Высказывания василий калинников о тургеневе. Василий Сергеевич Калинников — интересные факты из жизни. Увертюра «былина» и мелодия гимна ссср

КАЛИННИКОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ - российский композитор.

Из се-мьи чи-нов-ни-ка. Учил-ся в Ор-лов-ской ду-хов-ной се-ми-на-рии, в 1884 году по-сту-пил в Московскую консерваторию, но пере-шёл в Музыкально-дра-ма-тическое учи-ли-ще Московского фи-лар-мо-нического общества, ко-то-рое окон-чил в 1892 году по клас-сам фа-го-та и тео-рии му-зы-ки (гар-мо-нию изу-чал у С. Н. Круг-ли-ко-ва, ор-ке-ст-ров-ку и ком-по-зи-цию - у П. И. Бла-рам-бер-га). По-се-щал в Московском университете лек-ции В. О. Клю-чев-ско-го по русской ис-то-рии. Иг-рал в ор-ке-ст-ре, пре-по-да-вал пе-ние в на-чаль-ных городских учи-ли-щах, вы-сту-пал в ка-че-ст-ве ди-ри-жё-ра. С 1893 года из-за бо-лез-ни жил пре-имущественно в Кры-му.

Ещё в сту-денческие годы Калинниковым бы-ли ис-пол-не-ны его сим-фо-ническая кар-ти-на «Ним-фы» (1889 год), увер-тю-ра к кан-та-те «Ио-анн Да-ма-скин» (1890 год), Се-ре-на-да для струн-но-го ор-ке-ст-ра (1891 год), в 1888 году из-да-ны 3 ро-ман-са. Ши-ро-кую из-вест-ность при-нес-ла Калинникову его 1-я сим-фо-ния, с 1897 года ис-пол-няв-шая-ся с боль-шим ус-пе-хом в Рос-сии и за ру-бе-жом. Наи-бо-лее ин-тен-сив-ной творческая дея-тель-ность Калинникова бы-ла во 2-й половине 1890-х годов. В этот пе-ри-од им соз-да-ны 2-я сим-фо-ния (1897 год), 2 ин-тер-мец-цо для ор-ке-ст-ра, сим-фо-ническая кар-ти-на «Кедр и паль-ма» (1898 год), му-зы-ка к тра-ге-дии «Царь Бо-рис» А. К. Тол-сто-го (поставлена в 1899 году, Ма-лый те-атр, Мо-ск-ва). По за-казу С. И. Ма-мон-то-ва ин-ст-ру-мен-то-вал од-ну сце-ну из опе-ры М. П. Му-сорг-ско-го «Хо-ван-щи-на» (в свя-зи с её по-ста-нов-кой в московской Ча-ст-ной русской опе-ре, 1897 год). В 1899-1900 годах ра-бо-тал над опе-рой «1812 год» (либретто Ма-мон-то-ва), од-на-ко окон-чить её не ус-пел (про-лог поставлена в 1901 году, Ча-ст-ная русская опе-ра).

Пред-ста-ви-тель мос-ков-ской шко-лы, про-дол-жа-тель тра-ди-ций П. И. Чай-ков-ско-го ; основная часть творческого на-сле-дия - про-из-ве-де-ния для сим-фо-нического ор-ке-ст-ра. По скла-ду да-ро-ва-ния Калинников был ли-ри-ком, хо-тя зна-чительное ме-сто в его твор-че-ст-ве за-ни-ма-ют эпические, жан-ро-во-бы-то-вые и пей-заж-ные об-ра-зы. Про-цесс ли-ри-за-ции жан-ра осо-бен-но про-явил-ся в 1-й сим-фо-нии (создана в 1895 году) - са-мом цель-ном со-чи-не-нии Калинникова. Сим-фо-ния от-ли-ча-ет-ся пе-сен-ной ши-ро-той и вы-ра-зи-тель-но-стью тем, по-эти-че-ской мяг-ко-стью ко-ло-ри-та, для неё ха-рак-тер-ны плав-ная не-то-ро-п-ли-вость сим-фо-нического раз-ви-тия, не-пре-рыв-ность ме-ло-дического по-то-ка, от-сут-ст-вие ост-рых кон-тра-стов.

Ли-ри-че-ская трак-тов-ка сю-же-та при-су-ща и сим-фо-нической кар-ти-не «Кедр и паль-ма» (по сти-хо-тво-ре-нию Г. Гей-не; в переводе A. Н. Май-ко-ва; ис-пол-не-на в 1899 году, Мо-ск-ва), про-грамм-ность ко-то-рой но-сит обоб-щён-ный ха-рак-тер, что оп-ре-де-ли-ло и срав-ни-тель-но скром-ную роль ко-ло-ри-сти-че-ски-изо-бра-зительных мо-мен-тов в му-зы-ке. В луч-ших ро-ман-сах Калинников (например, «Ко-ло-ко-ла» на сло-ва К. Р.) по-эти-че-ски вос-при-ня-тые об-ра-зы русской при-ро-ды слу-жат фо-ном для во-пло-ще-ния ли-ри-че-ско-го чув-ст-ва. Ши-ро-кую по-пу-ляр-ность при-об-ре-ли «Гру-ст-ная пе-сен-ка» g-moll и ряд др. фортепианных пьес, во-шед-ших в пе-да-го-гический ре-пер-ту-ар («Рус-ское ин-тер-мец-цо», «Ме-ну-эт» и др.).

Сре-ди др. со-чи-не-ний: для жен-ско-го хо-ра с ор-ке-ст-ром - Бал-ла-да («Над мо-рем кра-са-ви-ца де-ва си-дит», сло-ва М. Ю. Лер-мон-то-ва, 1894 год); для хо-ра а ка-пел-ла - 2 Хе-ру-вим-ские пес-ни (1885, 1886 годы), фу-га D-dur, двой-ная фу-га Chris-te eleison; для го-лоса с фортепиано - 16 «музыкальных пи-сем» (к А. Ф. Арен-дсу, П. И. Бла-рам-бер-гу, А. Т. Гре-ча-ни-но-ву, С. Н. Круг-ли-ко-ву, С. И. Ма-мон-то-ву и др.), трио «При-ди ко мне» (сло-ва А. В. Коль-цо-ва).

Нот-ное издание:

Ка-лин-ни-ков Вас. С. Собр. соч. М., 1972

Сочинение:

Ка-лин-ни-ков Вас. С. Пись-ма, до-ку-мен-ты, ма-те-риа-лы / Сост. В. А. Ки-се-лев. М., 1959. Т. 1-2.

Иллюстрация:

Калинниковы (композиторы)

К алинников: 1) Василий Сергеевич - талантливый композитор (1866 - 1900). Отец его - мелкий полицейский чиновник Орловской губернии. Учась в Орловской духовной семинарии, он становится уже регентом хора учащихся. К тому же времени относятся первые попытки сочинять церковные песнопения. Не окончив семинарии, Калинников отправился в Москву и прошел здесь курс теории композиции в училище филармонического общества (1884 - 1892) под руководством и . Первым напечатанным произведением Калинников был романс "На старом кургане" (Слова ). Еще на школьной скамье им написана кантата "Иоанн Дамаскин" и оркестровая сюита (1892). По окончании филармонического училища Калинников поступил вторым дирижером в итальянскую оперу в Москве (1893 - 94). Умер от чахотки в Ялте, где он и похоронен. Самое крупное, зрелое и мастерское его произведение первая симфония g-moll, оконченная в 1895 г. и впервые с большим успехом исполненная в Киеве, в концертах Императорского русского музыкального общества (1897), затем в том же году в Москве, после чего в Вене (1898), Берлине (1899), Петербурге (1899) и Париже (1900). Яркость тем, богатство фантазии в их развитии, ясность фактуры, прекрасная оркестровая звучность, поэтичность настроения, особенно в Andante, замечательном по нежному лиризму, развертывающемуся на фоне ночного пейзажа, сделала симфонию очень популярной. Вторая симфония A-dur (1897), исполненная в Киеве (1898) и Москве (1899), отмечена теми же чертами индивидуальности Калинникова, как и остальные его сочинения, но уступает первой. Кроме того, Калинникову принадлежат: 2 интермеццо для оркестра (1896 - 1897); 2 симфонические картины: "Нимфы" и "Кедр и Пальма" (1898 г., исполнена в Москве в 1900 г.); музыка к драме графа "Царь Борис" (Увертюра и 4 антракта, для Малого театра в Москве, 1899); пролог к неоконченной опере "1812 год" (Московская частная опера, 1899); "Русалка", баллада для соло, хора и оркестра, смычковый квартет, несколько фортепьянных пьес и романсов. - 2) Виктор Сергеевич, брат предыдущего (родился в 1870 г.), получил музыкальное образование в Московском филармоническом училище, где с 1890 г. преподает теорию музыки, состоя в то же время членом наблюдательного совета в Московском Синодальном училище церковного пения.

Другие интересные биографии.

Василий Сергеевич Калинников… этот человек не произносил эффектных фраз о борьбе с судьбой, но жизнь его от начала и до конца ее была исполнена борьбы с жестоким роком. То, что он не просто стал композитором, но и оставил в истории русской музыки яркий след, было поистине чудом, точнее – торжеством человеческого духа.

Эпоха, когда жил Калинников, располагала к проявлению музыкального таланта – достаточно перечислить его современников, среди которых такие великие имена, как и Сергей Танеев, Анатолий Лядов и , уже начинали свой творческий путь и Александр Скрябин. Если от природы человек не совсем уж бездарен, в такой исторической обстановке грех не стать музыкантом… если, конечно, повезло родиться в одной из столиц, желательно – в семье, которая способна позаботиться об образовании талантливого сына. У Василия Калинникова не было ни того, ни другого: захолустное село в Орловской губернии, многодетная семья бедного станового пристава. Обычными способами времяпрепровождения там были карточные игры и выпивка – для многих, но только не для Калинниковых. В этой семье интересовались музыкой, пением. Разумеется, о профессиональном обучении речи не было – даже нотной грамоте мальчика учил не музыкант, а земский врач, увлекавшийся музыкой, но была и иная «музыкальная школа» – народная песня, которую Василий Калинников слышал с детства. «Пробелом» в его детских музыкальных впечатлениях стала музыка оркестровая – мальчик ни разу не слышал оркестра до двенадцатилетнего возраста. Примечательно, что впоследствии именно оркестровые произведения станут главной «точкой приложения» его творческих сил.

Основы музыкального образования, в частности, хорового дирижирования Калинников все же получил – этому обучали в семинарии. Но духовная карьера молодого человека не прельщает – он желает быть музыкантом. С этой целью он отправляется в Москву, где поступает в консерваторию и обучается там в течение года. Увы, за обучение необходимо платить – а денег нет, по этой причине консерваторию приходится покинуть. Правда, существует еще и музыкально-драматическое училище при Филармоническом общества – там можно обучаться бесплатно, если поступить в класс того или иного духового инструмента. Калинников отдал предпочтение фаготу, но в первую очередь его интересуют музыкально-теоретические дисциплины. Одновременно он приобретает исполнительский опыт – ведь ученики этого заведения участвуют в концертах и оперных спектаклях. Не забывает Калинников и об общем образовании – в Московском университете он слушает лекции по истории.

Сказать, что жизнь Василия Калинникова была нелегкой – значит, ничего не сказать. Он прекрасно знает, в каком материальном положении находится его семья, и о том, чтобы рассчитывать на финансовую поддержку со стороны родителей, нет и речи – изыскивать средства к существованию приходится самому, и тут хороша любая возможность заработать, будь то частные уроки, переписывание нот или игра в оркестре. Но если отец и не мог помочь сыну материально, то он поддерживал его морально, в своих письмах советуя «погрузиться в мир музыкальной науки» и не отступать перед трудностями. Но скоро не стало и этой поддержки – отец умер.

Первыми изданными сочинениями Василия Калинникова стали три романса. Особую популярность приобрел один из них – «На старом кургане». Романсы эти были напечатаны в 1887 г., а по прошествии двух лет композитор явил себя публике в качестве автора произведений для симфонического оркестра: сначала была исполнена симфоническая картина «Нимфы», созданная по мотивам одноименного тургеневского стихотворения в прозе, а затем – Скерцо, причем во втором случае дирижировал сам композитор.

В последующие годы Калинников вновь создает оркестровые произведения – музыку к трагедии Алексея Толстого «Царь Борис», симфоническую картину «Кедр и пальма». Одно из его творений – Сюита – удостоилась одобрения от самого . Наряду с симфонической музыкой композитор пишет фортепианные пьесы, среди которых особую известность приобретает «Грустная песенка». По заказу он начал работать над оперой «В 1812 году» – и остается только пожалеть, что сочинение не пошло дальше пролога.

Работает Калинников и в жанре симфонии, в котором создает два произведения. Судьба оказалась нелегкой: директор Московской консерватории отказался включать ее в концерты Русского музыкального общества (якобы из-за технических недостатков, а в действительности – потому, что не желал пропагандировать музыку выпускника конкурирующего заведения), резко раскритиковал симфонию . Лишь после премьеры в Киеве произведение было оценено по достоинству.

В последние годы жизни Калинникову приходилось бороться не только с бедностью и непризнанием, но и с туберкулезом. Поразительно, но в музыке, созданной в это время, нет и намека на отчаяние – она исполнена светлой лирики.

Последней радостью стало для умирающего композитора издание его симфонии в 1900 г. Он так и не узнал, что полученный им гонорар в действительности был материальной помощью от друзей – издательство не заплатило ему ни копейки… Четыре месяца спустя Калинников ушел из жизни.

Музыкальные Сезоны

Василий Сергеевич Калинников (1866–1900)

Василий Сергеевич Калинников, талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90-е годы XIX века. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры Чайковский, одна за другой появлялись оперы Римского-Корсакова, произведения Глазунова, Танеева, Лядова, на музыкальном горизонте появились сочинения Рахманинова, Скрябина.

Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, Чехов, Бунин, Куприн, Л. Андреев, Вересаев, Горький, Блок, Бальмонт, Надсон... И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Василия Калинникова, полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Калинникова Асафьев.

Печальная судьба выпала на долю этого композитора, умершего в самом расцвете творческих сил. «Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться».

Василий Сергеевич Калинников родился в бедной многодетной семье станового пристава, интересы которой резко разнились с нравами захолустной провинции. Вместо карт, пьянства, сплетен — здоровый повседневный труд и музыка. Любительское хоровое пение, песенный фольклор Орловской губернии явились первыми музыкальными университетами будущего композитора, а живописная природа Орловщины, столь поэтично воспетая Тургеневым, питала фантазию и художественное воображение мальчика. Музыкальными занятиями Василия в детстве руководил земский врач Евланов, преподав ему основы музыкальной грамоты и научив играть на скрипке.



В 1884 Василий Сергеевич поступил в Московскую консерваторию, но через год из-за отсутствия средств на оплату учебы перешел в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно в классе духового инструмента. Калинников выбрал фагот, но главное внимание уделял урокам гармонии, которые вел С. Кругликов, разносторонне образованный музыкант. Посещал он также лекции по истории в Московском университете, выступал в обязательных для учеников училища оперных спектаклях, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах. Конечно, уставал, и лишь письма отца поддерживали его морально. «Погрузись в мир музыкальной науки», — читаем в одном из них, — «работай... Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними... и никогда не отступай».



Смерть отца в 1888 явилась для Василия Сергеевича тяжелым ударом. Первые сочинения — 3 романса — вышли из печати в 1887. Один из них, «На старом кургане» (на стихи И. Никитина), сразу стал популярным. В 1889 состоялись 2 симфонических дебюта: в одном из московских концертов с успехом прозвучало первое оркестровое сочинение Калинникова — симфоническая картина «Нимфы» на сюжет тургеневского «Стихотворения в прозе», а на традиционном акте в Филармоническом училище Василий Калинников продирижировал своим Скерцо. С этого момента оркестровая музыка приобретает для композитора главный интерес. Воспитанный на песенно-хоровых традициях, до 12 лет не слышавший ни одного инструмента, Калинников с годами все больше испытывает влечение к симфонической музыке. Василий Сергеевич считал, что «музыка... есть язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определенному описанию». Одно за другим появляются оркестровые произведения: Сюита (1889), заслужившая одобрение Чайковского; 2 симфонии (1895, 1897), симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898), оркестровые номера к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис» (1898). О бращается композитор и к другим жанрам: пишет романсы, хоры, фортепианные пьесы и полюбившуюся всем «Грустную песенку», завершает пролог к заказанной Мамонтовым опере «В 1812 году».



Калинников вступает в период наивысшего расцвета творческих сил, но именно в это время начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулез. Калинников стойко сопротивляется пожирающему его недугу, рост духовных сил прямо пропорционален угасанию сил физических. «Вслушайтесь в музыку Калинникова. Где в ней признак того, что эти полные поэзии звуки вылились в полном сознании умирающего человека? Ведь нет следа ни стонов, ни болезни. Это здоровая музыка с начала до конца, музыка искренняя, живая...» — писал музыкальный критик и друг Калинникова Кругликов. «Солнечная душа» — так отзывались о композиторе современники. Его гармоническая, уравновешенная музыка, кажется, излучает мягкий теплый свет.

Особенно замечательна Первая симфония, вызывающая в памяти вдохновенные страницы чеховской лирико-пейзажной прозы, тургеневское упоение жизнью, природой, красотой. В симфонии наиболее ярко воплотились особенности его дарования — душевная открытость, непосредственность, насыщенность чувств.



С большим трудом с помощью друзей Калинникову удалось добиться исполнения симфонии, но стоило ей прозвучать впервые в концерте Киевского отделения РМО в марте 1897, как началось ее триумфальное шествие по городам России и Европы. «Дорогой Василий Сергеевич!» — пишет Калинникову дирижер Виноградский после исполнения симфонии в Вене. — «Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее не играл, всем нравится. А главное, и музыкантам, и толпе». Блестящий успех выпал и на долю Второй симфонии, произведения яркого, жизнеутверждающего, написанного широко, с размахом.

Летом 1897 Василий Сергеевич какое-то время жил в родном орловском селе Воин вместе с женой, матерью и братьями. “Я ведь здесь родился и прожил почти до пятнадцати лет, — писал он Кругликову. — Каждый кустик, каждая дорожка в парке или тропинка в лесу будят массу воспоминаний и навевают какое-то мирное настроение. Немножко грустно всегда становится от воспоминаний, но все же очень приятно, и я рад”. 19 июля Василий Калинников сообщает Кругликову: “Только вчера совершенно закончил партитуру Второй симфонии. Работал очень усердно, по нескольку часов в день, что при теперешних жарах и при моем слабосилии и худосочии — подвиг немалый”.



Летом 1900 Василий Сергеевич Калинников имел большое утешение слушать мастерскую игру Сергея Васильевича Рахманинова, который часто его навещал. Он знакомил его с новыми сочинениями композиторов России и Европы. Здоровье Василий Сергеевич все хуже, но он мечтает о Третьей симфонии, надеется, что будет возможность сесть за фортепиано и за нотную бумагу.

В октябре 1900, за 4 месяца до смерти композитора в издательстве Юргенсона вышли партитура и клавир Первой симфонии, доставив много радости композитору. Издатель, правда, ничего не заплатил автору. Полученный им гонорар был мистификацией друзей, которые вместе с Рахманиновым собрали необходимую сумму по подписке. Калинников вообще несколько последних лет вынужден был существовать исключительно на пожертвования близких, что для него, весьма щепетильного в денежных делах, являлось тяжелым испытанием. Но упоение творчеством, вера в жизнь, любовь к людям как-то поднимали его над унылой прозой житейских будней. Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт по натуре — таким вошел он в историю нашей музыкальной культуры.

belcanto.ru ›kalinnikov.html



ВАСИЛИЙ КАЛИННИКОВ — МУЗЫКАНТ-ПОДВИЖНИК

1866 — 1900

Имя Василия Калинникова — композитора, сочинившего одухотворенную, необычайно светлую музыку, — прекрасный «маяк» для молодого поколения.

Его жизнь была полна невзгод и лишений, но он всегда предъявлял к себе высочайшие требования, был примером святого служения искусству. Он рано скончался от тяжелой болезни легких, не дожив до тридцати пяти лет.

Творчество Калинникова — одна из самых поэтичных и загадочных в своей недосказанности страниц в истории русской музыки.

Талант его так и остался нераскрытым, оборвавшись на полу слове, полу фразе, полу взмахе его дирижерской палочки. Он не сгорел, как росчерк молнии, не взорвал тишину, как звонко лопнувшая струна. Его талант скорее был похож на скромный полевой цветок, который, распустившись под солнцем, едва успел пропеть свою прекрасную песню, а когда солнце зашло, стал постепенно вянуть, клониться к земле все ниже и совсем увял.

«Кольцов русской музыки» — так назвал Калинникова искусствовед Б. Асафьев, имея в виду схожесть их судеб и тонкое лирическое мироощущение.

Из всех известных композиторов XIX века Калинников единственный происходил не из дворянского рода. Мать его была дочерью регента. Отец был из духовного сословия, правда, служил на другом поприще — становым приставом в селе Воин Мценского уезда Орловской губернии. Здесь и родился 1 января 1866 года в семье Сергея Федоровича и Ольги Ивановны Калинниковых сын Василий, будущий композитор. Позже появились на свет еще трое сыновей и дочь.

Воспитанию и образованию в семье уделялось много внимания. Несмотря на скромные доходы, для обучения детей нанимались прекрасные учителя, поощрялось увлечение хоровым пением, народным творчеством. Первым наставником Василия стал друг семьи земский врач Александр Васильевич Евланов. Он был неплохим скрипачом и обучил мальчика основным навыкам игры на скрипке. Преподал ему и первые уроки нотной грамоты.

Когда дети подросли, Сергей Федорович ушел в отставку, семья переехала в Орел, где Василия, показавшего хорошие знания на экзамене, взяли сразу на второй курс Духовного училища. В 14 лет он окончил его, затем проучился четыре года в Духовной семинарии, где ему доверили руководство хором. И он успешно справился с этой обязанностью. В «Русской музыкальной газете» была опубликована заметка о «стройном пении семинарского хора под управлением Василия Калинникова».

В 1884 году юноша приехал в Москву, поступил в Московскую консерваторию в классы сольфеджио и элементарной теории музыки. Прошел оба курса за год. Казалось бы, мечта учиться в консерватории достигнута! Но плата за обучение оказалась непосильной и продолжить образование в ней ему не пришлось. Бедность, нужда преследовали его всю жизнь, приходилось зарабатывать на еду и жилье уроками пения, переписыванием нот и другими случайными поручениями.

Но он не сложил руки, поступил в Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе, где у него появилась возможность учиться бесплатно, как студенту, обучающемуся на духовом инструменте — фаготе, необходимом для участия в симфоническом оркестре.

Кроме игры на фаготе, он занимался теорией музыки, композицией, контрапунктом, оркестровкой и другими предметами. Искусство гармонии постигал в классе известного педагога Семена Николаевича Кругликова. Благодаря именно его стараниям Калинников стал профессиональным музыкантом, освоил навыки, которые ему пришлось получать гораздо позже, чем другим студентам, но освоил прочно и основательно.

Он учился, не давая себе отдыха, не зная никаких развлечений, не обращая внимания на холод и полуголодное существование. Учился до изнеможения, отдавая себя всего, притом что болезнь уже давала о себе знать. Словно предчувствовал, что ему отпущено совсем немного.

Музыкально-драматическое училище по сравнению с Московской консерваторией было скорее рядовым учебным заведением, чем «элитным». Но его иногда называли «консерваторией П. Шостаковского». Высокий уровень преподавания, требовательность, атмосфера творчества, доброжелательности, бескорыстная помощь его творческого наставника С. Кругликова, относившегося к нему по-отечески тепло и заботливо, помогавшего переносить лишения, — все это говорит о том, что в училище царили передовые взгляды на искусство и образование.

В годы учебы были написаны симфоническая картина «Нимфы», кантата «Иоанн Дамаскин», «Серенада» для струнного оркестра, романсы «Нам звезды кроткие сияли», «На чудное плечико милой», «На старом кургане» и др.

В 1892 году он окончил полный курс в Музыкально-драматическом училище и стал свободным художником. Хотя свободы, конечно, он никогда не знал. К бесчисленным урокам прибавилась игра в оркестрах, репетиции с оркестром Итальянской оперы в качестве второго дирижера (который работает лишь на репетициях), оркестровка сочинений других авторов и еще много всякой грошовой работы.

Но Калинников был молод и не позволял себе предаваться унынию. Тем более что к тому времени он был уже счастливо женат на Софье Ливановой, дочери священника. Софья не только вдохновляла его на творчество (она тоже очень любила музыку и играла на фортепиано), но и была во всем опорой, разделяя с ним не только радости, но и невзгоды, которых было гораздо больше.

«Мир обязан этому ангельской души человеку, — пишет о Софье Ливановой в книге «Симфония жизни в 4-х частях» Г. Пожидаев, — стойкой и мужественной в жизненных испытаниях женщине, что сумел пропеть несколько своих божественных песен неповторимый русский художник Василий Калинников».

Неожиданно в жизни Калинниковых наступил небольшой просвет. Калинникова взял под свою опеку Савва Мамонтов, владелец Частной оперы, меценат, поддерживавший многих художников. Калинников был единственным композитором, которому покровительствовал Мамонтов.

На его средства по настоянию врачей двадцатисемилетний Калинников переехал с женой в Ялту, где был мягкий климат и ему легче дышалось. Вначале здоровье Василия Сергеевича вроде бы стало поправляться, но вслед за этим наступило резкое ухудшение.

Но талант его не угасал, а становился, наперекор недугу, все ярче и уверенней. В 1895 году была закончена Первая симфония (соль минор). Благодаря усилиям друзей она была исполнена в Киеве в концерте РМО (Русского музыкального общества) в марте 1897 г., дирижировал А. Виноградский.

Симфония буквально ворвалась в музыкальное пространство того времени, прославив имя Калинникова не только в России, но и во всем мире.

«Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу, — писал дирижер композитору после исполнения симфонии в Вене. — Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее ни играл, всем нравится».

Успех композитора вынуждены были признать и музыкальные снобы, именитые современники, не признававшие всерьез композитора, который даже образования «приличного» не получил, консерваторию не окончил.

Василий Сергеевич догадывался о том, что появление его фигуры на российском музыкальном небосклоне воспринимается неоднозначно. Но его нисколько не задевало чужое высокомерие. Он даже не задумывался об этом. Слабый физически — он был непоколебим в любви к музыке.

Калинников был прежде всего симфонист по природе своего таланта. Интересные факты подтверждают это. Однажды

С. Прокофьев за границей после исполнения собственного сочинения услышал, как кто-то из слушателей воскликнул: «Браво! Настоящий Калинников!» Прокофьев, конечно, оскорбился, бросил партитуру и в гневе удалился.

Подобной «похвалы» удостоился как-то и Рахманинов. Его реакция была такой же.

Эти курьезные случаи из жизни известных композиторов говорят не столько о невежестве слушателей, не уловивших индивидуального стиля авторов, сколько о том, что Калинников являлся тогда символом русской музыки, русского симфонизма!

В 1897 году появилась Вторая симфония, в 1898-м — симфоническая картина «Кедр и пальма» и оркестровые номера к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис». Работал Калинников над романсами, пьесами для фортепиано, хоровыми произведениями.

Начал также работу над оперой «В 1812 году» по заказу С. Мамонтова. Но силы его таяли. Работать сидя он мог недолго, час-полтора в день.

Он успел закончить лишь Пролог к опере.

Незадолго до смерти В. С. Калинникова в издательстве Юргенсона была издана Первая симфония, композитор был этому рад несказанно. К счастью, он так и не узнал, что издатель ничего не заплатил ему, умирающему автору... Друзья и просто сочувствующие люди, знавшие о тяжелом положении Василия Сергеевича (в их числе и С. В. Рахманинов), собрали деньги и передали «гонорар» композитору.

Последними сочинениями были музыкальные письма друзьям и романсы «Молитва» и «Колокола».

И все же не стоит имя Василия Калинникова связывать только с трагической нотой. Да, он мог бы сочинить гораздо больше, если бы судьба была к нему не так жестока. Но послушайте его музыку! В ней есть все: и мечты, и радость, и слезы; но главное — свет, надежда, глубина чувства!

Он прожил счастливую жизнь, потому что в ней были Музыка и Любовь.

Статья из книги О. Харитоновой «Школьный вальс» (М., Эдитус, 2013).