Введенское немецкое кладбище могила с кампиони. Еще одна тайна Введенского (Немецкого) кладбища. Поучения старца Захарии

  • Действующее кладбище закрытого типа.
  • Действующий открытый колумбарий.
  • Доступны захоронения урной в открытый колумбарий, саркофаг:
  • Юго-восток Москвы, Лефортово, ул. Наличная, 1.
  • Площадь около 19 га.
  • Координаты 55.768861,37.707611 .

Один из старейших некрополей в Москве – Введенское кладбище. Основано в XVIII веке. До конца 19 века называлось Немецкое кладбище, так как здесь исстари хоронили иностранцев (в народе - "немцев") из Западной Европы, живших в Москве в районе Лефортово (по имени близкого друга и сподвижника Петра I женевца Франца Лефорта). Отсюда пошло еще одно, изредка бытующее среди москвичей название - Лефортовское кладбище. До конца 19 века называлось Немецкое кладбище или Старое Немецкое кладбище

Немецкое Введенское кладбище – “московский Пер-Лашез”. Нигде в столице не найдется столько уникальных скульптурных надгробий и усыпальниц, выполненных по проекту знаменитых скульпторов и архитекторов. Фёдор Шехтель, Сергей Коненков, Анна Голубкина, Надежда Крандиевская и множество других именитых мастеров ваяния и зодчества выразили себя в мемориальном творчестве. На берегу реки Синички покоятся множество исторических личностей и представителей мира искусства. Здесь лежит сподвижник Петра генерал Патрик Гордон, здесь могила Люсьена Оливье, знаменитого повара и автора рецепта салата, названного его именем.

Введенское кладбище в Москве управляется ГБУ «Ритуал», которое делегирует право предоставлять ритуальные услуги городской похоронной службе сайт.

Для чего нужен агент сайт ?

экономия до 40 000 руб.

Оградит родственников от возможных неправомерных действий сотрудников экстренных служб 102 и 103

Защитит от черных агентов (мошенников)

Расскажет о существующих льготах, предоставляемых государством

Проконсультирует по порядку действий и поможет сэкономить время, которое вы сможете уделить на воспоминания и подготовку к прощанию

экономия до 5 000 руб.

Перевозка в морги сайт

Предложит бесплатную и круглосуточную перевозку в партнёрские морги: МЕДСИ, госпиталей Бурденко и Одинцово

Проконсультирует по стоимости услуг в моргах

экономия до 15 000 руб.

Избавит от лишних посещений морга

Проконсультирует по гарантированному перечню бесплатных услуг морга

Оградит от навязывания лишних платных услуг

Проконтролирует качество оказываемых моргом услуг

экономия до 60 000 руб.

Проконсультирует по вариантам предоставления бесплатного места захоронения

При желании приобрести место на кладбище, предложит варианты и проконтролирует корректность их стоимости в рамках утвержденных государством расценок

Оградит от навязывания сотрудниками кладбищ дополнительных необязательных услуг

При перевозке

На кладбище

Как доехать до Введенского кладбища:

Адрес Введенского кладбища: Москва, ЮВАО, ул. Наличная, 1.

Введенское кладбище Официальный сайт

Введенское кладбище Официальный сайт – нет.

Часы работы Введенского кладбища

Захоронения: ежедневно с 9.00 до 17.00, ежедневно.

Как добраться до Введенского (Немецкого) кладбища:

Многие задаются вопросом, как доехать до Введенского кладбища. Предлагаем точную инструкцию и схему проезда разными видами транспорта.

На метро:

Метро «Семёновская», трамваи 43,46 до Введенского кладбища.
Метро «Авиамоторная», в переходе вправо, трамваи 46,43,32, 3-я остановка кинотеатр «Спутник», направо до Введенского кладбища.

Другие виды транспорта до Введенского кладбища:

На автомобиле:

МКАД: Развязка у 1-го километра МКАД направо на Саянскую ул., направо на Свободный пр., до ш. Энтузиастов, направо на проспект Буденного, налево на Семеновский проезд, затем на Госпитальный Вал до Введенского кладбища.

Третье транспортное кольцо: Через Гагаринский тоннель на Ленинский пр., налево на Мытную ул., направо на Коровий вал, через Серпуховскую пл. на Валовую ул., затем на Зацепский вал, через Б. Краснохолмский мост на ул. Земляной Вал, направо на Николоямскую наб., до Госпитальной ул., направо по Госпитальному Валу до Введенского кладбища.

Введенское (Немецкое) кладбище на карте

Схема Введенского (Немецкого) кладбища

Места на кладбище:

Введенское (Немецкое) кладбище в Москве – закрытого типа. Участки на Введенском кладбище доступны для родственного подзахоронения (по истечении санитарного срока). Места на Введенском кладбище также можно купить под родовое (семейное) захоронение на аукционе департамента торговли и услуг правительства Москвы.

Любой житель России может заблаговременно приобрести участки на Введенском кладбище под родовые захоронения урной через аукцион. Если умер не москвич и его надо похоронить в Москве, места на Введенском кладбище покупают у правительства Москвы, минуя аукцион.

Средние цены на услуги Введенского кладбища

Официальные стартовые цены на участок под семейно-родовое захоронение на открытом аукционе, установленные Правительством Москвы:

  • Под захоронение урной: от 480 668,76 р.

Цены указаны на январь 2019 года;

Какие тайны хранит Введенское кладбище

История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий...

Сетевое издание сайт запустило проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы о Новодевичьем кладбище, во втором – о . Теперь на очереди Введенское.

История Введенского кладбища началась одновременно с Ваганьковским – оба погоста были открыты в 1771 году во время эпидемии чумы. Свое название получило по Введенским горам (Лефортовскому холму) – возвышенной местности на левом берегу Яузы. Изначально там хоронили лютеран и католиков, за что и его называли Немецким или Иноверческим.

Последний приют на Введенском кладбище нашли кондитер Фердинанд Эйнем, семья Феррейнов, Пришвин, Васнецов и актриса Татьяна Пельтцер. Еще кладбище известно своими готическими памятниками и братской могилой наполеоновских солдат.

"Вампирка"

В глубине кладбища есть мавзолей мануфактурщика Людвига Кноппа, он выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды один посетитель залез внутрь и якобы наткнулся там на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп называют "Вампирка", он популярен среди готов. Кстати, вплоть до 1940-х там была статуя Христа. Считалось, что вода, стекающая с его руки, целебная, поэтому сюда приходили паломники.

Еще мавзолей часто посещают готы и оставляют там надписи: на стенах можно встретить символику группы HIM и изречения о бессмысленности бытия.

Часовня Эрлангеров

Другой предмет паломничества – это часовня Эрлангеров. Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках хлебокомбинат. Его усыпальница построена по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля, а внутри – фреска художника Петрова-Водкина. Увидеть ее, кстати, нельзя: двери в часовню закрыты. Зато посетители оставляют свои послания прямо на стенах: там можно встретить пожелание удачи и просьбы избавить от зависимостей.

"Остров мертвых"

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой есть панно – копия картины художника Арнольда Беклина "Остров мертвых". Кстати, такое же панно было на могиле Густава Баумайстера на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Введенское кладбище примечательно не только старыми склепами и мавзолеями: там похоронены некоторые известные люди. Например, на Введенских холмах покоится Фердинанд Эйнем, адвокат Семен Ария (защищал физика Андрея Сахарова, журналиста Александра Минкина и олигарха Бориса Березовского, а также одного из обвиняемых по делу "Юкоса"), кинорежиссер Абрам Роом и семья фармацевта Феррейна.

Впрочем, некоторые могилы заслуживают более пристального внимания.

Татьяна Пельтцер

Татьяна Пельтцер скончалась 16 июля 1992 года после инфаркта и пневмонии. Похоронена рядом с отцом и братом – инженером-конструктором, испытателем первого отечественного гоночного автомобиля "Звезда-1" Александром Пельтцером.

Могила в кандалах

Скромное надгробие с памятником почти у входа в кладбище – это могила доктора Федора Гааза, или Доброго доктора. Ее отличие от остальных – в том, что на ограде висят кандалы, и неспроста: Гааз работал тюремным доктором и пытался облегчить жизнь арестантов. Одним из его нововведений были облегченные кандалы, которые и висят у его могилы.

Люсьен Оливье

До недавних пор о том, что на Введенском кладбище похоронен Люсьен Оливье – хозяин знаменитого ресторана "Эрмитаж" и автор салата, никто не знал. Его надгробие случайно нашли в ходе ревизии могил в 2008 году. Сейчас оно отреставрировано и к нему даже ведет указатель.

Кусочек Франции

Если пройти по центральной аллее кладбища мимо часовни Эрлангеров, то можно увидеть указатель "Нормандия-Неман". Сворачиваем по нему направо и видим стелу, окруженную вкопанными в землю пушками. Это братская могила солдат Наполеона. Земля юридически считается французской. Иногда сюда приезжает посол Франции и возлагает цветы.

Жертвы авиакатастрофы

В глубине кладбища есть непримечательный памятник тренеру и трем баскетболисткам. Мало кто знает, но они были в числе жертв авиакатастрофы в Праге в 1973 году. Самолет Ту-154 разбился при заходе на посадку, погибли 66 человек. Эту катастрофу считают первой в истории советского лайнера.

Птица Сирин

На Введенском кладбище похоронен известный писатель Михаил Пришвин. Его надгробие работы скульптора Сергея Коненкова – птица Сирин, сидящая на камне.

"Витязь"

Совсем рядом с Пришвиным покоится художник Виктор Васнецов – автор картин на исторические и фольклорные сюжеты, например "Трех богатырей", "Ивана-царевича и серого волка" и других. Надгробный камень представляет собой репродукцию картины "Витязь на распутье": склонивший голову и копье всадник застыл в немой позе.

Константин Мельников

Один из самых известных российских архитекторов Константин Мельников умер 28 ноября 1974 года от хронического лимфолейкоза. Урна и могила архитектора отнесена к памятникам истории народов Российской Федерации. Рядом с ним похоронена его супруга Анна и сын, художник Виктор Мельников.

"Братская" могила

Введенское кладбище интересно еще тем, что там покоится почти символ 90-х – члены ореховской ОПГ. Их могила – вдали от центральной аллеи, рядом с колумбарием.

Христиан Мейен

На главной аллее ближе к входу обращает на себя внимание памятник на могиле Христиана Мейена, основателя Комиссаровской технической школы и железнодорожного деятеля. Это крест, составленный из рельсовых полос, с настоящими вагонными колесами.


Мое уважение всем, кто помнит, а вот я сама, увы, этим похвастаться не могла. То есть фразу знала, и само по себе имя доктора Гааза знала, только два этих знания вместе никак не связывала. И вот стояла рядом с памятником и понимала, что ни у какого другого возрастом старше полутора веков не встретила таких явных следов современного уважения и почитания. Горят свечи, теплится лампадка, цветы, явно недавние… вся оградка в цветах. Возможно, кто-то брезгливо передернет плечиком, ведь все это - дело рук и памяти освободившихся из мест заключения, их родных и тех, кто уверен, что пострадал безвинно. Но не я, я стараюсь помнить про «от сумы и от тюрьмы…».

«Святой доктор», «божий человек», «чудак», «неистовый филантроп», «милосердный доктор» - все о нем, о Фёдоре Петровиче Гаазе, который от рождения был Фридрих-Иосиф Хаас. Человек без семьи, ведь обзаведись ею, и не станет хватать времени на помощь сирым и убогим. Тот самый, кого не признали грабители и вознамерились раздеть среди зимы, а поняв, кто это, после его просьбы дойти до дома и там уже отдать пальто, проводили чуть не под руки сами и наказали больше по таким темным улицам не ходить. Тот, который дал денег пойманному с поличным вору. Тот, кто добился, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная «гаазовской», и еще, чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Тот, кто на себе пробовал их действие (потому и на ограде его могилы по сей день висят эти кандалы). Тот, кто не брал денег за лечение бедняков. Тот, кого хоронили за счет полицейского управления, так как он, успешный практикующий врач, все свои деньги тратил на помощь другим. Но и проститься с ним пришли 20 тысяч человек, и гроб несли на руках до самого Введенского кладбища. Католик, о чьем здоровье с разрешения постоянного его оппонента, св. митрополита Московского Филарета, служили молебен («Бог благословил нас молиться за всех живых»), а потом и панихиды в православных храмах.

Только один эпизод:
«Однажды на заседании Московского тюремного комитета, членом которого был и московский владыка митрополит Филарет, Гааз так ревностно отстаивал интересы заключенных, что даже архиерей не выдержал и возразил: «Да что вы, Федор Петрович, ходатайствуете об этих негодяях! Если человек попал в темницу, то проку в нем быть не может». На что Гааз ответил: «Ваше высокопреосвященство, Вы изволили забыть о Христе: он тоже был в темнице».
Филарет, сам, к слову сказать, много усердствующий для нужд простого народа и причисленный впоследствии к лику святых, смутился и проговорил: «Не я забыл о Христе, но Христос забыл меня в эту минуту. Простите Христа ради».


Поразительно, но порой ты бываешь просто слеп, глядя, но не видя… Вот же, я была здесь летом, это совсем рядом с моим городом - деревенька Тишково, где была когда-то усадьба, в числе прочих хозяев принадлежавшая и Федору Петровичу Гаазу, еще до того, как целью его существования стало служение отверженным. Потом и она пошла с молотка, и дом в Москве. Все, что от нее осталось сейчас - липовый парк да мостик через бывший рукотворный канал.
И памятник. Да-да, доктору Гаазу - от здешних жителей, которые помнят сами и берегут память для других. Вот только что узнала, что есть в селе и музей, надо будет наведаться…

К следующей теме подступаюсь который раз и никак не сложу ее в слова… Она о легендах про чудотворные статуи Христа.
"Была на Введенском кладбище когда-то еще одна достопримечательность, известная всей православной Москве. Но в советское время ни в одном источнике это, по понятным причинам, упомянуто раньше быть не могло. На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли". (Ю. Рябинин "Жизнь московских кладбищ")

Увезли в Троице-Сергиеву Лавру, где можно увидеть ее в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Если прорветесь, конечно…


А склеп стоит, гол и полуразрушен (не крыша, нет, она так и задумана была при строительстве), знаменит ныне у готов под ником «Вампирка».

Но ведь свято место, как известно, пусто не бывает, и молва людская рождает новую легенду, теперь уже про статую Христа на могиле Рекк-Третьяковых, перенеся именно на нее чудотворные свойства той, что убрана с глаз долой. Тем более что история ее установки вполне этому способствует: появилась она здесь из-за обещания, данного Петром Михайловичем Третьяковым своей теще еще в 1913 году, после смерти тестя. Революция, Вторая Мировая, смерть жены, прошедшей через сталинские лагеря… И все-таки в 1946 году статую установили.

Возвращаясь к склепам и мавзолеям. Еще одна легенда, больше говорящая не о чудесах, а о неистребимой вере в них народа нашего. Не зря описывается она с немалой долей иронии: «Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина, ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого.... А в один прекрасный день написала на склепе: "Хочу, чтобы мой муж ожил". Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо...".


И что вы думаете? Теперь народ ходит и пишет, ходит и пишет… И добро бы писал только такое и на этом самом месте:


Но нет, пишет повсюду, а уж что именно! Не буду и цитировать…

Ну, да хватит легенд, просто пройду еще немного, посмотрю и вспомню.

Захоронение французских солдат, погибших в войне 1812 года. Правда ли, нет ли, но говорят, что земля внутри ограды, основа которой - вкопанные жерлами в землю настоящие пушки той войны, - территория Франции.


Впрочем, это не так уж важно, важно, что их тут много, французов, объединенных именно своей страной и нацией. Важнее, чем то, что одни шли завоевывать, а другие - защищать, главное, что свои их помнят. Ну, а мы склоняем головы перед вторыми…

Еще к войне 1812-го. Здесь - генерал Петр Пален (1778-1864), который, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию.


И еще к ней же. Есть памятник и нашим воинам, но… как бы помягче… фиктивный, что ли. Было когда-то на месте дома на Кутузовском, известного своим главным жильцом - Леонидом Ильичом Брежневым, большое захоронение погибших в 1812-м русских солдат. Было. Потом - Кутузовский, дом и рассеявшаяся память. Потом при очередной стройке нашли какие-то косточки, торжественно объявили их останками героев той войны, перенесли сюда и воздвигли памятник. Такая вот историческая память…

Эйнем, имя которого на виду у всей Москвы, но который никакого отношения к славе фабрики в действительности не имел. И жил, кстати, не в России, а вот похоронить себя завещал именно здесь.

Сигурд Оттович Шмидт, имя для московских краеведов столь известное, что в расшифровке не нуждается. 91-летний ученый завещал похоронить себя рядом с мамой и няней - о многом говорит, правда?..
«Я — пережиток XIX века, в XX веке доживший до XXI, я бы так сказал».

Памятник Ольге Лепешинской показывать не буду - незачем тиражировать то уродство, которое недостойно ее памяти.

Под этим крестом из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, украшенным вагонными буферами и сцепными приборам - Христиан Мейен, богатый железнодорожный предприниматель.

Совсем неприметно - Валентин Свенцицкий, проповедник, публицист, драматург, прозаик и богослов, известный уже одним лишь тем, что открыто не признал «КГБ-шного» митрополита Сергия. После смерти в ссылке тело привезли в Москву, где обнаружилось, что оно нетленно и благоуханно. Но… неудобный святой оказался, так и лежит здесь непризнанный, под простым железным крестом.

Самые, пожалуй, жутковатые места кладбища - участки, ждущие своих обитателей. Все готово, и памятничек стоит красивый, давай, земля ждет…

«На вот и все» - барельеф, традиционно завершающий такие фоторассказы, но в истории этого места сказанное и показанное настолько не все, что надо бы съездить туда еще не раз.


А пока, пока выдохнуть, просто пошуршать осенними листьями, погрустить, потрепать за ухом главного кладбищенского сторожа, ни на миг не забывая, что сами мы еще очень даже живы!

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 16:27 + в цитатник

А.В.ЛАЗАРЕВ

Ю.Н.СОЛОВЬЕВА

М.С.СОЛЮС

УСЫПАЛЬНИЦЫ ВВЕДЕНСКОГО КЛАДБИЩА

Сборник статей под редакцией Ю.Н.Соловьевой

Москва 2002

До сих пор на Введенском кладбище в Москве, или как его прежде называли Иноверческом, стоят, словно стражи, причудливые и неповторимые усыпальницы, и у каждой своя история, судьбы людей и творчество архитекторов, забвение и воскресение, прошлое и будущее. Будущее - потому, что их надо сохранить для потомков в знак памяти предкам и к истории Отечества.

Главные ворота (Южные) Введенского кладбища (1872, проект А.А.Мейнгарда).

Вход с Наличной улицы.

Северные ворота Введенского кладбища.

Мы издавна знаем, что путь наш невечен

На этой планете Земле.

Об этом расскажут могилы кладбища

И склепы глухие в скале

Казалось, нет смысла стремиться и биться,

Все кончится прахом и тьмой.

Но, нет, жизнь продлится,

И в новом ковчеге нам плыть со своей судьбой.

Там знают про наши земные свершенья,

Грехи, отступленья и взлет.

Так будем готовы предстать к Воскресенью,

Всевышний когда позовет.

Ю.Н.Соловьева


Общекладбищенская часовня (1911, проект В.А.Рудановского)

Сведения о постройке кладбищенской часовни для отпевания умерших находятся в Центральном Историческом Архиве Москвы (ЦИАМ) в 54 фонде (оп. 165, д.243). Проект этой готической, с элементами модерна, часовни выполнил и строил техник-архитектор Владимир Александрович Рудановский, инженерные расчеты на железобетонные конструкции выполнил инженер Карл-Вильям-Леон Розенблат, проект был утвержден 02.12.1911, а 21.05.1912 комиссия Московского Губернского правления, в том числе архитектора-художника Гуржиенко, докладывала, что —«Построена без отступления и рекомендуется выдать разрешение на пользование часовней». Среди подписавшихся — смотритель М.А.Клингельгефер.


Метки:

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 18:15 + в цитатник

Бытие 23 (из Библии)

3. И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: 4. я у вас пришелец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. 14. Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: 15. господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою. 19. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. 20. Так достались Аврааму от сынов Хеттовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уже в ХV ст. Московское государство приходит в соприкосновение с Западной Европой. С одной стороны, военные столкновения с Литвой и Швецией, с другой - потребность в знающих специалистах, которую не могли удовлетворить своими силами, заставила обращаться к иноземцам. Обычай уводить в свою землю пленных создал в Московском государстве целые колонии литовцев, ливонцев, шведов и др. Затем появились добровольные переселенцы, выписанные из-за границы: военные, архитекторы, врачи, рудознатцы, ремесленники. С началом ХVI в. завязались торговые отношения, прежде всего, с Англией и Голландией, и в некоторых городах образовались новые землячества иностранцев. В старину иноверцы, как и русские, погребались при церквях; их хоронили в Марьиной Роще, на Лазаревском кладбище, в Немецкой слободе около Старо-лютеранской кирки Св. Михаила и Ново-лютеранской кирки Св. Ап. Петра и Павла. По Указу от 2 июля 1748г. им приказано было хоронить только в Марьиной Роще, правда, продолжалось это лишь 20 лет, и Указом Петра III разрешено было иноверцев по-прежнему погребать при церквях, так было до 1771 г., когда открыли Иноверческое кладбище на Введенских Горах в Лефортове для захоронения умерших от чумы и позже для всех иноверцев, а при городских церквах было запрещено погребать.

Предание говорит, что еще во времена Петра I на Введенской горе был погребен его приближенный и стоял памятник, а от него в сторону Головинского дворца, бывшего одно время царской резиденцией, шел довольно широкий подземный ход. По-видимому, Петр Алексеевич, переживший преображенскую трагедию, когда его врасплох чуть не застали приверженцы царевны Софьи и спешно пришлось уходить по дороге, где на каждом шагу могла быть засада, впоследствии стал более предусмотрительным.

В 1840 г. был организован Комитет для благоустройства Иноверческого кладбища, приписанного к приходам: Новой Лютеранской церкви Св. Ап. Петра и Павла, Старой Лютеранской церкви Св. Арх. Михаила, Реформаторской церкви, Католической французской и польской церквей, а также Англиканской. Каждый приход вносил свою лепту на благоустройство кладбища в соответствии с числом захороненных. Так, в 1839 г. погребено: от Ново-Лютеранской церкви - 80 умерших, Старо-Лютеранской - 60, Реформаторской - 6, Каталической французской - 22, Католической польской - 22, Англиканской - 10. Первым смотрителем стал Арендт Бернгард (ум. 1859). [В Хронике Евангельской общины в Москве сказано, что возвышенное место за военным госпиталем закреплено за Иноверческим кладбищем по указу Екатерины II в 1772 г. Книга протоколов кладбищенского комитета стала вестись с 1852 г., а каменные ворота с башнями построены в 1865—72 гг., арх. А.А.Мейнгард. Фехнер А.В. Хроника Евангелической общины в Москве. - М., 1876].

По плану 1854 г. [Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), фонд 1629, оп. 2, д.10] ,составленному незадолго перед благоустройством Иноверческого кладбища, оно занимало меньшую территорию, влево от сегодняшней главной аллеи, справа от нее забор был всего в 15-20 м и повторял Камер-Коллежский вал. С другой стороны была низина по речке Синичке, текущей в Яузу. Место было неровное, посередине кладбища проходил овраг, но осноная нагорная часть его весьма подходила по своей почве для захоронений. Кладбище делилось на участки, относившиеся к церквям разных конфессий. В крайнем левом углу у главного входа была сторожка, рядом с ней хоронили лютеран, места ближе к главной аллее и вглубь кладбища по левой стороне относились к разным конфессиям, там были могилы католиков, лютеран и англиканцев. Вокруг оврага, в середине кладбища, хоронили католиков, и ближе к речке Синичке стоялав их сторожка, или караульня. В северо-западной части были выделены места для лютеран. Но правила иногда нарушались, и в записях на плане 1854 г. специально перечислялись на лютеранском участке могилы католиков: Оливье, Дельсаль, Цин, Фертвенгель, Бруггер, Виппер, Шерман, Вульф, Ру, Ценкер, Нилус, Новицкий-Саблер, Григориус, Шмидт, Ганц, Каспер, Гофман. А на католическом участке оказались могилы лютеран: Дельсаль, Кунич, Симонс, Фишер-Фон-Вальдгейм, Штуцман, Леонгард, Кельч, Занфлебен, Гильдебрант, Гинтер, Лименталь, Отте.

Во второй половине ХIХ в. территорию кладбища расширили до нынешней Крюковской улицы, местность выровнили, овраг засыпали; главные ворота сооружены по проекту А.А.Мейнгарда в готическом стиле и оформлены надвратной колокольней с черепичной крыше (1872). [ Справочные книги «Московский адресный Календарь» и издания «Вся Москва», М., 1875-1917 ] . Когда через них шла похоронная процессия, звонили в колокола. Ворота называли Филипповскими по имени Святого, в чей день поминовения они были заложены. Об этом напоминала надвратная икона Св. Филиппа (сейчас на ее месте икона Спаса Нерукотворного Образа). После ворот, чуть левее, установлена на пьедестале беломраморная скульптура Скорбящей Матери, выполненная для кладбища по заказу Цитемана (ее неудачно покрасили в 2001 г.). Надпись гласит: «Der Rest ist Schweigen» (пер. - Да будет воля Твоя ).

По сведениям на 1889 г., в состав Комитета входили: Левенталь Дагоберт Давидович, председатель; Гиммельгебер Юлий Юльевич; Роде Федор Иванович, управляющий построек; инспекторы: Арно Карл Карлович, Вебер Август Егорович, Даниель Иосиф Васильевич, Катуар Егор Львович, Лерх Яков Яковлевич, Овсиенский Флорентин Феликсович, Пальм Мартин Мартинович, Тангет Роберт Романович, Штильмарк Александр Александрович; смотрителем был Клингельгефер Александр Иванович (жил в здании на кладбище). [Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), фонд 54, оп. 165, д. 243].

В 1894 г. на новой территории построили общую часовню в псевдовизантийских формах (инж. О.В.Дессин). Но поскольку на кладбище хоронили христиан разных церквей, позже в 1911 г. возвели еще одну большую часовню. Техник-архитектор В.А.Рудановский разработал ее проект в готическом стиле с элементами модерна, инженерные расчеты на железобетонные конструкции выполнил К.Розенблат. Проект утвержден 2.12.1911 г., а 21.05.1912 г. комиссия Московского губернского правления, в составе которой был архитектор А.М.Гуржиенко, докладывала, что «построена без отступления и рекомендуется выдать разрешение на пользование часовней» . [Чичерюкин В. //Московский журнал. 1993, № 12].

Согласно тем же архивным документам [Центральный Архив научно-технической документации Москвы (ЦАНТДМ), владение 743/491. Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), фонд 54, оп. 165, д. 243] , на площадке перед этой часовней, влево, метрах в 8—10, было отведено место для фонтана, а потом на круглом основании установили бронзовую статую Христа, держащего беломраморный крест (работа скульптора Р.Романелли). Сотрудники ГНИМА (Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева) свидетельствуют, что скульптура еще в 1980-ых гг. находилась на Донском монастыре и была упакована для перевозки. Где она сейчас - будет рассказано ниже в главе "УСЫПАЛЬНИЦА ВОГАУ".

В 1920-х гг., когда кладбище отошло в ведение Городского коммунального хозяйства, в часовне разместили контору. В 1995 г. здание передано храму Св. Троицы Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России, оно отреставрировано под руководством архитектора В.П. Райккеруса. В августе 2000 г. церковь освятили; богослужения проводятся на финском и русском языках.

В 1907 г. вблизи входа с Камер-Коллежского вала построили ворота причудливой архитектуры и двухэтажное здание в готическом стиле с элементами модерна (предположительно, по проекту А.Г.Форинта). В этом доме жил смотритель (позже директор) и размещалась контора. На кирпичах стены, выходящей к Госпитальному валу, при ее перестройке в середине 1990-х гг. обнаружено клеймо «Гусаровъ». На том месте, где сейчас здание Московского Педагогического Института, стоял в начале ХХ в. особняк председателя Комитета по благоустройству Иноверческого кладбища, в том числе и земли. Вся территория была обнесена кирпичной стеной, часть которой по Крюковской улице разрушена в 1930-х гг. и в настоящее время заменена строительными балками, что никак не гармонирует с высокохудожественным Введенским некрополем.

На бывшем Иноверческом кладбище до сих пор сохранилось немало мавзолеев, это кроме многочисленных памятников, которые по праву можно отнести к произведениям искусства. [Артамонов В.Д. Введенское кладбище.— М., 1993] . Наш рассказ пойдет о тех, кому поставлены эти усыпальницы и о строивших их архитекторах. Заметим, что в настоящее время часто эти величественные сооружения не посещаются потомками, они как бы заброшены. Это естественноЮ потому что воздвигали их для состоятельных семей, а их представителям, в первую очередь, пришлось пострадать после событий 1917 г.


Метки:

Воскресенье, 27 Ноября 2011 г. 14:58 + в цитатник

Посетим могилы тех, чье имя, избежавшее тления, заставит нас задуматься и, быть может, лучше прожить остаток дней.

А.Т.Саладин

ИЗ ЗАПИСЕЙ САЛАДИНА А.Т.

Вообще о столичных кладбищах сведений немного. Московский краевед Анатолий Тимофеевич Саладин (1876-1919)

составил рукопись в 1916-17 гг., которую издали в 1997 г. под названием «Очерки истории московских кладбищ» [Саладин А.Т. Очерки истории московских кладбищ. —М., 1997] . В ней содержатся несколько отрывочные, но любопытные сведения о временах, от нас удаленных. Саладин попытался выделить надгробия с его точки зрения выдающихся людей.

— Кладбище - это особый мир, полный воспоминаний, полных острых или тихих примеренных сожалений о тех, которые жили и которых уже нет. Родные, друзья, ушедшие «по ту сторону добра и зла», какими-то невидимыми нитями призывают живых к своим могилам.

— Великий химический процесс превращает тело человека в ничто, и ничего уже не остается в могиле, что составляло «я» человека. Но как-то невольно у могилы близких встает их образ, оживают воспоминания о них. Как будто они где-то рядом, и только какая-то легкая завеса скрывает их от имра живых.

В старину при Иоанне Грозном кладбище для иноземцев находилось за Москвой рекой, где были слободы наемного войска. Потом открыли кладбище в Марьиной Роще, на котором многие надгробия были одинаковыми: продолговатые, массивные, из тесаного белого камня, вверху они несколько расширялись. Все надписи, в большинстве на немецком языке, врезаны глубоко в камень, и потому даже через сотни лет могут быть прочитаны без особого труда. В старину надгробия были довольно примитивными: простейший крест и плита, потом на плите стали устраивать гробницы, в ней укрепилась колонна, утвердился конус, крест принял небольшие размеры и завершил пирамиду, или урну. Барокко, готика, классический стиль — все отразилось на кладбищенских памятниках.

А.Т.Саладин описал деятельность похороненного на Введенском кладбище доктора Федора Петровича Гааза и упомянул еще несколько фамилий врачей, музыкантов и архитекторов, отметил ряд художественных надгробий.

— Около большой белой часовни высится грубо отесанный обелиск розового гранита, окруженный цепью, подвешенной на столбах из стволов орудий. Это общий памятник воинам великой французской армии, погибшим в снегах России в 1812 г.


— На главной аллее ближе к входу, немного отступя от края правой стороны, невольно обращает внимание памятник на могиле Христиана Христиановича Мейена (ум.1875), основателя Комиссаровской технической школы и железнодорожного деятеля. Это огромный крест, составленный из рельсовых полос, с 4 настоящими вагонными колесами у подножия и вагонными буферами по углам, соединенными сцепными приборами.


Как ни удачна компоновка всех этих частей, общее впечатление получается странное, но идея близкого отношения покойного к железной дороге выражена вполне.

— На первой широкой аллее, пересекающей главную, налево за усыпальницей Эрлангера, выделяется красивый памятник без надписей, в духе хороших современных надгробий западной Европы, заполняющих парижское «Père Lachaise». Это выдержанный по формам склеп, с сидящей у входа женской фигуркой белого мрамора.

В белоснежном мраморе чувствуется живое тело, угадывается острая тоска, надрывающая душу.

Рядом — павильон на могиле Леона Пло (ум. 1905) с бронзовой женской фигурой у входа, как бы приглашающей переступить порог жизни и смерти, но эта фигура маловыразительна.

Надпись: Нашим оплакиваемым родителям: Леон Пло 1853-1905, Софи Пло 1859-1905.

с роскошной мозаичной картиной, изображающей ограду, по-видимому, кладбища на острове, за которой гнутся высокие кипарисы.

К воротам подплывает лодка. Впереди гребца стоит закутанная в белое женщина.

Картина полна настроения «Острова мертвых» Беклина. (Надгробие Георгия Лиона, 1853-1909 и А.И.Рожновой, 1849-1912, скульптор Замараев Г.Т., архитекторы - Антуан и Пьерт Росси).


— Недалеко от вторых ворот, с краю главной аллеи, хороша «статуя печали»

на могиле Ал. Бавастро (ум.1910), рельефно вырисовывающая античными формами женщины на сером фоне обломка гранитной стены. (На цоколе выбита надпись: модель Дзюбановъ, эскизъ Игнатьевъ, Кабановъ Мясницкая).

— Большинство памятников скромны и просты. Среди них нередко встречаются произведения настоящего искусства. Все это надгробия московских коммерсантов-иностранцев, людей, обладающих значительными средствами. Фамилии Кноп, Вогау, Иокиш, Эйнем, Бодло, Пло, Мюллер, Эрлангер и т.д. здесь пестрят на многих памятниках, напоминая вывески Мясницкой улицы и Кузнецкого моста.


Метки:

1. МАВЗОЛЕЙ КИЗМЕРА

Находится справа от главного входа,

над дверью с трудом можно разобрать даты (слева - 1786, 31 мая и справа 186…) и в середине часть фамилии KISS…

Еще выше изображен герб в виде лепнины: наверху - забрало и щит, по бокам - весы, внизу - много орденов.

В плане часовня напоминает крест, построена из крупного красного кирпича, имеет купол и украшена белым аркатурным фризом.

Внутри - хорошо сохранившийся барельеф размерами около 60 х 60 см, изображающий военного с эполетами, под ним подпись: Кизмер Иван Иванович. Предполагаем, что архитектор мог быть из военно-строительного ведомства.

Из «Московского некрополя» [Саитов В.И. Московский некрополь. В 3 Т., — СПб., 1908] :

Кизмер, Иван Иванович, генерал-от-кавалерии, кавалер орденов св. Георгия 4 кл. за 25 л., св. Александра Невскаго,

алмазами украшеннаго, Белаго Орла, св. Владимира 2-й, 3-й, 4-й ст. с мечами, св. Анны 3-й, 4-й и 2-й ст. с императорскою короной, имел золотую саблю, алмазами украшенную, с надписью «за храбрость», польский знак отличия 2-й ст., серебряные медали: за 1812 и 1814 г., за взятие штурмом крепости Варшавы 25-го и 26-го августа 1831 г., в память обороны Севастополя и бронзовую в память войны 1853-1856 гг., знак отличия безпорочной службы за 50 лет. Из дворян Петербургской губернии. Лютеранскаго исповедания. В службу вступил из Пажескаго корпуса 23 февраля 1805 г. Полковником 27 февраля 1819. Высочайшим приказом назначен командиром Мариупольскаго гусарскаго полка 10 января 1826. Генерал-майором, с назначением состоять при начальнике 3-й гусарской дивизии, 6 декабря 1827. По высочайшей воле, объявленной в приказе начальника Главного Штаба, назначен командиром резервной бригады 3-й гусарской дивизии 8 марта 1828, командиром 1-й бригады 2-й уланской дивизии 10 ноября 1830. Высочайшим приказом назначен окружным генералом 1-го округа отдельнаго корпуса внутренней стражи, с оставлением по армии, 25 декабря 1834. За отличие по службе произведен в генерал-лейтенанты 17 марта 1845. Высочайшим приказом назначен первым комендантом г. Севастополя, с оставлением по кавалерии, 20 октября 1853. В изъявлении особеннаго государя императора благоизволения за отличное исполнение служебных обязанностей по званию Севастопольского коменданта награжден орденом Белаго Орла, с грамотою за собственноручным его величества подписанием, 17 января 1855. Высочайшим приказом, 26 октября 1855 состоявшимся, назначен первым Московским комендантом. Произведен за отличие по службе в генералы-от-инфантерии, с зачислением по армейской кавалерии, 6 ноября 1863. В походах и делах против неприятеля был: 1805, 1806, 1807, 1808, 1809, 1811, 1812, 1813, 1814, 1830, 1831 г.г. Во время осады Севастополя англо-французами с 13 сентября 1854 по 27 августа 1855 находился безотлучно в этом городе по званию тамошняго перваго коменданта. Р. 31 мая 1786 умер 2 февраля 1865. Мраморный портрет-барельеф работы Т. Кирхгоф (Иноверч. кладб. На Введенских горах).

О Кизмере писал московский историк Д.И.Никифоров [Никифоров Д.И. Москва в царствование Александра II.—М., 1904] :

—Московский комендант генерал-лейтенант Кизмер был мой старый знакомый по Севастополю. Я немедленно был приглашен бывать у него, тем более, что у нас были общие свойственники. В Москве было два коменданта. Старший генерал-лейтенант И.Кизмер был только что переведен из Севастополя (где был на такой же должности). Он занимал большую квартиру в Потешном дворце в Кремле (бывший дом бояр Милославских), третий и четвертый этаж дворца; но был холостым, ему много было и третьего этажа, где находилось 12 больших комнат; четвертый этаж был не меблирован и оставался пустым. Комендантское правление, занимавшее второй этаж, на время коронации (Александра II) было перемещено за Москву-реку в дом Ильинского. Для скорейшего сообщения Кремля с Комендантским правлением был сделан временный деревянный мост через реку. В помещении Комендантского правления в Кремле была устроена квартира дежурного Генерала, генерал-адъютанта Катенина. Второй комендант в Москве был Генерал-майор барон Саморуго.

—В июле месяце московский комендант генерал Кизмер предложил мне занять при нем должность плац-адъютанта. Во время коронации императора Александра II я пробыл в Москве и неофициально пользовался правами моей будущей должности, а более состоял при дамской половине семейства коменданта.

Кизмер любил бывать в хорошем обществе высшего круга, и если почему-нибудь не мог посетить бала или раута, то требовал, чтобы я утром до выезда его из дома сообщал ему выдающиеся события вчерашнего бала.

—Во время назначения его московским комендантом он был седовласым старцем, среднего роста, тучного телосложения. Генерал Кизмер женат никогда не был, проведя свою жизнь холостым, любил рассказывать про веселые годы своей молодости. Под старость он любил окружать себя веселой женской молодежью. На вечерах его обширной комендантской квартире было постоянно пение и музыка. По вероисповеданию Кизмер был лютеранин. Кроме родственников его из семейства Костиевских и меня, к обеду обычно никого не приглашал. Кизмер подал в отставку из-за проступка своего подчиненного, на сторону которого он встал. Выйдя в отставку с награждением чином генерала-от-кавалерии, он прожил недолго и занимал несколько комнат у своего бывшего сослуживца, тогда генерала-лейтенанта Н.А.Бутурлина, дом которого был на Арбате. И.И.Кизмер похоронен на лютеранском кладбище на Введенских горах.

В книге «Список генералам по старшинству» [Список генералам по старшинству. — СПб., 1840] , изданной в 1840г., читаем:

—Кизмер Иван Иванович. Офицер - с 1808; генерал-майор - с 1827; окружной генерал 1-го Округа отдельного корпуса внутренней стражи; награжден орденами - св.Анны 4 ст. (1808), св. Владимира 3 ст. (1826), состоит на нем долг в казну 10 тыс. руб. с процентами (1829), св. Анны 1 ст. (1830), св. Георгия 4 кл., Золотая Сабля за храбрость с алмазами, 1851, пожаловано земли 2000 дес. (1838).

В фототеке Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева имеется карточка с изображением И.И.Кизмера. Запись весьма лаконична: «Комендант Севастополя. Даты жизни 1786-1865».

Ещё

Тайны Введенского кладбища
Мертвая рука и надгробие на колесах, подземные катакомбы и надписи на склепе, сакральная «Вампирка» и рецепт салата оливье, унесенный в могилу

За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище.


Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.


2. Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года

3. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Южные ворота

4. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Северные ворота

5. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Северные ворота


Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.


6. Лютеранская церковь

7. Уборка на могилах ветеранов Великой Отечественной войны

8. Уборка на могилах ветеранов Великой Отечественной войны


В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.


9. Могила балерины Ольги Лепешинской

10. Могила актера Геннадия Бортникова

11. Памятник генералу Никите Лебеденко


Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.


12.


Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.


15.


Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.


19.


Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.


22. Часовня

23. Беломраморная статуя Христа перед усыпальницей Рекк-Третьяковых


Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.


25. Мавзолей Людвига Кноппа


В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.


28. Католическая месса в День всех усопших праведных

29. Католическая месса в День всех усопших праведных

30. Католическая месса в День всех усопших праведных


Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.


31.

32. Могила генерала Карла Стааля

33. Могила Христиана Мейена


Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».


34. Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина

35. Могила художника Аполлинария Васнецова


На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.


37.


Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».


40. Могила Теодора фон Эйнем

44. Указатель к могиле Люсьена Оливье


В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».


45. Могила доктора Гааза

46. Могила доктора Гааза

47. Могила доктора Гааза

48. Могила доктора Гааза

49. Могила доктора Гааза


Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.