Выставка кндр. (Не)возможно увидеть: Северная Корея. Главные отрасли – это

С начала обострения конфликта между США и КНДР интерес к самой закрытой стране мира возрос. Актуальность набрал опрос о том, действительно ли все так плохо, как говорят западные СМИ. Сделать выводы сложно даже тем, кто побывал в Северной Корее как турист. Однако журналисты, которые вели тайные съемки и сумели сохранить материал, поделились впечатлениями на выставке «(Не)возможно увидеть: Северная Корея», которая проходила в сентябре 2017 года в Москве. В 2012 году в столице состоялась другая экспозиция – «Северная Корея: в лучах весеннего солнца». В ней представили произведения авторов непосредственно из КНДР.

Два взгляда на искусство

Культурная жизнь Северной Кореи течет по принципу соцреализма: произведения искусства воспевают партию, политический строй и правителей – товарищей Кимов. Изображать можно только то, что прославляет жизнь государства и трудового народа, а книги обязательно начинаются цитатами из трудов Ким Ир Сена или Ким Чен Ира. Даже фотографии современного Пхеньяна напоминают советские открытки 50-х годов: прямые просторные улицы украшены клумбами, патриотическими плакатами и скульптурными комплексами.

Обязательными атрибутами, которые присутствуют во всех сферах изобразительного и прикладного искусства, должны быть национальные символы – портреты вождей, цвета флага, символ Трудовой партии – перекрещенные серп, молот и кисть. На плакатах и картинах изображают сцены труда или борьбы, военных действий, пропагандистские карикатуры – например, огромный кулак, сокрушающий американский танк.

То, что в КНДР считают символами патриотизма, на Западе высмеивают и называют пережитком социалистического прошлого. Искусство Северной Кореи рассматривают исключительно как элемент пропаганды, не принимая во внимание его уникальность. При этом живопись, скульптура, архитектура и фотография КНДР являются образцами искусства режима «чучхе»: даже если они не имеют серьезной художественной ценности, их историческое значение неопровержимо.

Выставка «Северная Корея: в лучах весеннего солнца»

В Москву привезли работы творческого объединения КНДР «Мансудэ», которое основали в конце 50-х годов прошлого века. Оно включает несколько отраслей классического и традиционного искусства, которое используется преимущественно в прикладных целях.

Главные отрасли – это:

  • масляная и национальная корейская живопись;
  • графика;
  • фреска и мозаика;
  • роспись фарфора;
  • вышивка;
  • изготовление кукол.

Художники из «Мансудэ» работают в классических жанрах, которые носят отпечаток современной идеологии. Это отражается, прежде всего, в тематике работ – на полотнах показаны правители КНДР, символы государственной власти, политические лозунги.

Участники объединения – уважаемые в стране люди, элита интеллигентской прослойки. Архитекторы, скульпторы и живописцы «Мансудэ» создали современный образ Пхеньяна на месте руин – город был разрушен во время Корейской войны. По проектам участников разрабатывался дизайн метрополитена и главных памятников.

Традиционным направлением корейского искусства считается вышивка. В 1947 году в столице основали институт, изучающий и совершенствующий эту отрасль. Главная особенность готовых полотен – их создание вручную. Для основы используется ткань кымганчжу, рисунок составляется из шелковых ниток разной толщины.

На выставке показали образцы, признанные шедеврами за рубежом:

  • «Тигр»;
  • «Девушка на качелях»;
  • «Танец с барабаном»;
  • «Морской Кымган»;
  • «Мангэнде».

Кроме того, при помощи вышивки создают портеры людей (прежде всего – Великих Вождей), пейзажи страны, агитационные изображения и лозунги. Выставки полотен регулярно проходят в самом Пхеньяне – дни их проведения считаются праздничными, событие носи массовый характер.

Выставка «(Не)возможно увидеть: Северная Корея»

Это мероприятие прошло пять лет спустя – в сентябре 2017 года и имело совершенно другую направленность. Основу экспозиции составили фотографии, сделанные журналистами во время посещения Пхеньяна и других городов Северной Кореи. Ценность снимков заключается в их «незаконности»: при выезде из страны носители проверяются специальными службами, и неугодные фотографии удаляют. То, что удается спасти, обычно спрятано на резервных картах памяти.

Однако не стоит расценивать выставку как попытку принизить Северную Корею. Сцены, изображенные на экспонатах, не имеют негативной окраски. На них – люди в привычных условиях жизни, военные, части КНДР, куда туристам доступ запрещен. Для жителей других стран в них нет ничего неприглядного, но северные корейцы воспринимают такие снимки как попытку высмеять их строй.

Авторами выставки стали основатель музея и бывший мэр Архангельска Александр Донской с сыном Александром Донским - младшим, который посетил "самую закрытую страну в мире" и вывез оттуда целый чемодан экспонатов - плакатов, предметов одежды, продуктов и почтовых марок.

Впечатление от поездки осталось двоякое, - рассказал Metro путешественник. - Поначалу кажется, что люди, живущие там, счастливы. Ты видишь позитивную картинку, которую тебе показывают. Но, приглядевшись, я не увидел ни одного лица с улыбкой, если не считать гидов, работающих с туристами. Есть ощущение, что все это - некий театр. Нас возили как в автозаке, мы не могли выбирать, куда ехать. Привозят в определенные места, в определенное время. Например, мы приехали в школу и там был концерт. Было видно, что он сделан именно под туристическую группу. А когда на наших глазах дети таскали большие кирпичи на третий этаж, чтобы построить в школе стену, нам запретили это снимать. Еще нас не пускали в обычные продуктовые магазины. Мы видели, что товаров там немного. А нас возили в огромный трехэтажный универмаг, где есть куча всего.

По словам организаторов, тотальный контроль коснулся и самой выставки.

Мы пригласили представителей посольства Северной Кореи, хотели получить от них поддержку в виде экспонатов, - пожаловался Донской-младший, - а они приехали и два дня уже тут все меняют!

Цензура коснулась табличек с "шокирующими фактами" о Северной Корее.

"На границе страны специально возведен фальшивый город “Деревня мира ” , призванный демонстрировать, как благополучно живут граждане Северной Кореи. Город необитаем" , - гласит одна.

"На корейских дорогах нет светофоров и мало машин, поскольку владеть транспортом разрешено только военным" , - говорится на другой.

Мы нашли эту информацию в Интернете, а нам сказали убрать эти таблички, потому что это неправда. Видимо, у них есть свое видение, своя правда, - осторожно рассказал Донской-младший.

Убрать заставили и веселый портрет смеющегося Ким Чен Ына с манекена, демонстрирующего национальную корейскую одежду.

А мы его сейчас приделаем обратно! - обиженно заявил Донской-старший. - Это же не их выставка! Ну вернутся, будут возмущаться - снимем опять...

Маленькой победой стал ядерный взрыв в форме гриба, составленный из стеклянных шариков в форме женской груди, входящих раньше в другую инсталляцию музея.

Корейцы не поняли, что это не просто шарики, а грудь, - рассказал Донской-старший. - Взрыв им понравился, так что это будет наш тайный стратегический объект!

/ Воскресенье, 21 января 2018 года /

темы: Культура Происшествия

Чем живут люди в самой закрытой стране мира, можно узнать, не выезжая в Северную Корею. В Москве открылась уникальная выставка под маркой "Сделано в КНДР". Организаторы обещают полное погружение не только в быт страны, но и в идеологию чучхе.

Приподнять занавес таинственности над Северной Кореей позволяют многочисленные экспонаты и инсталляции. На выставке представлены настоящие агитационные артефакты - почтовые марки, книги, национальные костюмы, продукты и, конечно, плакаты, большинство из которых исполнены в привычной для Северной Кореи милитаристской стилистике. Даже с фото Пхеньян грозит Вашингтону, нацеливая на столицу США свои ракеты. Все экспонаты привезены из КНДР.

Во всем мире Северная Корея воспринимается как закрытое государство. Хотелось как-то открыть, показать миру, что производит Северная Корея, какая идеология в стране - Александр Донской, организатор выставки.

Во время команды КНДР и Южной Кореи выйдут под единым флагом.


13/11/10 , 04:41 pm

Ну вот - это, наконец, свершилось. В Москву приехали работы северокорейских художников для участия в выставке современного искусства КНДР в ЦСИ «Винзавод». Итогом долгой, почти полуторагодовой работы исполнительного директора «Винзавода» Софьи Троценко и куратора выставки Анны Зайцевой явилось собрание замечательных, ярких произведений более 50-ти современных северокорейских художников, чье творчество будет продемонстрировано московскому зрителю в середине декабря.

Мы с Аней Зайцевой должны были ехать на отбор работ к выставке еще в июле - она, как куратор, я - как официальный фотограф «Винзавода», но, как вы помните, неожиданно, в день отлета, мне аннулировали визу в КНДР (привет Чучхе Сонгунычу! ). Через несколько месяцев маленькая и хрупкая Аня отправилась в Пхеньян совсем одна - корейцы согласились, наконец, принять гостя из России и принять участие в подготовке выставки на месте. Приняли там нашего куратора замечательно, очень радушно, помогли с отбором работ и отправкой их в Россию. Аня рассказывала мне вчера, что её возили по Пхеньяну аж на двух роскошных лимузинах в сопровождении шести человек. Она была и в мастерских художников, и во Дворце пионеров, где проходит обучению рисунку будущее поколение северокорейских мастеров. Сопровождающие Аню северокорейские коллеги даже свозили её на природу, где жарили вместе с ней шашлыки и вообще показали себя отличными ребятами.

Вчера вечером Софья и Аня показали мне то, что удалось привезти из КНДР - одной из самых закрытых стран в мире. Скажу честно, на меня работы произвели очень сильное впечатление. Огромные листы с рисунками, выполненными в технике т.н. «корейской живописи» (тушь по бумаге) даже в таком виде, когда только идет подготовка к экспозиции, вызывают просто восторг - бесхитростные, немного наивные, очень человеческие сюжеты, типичные для «соцарта», яркая, насыщенная палитра красок, отличная композиционная работа художника. И, самое главное, это еще один зримый привет «с той стороны», откуда мало, что доносится до нас. В манере рисунка, в выборе сюжета явственно читается советская школа, что вполне понятно - многие северокорейские художники учились у нас.

Я вчера бегал восхищенный от одной работы к другой, хотелось тут же всё сфотографировать и показать вам. Но спойлить не буду и покажу только .

Листы большие, находятся пока в горизонтальном положении, потому пропорции искажены, не обессудьте.


Художник-живописец в своей мастерской.

Часть работ представлена в виде традиционных корейских вышивок по шёлку.


Класс рисунка во Дворце пионеров.

Семья колхозников приехала с подарками на металлургический завод.

Аня Зайцева беседует с руководителями Союза художников КНДР.


Зоопарк в Пхеньяне, наверное, единственный, где можно кормить животных. Поэтому, как говорят, они там очень общительны.


Вместе с «корейской живописью» и вышивкой на выставке будет представлены работы в технике мозаики и искусство плаката.

Центр современного искусства «Винзавод»
«И подо льдом течет вода»
Современное искусство Северной Кореи
17 декабря - 30 января

Обязательно приходите.

В Центральном Доме Художника прошла выставка современного искусства Северной Кореи «Северная Корея: В лучах весеннего солнца». На выставке были представлены более 200 работ северокорейских художников в разных изобразительных жанрах: живопись, графика, гравюра, фарфор, прикладное искусство, вышивка на шелке.

Разнообразие стилей и жанров, старательность и филигранность выполнения работ поражают. Всё становиться понятно, когда узнаешь, что искусство в Северной Корее поставлено на серьёзный технологический поток. В данном случае работы были предоставлены самыми мощными в КНДР «фабриками по производству искусств» Творческим объединением «Мансудэ» и Пхеньянским Институтом вышивки.

Творческое объединение «Мансудэ» основано в 1959 году и на сегодняшний день является крупнейшим художественным объединением, в котором представлены такие отрасли, как живопись (масляная и корейская живопись), фреска, графика, скульптура и прикладное искусство (вышивка, фарфор, куклы).

Заметим, что «Мансудэ» представляет собой большой завод, занимающий огромную территорию в столице КНДР. Работа художников основана на цеховом принципе. Есть большие цеха вышивки (около 170 вышивальщиц), цех корейской живописи, более знакомой нам под термином графика. Цех мозаики, монументальной скульптуры, холста и масла и другие. Талантливые творческие работники на «завод искусств» отбираются по всей стране специальной отборочной комиссией, состоящей из заслуженных и народных деятелей искусств КНДР.

Впечатлили работы в технике корейской вышивки. Они реалистичны и видна очень кропотливая работа вышивальщиц. Над каждой из таких картин трудится обычно целая бригада мастеров.

Очень необычно смотрелась на выставке вышивка на библейскую тему «Тайная вечеря». Не смотря на девиз: искусство должно быть национальным по форме и социалистическим по содержанию, здесь художники отступили от идеологической выдержанности сюжета картины в пользу художественной ценности произведения.

Техника Чосонхва это рисование кистью без нанесения контуров, также существуют техника Посокхва -картины из самоцветных природных каменных порошков и Манненхва -панно из морских ракушек и перламутра. Нанося на полотна тончайшие слои пудры рубина, изумруда и других камней, художники добиваются удивительного эффекта размытости изображения и мягкого перехода одного тона в другой. Работы в данных техникам были широко представлены на выставке.

Все картины на выставке можно было купить. Цена произведений колебалась от порядка 5-10 тысяч за небольшие картины и предметы прикладного искусства до 3 миллионов рублей за самое большое живописное панно. За время проведения выставки экспозиция работ с ценой в пределах до 50 т.р. обновлялась трижды. Именно такие работы пользовались спросом у любителей и знатоков корейской живописи в Москве.

В один из дней работы экспозиции выставку посетил Посол КНДР в России товарищ Ким Ён Джэ (KIM YONO JAE) с супругой. Принимающей стороной на выставке был депутат Государственной думы Четвериков Александр Владимирович (Справедливая Россия), по чьей инициативе и проходила выставка.

В выступлении на открытии Александр Четвериков отметил, что «Сегодня выставка такого уровня в Москве, на российской земле, это не только уникальное культурное событие, но важный политический шаг для Северной Кореи. Страна до сих пор в большой степени остается замкнутой, страной-отшельником. Но Северная Корея пробуждается и «в лучах весеннего солнца» играет теплыми и нежными красками, открываясь навстречу новому дню».

Интересным был тот момент, что во время всеё выставки на стенах зала транслировались северокорейские фильмы. Скорее всего пропагандистские, судя по наличию там и одного из президентов США. Особое внимание посетителей конечно же привлекал агитационный стенд, рассказывающий о жизни современной Северной Кореи.

Более 70-ти современных фотографий, отобранных специально для экспозиции в России, объединены главным замыслом - показать возможности фотографии в исследовании образа одного из самых закрытых государств. Дополняют выставку репортажные кадры, сделанные советскими фотографами в середине-второй половине XX века, давая возможность показать диапазон восприятия КНДР в разных культурных и временных контекстах.

«Фотография - это способ исследовать мир, в том числе недоступные его части. Она всегда выполняла эту функцию и даже сегодня, несмотря на возможности быстро преодолевать расстояния, мы многое узнаем только благодаря изображениям и сопутствующим текстам. Особенно это касается закрытых государств, доступ в которые ограничен или невозможен по политическим причинам. Но в результате образ складывается только благодаря медиа, зачастую мифологизируясь и Северная Корея, возможно, самый яркий такой пример. Сложность еще и в том, что, даже попав в страну, там практически невозможно снимать, за человеком с камерой постоянно следят. Поэтому авторы, решившиеся что-то сказать о КНДР через фотографию, вынуждены искать способы это сделать» - прокомментировала идею выставки главный куратор Центра фотографии им. братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

«(Не)возможно увидеть: Северная Корея» - это работы современных авторов, каждый из которых по-своему решал вопросы творчества в строго установленных рамках. В состав экспозиции вошли работы таких авторов как Вонг Гуофенг (Китай), Мартин Парр (Великобритания), Филипп Шансель (Франция), Элис Велинга (Нидерланды), Эрик Лаффорг (Франция), Мэтт Пэш (Великобритания), Матьяж Танчич (Словения), Оливер Уэйнрайт (Великобритания), Эддо Хартман (Нидерланды). Все они побывали в КНДР недавно, и каждый по-своему смог увидеть закрытое общество, акцентируясь на деталях, часто неуловимых невооруженным взглядом.

В кадр попадают, казалось бы, привычные вещи - архитектура, интерьеры, массовые празднества групповые и одиночные портреты, скрытая повседневность. Но через эти сюжеты авторы изучают темы массового и индивидуального, постановочного и реального, возможности монтажа, обращаются к темам застывшего времени и коммуникации между людьми.

В экспозицию также вошли фотографии, созданные в годы дружбы СССР и КНДР, когда фотография сыграла колоссальную роль в формировании идеологически выверенного образа «дружественной социалистической страны». Сочетание современных и архивных материалов, проявляющее сходства и различия в темах, сюжетах и способах показа, также ставит вопрос о границах фотографии и возможностях восприятия. «Такое сопоставление дает возможность показать, насколько разную роль может играть фотография в отношении идеологии. Работы современных авторов становятся своеобразной оптикой для репортажных серий и выявляют новые значения изображений» - считает куратор проекта Ольга Аннанурова.

Многие вошедшие в выставку серии были показаны в рамках персональных и сборных выставок ведущих музеях и галереях мира. В частности, работы Вонга Гуофенга были представлены в Художественном музее Сеула (SeMA) (Южная Корея), галерее De Sarthe в Пекине, Матьяжа Танчича - в Художественной галерее Pékin Fine Arts (Гонконг), Филиппа Шанселя и Элис Велинги - в рамках фотофестиваля Les Rencontres d"Arles (Арль, Франция), Эддо Хартмана - в музее фотографии Huis Marseille (Амстердам, Нидерланды) и Художественном музее Сеула (SeMA) (Южная Корея). Также работы Матиаса Танчича, Филиппа Шанселия и Элис Велинги вошли в состав групповой выставки «Перспективы Северной Кореи» в Музее современной фотографии при Колумбия Колледже (Чикаго, США).