Военная форма Hugo Boss. Дизайнер Карл Дибич. Военная форма солдат и офицеров второй мировой войны

Немецкие штабные офицеры в поле у самолета Fi 156 «Шторх» (Fieseler Fi 156 Storch)

Венгерские солдаты ведут допрос советского военнопленного. Человек в кепке и черном пиджаке — предположительно полицай. Слева стоит офицер вермахта


Колонна немецкой пехоты движется по улице Роттердама во время вторжения в Голландию



Военнослужащие Люфтваффе из подразделения ПВО работают со стереоскопическим дальномером Kommandogerät 36 (Kdo. Gr. 36). Дальномер использовался для управления огнем зенитных батарей оснащенных орудиями серии Flak 18.


Немецкие солдаты и мирные жители на праздновании 1-го мая в оккупированном Смоленске.



Немецкие солдаты и мирные жители на праздновании 1-го мая в оккупированном Смоленске



Немецкое штурмовое орудие StuG III Ausf. G, принадлежащее 210-й бригаде штурмовых орудий (StuG-Brig. 210) движется мимо позиций 1-й морской пехотной дивизии (1. Marine-Infanterie-Division) в районе Цедена (в настоящее время — польский городок Цедыня — Cedynia).


Немецкие танкисты за ремонтом двигателя танка Pz.Kpfw. IV с короткоствольным 75-мм орудием.



Немецкий танк Pz.Kpfw. IV Ausf. H учебной танковой дивизии (Panzer-Lehr-Division), подбитый в Нормандии. Перед танком лежит унитарный осколочно-фугасный выстрел Sprgr.34 (масса 8,71 кг, ВВ — аммотол) к 75-мм пушке KwK.40 L/48. Второй снаряд лежит на корпусе машины, перед башней.



Колонна немецкой пехоты на марше на Восточном фронте. На переднем плане солдат несет на плече 7,92 пулемет MG-34.



Офицеры люфтваффе на фоне легкового автомобиля в Никольском переулке оккупированного Смоленска.


Служащие организации Тодта демонтируют железобетонные французские оборонительные сооружения в районе Парижа.Франция 1940й год


Девочка села Белгородской области сидит с балалайкой на стволе поваленного дерева


Немецкие солдаты отдыхают возле армейского грузовика «Айнхайтсдизель» (Einheits-Diesel).


Адольф Гитлер с немецкими генералами инспектирует укрепления Западного вала (так же имеет название «Линия Зигфрида»). С картой в руке командующий пограничными войсками Вехнего Рейна генерал от инфантерии Альфред Вёгер (Alfred Wäger, 1883-1956), третий справа — начальник штаба Верховного командования вермахта генерал-полковник Вильгельм Кейтель (Wilhelm Keitel, 1882—1946). Второй справа — рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер (Heinrich Himmler, 1900—1945). На парапете в плаще стоит кинооператор.


Церковь Спаса Преображения в оккупированной Вязьме.



Пилоты 53-й истребительной эскадры люфтваффе (JG53) на аэродроме во Франции. На дальнем плане — истребители Мессершмитт Bf.109E.



Офицеры-артиллеристы Африканского корпуса вермахта, сфотографированные командующим корпусом генералом-лейтенантом Эрвином Роммелем (Erwin Eugen Johannes Rommel).


Расчет 40-мм автоматической зенитной пушки «Бофорс» шведского производства на прикрытии финского аэродрома Суулаярви.



Автотехника венгерской армии на улице Воровского в оккупированном Белгороде. Справа виден Польско-Литовский костел.



Командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Вальтер фон Рейхенау (Walter von Reichenau, 8.10.1884-17.01. 1942) стоит возле своего штабного автомобиля. За ним стоит командир 297-й пехотной дивизии генерал артиллерии Макс Пфеффер (Max Pfeffer, 12.06.1883-31.12.1955). Существует версия, согласно которой, со слов офицера генштаба вермахта Пауля Иордана (Paul Jordan), когда в первые месяцы войны, в ходе наступления 6-я армия столкнулась с танками Т-34, после личного осмотра одного из танков, фон Рейхенау сказал своим офицерам: «Если русские будут продолжать и дальше производить эти танки, мы не выиграем войну».



Финские солдаты сворачивают лагерь в лесу перед выходом своей группы. Регион Петсамо



Залп носовых 406-мм орудий главного калибра американского линкора «Миссури» (Missouri (BB-63) во время учебных стрельб в Атлантике..



Пилот 9-й эскадрильи 54-й истребительной эскадры (9.JG54) Вильгельм Шиллинг (Wilhelm Schilling) в кабине истребителя Мессершмитт Bf.109G-2 на аэродроме Красногвардейск.



Адольф Гитлер с гостями за столом в своем доме в Оберзальцберге. На снимке слева направо: профессор Моррель (Morrel), жена гауляйтера Форстера (Forster) и Гитлер.


Групповой портрет полицаев на фоне храма в оккупированном советском селе.



Венгерский солдат у трофейного советского тяжелого артиллерийского тягача «Ворошиловец».


Разукомплектованный советский штурмовик Ил-2 в оккупированном Острогожске Воронежской области


Загрузка боеприпасов в немецкое штурмовое орудие StuG III. На дальнем плане — бронетранспортер боеприпасов Sd.Kfz. 252 (leichte Gepanzerte Munitionskraftwagen).


Советские военнопленные ремонтируют булыжное покрытие улицы перед парадом финских войск в центре захваченного Выборга.



Два немецких солдата у установленного на станке Lafette 34 единого 7,92-мм пулемета MG-34 на позиции на Средиземноморье


Орудийные расчеты у своих 88-мм зениток FlaK 36 на немецком пароме артиллерийской поддержки «Зибель» во время плавания в Лахденпохье (Lahdenpohja).


Немецкий солдат за рытьем окопа в Белгородской области



Подбитый и сгоревший немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» в итальянской деревушке южнее Рима


Командир 6-й моторизованной пехотной бригады (Schützen-Brigade 6) генерал-майор Эрхард Раус (Erhard Raus, 1889 — 1956) с офицерами своего штаба.



Лейтенант и обер-лейтенант вермахта совещаются в степи на южном участке Восточного фронта.


Немецкие солдаты смывают зимний камуфляж с полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz. 251/1 Ausf.C «Ханомаг» (Hanomag) у хаты на Украине.


Офицеры люфтваффе проходят мимо автомобилей в Никольском переулке оккупированного Смоленска. На заднем плане возвышается Успенский собор.



Немецкий мотоциклист позирует с болгарскими детьми оккупированного населенного пункта.


Пулемет MG-34 и винтовка Маузер на немецких позициях близ оккупированной советской деревни в Белгородской области (на момент съемки Курская область).



Подбитый в долине реки Волтурно (Volturno) немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» с бортовым номером «202»


Могилы немецких военнослужащих на Украине.


Немецкие автомобили у Троицкого собора (Собор Троицы Живоначальной) в оккупированной Вязьме.


Колонна пленных красноармейцев в разрушенном населенном пункте в районе Белгорода.
На заднем плане видна немецкая полевая кухня. Далее САУ StuG III и автомобиль Horch 901.



Генерал-полковник Гейнц Гудериан (Heinz Guderian, 1888 — 1954) и гауптштурмюрер СС Michael Wittmann


Итальянский диктатор Бенито Муссолини и генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель на аэродроме Фельтре.


Немецкие дорожные указатели на перекрестке улиц К. Маркса и Медведовского (ныне Ленина) в оккупированном Острогожске Воронежской области


Солдат вермахта возле дорожных указателей в оккупированном Смоленске. За разрушенной постройкой видны купола Успенского собора.
Надписи на табличке в правой части снимка: Мост (направо) и Дорогобуж (налево).



Немецкий часовой и солдат (вероятно водитель) у штабного автомобиля Мерседес-Бенц 770 возле Рыночной площади оккупированного Смоленска.
На заднем плане — вид на Соборную Гору с Успенским собором.


Раненый на Восточной фронте венгерский солдат отдыхает после перевязки.


Советский партизан, казненный венгерскими оккупантами в Старом Осколе. Во время войны Старый Оскол был в составе Курской области, в настоящее время — в составе Белгородской области.


Группа советских военнопленных сидит на бревнах в перерыве во время принудительных работ на Восточном фронте


Портрет советского военнопленного в потертой шинели


Советские пленные солдаты на сборном пункте на Восточном фронте.



Советские солдаты с поднятыми руками сдаются в плен на пшеничном поле.



Немецкие солдаты в Кенигсберге рядом с авиационной пушкой MG 151/20 в пехотном варианте

Разрушенный бомбардировками исторический центр немецкого города Нюрнберг




Финский солдат, вооруженный пистолетом-пулеметом «Суоми», в бою за поселок Повенец.



Горные егеря вермахта на фоне охотничьего дома.


Фельдфебель люфтваффе возле аэродрома. Предположительно — зенитчик противовоздушной обороны.



Реактивный истребитель Мессершмитт Me-262A-1a из состава 3-й группы 2-й учебно-боевой эскадры люфтваффе (III/EJG 2).


Финские солдаты и немецкие егеря плывут на лодках по реке Лутто (Лотта, Лутто-йоки) в районе Петсамо (в настоящее время — Печенга, с 1944 года в составе Мурманской области).



Немецкие солдаты настраивают радиостанцию Torn.Fu.d2 — ранцевая УКВ радиостанция пехоты производства компании «Telefunken».



Место падения истребителя Re. 2000 Heja летчика Иштвана Хорти (István Horthy, 1904—1942, старший сын регента Венгрии Миклоша Хорти) из состава 1/1 истребительной эскадрильи венгерских ВВС. После взлета самолет потерял управление и упал в районе аэродрома у села Алексеевка Курской области (ныне Белгородская область). Пилот погиб.



Горожане на Благовещенском рынке в оккупированном немецкими войсками Харькове. На переднем плане ремесленники-сапожники за ремонтом обуви.



Финские войска на параде у памятника шведскому маршалу Торгильсу Кнутссону в захваченном Выборге


Трое морских пехотинцев 1-й дивизии кригсмарине (1. marine-infanterie-division) в окопе на плацдарме в районе Цедена (в настоящее время — польский городок Цедыня — Cedynia).



Немецкие летчики смотрят на крестьянских волов на одном из аэродромов в Болгарии. Позади виден пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87. Справа болгарской офицер сухопутных войск.


Техника 6-й немецкой танковой дивизии в Восточной Пруссии перед вторжением в СССР. В центре снимка — танк Pz.Kpfw.IV Ausf.D. На заднем плане виден автомобиль Adler 3 Gd. На переднем плане, параллельно танку стоит автомобиль Horch 901 Typ 40.


Офицер вермахта свистком дает команду к атаке.


Немецкий офицер на улице оккупированной Полтавы


Немецкие солдаты в ходе уличных боев. Средний танк Pzkpfw (Панцер- кампфваген) III справа
изначально вооружался 37-ми, а затем 50-мм пушкой 1/42. Однако выстрелы их оказались
не в состоянии пробить наклонную броневую защиту советского Т-34, вследствие чего
конструкторы произвели переоснащение машины 50-мм орудием КwК 39 L/60
(60 калибров против 42) с более длинным стволом, что позволило повысить
начальную скорость полета снаряда.


Немецкий штабной автомобиль с французским флагом на капоте, брошенный на побережье Франции.



Фотографии были сделаны 8 мая 1945 во время отступления 6-й пехотной дивизии вермахта в районе Нойштадт у Tafelfichte в Рудных горах (Богемия, современное Nové Město pod Smrkem, Чехословакия) и Исполиновых горах (Riesengebirge, Силезия, Чехословакия). Фото были отсняты немецким солдатом, у которого все еще была цветная пленка Agfa в его камере.
Отступающие солдаты на привале. На телеге видна эмблема 6-й пехотной дивизии.



Адольф Гитлер и немецкие офицеры выгуливают собак в ставке Растенбург (Rastenburg). Зима 1942—1943 годов.



Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ю-87 (Ju.87B-1) в полете над Ла-Маншем.



Советские пленные солдаты разделывают лошадь на мясо в деревне в Курской области.


Адольф Гитлер принимает парад немецких войск в Варшаве в честь победы над Польшей. На трибуне присутствуют Гитлер, генерал-полковник Вальтер фон Браухич, генерал-лейтенант Фридрих фон Кохенгаузен, генерал-полковник Герд фон Рундштедт, генерал-полковник Вильгельм Кейтель, генерал Йоханнес Бласковиц и генерал Альберт Кессельринг и другие.
На переднем плане проезжают немецкие автомашины Хорьх-830R Kfz.16/1.


Немецкие солдаты у подбитого советского танка Т-34 в поселке Верхне-Кумский


Оберфельдфебель люфтваффе дарит монетку цыганской девочке на острове Крит.


Немецкий солдат осматривает польский бомбардировщик PZL.23 Karas на аэродроме Окенце


Разрушенный мост через реку Сейм во Льгове Курской области. На заднем плане видна церковь Николая Чудотворца.



Части танковой бригады «Колль» (Panzer Brigade Koll) входят в советскую деревню под Вязьмой. Колонна состоит из танков Pz.35(t).



Немецкие солдаты разбирают письма — ищут отправления, адресованные им.



Немецкие солдаты у своего блиндажа слушают игру своего товарища на аккордеоне во время затишья в период боев в Белгородской области


Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ю-87 (Ju.87D) из 7-й эскадрильи 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (7.StG1) перед вылетом на Восточном фронте.


Колонна немецкой техники танковой бригады «Колль» (Panzer Brigade Koll) двигается по дороге под Вязьмой. На переднем плане - командирский танк Pz.BefWg.III командира бригады полковника Рихарда Колля (Richard Koll). За танком видны санитарные автомобили Phänomen Granit 25H. По обочине дороги, навстречу колонне идет группа советских военнопленных.



Механизированная колонна 7-й немецкой танковой дивизии (7. Panzer-Division) проезжает мимо горящего на обочине советского грузовика. На переднем плане танк Pz.38(t). Навстречу колонне идут трое советских военнопленных. Район Вязьмы.


Немецкие артиллеристы ведут огонь из 210-мм тяжелой полевой гаубицы Mrs.18 (21 cm Mörser 18) по позициям советских войск.


Утечка масла из двигателя немецкого истребителя Мессершмитт Bf.110C-5 из 7-й эскадрильи 2-й учебной эскадры (7.(F)/LG 2). Снимок сделан на греческом аэродроме после возвращения 7.(F)/LG 2 из вылета на прикрытие десанта на Крит.


Генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн (Erich von Manstein), командующий группой армий «Юг», и генерал танковых войск Герман Брейт (Hermann Breith), командующий 3-м танковым корпусом на совещании у карты военных действий перед операцией «Цитадель».


Подбитые советские танки в поле под Сталинградом. Аэрофотосъемка с немецкого самолета.


Польские военнопленные попавшие в плен в ходе польской кампании Вермахта.


Немецкие солдаты на сборном пункте, взятые в плен союзниками во время итальянской кампании.



Немецкий командирский танк Pz.BefWg.III из состава танковой бригады «Колль» (Panzer Brigade Koll) в деревне под Вязьмой. В люке башни танка — командир бригады полковник Рихард Колль (Richard Koll).

В форме помимо внешней, зрительной составляющей важна и функциональная. Солдат любой страны на поле боя должен быть удобно и практично обмундирован.

По мнению искусствоведа М. Р. Кирсановой, на войне по униформе распознают своих и чужих. С. В. Стручёв, художник по костюмам, дополняет это высказывание так: «Чтобы было видно, в кого стрелять. Потому что контакт между стрелком и противником визуальный».

СССР

Солдаты Красной Армии были отлично экипированы в любое время года. Летом использовались пилотки и каски. Самым распространённым был шлем СШ-40. В его создании участвовал Семён Будённый, проверявший каску ударами шашки и стрельбой из нагана. Зимой вводились шапки-ушанки с опускающимися наушниками, которые защищали шею и уши от мороза. В состав облегчённой униформы также входили хлопчатобумажные гимнастёрки с нагрудными прорезными карманами, шаровары. Для хранения использовался рюкзак или вещевой мешок. Воду пили из стеклянных фуражек, подвешивающихся в мешке к ремню. Гранаты тоже носили на поясе – в специальных сумках. Помимо этого, в комплект обмундирования входила сумка для противогаза, патронов. Рядовые красноармейцы носили плащи-палатки, которые могли использоваться как дождевик. Зимой форма дополнялась полушубком или ватной курткой с телогрейкой, меховыми рукавицами, валенками и ватными штанами.

Униформа красноармейцев, казалось, была продумана до мелочей: в вещмешке образца 1942 года было даже отделение для топора. Так охарактеризовал состояние своей одежды в письме один из красноармейцев: «Моя одежда изрядно потрепалась и для дома ценности не представляет». А так комментировал армейскую форму профессор П. М. Шурыгин, участник Ржевской битвы: «Скоро получим стеганые брюки, телогрейки, тёплое белье. Со снегом дадут валенки. Материал добротный, так что диву даёшься, откуда столько этого прекрасного материала берётся». Из воспоминаний видно, что униформа красноармейца была качественной и практичной. Многочисленные карманы, сумки для боеприпасов значительно облегчали ведение боевых действий.

Германия

Форма немецких солдат шилась на фабрике Хуго Босса. Она включала в себя: стальной шлем с двухсторонним чехлом, шинель, противогазный футляр, портупею, винтовочные подсумки, плащ-палатку, котелок. Обмундирование вермахта было полноценным для европейской территории. Морозный Восточный фронт требовал совершенно другого подхода. Первую зиму солдаты мёрзли. Ко второй произошли изменения, и в униформу были введены утеплённые куртки, стёганые штаны, а также шерстяные перчатки, свитеры и носки. Но этого было мало.

Несмотря на то что советская форма была значительно тяжелее и проще в изготовлении, она считалась более пригодной для военных действий в зимнее время. Реконструктор клуба «Восточный рубеж» Юрий Гирев комментирует разницу в обмундировании ключевых держав так: ««Форма солдата красной армии была значительно теплее формы немцев. На ногах наши солдаты носили яловые сапоги. Чаще использовались ботинки с обмотками». Один из немецких представителей вермахта в послании близким писал: «Проезжая через Гумрак, я видел толпу наших отступающих солдат, они плетутся в самых разнообразных мундирах, намотав на себя всевозможные предметы одежды, лишь бы согреться. Вдруг один солдат падает в снег, другие равнодушно проходят мимо».

Британия

Британские солдаты носили полевую униформу: блузу с воротом или шерстяную рубаху, стальной шлем, свободные брюки, противогазную сумку, кобуру на длинном ремне, чёрные ботинки и шинели. К началу Второй мировой войны была принята новая униформа. Регулярные части британской армии получили её последними, потому что нужно было обмундировать новобранцев и тех, чья одежда уже потеряла достойный вид. По ходу войны происходили незначительные изменения, в ходе которых у воротника и других элементов одежды появилась подкладка, препятствующая трению грубой саржи, пряжки стали выпускаться с зубцами.

Нередко британским солдатам приходилось носить тяжёлый плащ «тропал» с пуховой подкладкой. Чтобы не замёрзнуть, они надевали под каски вязаные подшлемники. Российский историк Игорь Дроговоз по достоинству оценил британскую униформу: «Обмундирование солдат и офицеров британской армии стало образцом для подражания всем армиям Европы. Во френчи цвета хаки очень скоро стало переодеваться всё европейское военное сословие, а в ботинках с обмотками советские солдаты брали Берлин в 1945 году».

США

Униформа американских солдат объективно считается самой удобной и продуманной в условиях Второй мировой войны. На неё ориентировались при разработке обмундирования даже в послевоенное время. В состав формы входила шерстяная рубаха, лёгкая полевая куртка, брюки с полотняными гетрами, невысокие коричневые ботинки, каска или пилотка. Такое количество вещей пришло на смену комбинезону из твила. Функциональностью отличалась вся одежда солдат США: куртка застёгивалась на молнию и пуговицы, была оснащена прорезанными карманами по бокам. Лучшей экипировкой американцам позволил стать арктический комплект, состоящий из тёплой куртки-парки, шнурованных ботинок на меху. Командование ВС США убеждено, что американский солдат обладает лучшей экипировкой. Один из красноармейцев отзывался об их обуви с особым почтением: «Какие хорошие у них были шнурованные ботинки!»

Япония

В годы Второй мировой войны у японцев существовала униформа трёх типов. Каждая из них включала в себя мундир, брюки, шинель и плащ-накидку. Для тёплой погоды предусмотрен хлопчатобумажный вариант, для холодной – шерстяной. В комплекте обмундирования также была каска, ботинки или сапоги. Для японских солдат операциями в зимних условиях считались столкновения на севере Китая, Манчьжурии и Корее. Максимально утеплённая форма использовалась для ведения боевых действий именно в этих местах. Естественно, для сурового климата она не подходила, потому что представляла собой шинели с меховыми обшлагами, шерстяные стёганые брюки, кальсоны. В целом трудно назвать японское обмундирование функциональным. Оно подходило только для определённых широт с тропическим климатом.

Италия

Итальянские солдаты во времена Второй мировой носили сорочку и галстук, однобортный китель с поясным ремнём, брюки-галифе с обмотками или шерстяными носками-гольфами, ботинки до щиколотки. Некоторым солдатам было удобнее использовать бриджи. Униформа не подходила для зимних кампаний. Шинель была сшита из дешёвого грубого сукна, совершенно не греющего в мороз. Армия не оснащалась зимней одеждой. Утеплённые варианты имелись только у представителей горных войск. Итальянская газета «Провинция Комо» в 1943 году отметила, что лишь десятая часть солдат во время пребывания в России была снабжена подходящей для этого униформой. В своих воспоминаниях бойцы писали, что временами температура доходила до отметки в минус 42 градуса, поэтому многие погибали из-за обморожения, а не в ходе военных операций. Статистика итальянского командования сообщает, что только за первую зиму от переохлаждения пострадали 3600 солдат.

Франция

Французские солдаты воевали в цветной униформе. Они была обмундированы в однобортные кители на пуговицах, двубортные шинели с боковыми карманными клапанами. Полы шинели могли быть застёгнуты назад, чтобы было легче ходить. На одежде присутствовали петли для ремня. Пешие войска носили бриджи с обмотками. Головных уборов было три вида. Самым популярным считалось кепи. Также активно носили и каски Адриана. Их отличительная черта – наличие эмблемы спереди. Кроме внешнего вида, этот шлем вряд ли мог похвастаться чем-то ещё. Он не предусматривал защиту от попадания пулями. В очень холодную погоду французская униформа расширяла свой спектр до овчинного полушубка. Такую одежду трудно назвать оптимальной для разных погодных условий.

Лучшая форма американских солдат стала прообразом всей современной полевой одежды. Она отличалась функциональностью и продуманным внешним видом. В ней не замерзали, а это было одним из решающих факторов на войне.

Военная форма всегда имела и имеет некоторое сходство с обычной гражданской одеждой, носимой в данное время. В тех государствах, где имелось кастовое устройство, одежда касты Воинов была и обмундированием войска. Вообще говоря, первоначально каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на войну в том платье, которое носил постоянно; доспехи специально воинские были весьма примитивны и разнообразны. Однако стремление отличать свои войска от неприятельских по возможности издали приводило уже в давние времена к тому, что вооружённые силы старались иметь одноцветную одежду или по крайней мере отличительные знаки при разнообразной одежде. Если какой-либо род войска имел значение постоянного и почетного, он получал и отличительные знаки своего достоинства (напр. отряд «бессмертных» или гвардия персидских царей). Правильное обмундирование, по мнению военных историков, получило начало в Спарте, но это было лишь последствием своеобразного устройства всего спартанского быта: регламентация, предписывавшая правила умывания, расписание блюд за обедом и т. п., не могла не коснуться такого важного события, как выступление на войну, и не предусмотреть цвета одежды, наиболее удобного для этой цели, - и спартанцы избирают красный цвет, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна и не смущала малодушных.


Удобство однообразного обмундирования не могло не быть осознано и другими греками, а за ними и римлянами. Римские легионы имеют нечто вроде формы обмундирования в современном смысле: одежду белого цвета, однообразное вооружение и доспехи, а на шлемах разноцветные, отличающие легион от легиона перья. В Средние века войска, собственно говоря, не было, так как оно составлялось из вассалов и их оруженосцев и ратников; о каком-либо однообразии в форме обмундирования не могло быть речи, но каждый носил отличительные знаки своего господина; покрой одежды также был приблизительно одинаковый, в зависимости от звания.

военная форма 2 мировой войны

Одежда богатых баронов и их слуг отличалась роскошью, которая была предметом соперничества между ними. Под военной Формой в то время собственно следует понимать военные доспехи, в которых выходили в бой. Позже, при появлении наемных отрядов, замечается стремление со стороны их начальников одеть свои дружины однообразно; по цвету, преобладающему в их костюме, эти банды получали иногда и свои названия. В начале нового времени постепенно заводятся постоянные армии, содержание которых во всех отношениях ложится на правительство.

Конец XVII и весь XVIII век ознаменовались долгими и кровопролитными войнами между главнейшими государствами Европы; на войско в это время было обращено большое внимание. Это отразилось и на Форме обмундирования войск, которые, особенно в гвардии, становились баснословно красивы, неудобны и дороги. Наибольшей роскошью отличались форма во Франции и государствах, находившихся под её влиянием. Скромнее других были обмундированы прусские и шведские войска. Французская революция и войны, последовавшие за ней, а затем постоянный рост армий под влиянием развития милитаризма повлекли за собой упрощение и удешевление формы обмундирования. В настоящее время везде заметно желание привести Форму к тому, чтобы она была удобна, прочна, легко пригоняема, удовлетворяла климатическим условиям и не сильно обременяла солдата уходом за нею. Наиболее красивые и разнообразные из форм во всех государствах принадлежали кавалерии, местные же и вспомогательные войска имеют самую скромную. Форма обмундирования должна удовлетворять условию отличимости одной части войск от другой, чтобы принадлежность военнослужащего к его части была совершенно очевидна; это необходимо как для поддержания дисциплины, так и в видах развития солидарности между чинами одной части. Более чем когда-либо необходимо обмундирование войска с тех пор, как провозглашен принцип, что воюют государства посредством их вооружённых сил, а не все население. Требование, чтобы враг был открытый, обязывает воюющих носить форму, издали отличающую их от мирных жителей и в то же время имеющую особенности, которые не могли бы быть скоро и удобно скрываемы. Народное ополчение может носить и неоднообразную Форму, но должно иметь отличимые по крайней мере на расстоянии выстрела значки


Культура никогда не существует самостоятельно, она не отделена, не отрезана. Культура всегда вписана в само общество. Есть политика, есть экономика, есть культура. Разные сферы жизни общества, но они всегда вместе и рядом, тесно связаны и порой запутаны. Если в обществе есть какая-то политическая система, в которой присутствуют свои цели и задачи, а главное идеи, то она обязательно породит и свою культуру. Это и литература, и искусство. Везде будет отпечаток тех идей, которые господствуют в обществе. Будь то строительство зданий, картины художников или мода. Моду тоже можно связать с политикой, сплести с идеей, привязать к пропаганде.



Военная мода. А почему бы и нет? Ведь самой красивой формой до сих пор считается именно форма Третьего Рейха. Форма от Hugo Boss . Сегодня Hugo Boss приносит извинения. Впрочем, у них неплохая компания: Volkswagen, Siemens, BMW. Они сотрудничали с фашистами, на их предприятиях в ужасных условиях работали пленные поляки и французы. Они форму. Форму для военных Третьего Рейха. Впрочем, тогда Hugo Boss ещё не были крупной компанией и известным брендом. Хьюго Фердинанд Боссович Блазе открыл свою мастерскую по пошиву одежды в 1923 году. Шил спецовки, ветровки, плащи преимущественно для рабочих. Доходы были не велики и портной Хьюго Босс понимает, что спасти его дело может только военный заказ. Впрочем, Хьюго Босс был лишь одним из 75 000 немецких частных портных обшивающих армию. Шил он и форму СС.



Автором чёрной униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал Карл Дибич. Родился он в 1899 году. Умрёт спустя многие годы после окончания Второй мировой войны в 1985 году. Его предки родом из Силезии, возможно, из польской. По образованию . Также служил и в СС, оберфюрером. Униформу для СС он проектировал вместе с графическим дизайнером Вальтером Хеком. Дибичем также был разработан логотип Аненербе и кресты для офицеров СС. Этакий гений, талант, на службе у сил тьмы. Кстати, Дибич также был и директором фарфорового завода Porzellan Manufaktur Allach в 1936 году до передачи фабрики в ведомство СС и переезда её в Дахау.


Вальтер Хек, художник-график, также был гауптштурмфюрером СС. Именно он в 1933 году и разработал эмблему СС, объединив две руны «Зиг»(руна «зиг» - молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Также он разработал и эмблему СА. А вместе с Карлом Дибичем создал униформу СС.


Вот такая история. История военной формы, которая имела своих дизайнеров.


Откуда пошел миф, что форма эсэсовцев во время Второй мировой войны была исключительно черного цвета? Ведь это было далеко не так. Специалисты грешат на легендарный фильм режиссера Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны", где почти вся форма эсэсовцев была черного цвета. Видимо, это было нужно постановщикам фильма в художественных целях.

Западные исследователи утверждают, что нацистская униформа сделалась фетишем и центральным символом в спектаклях, кабаре, фильмах, порнографии, моде и половых извращениях. Достаточно назвать нашумевший фильм Лилианы Кавани "Ночной портье", где униформа оттеняет рассказанную любовную историю. По мнению профессора австралийского университета Дженнифера Крейка, "форма, задуманная для того, чтобы слепить новую нацию и "чистую расу", стала в народной культуре символом нечистоты, извращения и жестокости".

Для начала необходимо уяснить себе один простой факт — организация СС имела трехчленную структуру и состояла из Общих СС (Allgemeine SS), частей СС "Мертвая голова" (SS-Totenkopfstandarten) и особых военизированных эсэсовских подразделений, находящихся на казарменном положении (SS-Verfügungstruppe). Две последние, наряду с "Лейбштандартом Адольф Гитлер" (Leibstandarte-SS Adolf Hitler), составили костяк будущих войск СС (Waffen-SS). Просуществовавшая до 1945 года эта преступная организация до конца так и не успела реформироваться сама и, естественно, преобразовать свою униформу. Но было бы непростительным заблуждением считать эту униформу унифицированной и неизменной. Помимо этого исторического факта, напомним, что военная одежда состоит, как правило, из парадной, повседневной, полевой, летней и зимней формы.

Первоначально в СС носили форму, похожую на ту, что носили их конкуренты штурмовики. Отличие эсэсовцев от членов СА в форме было незначительным. В 1930 году рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер отменил старую коричневую форму и черные галстуки и ввел черную форму. Новые черные мундиры (Schwarzer Dienstanzug der SS) носили с бриджами и с высокими до колена сапогами, а также офицерскими походными ремнями. Следующая реформа обмундирования СС была вызвана требованием правительства Веймарской республики в 1932 году распустить военизированные организации и запретить их членам носить военную и полувоенную форму.

7 июля 1932 года для членов СС были введены черные мундиры и фуражки, сшитые по лекалам художника и советника рейхсфюрера СС по "вопросам искусства" Карла Дибича (Karl Diebitsch), которому помогал штурмгауптфюрер (капитан) СС Вальтер Хекк (Walter Heck), который разработал эмблему в виде сдвоенной руны "зиг". Образцом при выборе, вероятно, послужил черный цвет формы прусских гусар "мертвой головы" (Totenkopfhusaren), которую последние носили с 18-го века и до 1910 года. Первоначально такую униформу надели исключительно офицеры СС, но к концу 1933 года она была уже у всех чинов.

Фактически черную форму перестали носить после 1939 года (с началом Второй мировой войны), когда начался массовый переход членов политической парторганизации Общих СС (Allgemeine SS) на серую форму одежды, кроме того, многие эсэсовцы поступили на военную службу, в том числе в войска СС (Waffen-SS), которые с 1937 года носили обмундирование защитного цвета. Главное отличие униформы СС — петлицы со стандартными рунами и тканая эмблема с орлом, нашитая не на правой стороне груди выше кармана, как у солдат вермахта, а на левом рукаве. В 1938 году появились погоны армейского образца с кантами разных цветов в зависимости от рода войск.

В самом начале мы упоминали, что в костюмерные советских киностудий вполне могли попасть экземпляры черной эсэсовской униформы, потому что в 1942 году большое количество комплектов черной униформы СС было передано частям вспомогательной полиции на оккупированных территориях СССР, с заменой эсэсовской символики и знаков различия. Остальные комплекты попали на Запад, где их передали членам местных эсэсовских формирований в оккупированных странах. Что касается женских подразделений СС, то у них была униформа, состоявшая из черной пилотки с орлом СС, серого жакета и серой юбки, а также чулок и туфель.

Самые наблюдательные телезрители давно заметили, что Штрилиц на экране появлялся и в элегантной серой униформе без вызывающей свастики на рукаве. В ней советский разведчик идет на прием к Гиммлеру. И правильно сделал, иначе не миновать штандартенфюреру разноса от рейхсфюрера и это стало бы "проколом" нашего агента. Типы в черной униформе исчезли не только с улиц немецких городов, но даже из здания РСХА. Люди отзывались о них язвительно, называя "черные СС", в отличие от бравых "белых СС", которыми гордились. Потому что они проливали кровь. Второй вопрос — за что?

Комплекты светло-серого обмундирования стали поступать в части усиления СС еще в 1935 году, но спустя три года ее дизайн был основательно переделан. Сохранив (за исключением цвета) покрой черной униформы, светло-серая вместо красной с черным кантом повязки с белым кругом со вписанной в него свастикой приобрела на левом рукаве выше локтя эсэсовского орла.

Такое изменение униформы предполагало придать членам СС более милитаризированный облик. Военная катастрофа на восточном фронте вызвала новую волну мобилизации и среди бюргеров, особенно инвалидов и раненых, отсиживающиеся в тылу эсэсовцы почтения не вызывали. Серый мундир обманчиво демонстрировал, что эти ребята тоже понюхали порох.