Выбрать постоянный признак глагола. Какие морфологические признаки имеет глагол

План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования глагола Образец морфологического разбора Разноспрягаемые глаголы Безличные глаголы Переходные и непереходные глаголы








Вид глагола Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что делают? что делали? и т.д., являются глаголами несовершенного вида. Глаголы которые отвечают на вопросы что сделать? что сделают? что сделали? и т.д., являются глаголами совершенного вида.


Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и будущем простом времени) У глагола два спряжения: –Ко II спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются – на –ить –+ глаголы-исключения: гнать, дышать, держать и слышать; ненавидеть и обидеть; смотреть, видеть и вертеть, и зависеть и терпеть –К I спряжению – все остальные –+ глаголы-исключения: брить, стелить


Спряжение глаголов II спряжение 1) все глаголы на -ить (кроме 3 исключений); 2) 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть); 3) 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать). I спряжение 1) глаголы брить, стелить, зиждиться 2) все глаголы на -еть (кроме 7 исключений) 3) все глаголы на -ать (кроме 4 исключений) 4) все остальные глаголы на -оть, -уть, - ть,..


ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? I спр.II спр. -ать (ять)ить -оть -еть -нуть -ти и др. 1 л. -у, -ю -ем 1 л.-у, -ю -им 2 л.-ешь -ете 2 л.-ишь -ите 3 л-ет -ут -ют 3 л.-ит -ат -ят + искл.: брить, стелить + искл.: гнать, дышать, держать, слышать, ненавидеть, обидеть, смотреть, видеть, вертеть, зависеть, терпеть Таблица окончаний спряжений глагола


Непостоянные признаки В изъявительном наклонении: Время (настоящее, прошедшее, будущее) Число (единственное, множественное) Лицо (у глаголов наст. и буд. времени) Род (у глаголов в прошедшем времени) В повелительном наклонении: Число В сослагательном (условном) наклонении: Число Род (в единственном числе)




Правописание не с глаголами Не с глаголами пишется раздельно (не располагать, не мочь, не говорить…) Не с глаголами пишется слитно, если слово не употребляется без не (нездоровится, ненавидеть, негодовать, н é житься) Не с глаголами пишется слитно, если слово образовано с помощью приставки недо- (недописать, недогрузить, недослышать)




Образец морфологического разбора Глагол Укажи часть речи. Что обозначает слово? (действие, состояние)На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму (инфинитив). Назови постоянные признаки (вид, возвратность, спряжение); непостоянные признаки (наклонение, число, время, лицо или род). Определи роль в предложении.


Образец морфологического разбора Примечания. 1. Время у глагола указывают только в изъявительном наклонении. 2. В прош. времени глаголы изменяются по родам и числам. 3. В наст., и будущ. времени глаголы изменяются по лицам и числам. 4. Инфинитив, безличные и разноспрягаемые глаголы требуют особого внимания при морфологическом разборе.


Образец морфологического разбора Ходит глагол, так как: 1. Обозначает действие (что делает?), н. ф. ходить. 2. Имеет постоянные признаки: несов. вида, невозврат., II спр.; непостоянные признаки: употреблен в форме изъявит, накл., ед. ч., наст, времени, 3-го лица. 3. В предложении является сказуемым (что делает? ходит).


Образец морфологического разбора Бежит глагол, так как: 1. Обозначает действие (что делает?), н. ф. бежать. 2. Имеет постоянные признаки: несов. вида, невозврат., разноспряг.; непостоянные признаки: употреблен в форме изъявит, накл., ед. ч., наст, времени, 3-го лица. 3. В предложении является сказуемым (что делает? бежит).


Разноспрягаемые глаголы хотеть в ед. ч. –спряг. как глаг. I спр. во мн.ч. – как глаг. II спр. бежать – в 3л. мн.ч. – как глаг. I спр. в остальных случаях – как глаг. II спр. Глаголы: есть, дать – особое спряжение, так как в ед. ч. в окончаниях нет гласных Ем, ешь, ест; едим, едите, едят. Дам, дашь, даст; дадим, дадите, дадут.


Безличные глаголы Обозначают действия, совершающиеся сами по себе, без действующего лица. Они обозначают: 1.явления (состояние) природы: светает, вечереет, смеркается, морозит, вьюжит… 2.Физическое состояние живого существа: лихорадит, знобит, тошнит, нездоровится, хочется Изменяются по временам и могут употребляться в форме сослагательного (условного) наклонения Светает. Уже рассветало, когда мы въехали. Рассветало бы поскорее!


Переходные и непереходные глаголы Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определённый предмет. Все остальные - непереходные Глаголы с суффиксами -ся (-сь) Этот предмет выражается чаще всего с помощью сущ. в В.п. без предлога (Р.п. без предл. – часть предмета) поехать в Москву - В.п. с пр. Ветер клонит деревья - В.п. без предл. налить бензина (часть) - Р.п. без предл. принести дров (часть) - Р.п. без предл. зависеть от соседа - Р.п. с пр.


Наклонения глагола изъявительноеусловноеповелительное 1. обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить 1. обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях 1. обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить 2. что делает? что делал? что сделает? изменяются по временам, спрягаются 2. что делал бы? что сделал бы? изменяются по родам и числам; не изменяются по временам 2. что делай? что сделай? изменяются по числам; не изменяются по временам 3. несов. в. – н.в., п.в., б.в. (составное) бежать – бежит, бежал, будет бежать сов.в. – п.в., б.в. сделать – сделал, сделает. 3. образуются от основы н.ф.г. + -л- + бы(б) частица пишется отдельно, может стоять после глаг., перед ним, может быть отделена другими словами: бежал бы 3. образуется от основ н.в. и б.в. при помощи –и- или без суффикса. учат – учи, учите; спрячутся – спрячься, спрячьтесь; бросают – бросай, бросайте. 4. II спр – на –ить + гнать, дышать, держать и слышать; ненавидеть и обидеть; смотреть, видеть и вертеть, и зависеть и терпеть I – спр. – все остальные + брить, стелить 4. видел бы, видела бы, видело бы, видели бы Я отправился бы в путешествие. Я бы вылечил всех детей. Если бы вечером залаяла собака, вы бы поняли, что идёт чужой. 4. употребляются обычно в форме 2 л., ед. и мн. ч.; имеет также формы 3л. ед. и мн.ч. + да, пусть, пускай, ка и 1л., мн.ч Пускай поёт о нас страна! Пусть всегда будет мама! Спой-ка мне, соловушка! в предложении – чаще сказуемое

Урок русского языка в 6-м классе по теме

" А действие стремится к результату» (постоянные и непостоянные признаки глагола) (слайд 1)

С применением отдельных приёмов технологии РКМЧП

При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

  1. подготовительный - стадия вызова;
  2. собственно восприятие нового - смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
  3. присвоение информации - стадия рефлексии.

На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Последующие уроки посвящены не теоретическому материалу, а практической его отработке.

На мой взгляд технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” является эффективной, имеет хорошие положительные результаты; разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка и чтобы от этого он получил моральное удовлетворение.

Эпиграф: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова” - писал Н.Греч (слайд 2)

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; «инсерт»,составление кластера.

Ход урока

I. Стадия вызова - целеполагание

Слово учителя: “Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.

Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить - говорить”.

Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол - это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”

Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?

Ученица: “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы - это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле - примерно 6% глаголов, в научном - около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста - глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”

Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?

2. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”(слайд 3)

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Сделайте вывод.

3. А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске прикреплено 9 пиктограмм лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”. (Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится и т. д.)

Сделайте вывод.

5. Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока.

6. Поставьте перед собой цель и запишите ее.

7. Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы “Я знал…”.

8. Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

(Одна - две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)

(На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах.)

Вопросы: (слайд 4)

1. На какие вопросы может отвечать глагол?

2. Что обозначает глагол как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

4. Как он изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает?

II. Смысловая стадия

1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

“ ! ” - Я это знал.

“ + ” - Новое для меня.

“ - “ - Вызывает у меня сомнение.

“?” - Вопрос.

2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.

3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).

Физкультминутка.

III. Информационный текст

1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить ”.

2. Глагол - это самостоятельная часть речи , которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.

5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:(слайд 5)

а) вид : совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;

г) спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить , кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).

2) Непостоянные признаки(слайды 6-7)

а) наклонение : изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса – л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).;

б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо : 1-е (Я - МЫ); 2 - е (ТЫ - ВЫ); 3 - е (ОН - ОНА - ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)

д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться - всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.

7) Частица – НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….

IV. Стадия рефлексии (размышления)(8 слайд)

После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти.

Работа учащихся в парах. (Учащиеся обсуждают новую информацию в парах, опираясь на вопросы, записанные на доске.)

Вопросы:

1.Что из того, что вы прочитали вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.

2. Составление кластера на доске и в тетради совместно с учителем «Непостоянные и постоянные морфологические признаки глагола».

Зарядка для мозгов “Кто что делает?” Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Вопросы: 1. На какие вопросы может отвечать глагол? 2. Что обозначает глагол как часть речи? 3. Какие морфологические признаки имеет глагол? 4. Как он изменяется? 5. Каким членом предложения обычно бывает?

Постоянные признаки глагола а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?) б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения); в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ; г) спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).

Непостоянные признаки глагола а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса – л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).; б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное; г) лицо: 1-е (Я - МЫ); 2 - е (ТЫ - ВЫ); 3 - е (ОН - ОНА - ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.) д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

Вопросы: 1.Что из того, что вы прочитали вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.


1. Наклонение глагола

1. 1 Изъявительное наклонение обозначает действие, которое происходило в прошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем. Глаголы в форме изъяв. н. изменяются:

По временам;

В настоящем времени – по лицам и числам;

В прошедшем времени – по родам (только во ед. ч.) и числам;

В будущем времени – по лицам и числам.

Пример: На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним утром.

1. 2 Сослагательное (условное) наклонение обозначает желаемое действие, которое может происходить при определённых условиях. Глаголы не изменяются по временам, но они имеют формы рода (только в ед. ч.) и числа.

Образуется: гл. прош. вр. изъяв. н. + частица БЫ (Б).

Примеры: Я сыграла бы теперь что-нибудь. Любому это показалось бы возможным.

1. 3 Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, приказание, просьбу, совет. Действие может произойти или не произойти. Примеры: живи (живите), учись (учитесь), верь (верьте), читай (читайте), пусть приедет .

Образуется повелительное наклонение с помощью:

Иногда для смягчения формы приказа к глаголам повел. н. прибавляется частица КА: принеси-ка, дай-ка .

Внимание! Форма повел. н. может совпадать по звучанию с формой 2-го л., мн. ч., наст. или буд. вр. изъявит. н.: Вы говорите , что видели его?

2. Времена глагола

По временам изменяются глаголы только в изъявительном наклонении.

3. Число глаголов

Определяется по вопросу к глаголу.

4. Лицоглаголов

Лицо глагола указывает на того, кто участвует в речи. Лицо можно определить только у гл. в форме наст. и буд. вр. в изъявит. н. и у гл. повел. н.

Лицо 1-е 2-е 3-е
Ед. ч. Я радую сь Ты радуешь ся Он (она, оно) радует ся
Мн. ч. Мы радуем ся Вы радуете сь Они радуют ся

Безличные глаголы – это глаголы, обозначающие действие, которое протекает само по себе, называют явления природы, состояния человека. Они не изменяются по лица и числам, не сочетаются с Им.п. К безличным глаголам относят глаголы.

Глагол, как часть речи, характеризуется признаками, которые могут быть непостоянными и постоянными. В первом случае грамматические категории меняются в зависимости от контекста, во втором – не меняются ни при каких условиях. В статье приведены оба признака с примерами.

Признаки глагола – это грамматические категории глагольных форм, которые присущи глаголу как части речи. В русском языке выделяют постоянные и непостоянные признаки глагола.

Постоянные признаки глагола

Постоянные признаки глагола – это грамматические категории, присущие всем глагольным формам (спрягаемым глаголам, инфинитиву, причастию, деепричастию). Данные признаки не изменяются в зависимости от контекста, в котором употребляется глагол.

  • Вид – признак, определяющий, как именно происходит действие.
    • Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?» (примеры: прочесть, умножить) ;
    • Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?» (передавать, делить) .
  • Возвратность – категория, определяющая потенциальное состояние (кусается) или действие субъекта (моется), направленное на себя, либо действия нескольких объектов, действия которых направлены друг на друга (мириться).
    • Возвратные глаголы (разобраться, обниматься) ;
    • Невозвратные глаголы (обнять, причесать) .
  • Переходность – признак, определяющий процесс или действие, переходящее на объект.
    • Переходные глаголы (выпить кофе, нарезать овощи) ;
    • Непереходные глаголы (верить, играть) .
  • Тип спряжения – категория, определяющая особенности спряжения глаголов по числам и лицам.
    • I спряжение (сшивать, плыть) ;
    • II спряжение (светить, чистить) ;
    • Разноспрягаемые (бежать, хотеть) .

Непостоянные признаки глагола

Непостоянные признаки глагола – это грамматические категории, свойственные спрягаемым глаголам и причастиям. Данные категории изменяются в зависимости от контекста, в котором используется слово.

  • Наклонение – категория, выражающее отношение действия либо процесса к реальности. Признак свойственен спрягаемым формам глаголов.
    • Изъявительное (примеры: переписываю, чувствуете) ;
    • Повелительное (переписывай, чувствуйте) ;
    • Условное (переписал бы, чувствовал бы) .
  • Число – категория, обозначающая количество субъектов, совершающих действие. Признак присущ спрягаемым формам и причастиям.
    • Множественное (посещали, заказанные) ;
    • Единственное (построила, оклеенный) .
  • Время – категория, указывающая на то, в какой момент осуществлялось действие по отношению к моменту речи. Признак присущ глаголам в изъявительном наклонении.
    • Будущее (соберу, будут ездить, украсим) ;
    • Настоящее (собирает, ездят, украшаю) ;
    • Прошлое (собирала, ездили, украсил) .
  • Лицо – категория, указывающая на то, кем осуществляется действие. Признак свойственен глаголам изъявительного наклонения (настоящего и будущего времени) и повелительного наклонения.
    • 1-е лицо (печатаю, играем, споемте) ;
    • 2-е лицо (устанавливаешь, строите, посмотри, напишите) ;
    • 3-е лицо (переводит, шагают) .
  • Род – категория, указывающая на половую принадлежность субъекта, совершаемого действие. Признак свойственен причастиям, глаголам прошедшего времени изъявительного наклонения и глаголам условного наклонения.
    • Мужской (заполненный, сметал, сварил бы) ;
    • Женский (сшитая, вымыла, переехала бы) ;
    • Средний (приготовленное, укатилось, пригодилось бы) .

1. Вид глагола

Большинство гл. имеют видовые пары: строить – построить .

Некоторые гл. не имеют видовых пар:

Гл. сов. в.: молвить, хлынуть, грянуть, ринуться .

Гл. несов. в.: преобладать, расхаживать, зависеть, участвовать .

Способы образования видовых пар:

А) заменой суффиксов: реша ть – реши ть, крича ть – крикну ть;

Б) добавлением приставки: стареть – по стареть, печь – ис печь;

В) переносом ударения: нареза΄ть – наре΄зать, высыпа΄ть – вы΄сыпать ;

Г) изменением основы слова: говорить – сказать, брать – взять .

Внимание! Некоторые глаголы могут приобретать значение то совершенного, то несовершенного вида: женить, казнить, телеграфировать, велеть, ранить, исследовать . Сравни предложения:

2. Переходность / непереходность

3. Возвратность / невозвратность

Возвратные глаголы обозначают действие, направленное на сам предмет. Они имеют постфиксы (обозначают также, как суффикс):

СЯ: прятаться, готовиться , возвращаться ,

СЬ: одеваюсь , горжусь .

Невозвратные глаголы – все остальные.

4. Тип спряжения

Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам, оно обозначаются римскими цифрами.

І спряжение ІІ спряжение
Окончания неопределённой формы
-ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть -ить
Личные окончания + примеры
- У (Ю) (я) рассказываю бормочу - ЕШЬ (ты) рассказываешь бормочешь - ЕТ (он) рассказывает бормочет - ЕМ (мы) рассказываем бормочем - ЕТЕ (вы) рассказываете бормочете -УТ (- ЮТ) (они) рассказывают бормочут - У (Ю) (я) строю клею - ИШЬ (ты) строишь клеишь - ИТ (он) строит клеит - ИМ (мы) строит клеим - ИТЕ (вы) строите клеите - АТ (- ЯТ) (они) строят клеят
Относят ко ІІ спряжению: - 7 глаголов на – еть: видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, вертеть . - 4 глагола на – ать: гнать, держать, дышать, слышать . Брить, стелить относят к I спряжению.

Запомни! Нормы произношения и написания некоторых глаголов:



1) У гл. есть и дать при изменении формы появляются приставки: с ъесть, по есть, пере дать, соз дать.

2) Правильно говорить положи, положите; клади, кладите; поезжай, поезжайте .