Вопросы по содержанию мертвых душ. Тест по поэме «Мёртвые души. Зачем Чичикову мертвые души

1. По какому плану Н.В. Гоголь строит характеристику по-мещиков в поэме «Мертвые души»?

Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова.

2. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

3. Какую роль играет мотив дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мерт-вые души»?

Является связующим звеном сюжета, усиливает динамизм поэмы, объединяет время и пространство.

4. Для чего Чичиков скупал мертвые души?

Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых и получить деньги, разбогатеть.

5. Для чего Н.В. Гоголь вводит в поэму «Мертвые души» притчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче?

Показывает писателей, которые закрывают глаза на недо-статки, лишь бы не выносить сор из избы.

6. Как предполагал Н.В. Гоголь построить поэму «Мертвые души»?

Поэма должна была состоять из трех частей, наподобие «Бо-жественной комедии» Данте. Три тома «Мертвых душ» должны были соответствовать трем частям «Божественной комедии». Пер-вый том отражал бы ад современной действительности, второй включил бы положительные образы и герой проходил бы через чистилище, третий рисовал бы гармоничное общество — рай.

7. К какому жанру можно отнести «Мертвые души» Н.В. Го-голя? Почему?

Поэма, подобно поэмам Гомера, с эпическим размахом изо-бражает всю Россию; образцом сюжета послужила поэма Данте «Божественная комедия»; большое место занимают лирические отступления.

8. Каковы особенности композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мерт-вые души»?

Действие разворачивается во времени и пространстве, что дос-тигается при помощи мотива дороги; в произведение включены лирические отступления, вставные эпизоды, вставная повесть; галерея помещиков построена по принципу разоблачающей гра-дации.

9. Какое значение в раскрытии идейного смысла поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» имеет «Повесть о капитане Ко-пейкине»? Материал с сайта

К сюжету вставная повесть имеет косвенное отношение, но она расширяет представление о бюрократизме чиновничества. Она за-вершает идею первого тома и включает размышления о подлинном и мнимом патриотизме, о незащищенности защитника отечества — заслуженного героя, о противоречиях в жизни России.

10. В чем состоит конкретный и метафорический смысл на-звания поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Конкретное — мертвыми душами называли крестьян, которые по официальным документам до следующей переписи (переписи проводились раз в пять лет) числились живыми, но в период между переписями умерли; метафорический — мертвые души — это чи-новники, помещики, составляющие бездушный мир России.

«Мертвые души» — поэма на века. Пластика изображаемой действительности, комичность ситуаций и художественное мастерство Н.В. Гоголя рисуют образ России не только прошлого, но и будущего. Гротескная сатирическая реальность в созвучии с патриотическими нотками создают незабываемую мелодию жизни, которая звучит сквозь столетия.

Коллежский советник Павел Иванович Чичиков отправляется в дальние губернии, чтобы купить крепостных. Однако его интересуют не люди, а только фамилии умерших. Это необходимо для подачи списка в опекунский совет, что «обещает» большие деньги. Дворянину с таким количеством крестьян были все двери открыты. Для реализации задуманного он наносит визиты помещикам и чиновникам города NN. Все они обнаруживают свой корыстный нрав, поэтому герою удается заполучить желаемое. Также он планирует выгодную женитьбу. Однако итог плачевен: герой вынужден бежать, так как его планы становятся общеизвестными благодаря помещице Коробочке.

История создания

Н.В. Гоголь считал А.С. Пушкина своим учителем, «подарившем» благодарному ученику сюжет о похождениях Чичикова. Поэт был уверен, что только Николаю Васильевичу, обладающему от бога неповторимым талантом, подвластно реализовать эту «задумку».

Писатель любил Италию, Рим. На земле великого Данте он приступил к работе над книгой, предполагающей трёхчастную композицию, в 1835 году. Поэма должна была быть похожей на «Божественную комедию» Данте, изображать погружение героя в ад, его странствия в чистилище и воскрешение его души в раю.

Творческий процесс продолжался в течение шести лет. Замысел грандиозной картины, изображающей не только «всю Русь» настоящую, но и будущую, раскрывал «несметные богатства русского духа». В феврале 1837 года умирает Пушкин, «священным завещанием» которого для Гоголя становятся «Мертвые души»: «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою». Первый том был завершён летом 1841 года, однако не сразу нашёл своего читателя. У цензуры вызвала возмущение «Повесть о капитане Копейкине», а название привело в недоумение. Пришлось пойти на уступки, начав заголовок с интригующей фразы «Похождения Чичикова». Поэтому книга была опубликована лишь в 1842 году.

Спустя некоторое время, Гоголь пишет второй том, но, недовольный получившимся результатом, сжигает его.

Смысл названия

Название произведения вызывает противоречивые толкования. Использованный приём оксюморона рождает многочисленные вопросы, на которые хочется поскорее получить ответы. Заголовок символичен и многозначен, поэтому «тайна» открывается не каждому.

В прямом значении, «мертвые души» — это представители простого народа, ушедшие в мир иной, но ещё числящиеся за своими хозяевами. Постепенно происходит переосмысление понятия. «Форма» как бы «оживает»: реальные крепостные, со своими привычками и недостатками, предстают перед читательским взором.

Характеристика главных героев

  1. Павел Иванович Чичиков – «господин средней руки». Несколько приторные в обращении с людьми манеры не лишены изысканности. Воспитан, опрятен и деликатен. «Не красавец, но и не дурной наружности, не … толст, ни …. тонок…». Расчетлив и осторожен. Коллекционирует ненужные безделушки в своем ларчике: авось, пригодится! Во всем ищет выгоду. Порождение худших сторон предприимчивого и энергичного человека нового типа, противопоставленного помещикам и чиновникам. О нем мы написали подробнее в сочинении «».
  2. Манилов — «рыцарь пустоты». Белокурый «сладенький» болтун «с голубыми глазами». Скудость мысли, уход от реальных трудностей он прикрывает прекраснодушной фразой. В нём отсутствуют живые стремления и какие-либо интересы. Его верные спутники — бесплодное фантазерство и бездумная болтовня.
  3. Коробочка — «дубинноголовая». Пошлая, глупая, скупая и прижимистая натура. Отгородилась от всего окружающего, замкнувшись в своем имении – «коробке». Превратилась в тупую и жадную женщину. Ограниченна, упряма и бездуховна.
  4. Ноздрев — «исторический человек». Запросто может приврать, что ему заблагорассудится, и обмануть кого угодно. Пустой, вздорный. Мнит себя широкой натурой. Однако поступки обличают безалаберного, сумбурно – безвольного и одновременно наглого, беспардонного «самодура». Рекордсмен по попаданию в каверзные и нелепые ситуации.
  5. Собакевич — «патриот русского желудка». Внешне напоминает медведя: неповоротливого и неуемного. Совершенно неспособен понять самых элементарных вещей. Особый тип «накопителя», умеющего быстро приспосабливаться к новым требованиям современности. Ничем не интересуется, кроме ведения хозяйства. мы охарактеризовали в одноименном эссе.
  6. Плюшкин — «прореха на человечестве». Существо непонятного пола. Яркий образец нравственного падения, полностью утратившего свой естественный облик. Единственный персонаж (кроме Чичикова), имеющий биографию, «отражающую» постепенный процесс деградации личности. Полнейшее ничтожество. Маниакальное накопительство Плюшкина «выливается» в «космические» масштабы. И чем больше им овладевает эта страсть, тем меньше в нем остается от человека. Его образ мы подробно разобрали в сочинении .
  7. Жанр и композиция

    Изначально произведение зарождалось как авантюрно — плутовской роман. Но широта описываемых событий и историческая правдивость, будто «спрессованные» между собой, дали повод «заговорить» о реалистическом методе. Делая точные замечания, вставляя философские рассуждения, обращаясь к разным поколениям, Гоголь насыщал «своё детище» лирическими отступлениями. Нельзя не согласиться с тем мнением, что творение Николая Васильевича — комедия, так как в ней активно используются приемы иронии, юмора и сатиры, наиболее полно отражающие абсурд и произвол «эскадрона мух, господствующего на Руси».

    Композиция кольцевая: бричка, въехавшая в город NN в начале повествования, покидает его после всех перипетий, произошедших с героем. В это «кольцо» вплетаются эпизоды, без которых целостность поэмы нарушается. В первой главе даётся описание губернского города NN и местного чиновничества. Со второй по шестую главы автор знакомит читателей с помещичьими усадьбами Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Седьмая – десятая главы — сатирическое изображение чиновников, оформление состоявшихся сделок. Вереница перечисленных событий завершается балом, где Ноздрев «повествует» об афёре Чичикова. Реакция общества на его заявление однозначна — сплетни, которые, как снежный ком, обрастают небылицами, нашедшими преломление, в том числе, в новелле («Повесть о капитане Копейкине») и притче (о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче). Ввод этих эпизодов позволяет подчеркнуть, что судьба отчизны напрямую зависит от людей, в ней проживающих. Нельзя равнодушно взирать на творящиеся вокруг безобразия. Определённые формы протеста в стране зреют. Одиннадцатая глава — биография образующего сюжет героя, разъясняющая, чем он руководствовался, совершая то или иное деяние.

    Связующей композиционной нитью является образ дороги (вы можете больше узнать об этом, прочитав сочинение « » ), символизирующий собой путь, который проходит в своём развитии государство «под скромным названием Русь».

    Зачем Чичикову мертвые души?

    Чичиков не просто хитрый, но и прагматичный. Его изощрённый ум готов из ничего «слепить конфетку». Не имея достаточного капитала, он, будучи неплохим психологом, пройдя хорошую жизненную школу, владея искусством «польстить каждому» и выполняя завет отца «беречь копейку», затевает великую спекуляцию. Она заключается в простом обмане «власть имущих», чтобы «нагреть руки», иначе говоря, выручить огромную сумму денег, обеспечив тем самым себя и свою будущую семью, о которой Павел Иванович мечтал.

    Имена купленных за бесценок мертвых крестьян заносились в документ, который Чичиков мог отвести в казенную палату под видом залога в целях получения кредита. Он заложил бы крепостных, как брошь в ломбарде, и мог перезакладывать их всю жизнь, благо никто из чиновников не проверял физического состояния людей. За эти деньги делец купил бы и настоящих работников, и имение, и зажил бы на широкую ногу, пользуясь благосклонностью вельмож, ведь богатство помещика представители знати измеряли в количестве душ (крестьян тогда на дворянском сленге именовали «душами»). Кроме того, герой Гоголя рассчитывал снискать доверие в обществе и выгодно жениться на богатой наследнице.

    Основная идея

    Гимн родине и народу, отличительная черта которого трудолюбие, звучит на страницах поэмы. Золотых рук мастера прославились своими изобретениями, своим творчеством. Русский мужик всегда «на выдумку богат». Но есть и те граждане, которые тормозят развитие страны. Это порочные чиновники, невежественные и бездеятельные помещики и аферисты вроде Чичикова. Для своего же блага, блага России и мира они должны встать на путь исправления, поняв уродство своего внутреннего мира. Для этого Гоголь безжалостно высмеивает их весь первый том, однако в последующих частях произведения автор намеревался показать воскрешение духа этих людей на примере главного героя. Возможно, он почувствовал фальшь последующих глав, разуверился в том, что его мечта осуществима, поэтому сжег ее вместе со второй частью «Мертвых душ».

    Тем не менее, автор показал, что главное богатство страны — широкая душа народа. Не случайно это слово вынесено в название. Писатель верил, что возрождение России начнётся с возрождения человеческих душ, чистых, незапятнанных никакими грехами, самоотверженных. Не просто верящих в свободное будущее страны, но прилагающих немало усилий на этой стремительной дороге к счастью. «Русь, куда ж несёшься ты?». Этот вопрос рефреном проходит через всю книгу и подчёркивает главное: страна должна жить в постоянном движении к лучшему, передовому, прогрессивному. Лишь на этом пути «дают ей дорогу другие народы и государства». О пути России мы написали отдельное сочинение: ?

    Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?

    В какой-то момент в сознании писателя начинает преобладать мысль о мессии, позволяющая «предвидеть» возрождение Чичикова и даже Плюшкина. Прогрессирующее «превращение» человека в «мертвеца» Гоголь надеется повернуть вспять. Но, столкнувшись с реальностью, автор переживает глубокое разочарование: герои и их судьбы выходят из-под пера надуманными, безжизненными. Не получилось. Надвигающийся кризис в мировосприятии и стал причиной уничтожения второй книги.

    В сохранившихся отрывках из второго тома отчетливо видно, что писатель изображает Чичикова не в процессе раскаяния, а в полете к пропасти. Он все-таки преуспевает в авантюрах, облачается в дьявольски-красный фрак и преступает закон. Его разоблачение не предвещает ничего хорошего, ведь в его реакции читатель не увидит внезапного прозрения или краски стыда. Ему даже не верится в возможность существования таких фрагментов хоть когда-либо. Гоголь не хотел жертвовать художественной правдой даже ради воплощения собственного замысла.

    Проблематика

    1. Тернии на пути развития Родины — основная проблема в поэме «Мертвые души», о которой беспокоился автор. К ним относятся взяточничество и казнокрадство чиновников, инфантильность и бездеятельность дворянства, невежество и нищета крестьян. Писатель стремился внести свой посильный вклад в процветание России, осуждая и высмеивая пороки, воспитывая новые поколения людей. Например, Гоголь презирал славословие как прикрытие пустоты и праздности существования. Жизнь гражданина должна быть полезной для общества, а большинство героев поэмы откровенно вредны.
    2. Нравственные проблемы. Отсутствие норм нравственности у представителей господствующего класса он рассматривает как результат их уродливой страсти к накопительству. Помещики готовы душу вытрясти из крестьянина ради выгоды. Также на первый план выходит проблема эгоизма: дворяне, как и чиновники, думают только о своих интересах, родина для них – пустое невесомое слово. Высшее общество не заботится о простом народе, просто использует его в своих целях.
    3. Кризис гуманизма. Людей продают, как животных, проигрывают в карты, как вещи, закладывают, как украшения. Рабство узаконено и не считается чем-то безнравственным или противоестественным. Гоголь осветил проблему крепостного права в России глобально, показав обе стороны медали: менталитет холопа, присущий крепостному, и самодурство хозяина, уверенного в своем превосходстве. Все это последствия тирании, пронизывающей взаимоотношения во всех слоях общества. Она разлагает людей и губит страну.
    4. Гуманизм автора проявляется во внимании к «маленькому человеку», критическом разоблачении пороков государственного устройства. Политические проблемы Гоголь даже не старался обходить. Он описал бюрократический аппарат, функционирующий только на основе взяточничества, кумовства, казнокрадства и лицемерия.
    5. Гоголевским персонажам присуща проблема невежества, нравственной слепоты. Из-за нее они не видят своего морального убожества и не способны самостоятельно выбраться из затягивающей их трясины пошлости.

    В чём своеобразие произведения?

    Авантюрность, реалистическая действительность, ощущение присутствия иррационального, философские рассуждения о земном благе – всё это тесно переплетается, создавая «энциклопедическую» картину первой половины XIX столетия.

    Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.

  • Важную роль играет символика. Падение в грязь «предсказывает» будущее разоблачение главного персонажа. Паук плетёт свои сети, чтобы захватить очередную жертву. Подобно «неприятному» насекомому, Чичиков искусно ведёт своё «дельце», «оплетая» помещиков и чиновников благородной ложью. «звучит» как пафос движения вперёд Руси и утверждает человеческое самосовершенствование.
  • Мы наблюдаем за героями через призму «комических» ситуаций, метких авторских выражений и характеристик, данных другими персонажами, порою построенных на антитезе: «он был человек видный» — но только «на взгляд».
  • Пороки героев «Мертвых душ» становятся продолжением положительных свойств характера. Например, чудовищная скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности.
  • В небольших по объёму лирических «вставках» — мысли писателя, нелёгкие думы, тревожное «я». В них мы чувствуем высший творческий посыл: помочь человечеству измениться к лучшему.
  • Судьба людей, создающих произведения для народа или не в угоду «власть имущим», не оставляет Гоголя равнодушным, ведь в литературе он видел силу, способную «перевоспитать» общество и способствовать его цивилизованному развитию. Социальные слои социума, их позиция в отношении ко всему национальному: культуре, языку, традициям – занимают серьёзное место в авторских отступлениях. Когда же речь заходит о Руси и её будущем, сквозь века мы слышим уверенный голос «пророка», предсказывающего нелёгкую, но устремлённую в светлую мечту будущность Отечества.
  • Навевают грусть философские размышления о бренности бытия, об ушедшей молодости и надвигающейся старости. Поэтому так закономерно нежное «отцовское» обращение к юношеству, от энергии, трудолюбия и образованности которого зависит, по какому «пути» пойдёт развитие России.
  • Язык подлинно народен. Формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи гармонично вплетаются в ткань поэмы. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой изображаемой среды. мы описали в одноименном сочинении.
  • Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

11 июня 1842 года вышла в свет поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Если быть точными, то первое издание именовалось «Похождения Чичикова или Мёртвые души». Сегодня, чуть более 170 лет спустя, мы решили вспомнить добрым словом великого писателя и поразмышлять над несколькими и по сей день актуальными вопросами об этом удивительном произведении, на страницах которого так чётко запечатлелась картина современной Гоголю жизни.

Между прочим, сохранились ещё экземпляры этого самого первого издания. Один из них недавно был выставлен на аукционе антикварных и букинистических книг. Этот том был подарен писателем Всеволодом Ивановым режиссёру Александру Довженко, о чём, собственно говоря, гласит дарственная надпись. Лот ушел с молотка за 350 тыс. рублей.

Расскажи, брат Пушкин, анекдот…

Безусловно, каждый уважающий себя «читатель» сегодня знает, что идею поэмы подсказал Гоголю не кто иной, как Пушкин. Это задокументировано в их переписке, от 7 октября 1835 года, а позднее, в 1847 году, Гоголь прямо напишет о факте передачи сюжета в «Авторской исповеди». Исследователи толковали это по-разному. К примеру, Юрий Манн писал о характере «подсказки» так: «Она заключается не в том, что анекдот с мёртвыми душами может быть реализован вообще, а в том, что на его основе можно создать большое произведение…». Но что же это получается? Знаковую вещь Гоголя придумал Пушкин? Конечно, нет. Дело в том, что Пушкин рассказал Гоголю анекдот, смешную, современную историю о похождениях хитрого дельца. Анекдот, не более.
Пушкиным просто была дана зацепка, за которую не каждому дано ухватиться, а использовать ее именно таким образом мог только Гоголь.

Зная, сколько Гоголь переписывал, дополнял, переделывал и снова переписывал набело главы поэмы, можно представить, что осталось бы от пушкинских зарисовок. Нужно отметить, что Гоголь, видимо, на протяжении всего времени создания первого тома, хранил в себе ощущение, что должен отдать некую дань Пушкину. Дань не за сюжет или идею, а за стимул к созданию большого произведения. В «Авторской исповеди» Гоголь пишет: «Но Пушкин заставил меня взглянуть на дело серьезно. Он давно уже склонял меня приняться на большое сочинение…». Писательскую благодарность можно усмотреть уже в жанровом определении «Мёртвых душ». Гоголь назвал свое произведение поэмой. Кто-то полагал, что это лишь свойственная ему насмешка над всем и вся. Но почему бы не предположить, что поэмой «Мёртвые души» называются и потому, что если б их написал Пушкин, то это уж точно была бы поэма?

А были ли иллюстрации?

Вопреки распространенному заблуждению, в первом издании гоголевской поэмы вообще не было никаких иллюстраций. А.А. Агин создал серию рисунков к поэме, которые должны были войти в книгу, но впервые опубликованы они были только через 4 года, в 1846 году, в сборнике «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Рисунки Агина принято считать «классическими». Возможно, это и повлияло на распространенное мнение о наличии иллюстраций в первой книге.
Впоследствии многие художники находили вдохновение в поэме Гоголя, и создавали чудесные коллекции иллюстраций к ней. Художники П.М. Боклевский, В.Е. Маковский, П.П. Соколов, Марк Шагал. Рисунки талантливы и веселы, до сих пор они украшают различные издания поэмы, выпускаемые по всему миру.

Гоголь жёг?

Магия цифр. 11 июня 1842 года вышел первый том поэмы, а 11 февраля 1852 года Гоголь сжигает том второй. Этот поступок был столь неоправдан и непонятен современникам писателя, сколь необъяснимым остается и сегодня. Человеческий ум не дремлет и придумывает новые и новые версии, которые могут если не объяснить, то пролить немного света на это происшествие.
Версия первая, официальная, заключается в том, что Гоголь действительно сжёг второй том «Мёртвых душ». Он задумал написать трилогию, о чём напрямую свидетельствуют заметки в записных книжках писателя.
В ночь с 11 на 12 февраля у Гоголя случился очередной приступ его психического недуга. Разочарование в результатах собственного труда, ощущение того, что он написал что-то не так и не о том, что не достиг нужного уровня, не создал желаемых образов, заставило его бросить рукопись в огонь камина. Вероятно, что Гоголь, который мечтал во втором томе, по его же собственным словам, вывести героев более чистых, устремленных к правильным ценностям и идеалам, добродетельных, не сумев сделать этого, понял, что его теория не верна. Что нет предпосылок для таких типажей на Руси. И попытался остановить себя. Остановиться он смог лишь таким образом.

По другой теории, которая менее вероятна, но всё же имеет право на существование, Гоголь вовсе не писал второго тома. Видимо, последователи этой версии считают, что несколько лет писатель лишь изображал кропотливый труд над текстом, на самом деле ничего не создавая.
Согласно ещё одной версии, Николай Васильевич, почерк которого известен, благодаря сохранившимся образцам, своей витиеватостью, просто не смог разобрать написанного им же самим. Маловероятно? Что ж… должно быть, время уже не рассудит этого спора, поэтому все версии останутся неподтвержденными. Загадки Гоголя такие загадки.

Цели урока:

    обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”,

    повысить интерес к литературе.

Развивающие задачи: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию.

Воспитательные задачи: воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни.

Оборудование урока: иллюстрации к образам поэмы “Мертвые души”, индивидуальные конверты-копилки, с материалом, подготовленным на предыдущих уроках.

Оформление доски: под темой урока эпиграф:

Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиры улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием.

И.А. Гончаров

Справа от эпиграфа – копии иллюстраций художников П. Боклевского и А. Лаптева к поэме, а также сделанные самими учащимися, ниже эпиграфа – план урока.

1. Сатирическая направленность поэмы.
2. Образы помещиков и ваш взгляд на них.
3. Уроки Гоголя.
4. “Замашистый” язык Гоголя.
5. Традиции Гоголя и литературные аналогии.

ХОД УРОКА.

I. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся в буквальном смысле объять необъятное, потому что именно таковой является поэма Гоголя “Мертвые души”. Без преувеличения можно сказать, что перед нами целый мир, Вселенная, заключенная в этой маленькой книге. Чтобы нам с вами не потеряться в этой бесконечности, мы будем придерживаться плана, который вы видите на доске.

Итак, давайте рассмотрим первый пункт и скажем, что мы говорили о сатире. Откройте ваши копилки и дайте определение этому литературоведческому термину.

Варианты ответов из различных источников, которые были рассмотрены классом на предыдущих уроках по данной теме, по литературоведческому словарю, толковому словарю Ожегова, энциклопедическому словарю и др.

То есть сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключен в эпиграфе к нашему уроку (читаем). Так над чем же смеется, что критикует Гоголь в своей поэме? На этот вопрос нам поможет ответить второй пункт плана.

II. Работа по карточкам.

Учитель раздает шесть карточек с опорными словами – словесными

рядами, – по которым учащиеся должны опознать литературный персонаж. Вопрос: По этим ключевым словам назовите данного героя, дайте ему краткую характеристику

Карточка №1 “Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”. (Манилов).

Карточка №2 “Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти.” (Коробочка).

Карточка №3 “Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор” (Ноздрев).

Карточка №4 “Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило” (Собакевич).

Карточка №5 “Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха” (Плюшкин).

Учитель задает вопрос, почему нет карточки на Чичикова? (Потому, что этот персонаж все время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздревым хамит и “тыкает”, с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: “Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо”, т. е. он приспосабливается ко всем). (См. Дополнительный материал к уроку) ,

Беседа с учащимися. Взгляд на иллюстрации П.Боклевского и А.Лаптева.

Итак, вот они тут все – опустившиеся, неприятные, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы (метод микроскопического анализа, примененный на предыдущих уроках. См. Дополнительный материал к уроку ), посмотрите еще раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чем, по-вашему, удача художника? (Они напоминают животных: Манилов – кота, Собакевич – медведя, Ноздрев – собаку, Коробочка – курицу, Плюшкин – паука).

А теперь давайте поработаем соавторами этих мастеров, – попробуем придумать каждому персонажу мелодию со своим лейтмотивом: а то Слово есть, Рисунок есть, пусть будет и Музыка (Интересно, что варианты учащихся отличаются оригинальностью, непредсказуемостью, т.к. большинство учащихся данного класса занимаются музыкой).

На уроках мы с вами говорили, чем опасен каждый из персонажей Гоголя, а теперь, не уходя от оксюморона, заключенного в названии – “Мертвые души”, – скажите, кто же УМЕР в каждом из них? (Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрев – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи; Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности).

Так почему же все-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, “повымерли” давно?

(Есть, и их, увы! очень много).

Сейчас мы с вами подошли к очень важному моменту нашего разговора и третьему пункту плана.

Внимание! Вопрос: В чем главный урок Гоголя для вашего возраста? Говорю “для вашего возраста”, потому что у всех русских классиков есть свои уроки для каждого периода жизни (Обычные варианты ответов: не болтать по пустякам, стараться, чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости и пр.).

Слово учителя.

Вот прозвучало слово, которого я ждала – “пошлость”. Напомните, что оно обозначает? (Низкий, вульгарный, недостойный…). А какое слово является его антонимом?

(Высокий, возвышенный). Я нарисую на доске две точки: нижняя точка – это, как вы понимаете, “пошлость”, верхняя – “возвышенное, прекрасное”. Между ними черта, которая обозначает путь человека, нормальное, обычное его поведение. Как вы думаете, вот из этого среднего положения, куда легче дойти? (Учащиеся дают однозначный ответ: скатиться всегда легче, чем подняться. Восхождение требует гораздо больших затрат времени, сил, работы тела, ума и сердца). Вот вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя:

Чтобы однажды, взглянув в зеркало не увидеть свое “оскотинившееся лицо”, надо много работать над собой, уметь увидеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему. Вы скажете: “Мы это знаем, сколько раз нам это говорили!” Но тут начинается самое интересное: Гоголь, писатель-провидец, как бы предчувствует это наше восклицание и говорит, напрямую обращаясь к нам с вами. Давайте найдем и прочитаем лирическое отступление, которое, возможно, осталось вне вашего внимания:

“Много свершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь…Но мимо его в глухой темноте текли люди…Умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи…Видит теперь все ясно текущее поколение, смеется над неразумием своих предков…и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки” (т. I, гл. 10).

Горько звучат эти слова, но есть в поэме и обнадеживающее напутствие, и вы его знаете. Какое?

Учащиеся наизусть цитируют или находят в тексте:

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”

III. Дискуссия с учащимися.

От этих слов великого писателя мы с вами перейдем к четвертому пункту нашего плана об особенностях его языка. Взгляните на слово “мужество” в последней цитате и ответьте, какое значение оно здесь имеет? (Будущая, взрослая жизнь с ее испытаниями и тяготами, для преодоления которых надо быть настоящим мужественным человеком). Согласитесь, что Гоголь подобрал одно-единственное и очень удачное слово для выражения довольно широкой мысли, хотя и звучащее непривычно в данном контексте. Не случайно Иван Сергеевич Тургенев писал: “Язык его до безумия неправильный, приводит меня в восторг: живое тело”. Давайте еще раз заглянем в нашу копилку и извлечем из нее те “замашистые” слова, которые собрали в ходе чтения. (Учащиеся предлагают свои варианты: взбутетенить, забранки загинаешь, пришпандорь, скалдырник, повеликатней, корячиться, как корамора, такая потьма, неавантажная, побратима с медом, бочковатость ребр, незачем бабиться, во всю пропалую, субдительный суперфлю, всё из обезьянства и т.д., а затем отмечают, что слова эти, скорее всего, являются яркими авторскими неологизмами – вспомним Лескова! – и относятся к разговорной просторечной лексике).

Вы не видите здесь парадокса? Жанр – поэма, а лексика явно снижена, хотя мы знаем, что для поэмы характерен скорее возвышенный стиль с соответствующей лексикой, не правда ли? Бичуя пошлость, не идет ли писатель на поводу у неё же самой? (Учащиеся предлагают свои рассуждения, и если их мнения расходятся, то может возникнуть дискуссия).

Учитель должен подвести детей к выводу о мастерстве писателя:

Да, объектом описания в поэме является пошлость жизни, словарный состав произведения, казалось бы, служит этой основной идее – раскрыть механизмы всего низменного.

Однако здесь мы сталкиваемся с тайной творчества: в устах гениального писателя все эти слова, разговорные обороты речи, явные грамматические неправильности рождают, как сказал В. В. Стасов, язык “неслыханный по своей естественности”: сочный, красочный и убедительный. И пусть эта тайна останется для вас тайной до тех пор, пока вы не захотите сами ее раскрыть, углубившись в изучение русской литературы, великого русского слова. И здесь пришло время поговорить о традициях Гоголя, и мы переходим к пятому пункту нашего плана.

IV. Слово учителя.

Николай Васильевия Гоголь, как не раз отмечалось учеными, – это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него немыслимы ни Салтыков-Щедрин, ни Достоевский, ни Чехов… Герои и идеи Гоголя перекочевали и расселились у писателей-сатириков начала XX века, как у себя дома (произведения Зощенко, Ильфа и Петрова, Булгакова). Хотя гоголевские образы претерпели фантастические изменения, суть осталась та же.

Сейчас вы услышите сокращенный вариант маленькой поэмы в 10 пунктах с прологом и эпилогом, принадлежащей М Булгакову, с творчеством которого вам очень скоро предстоит познакомиться, называется она “Похождения Чичикова” (Подготовленные заранее учащиеся читают сокращенный мною текст за 5 минут).

На очень печальной ноте заканчивается это новое похождение Чичикова. Попробуйте объяснить эту интонацию. (Конечный вариант ответа: пока есть условия, будут жить и чичиковы, и ноздревы. Где “служат лицам, а не делу”, где льстят и угодничают, там всегда будут те же самые “звериные морды”, вместо человеческих лиц).

V. Домашнее задание.

Но мне бы хотелось закончить наш урок на другой ноте. Как вы помните, последние слова повести Булгакова: “И ничего: ни Чичикова, ни Ноздрева и, главное, ни Гоголя…”. Дома вы напишете сочинение “Гоголь есть!”, где постараетесь выразить свое отношение к поэме, к образам, к писателю, к нашему сегодняшнему уроку. Я надеюсь, что ваше общение с Николаем Васильевичем Гоголем этим уроком не закончится.

Тест по поэме «Мёртвые души»

Вопрос № 1.
Кто подсказал сюжет «Мёртвых душ»?

A. .

B. . +

C. .

D.

Вопрос № 2.
Назовите жанр «Мёртвых душ».

Роман. Поэма. + Рассказ. Повесть.

Вопрос № 3.
Какой приём использует в названии поэмы?

Метафора. Оксюморон. Эпитет. Сравнение.

Оксю́морон (греч. - «острая глупость») - сочетание слов с противоположным значением .

Вопрос № 4.
Назовите имя и отчество Чичикова.

Иван Павлович. Павел Николаевич. Павел Иванович. + Пётр Иванович.

Вопрос № 5.
Чей это портрет?

На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

Плюшкин. Ноздрёв. Манилов. + Собакевич.

Вопрос № 6.
Кто в поэме назван «прорехой на человечестве» ?

Плюшкин. + Ноздрёв. Манилов. Собакевич.

Вопрос № 7. Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ?

Плюшкин. Ноздрёв. Манилов. Собакевич. +

Вопрос № 8.

Чья это характеристика?

«Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх – четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты».

Манилов. Ноздрёв. + Плюшкин. Собакевич.

Вопрос № 9.
Кому из героев поэмы принадлежит это жилище?

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».


Плюшкин. Коробочка. + Манилов. Собакевич.

Вопрос № 10.
Кому принадлежат эти слова?

Я их знаю всех: это мошенники, весь город такой: мошенник на

мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

Манилов. Ноздрёв. Плюшкин. Собакевич. +

Вопрос № 11.
писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность изображения помещиков в поэме.

А. Собакевич. 4

В. Манилов. 1

С. Ноздрев. 3

D. Плюшкин. 5

Коробочка. 2

Вопрос № 12.
Кто рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?

А. Чичиков.

Б. Ноздрёв.

В. Почтмейстер. +

Г. Председатель казённой палаты.

Вопрос № 13.
С какой целью вводит в произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

А. Показать бездуховность бюрократических законов. +

Б. Изобразить жизнь столичного чиновничества.

В. Опровергнуть идею безнаказанности властей.

Г. Показать губительную власть денег.

Вопрос № 14.
С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?

Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.

В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых. +

Г. Для того, чтобы выиграть пари.

Вопрос № 15.
Кого из героев поэмы не относит к «мёртвым душам»?

А. Чичикова.

Б. Манилова.

В. Умерших крестьян. +

Г. Селифана.

Вопрос № 16.
Какую роль в поэме выполняет образ дороги?

А. Является символом жизненного пути человека.

Б. Образ дороги – символ будущего России. +

В. Это форма организации произведения.

Г. Этот образ является источником вдохновения для автора.