Влияние искусства на человека: аргументы. Примеры из жизни и литературы. Влияние искусства на жизнь человека – аргументы ЕГЭ Как живопись влияет на человека

МБОУ СОШ № 5 города Кропоткин

МО Кавказский район Краснодарского края

Открытый урок

по изобразительному искусству

по теме:

в 9 классе.

Учитель Королёва А. Д.

2016 год

Цель урока:

Показать детям как произведения искусства могут влиять на психику человека (положительные и отрицательные моменты)

Познакомить ребят с одним из лечебных методов искусства –арт-терапией

Формировать интерес к изобразительному искусству, желание самим участвовать в творческом процессе.

Материал: презентация, доклады учащихся.

Ход урока:

(слайд № 1 – тема урока)

Учитель:

Сегодня на уроке мы поговорим о влиянии произведений изобразительного искусства на психику человека.

(слайд 2 – цитата)

Учитель:

У английского писателя Оскара Уайльда есть такое высказывании: «Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». И сегодня мы это попытаемся доказать. Интересную информацию по этому поводу подготовили учащиеся вашего класса. Давайте их послушаем.

Изобразительное искусство и психические процессы - интереснейшая и пока ещё мало изученная современной психологией тема. О влиянии изобразительного творчества великих мастеров на психическое состояние зрителей практически ничего не известно. Специалисты в области теории психологических знаний до последнего времени оказывали недостаточное внимание этому вопросу. В последнее десятилетие престиж изобразительного искусства заметно повысился среди специалистов помогающих профессий: психологов, педагогов, врачей, соц.работников. Они охотно диктуют о том, что искусство, несомненно, оказывает заметное влияние на формирование и функционирование отдельной личности. Характер отношения современного человека к искусству, активность потребления и направленность отражают структуру его личности в данный момент жизни и дают интегральное представление о человеке в целом. Именно этический вкус, оценка, выбор, интерес, предпочтение или отрицание художественного произведения отражают как врождённые (темперамент, интеллект), так и приобретённые (культурные) параметры его личностной структуры. Помимо влияния моды, стихийных увлечений, нормативных и культурных факторов в этическом восприятии проявляются определённые, устойчивые склонности. Для_ одного человека характерно предпочтение радостных, мажорных произведений искусства, а для других наоборот минорных, сложных, с философским подтекстом или лёгких, сентиментальных, развлекательных. Один отдаёт предпочтение форме, другой стремится углубиться в содержание. " Порой мы заранее можем сказать, как именно знакомый нам человек отнесётся к определённому фильму, книге, кому стоит, а кому нет рекомендовать посетить ту или иную выставку. Давно подмечено, что сходным по психологическому складу людям нравятся одни и те же художественные произведения. Иногда бывают обстоятельства, когда тот же человек, находясь в таком душевном состоянии, не чувствителен к воздействию произведений искусства и не способен эстетическому восприятию, а иногда наоборот.

(слайд № 3 –репродукция И. Репина, «Иван Грозный и сын его Иван»)

Учитель:

Хочется привести в пример произведения Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» обратите внимание как художник раскрывает остроту сюжета, как достоверно передаёт чувства отца, потерявшего единственного сына.

Вопрос:

1. Какие приёмы для этого использует художник? (тон, цвет, построение перспективы).

2. Какие чувства вызывает у вас просмотр этой картины?

Учитель:

- Художник с большой точностью передавал своё внутреннее состояние - болезненную напряжённость, страх смерти, приводившие к депрессии Появившись впервые в Третьяковской галерее, она произвела колоссальное впечатление на зрителя. Этому послужило то, что повесили её в узкой длинной комнате. От двери к картине надо было идти по красному ковру. Тусклое освещение свечи...и создавалось впечатление, что вы вошли в комнату, где совершено убийство.. .(На картине пол устлан красным ковром...) Сочетание красного, чёрного действует на психику возбуждающе. Последний посетитель старообрядец долго стоял у картины. И с криком: "Довольно крови!" накинулся на картину и порезал её. Но этот случай не единичный.

Хранитель Третьяковской галереи Хрусталёв задерживался часто у полотна и погружался в раздумья. И вот результат: во время ночного дежурства, он повесился. Я считаю, это негативное влияние картины на ослабленную психику человека.

(слайд №4 – Эдвард Мунк)

Ученик:

Художник с большой точностью передавал своё внутреннее состояние - болезненную напряжённость, страх смерти, приводившие к депрессии.

Эта работа названа художником "Крик" 1983 год находится она в музее искусств в городе "Осло". Толпы людей часами стоят около этого полотна, оно их повергает в шок. А какое ощущение у вас от увиденного?

(слайд № 5 – В. Гог.)

Голландского живописца Винсента Ван Гога всю жизнь сопровождала нищета злобное недоверие окружающих и непонимание с их стороны. Душевные переживания художника отразились во многих его полотнах. Использование холодных тонов, новой техники шокировала его современников?

Какое впечатление в вашей душе вызвал просмотр этой картины?

(слайд № 6 –полотна русских пейзажистов)

Учитель:

Ребята, не обязательно картина должна травмировать психику, она может радовать душу, до глубины души трогать нас. К таким произведениям относятся произведения известных русских художников: Шишкина, Васильева, Левитана. Красота природы, передаваемая ими несёт облегчение в душу. Их полотна отличаются глубоким лирическим чувством.

(слайд № 7 – арт -терапия)

Лечение и восстановление нервной системы методом искусства в научном лексиконе звучит как арт - терапия. Этот термин появился в 80-х годах. Учёные опираются на выдающиеся открытия в области психоанализа.

Особый интерес представляет тезис о восприятии и переживании произведений искусства самим художнике с одной стороны, зрителем- с другой. Вдумчивый, чуткий зритель воспринимает творение искусства, вступает в сотворчество. Именно этот феномен преображения души зрителя, её уход ирреальный мир поэзии, искусства берёт за основу арт- терапия. Воздействуя на психику человека, произведение искусства возбуждает аффекты, которые приводят к взрыву, к разряду нервной энергии.

(слайд № 8- вид больницы)

Ученик № 1:

-Всё это и побудило создать художественную галерею в хирургическом отделении Республиканской клинической больницы им. Г.Г. Куватова. Большую помощь в создании галереи оказал Художник Е.А. Винокуров. Выставляются в основном работы художников Башкортостана: пейзажи, натюрморты, портреты. Эффект от выставки поразительный. Как-то один больной 79-лет, глядя на пейзажные работы художника Рамиля Латыпова, сказал врачу: «От этих картин в душе появляется теплота и желание увидеть своё домашнее хозяйство, которое не может так долго находиться без меня. Большое спасибо художнику, который, как врач, принёс облегчение моей душе». Наблюдение за реакцией больных на работы художников позволили заметить взаимосвязь между предпочтением цвета и внутренним состоянием человека.

(слайд № 9 – работы художников выставленные в больнице)

У тяжело больных красный цвет вызывает раздражение, а выздоравливающих больных радуют работы художников, в которых много красного, желтого и оранжевого цветов. Всё это подтверждает целесообразность использования арт- терапии в лечении больных. Этой цели и служит художественная галерея Республиканской клинической больницы.

Ученик № 2:

Механизм воздействия произведения искусства на человека заключается в воздействии на органы чувств. У нас возникает чувство восхищения, удовольствия когда мы видим картины в тёплых тонах и радость охватывает нас. Мы не всегда можем объяснить почему нам нравится или не нравится то или иное произведения. Произведения реалистического жанра активизирует психику, интерес к жизни. Искусство открывает перед человеком чудесный мир, наполненный красками, звуками, покоряющими душу. Оно действует на него подобно лекарству. Недаром главным принципом врачевания является древнее выражение - «Лечить не болезнь, а больного». В этом проявляется родство медицины и искусства. трудные, критические моменты жизни мы нередко обращаемся к искусству, которое не только на время отвлекает от проблем, но и позволяет по-другому на них взглянуть, осмыслить, пережить их. Когда же мы находимся в картинной галерее, на концерте или сами выражаем себя в творчестве (играя на музыкальном инструменте, рисуя и т. д.), искусство становится богатым источником самопознания, радости, силы и здоровья.

Учитель:

Ребята давайте подведём итог: какие функции выполняет искусство?

Вопрос: (ответ):

-Познавательную .

(Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, пополняет наши знания о мире)

- Мировоззренческую.

(Выражает в художественной форме чувства и представления)

- Воспитательную.

(Воздействует на людей через эстетические идеалы, позволяет обогатиться опытом других людей)

- Эстетическую.

(Формирует эстетические вкусы потребностей людей)

- Гедонистическую.

(Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству)

- Коммуникативную.

(Искусство передаёт информацию из поколения в поколение)

- Прогностическую.

(Произведения искусства иногда обладают элементами предвидения)

- Медико-оздоровительные.

(Например, такое воздействие может оказывать музыка)

- Компенсаторное.

(Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях).

- Учитель:

Наш урок подходит к завершению. Я ещё раз хочу напомнить, что искусство врачует человека цветом, тоном, ритмом, мелодией и приёмы работы врача и художника во многом схожи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Искусство сопровождало человечество на протяжении всего существования и всегда влияло на духовное развитие человека. Оно зародилось еще в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в Античности, но тогда еще не считалось особым видом деятельности. Вплоть до Платона искусством считалось умение строить дома, навыки кораблевождения, врачевание, управление государством, поэзия, философия и риторика. В наше время существует много различных видов искусства. Это литература, музыкальное и изобразительное искусство и другое. Сейчас естественный талант человека сочетается с новейшими технологиями, создавая принципиально новые направления в искусстве. Конечно же, раньше не было таких возможностей, как в современном мире, но каждый художник стремился придумать что-то особенное, внести свой вклад в развитие данного вида искусства.

Так почему мы придаём такое огромное значение искусству? Как оно влияет на развитие отдельного человека и общества в целом?

Для начала рассмотрим, что в современном мире называют искусством, а также значение его изучения.

· творческую деятельность, воспроизведение действительности в художественных образах;

· практическую деятельность человека, направленную на освоение и создание эстетических ценностей;

· высокую степень мастерства.

Необходимость и значимость изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как результат художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.

Искусство - это одна из важнейших ступеней эволюции человека. Оно помогает человеку смотреть на мир с различных сторон и точек зрения. Со временем искусство все больше совершенствуется и изменяется человеком, но во все времена оно помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление, находить ответы на многие вопросы.

Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель, в своем дневнике писал: «Искусство - одно из средств различения доброго от злого», выдающий немецкий художник Альбрехт Дюрер утверждал: «К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла». Действительно, с помощью литературных произведений, картин и даже скульптур человек способен понять, что есть добро и зло, развить в себе нравственные качества. Например, немецкий художник Отто Дикс в своих произведениях точно, эмоционально и беспощадно изобразил «апокалипсический ад войны», смерть, насилие и нищету. Он добровольцем ушёл на фронт во время Первой Мировой войны, объяснив это тем, что он сам должен был видеть весь страх и голод, грязь и боль, должен на себе испытать эти жуткие события. С 1914 по 1918 годы, во время участия в военных действиях в Бельгии, Франции и России им было сделано более 600 рисунков, которые стали основой его грандиозного графического цикла «Война». Ужас войны стал одним из основных компонентов его картин.

Позже живопись художника приблизилась к драматическому реализму, показывая контрасты послевоенной жизни. В своем дневнике он писал: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира». Его картины позволяют увидеть, как говорится, обратную, отрицательную сторону медали, понять, что помимо радости, беззаботности, успеха, красоты, победы, существует еще и боль, страх, ужас, смерть… Человеку необходимо знать это хотя бы для того, чтобы больше ценить все положительное, понимать, какой ценой было что-либо достигнуто, быть готовым к тому, что все хорошее когда-либо заканчивается. Дикс говорил: «Важно видеть вещи такими, какие они есть. Нельзя писать то, что существует лишь в воображении».

Читая литературные произведения, мы извлекаем уроки, получаем ответы на вопросы, открываем что-то новое. Одна из прелестей чтения - возможность читателя проанализировать ошибки героев произведения и постараться не допустить их в своей жизни, чтобы избежать различных негативных последствий. Ведь любая проблема человека, любой вопрос в той или иной форме уже был когда-то кем-либо описан в книге. Таким образом, литература учит нас, прежде всего, нравственности. Человек, который читает классическую литературу, научится думать, прежде чем совершить поступок, как это отразится на других людях. Литература развивает человека в моральном и умственном плане. Учит мыслить, задумываться о разных вещах, развивает мышление, кругозор, чувство патриотизма. А искусство в целом, помимо воспитательного и познавательного фактора, порождает в каждом человеке чувство прекрасного, позволяет лучше понимать себя и других. Так как искусство бывает разным, то учит и видеть, понимать реальность, объективность видеть то, что многие, может быть, без него и не замечали бы, например, проблемы и страхи других людей, учит состраданию, но искусство не может удовлетвориться только видимостью правды, оно также развивает в человеке воображение, умение мечтать и представлять.

Таким образом, искусство оказывает огромное влияние на развитие каждого человека и общества в целом, потому что именно искусство и его составляющие и развивают это общество, тянут его вверх. Познание искусства является стремлением человека к истине, добру, прекрасному, к понимаю реальности и умению воображать, к саморазвитию и совершенствованию. «Искусство - это зеркало, где каждый видит себя» (Иоганн Вольфганг Гёте), потому что отражает не картину мира, а изобилие художественных форм, каждый зритель, смотря на произведение, выбирает то отражение, которое ему ближе духовно, а это помогает ему познать себя. Без приобщения к искусству невозможны овладение культурой и эстетическое воспитание, оно формирует личность человека, помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития, влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Трудно переоценить значение искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Список литературы

искусство творческий живопись литература

1. М.Г. Балонова. Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007.

2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь, 1949-1992.

3. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений (обществознание, профильный уровень), 2008.

4. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни. - М., «Знание», 1975.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Истоки искусства. Жанры и особенности первобытной культыры. Взаимосвязь искусства и религии. Человеческие качества и чувства запечатлены в живописи, скульптуре. Проблемы бытия, религии, мироощущение отражены в произведениях искусства.

    реферат , добавлен 21.03.2004

    Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

    статья , добавлен 16.02.2011

    История искусства в истории человечества. Радикальное отличие человека от животных. Возникновение искусства как закономерное следствие развития трудовой деятельности палеолитических охотников. Реконструкция духовной культуры первобытного общества.

    реферат , добавлен 17.02.2012

    Понятие и основные этапы развития классицизма как художественного стиля и эстетического направления в европейском искусстве XVII-XIX вв. Основные требования и особенности его отражения в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, моде.

    презентация , добавлен 12.10.2015

    Жизнь и творчество Николая Бурачека в сферах украинской культуры: от театральной искусства до живописи. Яркость и мягкость красок в пейзажах художника, импрессионистические элементы в его творческом почерке. Театральная деятельность: актер и декоратор.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Возникновение культуры и ее взаимодействие с человеком как предмет антропологии. Причины и гипотезы происхождения искусства. Зачатки искусства у неандертальцев. Искусство палеолита и мезолита. Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.

    реферат , добавлен 24.01.2010

    Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности человека, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни общества.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Особенности и направления развития искусства первобытнообщинного общества. Религия и традиции Древней Индии, Египта, Месопотамии, Греции, Рима, Киевской Руси, народов Эгейского моря. Искусство средних веков в Западной Европе. Возрождение в Италии.

    шпаргалка , добавлен 27.10.2010

    Общая характеристика проявления техники в живописи, рисунке, гравюре, скульптуре и архитектуре. Особенности использования средств искусства. Значение подтекста в произведении. Рекомендации относительно работы с произведением искусства, ее основные этапы.

  • Каткова Дарья Сергеевна , студент
  • Педагогический институт имени В.Г. Белинского, Пензенский государственный университет
  • ИСКУССТВО
  • ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
  • НРАВСТВЕННОСТЬ
  • ВОЗВЫШЕННОСТЬ ЧУВСТВ

Данная статья поможет разобраться в том, как искусство воздействует на психологию человека. Я постараюсь рассказать о положительном влиянии искусства на духовную культуру человека,и в этом мне поможет собственное исследование. Проведённое анкетирование покажет, как смотрит на искусство современная молодёжь и какие ответы даёт на основные вопросы моей статьи.

  • Схемы, предрассудки и самосбывающееся пророчество: значение разнообразия, включения и представления
  • Когнитивная природа автономной сенсорной меридиональной реакции
  • Влияние стрессовых ситуаций на качество профессиональной деятельности
  • Эмоциональная и эмотивная компетентность личности: язык эмоций и эмоции в языке

Наверное, каждому человеку приходилось замечать быстротечность жизни: дни сменяются неделями, недели - месяцами, месяцы - годами. Из-за сложного рабочего графика, трудной учёбы, мы постоянно находимся в состоянии усталости, сонливости, апатии. После тяжёлого рабочего ритма, мы стремимся скорее вернуться домой, укрыться одеялом, и в тихом спокойствии провести свой остаток дня. Казалось бы, ничего страшного в этих действиях нет, ведь так поступает большая часть людей, а значит это привычный образ жизни, который ни у кого сейчас не вызывает удивления.

Всё так. Но есть большая особенность такого образа жизни: мы перестаём замечать важные для нас моменты, моменты, которые пробуждают в нас духовную чистоту, возвышенность чувств, неравнодушие к прекрасному миру. Это то самое, без чего человек не может существовать,- это его корень, начало, дающее развитие другим сторонам его личности. Именно поэтому, известный французский писатель Клод Адриан Гельвеций говорил: «Задача искусства - волновать сердца».

В своей статье я хочу донести до читателей то, насколько велика роль искусства в нашей жизни, каково её воздействие на духовное и психологическое развитие человека; каково наше внутреннее состояние, после похода в театр, музей, в картинную галерею, после прослушивания классической музыки. Для этого я проведу небольшой опрос, из которого мы выясним роль искусства для каждого из нас, каково его влияние на внутренний мир человека. Но для начала мы ознакомимся с разными трактовками понятия искусства и выделим для себя что-то значимое.

Итак, на данный момент имеется множество определений искусства:

  1. Искусством называется специфический вид духовного отражения и освоения действительности. В течение многих лет исследователи искусства далее еще добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Сам факт существования цели у искусства является спорным. Понятие красоты - относительным. В связи с этим эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях .
  2. Искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности .
  3. Искусство - это форма чувственного познания мира. Выделяют три метода человеческого познания: рациональный (основывается на мышлении); чувственный (основывается на эмоциях), иррациональный (основывается на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, обозначающих символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три. Каждая из этих сфер имеет свои преобладающие области: наука - рациональную, искусство - чувственную, религия - интуитивную .
  4. Искусство - это область проявления творческих способностей человека .
  5. Искусство - это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему определенное удовольствие, наслаждение .

Искусство очень многогранно, также, как и душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, желание понять смысл жизни и человеческого бытия, концентрация творческих сил человека .

Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм. Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского .

Искусство - это всё то, что окружает нас в повседневной жизни, всё то, что приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, то, что звучит на эстраде, в аудиозаписях .

Итак, мы рассмотрели разные интерпретации понятия искусства. Очевидно, это очень многогранное понятие, включающее в себя разные аспекты, но во всех этих понятиях есть объединяющее начало, которое так или иначе лежит в основе каждого искусства, - это возвышенность чувств, отрешённость от земного, восприятие мира в его глубочайшем смысле. Я считаю, что каждый ценитель искусства испытывает на себе эти прекрасные ощущения, а потому он уже не может жить без них,- это для него как воздух. Он жаждет вновь и вновь соприкоснуться с высоким, почувствовать себя счастливым рядом с великим творением искусства.

Как автор этой статьи, я считаю своей обязанностью рассказать читателям, что же для меня означает понятие искусство. По характеру, я являюсь скромным, мечтательным и восприимчивым человеком. Я всегда очень чутко отношусь к каким-либо событиям, а потому бываю чересчур ранима. Но, по моему мнению, благодаря своей эмоциональности, я становлюсь ближе к духовной культуре, ко всем видам её проявления. Моё сердце способно взбудоражить работа любого талантливого человека, который отдается своему творчеству всецело, оставляет кусочек себя, тем самым находя глубокую отдачу со стороны зрителя. Так, известный французский писатель Андре Жид в своей книге «Изабель» говорит об искусстве: «Искусство - это сотрудничество Бога с художником, и чем меньше художника, тем лучше» .Эти слова вызывают восхищение своей правдивостью, ведь на самом деле, огромная роль лежит на мастере, на том, кто создаёт творение, находясь в непосредственном общении с Богом. Это действительно дар, который даётся человеку свыше.

Итак, теперь мне бы хотелось представить результаты моего опроса, но, прежде чем это сделать, я хочу пояснить: большей частью, опрошенных мною, была женская аудитория, которая, на мой взгляд, ближе к искусству, в силу своего чуткого восприятия, эмоциональности и нежности. Женщина как тот цветок, который распускается и озаряет всех своей красотой при виде прекрасного, а этим прекрасным является искусство.

В анкетировании принимали участие и мужчины, но их гораздо меньше. Всего я опросила 40 человек, из которых 30 девушек и 10 юношей в возрасте от 18 до 25 лет. Остановимся поподробнее на каждом вопросе. Первый звучал так: «Считаете ли вы, что искусство благотворно влияет на человека?» Абсолютно каждый человек ответил положительно, что, признаюсь, меня очень порадовало. Задавая второй вопрос, я хотела узнать, какой вид искусства мои знакомые предпочитают больше всего. Ответы были разные: многие отвечали, что любят музыку, театр, музей, живопись; кто-то предлагал свои варианты, например, кино, фото, литература и даже балет. Из этого вопроса я сделала для себя вывод, что современная молодёжь увлекается всеми видами искусства, начиная с музыки и заканчивая балетом. Это, на самом деле, здорово. Третий вопрос звучал так: «Как часто вы испытываете на себе влияние «катарсиса»? Большая часть опрошенных остановилась на ответе: 2 раза в месяц, кто-то ответил, что более, мужская половина оказалась менее активной в этом отношении. Но не стоит спешить с выводами, потому что именно юноши оказались активнее в своих высказываниях: они предлагали свои ответы, если не находили для себя близкого в представленных вариантах. Так, юноша 21 года на третий вопрос ответил так: «Я считаю, что великие творения повсюду, куда не посмотришь, везде искусство и красота. И при виде всего этого невольно ощущаешь катарсис». Признаюсь, этот ответ меня настолько удивил, что я поняла, как много я ещё не знаю об этом человеке.

Четвёртый вопрос звучал так: «Что, по вашему мнению, способствует сильному воздействию на человека явлений искусства?» Большая часть ответила, что этому способствует наличие таких черт характера, как меланхоличность, сентиментальность. Другие посчитали, что этому способствует актёрское мастерство. Кто-то объяснил это настроенностью человека в определённый период времени. Многие предлагали свои варианты, а именно: желание совершенствоваться, быть просвещённым и духовно богатым человеком. Очень интересные и яркие ответы были представлены моему вниманию.

В пятом вопросе я желала узнать, какие чувства пробуждает искусство у моих знакомых. Так, большинство отвечали, что они, после похода в театр или музей, становятся спокойными и счастливыми, что избавляет их от повседневных проблем. Немалое количество ответило, что искусство способствует развитию нравственных качеств, таких как любовь к окружающим, стремление творить добро, в чём я полностью с ними солидарна.

И последний вопрос был связан с желанием узнать, только ли в жизни моих знакомых есть место искусству, или их ближайшее окружение также неравнодушно к высокому. Ответы были положительными: почти все отвечали, что посещают культурные заведения вместе со своими родителями, бабушками, друзьями. Некоторых творчество сопровождает с детства, так как мама и папа являются художниками или музыкантами, что, на мой взгляд, очень здорово. Если человек с пелёнок находится во взаимодействии с творчеством, скорее всего, он пронесёт это через всю жизнь.

Какой вывод можно сделать по результатам проведённого анкетирования? На мой взгляд, вывод однозначен: несмотря на век массовой информации, в котором можно осуществить все желания, не выходя за дверь своей квартиры, молодое поколение всё же стремится соприкоснуться с настоящим, подлинным искусством, ощутить в себе духовное и нравственное начало.

Свою статью я хочу окончить словами известного французского философа Жан Мари Гюйо: «Самая возвышенная цель искусства - заставлять биться человеческое сердце, и так как сердце - центр жизни, искусство должно постоянно находиться в теснейшей связи со всей моральной и материальной жизнью человечества».

Список литературы

  1. URL: http://studbooks.net/575213/kulturologiya/ponyatie_iskusstve
  2. URL: http://modernlib.ru/books/zhid_andre/izabel/read/

Современное искусство пробудило во мне интерес к самому искусству. Мне всё время было скучно смотреть на картины близкие к реальности. Не пробуждали они во мне никаких чувств. Я ходила по галереям и скучала. Картина Матисса "Танец" вызвала во мне бурю эмоций. Выбор цветов, сама композиция потрясли меня. Удивительно, но я не думала до этого, что существуют такие яркие произведения. После я прочитата книгу Уилла Гомперца "Непонятное искусство" и нашла для себя многих художников, которые меня вдохновляют. В моих планах связать свою будущую профессию с искусством.

В детстве меня напугали картины Дали (репродукции, естественно) , этот плавящийся, как пластмасса на огне, произвольно извращаемый мир, особенно ужасали искажённые человеческие тела. Может быть поэтому я с радостью училась у художника-конструктивиста и очень любила картины Петрова-Водкина -- мир кристаллический и таким образом упорядоченный сразу приобретал в моих глазах гармонию и смысл и даже гипотетически возможного беспристрастного творца. Оплавленность и текучесть монструозных форм и безжизненность реалистических изображений у так поразившего меня Дали, ужасала отсутствием логики, хотелось найти исцеляющую формулу гармонии. Таким образом, убегая от хаоса, через конструктивизм я пришла к увлечению иконописью, православным богословием и аскетизмом, которое прямой дорогой привело меня в монастырь. Но это уже совсем другая и довольно неприятная история. Так что да, косвенным образом знакомство с современным искусством таки повлияло на мою жизнь.

Двойственно. Не люблю я совриск, хоть что ты со мной делай. Был случай в школе на МХК, когда нам раздали каждому по направлению в искусстве и нужно было написать картину в таком же стиле. Мне достался фовизм... На итоговое занятие я пришла с докладом, а на вопрос, где же моя картина, ответила, что не приемлю такое искусство, потому что не считаю его таковым. Зачёт мне поставили, и даже приняли мою точку зрения, за что огромное спасибо моим преподавателям.

Масло в огонь подлило то, что дальше я училась в институте искусства и культуры. И то, что в нашем городе есть музей современного искусства. Конечно же пары по выставочной деятельности, и различным культурологическим технологиям проходили в этом музее неоднократно. В музей я ходила как на пытку. И до сих пор хожу, каждый раз думая, может я что-то пойму, приму и меня настигнет просветление? Нет, не настигло.

Мне интересно изучать совриск, то, как вообще у людей возникло желание создавать такое, его история. С этой точки зрения я его люблю. Не более.

Современное искусство я начала открывать для себя относительно недавно, не смотря на то, что с раннего детства моя жизнь была связана с искусством. Поступив после школы в художественную академию, я очутилась в более свободном и интересном месте, чем моя художка, где преподаватели уважали лишь классиков и старых мастеров, а "Черный квадрат" Малевича считали символом захвата мира евреями, и эта свобода помогла мне смотреть дальше и глубже.Я любила (и продолжаю любить) эксперименты начала 20 века, но отвергала эксперименты нашей современности, но освободившись от влияния своих старых учителей, я открыла для себя не менее интересный и сложный мир современного искусства. Конечно же, как и многие, меня интересовал вопрос: "Почему же современное искусство именно такое?". Это толкнуло меня на более глубокое изучение как истории искусства так и истории и в целом, и с этого начался мой захватывающий путь с глубины человеческого сознания, ведь искусство, как ничто другое, отображает и всегда отображало не только общую картину нашей жизни, но и моменты, детали, которые замечаешь не сразу, но которые являются "переломными". Именно современное искусство показало мне существование этих деталей, ведь перед современным творцом стоит задание найти и обратить внимание на них, а не просто отобразить нашу жизнь. Мое отношение ко многим вещам изменилось. Я считаю, что современное искусство аскетично, ведь оно старается наименьшим количеством средств рассказать как можно больше, поэтому с первого взгляда оно кажется простым. И эта аскетичность создает порядок в голове, ведь перед тем, как выразить свою точку зрения, художник должен продумать все до мельчайших деталей, и что б эти детали четко вписывались в общий объем. Лично меня очень успокаивает, а затем возбуждает и дает толчок к размышлениям и наведению порядка в голове, созерцание работ творцов как начала 20 века, так и современных. После таких "сеансов" я действительно смотрю на себя и мир иначе, я полна сил, мой разум чист и я с удовольствием берусь за новое или продолжаю незаконченое дело. Но, не смотря на мою любовь к современному искусству, я очень критична к нему, ведь далеко не многим художникам удается попасть в нужную точку. Современное произведение может или вызвать у меня отвращение, или принести неимоверное удовольствие, и это не зависит от способа выражения, а именно от соотношения "содержание-форма". Если произведение вызывает равнодушие, то это китч(как по мне). Много же я написала, просто мне так хочется, чтобы наибольшее количество людей могло почувствовать то же, что и я) За последние пару лет я действительно изменилась и искусство отыграло в этом далеко не последнюю роль. Я знаю и видела не так уж много,поэтому продолжаю углубляться в современное искусство, это меня очень радует, ведь еще не одно открытие ждет меня.

  • Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого
  • Сила искусства способна перевернуть жизнь человека
  • Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека
  • В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил
  • Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами
  • К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.

Л.Н. Толстой “Альберт”. В произведении мы узнаем историю о бедном скрипаче, обладающем выдающимся талантом. Оказавшись на балу, молодой человек начинает играть. Своей музыкой он настолько трогает сердца людей, что тут же перестает казаться им нищим и уродливым. Слушатели будто вновь переживают лучшие моменты своей жизни, возвращаются к тому, что утрачено безвозвратно. Музыка настолько сильно влияет на Делесова, что по щеках мужчины начинают течь слезы: благодаря музыке он переносится в свою молодость, вспоминает первый поцелуй.

К.Г. Паустовский “Старый повар”. Перед смертью слепой старый повар просит свою дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы он исповедал умирающего. Мария делает это: на улице она видит незнакомца и передает просьбу отца. Старый повар признается молодому человеку, что в жизни совершил только один грех: из сервиза графини Тун украл золотое блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание умирающего было простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости. Незнакомец начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой человек, подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем Моцартом, великим музыкантом.

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”. В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

Н.В. Гоголь “Портрет”. Молодой художник Чартков совершенно случайно на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета – невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”. Написанный Бэзилом Холлуордом портрет молодого красавца Дориана Грея – лучшее произведение художника. Сам молодой человек восхищен своей красотой. Лорд Генри Уоттон говорит ему, что это не вечно, потому что все люди стареют. В чувствах юноша желает, чтобы вместо него старел этот самый портрет. Позже становится понятно, что желание сбывается: любой поступок, совершенный Дорианом Греем, отражается на его портрете, а сам он остается прежним. Молодой человек начинает совершать бесчеловечные, безнравственные поступки, и это никак на нем не отражается. Дориан Грей совсем не меняется: к сорока годам он выглядит так же, как и в юности. Мы видим, что великолепная картина вместо благотворного влияния разрушает личность.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Музыка способна согреть душу человека даже в тяжелое военное время. Василий Теркин, герой произведения, играет на гармони убитого командира. От музыки людям становится теплее, они идут на музыку как на огонь, пускаются в пляс. Это позволяет им хоть на какое-то время забыть о невзгодах, трудностях, несчастьях. Товарищи убитого командира отдают гармонь Теркину, чтобы он и в дальнейшем веселил свою пехоту.

В. Короленко “Слепой музыкант”. Для героя произведения, музыканта Петруся, музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. Мальчик начал тянуться к музыке и в дальнейшем стал пианистом. Скоро он прославился, о его таланте много говорили.

А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда”. Люди старались избегать Якова Матвеевича, мрачного и грубого человека. Но случайно найденная мелодия затронула его душу: Якову Матвеевичу впервые стало совестно за то, что он обижал людей. Герой наконец-то понял, что без злобы и ненависти окружающий мир был бы просто прекрасен.