Воображение. Воображение и его роль в жизни человека

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышле­ния, гаснет интерес к искусству и науке. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Проще сказать - лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Способы:

1. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

2. Методика “Рисунок”

В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

3. Методика “Скульптура” .

Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

  • Агглютинация , то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица;
  • Гиперболизация . Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик.
  • Схематизация . В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;
  • Типизация. Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с космическим кораблем.

Дайте определение понятий «темперамент» и «характер». Назовите три типа характера по телосложению (Кречмер). Охарактеризуйте четыре типа высшей нервной деятельности по И.П. Павлову. Как необходимо воспитывать детей с ярко выраженными особенностями темперамента?

Темперамент - врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний.

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, себе, деятельности, окружающему миру.

Кречмер различает 3 типа характера :

1. Шизотимик - лептосоматическое и астеническое телосложение. Человек замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, с трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.

2. Циклотимик - пикническое телосложение. Эмоции колеблются между радостью и печалью, человек реалистичен во взглядах, легко общается.

3. Иксотимик от греч. Ixos-тягучий - атлетическое телосложение. Спокойный, сдержанный, мало впечатлительный, мелочен, трудно приспосабливается к перемене обстановки.

Теория, разработанная И.П. Павловым , связывает темперамент человека со свойствами нервной системы: силой, подвижностью и уравновешенностью. Сочетание свойств определяет тип высшей нервной деятельности.

Различают четыре основные типа высшей нервной деятельности:

Сильный, неуравновешенный (с преобладанием процессов возбуждения);

Сильный, уравновешенный, подвижный;

Сильный, уравновешенный, инертный;

Эту типологию И.П, Павлов связал стипами темпераментов. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы - у холериков; сильный, уравновешенный, подвижный - у сангвиников; сильный, уравновешенный, инертный - у флегматиков; слабый - у меланхоликов.

Воспитательная работа требует индивидуального подхода к лицам с ярко выраженными особенностями темперамента. В частности:

Резко негативная оценка действий подавляет веру в себя у лиц со слабым типом ВНД и, наоборот, стимулирует «сильных»;

- холерик нуждается в воспитании сдержанности, выдержки, спокойствия и планомерности в работе;

- меланхолику следует прививать уверенность в себе, раскованность в общении в кругу незнакомых лиц и новой обстановки;

- флегматика следует удерживать от склонности к апатии, равнодушию и лени;

- сангвиника необходимо приучать к сосредоточенности, склонности к завершению начатых дел и глубине их проработки.

Познавательная деятельность

Воображение

1. Понятие воображение. Значение воображения.

2. Физиологические основы воображения.

3. Виды воображения

4. Формы синтеза.

Понятие воображение. Значение воображения.

Наряду с образами памяти, которые являются копия­ми восприятия, человек может создавать м совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно фор­ме в действительности не существует. Это образы вообра­жения. Итак, воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в ка­кой-то степени и воспроизведением и преобразованием дей­ствительности. Воспроизведение - основная характеристика па­мяти, преобразование - основная характеристика воображе­ния. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.

Образы воображения опираются на представления па­мяти. Но эти представления подвергаются глубокому из­менению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из зна­ний и опираясь на опыт человечества, создать себе пред­ставления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, я могу себе представить пес­чаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там мне не приходилось. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспри­нимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Все представления воображения строятся из материа­ла, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти.

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие че­ловека от животных предков.

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожи­данных сочетаниях и связях. Воображение преобразует дей­ствительность и создает на этой основе новые образы. Во­ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ­но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психи­ческой деятельности человека: с его восприятием, памя­тью, мышлением, чувствами.

Значение воображения. Основное значение воображения и состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы (не только такие, как история, биология, география, литература, но и такие, как математика, язык) не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения.

Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Практика -критерий правильности образов воображения. Практика позволяет конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации. Творческий замысел обогащается, проверяется и выясняется в процессе реального осуществления. Пока замысел только в голове он еще не до конца ясен человеку. Аналогичный процесс реализации образов воображения происходит и в творческой работе художника, музыканта, писателя.

Всякий новый образ, новая идея соотносятся с действительностью и в случае несоответствия отбрасываются как ложные или исправляются. Ученый проверяет гипотезу реальными: фактами, наблюдениями, экспериментом. Конструктор-изобретатель выясняет полезность изобретения, соответствие изобретения требованиям, которые к нему предъявляют, возможность его практического применения. Художник, скульптор, писатель стремятся к жизненной правдивости произведения, так как отображение жизненной правды есть необходимое, условие воздействия на людей. Учитель, проектируя личность ученика, представляя себе, предвидя результаты воспитательных воздействий, всегда очень внимательно присматривается к результатам этих воздействий и в случае необходимости изменяет их.

2.Физиологические основы воображения.

Воображение - познавательный процесс и имеет в сво­ей основе аналитико-синтезическую деятельность челове­ческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В ре­зультате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сфор­мировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Виды воображения

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активности создания человеком новых обра­зов и осознанности этих образов:

Непроизвольное илипассивное воображение - новые об­разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое тормо­жение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но тор­можение происходит неравномерно, особенно в началь­ной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сно­видения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными.

Характерными для сновидений яв­ляются:

Чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;

Невероятная причудливость связей и сочетаний образов;

Явная связь с насущными потребностями человека.

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом боль­ной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамерен­ное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают чер­ты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему пред­ставляется давно умерший родственник, он разговарива­ет с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

Галлюцинации появляются при различных психичес­ких заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то про­сят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «прика­зывающими», в результате чего человек совершает не­ожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголи­ков, дошедших до состояния белой горячки.

Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или мень­шей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их вы­полнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, за­манчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

2.По оригинальности произвольное (активное) вообра­жение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это по­строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые об­разы, но новые субъективно, для данного человека, а объек­тивно они уже существуют. Они уже воплощены в опреде­ленных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исто­рических и других описаний постоянно оказывается необ­ходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем го­ворится в этих источниках.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных про­дуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото­вое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются но­вые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писа­телей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь от­носиться к ним, как к живым.

Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда на­правлена на будущее, на перспективы жизни и деятельно­сти конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое пове­дение для его осуществления.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельно­сти.

Формы синтеза.

В образах, возникающих в воображении, всегда есть чер­ты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные соче­тания.

Сущность воображения заключается в способности под­мечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.

Комбинирование - сочетание отдельных элементов раз­личных образов предметов в новых, более или менее не­обычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Помните у А.С. Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит... Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...

Частный случай комбинирования - агглютинация - спо­соб создания нового образа путем соединения, склеива­ния совершенно разных объектов или их свойств. Напри­мер, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэро­сани, танк-амфибия и т.д.

Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (на­пример, образ великана). Этот способ лежит в основе со­здания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфичес­ких действиях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Автомобильно-Дорожный

Государственный Технический Университет (МАДИ)

Факультет: «Энерго-экологический»

Кафедра: «Социологии и управления»

«Воображение и деятельность»

Выполнил: студентка Казначеева А.А.

Москва 2014

Введение

1.1 Понятие воображения

1.2 Классификация воображения

1.3 Операции воображения

1.4 Функции воображения

3. Анализ управленческой деятельности в связи с воображениием

Список используемой литературы

Введение

Цель данной работы состоит в понимании определений «воображение» и объяснение его предназначения в деятельности человека.

Объектом реферата является воображение как психический познавательный процесс.

Предмет реферата: влияние воображения на деятельность человека.

Для выполнения этого реферата поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность понятий « воображение» и «деятельность» и описать факторы, влияющие на него;

Рассмотреть и оценить механизмы воображения;

Очень часто мы слышим такие слова «воображение разыгралось» или «ну и фантазия у тебя» и считаем эти слова должными, не вникая в суть этих понятий. Но мало кто задумывался над тем, что воображение- это одни из очень важных психических процессов в нашей жизни, без которых не было бы оценки образов, представления и идей и что самое главное - люди бы не способны бы были к моделированию, пространственному воображению, а, следовательно, первобытные люди не изобрели колесо и не был бы возможен технический прогресс.

Тема моего реферата очень актуальна и я считаю, что и к тому же очень интересна: на свете не существует ни одного человека, который никогда не мечтал или не представлял в своей фантазии какие-либо события из жизни или некие объекты. Воображение играет большую роль в деятельности любого человека. Безусловно, данный вопрос очень важный и вызывает интерес не только у общественности, а так же и у ученых и исследователей. Немаловажно то, что проведено очень много экспериментов на данную тему.

1. Общая характеристика воображения

1.1 Понятие воображения

Воображение - это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на основе новых представлений, отсутствующих ранее

Воображение - отражение будущего, создание нового образа на основании прошлого опыта.

Воображение - это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.

Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще несуществующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения. Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих технических открытий, а художественные произведения послужили стимулом для становления новых этических форм и идеалов.

1.2 Классификация воображения

Классификация воображения основывается на степени его активности, т.е. возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. Характеристика отдельных видов воображения Активное воображение (преднамеренное)- создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.). Более активный вариант грез - мечты, как образа желаемого будущего, но уже гораздо более реального и связанного с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательно регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации. Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированное возникшей в сознании изобретателя). Грезы подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины. Артистическое мышление помогает воображению, строя различные, наиболее желаемые и благоприятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности (воздушные замки). Продуктивное воображение (творческое) - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается.

Творческое воображение, часто отождествляемое с творческим мышлением, креативностью, т.е. с творчеством, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, т.к. содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим. Репродуктивное воображение (воссоздающее) - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть. Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных с другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора. Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем больше активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество.

Характеристика отдельных видов воображений:

Сновидения - можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечты от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными.

Особенности мечты:

Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. - Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. - Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. - Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время - отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. Образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов: Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр. (рис 1)

Рис.1. Кентавр

Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик-с-Пальчик. Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).

1.3 Операции воображения

Для трансформации данных и создания продуктов в воображении, как и мышлении, используются операции - слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование.

Слияние - произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных разных объектов в одном образе. Особый вид слияния - это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты.

Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные черты.

Акцентирование связано с намеренным усилием какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этой операции в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры. Другим способом придания дополнительной выразительности образу, является типизация, связанная с обобщением наиболее типичных для данной группы людей черт. Естественно, что полностью игнорируются все специфические личностные качества.

Воображение тесно связано с другими сторонами психики - эмоциями, памятью, мышлением. Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая. Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, упреками в абсолютно нейтральных замещениях и т.д. положительные эмоции, например ожидаемая радость, также вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания. Однако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания. Не менее тесной является и связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует распространенный стереотип о том, что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. Однако это мнение в корне неверно, т.к. у детей, несмотря на их более гибкую психику и способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнуют, и переживания выливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими желаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).

Роль памяти, знаний особенно видна в репродуктивном воображении, так как многие факты, не известные человеку, он просто не может себе представить. Воображение заменяет мышление в затруднительных случаях при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми.

Творческое воображение, как и творческое мышление, связаны с креативностью, т.е. творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности.

Выделяют образную и вербальную креативность, т.е. преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербально) планах. Первой в онтогенезе проявляется образная креативность, которая до 7-8 лет существенно опережает вербальную у всех детей. Развитие креативности подтверждает сензитивность творческого мышления в схеме, т.к. вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический. У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.

Важным моментом является несовпадение уровня креативности с уровнем интеллекта, прежде всего с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высокоразвитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального, результата. Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.

1.4 Функции воображения

1 Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.

2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.

3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).

4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.).

5 Основа для творчества - как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)

6 Создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).

7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

2. Сфера управленческой деятельности в воображении

2.1 Функции и управленческая культура руководителя

К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят:

· информационно-аналитическую;

· мотивационно-целевую;

· планово-прогностическую;

· организационно-исполнительскую;

· контрольно-диагностическую;

· регулятивно-коррекционную.

Эти функции в управлении предприятием реализуются директором и его заместителями. На качество функционирования предприятия влияет способность всех членов управленческого аппарата выполнять свои функциональные обязанности и согласованность действий при реализации управленческих стратегий.

Функциональные обязанности директора предприятия:

несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав людей;

представляет интересы предприятия в государственных и общественных органах;

создает необходимые условия для организации работы на предприятии;

проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку кадров предприятия;

по согласованию с советом предприятия устанавливает надбавки к заработной плате персоналу;

несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом.

2.2 Управленческая культура руководителя

Управленческая культура руководителя предприятия представляет собой самореализацию личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на создание, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении предприятием. (рис.2)

КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рис.2. Компоненты управленческой культуры

Аксеологический компонент представлен группой управленческо-педагогический ценностей, которые имеют значение в руководстве современного предприятия. Имеющие большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.

Технологический компонент управленческой культуры включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология управления внутри предприятия предполагает решение специфических задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора предприятия раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданной алгометричности управления деятельность руководителя является творческой. Осваивая ценности управления, руководитель-менеджер их преобразовывает в зависимости от личностных особенностей и особенностей объекта управления. То есть управление педагогическими системами выступает как область приложения и реализации способностей личности руководителя, сфера профессиональной и личностной самоактуализации.

2.3 Анализ управленческой деятельности

Взаимодействие участников целостного управленческого процесса складывается как последовательность взаимосвязанных действий управленческого анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования. (рис.3)

ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Рис.3. Виды управленческого анализа

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Параметрический анализ осуществляется директором предприятия и его заместителями. Параметрический анализ - это не просто констанция фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся явлений, тенденций в ходе и результатах управленческого процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению деятельности предприятия. Опираясь на данные параметрического анализа, руководителя предприятия в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, из данных официальных отчетов.

Процесс управления любой управленческой системой предполагает постановку целей (целеполагание) и принятие решений (планирование). Управленческая деятельность целенаправленна.

Цель управленческой деятельности - это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы.

3. Значение воображения в деятельности человека

Воображение очень облегчает работу человека, во всех сферах жизнедеятельности: начиная от каких-либо житейских ситуаций и заканчивая тяжелыми инженерными проектами и т.д. Поэтому, хотелось обозначить некоторые функции или предназначение воображения;

· представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи и формирование внутреннего плана действий -- способности выполнять их внутри, манипулируя образами

Одна из основных функций человека. Любая задача, даже самая элементарная на наш взгляд - это тяжелая работа для нашего предсознания: прежде чем выполнить какое-то действие, мы моделируем его в своем сознании, при этом, не применяя практических действий. Мы можем представлять различные ситуации и манипулировать действиями и образами.

Пример: при моделировании какого-либо объекта или при построении чертежа, мы основываемся только на свое пространственное воображение, не пользуясь практическим материалом.

· регулирование эмоциональных состояний

Данная функция также может осуществляться образами воображения. Яркие, отличающиеся чувственной живостью образы воображения влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение настроения в ее процессе. Они могут, как способствовать увлеченности работой, так и сдерживать трудовой или учебный процесс.

Пример: человек легко и с большим интересом занимается работой, которая ему очень интересна и близка и наоборот: без энтузиазма выполняет работу, которая ему не интересна и скучна.

· психодиагностические функции воображения

Используют образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния. При этом широкое применение находят тесты проективного типа. Согласно феномену механизма проекции, человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные характеристики. Другими словами, в продуктах воображения индивида отражаются его психологические характеристики. Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные мотивы, а другой обнаруживает в ней что-то перспективное. Вполне вероятно, что первый обладает пессимистической чертой характера, а другой - оптимистической.

· планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

· воображение помогает объединить прошлое, настоящее и будущее и даже выдуманную реальность в сознании человека, при этом сам человек может вспомнить или представить себе любой момент жизни, проанализировать его и даже исказить выдуманными событиями и т.д.

Пример: данный случай очень распространен среди детей, они очень часто придумывают и рассказывают несуществующие события из своей жизни: «страшилки» к примеру. Так же ложь обязана именно этой функции, т.к. ложь - феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка коих затруднительна или невозможна.

4. Роль воображения в познании и практической деятельности человека

Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность - мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер.

К основным видам практической деятельности человека можно отнести: 1. Материальное производство, 2. Социально-политическую деятельность, 3. Научный эксперимент.

Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов:

а) Практика является источником познания, т. к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т. к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания,

б) Опосредованно практика является целью познания, т. к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира.

в) Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т. к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т. д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного - например, фантазию.

воображение познание управленческий культура

Во-первых, хотелось бы отметить, что тема моего реферата является очень интересной и актуальной и не на протяжении нескольких десятков лет этот вопрос всегда интересовал человечество.

Во-вторых, данный вопрос является очень информативным и в какой-то степени сложным и запутанным, так как психология человека, как сложного существа, априори не может быть простой и понятной на каждом этапе изучения.

В-третьих, значение воображения в деятельности человека очень велико и в этом мы убедились: невозможно сделать какой-либо труд, не представляя его себе и не зная конечного результата к которому мы будем стремиться.

Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.

Философы еще в конце XIX века предложили словосочетание «человек воображающий» в качестве одной из видовых характеристик современного человека наряду с «человеком разумным».

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». - Издательство «Просвещение», Москва, 1950

2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., «Педагогика и психология»: Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

3. Запорожец А.В. «Психология действия», Издательство: НПО "МОДЭК", 2000

4. Зеленский, В. Словарь аналитической психологии. - М.: Высш. шк., 2000. - 120 с.

5. Карпов А.В. «Психология менеджмента», 2005

6. Козубовский В.М. Общая психология, познавательные процессы. -М.: Минск., 2008. - 356 с

7. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций. -- Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 232 с.

8. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

9. Николаенко Н.Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2007. -- 288 с. (Серия: «Современный учебник»)

10. Петровский А.В., Беркинблит М.Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.

11. Розет И.М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. -- 2-е изд., испр. и доп. -- Мн.: Университетское, 1991. -- 342 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.

13. Щербатых Ю.В. (профессор психологии Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность мер и способов творческой самореализации личности руководителя и компоненты управленческой культуры. Основные факторы, характеризующие стиль руководства, его модели. Функциональные обязанности директора общеобразовательного учебного заведения.

    презентация , добавлен 22.08.2010

    Современная философия и идеология управления, теоретические аспекты формирования управленческой (организационной) культуры на предприятии. Пути совершенствования управленческой культуры ЗАО "Связной Логистика" в целях формирования стабильного коллектива.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2017

    Изучение истории возникновения теории управления. Исследование подходов к управленческой деятельности, школ управленческой мысли. Анализ роли управленческой работы в обществе. Организационно-правовые формы хозяйственных организаций Российской Федерации.

    реферат , добавлен 22.12.2014

    Менеджер как главное звено организации, его основные права и обязанности, оценка роли и значения на современном этапе. Общие и специальные способности в управленческой деятельности. Исследование и анализ практической деятельности менеджера предприятия.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2013

    Информационное и документальное обеспечение управленческой деятельности предприятия. Контроль исполнения документов управленческой деятельности предприятия. Кадровое обеспечение системы управления персоналом организации. Документация по личному составу.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Сущность, структура и функции управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях. Принципы руководства ОУЗ. Проблемы и пути реализации ценностных ориентаций управленческой деятельности современного руководителя учебного заведения в СНО.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2012

    Основные функции и административные обязанности руководителя, этапы управленческой деятельности и их характеристика. Права руководителя в рамках его непосредственных обязанностей. Понятие и порядок реализации руководителем делегирования полномочий.

    реферат , добавлен 16.10.2009

    Понятие и социально-психологические характеристики "управленческой деятельности". Функции управления: целеполагание, планирование, стимулирования, организация, контроль. Способности руководителя к управлению коллективом и собственной жизнедеятельностью.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Исследование деятельности ООО "Кокон" - предприятия по производству светопрозрачных конструкций из металлопластика. Миссия и слоган организации, ее цели по SMART-принципу. Должностные обязанности руководителя отдела производства и его подчиненных.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Понятие лидерства и руководства, их стили и виды. Авторитет эффективного руководителя. Понятие стресса, экстремальные ситуации при принятии решений. Основные стрессоры управленческой деятельности руководителя. Стресс-менеджмент, его роль и значение.

Лекция 5

Воображение

§ 1. Понятие о воображении. Что такое воображение. Чем воображение отличается от восприятия. Каковы основные виды воображения человека.

§ 2. Роль воображения в жизни человека. Для чего человеку нужно вооб­ражение. Какую роль воображение играет в планировании управления дея­тельностью человека. Какова роль воображения в регуляции процессов удовле­творения потребностей человека. Какова роль воображения в различных ви­дах творческой деятельности человека.

§ 3. Природные факторы и социальные условия, влияющие на вообра­жение. Каким образом воображение человека связано с процессами, происходя­щими в организме. Как органические процессы, влияют на воображение челове­ка. Каким образом психические процессы и состояния человека воздействуют на его воображение. Какова связь воображения с тем, что происходит в жиз­ни человека, вокруг него.

§ 4. Развитие воображения. Можно ли развивать воображение. Что следу­ет понимать под развитием воображения. Каковы основные направления раз­вития воображения. Что представляют собой средства развития воображения.

Понятие о воображении

Что такое воображение. Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, при­чем речь идет о таком ее представлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содер­жится нечто такое, чего нет в реальной действительности.

С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный мо­мент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в се­бя образы в качестве продуктов творчества. Из сказанного можно сделать вывод о том, что воображение человека име­ет много общего с его восприятием, памятью и мышлением. Чтобы уточнить, что понимается под воображением, рассмо­трим отличия воображения от названных выше познаватель­ных процессов.



Чем воображение отличается от восприятия, памяти и мышления. Обсуждая данный вопрос, можно говорить, с од­ной стороны, об отличиях воображения как познавательно­го процесса от указанных выше других познавательных про­цессов, а с другой - об отличиях образов, рождаемых вооб­ражением человека, от образов, связанных с функционированием познавательных процессов. Время от времени мы бу­дем говорить как о первых, так и о вторых отличиях вооб­ражения от восприятия, памяти и мышления.

Восприятие - это процесс порождения образов в резуль­тате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация ка­сается реально существующих предметов и явлений, кото­рые воздействуют на органы чувств в данный момент вре­мени. Восприятие - это процесс порождения образов в от­сутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, ко­гда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств чело­века, а в воображении образы возникают, когда соответст­вующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключа­ется первое отличие воображения от восприятия.

Второе отличие воображения от восприятия состоит в том, что образы восприятия более или менее точно отража­ют объективно существующие явления и предметы и обыч­но не имеют в себе такого, чего не было бы в этих предме­тах и явлениях. Образы, рождаемые воображением челове­ка, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действи­тельности. Иногда они являются продуктом чистой фанта­зии, то есть ничему в реальной действительности не соответ­ствуют вообще.

Достаточно близка к воображению человека его образная память. Но и здесь можно увидеть существенные отличия воображения от памяти. Прежде всего, память может вос­произвести лишь то, что человек когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека, дол­говременной или оперативной. Правда, могут иметь место искажения, ошибки памяти, но и они не являются случай­ными и по своему содержанию практически всегда чем-то напоминают то, что сохранилось в памяти. Образы, рождае­мые воображением, всегда имеют в себе нечто ранее несущестовавшее в памяти.

Воображение, особенно творческое, напоминает мышле­ние. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Однако когда мы говорим о мышлении, под ним мы понимаем целенаправленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее.

Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не сущест­вует. В творческом воображении рождаемый фантазией че­ловека образ непредсказуем, появляется и изменяется в са­мом процессе и почти всегда является в чем-то неожидан­ным для самого человека.

Теперь, определив, что такое воображение, и выяснив его отличия от восприятия, памяти и мышления, попробуем от­ветить на вопрос:

Каковы основные виды воображения человека. Таких видов у человека несколько. Это - пассивное и активное воображение, репродуктивное и продуктивное (творческое) воображение. Рассмотрим каждый из этих видов воображе­ния в отдельности.

Пассивным называют воображение, в котором образы рож­даются самопроизвольно, без участия сознания и воли челове­ка. Они появляются в голове, всплывают, изменяются неожи­данно, и человек не в состоянии их контролировать. Приме­рами пассивного воображения являются образы сновидений и галлюцинаций, а также образы, возникающие во время болез­ненных изменений сознания человека, например в бреду.

Активное воображение - это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека. Здесь человек ставит перед собой цель придумать, предста­вить нечто в виде образа, и последовательно, контролируя процесс, решает определенную задачу. Примерами активно­го воображения выступают образы художников, писателей, инженеров, которые занимаются сознательным творческим трудом. Активно воображение ребенка, который придумыва­ет что-то, например, рисует, сочиняет и т.п.

Репродуктивное воображение - это воображение, которое в основном воспроизводит известное, имея, конечно, в порож­даемых им образах значительную долю фантазии. Так, напри­мер, репродукция картины известного художника является более или менее точной ее копией, но вместе с тем чем-то от­личается от оригинала. Репродуктивным можно также на­звать воображение, образы которого созданы на основе известных элементов, путем их нового сочетания или новой комби­нации. Если, к примеру, ребенок сложил известную мозаич­ную фигуру из предложенного ему набора элементов, то вооб­ражение такого ребенка будет репродуктивным.

Продуктивным называют воображение, порождающее со­вершенно оригинальный образ, который в целом и по частям существенно отличается от всего известного. К примеру, в большинстве случаев продуктивным будет воображение ху­дожника, писателя, инженера, которые создают новое про­изведение искусства, литературы или новую технику.

Роль воображения в жизни человека

Для чего человеку нужно воображение. Каковы основ­ные функции воображения. Человек, по-видимому, являет­ся единственным из всех живых существ, обладающих ак­тивным и продуктивным воображением. Следовательно, вполне резонно поставить и попытаться найти ответ на воп­рос о том, какую роль эти виды воображения играют в жиз­ни человека. Но у него также есть и два других, названных выше, вида воображения: пассивное и репродуктивное. На­верное, и они решают важную задачу в жизни людей. Отве­тить на вопрос о том, для чего человеку нужно воображение, можно, раскрыв его основные функции.

Воображение, во-первых, позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно вос­принимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности. Например, человеку может понадобиться представить какой-либо пред­мет, которого нет в его поле зрения в настоящий момент, или то, что он только еще собирается создать (воображение худож­ника, писателя, актера в момент начала их творческой дея­тельности), и тогда он обращается к своему воображению.

Во-вторых, воображение необходимо, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. К примеру, решая задачу удобной расстановки тяжелых и крупногабаритных пред­метов мебели в комнате, человек сначала мысленно, в своем воображении, представляет картину новой расстановки ме­бели, и только затем, решив, что она оптимальная, предпри­нимает соответствующие практические действия.

В-третьих, воображение помогает человеку выйти за пре­делы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в про­шлое или в будущее, проиграть в уме соответствующие дей­ствия. Например, анализируя уже совершенные нами по­ступки, мы иногда мысленно переносим себя в прошлое и представляем, каким бы было наше поведение, если бы мы действовали по-другому. Если, напротив, возникает задача хорошо подготовиться к будущему, то мы в своем воображе­нии представляем себе будущую ситуацию и различные ва­рианты своего поведения в ней.

У человеческого воображения есть и две специальные, психологческие функции. Одна из них называется психоди­агностической, а другая - психотерапевтической. Психо­диагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно су­дить о его психологии.

Эта функция активно используется в психологических те­стах, где человеку предлагается что-либо придумать (напри­мер, несуществующее животное), сочинить рассказ, усмот­реть что-либо определенное в беспорядочном нагромождении линий, красок, фигур и т.п. Предполагается, что в продук­тах фантазии человека непосредственно отражаются его пси­хологические особенности. Подвергая продукты фантазии человека специальному анализу, мы можем сделать опреде­ленные выводы о его психологии.

Психотерапевтическая функция воображения в свою оче­редь состоит в том, что через него можно оказывать поло­жительное влияние на психологическое состояние и поведе­ние человека. Известно, что, произвольно вызывая у себя определенные образы, мы через них можем изменять свои собственные психические и физические состояния. Предста­вляя, например, жаркое лето, солнце, мы начинаем внут­ренне ощущать тепло. Мысленно воображая, что мы нахо­димся на морозе, мы начинаем ощущать холод.

1 Аутогенная тренировка - это метод практической психологии, включаю­щий в себя освоение человеком системы физических, дыхательных и других специальных упражнений, связанных с самовнушением и рассчитанных на эф­фективную психофизиологическую саморегуляцию человека.

Гештальттерапия - это метод групповой практической психологии, где во­ображение используется для того, чтобы представлять себе какого-либо челове­ка присутствующим в данный момент времени и вести с ним открытый диалог. Нейролингвистическое программирование - это также один из методов психо­терапии, основанный на активном использовании воображения в терапевтиче­ских целях, в частности, для образного представления самого себя, как бы наблюдающего за самим собой со стороны.

Есть, однако, и типичные, довольно часто встречающиеся в жизни каждого человека случаи, когда все люди время от времени обращаются к ис­пользованию воображения. Эти случаи связаны с планирова­нием и управлением деятельностью человека, с регулирова­нием процесса удовлетворения потребностей, с различными видами творческой деятельности.

Какую роль воображение играет в планировании и уп­равлении деятельностью человека. Когда человек планиру­ет свою деятельность, он, естественно, пытается предста­вить, как она может разворачиваться в будущем. Это буду­щее для него еще не наступило, и представлять его можно лишь в воображении. Следовательно, любое планирование будущего основано на достаточно активном воображении че­ловека, и чем богаче его воображение, тем детальнее и на бо­лее длительный срок он может планировать свою жизнь на будущее.

В качестве примера планирования деятельности с участи­ем воображения можно взять размышления шахматиста над своим очередным ходом. Опытный шахматист может почти наверняка спланировать развитие ситуации на шахматной доске на несколько шагов вперед, причем хорошо представ­ляет ее в своем воображении, прежде чем принять оконча­тельное решение.

То же самое делает и опытный бизнесмен, принимая ка­кое-либо решение по развитию бизнеса, опытный политик, принимая определенное политическое решение, рассчиты­вая на то, что оно вызовет в обществе определенный резо­нанс. Вообще, в любой деятельности способность мысленно представлять себе всевозможные варианты развития собы­тий в будущем выступает как одно из профессионально зна­чимых качеств человека. Проверку уровня развития такой способности часто включают в процедуры профессионально­го отбора людей. Не менее важна роль воображения в управлении актуаль­ной деятельностью человека, то есть деятельностью, кото­рой он занят в данный момент. Дело в том, что планирова­ние человеком любой его деятельности, особенно целенапра­вленной, всегда несколько опережает происходящие в ней реальные события, если, конечно, это сознательно управля­емая деятельность. Всякий очередной свой шаг в этой дея­тельности человек должен соотносить с ее целью, то есть представлять себе, приблизится он или, напротив, удалится от соответствующей цели, предприняв очередное, связанное с данной деятельностью, действие.

Какова роль воображения в регуляции процесса удов­летворения потребностей. Далеко не все свои потребности в силу тех или иных причин человек в состоянии постоянно и полностью удовлетворять, и это обстоятельство порождает у него хроническое состояние неполной удовлетворенности жизненно важных потребностей. Если бы дело обстояло та­ким образом, что у человека не было другого пути избавле­ния от чувства неудовлетворенности, кроме полного удовле­творения соответствующих потребностей, то ему никогда бы не удалось добиться нормализации своего психологического состояния.

К счастью, человек обладает уникальной способностью в какой-то степени удовлетворять свои потребности в вообра­жении, то есть не только реально, но и символически. К примеру, если человек мечтает о том, чтобы оказаться в ка­ком-либо привлекательном для него месте, но не может сде­лать этого вообще или в данный момент, то он может просто представить себе, что уже находится в желаемом месте. От этого, конечно, его потребность не будет полностью удовле­творена и окончательно не исчезнет, но ее острота, тем не менее, существенно снизится.

Обиженный человек может отомстить своему обидчику символически, в своем воображении. Это в какой-то степени успокоит его самого. Данный прием широко применяется, например, в Японии для самоуспокоения служащих, недо­вольных действиями своих начальников. Они могут войти в комнату, где находится фотография или манекен начальни­ка, и, заперевшись в ней, выразить фотографии или манеке­ну все, что хотели бы сказать или сделать реальному началь­нику. Популярная психологическая теория, объясняющая жиз­ненное назначение и содержание сновидений человека, ут­верждает, что одна из главных задач сновидений человека заключается в том, чтобы служить средством символическо­го удовлетворения актуальных, не полностью удовлетворен­ных потребностей и снимать напряжение, беспокойство, тревогу, порождаемые неудовлетворенными потребностями. Эта теория довольно популярна в психоанализе, с ней свя­зывается существование специального защитного механиз­ма 1 , который называется замещением. Суть его состоит в том, что, будучи не в состоянии удовлетворить свою потреб­ность с помощью одного, весьма привлекательного, объек­та, человек удовлетворяет ее с помощью другого, менее при­влекательного, и при этом в своем воображении искусствен­но поднимает цену доступного для него объекта, одновре­менно обесценивая менее доступный объект. Известным ли­тературным воплощением этой психологической ситуации является басня И.А.Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не добравшись до винограда, утешается тем, что он зелен и что именно поэтому ей якобы его не хочется.

Какова роль воображения в различных видах творче­ской деятельности человека. Без богатого воображения лю­бая творческая деятельность человека была бы невозмож­ной. Это объясняется следующим.

Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представлены сначала в во­ображении творца и только затем становятся реальностью. Прежде чем нарисовать картину, художник в своем вообра­жении строит ее замысел.

Во-вторых, первончальный творческий замысел или про­ект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это из­менение задуманного в ходе творческой деятельности явля­ется именно ее неотъемлемым свойством и не может проис­ходить иначе, как в воображении.

1 Описано более 20 видов защитных механизмов. Начало исследованиям за­щитных механизмов было положено З.Фрейдом, рассматривавшим их как фор­мы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериори-зованными социальными требованиями и запретами, и А.Фрейд, видевшей в них также механизм разрешения внешних конфликтов, адаптации к социаль­ному окружению.

В-третьих, способности, талант любого творца не в пос­леднюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения. Что останется от картин известного ху­дожника Сальвадора Дали, если из его творчества убрать то, что относится к богатой творческой фантазии самого худож­ника, и оставить лишь то, что касается высокого техниче­ского мастерства его кисти? Это сразу же поставило бы Да­ли в ряд множества других, малоизвестных художников, ко­торые владеют кистью не хуже, чем он. А разве мы не оце­ниваем достоинство автомобиля, в частности, по оригиналь­ности его дизайна?

Воображение играет огромную роль особенно в жизни творческого человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.Воображение играет важную роль в каждом творческом процессе. Очень трудно, подчас невозможно, выразить, в чем заключается сущность творчества. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение - это награда за каторжный труд. Английский ученый Г.Уоллес выделил стадии творческого процесса: 1. подготовка (зарождение идеи); 2. созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений); 3. озарение или инсайт (интуитивное схватывание искомого результата, т.е осмысление приходящее внезапно); 4. проверка.

Пример: 1. Вначале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время происходит бессознательная работа над задачей. "Я видел луну, поднимающуюся над тучей, которая напомнила мне белую сову. Я носился с этой идеей несколько дней, пока, наконец, не написал поэму о ней".

3. И наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.



В воображении актера в период работы над ролью возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего «слышат» своего героя, другим представляется его облик - в зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода представления у него богаче. В конечной игре творческого воображения отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали, определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу, сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых невозможно искусство. Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми красками. Важная особенность работы актера состоит в том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. У актеров склонных к конструированию новой личности, преобладает иной тип воображения – творческое моделирование образа. Это не значит, конечно, что актер приходит на первую репетицию с уже сложившимся в воображении образом. Мышление актера работает по методу проб и ошибок, особое значение имеют процессы интуиции. Найденное актером как будто лучайно, интуитивно оценивается им как единственно верное и служит мощным импульсом дальнейшей работы воображения.

Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах. Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что все великие открытия, способны сделать лишь ученые, которые дают “полный простор своему воображению". Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.