Высшие варны в древней индии. Варны и касты – что необходимо знать. Что означает слово «варна»

ВВЕДЕНИЕ

Восходящая к древнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст издревле была основой социальной структуры Индии. Принадлежность к той или иной касте была связана с рождением человека и детерминировала его статус на всю его жизнь.

Варново-кастовая система в целом именно благодаря своей жесткой иерархичности составляла костяк социальной структуры Индии; уникальная по форме, она не только оказалась эффективной альтернативой слабой политической администрации (а может быть, и наоборот: ее уникальность вызвала к жизни и обусловила слабость государственной администрации -- для чего нужна сильная административная система, если нет ее низового звена, если низы живут по законам саморегулирующихся кастовых принципов и общинных норм?), но и успешно компенсировала эту слабость, хотя такого рода компенсация никак не способствовала политической стабильности государств в Индии.

ВАРНЫ, КАСТЫ И ВЗАИМОООТНОШЕНИЯ ВНТУРИ ИХ СИСТЕМЫ

Класс - варна - каста -одна из нерешенных проблем востоковедения. В исследовании этих проблем не последнее место должно быть отведено и юридическим категориям, без учета которых нельзя понять и объяснить возникновения классов и форм зависимости в Древней Индии.

Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные. Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. При этом, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее почетное место в обществе. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в рамках закона). Наблюдение за сменой времен года, разливами рек и прочими явлениями, наблюдение, столь необходимое для руководства общественно-экономической жизнью, являлось ещё одной функцией выходцев данной варны.

На фоне общей социальной мобильности, вызванной развитием феодальных отношений, позиция высшей варны брахманов подверглась сравнительно небольшим изменениям. Положение брахманов определялось усилившейся в связи с феодализацией общества ролью индуизма, открыто освящающего социальное неравенство, власть и привилегии немногих и бесправие большинства людей.

Вторая варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.

Особая воинская верхушка, - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна иногда пополнялась местными вождями и главами родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории «вратья - кшатриев» -, т. е. кшатриев по обету, а не по рождению. Здесь, таким образом, тесно взаимодействовали как внешние, так внутренние процессы начавшегося разложения родового общества у завоеванных и завоевателей.

Вместе с тем племенные вожди и некоторые чужестранные правители были ассимилированы в брахманское общество как второразрядные кшатрии, а в послегуптскую эпоху их стали звать раджпутами, причем место раджпута в их иерархии зависело от того, из какого племени он происходил.

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов.

Обособлению кшатриев среди своих соплеменников - вайшьев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии - полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.

Название третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев - подлинный демос. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец сам мог быть эксплуататором

Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен.

Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они рождены для него». Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды. Так, в дхармасутрах шудры устраняются от участия в жертвоприношениях, которые становятся прерогативой высших варн, они не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» - двиджати.

В дхармашастрах в отдельных случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других - эти различия отсутствуют. Слово даса (дасья) в «Законах Ману» одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения - к рабам).

Процессы ассимиляции ариями многочисленных аборигенных племен, видимо, играли немалую роль в формировании социального слоя шудр. На эти процессы бесспорно влияла и социальная дифференциация, усиление имущественного неравенства внутри самого арийского общества. В разряд шудр попадала и беднейшая часть населения арийской общины, те ее члены, которые отрабатывали долги, находились в услужении. В дхармасутрах шудры часто противопоставляются ариям. Так, например, Апастамба в одном из своих предписаний говорит как о недостойном поведении ария, если он сожительствует с шудрянкой, в другом - если он сожительствует с неарийкой, или с женщиной черной расы. Вместе с тем в некоторых самхитах еще упоминаются богатые шудры (эти упоминания исчезают в сутрах), говорится о грехе против шудры и ария, встречаются восхваления в адрес шудр, так же как в адрес брахманов, кшатриев и вайшьев. Противоречивость свидетельств дхармашастр относительно положения шудр и их социально-правового статуса - следствие неоднородности варны шудр. В процессе ее становления богатым шудрой мог быть представитель покоренного племени, шудра же, приобщенный к религиозным ритуалам ариев, это - обедневший арий. Дальнейшее поступательное развитие древнеиндийского общества, усиление имущественной дифференциации, приводит к определенной нивелировке положения шудр - к обеднению одних и потере другими религиозно-правовых отличий, свойственных ариям. Оба указанных пути формирования варны шудр приводили в древности и к возникновению рабской зависимости.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, т. к. именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.

Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность сделать это, так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов - об этом можно прочесть в «Законах Ману». Гостю шудре разрешалось давать еду только в том случае, если он делал в доме хозяина какую-либо работу.

О неоднородности варны шудр свидетельствует то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты, выполняющие самую унизительную работу. В «Законах Ману» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных». «Неприкасаемые» касты, дискриминировались и как шудры, и как «неприкасаемые». «Неприкасаемым» запрещалось посещать индусские храмы, общие водоемы, места кремации, магазины, которые посещались членами других каст.

Кшатрии и брахманы стали выделять себя из общей массы населения на том основании, что они владеют скотом, зерном, деньгами, а также рабами, но имелись также бедные брахманы и кшатрии, не отличавшиеся по положению от бедных вайшьев. По мере консолидации высших варн - брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта. Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Люди, входившие в три высшие варны, были ритуально отделены от тех, кто входил в четвертую варну.

Ограничивалась возможность смешанных браков. Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, закон образа жизни. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн. Целые главы дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых «неприкасаемых» каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам «очищения» от «загрязнения» при таком общении. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.

Дваждырожденные получили право изучать веды, в то время как четвертое сословие, шудры, этого права были лишены. Уделом, этих последних стало служение трем высшим варнам, в качестве рабов или наемных работников.

Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам».

Люди низших варн не могут свидетельствовать против людей высших варн. Показания «рабов, родственников и детей» «ненадежны», и потому лучше к ним не прибегать. При разногласии между отличным и хорошим свидетелем предпочтение должно быть отдано показаниям отличного и т. д.

Позднее, вследствие падения роли свободных общинников в общественной жизни вайшьи стали мало отличаться от шудр и линия раздела стала проходить уже между знатью - брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем - вайшьями и шудрами - с другой.

По «Законам Ману» вайшьям и шудрам, не должно было позволять отклоняться от предписанных им функций, так как в противном случае в мире воцарился бы хаос. Отсюда в древних текстах делался естественный вывод о том, что кшатрии не могут благоденствовать без поддержки брахманов, а брахманы - без поддержки кшатриев. Только в союзе друг с другом могут они преуспевать и править миром.

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

Ослабление варновой замкнутости в целом всей системы и попытки укрепить варновые перегородки в поздних дхармашастрах были следствием перестройки сословно-классового деления раннесредневекового общества в Индии. В этой перестройке не последнее место заняла новая развивающаяся социальная форма - каста. В одной из поздних глав «Законов Ману» упоминается 61 каста, а в «Брахмавайварта -пуране» - более ста. По мнению некоторых авторов все это были главным образом племена, превращенные в касты.

Проблема возникновения каст также одна из дискуссионных проблем востоковедения. В настоящее время можно считать установленным, что варна как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем каста.

Неоднородность каст в значительной мере затрудняет выяснение вопроса об их происхождении. Касты - это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в состав «неприкасаемых»), и кланы воинов-завоевателей (раджпутские племена), и профессиональные группы, и религиозные секты, общины. Вне зависимости от их первоначального происхождения касты по мере развития феодальных отношений «выстраивались» в иерархии индусского общества в соответствии со своим положением в социально-экономической структуре феодального общества. Последняя, самая низшая группа «неприкасаемых» каст, включала земледельцев и слуг общины, лишенных каких-либо владельческих прав, находящихся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправных общинников. «Неприкасаемый», скорее всего внеобщинник, и становится главным объектом эксплуатации. В отечественной литературе Л. Б. Алаевым было убедительно доказано, что рентоплательщик- общинник сам часто являлся мелким феодальным эксплуататором, что земельные наделы обрабатывались «неприкасаемыми», неполноправными членами общины и внеобщинным крестьянством. Неприкасаемость возникает вместе с кастовым делением общества, по мере расширения отношений эксплуатации в результате насильственного подавления восстаний шудр - рабов, покорения отсталых племен и пр. Здесь же содержатся многочисленные предписания о самых унизительных религиозных, ритуальных, бытовых ограничениях, применяемых к ним.

Эта двойная иерархия находит отражение в индусском праве. Принадлежность к варне по-прежнему определяет сумму прав и обязанностей индивида в обществе и государстве. Кастовая иерархия была связана главным образом с нормами брачно-семейного права. Касты «неприкасаемых» фактически находились вне сферы действия индусского права. Нормы этого права затрагивали их лишь в той мере, в какой ограничивали их правоспособность.

Для Древней Индии с ее экономической и национальной раздробленностью, с ее замкнутыми, изолированными друг от друга общинами характерна социальная аморфность, обезличенность, «непроявленность» рядовой личности, безусловная власть общины, касты над личностью, которая была так глубока и постоянна, что входила в привычную психологию человека, а потому не всегда даже осознавалась им.

ВЫВОДЫ

Изучив систему варн и каст на основе правовых памятников, которые дают яркую картину, сложившуюся в древнеиндийском обществе, можно подвести итоги и сделать некоторые обобщающие выводы.

Закрепленное законом неравенство было свойственно многим народам древности, но такого законченного, как в Индии, не было, пожалуй, нигде. Оно было наилучшим в тогдашних исторических условиях способом узаконения классового господства брахманов и кшатриев.

Процесс подобного специфического социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

На определенном этапе развития древнеиндийского общества по мере углубления процесса разделения труда, неравенства стало складываться новое, кастовое деление. Кастами становились обособленные группы лиц с наследственным характером их деятельности, складывающиеся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам. Кастовое деление в Индии существует и в настоящее время наряду с традиционным делением на четыре варны.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название «джаджмани»..

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. Таким образом, варновые границы не утрачивают своего значения, более того, охрана этих границ переходит к государственной власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА

Литература была взята на сайте Русского Гуманитарного Интернет-Университета, по адресу www.vusnet.ru

1. Васильев Л.С. История религий Востока.

2. Васильев Л.С. История Востока. Т.1.

Существуют 4 варны, которые отражают природу человека. Согласно ведическим писаниям, Брахма (божественное начало) из частей своего тела создал четыре варны, представители которых имеют свое предназначение в жизни и выполняют свою роль.

«Варна» в переводе с санскрита означает дословно «цвет», «качество». И это позволяет отчасти охарактеризовать варны, так как каждому из сословий соответствует свой цвет.

Ниже вы найдете характеристики всех варн и способ определения варны с помощью ведической нумерологии.

  1. Самая высшая варна – брахманы (жрецы) . Они получили свое название потому, что были сотворены богом Брахмой из его уст. Это означало, что их главное предназначение в жизни заключается в том, чтобы изучать древние священные тексты, познавать религиозные истины и вещать перед Богом от имени всех людей. Когда еще не было письменности, тексты передавались от брахмана к брахману устно. Для того, чтобы стать жрецом, представителю этого сословия нужно было начинать обучение в довольно юном возрасте. Мальчиков отдавали в дом учителя-брахмана, где он годами изучал священные писания, особенности проведения религиозных обрядов и постигал божественную мудрость. Они должны были знать заклинания и уметь правильно осуществлять жертвоприношения. Брахманы любят изучать, учиться, учить других людей, быть погруженными в философию, религию. Условно говоря, брахманы — это голова общества. Брахманам соответствует белый цвет — чистота, непорочность.
  2. Кшатрии – это вторая по значимости варна. К ним относились воины и правители. Из рук Бога они были созданы, поэтому и власть была в их руках. С самого детства представители данного сословия должны были научиться управлять колесницей, владеть оружием и отлично держаться на коне. Это должны быть решительные, властные и бесстрашные люди. Именно поэтому их варну олицетворял самый «энергичный» цвет – красный. Роль кшатриев — управление, руководство, видение перспективы. Кшатрии — это защитники, воины. Это руки общества — справедливость и порядок, долг, честь.
  3. Не менее уважаемая и почитаемая всеми остальными сословиями варна – это варна вайшьев . Они были сотворены из бедер Бога. К ним относили ремесленников и земледельцев. Они всю свою жизнь занимались тем, что возделывали поля, торговали или работали в различных мастерских. Вайшьи фактически кормили все остальные варны, потому и пользовались таким почетом. Среди них было достаточно много состоятельных людей. Их цвет – желтый (цвет земли). Вайшьи — это торговцы, бизнесмены, банкиры. Эта варна символизирует живот общества. Роль вайшьев — обмен с другими людьми, коммуникации, общение, торговля, бизнес.
  4. Шудры – это четвертая варна, которая не пользовалась особым почетом. Это были обычные слуги. Их предназначение – обслуживать три другие варны. Считалось, что брахманы, кшатрии и вайшьи являются потомками древних ариев, завоевавших территорию Индии. А вот шудры – это коренное население. Их создал Бог из своих ступней, запятнанных грязью, поэтому их цветом считался черный. Роль шудр — заниматься ручным трудом, искусством, творчеством, рукоделием, занятия своими руками, все певцы, художники сюда относятся. Шудра — это мистическая варна, она символизирует ноги общества. В шудрах могут присутствовать сочетания всех варн.

При этом стоит заметить, что сейчас не существует чистых варн. У каждого человека могут быть проявлены минимум две. Например, управление бизнесом — Кшатрии-вайшьи. Роспись стен в церкви — Брахманы-шудры.

как определить свою варну с помощью ведической нумерологии

Свои варны очень легко определить с помощью ведической нумерологии.

Цифры, соответствующие варнам:

Брахман — 3, 6

Кшатрий — 1, 9

Вайшья — 2, 5

Шудра — 4, 7, 8

Эти цифры в ведической нумерологии определяются сложением чисел в дате рождения до простой цифры.

Пример:

Возьмем дату рождения: 26.10.2010 год.

2 + 6 = 8 — это первая нужная нам цифра, которая называется число характера или души. Эта цифра характеризует 40% варны, присущей человеку. В данном случае, человек на 40% шудра.

1 + 0 = 1 — это вторая нужная нам цифра и она дает 10% варны, присущей человеку. Получается человек на 10% кшатрий.

2 + 0 + 1 + 0 = 3 — это третья нужная нам цифра, она показывает 10% варны, присущей человеку. Человек на 10% брахман.

Теперь мы складываем три полученные цифры до одной:

8 + 1 + 3 = 12 = 1 + 2 = 3 — это четвертая нужная нам цифра, которая показывает 40% варны, присущей человеку. Человек еще на 40% брахман.

В итоге мы получаем следующее:

Данный человек на 50% брахман, на 40% шудра и на 10% кшатрий.

Есть еще одно важное число в ведической нумерологии и оно вычисляется путем сложения чисел дня и месяца рождения так же до одной цифры. Полученная цифра называется экспрессией и она показывает наиболее яркие качества в человеке, которые проявляются при близком общении.

8 + 1 = 9 — в данном примере число экспрессии 9. Это говорит о том, что при близком общении человек будет сильно проявлять качества кшатрия.

Есть одно важное правило при расчетах в ведической нумерологии: если рождение человека произошло в период с 0:00 до 1:30 ночи, то берется предыдущее число дня рождения.

Если у вас возникли сложности с вычислением варн, пишите дату рождения в комментариях, я помогу.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Курсовая работа

«Варны и касты древней Индии»

МОСКВА 1999 г.

Введение...................................... стр. 3

Варны, касты, их взаимоотношения внутри данной системы....................................... стр. 14

Заключение.................................... стр. 30

Список использованной литературы.................................... стр. 33

Введение.

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению основного вопроса данной работы - кастово-варной системы - я считаю необходимым по возможности более подробно остановиться на некоторых особенностях образования и развития древнего индийского общества и государства.

Одна из самых древних цивилизаций, можно даже сказать - одна из колыбелей человеческой цивилизации сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро, но археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индоарийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов долины Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до настоящего времени свои культурные ценности цивилизаций Востока. Источники не дают достоверных сведений о классовой структуре и политической организации общества Хараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельства позволяют судить о социальном расслоении общества и разложении первобытнообщинного строя. В XVIII - XVII вв. до н. э. Хараппская цивилизация переживает период заката. Центры ее приходят в упадок. Это было вызвано внутренними явлениями.. Приход индоарийских племен в середине II тысячелетия до н. э. завершил упадок главных Хараппских центров.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду. До нас дошли литературные памятники религиозного содержания - веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса. Ведический период отмечен образованием классового общества и государства, что некоторые историки связывают с продолжавшимся ряд столетий волнообразным проникновением на территорию Индии с северо-запада индоарийских племен. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества. С усилением общественного неравенства военный вождь племени (раджа ), который ранее выбирался собранием и мог быть смещен им, все более возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. За должность раджи идет борьба между представителями знатных и могущесвенных родов в племени. Со временем эта должность становится наследственной. Первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя. Уменьшение роли народных собраний связано с усилением царской власти.

Органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита ), который являлся также астрологом, советником царя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани , сенапати ). Народ облагается налогами. Так, бали , который раньше являлся добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратился в обязательный и строго фиксируемый налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников. Так, на базе родоплеменных коллективов возникают примитивные государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий, в которых главенствующую роль играли брахманы , или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения (сита ), где применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая - очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых временных пожалований, в «кормление». Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств, а общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.

Наивысшего могущества возникшее государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период. Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения (при их общей бедности и ограниченной научной ценности) относятся как раз к магадхо-маурийскому периоду

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия. Император Ашока - легендарная личность. По преданию, Ашока, внук Чандрагупты, в молодости себя ничем не прославил, но имел такое намерение - запечатлеть своё имя на скрижалях истории. Он долго размышлял, как это сделать, и наконец решил, что что история особенно хорошо сохраняет в своих летописях страницы, написанные не пером, а мечом, так как кровь выцветает в памяти людской не так быстро, как чернила. Возможно, по этой причине молодой властитель решил для начала включить в состав своей империи соседнее государство Калингу. Императорские войска разгромили соседей, и вечером его величество лично пожаловал на поле брани, чтобы полюбоваться плодами своей победы. Он увидел тысячи и тысячи трупов вперемешку с тысячами умирающих, истекающих кровью людей. Это зрелище глубоко потрясло императора, и он начал задумываться о цене, которую великие мира сего платят за своё непомерное тщеславие. После этого он стал заниматься науками и созидательной деятельностью. Это, кстати, и прославило его имя в истории. Но вернёмся к империи Маурьев.

Её границы простирались от Кашмира и Гималаев на севере до Майсура на юге, от областей современного Афганистана на западе до Бенгальского залива на востоке. Империя складывалась не только в результате войн, покорения ряда племен и народов, установления вассальных отношений между Магадхой и отдельными княжествами, но и в результате так называемого морального завоевания - распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. Относительная централизация в империи держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой политике объединения страны. В пестрый состав империи был включен ряд полуавтономных государств, сохранивших свои органы управления, обычаи.

В империи Маурьев - сложном политическом образовании - не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. Между тем, империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Индия распалась на множество государственных объединений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том числе и государство Маурьев, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а «милым богам».

В Древней Индии понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы ), содержались в сборниках религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций - дхармасутр и дхармашастр . Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются «Законы Ману» (они носят имя мифического бога Ману). Точное время составления этих Законов неизвестно. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э. Рассмотрим же этот памятник подробнее, но без ссылок на конкретные главы Законов, так сказать, в общих чертах.

«Законы Ману» состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в «Законах Ману» - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью «Законов Ману» является религиозная окраска всех его положений.

Индусская политико-религиозная концепция «богоугодного царя» (девараджи ) предписывала ему выполнение особой дхармы . Одна из главных обязанностей - охрана подданных. «Защищая» народ, царь мог заставить его платить налог - бали . Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины, «приношения плодов» и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в сборе налогов.

В XV – VI вв. до н.э.
Оформление сословного строя. Варны

В Индии результатом выделения знати и жречества стало формирование замкнутых сословий - варн. Основное содержание термина “варна” - "вид”, “цвет”, “разряд” людей.

Варновая система явилась результатом исторического развития и могла возникнуть только на определенной его стадии. Все индуистские тексты свидетельствуют, что сначала арии не знали варн, что они возникли в строгом соответствии с разделением по видам трудовой деятельности. В результате разложения первобытнообщинного строя, помимо классов, оформились сословия. Сословные различия были почти во всех странах древности, но законченный характер они приняли именно в Индии, благодаря стойкости и живучести пережитков родо-племенных отношений и прочности общинной организации. Племенные объединения постепенно включались в классовое общество, но прочно удерживали старые позиции, содействуя консервации общественных явлений. Образование сословий происходило под непосредственным воздействием особенностей родо-племенных отношений, религиозных и этнических различий, а решающим фактором в становлении оформленной иерархической системы варн были процессы, которые происходили в общественно-экономическом развитии - это усиление социального неравенства. Концентрация собственности более или менее точно соответствовала варновому делению. Сословный принцип определяет сущность системы варн. В ранневедический период в обществе существовало тройственное деление - брахманы (священнослужители), раджанья (знать) и виш (простой - народ). Это деление в большей степени определялось родом занятий и положением в обществе и не имело ничего общего с той кастовой системой, которая развивалась позднее. В ведический век не было следов наследственных профессий и кастовой эндогамии, народ представлял собой единое целое. Но в поздневедический период стали расти различия между подразделениями в обществе. Появилась доктрина о четырех варнах: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Самое первое и раннее упоминание о варнах содержится в ригведийском гимне “Пурушасукта”, в котором повествуется о происхождении варн из частей мифического первочеловека Пуруши. Брахманы - из уст, кшатрии - из рук, вайшьи - из бедер, шудры - из ступней.

Варна брахманов (браминов) (brahmana - “знающий священное учение”) занимала верховное положение. Сюда входили представители родов, которые выполняли жреческие обязанности, и царских родов. Установлению социального превосходства брахманов над другими членами общества способствовала мифическая их происхождения. Так как брахманы были созданы из самой “чистой” части тела Брахмы, то боги общались с людьми устами брахманов. Судьба людей зависит от бога, а узнать божью волю и воздействовать на нее могут только брахманы. Им было предоставлено исключительное право совершать жертвоприношения, основные обряды, знакомить людей со священными писаниями. Считалось, что они достигли высшей степени совершенства. Пользуясь тем, что им была доверена духовная народа, они стремились закрепить свое привилегированное положение в обществе, приписывая себе божественное происхождение. В древние священные - шастры были включены предписания, которые подчеркивали исключительность брахманов по сравнению с другими представителями индийского общества. Брахманы были освобождены от повинностей, сами распоряжались своей собственностью. Убийство брахманов было самым большим грехом.

Следующая по схеме сословной иерархии была варна кшатриев (ksatruya - “наделенный могуществом”), в которую входила военная знать. Эта варна располагала реальной властью в индийском обществе, так как имела в своих руках материальные ресурсы и военную силу. Имеется много фактов, свидетельствующих о соперничестве между кшатриями и брахманами за притязание на привилегированное положение в обществе. Кшатрии постоянно оспаривали главенствующее положение брахманов, утверждая, что брахман не владыка и что жрец - только слуга царя.

Основная масса общинников образовала третью варну - вайшьев (vais"va - “наделенный имуществом”). Эта варна состояла в основном из земледельцев и скотоводов, а также торговцев и ремесленников. Им было предоставлено право владеть землей и отводилась незначительная роль в государственном управлении. В частности, коронация царей происходила при их непременном участии. Вайшьи составляли ту основу, на которой покоилось благополучие брахманов и кшатриев, они были основным податным сословием. Однако вайшьи не пользовались равными правами с этими варнами и были неименитыми, в их жилах не текла кровь жрецов и знати.

Позднее трех других окончательно оформилась варна шудр. Они занимались физическим трудом, их положение было близко к рабскому, на них было наложено много ограничений в правах. Шудры не имели права участвовать в управлении государством, занимать ответственные должности в государственном аппарате, участвовать в отправлении культов и жертвоприношениях богам (совершать домашние жертвоприношения и обряд поминовения предков шудрам разрешалось). Как свидетельствуют ведийские тексты, поскольку шудра был создан из ступней Праджапати без участия бога, то его богами являются хозяева дома. Постепенно положение шудр изменилось. Их права на жизнь и благополучие были признаны верхушкой общества. Они были допущены участвовать в коронации новых царей и предоставлена возможность делегировать представителей в царский совет.

Как правило, принадлежность к варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую, как и смешанные браки, запрещался. Вместе с тем источники содержат данные о том, что перегородки между варнами не были непреодолимыми. Так, например, герои "Ма-хабхараты" - Дхритараштра, Панду и Видура, были сыновьями брахмана Въясы, однако первые два принадлежали к кшатриям, поскольку их матери были кшатрийками, а третий - к шудрам, по матери - шудрянке. Считалось, что у самого Вьясы отец - брахман, а мать - рыбачка.

Привилегированность трех высших варн индийского общества по отношению к шудрам подчеркивалась специальным обрядом посвящения (упанаяна), от слова упавита - сплетенный особым образом и из особого материала (для каждой варны разный) шнур - самой существенной и значимой частью обряда. Суть этого обряда посвящения заключалась как бы в формальном приеме в полноправные члены общины уже возмужавшего соплеменника. Считалось, что при этом обряде происходит второе рождение, отсюда членов трех высших варн - брахманов, кшатриев и вайшьев называли “дважды рожденными” (двиджати). Обряд проводился в детском возрасте, для детей брахманов в возрасте 8 лет, кшатриев - 11, вайшьев - 12.

Вся жизнь дважды рожденных должна была делиться на четыре периода (ашрама):

I - брахмачарин - период обучения. Ученики жили в доме учителя () и находились в положении прислуги. Работали на наставника, выполняли все его приказания и наставления. Их работа считалась платой за обучение.

II - (грихастха) - период сознательной семейной жизни. В этот период дважды рожденный мог обзавестись семьей и обязан был содержать членов семьи и отправлять культ богов и предков.

III - (ванапрастха) - период лесного отшельника. Когда человек достигал преклонного возраста, обзаводился внуками, он должен был удалиться от мира, сделаться отшельником. Это период философского познания и самопознания.

IV - (яти, саньяси) - период бродячего аскета. Подготовка к жизни в загробном мире. Период ощущения приближения конца.

К концу ведийского периода окончательно оформилась система четырех сословий - варн, укрепление которой стало одним из показателей разрыва с традициями первобытнообщинного строя.

Так называемого равенства, скорее утопического, чем действительного вы уважаемый читатель не найдёте нигде. Каждый человек не менее важен чем другой, вот только каждый должен заниматься своим делом и вести жизнь соответствующую, занимать в ней своё место. Подобное мы можем наблюдать даже с раннего детства, - это место, особенности и обстоятельства рождения. А в дальнейшем присмотритесь повнимательней на окружающую жизнь и увидите, что социальные, денежные, физические условия отличаются у всех живущих в одном государстве. Таким образом с древних времён и у всех народов появилось разделение народа на сословия, тянущееся до наших времён и не только в Индии. Просто в Индии это часть их культуры и религии и говорят об этом честно как есть, в то время как в христианских и демократических Европе с Америкой, все якобы равны и имеют право голоса и т.д. и т.п., что далеко от истины.

Известно, что хула и брань в адрес человека вернётся со временем и не такими ужасными последствиями, как ругательство в адрес Иерарха, Учителя, Святого. Почему нам в жизни встречаются более влиятельные люди и менее, причем влияние не статуса в обществе, а признание большинством людей авторитета личности или наоборот.

Из вышеперечисленного не вызывает удивления тот факт, что общество ещё с древнейших времён постоянно делило людей на разные типы и таких систем много. Нас же интересует кастовое деление общества, проверенное временем и считающееся достаточно точным. Всех, более чем семь миллиардов людей, можно разделить на четыре касты и не входящие в кастовую систему «неприкасаемых», в любом государстве, даже у муравьев и пчёл.

Все Школы Духа, эзотерические школы и ордены рыцарей, масоны и другие тайные сообщества имеют свою иерархию и круги посвящения, соответствующие уровню развития. Как и любая мирская серьёзная организация, любой бизнес от серьёзных фирм до корпораций подразумевает иерархию, круг посвящения и позволения.

Такое предисловие для всех защитников гуманности и прав человека во всём мире!

История возникновения каст

Считается, что Варны, которые в последствии стали кастами, берут своё начало с самого Брахмы, который создавал их из частей своего тела. Как показано на рисунке выше, что уста говорят то и является беспрекословным и руки – воины для воплощения того, что говорят уста. Бёдра - движение, вайшьи обеспечивают социальные условия обществу и наконец шудры – это стопы соприкасающиеся, бывает и с нечистотами.

Итак, варна – сословие, в буквальном смысле слова обозначает цвет. Каждая варна имеет свой цвет:

  1. Брахманы – белый;
  2. Кшатрии – красный;
  3. Вайшьи – жёлтый;
  4. Шудры – чёрный.

Изначально к какой варне отнести новорожденного решали волхвы, жрецы по мере его духовного развития. Они видели все его прошлые жизни и наклонности в этой и после определяли его духовный статус и соответственно социальный. В каждой варне были свои отличия в воспитании и обучении, соответственно предназначению. С течением времени варна определялась по факту рождения – наследству.

Это то, что принесли им арии, они же стали сначала передавать по наследству, а затем по мере роста общественных отношений варны стали именоваться кастами в зависимости от специализации в профессиональных рамках.

Ниже мы рассмотрим Варны, которых четыре, а не касты, особенно видоизменённые в современной Индии.

Неприкасаемые

Есть ещё такая каста, не входящая в четыре касты общества, так как люди, находящиеся в этой касте считаются изгоями общества, само название говорит за себя. Они устранены из всех общественных отношений. Выполняют наиболее грязные работы: уборка улиц и туалетов, утилизация мёртвых животных.

Неприкасаемым запрещалось даже ступать на тени представителей из более высших каст. Вот только не так давно им разрешили входить в храмы и приближаться к другим из более высших каст.

Шудры

Когда человек рождается в первый раз в человеческом обличии, то у него отсутствует мощный интеллектуальный аппарат. Нет опыта жизни в человеческом теле и поэтому кроме тела у него пока ничего не наработано. Эта наиболее многочисленная каста содержит безответственных людей, которые не хотят брать ответственность, несамостоятельны. Они не могут постоять за себя и выбрать занятие в жизни, а готовы исполнять чьи-то приказы и быть наёмными рабочими.

Их уровень сознания находится на уровне муладхара-чакры, которая олицетворяет собой выживание, их жизнь связана с проблемами, напряжениями, борьбой. Шудры для улучшения своей жизни будут думать только о себе и игнорируя последствия либо нереально смотрящих на мир.

Предел мечтаний у шудры – приобретение чувственных наслаждений – большое состояние либо пост с высоким доходом.

Присущая шудрам ненасытность, доходящей до алчности, из которой вырастает завистливость ко всем и всему. И по всей вероятности измениться у него нет желания.

Это каста разнорабочих и слуг, занимаются тяжёлой и монотонной работой, при которой не требуется особо напрягать ум, чаще всего живут за гранью нищеты. Могут женится на разведённых женщинах. Каста шудр более ёмкое и широкое понятие, от человека занимающегося самым тяжким и грязным трудом, до мастера, ремесленника имеющих свою мастерскую.

Вайшьи

Вайши могут подмечать потребности окружающего общества и желает их насытить, с обязательной выгодой для себя. Им свойственно это и очень подходит к рыночному восприятию жизни: «Спрос рождает предложения». Они людей встречают по одёжке, а провожают по содержимому кошелька. Все отношения строятся с позиции личной выгоды. Вайши взаимодействуют с миром на уровне сознания свадхистана-чакры, что соответствует комфорту и достатку.

В эту касту входят торговцы, лавочники, ростовщики, земледельцы, скотоводы. К ней относилась большая часть населения. Они хоть считались ниже брахманов и кшатриев в социальном плане, но уже относились к дваждырождённым*. К началу средневековья разделение труда привело к образованию среди Вайш множество подкаст, в связи с чем касты земледельцев и скотоводов воспринимались как шудры. Это в дальнейшем сыграло роль, что к Вайшам стали относиться только торговцы и банкиры.

Кшатрии

Кшатрии – воины с сознанием на уровне манипура-чакры, что даёт им обладания согласно осознанию этого центра качествами характера: самодисциплина, самоконтроль, целеустремлённость, это позволяет им эффективно действовать. Очень развито чувство долга в его жизни, а не в досужих рассуждениях. Достоинство и честь для кшатрия дороже собственной жизни. Кшатрии – это воины, цари, полководцы, управленцы всех ипостасей.

Кшатрий способен отказаться от выгоды или злата ради таких высоких чувств как любовь, дружба, объективность взгляда на жизнь, безупречность и честь. Чего, допустим, вайшье не дано понять.

Брахманы

Брахманы – высшая каста, сознание находится на уровне верхних коллективных чакр: анахатой, вишудхой, аджной и сахасрарой. У брахмана задача достичь в этой жизни полного освобождения. Они поддерживают взаимосвязь между тонким (Творец) и материальным мирами. Брахманы берут ответственность за всё человечество. Все Великие Учителя относились к касте брахманов.

Сейчас брахманами являются религиозные и общественные деятели, поэты, писатели, учённые и люди других творческих профессий.По Ведам человек в социальном плане проходит путь развития от шудры до брахмана. Это происходит по определённым природным процессам и подобный рост неизбежен.

Особенности каст

Сознание шудры стремится к чувственным наслаждениям, которые соответствуют вибрациям свадхистана-чакры, только уровень сознания у шудры находится в муладхаре, значит готовится к более высшей ступени.

Вайшья для извлечения выгоды оттачивает мастерство самоконтроля, что также соответствует вибрациям более высшего центра – манипура-чакра.

Кшатрий обладающий уровнем сознания манипура-чакры, усваивает вибрации более высоких энергетических центров, согласно коллективным уровнем сознания. Его обыденная сфера деятельности шире индивидуальности, уже необходима объективность.

Особенности каст:

    • Брахманы только принимают подарки, но ни в коем случае не дарят
    • Шудры могут владеть более массивными земельными угодьями, чем вайшьи и быть гораздо влиятельней.
    • Шудры из нижнего слоя практически не пользуются деньгами: работу им оплачивают пищей и бытовыми приборами и принадлежностями