Вопросы для подготовки к школе. Тесты на готовность к школе

Безусловно у каждых родителей наступает самый ответственный момент в жизни это поступление ребёнка в школу. Любая мама беспокоиться за уровень развития будущего школьника и хотела бы знать насколько её ребёнок готов психологически, умственно и физически к учебному заведению. Существуют определённые нормативы для возрастного периода ребёнка о готовности к школе.

  1. Ребёнок должен чётко знать имена своих родителей, а также свои Ф.И.О.
  2. Определять по картинкам времена года, уметь ассоциировать их (зима – холодно, лето – жарко).
  3. Прочитать по слогам простой текст и написать печатными буквами лёгкие слова, рассказать стихотворение.
  4. Считать в пределах двадцати, вычитать и складывать числа до десяти.
  5. Определять по картинкам различия и сходства предметов, исключать лишнее с пояснением почему.
  6. Знать геометрические фигуры и уметь их рисовать.
  7. Знать основные цвета.
  8. Определять время (раньше – позже), размер предметов (большой – маленький), массу (легкий – тяжелый).
  9. Уметь отличить хороший поступок от плохого.

Это основные требования, которым должен быть эрудированы дети в возрасте 6-7 лет.

Способность ребёнка употреблять речевые обороты в правильной форме основной показатель его умственного развития. Словарный запас дошкольника в норме составляет около 3500 слов. Для того чтобы определить уровень развития речи, который напрямую зависит от психологического развития вашего ребёнка, нужно обратиться к профессиональным специалистам, которые смогут дать точную оценку развития вашего ребёнка.

Шестилетний ребёнок должен уметь

  1. Составлять предложения из простых слов разного падежа и склонения.
  2. Образовывать новые словосочетания. Например, рагу из овощей-овощное рагу.
  3. Объяснить смысловую нагрузку пословиц. Например, «Как откликнется, так и аукнется».
  4. Уметь составит логический по смыслу рассказ по картинкам.
  5. Исполнять стихи с выразительной интонацией, мимикой, которые полностью передают содержание текста.
  6. Уметь отгадывать загадки.

Для того, чтобы определить уровень развития речи вашего ребёнка можно воспользоваться методической литературой с красочными иллюстрациями, направленной на занятия с ребёнком в тестированной форме заданий. На основании результатов тестов можно диагностировать уровень развития ребёнка и его готовность к школе. Итоги выполнения тестов покажут какие знания нужно подкорректировать для улучшения умственных способностей ребёнка. Примеры методических пособий:

«Тесты не готовность ребёнка к школе. Ребёнка шести семи лет» автор Юлия Соколова
«Готов ли я к школе? Диагностика детей шести семи лет» авторы С.В. Пятак, И.М. Мальцева
Такие и подобные интерактивные материалы можно без труда найти в интернете и распечатать для удобства занятий с ребёнком.

Подготовка к школе, подготовка детей к школе, подготовка ребенка к школе

Уровень развития слуха

Хорошо подготовить ребёнка к школе, обучить его основам письма и чтения задача и обязанности каждого родителя. Уровень фонематического слуха напрямую связан с развитием речи дошкольника. При нормальном развитии слуха ребёнок способен различать слова с одинаковой фонемой (мишка – мышка, точка – дочка, коса – коза), различать слова сходные по звучанию, но имеющие разное смысловое значение (нота – рота, жар – шар).

Тест на определение уровня развития фонематического слуха.

Предложите ребёнку картинки с рисунками в разном порядке. Ребёнок должен собрать картинки в правильном соотношении.

  1. Уточка- удочка, бочка- точка, папа- баба, ручка- тучка.
  2. Попробуйте подобрать в игровой форме рифму к словам гора, зайка, крыша.
  3. Предложите ребёнку повторить скороговорку « кукушка кукушенку сшила капюшон, как в капюшоне он смешон». Спросите у ребёнка какой звук он чаще всего слышит.
  4. Найти на рисунках предметы, которые начинаются с одного и того же звука. Найти слова, которые оканчиваются на один и тот же звук.

Найти лишнее слово. При произношении слов попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, которое явно отличается:

– сом, сом, сом, дом, сом;
– бочка, бочка, дочка, бочка, бочка;
– кучка, кучка, кучка, тучка, кучка.

Результаты теста

  1. – Ребёнок самостоятельно определил все картинки и произнес звуки в словах 3 балла
    – Нашёл все картинки сам, но не выговаривает 1 звук речи 2 балла
    – нашёл картинки с помощью подсказок, произносил слова неразборчиво 1 балл
    – Путает рисунки непонятно произносит слова 0 баллов
  2. – Подобрал рифмы сам 3 балл
    – При помощи подсказок 2 балла
    – с помощь подсказок для всех слов 1 балл
    – Не смог подобрать рифмы 0 баллов
  3. – Повторил скороговорку с первого раза 3 балла
    – Повторил скороговорку с неточностями 2 балла
    – Повторил со 2-3 раза заучивания 1 балл
    – Не смог повторить после 3 раза. 0 баллов
  4. – Нашёл и подобрал около 5 слов к каждому звуку 3 балла
    – Нашёл самостоятельно 3 слова 2 балла
    – Нашёл 2-3 слова но с подсказками 1 балл
    – Не нашёл ни одного слова 0 баллов
  5. – Хлопал сразу 3 балла
    – Хлопал после паузы 2 балла
    – Необходимо было повторения задания 1 балл
    – Не смог выделить лишнее слово 0 баллов.

От 0 до 4 Фонетический слух неразвит. Нужно обратиться за помощью к логопеду.

От 5 до 8 Низкий уровень развития фонематического слуха и произношения.

От 9 до 12 Нормальный уровень развития фонематического слуха и произношения.

От 13 др 15 Высокий уровень развития фонематического слуха и произношения.Оценка физического развития.

Для определения физического развития детей врачи педиатры используют специальные таблицы и на основании соотношения роста, возраста, определяют характеристику физических данных. В интернете вы без труда можете найти интерактивные таблицы и вычислить нормативные показатели физического развития вашего ребёнка. Нормой физических данных ребёнка в возрасте 6-7 лет считают, рост 114-128 см., вес 20-30 кг.

Тест на психологическую готовность ребёнка к школе.Психологическое развитие ребёнка это способность воспринимать окружающий мир в соответствии с возрастным поведением в положительном восприятии. Задача любого родителя выработать у ребёнка позитивную мотивацию к обучению в школе.

В 6-7 лет ребёнок должен иметь ясное представление о школе. Однако, теоретические знания, которые он приобрёл благодаря вашим усилиям, недостаточны. Дошкольнику предстоит учиться общению, уступать и занимать лидирующую позицию в разных ситуациях.

Тест на психологическую готовность ребенка к школе

Дайте ребёнку чистый лист бумаги и ручку и попросите на утвердительный ответ ставить цифру 1, а на отрицательный 0, перечислите 10 предложений;

  1. Скоро я пойду в школу и у меня появится много новых знакомых.
  2. Очень интересно, какие я буду изучать предметы.
  3. Наверное буду приглашать на день рожденье большую половину класса.
  4. Хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
  5. Думаю, я буду хорошо учиться.
  6. Мне интересно, какая еда на обед а школе.
  7. Мне бы хотелось, чтобы каникулы были длиннее.
  8. Мне кажется, что а школе лучше, чем а детском саду.
  9. Все мои друзья идут в школу и я этого хочу.
  10. Я бы пошёл в школу даже с 5 лет.

Результаты теста

От 7 до 10 баллов – отношение к школе положительное, ребёнок готов получать новые знания и общаться со сверстниками.

От 4 до 6 баллов – ребенок хочет в школу, но интереса к знанием не проявляет, но привлекает общение.

От 0 до 3 баллов – ребенок имеет не ясные понятия о школе, обучение его не интересует.

Тест Керна Йирасека

Тест Керна Йирасека определяет в общем школьную зрелость ребёнка и является модификацией теста А. Керна. Тест Керна Йирасека можно выполнять как индивидуально, так и коллективно в группах. Я. Ийрасек предложил тест, как модификацию методики методики А. Керна в 1978 г. И был опубликован через 5 лет на русском языке. Тест Керна Йирасека пользуется особой популярностью в начальных классах школы, психологическая готовность ребёнка таким способом выявляется довольно просто.

Тест состоит из трёх заданий, помощь в выполнении теста Керна не допускается.

Задание 1

Ребёнка просят нарисовать мужскую фигуру (дядя, папы). Взрослым запрещено делать какие-либо уточнения.

1 балл – фигура нарисована полностью, на лице глаза, нос, рот. Руки заканчиваются кистью с пятью пальцами. Наличие одежды, на голове волосы, возможно головной убор.

2 балла – выполнены все пункты, как при оценке в 1 балл. Отсутствие трёх деталей волосы, шея, палец на руке, но на лице присутствуют все части.

3 балла – у фигуры есть все составляющие. Отсутствие волос, ушей, одежды, пальцев рук и ступней ног.

4 балла – руки и ноги фигуры соединяются с туловищем просто одной тонкой линией.

5 баллов – каракули.

Задание 2

Ребёнка просят скопировать рисунок в виде короткого словосочетания прописными буквами « он ел суп».
1 балл – скопированную фразу можно прочитать, буквы образуют три слова, буквы больше абзаца.

4 балла – группа букв напоминает пропись, прочитать можно не менее 2- х символов.

5 баллов – каракули.

Задание 3. Ребёнку предлагают скопировать точки, нарисованные в горизонтальном и вертикальном положении на равном расстоянии.

1 балл – точное копирование образца.

2 балла – небольшие нарушения в расстоянии точек.

3 балла – грубые нарушения в количестве точек и их расстоянии.

4 балла – несоответствие пропорций образца, хаотичная группа точек.

5 баллов – каракули.

Оценка результатов

От 3 до 5 баллов – сформированное, зрелое, соответствующее возрастной норме психомоторное развитие.

От 6 до 7 баллов – средний уровень развития ребёнка, говорит о положительном прогнозе дальнейшего развития.

От 8 до 9 баллов – уровень ниже среднего. Ребенок нуждается в усиленных занятиях

10 баллов и более – отстаёт в психомоторном развитии, нуждается в коррекции специалистов.

Результаты тестов Керна Йирасека для детей 6-7 лет это неточные выводы и определения готовности к школе. Высокие баллы по тесту Керна Йирасека это основание обратить особое внимание и усилить психологическую и эмоциональную поддержку в начальном обучении ребёнка в школе.

Психологическая готовность дошкольников в 6-7 лет тесты, которые оценивают уровень развития ребёнка, показатели физических данных это основные методы для определения способностей вашего ребёнка, выявления его талантов, но результаты, которые дают тесты, такие как тест Керна Йирасека ” общая психологическая готовность”, тесты Юлии Соколовой, Нестеровой и другие подобные не дают точных результатов, к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Самое основное это любить своих детей и принимать их такими, какие они есть.

Подготовка детей к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

  1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
  2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
  3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
  4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.

  1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
  2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
  3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Диагностическая методика - модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

1. Оценка базового опыта ребенка

  • Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
  • Был ли малыш в библиотеке?
  • Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
  • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
  • Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития

  • Хорошо ли ребенок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  • Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития

  • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
  • Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития

  • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
  • В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает слова?
  • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться

  • Включается ли ребенок в игру других детей?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития

  • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
  • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
  • Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  • Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
  • Может ли ребенок рифмовать слова?
  • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу? В завершение статьи хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе.

Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению. Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки .

Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция : я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
  3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
  4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
  5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
  6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
  7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
  8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
  9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
  10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов :

Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до

10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция : я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция : я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги: ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция : Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь: ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):

ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов :

высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.

Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.

Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Тест словаря

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов:

  1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
  2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
  3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
  4. Автобус,лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
  5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов : за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла (за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.

Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов

Средний уровень- 7-12 баллов

Высокий уровень- 12,5- 20 бал

Тест «Кругозор»

оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста : определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

  1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
  2. Назови фамилию, отчество родителей.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
  4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
  5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
  6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
  7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
  8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
  9. Кем работают твои родители?
  10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
  11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
  12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
  15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
  16. Ты сам хочешь пойти в школу?
  17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
  18. Каких животных ты знаешь?
  19. Каких птиц ты знаешь?
  20. Кто больше, корова или коза?
  21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
  22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ - 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

ОЦЕНКА :

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:

  • 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
  • 8 вопрос – полный домашний адрес - 3 балла
  • 15 вопрос - правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
  • 16 вопрос - положительный ответ – 1 балл
  • 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
  • 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Другие тесты

Тест "Нарисуй человека"

Попростите ребёнка нарисовать человека: "Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя".

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест "Повтори"

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: "Ей дан чай".

Инструкция может быть следующая: "Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же".

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест "Круг"

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания - не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Тест для родителей

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Прежде чем приступить к тестированию, к нему необходимо подготовиться. Все материалы теста должны быть готовы заранее, в комнате – тишина и уютная обстановка, ребенку все необходимо представить в виде увлекательной игры. Во время тестирования не подсказывайте малышу ответы или направления решения задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к школе

Тесты, определяющие готовность ребенка к школе

Прежде чем приступить к тестированию, к нему необходимо подготовиться. Все материалы теста должны быть готовы заранее, в комнате – тишина и уютная обстановка, ребенку все необходимо представить в виде увлекательной игры. Во время тестирования не подсказывайте малышу ответы или направления решения задания.

Тест № 1 «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка»

Инструкция для взрослого

Тест проводится в форме беседы.

Перед началом беседы приготовьте листочек бумаги, на котором Вы запишете баллы, засчитываемые за правильные ответы на вопросы. Затем задаете ребенку вопрос, он отвечает. Время ответа не ограничено, спешить не нужно. Дайте малышу возможность подумать. Если ответ неточный, но близок к правильному, дайте время подумать еще, но не подсказывайте ответ и не «направляйте» ребенка.

Инструкция для ребенка

Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.

Вопросы для беседы

1. Как твоя фамилия, имя, отчество?

2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.

3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?

4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?

5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?

6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

7. Кем работают твои родители?

8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)

9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?

10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?

11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?

12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?

13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?

14. Зачем в школе нужны парта и звонок?

15. Хочешь ли ты учиться в школе?

16. Что делает учитель? Врач? Продавец?

17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.

18. Каких ты знаешь птиц? А животных?

19. У кого больше лап – у утки или у коровы?

20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?

21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?

22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?

Обработка теста

1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл

(за исключением контрольных – см. ниже).

2. Правильными считаются ответы, которые соответствуют поставленному вопросу: «Папа работает водителем. У коровы больше лап, чем у утки». Неправильные ответы, это ответы, типа: «Папа работает на работе. Мама Наташа», и т. д.

3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.

4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:

- № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.

- № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.

- № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.

- № 22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).

Оценка результатов

24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).

20 – 23 баллов – Средний уровень – средняя зрелость.

15 – 20 баллов – Низкий уровень психосоциальной зрелости.

Собирание разрезных картинок

Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.

Вариант высокой трудности Упрощенный вариант

Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.

Исследование восприятия

Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

Оценка результатов. Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все фигуры, средней уровень – ребенок допустил 3-4 ошибка, низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.

Рассказ по картинкам

Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Пример 1.

Пример 2.

Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.

Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.

Понимание грамматической конструкции

Произнесите предложение: «Девочка пошла гулять после того, как посмотрела мультфильм» . Затем задайте вопрос: «Что девочка делала раньше – гуляла или смотрела мультфильм?»

Что лишнее?

Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы:

Что здесь лишнее?

Почему?

Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Карточка № 1 Карточка № 2

Проверка мелкой моторики рук

Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание:

Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.


Оценка результатов. Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Счет в пределах 10

1. Что больше 7 или 4, 2 или 5.

2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.

3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?

4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?

5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?

Проверка чтения

1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы.

1. Покажите ребенку карточку с буквой и спросите, какая это буква.

2. Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и попросите показать нужную карточку.

3. Прочитай слоги: та, то, ны, ни, ре, ку, по, бу.

2 вариант. Ребенок умеет читать.

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

Кто свил гнездо?

Что сделал воробей?

Кого позвала на помощь ласточка?

Что сделали ласточки?

Тест № 2

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания. «Посмотри сюда (указывается рисунок к заданию ). Здесь ты будешь выполнять задание. Внутри маленькой рамочки ты видишь фигуру. Рассмотри ее. Возьми карандаш. Нарисуй похожую фигуру в большой рамочке» (педагог обводит указкой большую рамочку ).

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание ты будешь выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания ). Найди на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьми красный карандаш, отсчитай от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрась красным карандашом.

2. Возьми синий карандаш. От красной клетки отступи вниз на две клеточки и третью закрась синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрась зеленым карандашом.

4. Возьми желтый карандаш. Отсчитай от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрась желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;

1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. «Здесь ты будешь выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3 ). Послушай задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуй столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить .)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуй столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить )».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

3 балла – обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. «Найди у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4 ). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуй рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуй еще один треугольник».


Оценка выполнения задания:

0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);

3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 5

Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. «Рассмотри эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5 ). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке ты бы ее нарисовал. От белочки к этому рисунку проведи карандашом линию».


Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание не принято, линия не проведена;

1 балл – линия проведена неверно;

3 балла – линия проведена правильно.

Задание 6

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания. «Посмотри на эти картинки. Видишь, под ними есть небольшие кружочки. Тебе нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступай к самостоятельному выполнению задания».


Оценка выполнения:

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;

3 балла

Задание 7

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. «Ты видишь домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назови тихонько все картинки и подумай, в каком слове три звука. Эту картинку соедини стрелкой с домиком».


Оценка выполнения:

0 баллов – полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек»;

2 балла – наличие ошибок в один звук (отмечено слово волк );

3 балла – правильное выполнение задания.

Тестовый материал – знание сведений о себе, своей семье.

1. Назови свои фамилию, имя, отчество

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы

3. Кем работает твоя мама (папа)?

4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

Определение типа ориентации в отношении школы и учения

(уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника)

Адаптированная стандартная беседа Т.А. Нежновой

Интерпретация содержания ответов и критерии оценки.

А – ориентация на содержание учебной деятельности ( 2 балла );

Б – ориентация на внешние атрибуты школьной жизни ( 1 балл );

В – ориентация на внешкольные виды деятельности ( 0 баллов ).

Вопросы

Баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

Б – нравятся новая форма, книги, ручки, карандаши, портфель и т.д.

В – в садике надоело, в школе не спят, там весело, все дети идут в школу, мама сказала и т.д.

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят) к школе?

А – занимаюсь в группе подготовки, с мамой учим буквы, решаем задачки и т.д.

Б – мне купили форму, школьные принадлежности и др.

В (упоминает занятия, не относящиеся к школе)

4. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как проводил свой день?

А – писал(а) бы буквы, читал(а) и т.д.

Б – рисовал(а) бы, лепил(а), конструировал(а) и т.д.

В – играл(а) бы, гулял(а), помогал(а) по дому, ухаживал(а) за животными

Результат

7–8 баллов – внутренняя позиция школьника достаточно сформирована;

4–6 баллов – начальная стадия формирования внутренней позиции школьника;

0–3 балла – внутренняя позиция школьника не сформирована.


Конечно же родителям, имеющим детей «предшкольного» возраста интересно знать готов ребенок к школе или нет. И здесь важны не только знания и умственные способности ребенка, на которых в основном и сосредоточено родительское внимание. Не маловажное значение имеет психологическая готовность ребенка к школе . Согласитесь, если малыш очень хочет учиться, но когда он приходит в класс, не сможет найти общий язык со сверстниками, его мотивация быстро иссякнет. Тоже самое произойдет, если ребенок не готов к выполнению определенных команд, вопреки своим желаниям. Последствием психологической неготовности ребенка к учебному процессу может стать длительное восстановление со школьным психологом. Проверьте насколько ребенок готов к школе с помощью ниже представленных тестов.

Мотивационная готовность ребенка к школе

Если по результатам тестов вы выявите, что у ребенка слабые и неточные представления о школе, нужно будет провести с ним работу по формированию мотивации.

Тест: «Мотивационная готовность ребенка к школе » .

(по Т.Д. Марцинковской)

Этот тест позволит вам понять внутреннюю позицию ребенка по отношению к школе

Время на ответы не ограниченно. Задавайте вопросы и фиксируйте все ответы ребенка на бумаге:

«Представь себе город, в котором всего две школы. Я буду тебе называть чем отличаются эти школы, а ты должен выбрать, в какой из них ты хочешь учиться.»

  1. В одной школе проходят уроки математики, пения, русского языка, труда, рисования и физической культуры. В другой школе только уроки пения, рисования и физической культуры.
  1. В одной школе есть уроки и перемены. Во второй школе уроков нет, есть только переменки.
  1. В первой школе за хорошие ответы ставят оценки 5 и 4. А в другой дают конфеты, игрушки.
  1. В одной школе можно заниматься всем чем хочешь и когда хочешь. В другой школе нельзя вставать из-за парты без разрешения учителя, а если хочешь что-нибудь спросить нужно, поднять вверх руку.
  1. В одной школе учитель задает ребятишкам уроки на дом. А в другой домашних заданий нет.
  1. В одной школе, учительницу, которая заболела, директор заменяет другой учительницей. В другой школе, вместо заболевшего учителя, учить детей начинает мама.
  1. В одной школе можно договориться с учителем, и он будет учить тебя дома. Не нужно будет вставать по утрам, и ходить в школу. В другой, учитель не учит детей на дому, нужно обязательно ходить в школу.
  1. А теперь представь себе, что мама сказала: «Ты у меня еще маленький, наверное, тебе будет тяжело делать уроки, и вставать рано утром. Останься в детском садике еще на 1 годик, а потом пойдешь в школу». Что бы ты ответил?
  1. Если твой знакомый мальчик спросит: «Что тебе нравиться в школе больше всего?», как ты ему ответишь?

Анализ ответов: Правильный ответ-1 балл, неправильный – 0 баллов. Внутренняя мотивационная позиция отношения к школе у ребенка сформирована, если по результатам ответов он набрал 5 и более баллов.

Тест: «Какой вид мотивации к школе преобладает у ребенка».

1) Вопрос : Ты хочешь идти учиться в школу?

А) Да хочу

Б) Нет не хочу

Анализ ответа: Здесь все просто, либо мотивация присутствует, либо нет. Если ребенок выбрал ответ «А» — продолжайте тест. Если выбран ответ «Б» нужно проанализировать причины отсутствия желания.

2) Вопрос : Почему ты хочешь идти в школу?

А) В эту категорию можно отнести все ответы, в которых присутствуют внешние атрибуты: «Хочу, потому что у меня будет такой же портфель как у Пети»; «Хочу ходить в красивой школьной форме, как взрослый» и т.д.

Анализ ответа: Ответ «А» — говорит о наличии у ребенка внешней мотивации. В первом классе дети учатся намного успешнее, имея именно внешнюю мотивацию. Это происходит потому, что желания ребенка реализуются, в тоже время нагрузка на интеллект еще совсем мала. Ответ «Б» — говорит о внутренней мотивации ребенка. Она будет способствовать успешному обучению, если интеллектуальная нагрузка окажется посильной для ребенка.

Коммуникативная готовность ребенка к школе

При сформированной коммуникативной готовности, ребенок наделен навыками общения, готовностью договариваться и кооперироваться. Он способен придерживаться социальных правил.

Тест: «Значимость общения и выявление симпатий к членам группы»

(Методика «Два дома»).

Этот тест позволит выявить отношение ребенка (3,5-6,5 лет) к отдельно взятым людям из его окружения (к членам семьи, учителям, братьям и сестрам, друзьям и т.д). Для более объективного результата желательно, чтобы тест проводился квалифицированным психологом, ну или хотя бы не родителями. Обязательным условием является то, что тест проводиться один на один (ребенок + психолог)

Вам понадобится лист белой бумаги, красный и черный фломастеры.

  1. Психолог ненавязчиво расспрашивает ребенка о его доме: «А в каком доме ты живешь?»
  2. Психолог говорит: «Замечательно, а давай построим для тебя другой, замечательный и очень красивый домик» и рисует на листе бумаги домик красным фломастером. В процессе рисования нужно постоянно подчеркивать привлекательность красного домика.
  3. Психолог предлагает ребенку: «Ну, теперь нам нужно заселить этот прекрасный домик. Первым его жителем будешь, конечно, ты, ведь мы его для тебя построили». Психолог записывает рядом с домиком имя ребенка. «А кто еще будет жить в этом доме? Ты можешь вселить в него кого хочешь, и тех, кто сейчас живет с тобой и тех кто живет в другом месте. Кого хочешь вселяй.».
  4. Имя каждого «нового обитателя» домика психолог записывает под именем ребенка. Можно очень мягко поинтересоваться, а кто это.
  5. Когда в домике появятся 2-3 новосела, психолог рисует рядом черный домик и говорит: « Кто-то, наверное, не будет жить с тобой в красном домике, им тоже нужно где то жить. Давай поселим их в домик, который будет стоять рядом» Важное уточнение – черный дом ни как не характеризуется перед ребенком и не описывается! Это просто соседний домик и он не хуже чем красный!
  6. Если ребенок не заселяет черный домик, психолог его ненавязчиво к этому побуждает: «Ну что же, домик так и будет стоять пустой?»
  7. Когда домики уже заселены, допускается спросить про какого-нибудь человека которого забыли (учитель, братик и т.д).
  8. Затем психолог говорит: «Давай посмотрим, может быть, кто-то из соседнего домика хочет переехать в красный домик жить. Как ты думаешь кто это?». Стрелочками на листе бумаге помечается «переезд».
  9. «А может быть из красного домика кто-то хочет переехать?» -говорит психолог и опять помечает стрелочками «переезд».

Расшифровка результатов теста не символична. Выводы делаются напрямую, в красном домике живут люди, которым ребенок симпатизирует, «жильцов черного домика» ребенок сторониться и психологически огораживается. При переселении «жильцов» из одного дома в другой нужно учитывать пояснение ребенка или формулировку вопроса (чье желание повлияло на переселение). Важнейшее значение имеет то, куда ребенок «поселил» родителей, братьев и сестер. В каком домике находиться учитель или воспитатель. А также присутствуют ли в красном домике сверстники ребенка.

Тест: «Коммуникативная готовность к школе»

1) Вопрос: Когда можно вставать во время урока?

А) Когда ты устал от уроков и хочешь поиграть.

Б) Если учитель задал вопрос, ты поднял руку для ответа и учитель назвал твое имя.

2) Вопрос: С каким вопросом можно обращаться к учителю?

А) Можно я не буду выполнять домашнее задание?

Б) Можно выйти в туалет?

Анализ ответов на вопросы №1 и 2 : Ребенок должен понимать, что существуют определенные правила поведения на уроке и общения с учителем. Если такое понимание у ребенка еще не сформировалось, нужно проводить работу по социально-коммуникативной подготовке к школе.

3) Вопрос: Если мальчик, учащийся с тобой в одном классе получил оценку лучше, чем ты, какие чувства у тебя возникнут?

Б) В эту категорию отнесите ответы, несущие агрессивные эмоции: «Ударю», «Разозлюсь», «Буду обзываться на него», «Буду смеяться над ним» и т.д. А также ответы со страдательными эмоциями: «Заплачу», «Надуюсь, «Обижусь» и т.д.

Анализ ответа № 3 : Ответ «А» — наиболее адекватная реакция, свидетельствующая о слабом или отсутствующем переживании. Психологической устойчивости к ситуации. Уверенности в своих силах и способности к доминированию. Ребенок спокойно относиться к школьной конкуренции. Ответ «Б» — реакция ребенка или активно-агрессивная (гнев, раздражительность, враждебность). Или страдательно-пассивная, при которой у ребенка отсутствует стремления получить новые навыки в общении. Идет возврат к более знакомым формам поведения (маленький ребенок плачет, обижается и жалуется).

Готов ли ребенок к школе?
Такой вопрос неминуемо встает перед родителями будущих первоклассников. Для выяснения готовности были составлены следующие тесты:

Тест на готовность к 1 классу

Такие задания часто предлагают в подготовительной группе детского сада или на подготовительных курсах в школе. Его цель: выявить общую социально-интеллектуальную готовность к школе .

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
1.Назови свои фамилию, имя, отчество.
2.Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3.Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4.У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5.Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6.Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7.Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8.Что бывает раньше – обед или ужин?
9.Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10.Кем работает твой папа, твоя мама?
11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
12.Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13.Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14.Почему снег бывает зимой, а не летом?
15.Что делает почтальон, врач, учитель?
16.Зачем в школе нужна парта, звонок?
17.Ты хочешь пойти в школу?
18.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19.Каких животных ты знаешь?
20.Каких птиц ты знаешь?
21.Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22.Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Тест для родителей.

Пройти тест стоит и для того, чтобы оценить сиюминутную ситуацию и наметить путь преодоления «пробелов» в дошкольной подготовк е.

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.
Проверка готовности:
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, дабы школьная готовность повысилась
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, чаще предлагайте задания для самостоятельной работы дома.

Тест «Чего не хватает?»,Р. С. Немов

Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.

8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.

4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.

2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.

0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

Опросник к 1 классу.

Выявляет общий уровень мышления первоклассника, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

1.Какое животное больше – лошадь или собака?

(лошадь = 0 баллов;
неправильный ответ = -5 баллов)

2.Утром мы завтракаем, а днем…

(обедаем, едим суп, мясо = 0;
ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

3.Днем светло, а ночью…

(темно = 0;
неправильный ответ = -4)

4.Небо голубое, а трава …

(зеленая = 0;
неправильный ответ = -4)

5.Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

(фрукты = 1;
неправильный ответ = -1)

6.Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
неправильный ответ = -1)

7.Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

(города = 1; станции = 0;
неправильный ответ = -1)

8.Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

(правильно показано = 4;
показано только целый час или четверть часа = 3;
не знает часов = 0)

9.Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?

(щенок, ягненок = 4;
только один правильный ответ = 0;
неправильный ответ = -1)

10.Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?

(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1
на курицу = -3)

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
одна причина = 0;
неправильный ответ = -1)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)

13.Чем похожи друг на друга кошка и белка?

(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)

14.Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?

(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
неправильный ответ = 0)

15.Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это…

(спорт (физкультура) = 3;
игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
неправильный ответ = 0)

16.Какие ты знаешь транспортные средства?

(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)

17.Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
одно или два различия = 2;
неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

18.Почему люди занимаются спортом?

(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
одна причина = 2;
неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

19.Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?

(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
неправильный ответ = 0)

20.Почему на письмо нужно наклеивать марку?

(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.