в музее могут хоть ресторан открыть, хоть отель, хоть туристическое агентство, надо лишь в уставе прописать деятельность такого рода и получить разрешение у министерства.

Главная перемена по сути в том, что теперь деньги выделяются не на содержание, а на "финансовое обеспечение выполнения задания на оказание государственных услуг", и на "иные цели" - ремонт, закупку оборудования и т.д.

С первым пунктом все более или менее понятно: музеи прикинули, сколько им нужно денег на организацию выставок, реставрацию экспонатов, хранение и пр., отправили заявки в министерство, обратно эти заявки вернулись уже в виде госзадания. А вот на "иные цели", включающие ремонт, техническое оснащение и прочие нужды, в министерском бюджете денег хватило не на всех. Поэтому было принято соломоново решение - дали лишь тем, кто уже начал ремонт или стройку.

Самостоятельность - самостоятельностью, но музеи по-прежнему в первую очередь полагаются на государство. Что понятно, никакой музей, обладающий значительной коллекцией и, не дай бог, историческим зданием, просто не в состоянии существовать без поддержки.

В этом году государство выделило на содержание федеральных музеев (их порядка 60) около 14,3 миллиардов рублей, на 2,2 миллиарда больше, чем в прошлом. Особо повезло Эрмитажу: в честь 200-летнего юбилея ему дали 3,6 миллиарда рублей.

Мировой опыт

В США почти все музеи финансируются частными лицами или компаниями. Поступающие средства аккумулируются в различных фондах, например, эндаументах, позволяющих музею жить на процент от основного капитала.

Это дополнительно защищает музеи от финансовых кризисов. Впрочем, последний кризис 2008 года затронул даже богатейшие музеи США, например Getty, Metropolitan Museum of Art или MoMA, которым в итоге пришлось урезать расходы, музеи же поменьше были вынуждены проводить "деинвентаризации" и продавать работы из коллекций.

В Британии ситуация принципиально иная: правительство полностью финансирует 21 музей - они бесплатны для посещения, большинство остальных получают поддержку из муниципальных источников, и лишь единицы существует исключительно на частные средства. Когда нужно купить какой-то дорогой экспонат в коллекцию, деньги берут у частных лиц, или из фонда Национальной лотереи - тиражи проходят еженедельно, а все средства идут на медицину, образование и музеи.

Ян Блэтчфорд (Ian Blatchford), директор знаменитого лондонского Science Museum, в коллекции которого, среди прочего, ракета Стивенсона и космический модуль "Аполлон-10", рассказал РИА Новости, что бюджет музея 85 миллионов долларов, государство дает около 70%, остальные деньги музей, экспозицию которого можно посмотреть бесплатно, зарабатывает самостоятельно.

"При музее есть торговая фирма, которая управляет магазином, где продается сувенирка и интеллектуальные игрушки - у нас есть лицензия на их производство. Кроме того, иногда мы сдаем помещения музея для проведения различных мероприятий и вечеринок", - .

Он добавляет, что деньги дают и частные спонсоры, среди которых много лондонских банкиров, изучавших физику или математику в университетах, а также много денег выделяет Google, так как в музее большой компьютерный раздел.

Годовой бюджет Amsterdam Museum значительно меньше - всего 9-11 миллионов евро, 80% из этой суммы пока дает государство. Директор по маркетингу Бьерн Стенверс (Bjorn Stenvers), рассказал РИА Новости, что в 2009 году был основан фонд для управления музейной коллекцией, чтобы не зависеть от возможных сокращений госбюджета.

По его словам, хорошо заработать можно на выставках, но, будучи государственным музеем, Amsterdam Museum обязан соблюдать баланс и делать, наряду с коммерческими, много образовательных и социальных проектов. "Деньги приносят и другие источники, например, кино- и телекомпании, которые хотят снимать фильмы и сериалы в интерьерах музея, он-лайн торговля (через сайт можно заказать постеры, майки, и любые сувениры с символикой музея), знаменитый "голубой" голландский фарфор, точные реплики прекрасной посуды, сделанной в XVI веке, и даже чехлы для iphone", - признается Стенверс.

Российские реалии

В России у крупного федерального музея бюджет составляет около 700-800 миллионов рублей - включая то, что удается заработать самостоятельно (это от 5 до 25%) и пожертвования.

Пока главной доходной статьей российских музеев остается продажа билетов. Поэтому музейщики настаивают на том, что сделать посещение основных экспозиций бесплатным - как это заведено в ряде стран - в России пока невозможно. Выставка становится выгодной, если траты на ее организацию музей делит с государством или спонсорами. Ведь, по оценкам экспертов, средняя стоимость организации значимой художественной выставки - порядка 1 миллиона долларов.

Зам директора ГМИИ им Пушкина Елена Каравцева пояснила РИА Новости, что прошлый предъюбилейный год у ГМИИ был отмечен знаковыми привозными выставками Караваджо, Уильяма Блейка, Сальвадора Дали - они оказались прибыльными. Но, постоянно поддерживать такой уровень сменных экспозиций крайне сложно.

В этом году из госбюджета на ГМИИ им. Пушкина выделили 481 миллион рублей, на билетах музей планирует заработать еще 100-120 миллионов. Кроме того, ГМИИ повезло - у него есть попечительский совет, в который входят бизнесмены и крупные чиновники, они выделяют еще 50-55 миллионов рублей.

Больше, чем 20-22% от годового бюджета музей пока заработать не может. Однако, в его планах разработка и выпуск разнообразной сувенирной продукции, развитие интернет-продаж, в фойе уже поставили автоматы по продаже памятных монет. Но на ресторан или турагентство музей пока не замахивается.

У Государственного исторического музея (ГИМ), по словам его директора Алексея Левыкина, нет попечительского совета, но бюджет - один из самых больших: 1 миллиард рублей. "Эти средства идут на капитальный ремонт и реставрацию зданий - мы же самый большой музей, побольше Эрмитажа", - поясняет Левыкин.

Зарабатывает ГИМ пока мало, не больше 100 миллионов рублей в год, но, по словам директора, в музее над этим работают.

Бюджет Русского музея составляет порядка 700-800 миллионов рублей в год - именно столько музей получает на текущую деятельность. Еще порядка 200-250 миллионов рублей музей зарабатывает самостоятельно и получает от донаторов. Например, ежегодный транш от благотворительного фонда "Система" на проведение выставок составляет 30 миллионов рублей.

Фонды целевого капитала

Большие надежды продвинутые музейщики возлагали на эндаументы, или фонды целевого капитала. При такой системе управления средствами основной капитал неотчуждаем, а музей получает лишь проценты. На таком принципе основано финансирование Британского музея, Лувра и MoMA.

"По решению совета учредителей можно тратить маленький процент основного капитала, но если капитал становится меньше установленного уставом, то фонд может быть расформирован, однако деньги даритель назад не получить не может. Музеи, у которых есть эндаументы, считаются более устойчивыми", - рассказывает РИА Новости председатель правления фонда развития Эрмитажа Лариса Зелькова.

В России эндаументны разрешены с 2004 года, но учредили их всего три музея - ГМИИ им Пушкина, Эрмитаж и Петергоф.

Реально же средства переданы в управление компаниям только у последних двух. Причем лишь у Эрмитажа можно всерьез говорить о значительном, с точки зрения возможных дивидендов, размере фонда - он составляет 5 миллионов долларов. По словам директора Фонда ГМИИ Людмилы Кирпичевой, музей хоть и зарегистрировал эндаумент еще в 2008 году, фонд не формирует, так как денег у музея мало и все они нужны на текущие цели.

"Хорошая доходность российского эндаумента - 10% в год. Поэтому основной капитал должен быть очень существенным, чтобы доход от него мог покрыть значительную часть расходов", - объясняет Зелькова из Эрмитажа. Правда пока ее музей от эндаумента ничего не получил - первый доход будет не раньше чем через год. А на серьезные дивиденды можно будет рассчитывать, когда, как обещал глава попечительского совета музея Владимир Потанин, в фонде будет 20-30 миллионов долларов. По словам Зельковой, Эрмитаж разработал целую программу по привлечению дарителей, которая позволит увеличить объем основного капитала.

Привлечь дарителей могли бы налоговые льготы - такая система существует на Западе. Но у нас, по закону, компаниям скидок не делают, а вычеты предусмотрены лишь для частных лиц. Вычет по НДФЛ можно получить на всю сумму благотворительного пожертвования, но сам вычет не может превышать 25 % от годового дохода.

Впрочем, практика показывает, что и маленькие музеи вполне могут обойтись без помощи государства. Например, один из лучших столичных музеев - "Огни Москвы" - еще до всяких реформ стал некоммерческой организацией, находящейся на самофинансировании. По словам директора Натальи Потаповой, бюджет у них - 5-8 миллионов рублей, существует музей за счет продажи билетов. Кроме того, "Огни Москвы" несколько раз выигрывали гранты на организацию выставок.

"Мы арендуем у государства здание XVII века, и госаренда, конечно, ниже коммерческой, но все остальное - наше дело. На ЖКХ, зарплаты, ремонт исторического здания, никто не дает ни копейки", - рассказывает РИА Новости Наталья Потапова.

Но музей маленький, расходы у него, конечно, меньше, чем у владельцев гигантских коллекций. Похоже, пока большие музеи научатся зарабатывать, хотя бы половину от того, что удается их западным коллегам, пройдет немало времени.

Но становиться из хранилищ древностей в современный информационный центр, интерактивное учебное заведение, музеи в России не торопятся. А жаль - социологи утверждают, что информации, полученной в музее, люди доверяют значительно больше, чем сведениям, полученным из газет или по телевизору.