Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры детской литературы. Функции детской литературы: коммуникативная, моделирующая, когнитивная, гедонистическая, риторическая Основы теории детской литературы

Демонстрационных материалов программой не предусмотрено.

Лекция № 1.

Тема лекции: Наука о детской литературе.

1. Наука о детской литературе.

2. Современное понятие о детской литературе. Классификации.

3. Специфика детской литературы.

4. Художественные критерии детской литературы.

Вступительное слово:

Существуют различные представления о понятии «детская ли­тература». Наиболее распространенным является следующее: дет­ская литература - это комплекс произведений, созданных специаль­но для детей с учетом психофизиологических особенностей их разви­тия.

Среди читателей бытует мнение о том, что дет­ская литература - это те произведения, которые человек в своей жизни читает трижды: будучи ребенком, став родителем и затем приобретя статус бабушки или дедушки.

Детскую литературу, про­шедшую такую проверку временем, а её история развития ис­числяется с конца XV в.), называют «классической», «настоящей». Относительно такой литературы вводят понятие «веч­ная книга».

ü о детской литературе говорил так: «Книги, из которых не вырастают» .

ü Б. Житков счи­тал, что детские книги должны иметь «запас на вырост» ,

ü М. Горький определил детскую литературу как «великую державу» с «су­веренными правами и законами».

Наука о детской литературе.

Наука о детской литературе еще молода. Предвари­тельный этап ее становления приходится на XIX век. Он означен статьями критиков и педагогов, библиографическими указателя­ми, составленными издателями, библиотекарями, учителями.

Первый научно-критический опыт исторических очерков детской литературы был предпринят в 1878 году.

Одна­ко первый фундаментальный труд вышел только в 1948 году - это «История русской детской литературы» .

Наука о детской литературе – боковая ветвь литературоведения, и потому питается от общих корней и имеет аналогичное строе­ние. В ней можно выделить более или менее определившиеся от­расли. К базовым отраслям , поставляющим эмпирический мате­риал, относятся:

ü библиография,

ü источниковедение,

ü текстология.

К надстроечным отраслям , моделирующим факты в целое, относят­ся:

ü история и теория детской литературы

ü социология детского чтения.

До сих пор нет однозначного мнения об объективных критери­ях выделения детской литературы из общих рамок литературы. Некоторые литературоведы предпочитают не различать детскую литературу, настаивая на ее общих эстетических свойствах. Другие различают детскую литературу как разновидность массовой лите­ратуры, обращая внимание на ее невысокий, по их мнению, худо­жественный уровень.

Современное понятие о детской литературе. Классификации.

Современное понятие о детской литературе имеет два уровня значений.

1. Первое - обиходно-бытовое, когда детской литературой называют все произведения, которые читают дети. Однако литературоведы называют это «детским чтением».

2. В рамках научной классификации различают три вида произведений.

ü К первому виду относят произведения, прямо адресованные детям (например, сказки Корнея Чуковского).

ü Второй вид составляют произведения, созданные для взрослых читателей, но нашед­шие отклик у детей и навсегда поселившиеся на детских полках (сказки Пушкина, Ершова; им подобные произведения и следует относить к кругу детского чтения).

ü Наконец, третий вид произве­дений стоило бы называть собственно детской литературой, следуя правилам русского языка : это произведения, сочиненные самими, его чаще называют детским литературным творчеством.

Кроме данной общепринятой классификации можно делить произведения для детей на

ü устное творчество и

ü письменно-книж­ную литературу.

Написанию многих книг для детей предшествова­ли устные рассказы взрослых: так появились повесть-сказка Анто­ния Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», сказ­ки «Аленький цветочек». (и занимательные исто­рии, которые сочиняют сами дети, их стихи и отдельные речения, не зафиксированные на бумаге)

Произведения, сохранившиеся в памяти кол­лективов уже без имён авторов, пополняют детский фольклор (например, «садистские сти­хи»). А также бесчисленные школьные сочинения, пись­ма и тому подобные образцы детской словесности.

Классифицировать детскую литературу можно и по родам (эпос, лирика, драма), и по жанрам . При такой классификации следует помнить о трансформациях обычных жанров - романа, повести, рассказа, поэмы, комедии, драмы и т. д., - когда они «попадают» в сферу литературы для детей.

Влияние сказки на поэтику жанров приводит к появлению различных жанровых модификаций - по­весть-сказка , новелла-сказка , поэма-сказка и т. д.

Произведения имеют двуплановое значение,

«детский» и «взрослый» планы

пе­рекликаются, образуя диалогическое

единство внутри текста.

Ли­рическая поэзия и лироэпические жанры явно тяготеют к фольклоризму.

Эпические жанры исторической и нравственно-социаль­ной тематики испытывают влияние со стороны классической по­вести о детстве.

Рассказы и новеллы для детей считаются формами «краткими».

(Для них характерны:

ü отчетливо прорисованные пер­сонажи,

ü ясная основная мысль,

ü развитая в простой фабуле с на­пряженно-острым конфликтом).

В системе драматических жанров детской литературы практически нет трагедии, так как сознание ребенка отторгает печальные развязки конфликтов со смертью положи­тельного героя, да еще «взаправду» представленные на сцене.

Таким образом, жанровая классификация детской литературы обусловлена не только замыслами писателей , но и вкусами юных читателей .

Виды детской литературы определяются функцией книги.

ü На­учно-познавательная литература включает школьные учебники и пособия, словари, справочники, энциклопедии и т. п.

ü Этическая литература – (повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему моральных ценностей) - делится на

Сказочно-фантастическую,

Приключенческую,

Художественно-историческую,

1. Устное народное творчество и народная педагогика.

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk - народ - и lore - мудрость.

Многие жанры народного творчества вполне доступ­ны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть род­ной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, (вместе с эстетиче­ским наслаждением впитывает духовное на­следие народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно).

Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педаго­гики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения.

2. Детский фольклор представляет специфиче­скую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музы­кально-поэтических жанров фольклора». («Русский детский фольклор» (1987)).

Сюда относятся произведения, созданные взрослыми для детей, собственно детское творчество, а также произведения взрослых, перешедшие в детский репертуар.

Названия жанров детского фольклора связаны с их бытовой функцией.

В первой группе (пр-я, созданные взрослыми для детей) выделяются

ü колыбельные песни , призванные успокоить, усыпить малыша.

ü Пестушки и примыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ребенка, его первые игры.

ü Прибаутки предназначаются детям, которые уже способны воспринять их содержание.

Основу второй группы составляют

ü заклички, приговорки и присловья, связанные с детским календарным бытом,

ü многочисленные считалки и приговоры, сопровождающие игры.

ü дразнилки,

ü поддевки,

ü скороговорки,

ü «страшные истории»,

ü «садистские стишки»,

Обе группы, особенно вторая, постоянно пополняются за счет произведений, первоначально не предназначавшихся детям, но постепенно теряющих свое значение в повседневной культуре взрослых.

Рассмотрим подробнее жанры дет­ского фольклора.

Колыбельные песни. С самого рождения ребёнка в общении с ним широко использовались словесно-за­говорные формулы, которые вошли в состав колыбельных песен и дру­гих жанров детского фольклора.

Основное назначение колыбельной лирики - успокоить, убаюкать ребенка. Этим определяется мелодический и поэтиче­ский строй песен .

Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы , т. е. созвучия гласных.

Все это способствует быстрому засыпанию. С той же целью может исполняться мелодия без слов: «А-а-а, А-а-а».

Большинство колыбельных песен сохранило традиционный зачин, варьирующий разные формы старинного глагола «ба­ять» - «говорить», «заговаривать». Современными исполнителя­ми это значение забыто, а сами слова воспринимаются как звуко­подражание - имитация музыки.

Со временем большинство заговорных формул утратило певоначальный смысл и стало восприниматься как чисто художест­венный прием, создающий красочный, радостный мир детства.

У кота, у кота

Колыбелька золота,

А у [Коли] моего

Еще лучше того.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок.

Он ухватит за бочок

И уташит во лесок.

Под ракитовый кусток.

В данном случае задачей няни было предостеречь ребенка от опасности («Дитя краю не знает»); обилие уменьшительных суф­фиксов снимало эмоциональную напряженность. Это один из са­мых популярных сюжетов.

Пестушки. Короткие стихотворные произведения, которыми сопровож­дались движения, развивающие тело ребенка, получили название пестушек (от глагола «пестовать* - «нянчить», «ухаживать»), в центре этих речитаций образ самого ребенка.

Тематика пестушек связана с физическими процедурами, необходимыми ребёнку.

Пробуждение ребёнка:

(обращение к петушку)

Сене спать не даешь?"

Купание:

Вода текучая.

Дитя растучее.

С гуся вода,

С тебя худоба.

Вода - к низу,

А дитя - к верху.

На здоровье:

Шолуди, короста,

То папеньке,

Доброе здоровье,

То Машеньке.

Потешки. Трудно провести четкую границу между пестушками и потеш­ками. Потешки предполагали более актив­ное и сознательное участие ребенка в играх с пальчиками, ручками…. Они были рас­считаны на узнавание и самостоятельное выполнение отдельных действий. Наиболее известны «Ладушки», «Сорока», «Коза». В по­следней потешке используется приём «устрашения», помогающий добиться послуша­ния:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп! хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

Через потешки ребёнок знакомился с повадками животных.

Один из первых исследователей детского фольклора Виноградов исполнение «посказулек» со звукоподражаниями назвал «введением в зоологию и зоопсихологию»..

Таким образом, пестушки и потешки были связаны, прежде всего, с физически воспитанием ребенка

Прибаутки и небылицы.

Прибауткой называют небольшое смешное произведение, вы­сказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмо­ванное. Традиционные песен­ки-прибаутки изображали либо яркое событие , либо стремитель­ное действие , что позволяло привлечь внимание ребенка. (На это же на­правлена во­просно-ответная форма построения произведения, «цепная» (кумулятивная) организация сюжета , когда каж­дая последующая строка неразрывно связана с предыдущей).

Юмор становится важным педагогическим приемом. С его помощью ребенок учится давать правильную оценку событи­ям и явлениям, устанавливать между ними верные связи.

Крыночка на полочке стояла.

Где та крыночка?

Собачки утащили.

Где собачки?

В лес убежали.

Где лес?

Огнем сгорел.

Где огонь?

Водой залило.

Где вода?

Быки выпили.

Где быки?

На гору ушли.

Где гора?

Черви выточили.

Где черни?

Гуси выклевали.

Где гуси?

В ерник ушли,

Где ерник?

Девки выломали.

Где лейки?

Замуж вышли.

Где мужья?

На войну ушли.

Где война?

Кончилась она*.

Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибау-точного жанра. Благодаря «перевертышам» у детей развивается чувство комического.

Небылицы проникнуты добродушным юмором, в них смещены все реальные связи.

Кошка в лукошке

Рубашку шьет

А кот на печи

Сухари толчет.

Считалки, скороговорки. Важным элементом игры является ритмически организованное слово. Чтобы определить соотношение сил и порядок игры, используют жеребьевые скороговорки и считалки. Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Счи­талки родились в игре и неразрывно с нею связаны.

По народным образцам создавали свои произведения для детей профессиональные поэты. Более 100 лет используется в детском обиходе стихотворение Ф. Б, Миллера:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять;

Вдруг охотник прибегает,

Из ружья в него стреляет...

Пиф-паф! Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой.*

· «Убегает зай­чик мой»; «Привезли его домой, оказался он живой».

Последние десятилетия XX в. также обогатили детский репер­туар:

Шла машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-, инте-, интерес,

Выходи на букву С.

Буква С нам не нужна,

Выходи на букву А.

Скороговорки относятся к жанру потешному, развлека­тельному. Это словесная игра, входившая со­ставной частью в веселые праздничные развлечения народа.

Сшит колпак,

Да не по-колпаковски.

Кто бы гот колпак

Перевыколпаковал?

Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все это про­изведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания.

Скажи двести.

Голова в тесте!

(Поддёвка.)

Радуга-дуга,

Не дай нам дождя,

Дай красна солнышка

Пол околицы!

(Закличка.)

Мишка-кубышка,

Около уха - шишка.

(Дразнилка.)

Гром гремит,

Земля трясётся,

Ботанёза в класс несётся.

(Дразнилка)

Заклички по своему происхождению связаны с народным ка­лендарем и языческими праздниками. Это относится и к близким к ним по смыслу и употреблению приговоркам . Если первые со­держат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то вторые - к птицам и животным. Эти магические заклинания пе­решли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приоб­щались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.

ü Русские народные песни. Сказки. Былины.

Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных вре­мен.

В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества - обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые («А мы просо сеяли, сеяли...»), исторические (например, о Степане Разине и Пугачеве), лирические.

В наше вре­мя ребята чаще распевают песни не столько фольклорные, сколь­ко авторские.

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное зна­чение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал - добра и зла - и о закономер­ной победе добра. Самые известные былинные герои - Илья Му­ромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Включение былин в детские книги затрудняется тем, что они без разъяснения событий и лексики не вполне понятны детям. По­этому для работы с малышами лучше использовать литературные пересказы этих произведений, например (сбор­ник «Русские богатыри. Былины») и (сборник «Былины»). Для более старшего возраста подходит сборник «Бы­лины», составленный.

Сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии: тяга к добру и спра­ведливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира.

В сказке непременно торжествуют истина и добро.

Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и пти­цы.

По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).

(Особенности жанра и классификацию сказок – из курса УНТ).

4. Взаимодейст­вие фольклора и художественной литературы.

Многие фольклорные жанры стали образцом для писателей. Влились в литера­туру отдельные фольклорные темы, сюжеты. Например, народное повествование XVIII века о Еруслане Лазаревиче нашло свое от­ражение в образе главного героя и некоторых эпизодах «Руслана и Людмилы» Пушкина.

Колыбельные, созданные по народным мотивам, есть у Лермонтова («Казачья колыбельная песня»), По­лонского («Солнце и месяц»), Бальмонта, Брюсова и многих дру­гих поэтов. По существу колыбельными являются и «У кровати» Марины Цветаевой, и «Сказка о глупом мышонке» Маршака, и «Колыбельная реке» Токмаковой.

На примере сказки взаимодействие фольклора и литературы прослеживается особенно ясно. Ни один жанр народного творче­ства не привлекал к себе такого внимания профессиональных литераторов. (На практических занятиях мы с вами более подробно и обстоятельно рассмотрим этот вопрос).

Итоги.

· В устном народном творчестве отражается весь свод правил народной жизни, включая правила воспитания.

· Структура детского фольклора аналогична структуре детской литературы.

· Все жанры детской литературы испытали и испытывают на себе влияние фольклора.

Лекция № 3.

Тема лекции: Русская детская литература X - XVIII веков.

1. Становление письменной культуры. Учебно-познавательная и нравственно-дидактическая литературы.

2. Роль Библии, религиозной литературы и фольклора в развитии детской литературы.

3. Зарождение поэзии, прозы для детей и детского театра.

1. Становление письменной культуры. Учебно-познавательная и нравственно-дидактическая литературы.

Начало славянской книжной культуры было по­ложено деяниями братьев Кирилла (826-869) и Мефодия (820-885).

Для переводов святые братья создали в 863 году славян­скую азбуку - на основе греческого алфавита с добавлением еврей­ских и коптских букв. Азбука получила название кириллицы. Уче­ные пытаются расшифровать текст, который складывается при пе­речне букв: «аз, буки, веди, глаголь, добро, ести, живете, зело, зем­ля, и, како, люди, мыслете, наш...». В одной из расшифровок звучит гимн Слову и учению: «Я буду ведать глагол добра...»2. Важнейшая традиция следования высокой учительной цели - была заложена в пе­риод становления общеславянской письменной культуры.

Общая закономерность в становлении письменной культуры состоит в одновременно возникающей потребности в учениках, школах и текстах учебно-познавательного и нравственно-дидак­тического назначения.

Литература этого периода по своим свойствам не могла «увидеть» особенного читателя - ребенка. К тому же ребенок вос­принимался либо как уменьшенная копия взрослого, либо как не­смышленое чадо - существо маргинальное, стоящее на самой гра­ни понятия «человек»; да и пора детства заканчивалась гораздо раньше, чем в наше время.

В киевском периоде не выявлен ни один «детский» текст. Круг чтения взрослых и детей был общим, в основном это были переводы византийских произведений. Однако знакомст­во с некоторыми книгами происходило именно в детские и отро­ческие годы. В первую очередь это Азбука , т. е. славян­ский кириллический алфавит.

И в Европе, и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь , входящая в состав Священного Писа­ния (Псалтырь - сборник изречений, притч из Ветхого Завета).

Долгие века она следовала за Азбукой и была общесемейной книгой.

При отсутствии следов специальной литературы для детей в древнерусском периоде имели учебные, дидактико-познавательные, а значит и детские по своим функциям, ис­точники. Азбука, латинская грамматика да Псалтырь, рукопис­ные или отпечатанные с лубочных досок, составляют главный свод детских книг в древнерусский период.

2. Роль Библии, религиозной литературы и фольклора в развитии детской литературы.

Азбука и Псалтырь готовили к чтению главной книги – Библии.

Библия была альфой и омегой книжной культуры в средневеко­вой Европе и славянских странах. Зарождение литературы для де­тей было обусловлено процессом христианского просвещения.

Грамотность широко распространилась среди русичей. Гра­мотные люди (их называли «букварями») пользовались большим уважением, а книга была предметом особого культа.

Первое и на долгое время единственное произведение древней русской литературы , адресованное непосредственно как собственным детям, так и потомкам, идущим вслед:

Параллельно книжной традиции развивалась традиция устной риторической словесности, в рамках которой юное поколение по­лучало обращенное к нему авторское Слово.

«Поучение» Владимира Мономаха (1053- 1125), написанное им вероятнее всего в 1117 г., незадолго до смерти. Оно является обобщением опыта человека, мно­го пожившего и много свершившего. Мономах осознает то, что его опыт может пригодиться другим людям, и прежде всего юно­шеству. В древнерусских памятниках раскрывается тема воспитания идеального человека, которая впоследствии оформилась в так на­зываемые «роман воспитания» (в европейских литературах) или «повесть воспитания» (в русской литературе) и вошла в набор по­пулярных мотивов литературных сказок. Произведения на тему воспитания традиционно входят в чтение современных детей и подростков.

Первый образ ребенка в древнерусской литературе встречается в «Сказании о Борисе и Глебе», которое было написано по моти­вам истории, изложенной в «Повести временных лет». Это сказание примерно датируется серединой XI века.

В нем говорится о сы­новьях Владимира, убитых в 1015 году Святополком Окаянным, их старшим братом. В отличие от летописной версии, сказание соз­давалось ради возведения жертв в чин святых мучеников (первых на Руси), поэтому оно более эмоционально, в нем использованы литературные приемы условности. Так, автор уменьшил возраст князя Глеба, хотя по историческим данным Глеб не был к момен­ту убийства ребенком; подчеркнул примету будущей святости братьев, сказав, что малолетние Борис и Глеб любили читать кни­ги.

Помимо поучений, сказаний, летописей, хронографов (истори­ческих хроник), военных и бытовых повестей в круг детского чте­ния входили также жития святых .

Жития стали прообразом книг о замечательных людях, оста­вивших благой след в истории; очевидно, что такие произведения чаще предлагались молодому поколению, на их основе создава­лись повести с реальным героем, чья жизнь и деяния изображены как пример для подражания.

В «Повести временных лет» говорится о киевском князе Владимире: «Посы­лал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное.

Будущие писцы учились в школах-скрипториях, открывавших­ся в основном при монастырях. Овладев азами грамоты и счета, они приступали к «учению книжному».

Начинается долгий процесс секуляризации культуры, т. е. разделения на культуру светскую и культуру церковно-религиозную.

В XV в. в России была осознана необходимость планомерного интеллектуального и нравственного воздействия на ребенка, Формируется представление о детстве как особенной, важ­ной поре в жизни человека. Происходят качественные изменения и в культуре. В древнерусской литературе появляются первые ростки беллетристики - произведения с занимательным сюжетом, свободные от церковной догматики. Начинается долгий процесс секуляризации культуры, т. е. разделения на культуру светскую и культуру церковно-религиозную.

Именно в это время зарождается детская литература. Посте­пенно складываются ее специфические особенности, и первая среди них – доступность .

В жанровом отношении преобладают беседы и диалоги разновозрастных говорящих: ученика и учителя.

Детская книжность конца XV – начала XVI вв. – это книжность для ребёнка, педагогическая, методическая, связанная со знанием и обучением, сама ещё пытающаяся познать ребёнка.

Детская литература эпохи средних веков тесно связана с фольк­лором и народной книжностью. Среди дошедших до нас первопечатных книг второй половины XVI века известно двенадцать детских. В основном это книги для учения и учебного чтения, их называли азбуками или грамматиками.

Народная литература в Древней Руси, как и в других христианских странах, издавна была направлена к прими­рению двух культур - языческой и христианской .

С первых веков нашей эры складывались апокрифы - полу­книжные , полународные сказания на религиозные темы, основан­ные на преданиях, вымыслах и даже языческих мифах рассказы о библейских и евангельских лицах, христианских святых, событиях ветхозаветной и новозаветной истории.

Развитие русской детской литературы в XVII веке происходило на фоне больших перемен.

Литературный процесс шел в направлении от учебно-просве­тительной литературы к сочинениям художественным и научно-познавательным. Учебная книга давала ребенку готовую инфор­мацию, которую оставалось только заучить.

Параллельно ей развивается литература, строящая с ребенком диалог, отражающая его детское «я», отве­чающая на его «почему?».

3. Зарождение поэзии, прозы для детей и детского театра.

В 30-40-х годах XVII века зарождается поэзия для детей . Первым детским поэтом был Савватий - справщик московского Печатного двора и учитель детей знатных москвичей. (Бурцова – 1634 г.). Его вирши – обращение взрослого к ребёнку с наставлениями о хорошей учебе, трудолюбии и послушании.

Начинает свое становление проза для детей. Перерабатываются и сокращаются русские воинские повести: «Сказание о Мамаевом побоище» (о Куликовской битве), «Повесть об осадном сидении донских казаков», семейно-бытовая «Повесть о Петре и Фсвронии». Появляются и зачатки жанра рассказа . Развивается и собственно историческая литература для детей (из начала «Повести временных лет», книга «Синопсис» - краткое обозрение русской истории).

Предисловия к книгам, жанры «слова», «послания» были за­чатками публицистики , обращенной к детям.

Секуляризация жизни привела к появлению в русской литературе светских жанров, быстро ставших достоянием юных читателей. Например, переводятся и перерабатываются басни Эзопа, притчи и басни из древнеиндийской «Панчатантры» («Пятикнижия»)

При дворе Алексея Михайловича в 1673 году был организован первый в России театр. На первом представлении, длившемся десять часов, присутствовали дети царя - в зарешеченной ложе вместе с царицей и другими женщинами. По форме первая драма « Эфирь, или Артаксерксово действо» напоминает современную постановку для маленьких детей : там действовал персонаж, кото­рый разъяснял зрителям смысл происходящего.

В русских школах начали ставиться так называемые «школьные драмы» - спектакли, построенные на сюжетах из Священного Писания. Симеон Полоц­кий еще до придворного служения ставил такие пьесы в Заиконоспасской школе.

Карион Истомин издал три детские книги: по-царски роскош­ный «Лицевой букварь » (1694), «Букварь языка словенска» (1696) и «Служба и житие Иоанна Воина» (1695; эта повесть есть прообраз будущей биографической повести для детей). Добавившиеся к ним рукописные «Грамматика малая» и пособие по истории составили первый на Руси комплект учебных книг (кроме того, ему приписывают и первый учебник арифметики).

Литература для детей обладает своей спецификой, но и подчиняется законам, действующим в словесности вообще. Полифункциональность заложена в самой природе слова, однако разные культурно-исторические эпохи из множества функций выдвигают на первое место то одни, то другие. Особенность нашей эпохи, которую с течением времени станут называть эпохой рубежа XX-XXI вв., состоит в том, что литература как одно из старейших искусств поставлена в очень трудные, почти невыносимые условия выживания такими чрезвычайно мощными информационными системами, какими являются телевидение и компьютер с их кажущимися неограниченными возможностями «машинного» творчества. Педагоги, руководители детского чтения в силу своей социальной роли на первое место ставят воспитательную и образовательную функции, являющиеся первоосновой всякого учения. «Учение с наслаждением» кажется часто нонсенсом, соединением несоединимого, так как рядом с понятием «учение» по ассоциации возникает понятие «труд», а с понятием «наслаждение» - «отдых», «праздность». На самом деле «учение с наслаждением» - это синоним «учения с увлечением». Современная эпоха заставляет и педагогов произвести «рокировку» целей явных и тайных. Время мнимой перегрузки коммуникационными системами заставляет нас в художественную книгу для ребенка вводить собеседника, соавтора, тайновидца человеческих мыслей. Актуализация функции коммуникативной привлечет юного читателя к книге, поможет лучше понять себя самого, научит выражать свои мысли и чувства (и здесь компьютер не соперник). Несомненно, воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, понимания истинного в художественной словесности - задача классической детской литературы. Особенно это важно сегодня при наплыве псевдохудожественной литературы. Эстетическая функция обнаруживает свойства литературы как искусства слова. Функция гедонистическая (наслаждения, удовольствия) усиливает каждую из вышеназванных функций. Выделение ее как самостоятельной заставляет и руководителей чтения фиксировать в художественном произведении «составляющие», которые позволяют достичь «эвристического» эффекта. Без учета функции наслаждения юный читатель становится читателем по принуждению и со временем отвращается от этого занятия. В связи с изложенным выше следует назвать еще одну функцию детской литературы - риторическую. Ребенок, читая, учится наслаждаться словом и произведением, он пока что невольно оказывается в роли соавтора писателя. История литературы знает немало примеров, как впечатления от чтения, полученные в детстве, возбуждали в будущих классиках дар сочинительства. Не случайно великие педагоги находили взаимную зависимость между процессом обучения грамоте и детским сочинительством. На пути от прочитанного произведения к собственному сочинению проделывается колоссальная невидимая работа. Таким образом, можно выделить три основных этапа знакомства с книгой. 1. Чтение и воспроизведение, репродуцирование. 2. Чтение и продуцирование по образцу. 3. Чтение и создание оригинального произведения. Сочинение, сочинительство - еще один из мотивов для чтения. Главная цель детской литературы - дать достойное воспитание и образование, подготовить к взрослой жизни. По мнению К. Д. Ушинского, готовить ребенка надо не к счастью, а к труду жизни, ребенок, читая, должен усваивать основные правила взрослой жизни и усмирять свои необузданные желания. («Счастливого человека воспитывают ограничения» - Артур Шопенгауэр.) Коль речь заходит о воспитании, следует заметить, что при формировании круга детского чтения для мальчиков и девочек должна быть обозначена естественная и разная для тех и других доминанта. Речь не идет о создании двух взаимоисключающих списков литературы, но и родители, и воспитатели, и преподаватели литературы должны формировать читательский вкус и развивать читательские предпочтения с учетом будущей «взрослой жизни» юного человека. «Для женщин воск, что для мужчины медь: / Нам только в битвах выпадает жребий, / А им дано, гадая, умереть» (О. Мандельштам) - афористично заключил когда-то поэт. Мальчики предпочитают приключения, фантастику, исторические повести, художественную баталистику, а девочки - лирические стихи, сказки, мелодраматические истории с хорошим концом. И это естественно. Литература призвана воспитывать в мальчике мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочке - мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага. Полифункциональность детской художественной словесности заставляет координировать и цели преподавания этого предмета в педагогическом вузе, а затем проецировать эти цели на руководство детским и юношеским чтением в семье, дошкольных учреждениях, начальной школе, среднем звене школы и выпускных классах. Кроме того, забвение всех составляющих литературы как искусства слова приводит порой к «изобретениям велосипеда», когда по одной из функций, вырванной из их целостного комплекса, определяется жанровое начало в художественной литературе для детей. Детская литература в вузе не только знакомит с историей чрезвычайно важного отдела мировой словесности, адресованной детству (от раннего младенчества до юношества). Она еще и призвана дать представление об эволюции наиболее характерных жанрово-стилевых образований, наметив таким образом линейно- концентрический принцип чтения вообще. К одним и тем же произведениям человек обращается и дошкольником, и школьником, и юношей, но уровень его читательских возможностей вырастает вместе с ним. Так, маленьким он узнает произведение Р. Киплинга как увлекательную детскую книжку под названием «МауГйи», однако потом еще неоднократно встречается с ней как с «Книгой джунглей» и начинает обращать внимание на такие места в тексте, которые мало что говорили его разуму в детстве, когда он сосредоточенно и увлеченно следил за удивительными приключениями Маугли. Приведем ряд фрагментов из текста. «Он рос вместе с волчатами, хотя они, конечно, стали взрослыми волками гораздо раньше, чем он вышел из младенческих лет, и Отец Волк учил его своему ремеслу и объяснял все, что происходит в джунглях. И потому каждый шорох в траве, каждое дуновение теплого ночного ветерка, каждый крик совы над головой, каждое движение летучей мыши, на лету зацепившейся коготками за ветку дерева, каждый всплеск маленькой рыбки в пруду очень много значили для Маугли. Когда он ничему не учился, он дремал, сидя па солнце, ел и опять засыпал. Когда ему бывало жарко и хотелось освежиться, он плавал в лесных озерах; а когда ему хотелось меду (от Балу он узнал, что мед и орехи так же вкусны, как и сырое мясо), он лез за ним па дерево - Багира показала ему, как это делается. Багира растягивалась на суку и звала: - Иди сюда, Маленький Брат! Сначала Маугли цеплялся за сучья, как зверек-ленивец, а потом научился прыгать с ветки на ветку почти так же смело, как серая обезьяна. На Скале Совета, когда собиралась Стая, у пего тоже было свое место. Там он заметил, что ни один волк не может выдержать его пристальный взгляд и опускает глаза перед ним, и тогда, забавы ради, он стал пристально смотреть на волков». Здесь Киплинг делает одно из тех своих наблюдений, по-настоящему заметить и оценить которые должен все-таки взрослый (или уже взрослеющий) читатель, а не малыш, любящий и понимающий событийно-приключенческую сторону повествования. Далее это некоторое время опять «повествование для всех»: «Случалось, он вытаскивал своим друзьям занозы из лап - волки очень страдают от колючек и репьев, которые впиваются в их шкуру. По ночам он спускался с холмов на возделанные поля и с любопытством следил за людьми в хижинах, но не чувствовал к ним доверия. Багира показала ему квадратный ящик со спускной дверцей, так искусно спрятанный в чаще, что Маугли сам едва не попал в него, и сказала, что это ловушка. Больше всего он любил уходить с Багирой в темную, жаркую глубину леса, засыпать там на весь день, а ночью глядеть, как охотится Багира. Она убивала направо и налево, когда бывала голодна. Так же поступал и Маугли». Затем опять следует штрих, символическую глубину которого ребенок осознать еще не может, однако подросток или юноша уже способен над ним задуматься. «Но когда мальчик подрос и стал все понимать, Багира сказала ему, чтобы он не смел трогать домашнюю скотину, потому что за него заплатили выкуп Стае, убив буйвола. - Все джунгли твои, - говорила Багира. - Ты можешь охотиться за любой дичью, какая тебе по силам, но ради того буйвола, который выкупил тебя, ты не должен трогать никакую скотину, ни молодую, ни старую. Таков Закон Джунглей. И Маугли повиновался беспрекословно. Он рос и рос - сильным, каким и должен расти мальчик, который мимоходом учится всему, что нужно знать, даже не думая, что учится, и заботится только о том, чтобы добыть себе еду». Юноша и взрослый человек именно в подобных местах давно знакомой книги открывают новое, начиная усматривать в интересном еще и мудрое. Но уже в детстве такой линейно-концентрический подход, неоднократное чтение одного текста, позволяет ребенку впервые сделать чрезвычайно важный вывод: художественное слово, как и произведение, - живой организм, растущий, открывающийся чуткому восприятию. Художественная педагогическая книга - понятие, с одной стороны, в основном синонимичное понятию «детская литература» (трудно представить себе произведение, написанное для ребенка и лишенное педагогической - воспитательной и образовательной - тенденции). Вместе с тем понятие «педагогическая книга» и уже понятия «детская литература», и шире, так как педагогическая книга, пусть и художественная, адресована двум субъектам педагогического процесса - и педагогу и ребенку, направлена на две стороны - воспитание и обучение и во главу угла ставит педагогический смысл художественного целого. К сказанному выше необходимо добавить, что детская литература стремится пробудить в ребенке чувство родной речи, которая воспринимается не только как нечто, позволяющее удовлетворить свои самые насущные потребности, как средство достижения житейского комфорта, но и как Божественный Глагол, как путь к душе, как слово, обладающее силой, энергией, хранящее мудрость предков и открывающее заключенные в нем непостижимые тайны грядущего.

Детская литература, как учебный предмет 1. Понятие о специфике детской литературы. 2. История появления литературы для детей 3. Устное народное творчество для детей и в детском чтении.

«Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног…» Кот Матроскин

«Людям, никогда не читавшим сказок, труднее справляться с жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика…»

Понятие «детская литература» включает в себя - как круг детского чтения, так и литературные произведения, написанные специально для детей. «Детское чтение» – круг произведений, которые читаются детьми В круг детского чтения входят: 1. Произведения устного народного творчества 2. Классическая литература (отечественная и зарубежная) 3. Современная литература (отечественная и зарубежная)

Специфика детской литературы в России была обоснована в статье Л. Толстого «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят? » 1. Детская литература отдает предпочтение темам, взятым из жизни своего читателя. 2. Язык детской литературы должен быть не просто ярким, понятным ребенку.

А. Барто Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу – Потому что он хороший.

Генриетта Ляховская Стать Настоящим Джинном Вырастать – Над кувшином Вдруг огнём, Становиться Ловко в нём Уместиться Чтобы мог малютка – джиннчик Нужен маленький кувшинчик, Беспокоится о сыне: Взрослый джин в большом кувшине Чтобы что-нибудь понять, Надо Снизу вверх читать

Покровская А. К. Основные течения в современной детской литературе 3) Свои художественные средства изображения Вера в одушевлённость природы действительности: анимизм Наделение человеческими антропоморфизм качествами животных, предметов, алогизм явлений Нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики

КУРИЦА Курица-красавица у меня жила. Ах, какая умная курица была! Шила мне кафтаны, шила сапоги, Сладкие, румяные пекла мне пироги. А когда управится, сядет у ворот Сказочку расскажет, песенку споёт.

В гостях Мышь меня на чашку чая Пригласила в новый дом. Долго в дом не мог войти я, Все же влез в него с трудом. А теперь вы мне скажите: Почему и отчего Нет ни дома и ни чая, Нет буквально ничего! Даниил Хармс

4) Художественные стихотворные приёмы аллитерация повторение одних и тех же согласных звуков Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. (С. Маршак) ассонанс повторение одних и тех же гласных звуков Август. Алеет за лесом закат. Алые аисты к лесу летят (В. Лунин)

6) Особый тип сюжетосложения Мальчик Боб своей лошадке Дал кусочек шоколадки, - А она закрыла рот, Шоколадки не берет. Подбежали к шоколадке И лизнули: «Очень сладко!» Пир горой - и в пять минут Шоколадке был капут. Как тут быть? Подпрыгнул Бобик, Сам себя вдруг хлопнул в лобик И с комода у дверей Тащит ножницы скорей. Вот приходит Боб с прогулки. Таракашки шмыг к шкатулке, - Боб к лошадке: «Съела. . . ай! Завтра дам еще, - будь пай» . Распорол брюшко лошадке, Всунул ломтик шоколадки И запел: «Не хочешь в рот, Положу тебе в живот!» День за днем - так две недели Мальчик Боб, вскочив с постели, Клал в живот ей шоколад И потом шел прыгать в сад. Боб ушел играть в пятнашки, А за полкой таракашки Подсмотрели и гуськом Вмиг к лошадке все бегом. Лошадь кушала, старалась, Только кошка удивлялась: «Отчего все таракашки Растолстели, как барашки? »

7) Особый тип героя 1. маленький, равный по возрасту и по росту читателю, но удалой, сильный, спешащий на помощь. Это доблестный Ваня Васильчиков: Он боец Молодец, Он герой, Удалой: Он без няни гуляет по улицам (К. Чуковский Крокодил) 2. терпящий бедствие, нуждающийся в помощи, защите, совете, сострадании. И спинка болит, И животик Болеет родной Бегемотик (С. Козлов Больной бегемотик)

3. не существующий в реальной действительности, не имеющий в ней аналогов. Это гном Скрипаленок из одноименной сказки Н. Абрамцевой, домовенок Кузька в сказке Т. Александровой 4. герой-почемучка. Он отличается жаждой познания, задает множество неожиданных вопросов: Алеша, герой произведения Б. Житкова Что я видел: Я был маленький и всех спрашивал: Почему? И меня за это называли Почемучкой

А знаете ли вы? А. С. Пушкин написал всего лишь два произведения для детей: Душа моя, Павел, Держись моих правил; Люби то-то, Не делай того-то. Кажись, тебе ясно. Прощай, мой прекрасный.

2. История появления литературы для детей Первым произведением, адресованным непосредственно детям, было «Поучение» Владимира Мономаха 1096 г.

"Тура мя 2 метала нарозех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другый рогома бол; . . . лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже". "Леность бо всему мати: еже умеетъ, то забудешь, а егоже не умеешь, а тому ся не учить". "Его же умеючи того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите", - говорит он и ссылается на своего отца Всеволода, который "дома седя"

1692 г. - «Лицевой букварь» Кариона Истомина Киты суть в морях, кипарис на суше, юный отверзай в разум твоя уши. В колесницу сядь, копием борися, конем поезжай ключем отоприся. Корабль на воде, а в дому корова, и кокошь в требу, и людем здорова.

18 век – эпоха Просвещения В России появляется переводная литература византийских и западно-европейских рыцарских романов. «Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя они еще зелены» . «Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал «Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!»

Конец 18 века ≪ Детская библиотека≫ немецкого писателя-педагога Иоахима Генриха Кампе в переводе А. С. Шишкова (рассказы из детской жизни).

Появляется первый журнал для детей ≪ Детское чтение для сердца и разума≫ (1785 -1789), который издает Н. И. Новиков.

20 век Новый тип детской книги Понимание мира ребенка. Гендерные особенности детской книги

3. Устное народное творчество для детей и в детском чтении. вся совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых Детский фольклор

Фольклор Малые фольклорные жанры календарный поэзия пестования игровой юмористический бытовой Былины Сказки

1. Календарный небольшие песенки, сопровождаются игровыми фольклор действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. заклички, игровые песенки. Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Дождик, дождик, лей. На меня и на людей! А на Бабу-Ягу Хоть по целому ведру!

Колыбельные мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания Баю - баюшки, Да прискакали заюшки Люли - люлюшки, Да прилетели гулюшки. Стали гулевать Да стал мой милый засыпать.

Пестушки Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, В ручки хватунюшеньки короткий стихотворный напев, назначение – развлечь ребенка в часы бодрствования.

Потешки Дарики-дарики, Злые комарики Вились, кружились, Да в ушко вцепились – Кусь! Короткое стихотворение, помогает осваивать ребёнку простейшие движения.

Где пестушка, а где потешка? Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, Топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, Топ, топ, топ! Чей нос? Макеев. Куда едешь? В Киев. Что везешь? Рожь. Что возьмешь? Грош. Что купишь? Калач. С кем съешь? Один. Не ешь один!

Прибаутка -перевёртыш англ. nonsense бессмыслица, чепуха, нелепица Выбегла дубина С мальчиком в руках. А за ней тулупчик С бабой на плечах

«перевертыши умственная игра, остро необходимая в детской жизни, так как она учит детей находить правильное соотношение идей и вещей, подводит к первоосновам юмора» К. И. Чуковский

короткое рифмованное произведение, которое помогает установить порядок в игре Считалки Считалка происходит от древнего запрета считать. Ази двази, Тризи чизи, Пятам латам, Шума рума, Дуба крест.

благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры. считалки отчетливо ритмичны и динамичны. упражнение в словотворчестве отражение реальной жизни

На златом крыльце сидели, Друг на друга все глядели Чебурашка, Буратино, Чиполлино и Мальвина, Скрудж Мак Дак и покемон. Кто не верит выйди вон!

Жеребьёвки Это предельно краткие, часто однострочные, рифмованные произведения, содержащие в себе вопрос. Жеребьевки используются детьми тогда, когда необходимо деление на две команды Несмотря на краткость, жеребьевки не лишены художественной ценности. Золотое блюдечко или наливное яблочко? Коня вороного или казака удалого?

Молчанки Подбор слов в молчанке таков, чтобы заставить нарушить запрет. Словесный текст молчанок комического содержания. «Рыба-карась, игра началась» , «Кто промолвит, тот и съест» .

Дразнилки Остроумно и зло высмеивают человеческие недостатки, Они часто рифмованны. В них много сравнений, гипербол

Лилечек-киселечек. Ябеда-беда, тараканья еда. Рыжий-рыжий, конопатый убил дедушку лопатой; Ваня толстый, Ваня жирный, Ваня поезд пассажирный.

Страшилки это устные прозаические произведения условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность "Идет коза рогатая За малыми ребятами, Кто кашку не ест, Того - забодает!"

В них присутствует нечистая сила, опасные и загадочные явления, мертвецы и пр. , Цель - переживание высокой трагедии, страха, но "не до смерти" и психологического катарсиса.

Садистские стишки Тщательно подготавливаемая трагическая развязка оборачивается комедийной ситуацией, Персонажи всегда условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки не мотивируются.

"Дети в подвале играли в гестапо. Зверски замучен слесарь Потапов", или: "Девочка Света нашла пистолет, Больше у Светы родителей нет", или: "Мне мама в детстве выколола глазки, Чтоб я варенье в шкафе не нашел. Я не хожу в кино и не читаю сказки, Зато я нюхаю и слышу хорошо!"

«Чудовищное сочетание страшного и смешного в этих стишках, кощунственное обращение подростков к запретным темам и нарушение нравственных норм в словесной форме обеспечивает переживание "радостного ужаса, свидетельствуя о дегуманизации общественной жизни и демонизации детского сознания в последние десятилетия»

Мирилки Придуманы на возникающие конфликтные ситуации «Мирись-мирись и больше не дерись Если будешь драться, я буду кусаться»

Загадки развивает в ребёнке догадливость, сообразительность. Иносказание переносит предмет в иную область. Загадка указывает на особые свойства, присущие загадываемому предмету. Чёрная собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, в дом не пускает.

Пословицы Первые пословицы ребёнок слышит в речи взрослых, которые раскрываются как поручения. Содержит мораль, выработанную поколением Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

широко распространённые образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. Поговорки В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщённого поручения. Даёт выразительную эмоциональную оценку явлению. Хуже горькой редьки, Свалился как снег на голову

Сказки 1. Сказки о животных. дети знакомятся с нормами поведения - легко запоминаются, так как динамичны - содержат юмор, положительное окончание 2. Волшебная сказка развитие действия, борьба тёмных и светлых сил -чудесный замысел - понятна судьба героев, попавших в трудные обстоятельства

Евгения Ракова
Детская литература и ее специфика

Детская литература и ее специфика

В библиотеке для ребят

На полках книги в ряд стоят.

Бери, читай и много знай,

Но книгу ты не обижай.

Она откроет мир большой,

А если сделаешь больной

Ты книжку – навсегда

Страницы замолчат тогда (Т. Блажнова)

Возникновение детской литературы принято относить к 15 веку, хотя настоящая детская литература сложилась позднее.

Выделение курса детской литературы из курса мировой литературы основывается на определенной категории читателя. В прошлом специальной литературы для детей не создавалось, но из общего литературного наследия выделились произведения, которые вошли в круг детского чтения.

Детской литературой обычно называют те произведения, которые читаются детьми и детям от 0 до 15-16 лет. Но правильнее говорить о круге детского чтения, потому что в этом понятии выделяются три группы :

1. Это книги, написанные специально для детей (например, сказки Л. Н. Толстого, стихи М. Ясного, Волкова)

2. Это произведения, написанные для взрослых читателей, но перешедшие в детское чтение, другими словами, литература, вошедшая в круг детского чтения (например,сказки А. С. Пушкина, П. П Ершова, рассказы И. С. Тургенева, А. П. Чехова)

3. Это произведения, сочиненные самими детьми, то есть детское литературное творчество

Детская литература является искусством слова, а значит, органической частью духовной культуры, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе. Она тесно связана с педагогикой, т. к. призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности ребенка.

Детская литература – несомненная часть общей литературы, но все же она представляет собой некий феномен. Недаром В. Г. Белинский утверждал, что детским писателем нельзя сделаться – им надо родиться: «Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гении.» Детская книга должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.

Строго говоря, только литература для детей может называться детской литературой. Далеко не все писатели, которые пытались создать произведения для детей, достигали заметного успеха. И дело совсем не в уровне писательского дарования, а в его особом качестве. Например, Александр Блок написал ряд стихотворений для детей, однако они не оставили по-настоящему заметного следа в детской литературе, а, к примеру, многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии.

Именно поэтому есть смысл порассуждать о специфике детской литературы.

Вопрос о специфике не раз становился предметом споров. Еще в средние века понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и делил книги просто на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке» и т. д.

Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы, можно сказать, что детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно- познавательной деятельности. В ней можно увидеть особые черты, направленные на образование и воспитание ребенка,и чем младше ребенок, тем сильнее эти черты выступают. Соответственно, специфика детской литературы обусловлена, в первую очередь, возрастом читателя. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений.

Следующей отличительной особенностью детской литературы является двуадресность детской книги. Особенность детского писателя состоит в том, что он видит мир с двух сторон; с позиции ребенка и с позиции взрослого. И значит детская книга содержит две эти точки зрения, только взрослый подтекст ребенку не виден.

И третьей специфической особенностью детской книги является то, что она (книга) должна обладать особым языком, который должен быть конкретным, точным, одновременно доступным и воспитательно обогащающим ребенка.

Также хочется отметить, что в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Это тоже является особенностью детской литературы.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что раздел детской литературы полноправно заслуживает звания высокого искусства, имеющего свою специфику, историю,и свои вершинные достижения.

Публикации по теме:

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ОВЗ важная роль принадлежит развитию мелкой моторики рук, что в свою.

«Организация и проведение комплексных и интегрированных занятий в ДОУ. Их специфика и различие» В чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Понятия комплексные занятия и интегрированные занятия подразумевают;.

«Специфика взаимодействия ДОУ и семьи по адаптации дошкольника» Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения сделан в отечественной литературе. В.

Детская литература и дети Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей.

Консультация для воспитателей «Специфика формирования представлений о величинах у детей шестого года жизни» Старшая группа занимает особое место в детском саду. Задача воспитателя заключается, с одной стороны, в систематизации знаний, накопленных.

История детской литературы

Дата появления детской литературы в России не известна.

В конце XII в. сказки стали заноситься в рукописные сборники.

Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. В XVII-XVIII вв. были распространены сказки о Шемякинском суде, о Ерше Ершовиче. В это же время распространены были переработанные рыцарские повести, такие как Сказка о Еруслане Лазаревиче, сказка о Бове Королевиче, повесть о Петре - Златых Ключах. Дети очень любят слушать историю, предания, поэтому XVI в. по летописям был составлен для детей «Царственный летописец », включающий сказочные предания. В «азбуке-свитке» (1667 г.) изложено предание об Александре Македонском .

В XVI-XVIII веках большое место в детском чтении занимали книги для духовного чтения: «Священые писания жития святых», «Священые истории», «Псалтырь ». Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания: они включались в детские азбуки и буквари , по ним учились читать.

Начало XVIII века - время правления Петра I - новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало», переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского . В XVIII в. среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем Индийским». Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни , баллады , легенды , повести , сказки , романы . Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа .

Вторая половина XVIII века начинается широкое развитие детской литературы. В создании ее принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов , А. П. Сумароков , Г. Р. Державин , Н. М. Карамзин , И. И. Дмитриев , И. И. Хемницер . Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды , стихи , научно-популярная литература .

Виды (жанры) детской литературы

Сказки

Сказки для детей писали Шарль Перро , братья Гримм , Ганс Христиан Андерсен , Вильгельм Гауф , Астрид Линдгрен , Александр Пушкин , В. Ф. Одоевский , Н. П. Вагнер и другие авторы.

Стихи для детей

Стихи для детей писали Корней Чуковский , Агния Барто , Владимир Степанов , Григорий Остер , Оксана Ефимова, Вадим Левин , Чирков А. В. и другие авторы.

Повесть

Повести, показывающие жизнь детей (Л. Н. Толстой, А. М. Горький, А. Н. Толстой, А. П. Гайдар, Л. Кассиль, М. Твен и другие), исторические события (В. Катаев, Н. Тихонов, Н. Ассеев), фантастические сюжеты (Л. Лагин «Старик Хоттабыч», А. Некрасов "Приключения капитана Врунгеля").

Роман

Фэнтези

Характерные черты детской литературы

  • Детям отводится главная роль.
  • По тематике соответствует детскому возрасту.
  • Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей).
  • Простой язык.
  • Много диалогов и действия, мало описаний.
  • Много приключений.
  • Счастливый конец (победа добра над злом).
  • Часто имеет своей целью воспитание.

Исследователи детской литературы

Детская литература как учебная дисциплина

Д. л. – учебный предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературы, которая, не будучи предназначенной детям, с течением времени включается в круг детского чтения. Для детей –Айболит К. Чуковского, а в круге детск. чтения Робинзон Крузо Д. Дефо (там есть увлекательн. приключенческий сюжет). Д. л. как совокупность письменных произведений адресованных детям появ. на Руси в 16 в. для обучения детей грамоте. Основа Д. Л. – это УНТ, как неотъемлемая часть народной культуры, и христианство. Первые печатные книги на Руси – Азбука и Евангелие. Спецификой явл. ее адресованность(возрастная и психолог.) детям на разл. этапах развития их личности.

См. также

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Термин «Детская литература» в энциклопедии «Кругосвет»
  • Литературные конкурсы для подростков на литературном портале «ДЯГИЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Детская литература" в других словарях:

    См. Литература для детей. Последний термин более соответствует содержанию понятия, гак как в термине «Детская литература» смешиваются понятия «Литература для детей» и «Детское литературное творчество». Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.:… … Литературная энциклопедия

    Детская литература - ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Термин этот обозначает как произведения, специально предназначенные для детского чтения, так и оказавшиеся пригодными для него, хотя они и предназначались первоначально для взрослых. Среди второй группы произведений есть… … Словарь литературных терминов

    I издательство Государственного комитета по печати Российской Федерации, Москва (отделение в Новосибирске). Основано в 1933 (до 1963 Детгиз). Художественная и научно популярная литература для детей и подростков. II литературно критический и… … Энциклопедический словарь

    Издательство, Москва (отделение в Санкт Петербурге). Основано в 1933 (до 1963 Детгиз). Художественная и научно популярная литература для детей и подростков … Большой Энциклопедический словарь

    I Детская литература художественные, научно художественные и научно популярные произведения, написанные специально для детей от дошкольного до старшего школьного возраста. В СССР Д. л. стала одним из крупнейших отрядов общей литературы,… … Большая советская энциклопедия

    ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная литература для детей и юношества. Включает в себя произведения, адресованные читателям младшего, подросткового или юношеского возраста, а также некоторые другие литературные произведения, вошедшие в круг… …

    Детская литература - государственное издательство, Москва. Детская, юношеская, классическая, научно популярная, приключенческая, художественная литература. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 478) См. также Издательства РФ … Педагогический терминологический словарь

    детская литература - книги, написанные специально для детей, и книги, которые были написаны для взрослых, но прочно вошли в обиход детского чтения. Рубрика: роды и жанры литературы Прочие ассоциативные связи: приключенческая литература Персоналии: Г. Андерсен, К.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    «Детская литература» - ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1) Крупнейшее в стране гос. изд во, выпускающее книги для детей дошкольного и школьного возраста. Создано в 1933 на базе изд в Мол. гвардия и Худож. лит ра. В 1936 передано ЦК ВЛКСМ (наз. Детиздат), с мая 1941 Наркомпросу… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА» - «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», советское издательство. Основано в 1933 (до 1963 — Детгиз) в Москве (отделение — в Ленинграде). Выпускает художественную и научно популярную литературу для детей и подростков. В «Д. л.» выходят серии: «Школьная… … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Детская литература в современной начальной школе. Учебное пособие для вузов , Светловская Н.Н. , Детская литература в современной начальной школе - это хорошие детские книги; это универсальный тренажер памяти, внимания, воображения, мышления и речи детей шести-десяти лет в период их… Категория: Учебники: доп. пособия Серия: Образовательный процесс Издатель: