Воспоминания о смерти михаил сабом. Воспоминания о смерти. Развоплощение как прыжок через голову

Воспоминания о смерти в прошлом воплощении помогают разобраться с целым ворохом страхов, причина которых может оказаться банальной и совсем не ужасной.

Просто язык души не понятен рациональному уму, а тело, которому не дано сопровождать нас в будущие жизни, навязывает свой ужас перед исчезновением подлинному бессмертному «я». Тому «я», которому нечего бояться.

Могила или полет в будущее?

Недавно, во время занятий в Институте Реинкарнационики, я нашла ответ на вопрос, который не давал мне покоя с самого детства.

Загадка разрешилась так просто и внезапно, что я даже не сразу осознала: туманный мистический страх исчез, уступив место ясному пониманию происходящего.

Похожее чувство возникает, когда вдруг распахивается дверь, в которую вы долго звонили и стучали, уже не надеясь, что за ней кто-то есть.

Но замок вдруг щелкает и припозднившийся хозяин смущенно объясняет, что ждал вас, но случайно уснул.

Таким сонным хозяином оказалось мой ум, который в течение нескольких десятков лет умудрялся не слышать посылаемых ему душой сигналов.

Вернее, он улавливал эти волны, но истолковывал их по-своему, превращая чудесную мелодию в дисгармоничный набор звуков.

Так чего же я так боялась? Того же, что и большинство людей. Смерти.

Но если упомянутое большинство все же умеет с этим страхом справляться, то у меня он часто принимал гипертрофированную форму с периодической потерей контроля.

И все же, когда я анализирую все, с чем сталкивалась, начиная с самых ранних лет, то не могу не заметить одну особенность.

Во мне всегда боролись две тенденции: ужас перед похоронным обрядом и казавшееся мне странным ощущение полета, от которого начинала кружиться голова.

Встреча с умершим дедушкой

Мне было около шести лет, когда умер дедушка. До этого про смерть я знала только из сказок или случайных разговоров.

Умер он в больнице, на все три дня, отведенные под прощание и похороны, меня отправили к родственникам.

Я ничего не знала про гроб, венки, траурные ленты. Церковные обряды в нашей семье тогда были не приняты. Смерть предстала мне в образе бесконечного отсутствия того, кто прежде был рядом, и я поняла, что это может случиться с каждым.

Но было кое-что еще, что противоречило этому представлению. Однажды мне приснился странный сон, который я прекрасно помню до сих пор.

Это было первое в моей жизни столкновение с неведомым – по крайней мере из тех, что я запомнила.

Мне приснилось, что бабушке надо на какое-то время уйти по делам, и я, как и наяву, боюсь остаться одна в квартире. «Не бойся, — говорит мне бабушка. – Сейчас придет дедушка и посидит с тобой».

Меня это смутило. Ведь я знала, что дедушка умер. Но спросить я ничего не успела: за бабушкой закрылась дверь.

И вот тут я впервые испытала чувство, о котором потом слышала и от других людей, побывавших в подобных ситуациях.

Волнение, душевное напряжение, желание бежать прочь. В этот момент появился дедушка, который заговорил со мной так же, как и всегда.

На нем был синий спортивный костюм, который он обычно носил дома. Его внешность, манеры, тембр голоса остались прежними. Страх сразу же исчез, и мы прекрасно провели время, болтая и играя.

Жаль, но дедушка больше не приходил. Зато он оказался первым в череде ушедших людей, посетивших меня во сне.

Гости из Мира душ

В детстве я любила болтать со старушками-соседками, сидевшими во дворе на лавочке. Мне нравилось слушать истории про их собственное детство. Иногда я узнавала от бабушки, что та или иная пожилая соседка умерла.

В такие минуты у меня возникало головокружение, чувство невесомости и легкая тошнота. Иногда они появлялись за какое-то время до того, как мне сообщали печальную новость.

В итоге я стала бояться этих симптомов и каждый раз опасалась, что они предвещают уход кого-то из близких.

Но параллельно разворачивалась другая история. Старушки-соседки приходили в мои сны и разговаривали со мной.

Причем, я прекрасно знала, что они умерли, и сами старушки это подтверждали. Их смерть не мешала нам общаться с учетом этого знания.

Смерть как рождение

Новые грани открылись, когда умерла бабушка. Мне было шестнадцать лет, и меня не отсылали из дома на время похорон.

Лежа ночью в кровати и слушая, как родственники открывают и закрывают дверь бабушкиной комнаты, я переживала чувства, которые меня сильно удивили.

Звук этой двери не давал мне покоя, а на ум приходили странные ассоциации с днем рождения или Новым годом. Я ощущала не конец, а начало чего-то нового. И все время не оставляло ощущение полета, беззаботного порхания в лучах солнечного света.

К этому времени я уже не сомневалась, что человеческая душа бессмертна, но это знание во многом оставалось теоретическим.

Пережитый опыт немного приблизил меня к практической стороне дела.

Страх, правда, не ушел. Иногда он отступал, но потом возвращался с новой силой. Мне понадобился очень травматичный опыт, чтобы еще на один шаг приблизиться к пониманию Вечности.

Разговор с Богом изменил жизнь за долю секунды

Я была уже совсем взрослым человеком, когда выяснилось, что у моей мамы рак в запущенной форме и шансов на выживание нет.

Несколько месяцев я ухаживала за ней сначала в больнице, а потом дома. Но самым трудным было понимать, что мои усилия ничего не изменят.

К тому дню, когда диагноз был окончательно поставлен, я уже была на грани истерики. Меня просто преследовала череда ужасных предзнаменований.

Сначала рухнуло и разбилось зеркало. Потом в дом дважды залетали птицы, хотя прежде так никогда не случалось.

Когда мы с мамой хотели зайти в церковь, выяснилось, что там готовятся к похоронам. В день, когда она вернулась из больницы, хоронили соседку.

Даже в кафе мы случайно оказались за столиком, над которым висело изображение скелета.

Конечно, я пыталась молиться и просить. Тут нужно сказать, что прежде в критические моменты мне удавалось услышать ответ, но сейчас была лишь тишина. Я понимала, что это означает: сделать ничего нельзя.

Совершенно спонтанно я произнесла, обращаясь к Богу: «Да будет воля Твоя. Ты лучше знаешь, как надо».

Все изменилось за долю секунды. Мне самой трудно это понять, но я не успела до конца договорить эту фразу, как почувствовала, что меня взяли за руку. И мягкий голос сказал: «Теперь все будет хорошо».

Мы с мамой готовились к ее переходу в Мир душ

Мне, разумеется, было грустно, когда мама меня покинула. Но не было ни пустоты, ни отчаяния. Моя душа, которая явно выступила на первый план, занималась другим.

Недели за две до маминой смерти мне начали сниться сны, как мы выбираем, где бы ей поселиться, рисуем чертежи дома. В этом нам помогали другие души, знакомые и незнакомые.

Я так увлеклась этой групповой работой, что потом мне стало по-настоящему не хватать этих встреч.

Моя душа всегда помнила, чем занималась раньше

Я начала этот текст с того, что в Институте Реинкарнационики сумела найти ответ на очень важный для меня вопрос. Пожалуй, даже на два.

Во-первых, во время одного из погружений я выяснила, что во время своего пребывания в Мире душ занималась тем, что встречала вновь пришедших.

Подробнее я расскажу об этом в следующей статье, а сейчас отмечу, что смутная память о таком опыте, видимо, всегда присутствовала в нынешнем воплощении.

Отсюда явное противоречие: страх смерти и ощущение полета и света во время каждого мимолетного столкновения с Миром душ. Моя собственная душа стремилась делать то, что привыкла делать в таких случаях, но не знала как.

Во-вторых, нашлось объяснение и тем казавшимся мне неприятными ощущениям головокружения, невесомости и тошноты. Они являются следствием моего собственного опыта умирания.

Развоплощение как прыжок через голову

Наблюдая в медитации за собственным развоплощением, я столкнулась именно с этими ощущениями. В той жизни я была благообразной английской старушкой и умерла совершенно безболезненно, сидя в кресле и вышивая.

Смерть была легкая и быстрая. Просто остановилось сердце. Но моя душа выходила через голову и выходила быстро.

Поэтому всю свою энергию она сфокусировала именно вокруг головы, вызывая это чувство подъема в скоростном лифте, когда закладывает уши и слегка тошнит.


Потом, если в нынешнем воплощении я слышала о смерти какой-нибудь старушки (особенно от сердечного приступа), на поверхность поднимались эти ассоциации.

Это всего лишь воспоминания души о той жизни, когда я сама была пожилой дамой и покинула физический мир именно таким образом.

Когда я осознала это, то испытала огромное облегчение. Эти ощущения не имели никакого отношения к плохим приметам. Оказывается, меня пугал собственный опыт. Причем, такой, где бояться было абсолютно нечего.

Страх смерти: просто включите свет

Я, кстати, думаю, что и разбившееся зеркало, и все остальное могло быть разговором моей души со мной же. Она просто передавала информацию доступным и понятным способом.

Не буду утверждать, что несколько медитаций полностью прогнали страх смерти. Это не так. Но он сильно ослаб и уже не сжимает мне горло ледяными пальцами, как это бывало прежде.

То же самое происходит, когда включаешь свет в темной комнате и видишь, что там нет чудовищ. Лишь наши собственные вещи находятся вокруг.

Майкл Сабом и его проверочные наблюдения. – Несколько свидетельств о продолжении жизни после смерти тела. Сомнения. – Необычность описанного. – «До, это было, но этого быть не должно». – Часто ли такое бывает? Трудность сбора материала. – Новым знанием делятся неохотно. – Его влияние на характер и образ жизни.


В предыдущей главе было приведено множество свидетельств о жизни души независимо от тела и после смерти тела. Сообщения, сделанные Муди, Сабомом, Кюблер-Росс и другими, очень интересны и важны. Случаи тщательно отобраны. В большинстве своём это клинические истории болезни с описанием людей, возвращённых к жизни.

Рассказы о пережитом «по ту сторону» искренни и схожи, они отличаются друг от друга лишь в деталях; люди с разным образованием, разных профессий, национальностей, пола, возраста и так далее говорят об одном и том же. Это поразило всех учёных, занимавшихся данным вопросом. Необразованная женщина видела и переживала то же самое, что и профессор психологии. Обычно часть человека, покинувшая тело, видела своё тело со стороны, часто сверху, наблюдала врачей и сестёр, старавшихся оживить его, и всё, происходившее вокруг, а немного позже воспринимала и многое другое.

Несмотря на правдивость и искренность, эти сообщения всё ещё не были вполне убедительны, так как основывались преимущественно на рассказах людей, прошедших через временную смерть. Недоставало объективной научной проверки – действительно ли существует этот, как его называют учёные, феномен продолжения жизни после смерти тела.

Следующий шаг сделал доктор Сабом. Он организовал проверочные наблюдения и подтвердил, а по сути доказал, что сообщения о жизни после смерти – не выдумка и что личность после смерти тела действительно продолжает существовать, сохраняя способность видеть, слышать, думать и чувствовать.

Майкл Сабом – профессор медицинского факультета в университете Эмори (США). Он – кардиолог, член Американского Общества кардиологов и имеет большой практический опыт реанимации. Его книга «Воспоминания о смерти» с подзаголовком «Медицинское исследование» вышла в 1981 году. Сабом подтвердил то, о чём писали другие, но главное в его книге не это, Он провёл ряд исследований, сопоставив рассказы своих пациентов, переживших временную смерть, с тем, что фактически происходило в то время, когда они находились «по ту сторону», и что было доступно объективной проверке. Результаты его исследований подтвердили вышеописанные наблюдения других учёных. После смерти тела жизнь продолжается. Сомневаться в этом могут только те, кто не знаком с последними достижениями медицинской науки, изучающей смерть.

Сабом пишет, как он пришёл к изучению этого вопроса, Он работал в больнице на ночных дежурствах со срочными вызовами к умирающим. Его взгляды на смерть были тогда очень простыми. Он пишет: «Если бы меня спросили, что я думаю о смерти, я ответил бы, что, когда приходит смерть, человек умирает – и это всё». Он строго отделял науку от религии и видел смысл религии в моральных предписаниях и утешениях умирающих. Он был человеком неверующим, признавал исключительно науку и в своей работе доверял только точным лабораторным и техническим данным. Конечно, иногда и он сталкивался с чем-нибудь необъяснимым, но в таких случаях он считал, что со временем наука сумеет объяснить и это.

С книгой Муди «Жизнь после жизни» Сабом познакомился в 1976 году и описанным там явлениям не придал поначалу особого значения. Книжный рынок тогда, как и теперь, был наводнён самой дикой фантастикой. Книгу Муди легко было принять за увлекательную выдумку, однако Сабом постепенно ей заинтересовался и стал расспрашивать своих пациентов. Их рассказы подтвердили описанное Муди, и Сабом был поражён искренностью людей, испытавших временную смерть, и схожестью их переживаний.

Его больные, испытавшие состояние временной смерти, никому, как правило, о пережитом не рассказывали, друг друга не знали, и тем не менее все их сообщения свидетельствовали об одном и том же, Так, например, они рассказывали, что, покинув тело, они могли свободно перемещаться куда угодно, а также видеть и слышать происходившее в других комнатах и коридорах больницы, на улице и так далее, пока их тело лежало бездыханным на операционном столе. Они созерцали со стороны своё тело и всё, что с ним делали врачи и сестры, старавшиеся вернуть его к жизни. Сабом решил проверить эти удивительные сообщения, взглянув на них глазами объективного исследователя. Он проверял, совпадают ли рассказы больных с тем, что в это время происходило на самом деле; действительно ли применялись те медицинские аппараты и методы реанимации, которые описывали умершие, действительно ли в других комнатах происходило то, что они видели и описывали.

Сабом собрал и опубликовал 116 случаев. Все они были проверены им лично. Он сопоставлял рассказы с историями болезни, расспрашивал тех людей, которых видели и слышали его пациенты, возвращённые к жизни, опять-таки сопоставлял показания тех и других1. Так, например, он проверял, действительно ли описанные люди находились в комнате для посетителей и в какое именно время. Он составлял точные протоколы с учётом места, времени, участников, произнесённых слов и так далее. Для своих наблюдений он отбирал только психически здоровых и уравновешенных людей.

Проверка полностью подтвердила существование изучаемого феномена, Подтвердилось, что после смерти тела существование личности продолжается. Какая-то часть человека продолжает жить; она видит, слышит, думает и чувствует, как и раньше.

В то время, когда тело было мёртвым, люди видели не только включённые аппараты, но и стрелки приборов в том положении, которое они принимали в действительности, детально и точно описали машины и приборы, которых раньше не видели и о существовании которых не знали. Они слышали разговоры врачей и сестёр; наблюдая сверху, они видели их причёски и головные уборы, а также происходящее за стенами комнаты, в которой лежало их тело, и так далее. Все эти поразительные сведения получили достоверное подтверждение.

Для иллюстрации приведём несколько примеров из сообщений доктора Сабома.

Тяжёлый сердечный приступ с остановкой сердца у 44-летнего мужчины. Для оживления пришлось применить несколько электрических шоков. Умерший наблюдал за происходящим извне своего тела и позже подробно это описал.

«Я пребывал как-то отдельно, в стороне. Не участвовал в происходящем, а смотрел отчуждённо, меня всё это не очень интересовало… Мне впрыснули что-то через приспособление для вливаний… потом подняли и положили на доску. И тогда один из врачей принялся бить меня по груди. До этого мне давали кислород – такая резиновая трубочка в нос, а теперь её вынули и накинули на лицо маску… светло-зелёного цвета… Помню, как вкатили столик, на котором было что-то вроде лопастей. И ещё квадратный прибор с двумя стрелками. Одна стояла неподвижно, другая двигалась… Но двигалась медленно, не рывками, как на вольтметре или других приборах. Первый раз она остановилась между первой третью и половиной шкалы. Во второй раз прошла больше половины, а в третий – почти три четверти. Неподвижная стрелка дёргалась всякий раз, когда эту штуку толкали, и кто-то из персонала возился с ней. Вероятно, её починили, и первая стрелка замерла, а вторая продолжала двигаться… Там были две лопасти с проводами; это как два круглых диска с ручками. Провода брали по одному в руку и клали мне на грудь. На ручке имелись маленькие кнопки… я видел, как меня дёргало…» (стр. 48).

Персонал, участвовавший в реанимации, подтвердил этот рассказ во всех деталях.

Второй случай рассказал 60-летний рабочий, переживший остановку сердца: «Умирая, я увидел своё собственное тело, и мне было жаль покидать его… Я видел всё, что происходит… Сперва я не узнал, кто это такой, и тогда я приблизился и увидел себя и никак не мог понять,., как же это? Я смотрел сверху и медленно поднимался всё выше».

Потом он описывает, что делали с его безжизненным телом врачи и сестры: «Я всё понимал… и видел моих родных в приёмном покое… совершенно отчётливо… они стояли там – моя жена, старший сын, дочь, а также врач… Нет, я никак не мог быть там, меня в это время оперировали… но я видел всех их и прекрасно знаю, что я был там… Я не понимал, что происходит и почему они плачут. А потом я направился дальше, я попал в другой мир» (стр. 154).

Сабом позже расспросил жену и дочь своего пациента. Жена целиком подтвердила рассказ своего мужа. Дочь также вспомнила, что в это время они втроём находились в приёмном покое и разговаривали с врачом её отца.

В состоянии временной смерти человек может оказаться не только после остановки сердца, но и при других обстоятельствах, например, во время хирургической операции.

Сабом приводит один из таких случаев. Его пациент был в состоянии клинической смерти, под глубоким наркозом, с остановившимся сердцем и, конечно, без сознания. Он был с головой накрыт простынями и физически не мог ничего видеть.

Позже он описал свои переживания. Он видел в подробностях операцию на собственном сердце, и его рассказ соответствовал тому, что происходило в реальности.

Вот короткие выдержки из его обстоятельного рассказа: «Анестезиолог сделал мне внутривенный укол… Очевидно, я заснул, я совершенно не помню, как меня перевезли из этой комнаты в операционную. Вдруг я увидел, что операционная комната освещена, но не так ярко, как я ожидал. Сознание вернулось ко мне… Со мной уже что-то делали… моя голова и тело были покрыты простынями, и вдруг я увидел всё окружающее… я как бы оказался в полметре над своей головой, будто бы ещё одной персоной… Я видел, как два хирурга оперировали меня… они пилили грудную кость… я могу нарисовать эту пилу и инструмент, которым мне раздвигали рёбра…»

Он описывает ход операции: «Много инструментов… они (врачи) называли их зажимами… Я думал, что везде будет много крови, но, к моему удивлению, её оказалось очень мало… и сердце не такое, как я думал. Оно большое; широкое сверху и узкое внизу, как континент Африка. Сверху оно розовое и жёлтое… Даже жутко. Одна его часть была гораздо темнее, чем всё остальное… Доктор С. стоял с левой стороны, он срезал кусочки моего сердца, вертел их так и этак и долго рассматривал… У врачей возник спор, следует ли делать обвод или нет. Решили не делать… У всех врачей, кроме одного, были зелёные чехлы на обуви, а этот чудак был в белых ботинках, заляпанных кровью… это выглядело странно и, по-моему, антигигиенично…» (стр. 93-96).

Описанный больным ход операции совпал с записями в операционном журнале, сделанными, конечно, в другом стиле.

В истории болезни было отмечено, что восстановить кровообращение было трудно – подтверждение того, что больной действительно пережил состояние временной смерти.

Очень интересно начало этого рассказа, когда больной простыми словами описывает два совершенно разных состояния: глубокого наркоза и клинической смерти. В первом случае – потеря сознания, полное «ничто»; во втором – способность видеть со стороны собственное тело и всё окружающее, способность слышать, думать и чувствовать, пребывая вне тела.

Повторяю его слова: «Анестезиолог сделал мне внутривенный укол…

Очевидно, я заснул, я совершенно не помню, как меня перевезли из этой комнаты в операционную». Это действие наркоза. Многие из нас именно так и представляют себе смерть – полное ничто, отсутствие каких-либо восприятий. Однако больной продолжает: «Вдруг я увидел… Сознание вернулось ко мне… Я видел, как два хирурга оперировали меня. Я слышал их разговоры… я мог понимать… я был вне моего тела». Это не наркоз, а продолжение жизни души после смерти тела, в данном случае после его временной смерти.

Конечно, многие представляют себе смерть совершенно по-другому. Те из нас, кто отошёл от христианства и кто о Боге и о душе вообще не вспоминает, с трудом принимают, что после смерти тела какая-то часть человека продолжает сознательное существование.

Это относится и к врачам. Возникали сомнения и у изучавших феномен «жизни после жизни» учёных.

Конечно, если вы впервые услышите рассказы, вроде приведённых выше, они могут показаться выдумкой, Поверить в их истинность нелегко – и не только вам или мне, Не сразу поверили в неё и все трое упомянутых нами учёных – Кюблер-Росс, Муди и Сабом.

Все трое – люди далёкие от какой-либо фантастики, психически уравновешенные и серьёзные учёные. Их книги написаны сухим, точным языком, без всяких украшений. Их целью было не удивить или развлечь читателя, а объективно проверить новые данные. Всё сомнительное они отбрасывали и выводов, в сущности, не делали, ограничиваясь изложением фактов.

Они долго не знали друг друга и работали независимо, но результаты наблюдений всех троих совпали. Все они были скептиками, верили науке, а не религии и, начиная работу, полагали, что их исследования, скорее всего, докажут ошибочность и ненаучность веры в загробную жизнь. Но все трое были настоящими учёными и, встретив неожиданное, не побоялись признать его и подтвердить своим авторитетом, хотя это могло уронить их в глазах коллег, настроенных в большинстве своём скептически. Все трое стали верующими, Кюблер-Росс сказала, что для неё это вообще не вопрос веры, ибо она совершенно убеждена, что после этой жизни на земле будет другая.

В начале своих исследований все трое учёных сомневались: а не выдумывают ли (или хотя бы не приукрашивают) те, кто рассказывает о своих фантастических переживаниях? Почему подобных свидетельств так мало? Почему мы стали узнавать об этом лишь недавно?

Однако оказалось, что такие случаи вовсе не редкость, Сабом позже читал курс лекций о жизни после смерти и по окончании каждой лекции приглашал желающих выступить. Всякий раз в аудитории из 30-35 человек находились один или двое, сообщавших, что и на их долю выпали подобные переживания. И хотя эти переживания различались в деталях, в целом они совпадали и не зависели от социального положения, профессии и так далее. У верующих и неверующих, у простых людей и учёных – одно и то же.

На вопрос: «Почему вы до сих пор никому об этом не рассказывали?», как правило, следовал ответ: «Я боялся, что мне не поверят, будут высмеивать или сочтут ненормальным».

Встречались и такие, кто просто не мог осмыслить происшедшее с ними. Один из них, пытаясь объяснить случившееся, сказал: «Да, это было, хотя этого не должно было быть».

А второй завершил свой рассказ словами: «Это открыло мне новый мир… Думаю, есть ещё немало такого, что я должен найти и понять».

Многим трудно было найти слова для описания того, что они пережили. Они говорили: «В нашем языке нет таких слов… Это другое… Это не наш мир,..»

Все трое учёных пишут от искренности рассказчиков и о том, что у них не было сомнений, что всё это произошло на самом деле. Многие узнали ближе, что такое смерть, пришли к вере в Бога и изменили свой образ жизни: стали серьёзнее и глубже. Некоторые переменили профессию – пошли работать в больницы или дома для престарелых, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи.

Один из побывавших «там» сказал, что, по его мнению, всё было показано ему Богом. Он может объяснить это только так. Теперь он знает, что есть не только смерть, но и жизнь после смерти. Проникнув в эту великую тайну, он утратил страх, Он думает, что Бог не хотел его смерти, а дал ему взглянуть на эту тайну и отправил назад.

Соприкосновение с тем, что пребывает за гробом, меняет характер людей в лучшую сторону.

Большая перемена произошла и с самим доктором Сабомом. Свою научную, во многом статистическую книгу он завершает на религиозной ноте. Он пишет, что, встречаясь лицом к лицу со смертью, люди восприняли многое от Духа и это сохранилось в их жизни. Заключительная фраза его книги – цитата из 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам: «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 12-13).

Петр Калиновский. ПЕРЕХОД

ГЛАВА 4
Доктор Михаил Сабом и его проверочные работы.
Несколько свидетельств о продолжении жизни после смерти тела.
Сомнения. Необычность описанного.
"Да, это было, но этого не могло быть".
Часто ли это бывает? Трудность собирания материала.
Новым знанием делятся неохотно.
Его влияние на характер и образ жизни.

В предыдущей главе было приведено много свидетельств о жизни души независимо от тела и после смерти тела. Сообщения, сделанные докторами Муди, Сабомом, Кюблер-Росс и другими, очень интересны и важны. Случаи тщательно отобраны. В большинстве своем - это клинические истории болезни с описанием заболевания, характера смерти, примененных методов оживления и свидетельств людей, возвращенных к жизни.

Рассказы о пережитом "на той стороне" искренни и схожи, отличаясь друг от друга только в деталях; люди разных уровней образования, разных профессий, национальностей, пола, возраста и так далее говорят об одном и том же. Это поражало всех ученых, занимавшихся этим вопросом. Необразованная женщина видела и переживала -то же самое, что и профессор психологии. Обычно часть человека, вышедшая из тела, видела свое тело со стороны, часто сверху, видела врачей и сестер, старавшихся оживить его, и все, что происходило вокруг, а немного позже воспринимала и много другое.

Несмотря на их правдивость и искренность, эти сообщения все еще не были абсолютно доказательны, так как во многом они основывались на рассказах людей, прошедших через временную смерть. Не хватало объективной научной проверки - действительно ли существует этот, как его называют ученые, феномен продолжения жизни после смерти тела.

Следующий шаг сделал доктор Сабом. Он организовал проверочные наблюдения и подтвердил, а по сути доказал, что сообщения о жизни после смерти не выдумка и что личность после смерти тела действительно продолжает существовать, сохраняя способность видеть, слышать, думать и чувствовать. Доктор Михаил Сабом - профессор медицинского факультета в университете Эмори в Соединенных Штатах Америки. Он специалист-кардиолог, член Американского общества кардиологов и имеет большой практический опыт реанимации (оживления). Его книга на английском языке "Воспоминания о смерти" с подзаголовком "Медицинское исследование" вышла в 1981 году. Доктор Сабом подтвердил то, о чем писали другие, но главное в его книге не это. Он провел ряд исследований, сопоставляя рассказы своих пациентов, переживших временную смерть, с тем, что фактически происходило в то время, когда они находились "по ту сторону", и что было доступно объективной проверке. Результаты его трудов подтвердили вышеописанные наблюдения других ученых. После смерти тела жизнь продолжается. Сомневаться в этом могут только те, кто не знаком с последними достижениями медицинской науки, изучающей смерть.

Доктор Сабом пишет, как он пришел к изучению этого вопроса. Он работал в больнице на ночных дежурствах со срочными вызовами к умирающим. В это время его взгляды на смерть было очень простыми. Он пишет: " Если бы меня спросили, что я думаю о смерти, я ответил бы, что, когда приходит смерть, человек умирает, и это все". Он строго отделял науку от религии и видел смысл религии в моральных предписаниях и утешении умирающих. Он был человеком неверующим, признавая только науку, и в своей работе доверял только точным лабораторным и техническим данным. Конечно, иногда наталкивался на что-либо необъяснимое, но тогда считал, что позже наука объяснит и это.

С книгой Муди "Жизнь после жизни" он познакомился в 1976 году и описанным там случаям сначала не придал особого значения. Книжный рынок тогда, как и теперь, был наводнен самой дикой фантастикой. Книгу Муди легко было принять за интересную выдумку, однако Сабом заинтересовался и начал расспрашивать своих пациентов. Их рассказы подтвердили описанное Муди, и доктор Сабом был поражен искренностью людей, прошедших через временную смерть, и одинаковостью их переживаний.

Его больные, испытавшие состояние временной смерти, обычно никому до него о пережитом не рассказывали, друг друга не знали, и тем не менее все их рассказы говорили об одном и том же. Так, например, эти люди рассказывали, что, выйдя из тела, они могли свободно перемещаться, куда им угодно, и могли видеть и слышать происходившее в других комнатах и коридорах больницы, на улице и так далее. Они могли делать это в то время, когда их тело лежало бездыханным на операционном столе. Они могли видеть со стороны свое собственное тело и все, что с ним делали врачи и сестры, старавшиеся вернуть его к жизни.

Доктор Сабом решил проверить эти удивительные сообщения, посмотрев на них со стороны глазами объективного исследователя. Он проверял, совпадают ли рассказы больных с тем, что в это время происходило на самом деле. Действительно ли применялись те медицинские аппараты и методы оживления, которые описывали люди, бывшие в это время мертвыми, действительно ли в других комнатах, отдаленных от той, в которой находился умерший, происходило то, что последний видел и описывал.

Доктор Сабом собрал и опубликовал 166 случаев. Все они проверены им лично. Он сверял рассказы больных с историями болезни, расспрашивал тех людей, которых видели и слышали его пациенты, возвращенные к жизни, опять-таки сверяя показания тех и других. Так, например, он проверял, действительно ли описанные люди находились в комнате для ожидающих и в какое именно время. Он составлял точные протоколы с учетом места, времени, участников, произнесенных слов и так далее. Для своих наблюдений он отбирал только психически здоровых и уравновешенных людей.

Такая проверка полностью подтвердила существование изучаемого феномена. Подтвердилось, что после смерти тела существование личности продолжается. Какая-то часть человека остается жить, она видит, слышит, думает и чувствует, как и раньше.

В то время когда тело было мертвым, люди видели не только включенные аппараты, но и стрелки их манометров в том положении, которое они принимали в действительности, он детально и точно описывали машины и приборы, которых они раньше не видели и о существовании которых не знали. Они слышали разговоры врачей и сестер; наблюдая сверху, они видели их прически и головные уборы, видели, что происходило за стенами комнаты, в которой лежало их тело, и так далее. Все эти удивительные сообщения получили достоверное подтверждение.

Для иллюстрации приводим несколько примеров из сообщений доктора Сабома.
Тяжелый сердечный приступ с остановкой сердца у 44-летнего мужчины. Для оживления пришлось применить несколько электрических шоков. Умерший наблюдал происходившее с позиции вне своего физического тела и позже смог сделать детальное описание.

"Я был как-то отдельно, стоял в стороне. Я не участвовал, а смотрел безучастно, меня это не очень интересовало... Прежде всего впрыснули что-то через резинку, которая там для вливаний... потом они подняли меня и положили на доску. И тогда один из докторов начал бить по моей груди. Они раньше давали мне кислород - такая резиновая трубочка для носа, а теперь они ее вынули и положили на лицо маску. Она покрывает рот и нос. Она для давления... светло-зеленого цвета... Я помню, как они вкатили столик, на котором было что-то, как лопасти. И на нем был манометр, квадратный, с двумя стрелками. Одна стояла, а другая двигалась... она двигалась медленно, не прыгала сразу, как на вольтметре или других приборах. Первый раз она дошла до... между третью и половиной шкалы. И они повторили это, и она прошла больше половины, а на третий раз почти три четверти. Неподвижная стрелка дергалась каждый раз, когда они толкали эту штуку и кто-то возился с ней. И я думаю, они ее починили и она остановилась, а другая двигалась... И были две лопасти с проводами от них; это - как два круглых диска с ручками. Они держали в каждой руке по диску и клали на мою грудь. На ручке были маленькие кнопки... я видел, как меня дергало..." (с. 48).

Персонал, участвовавший в реанимации, подтвердил этот рассказ во всех деталях.
Второй случай: 60-летний рабочий, переживший остановку сердца, рассказал: "...умирая, я видел там мое тело и мне было жаль бросать его... я видел все, что делалось... сперва не знал, кто это был, и тогда я посмотрел очень близко и увидел себя и не мог этого понять... как же это? Я смотрел сверху и тихо поднимался все выше".

Потом он описывает, что делали с его безжизненным телом врачи и сестры: "Я все понимал... и я видел моих родных в приемном покое госпиталя... совершенно ясно... они стояли там - моя жена, мой старший сын, моя дочь, а также доктор... нет, не было никакой возможности, чтобы я был где-то там, меня в это время оперировали... но я видел их и чертовски хорошо знаю, что я был там... я не знал, что происходит и почему они плакали. А потом я пошел дальше, я попал в другой мир" (с. 154).

Доктор Сабом позже расспросил жену и дочь своего пациента. Жена полностью подтвердила рассказ своего мужа. Дочь тоже "помнила, что в это время они втроем были в комнате для ожидающих и разговаривали с врачом ее отца.

Такое состояние временной смерти может наступить у человека не только при остановке сердца, но и при других обстоятельствах, например во время хирургической операции. Доктор Сабом приводит один из таких; случаев. Его пациент был в состоянии клинической смерти, под глубоким наркозом, с остановившимся сердцем и, конечно, без сознания. Он был с головой укрыт операционными простынями и физически не мог ничего видеть или слышать. Позже он описал свои переживания. Он видел в деталях операцию на своем собственном сердце, и его рассказ соответствовал тому, что действительно происходило.

Вот короткие выдержки из его длинного рассказа: "Анестезист обезболил эту часть и вставил туда эту штуку (внутривенно). Я, очевидно, заснул, я ничего не помню, как они перевезли меня из этой комнаты в ту, где оперируют. А потом вдруг я увидел, что комната освещена, но не так ярко, как я ожидал. Мое сознание вернулось... но они уже что-то сделали со мной... моя голова и все тело были покрыты простынями... и тогда я вдруг начал видеть то, что делается... я как бы был на пару футов над моей головой, будто был еще одной персоной в комнате... я видел двух докторов, как они зашивали меня... они пилили грудную кость... я мог бы нарисовать вам пилу и вещь, которой они раздвигали ребра... она была завернута вся вокруг и была из хорошей стали, без ржавчины..."
Он описывает ход операции: "...много инструментов... они (доктора) называли их зажимами... я удивился, я думал, что везде будет много крови, а ее было очень мало... и сердце не такое, как я думал. Оно большое; большое сверху и узкое внизу, как континент Африка. Сверху оно розовое и желтое. Даже жутко. А одна часть была темнее, чем остальное, вместо того чтобы все было одного цвета... Доктор С. стоял с левой стороны, он отрезал кусочки от моего сердца и вертел их так и этак и долго рассматривал... и у них был большой спор, нужно ли делать обвод или нет. И решили этого не делать... У всех докторов, кроме одного, ботинки были в зеленых чехлах, а этот чудак был в белых ботинках, покрытых кровью... это было странно и, по-моему, антигигиенично..." (с. 93 - 96).

Описанный больным ход операции совпадал с записями в операционном журнале, сделанными, конечно, другим стилем.

В истории болезни было отмечено, что восстановить кровообращение было трудно - подтверждение тому, что больной действительно пережил состояние временной смерти.
Очень интересно самое начало этого рассказа, когда больной, сам не размышляя и не стараясь понять, описывает простыми словами два совершенно разных состояния: глубокого наркоза и клинической смерти. В первом случае - потеря сознания, полное "ничто"; во втором - способность со стороны видеть свое собственное тело и все окружающее, способность видеть, слышать, думать и чувствовать, находясь вне своего тела.

Повторяю его слова: "Анестезист обезболил эту часть и вставил туда эту штуку. Я, очевидно, заснул, я ничего не помню, как они перевезли меня из этой комнаты в ту, где они оперируют". Это - действие наркоза. Многие из нас точно так, но ошибочно, представляют себе и смерть - полное ничто, отсутствие каких-либо восприятий. Однако больной продолжает: "А потом я вдруг увидел... мое сознание вернулось... я видел двух докторов, как они зашивали меня, я слышал их разговоры, я мог понимать... я был вне моего тела". Это не наркоз, а продолжение жизни души после смерти тела, в данном случае после временной смерти тела.

Конечно, многие совсем иначе представляют себе смерть. Тем из нас, кто отошли от христианства и о Боге и о душе вообще не вспоминают, тем трудно принять факт, что после смерти тела какая-то часть человека продолжает сознательное существование.
Это относится и ко многим врачам. Возникали сомнения и у ученых, изучавших феномен "жизни после жизни".

Конечно, рассказы, вроде приведенных выше, когда вы их слышите в первый раз, могут показаться просто выдумками. Поверить в этой вот так, сразу, трудно, и не только вам или мне. Не сразу поверили и все трое названных нами ученых: Кюблер-Росс, Муди и Сабом.

Все трое - люди далекие от какой-либо фантастики, спокойные и серьезные ученые. Их книги написаны сухим, точным языком, без всяких украшений. Их целью являлось не удивить или развлечь читателя, а объективно проверить новые данные. Все сомнительное они отбрасывали и выводов по сути не делали, ограничиваясь изложением фактом.

Они долго не знали друг друга и работали отдельно, но результаты наблюдений всех троих оказались идентичными. Все они начали работу, будучи скептиками, верившими науке, а не религии, ожидая, что их исследования, скорее всего, покажут ошибочность и ненаучность верований в загробную жизнь. Но все трое были объективными учеными и, встретив неожиданное, не побоялись признать его и подтвердить своим авторитетом, хотя это могло уронить их в глазах собратьев-ученых, в большинстве своем настроенных скептически. Все трое стали людьми верующими. Доктор Кюблер-Росс, отвечая на вопрос, сказала, что для нее это не вопрос веры, потому что она совершенно твердо знает, что после этой жизни на земле будет другая.

В начале своих трудов все трое ученых встретились с сомнениями; а не выдумывают ли или хотя бы не приукрашивают те, кто рассказывает о своих фантастических переживаниях? Почему так мало подобных свидетельств? Почему мы начали узнавать об этом только так недавно?

Однако оказалось, что такие случаи совсем не редкость. Доктор Сабом позже начал читать лекции о жизни после смерти и по окончании лекции приглашал желающих выступать. Каждый раз в аудитории из 30-35 человек находились один или двое, сообщавших, что и на их долю выпали подобные переживания. И все эти переживания, хотя и разнились в деталях, в основном были близки одно к другому у людей разного социального положения, профессии и так далее. У верующих и у неверующих, у простых людей и у ученых - одно и то же.

На вопрос: "Почему вы до сих пор никому об этом не рассказывали?" - обычно следовал ответ: "Я боялся, что мне не поверят, будут высмеивать или сочтут ненормальным".

Были и такие, которые просто не могли освоить происшедшее. Один из них, пытаясь объяснить, сказал: "Да, это было, но этого не могло быть".

Все трое ученых пишут об искренности тех людей, которые рассказывали о пережитом, и что у них не было сомнений, что все это произошло на самом деле. Многие из тех, кто ближе узнал, что такое смерть, пришли к вере в Бога и изменили свой образ жизни: они стали серьезнее и глубже. Некоторые переменили профессию, некоторые пошли работать в больницы или дома для престарелых, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи.

Один из побывавших "там" мужчин, закончив свой рассказ, сказал, что, по его мнению, все это было показано ему Богом. Он" может объяснить это только так. Теперь он знает, что есть жизнь после смерти, а не просто смерть. Проникнув в этот большой секрет, он потерял страх. Он думает, что Бог не хотел его смерти, а дал ему взглянуть на эту большую тайну и потом отправил его назад.

Соприкосновение с тем, что лежит за гробом, меняет характер людей в лучшую сторону.

Большая перемена произошла и с самим доктором Сабомом. Он кончает свою научную, во многом статистическую книгу на религиозной ноте. Он пишет, что, встречаясь лицом к лицу со смертью, люди получали что-то от Духа (с большой буквы), что оставалось потом в их жизни. А последняя фраза его книги - это цитата из 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам: "Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор. 13,12-13).

(Продолжение следует)

Несколько свидетельств подтверждающих продолжение жизни после смерти физического тела человека.
Рассказы о пережитом “ ” искренни и похожи между собой, отличны лишь в деталях; люди с разным уровнем образования, различных профессий, национальностей, пола, возраста и т. д. рассказывают об одном и том же. Это поражало всех исследователей, которые занимались этим вопросом. Малообразованная женщина видит и переживает то же самое, что и академик. Как правило часть человека, выходившая из тела, могла видеть свое тело со стороны, часто сверху, видела медиков, пытавшихся оживить его, и все, происходящее вокруг, а немного поздней воспринимала и многое другое.

Несмотря на искренность, такие сообщения все же не были совершенно доказательными, так как в большинстве своем они основывались на рассказах людей, которые прошли через временную смерть. Не доставало объективной научной проверки – в действительности ли существует феномен продолжения жизни после смерти физического тела.

Следующий шаг был сделан доктором Сабом. Им были организованы проверочные наблюдения подтвердившие, а по сути доказавшие, что не выдумки и что личность после смерти тела в действительности продолжает свое существование, сохранив способности думать, видеть, слышать и чувствовать.

Доктор Михаил Сабом – профессор медицинского факультета в университете Эмори в США. Он специалист-кардиолог, член Американского общества кардиологов и у него имеется большой практический опыт в области реанимации (оживления).

С книгой “Жизнь после жизни” он познакомился в 1976 г. и описываемым там случаям вначале не придал серьезного значения. Книжный рынок в те времена, как и теперь, был переполнен самой диковинной фантастикой. Рассказанное Моуди с легкостью можно было принять за любопытную выдумку, но все же Сабом заинтересовался и решил расспросить своих пациентов. Рассказанное ими подтверждало то о чем писал Моуди, и доктора Сабома поразила искренностью людей, которые прошли через временную смерть, и схожестью пережитого ими.

Его пациенты, побывавшие на пороге жизни и смерти, как правило никому до него о пережитом не говорили, между собой были не знакомы, и все же рассказанное ими говорило об одном и том же. Так, к примеру, пациенты рассказывали, что, выйдя из тела, они без труда, свободно перемещались, куда им хотелось, и видели и слышали то что происходило в других палатах и коридорах больницы, на улице и т. д. Они делали это тогда, когда их физическое тело лежало без признаков жизни на операционном столе. Они видели со стороны свое тело и все реанимационные мероприятия проводимые с ним в операционной.

Доктор Сабом захотел проверить эти невероятные сообщения, взглянув на них со стороны глазами объективного исследователя. Он начал проверять, совпадает ли рассказанное больными с происходящим в это время в действительности. На самом ли деле применяли те медицинские аппараты и методы реанимации, которые описывали люди, бывшие тем временем мертвыми, в действительности ли в других комнатах, отдаленных от той, в которой лежал умерший, происходило то, что последний видел и описывал.

Михаил Сабом насобирал и опубликовал 116 случаев, проверенных им лично. Он сверял рассказанное больными с историями болезни, расспрашивал людей, которых видели и слышали его больные, вернувшиеся после смерти, опять-же сверяя показания тех и других. Так, к примеру, он проверял, в действительности ли описанные люди были в комнате для ожидающих и в какое именно время. Он вел точные протоколы учитывая место, время, участники, произнесенные слова и т. д. Для своих исследований он отбирал лишь психически здоровых и уравновешенных людей.

Эта проверка полностью подтверждала существование изучаемого феномена. Было подтверждено, что после смерти физического тела существование личности продолжается. Некая часть человека остается жить, она способна видеть, слышать, думать и чувствовать, как и раньше.

Тогда когда тело было мертвым, люди видели не только включенные аппараты, но и стрелки их манометров в тех положениях, в которых они были фактически, они в деталях и точно давали описания машин и приборов, которых они ранее не видели и о существовании которых не знали. Они пересказывали разговоры медиков; наблюдая сверху, они описывали их прически и головные уборы, видели, происходящее за стенами комнаты, в которой находилось их тело, и так далее. Все эти удивительные сообщения были достоверно подтверждены. Для наглядности приведем несколько примеров из сообщений доктора Сабома.

Тяжелый сердечный приступ с остановкой сердца у 44-х летнего мужчины. Для оживления было применено несколько электрических шоков. Умерший следил за происходящим с позиции вне своего физического тела и в последствии дал детальное описание.

“Я был как-то отдельно, находился в стороне. Я ничего не участвовал, а наблюдал безучастно, мне это был не очень интересно… Вначале впрыснули что-то через резинку, которая там для вливания… после они меня подняли и уложили на доску. И тогда один доктор стал бить по моей груди. Они раньше давали мне кислород – такая резиновая трубка для носа, а потом они ее вытащили и положили на лицо маску. Она закрывает рот и нос. Она для давления… светло-зеленого цвета…

Я видел, как они закатили столик, на котором лежало что-то, как лопасти. И на нем находился манометр, квадратный, с двумя стрелками. Одна стояла, а другая двигалась… она двигалась медленно, не прыгала сразу, как на вольтметре или другом приборе. Первый раз она дошла до… между третью и половиной шкалы. И они повторили это, и она прошла больше половины, а в третий раз почти три четверти. Неподвижная стрелка дергалась всякий раз, когда они толкали эту штуку и кто-то возился с ней. И я думаю, они ее починили и она остановилась, а другая двигалась… И были две лопасти с проводами от них; это – как два круглых диска с ручками. Они держали а руках по диску и клали мне на грудь. На ручке были маленькие кнопочки… я видел, как меня дергало…”.

Персонал, принимавший участие в реанимации, подтвердил сказанное во всех деталях.


Второй случай: 60-ти летний рабочий, который пережил остановку сердца, говорил: “…умирая, я увидел там мое тело и мне было жалко оставлять его… я видел все, что делали… вначале не знал, кто это был, и тогда я посмотрел с близкого расстояния и увидал самого себя и не мог этого понять… как же это? Я смотрел сверху тихо поднимаясь все выше”.

После он описал, что делали медики с его безжизненным телом: “Я все осознавал…, и я видел моих родственников в приемном покое госпиталя… абсолютно ясно… они находились там – моя жена, мой старший сын, моя дочь, и доктор… нет, было невозможно, чтобы я находился где-то там, мне же в это время делали операцию… но я видел их и очень хорошо знаю, что я был там… я не знал, что произошло и почему они плачут. А после я отправился дальше, я попал в другой мир”.

Доктор Сабом позднее расспрашивал жену и дочь больного. Жена полностью подтвердила рассказанное мужем. Дочь также помнила, что тогда они втроем находились в комнате для ожидающих и говорили с доктором ее отца.

Больной находился , под глубоким наркозом, с остановившимся сердцем. Его с головой укрыли операционными простынями и физически не мог ничего увидеть или услышать. Позднее он рассказал о своих переживаниях. Он наблюдал в деталях операцию на своем собственном сердце, и его рассказ соответствовал тому, что в действительности происходило.

Вот небольшие выдержки из его длинного рассказа: “Анестезист обезболил эту часть и вставил туда эту штуку (внутривенно). Я, вероятно, уснул, я ничего не припоминаю, как они перевозили меня из этой комнаты в ту, где делают операции. А потом неожиданно я увидал, что комната освещена, но не так ярко, как я мог ожидать. Мое сознание возвратилось… но они уже что-то сделали со мной… моя голова и все тело были закрыты простынями… и тогда я неожиданно стал видеть то, что происходит… я как бы был на пару футов над моей головой, словно был еще одной персоной в операционной… я видел двух врачей, как они зашивали меня… они пилили грудную кость… я смог бы нарисовать вам пилу и вещь, которой они раздвигали ребра… она была завернута вся вокруг и была из хорошей стали, без ржавчины…”.

Он описал ход операции: “…много инструментов… они (врачи) говорили на них зажимы… я был удивлен, я думал, что везде должно быть много крови, а ее было очень мало… и сердце выглядит не так, как я думал. Оно большое; большое сверху и узкое к низу, как африканский континент. Вверху оно розовое и желтое. Даже жутко. А одна часть была темней, чем остальное, вместо того чтобы все было одного цвета… Доктор С. стоял с лева, он отрезал кусочки от моего сердца и вертел их так и этак и долго рассматривал… и они много спорили, надо ли делать обвод или нет. И решили этого не делать… У всех врачей, кроме одного, ботинки были в зеленых чехлах, а этот чудак был в белых ботинках, покрытых кровью… это было странным и, по-моему, антигигиенично…”.

Описание хода операции пациентом, совпадало с записью в операционном журнале, сделанной, разумеется, другим стилем.
В истории болезни отмечалось, что восстановить кровообращение было трудно – подтверждением тому, больной в действительности пережил состояние клинической смерти.
Очень любопытно самое начало рассказанного, когда больной, сам не думая и не пытаясь понять, описывает простыми словами два абсолютно разных состояния: глубокого наркоза и клинической смерти. В первом случае потеря сознания, полное “ничто”; во втором возможность со стороны наблюдать за своим собственным телом и за всем окружающим, способности думать, видеть, слышать и чувствовать, находясь вне своего тела.

Повторяю его слова: “Анестезист обезболил эту часть и вставил туда эту штуку. Я, вероятно, заснул, я ничего не припоминаю, как они перевозили меня из этой комнаты в ту, где делают операции”. Это – действие наркоза. Многие из нас точно так, но ошибочно, представляют себе и смерть – абсолютное ничто, отсутствие каких-то восприятий. Однако пациент продолжает: “А потом я неожиданно я увидал… мое сознание возвратилось… я видел двух врачей, как они зашивали меня, я слышал их разговоры, я мог понимать… я был вне моего тела”. Это уже не наркоз, а продолжение жизни души после смерти тела, в этом случае после временной смерти физического тела.

Конечно, многие по другому представляют себе смерть. Тем кто отошел от христианства и от Бога, и о душе вообще не вспоминают, тем трудно принять факт, что после смерти тела какая-то часть человека продолжает осознанное существование.
Это имеет отношение и к многим врачам. Появлялись сомнения и у ученых, изучавших феномен “жизни после смерти”.

Конечно, рассказанное выше, когда вы о подобном слышите впервые, может показаться простой выдумкой. Поверить в это вот так, сразу, трудно, и не только вам или мне. Не сразу поверили в это и ученые: Моуди и Сабом.
Они – люди далекие от какой-то фантастики, спокойные и серьезные ученые. Их книги написаны сухим, точным языком, без каких либо прикрас. Их целью было не удивлять или развлекать читателя, а объективно проверить новые данные. Все сомнительное они отбрасывали и выводов по сути не делали, ограничиваясь изложенными фактами.

Рассказывает польский журналист А. Донимирский, автор книги "Один ли раз мы живем?":

"Инженер Стефан Янкович в 1964 году попал в тяжелую автомобильную катастрофу. Он был выброшен из машины и найден на дороге без сознания. Будучи возвращенным к жизни, инженер описал свои "видения" начиная с момента потери сознания. Янкович говорит о трех фазах этого "сна".

Первая фаза началась сразу после потери сознания, в образе пребывания вне тела. Янкович был убежден, что умер, однако не ощущал никакого страха, а скорее интерес, что же сейчас произойдет? Чувствовал, что как бы плывет, а также слышит разные голоса, видит фигуры и т. д. Янкович рассказывает:

Казалось, что кто-то меня несет, кто-то заботится обо мне и управляет мной, проводя все выше, в иной мир, поскольку я был там абсолютным новичком.

По мере вознесения вверх инженера наполнял покой, возвращалось чувство равновесия, утраченное в момент автокатастрофы.

Вторая фаза. Теперь он парил над местом автомобильной аварии.

Я видел свое тяжко израненное, безжизненно лежавшее тело. Видел машину и людей, собравшихся вокруг нее. Я мог хорошо слышать, о чем они переговаривались между собой. Врач сделал мне какой-то укол. Я слышал, как он говорил, что у меня сломаны ребра и поэтому нельзя сделать массаж сердца. Обратил внимание и на то, что он разговаривал со смешным итальянским акцентом. Наконец врач сказал: "Ничего нельзя поделать. Он уже мертв".

Третья фаза. Янкович вспоминает ее как своего рода фантастический спектакль, состоявший из ряда образов и сцен из прожитой им жизни. Каждая сцена или каждый фрагмент жизни воспроизводились с мельчайшими подробностями.

Однако у "режиссера", - говорит Янкович, - имелся свой особенный способ "инсценировки", поскольку сначала я видел последнюю сцену, то есть момент моей смерти. А уже потом наблюдал другие сцены - одну за другой, вплоть до дня моего рождения. Очередность демонстрации сцен, следовательно, была противоположной истории моей жизни. В этом "спектакле" был я не только главным актером, но одновременно и зрителем. Это очень трудно объяснить. Я как бы "плавал" в некоем пространстве, где раздвоился и видел себя со стороны, слышал все, что говорил…

Укол прямо в сердце, сделанный врачом, вернул инженера Янковича к жизни".

"Веками люди, находившиеся на волосок от смерти - бывшие в состоянии глубокого беспамятства, возвращались потом к жизни и рассказывали, что пережили. По их словам, они видели свое безжизненное тело, потом видели некий ослепительный свет, вслед за этим - прекрасный пейзаж, на фоне которого появлялись духи умерших дорогих им людей" - так начинается книга М. Сэмбона "Воспоминания о смерти. Медицинские исследования" (Нью-Йорк, 1986).

Как видно по названию, эта книга - не эссе и тем более не роман. Это рассуждения хирурга из штата Джорджия, записавшего рассказы людей, которые побывали на пороге смерти.

Сорокатрехлетний служащий говорит:

Я проник в светящийся круг. Навстречу мне вышли дедушка с бабушкой, отец и дядя, недавно покончивший жизнь самоубийством. Все они были одеты в белые халаты и улыбались. Никогда прежде я не видел их такими здоровыми и счастливыми. Я потянулся обнять их, но они дружно отстранились от меня. Отошли в сторону, молчаливыми кивками прощаясь со мной. Бабушка обернулась, уходя, и сказала: "Вскоре мы встретимся вновь".

А вот еще один рассказ из книги "Воспоминания о смерти" - сообщение менеджера из штата Флорида, который в 1970 году попал в автокатастрофу. Его привезли в операционную, и там он потерял сознание.

Я оказался в темном черном тоннеле, - вспоминает менеджер, - но в глубине тоннеля был виден свет, как будто кто-то держал там в руке зажженную лампу. Я двинулся по направлению к свету. И тут вдруг обнаружил, что несусь вперед по воздуху со страшной скоростью. Свет становился все ярче. Все вокруг было уже не черного, а голубого цвета прекрасного оттенка, которого я никогда ранее не видел… Потом я почувствовал, как кто-то погладил меня по голове, и услышал приказывающий голос: "Возвращайся. Твое дело на Земле еще не закончено…" Голос был столь громким, что напоминал гром.