Влияние эллинистической культуры на римское общество. Культура эпоха эллинизма. Упадок эллинистических государств и изменения в культуре

Развитие культуры в странах Восточного Средиземноморья в III - I вв. до н.э. определялось теми социально-политическими изменениями, которые произошли в этом районе после завоеваний Александра, и усилившимся вследствие этого взаимодействием культур.

Хотя в отдельных областях и отдельных государствах процесс взаимодействия шел по-разному и сохранялись местные особенности в религии, литературе, искусстве, все-таки возможно характеризовать культуру эллинистического времени в целом. Выражением культурной общности этого периода было распространение двух основных языков в странах Западной Азии и Египте - греческого койпэ (койнэ по-гречески означает «общая [речь].» - имется в виду общегречсское каречие. вытеснившее местные диалекты) и арамейского языка, которые были и официальными, и литературными, и разговорными языками (при сохранении рядом народностей и своих древних языков)(Так, в Египте сохранялся позднеегипетский ягзык; и Малой Азии были еще живы хетто-лувийские языки: лидийский, кашинский, ликийский и др. наряду с кельтским (Галатия), фракийским (Мисия, Вифиния) и (возможно, родственными последним) фригийским и армянским; Финикия, Иудея, Вавилония сохраняли свои языки наряду с арамейским.).

Широкая и довольно быстрая эллинизация городского населения (за исключением населения ряда древних гражданско-храмовых общин) объясняется комплексом причин: греческий язык был официальным языком царской администрации; эллинистические правители стремились насадить в своих разноплеменных державах единый язык и по возможности единую культуру. В городах, организованных по греческому образцу, вся общественная: жизнь строилась по типу, сложившемуся в полисах Греции (административные органы, гимнасии, театры и т.п.). Соответственно и боги должны были носить греческие имена. Напротив, самоуправляющиеся общины Вавилонии сохраняли свой язык, аккадских богов, свою правовую систему и обычаи; иудой также сохраняли свой культ, свой язык и свои обычаи (отгораживаясь от чужаков, не являющихся членами общины, системой запретов: запрет смешанных браков, запрет всех культов, кроме культа Яхве, и т.п.).

В эллинистической культуре существовали разнообразные и противоречивые тенденции: выдающиеся научные открытия - и магия; восхваление царей - и мечты о социальном равенстве; проповедь бездействия - и призывы к активному исполнению долга... Причины этих противоречий крылись в контрастах жизни того времени, контрастах, которые стали особенно ощутимы из-за нарушения традиционных связей между людьми, изменения традиционного быта.

Изменения в быту были связаны с появлением новых государств, с развитием больших и малых городов, с тесными контактами между городским и сельским населением. Городской и сельский быт значительно отличались друг от друга: во многих городах, не только в греческих, но и в восточных, например в Вавилоне, существовали гимнасии и театры; кое-где было налажено водоснабжение, проведены водопроводы. Сельские жители часто стремились переселиться в город или по возможности подражать городской жизни: в некоторых деревнях появляются водопроводы, общественные здания, сельские общины начинают ставить статуи и делать почетные надписи. С подражанием городу связана поверхностная эллинизация тех сельских поселений, которые располагались вблизи полисов.


Но в целом разница между основной массой зависимого сельского населения, жившего своим традиционным бытом, и свободными горожанами была настолько ощутима, что порождала постоянные конфликты между городом и деревней. Эти противоречивые тенденции - и подражание, и противопоставление городу - нашли свое отражение и в идеологии периода эллинизма, в частности в религии (своеобразие локальных деревенских божеств, которые, сохраняя все свои местные черты, нередко носили имена главных греческих богов), в литературе (идеализация сельской жизни).

Создание эллинистических монархий, подчинение самоуправляющихся городов царской власти оказало существенное влияние на общественную психологию. Неустойчивость политического положения, невозможность для рядового человека оказать сколько-нибудь заметное влияние на судьбы своей родины (своего города и даже своей общины) и в то же время кажущаяся исключительная роль отдельных полководцев и монархов приводили к индивидуализму. Нарушение общинных связей, переселение, широкое общение друг с другом представителей разных народностей определили появление идеологии космополитизма (космополит по-гречески - «гражданин мира»). Причем эти особенности мировоззрения были свойственны не только философам, но и самым различным слоям общества; их можно проследить на примере изменения отношения гражданина к своему городу.

В Греции классического периода индивидуум не мыслился вне государства. Аристотель писал в «Политике»: «Кто живет вне государства вследствие своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, тот или сверхчеловек, или существо недоразвитое...» В период эллинизма идет процесс отчуждения человека от государства. Слова философа Эпикура о том, что «самой настоящей безопасность бывает благодаря тихой жизни и удалению от толпы», отражали сдвиги в социальной психологии широких масс. Граждане стремились избавиться от обязанностей по отношению к полису: в почетных декретах эллинистических городов отдельные граждане освобождаются от военной службы, от литургий (повинностей зажиточных граждан). Отказываясь от служения полису по обязанности, богатые люди при этом прибегали к частной благотворительности: снабжали город деньгами и зерном, организовывали празднества за свой счет, за что им ставили статуи, их восхваляли в надписях на камне, увенчивали золотым венком... Такие люди стремились не столько к действительной популярности у граждан, сколько к внешним атрибутам славы. За пышными, но трафаретными фразами эллинистических декретов трудно угадать подлинное отношение народа к чествуемому лицу.

Существование крупных держав облегчало переселения из города в город, из одной местности в другую, которые продолжались на протяжении всего эллинистического времени. Никакой патриотизм теперь не удерживал богатых людей от переезда в другое место, если им это было выгодно. Бедные же уходили искать лучшей доли - и часто становились на чужбине наемниками или неполноправными переселенцами. В небольшом малоазийском городе Ясосе сохранилось общее надгробие пятнадцати человек - выходцев из самых разных районов: из Сирии, Галатии, Мидии, Скифии. Киликии. Финикии и т.д. Возможно, это были наёмники.

Идеи космополитизма, человеческой общности существуют и распространяются в течение всего эллинистического периода, а в первые века нашей эры они проникают даже в официальные документы: так, в постановлении небольшого малоазийского городка Панамары об организации празднеств сказано, что в них могут принимать участие все граждане, чужеземцы, рабы, женщины и «все люди населенного мира (ойкумены)». Но индивидуализм и космополитизм не означали отстутствпя коллективов и объединении. Как своеобразная реакция на разрушение гражданских связей в городах (где состав населения был более пестрым и в этническом и в социальном отношении) возникали многочисленные товарищества, союзы, иногда профессиональные, большей частью религиозные, которые могли объединять и граждан и неграждан. В сельских местностях возникали новые общинные объединения из переселенцев. Это было время поисков новых связей, новых нравственных идеалов, новых богов-защитников.

Под воздействием кризиса полиса в IV в. до н. э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей развития культуры, зарождаются тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма.

На протяжении IV в. до н. э. отдельные полисы пытаются установить свое господство в Греции, но, измученные постоянными междоусобными войнами, не обладают достаточной для этого силой. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны: Персия, Македония. В конце концов, в 338 г. до н. э. Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу (382-336 до н. э.).

Новым рубежом в истории Греции стал поход на Восток Александра Македонского (356-323 до н. э.) - сына Филиппа II , подчинившего Грецию. В результате была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Началась эпоха эллинизма (323-27 гг. до н. э.)- эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и восточных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры. Ее характерные черты:

· первый опыт синтеза западной и восточной культур;

· зарождение идеологии и психологии космополитизма;

· начало размывания «цивилизованного» высокомерия древних греков к варварскому миру;

· сложение «ойкумены» (обитаемого мира) как мировоззренческой категории и расширение представлений о мире, не ограничивающимся рамками замкнутого полиса;

· соединение западного рационализма (древнегреческая философия) и мистицизма Востока;

· быстрый рост городов в восточных землях;

· синтез восточной монархии и греческой полисно-демократической системы;

· активные миграционные процессы;

· появление в греческой культуре таких черт, как элитарность, чувственность, аполитичность, стремление к роскоши;

· разрушение гармоничного идеала в искусстве: появление таких черт, как гигантизм, трагизм, изображение смерти, страданий, физического несовершенства, возраста персонажей.

В связи с кризисом полиса идеология полиса как коллектива граждан утратила свое значение. Все больше развивался индивидуализм, стремление прежде всего к личному благополучию, а не к общественному благу, постепенно исчезал дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами. Вместо гражданского ополчения появились наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит.

В то же время культура из общего достояния гражданского коллектива все больше становилась культурой интеллектуальной элиты, основная масса людей постепенно превращалась в обывателей, занятых лишь собственными проблемами.

В эпоху эллинизма в значительной мере сократился характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (ок. 287-212 до н. э.).

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365-300 до н. э.) создал элементарную геометрию, Эратостофен (ок. 320 -250 до н. э.) достаточно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (ок. 320-250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190 - 125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины.

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов были созданы библиотеки (Александрии и Пергаме); в Александрии - Мусейон (храм муз), служивший научным центром и музеем.

В эллинистическую эпоху начала развиваться новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.
Литература эпохи эллинизма, хотя и стала более разнообразной, значительно уступала классической. Эпос, трагедия продолжали существовать, но стали более рассудочными, на первый план выступили эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Родосский (Ill в. до н. э.), Каллимах (ок. 300 - ок. 240 до н. э.). Своеобразной реакцией на жизнь городов стал особый вид поэзии - идиллия. Идиллии поэта Феокрита (ок. 310 - ок. 250 до н. э.) послужили образцами для более поздней буколической, или пастушечьей, поэзии.

Сюжеты остроумных комедий Менандра (342/341 - 293/290 до н. э.) были построены на бытовых интригах жизни обычных горожан. Менандру приписывают крылатую фразу: «Кого любят боги, умирает молодым».

Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм (от греч. eklektikos - выбирающий) - стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, выдвижение на первое место вопросов морали. Кризис полиса, падение его коллективистской морали привели к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживались от внешнего мира, занимались вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы - эпикурейство и стоицизм.

Эпикур (342/341-271/270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавалась атараксия, т. е. невозмутимость, душевный покой.

Стоицизм Зенона (ок. 335 - ок. 262 до н. э.) идеалом добродетели считал независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения признавались апатия, бесстрастие.

Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта - религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии стали проявляться все яснее.

В религию эпоха эллинизма привнесла ряд новых явлений. Прежде всего, это культ монарха, выросший на почве обожествления личности царя, характерного для многих древневосточных обществ.

В эллинистической архитектуре господствовали практицизм, гигантизм. Началось строительство роскошных дворцов, общественных бань, городских парков; появились и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

В скульптуре проявлялись повышенный интерес к личности, ее эмоциям; характерные черты скульптуры этого времени - динамичность, выразительность, чувственность. В этот период были созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры «Афродита Милосская», «Ника Самофракийская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», скульптурный портрет Демосфена. Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс - бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м. Новой чертой можно назвать появление парковой и миниатюрной скульптуры, которая не несла никакого другого смысла, кроме декоративного.

Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии нового времени. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Древнегреческие мифология и литература уже много столетий вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов.

В сохранении греческого культурного наследия и передаче его последующим эпохам огромную роль сыграла римская культура.

Культура Древнего Рима

Римская культура является составной частью античной. Во многом опираясь на греческую культуру, римская культура смогла внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялись на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства был Рим, расположенный в самом центре Средиземноморского мира. « Все дороги ведут в Рим», - эта пословица была истиной в течение 500 лет. Само слово «Рим» на протяжении многих веков было синонимом величия, славы, военной доблести, жестокости и богатства.

Рим, основанный 21 апреля 753 г.до н.э., из маленькой крестьянской общины на реке Тибр превратился в столицу мировой державы. История Древнего Рима насчитывает более 12 веков (VIII в.до н.э.– V в.н.э.). В ней можно выделить 3 периода:

1. Ранний (царский) Рим (VIII – VI вв. до н.э.). Этот период овеян легендами. Основная из них – об основании Рима потомками знаменитого троянского героя Энея. Легенду о братоубийстве Ромулом Рема при основании города можно считать символической: вся последующая история Рима будет образцом жестокости, насилия и отсутствия милосердия. Первый период связан с правлением в Риме 7 царей, последний из которых – Тарквиний Гордый – был изгнан народом в 510 г.до н.э., и управление в Риме стало общенародным делом (республика).

2. Римская республика (V – I вв.до н.э.). Полисное самоуправление в Риме не было спокойным: происходила внутренняя борьба между патрициями и плебеями; когда же она закончилась и в Риме было установлено равенство граждан, Рим начал завоевательные войны. С IV в.до н.э. Рим непрерывно воевал, захватив Италию, Сицилию, Испанию. Во II в.до н.э. Рим завоевал Грецию, что стало поворотным пунктом в истории римской культуры. В конце I в.н.э. – захват Египта, Иудеи, Галлии, части Британии. Установилось единоличное правление Цезаря, а после его убийства Рим стал империей.

3. Римская империя (I – IV вв.). Период мирового могущества.

В IV в. Римская империя разделилась на Западную и Восточную (Византия) части. Концом античного мира считается падение Рима от нашествия варваров в 476 г.

Можно выделить следующие типологические особенности древнеримской культуры:

1. Римская система ценностей.

До превращения Рима в империю, римские граждане воспитывались в строгой атмосфере. Римский «моральный кодекс» включал в себя 4 основных качества, так называемых virtus: благочестие (pietas), верность (fides), серьезность (gravitas), твердость (constanta).

Делами, достойными римлянина, считались: земледелие, политика, военное дело, законотворчество. Если сравнивать эти занятия с греческими ориентирами (ремесло, искусство, состязательность), то явно проявляется коренное различие греческой и римской культур: стремление к новаторству и творчеству в Древней Греции и стремление к незыблемому порядку в Древнем Риме.

2. Подчинение авторитету как основа римской культуры. Именно эта черта определила и своеобразный религиозный культ предков, и развитие скульптурного портрета, и систему римского воспитания, и традицию жесткой военной дисциплины.

Характерным примером, показывающим различие греческого и римского образа мысли, служит история греческого философа-скептика Корнеада. В 155 г. до н.э. он прибыл в Рим в составе посольства и выступил перед римской образованной публикой с двумя речами: в одной доказывалось, что справедливость есть благо, а в другой, сразу после первой, что справедливость есть зло. Подобное виртуозное владение приемами философской дискуссии, а главное – мысль об относительности истины, была для слушателей ошеломительна. Римская молодежь была в восторге, а старшее поколение расценило это как «издевательство над здравым смыслом»: к примеру, римский мыслитель Марк Порций Катон Старший опасался, как бы увлечение молодежью греческой философией не пошло в ущерб военному делу. В итоге, римляне постарались быстро отправить греческое посольство на родину.

Подобная строгость в соблюдении традиционных норм сказывалась и на религиозной, и на художественной жизни Древнего Рима. Если для Древней Греции важно авторское изложение мифа, а поэт – пророк, который «пересоздает» древность и заново ее проживает, то для Рима любая «самодеятельность» в изложении мифа есть нарушение порядка, а поэты в Древнем Риме до эпохи Августа вообще принадлежали к низшему социальному статусу и могли существовать только как клиенты знатных патрициев.

3. Патриотизм и любовь к героическому прошлому. Эта характерная черта римской ментальности может считаться продолжением предыдущей (подчинение авторитету), но теперь главным авторитетом выступает сам Рим. Действительно, римляне больше всего ценили и прославляли собственное прошлое. Самая знаменитая героико-эпическая поэма Виргилия «Энеида» (1 в. до н.э.) прослеживала происхождение Рима от самого знаменитого народа – троянцев.

Этим же можно объяснить и удивительный интерес римлян к истории. В отличие от греков, которые были поглощены мифологической картиной мира, римляне заменили миф собственной историей (исторические летописи «анналы», историки Полибий, Тацит, Плутарх, Тит Ливий).

Наиболее ярко проявилась эта черта в искусстве: Рим украшали тысячи памятников собственным победам – триумфальные арки, триумфальные колонны, статуи императоров и полководцев. Великая история побед и завоеваний становилась неотъемлемой частью римского сознания.

4.Представление о богоизбранности римского народа и предназначенности ему побед.

Если древние греки противопоставляли свой народ другим по принципу культурности, обладания пайдейей, то древние римляне ставили себя выше других совершенно по другим причинам.

Вергилий выразил это в совершенстве:

«Одушевленную медь пусть куют другие нежнее,

Так же из мрамора пусть живые лики выводят,

Тяжбы лучше ведут, и так же неба движенья

Тростию лучше чертят и восход светил возвещают;

Ты же народы должен вести, о, римлянин, властью своею.

Вот искусства твои – налагать обычаи мира,

Подчиненных щадить и завоевывать гордых».

Военная сила, власть и могущество составляли идею исключительности римской истории и римского народа. Роль властителя стала для римлян одним из главных культурообразующих факторов.

5. Юридическое сознание.

Римское право можно считать высшим достижением Римской культуры и одной из основных черт римского мировоззрения. Если греческая молодежь заучивала наизусть Гомера («воспитателя Эллады»), то римская – «Законы XII таблиц», записанные в V в.до н.э. и ставшие основой римского законодательства и нравственности.

Уже с III в. до н. э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II в. до н. э. появились первые правоведческие исследования, а в 1 в. до и. э. уже существовала обширная юридическая литература.

Вершиной же римского права стал Полный свод законов, оформленный при Юстиниане (VI в.), во введении к которому говорилось: «Оружие и законы образуют великую силу государства; род римлян превзошел в том и другом все народы… Так было в прошлом, так будет вовеки».

В отличие от древне-римской, греческая культура не знала единого, четкого законодательства: большинство судебных вопросов решалось Народным собранием при участии всех жителей, и каждый гражданин был причастен к тому или иному решению, что, безусловно, сплачивало греческий полис. В Риме же закон, стоящий выше индивидуального и общественного мнения, уравнивает граждан, но отменяет свободу в оценке и решении того или иного вопроса и личное в нем участие.

Цицерон в I в. до н.э. писал: «…вот какова воля законов: узы между гражданами неприкосновенны». И в этом – главный смысл римского правосознания: закон установлен вне человека и независимо от него, а значит, освобождает человека от внутреннего закона, запрета – совести, справедливости. Юридическое сознание выносит нравственность вовне человека (в закон), а мораль в Риме перестает чем-либо регулироваться, отсюда садизм, жестокость граждан «Вечного города» в развлечениях и зрелищах, преступные и развратные императоры («безудержные личности» - Калигула и Нерон). Не случайно именно в Древнем Риме родилась поговорка «Человек человеку – волк» (Плавт, III в. до н.э.).

6. Рационально-практическое отношение к мифу.

Для Древней Греции миф был универсальным способом миропонимания. Древний Рим выделил из мифа обряд, право, историю, и сделал их самостоятельными сферами культуры.

В самом же мифе обрядовая сторона имеет большее значение, чем смысловая. Этим объясняется и долгий период неразработанности и архаичности мифа в Древнем Риме: изначально существовали духи-покровители (лары, пенаты, духи предков или видов деятельности). Лишь после завоевания Греции римляне переняли греческий пантеон, переименовали богов, но не восприняли ту образно-поэтическую мифологию («шумное и веселое население Олимпа»), которая прославила греков. Больше того, греческая фантазия и восторженность оценивалась римлянами скептически. Вергилий замечает:

«Наши поля не были вспаханы быками, выдыхавшими пламя из ноздрей; их никогда не засевали зубами чудовищной гидры и никогда на нашей земле не произрастали внезапно готовые воины со шлемами и копьями…

Много, как видно чудес и вымыслов всяких ужасных

Есть у Гомера в стихах: циклоп Полифем

в целых 200 ростом ступеней,

А затем его маленький посох,

выше самой высокой из мачт…

Все это выдумки, вздор, галерея картинная только.

Правду сказать, мне и плащ, и раб, и циновка, и кляча

Много полезней, чем всякий мудрец».

Переживание, трепетное «проживание» мифа не сочеталось с римским характером. Очень скоро в Риме появились пародии на греческие мифы – ателланы (например, «Геракл – сборщик податей», где Геракл, осыпаемый насмешками и оскорблениями, ходит по рынкам и собирает налоги).

Подобное рациональное отношение к мифу сочеталось у римлян с удивительной практичностью. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки: правильно, со всеми формальностями совершенный обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося. Человек обязан совершить обряд, а бог обязан его выполнить, в противном случае – человек мог оставить бога без жертвоприношений; все божества завоеванных народов не отрицались, а присоединялись к римскому пантеону; культ был частью политики, а государь – главным жрецом. Вершиной практичности римлян можно назвать строительство грандиозного и великолепного Пантеона - храма, посвященного всем богам сразу.

Рациональность римлян особенно проявилась в развитии науки. Если для Греции наука – творческое осмысление мира, ярче всего выраженное в философии, то для Рима характерен энциклопедический тип знаний, без философии и вопросов о мироздании, но с акцентом на практическое их применение.

7. Утилитарность как принцип культуры.

Римский мир – первый пример цивилизованного общества, понимаемого в плане высших достижений научно-технического развития, поставленных на службу обществу. Именно в Древнем Риме появились благоустроенные города с регулярной застройкой и многоэтажными домами, системы водопровода и канализации, развитая система дорог и мощеные улицы, городские парки, фонтаны и бани, множество сооружений для массовых зрелищ и развлечений. В частной жизни римляне прославились великолепными домами и виллами, роскошными пирами, дорогими украшениями. Практичность, утилитаризм, удобство впервые в истории занимают столь важное место среди приоритетов культуры. И это еще одно отличие Древнего Рима от Древней Греции, подчеркивающее исключительно земной, материальный характер римской культуры. Именно поэтому римская культура не дает примеров глубокой духовности в искусстве, а внешняя сторона затмевает внутреннее содержание. Следует сказать, что и сами римляне понимали, что чрезмерное богатство и комфорт лишают их внутренней силы и развращают: «Свирепей войн полегла на нас роскошь», - писал Ювенал.

Римляне не знали возвышенного стремления к гармонии и совершенству как греки. Достаточно сказать, что образцом гармонии для римлян служил военный лагерь, с его четкой организацией и военной дисциплиной. Примечателен факт, что при основании Рима местные жители сначала построили укрепления, осушили болота и построили канализацию, а после приступили к капитальному строительству храма, т.е. приоритет ценностей определился с самого начала.

8. Представление о личности.

Если у греков не существовало понятие «личность», человек не отделял себя от полиса, то в Древнем Риме существовало слово «individuum», означавшее «то, что не делится, последняя часть общества». Этот нюанс можно считать определяющим для понимания своеобразия римского мира: общество здесь представляло собой множество самостоятельных индивидуумов, живущих своей жизнью, но связанных в единое целое посредством законодательства.

Замечательным примером может служить факт, что первым литературным произведением древних римлян был Календарь Флавия (304 г. до н.э.). Появление календаря означало, что каждый гражданин мог сам определять даты религиозных праздников и обрядов, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д., а значит, сам распоряжаться своей жизнью и своим временем. В это же время (280 г.до н.э.) появились «Сентенции» Аппия Клавдия – нравственные поучения, одно из которых: «Каждый кузнец своего счастья». В I в. до н.э. была написана и первая автобиография: сочинение бывшего консула Катулла «О моем консульстве и деяниях».

Подобная самостоятельность немыслима в других странах Древнего мира и даже в Древней Греции. Именно поэтому культуру Древнего Рима следует рассматривать как непосредственную предшественницу западно-европейской культуры.

Но самым значительным свидетельством о понимании личности служит возникновение в Древнем Риме скульптурного портрета, где отразились главные черты римского человека: воля, целеустремленность, непреклонность, замкнутость в себе и полное отсутствие стремления к идеалу или красоте.

Характерным примером может служить также возникновение пеанов – гимнов, слагавшихся в честь победителей, тогда как в Древней Греции гимны слагались лишь в честь богов.

С завоеванием эллинистического Востока изменились и суровые традиции римской республики: в центре внимания оказались радости личного бытия, наслаждения, ученый досуг среди книг и т.д. Времена больших исторических эпопей и героизма миновали, им на смену пришла элитарная поэзия для знатоков и ценителей (школа «неотериков», Катулл). Индивидуализм все больше проявлялся через дистанцирование от общества, в том числе и в гедонизме, себялюбии, изнеженности, развращенности.

9. Брутальный характер римской культуры.

Ощущение римского гражданина повелителем мира определило и его морально-этические представления. Особенно это проявилось в понимании любви. Для римлянина любви как духовного самопожертвования не существовало; любовь в понимании римлян - непристойность, понижение статуса, зависимость.

Несентиментальность – вот принцип римского гражданина; сострадание, самоотверженность расценивались как моральный порок: «Эмоции присущи старухам и глупым женщинам», - писал Сенека. Любовь в браке расценивалась как разврат (римский брак заключался простым пожатием рук и имел целью только продолжение рода). Плавт писал, что любовь – табу для матроны, ее задача – чистота рода; любовная история грозила ей ссылкой или смертью. Любовь гетеры на сцене была бы освистана, а автора отправили бы в ссылку. Когда Публий Овидий Назон сказал: «Я не желаю услуги от женщины», и воспел взаимность, Август сослал его в ссылку, где тот и умер через 18 лет.

Единственная модель римской сексуальности - владычество. Насилие над тем, у кого ниже статус – норма поведения, а наслаждение, доставляемое кому-либо, расценивалось как рабская услуга. Римская модель любовных отношений проявлялась в виде оргий, словесных непристойностей, покорности рабов и целомудрия матрон (при этом супружеская верность объяснялась не чувством привязанности к супругу, а осознанием непорочности рода).

Другим проявлением римской моральной вседозволенности являлись публичные зрелища и развлечения. Гладиаторские бои и расправы над животными приучали римлян к виду крови. Когда Цезарь устроил сражение, в котором участвовали 500 воинов и 500 слонов, зрители жалели умиравших слонов, а при императоре Траяне в 107 г. во время праздников за несколько дней было убито 11 тыс. животных. Римляне вокруг арены были подобны богам, решавшим, кому жить, кому – умирать. Бои гладиаторов – символ власти над всем варварским миром. Жестокость и безжалостность не порицались, а считались достоинством римлянина.

Парадоксальная ситуация произошла с римской культурой: римский гражданин, повелитель мира оказался одиноким, не знающим надежды: «Нет в мире более мрачного животного, чем человек», - писал Сенека. Презрение к любви, жестокость и отсутствие моральных запретов сделали Рим уязвимым и безоружным перед неизвестным для римлян чувством – любовью. И именно любовь и надежда, которую принесло христианство, стали той силой, которая разрушила Древний Рим.

На территории Апеннинского полуострова в 1 тыс. до н. э. этрусская цивилизация стала предшественницей Римской. Этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок – были характерны для этрусской цивилизации.

Этрускам принадлежит изобретение римских цифр и латинского алфавита. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, способы гадания. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, форма дома с атрием - внутренним двориком - и т. д. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.

Уже в раннюю эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между различными жрецами, объединенными в коллегии.

Существовали особые коллегии жрецов- предсказателей: авгуры гадали по полету птиц, гаруспики - по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламнины обслуживали культы определенных богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме - не особая каста, а выборные должностные лица.

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н. э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого (534/533- 510/509 до н. э.). Рим стал аристократической рабовладельческой республикой.
В эпоху ранней Республики (конец VI - начало III вв. до н.э.) Риму удалось подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начали распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходила замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же была введена и медная монета по греческому образцу.

В связи с необходимостью идеологического обоснования широкомасштабных завоевательных войн в эпоху поздней Республики (начало III - конец 1 вв. до н.э.) формировалось особое отношение к Риму как носителю предначертанной богами миссии владыки мира. В соответствии с этим римский народ считался избранным, наделенным особыми добродетелями: мужеством, верностью, стойкостью. Идеальный римский гражданин гордится своей принадлежностью к избранному народу, и в мирное время, и в дни войны с готовностью служит общему делу - республике.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм многих ее сторон.

Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Происходиkj отождествление римских богов с греческими: Юпитера - с Зевсом, Нептуна - с Посейдоном, Марса - с Аресом, Минервы - с Афиной, Цереры - с Деметрой, Венеры - с Афродитой, Вулкана - с Гефестом, Меркурия - с Гермесом, Дианы - с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н. э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее), как божество входа и выхода, а затем - всякого начала. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Практическим целям было подчинено и римское образование. Во II-I вв. до н. э. в Риме утвердилась греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Математические науки отошли на второй план, уступив место юридическим, языки и литература изучались в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделялось примерам достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики заменялись более практичным обучением верховой езде, фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделялось не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.
Наряду с народным италийским творчеством (культовые, обрядовые, свадебные и другие песни) на становление и развитие римской литературы сильное воздействие оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник (III в. до н. э.), переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера.

Арендный блок

Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс отживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой социальной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов.

Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов. Одним из основополагающих культурных явлений III-I вв. до н. э., без сомнения, следует считать эллинизацию местного населения на восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев, который хлынул на завоеванные земли. Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение. Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей. На Ближнем Востоке в богатых семьях правилом хорошего тона было воспитывать детей в эллинском духе. Результаты не заставили себя долго ждать: среди эллинистических мыслителей, писателей, ученых мы встречаем немало выходцев из стран Востока.

Вместе с тем, местная культура Ближнего Востока имела собственные традиции, причем в ряде стран (Египет, Вавилония) они были значительно более древними, чем греческие. Неизбежен был синтез греческих и восточных культурных начал. В этом процессе греки были активной стороной, чему способствовал более высокий социальный статус греко-македонских завоевателей по сравнению с положением местного населения, которое оказывалось в роли воспринимающей, пассивной стороны. Образ жизни, приемы градостроительства, «стандарты» литературы и искусства – все это на землях бывшей персидской державы выстраивалось теперь по греческим образцам. Обратное влияние – восточной культуры на греческую – в эпоху эллинизма менее заметно, хотя оно тоже было немалым. Но проявлялось оно на уровне общественного сознания и даже подсознания, в основном в сфере религии.

Важным фактором развития эллинистической культуры было изменение политической ситуации. Жизнь новой эпохи определялась не множеством враждующих полисов, а несколькими крупными державами. Эти государства различались, в сущности, лишь правящими династиями, а в цивилизационном, культурном, языковом плане представляли собой единство. Такие условия способствовали распространению элементов культуры по всему эллинистическому миру. Эпоха эллинизма отличалась большой мобильностью населения, но особенно это было характерно для «интеллигенции».

Если греческая культура прежних эпох была полисной, а восточных государств во многом локальной из-за слабых контактов, то в эпоху эллинизма впервые можно говорить о складывании единой мировой культуры.

Еще одним весьма значимым фактором культурной жизни эпохи эллинизма была активная государственная поддержка культуры. Богатые монархи не жалели средств на культурные цели. Стремясь прослыть просвещенными людьми, снискать славу в греческом мире, они приглашали к своим дворам знаменитых ученых, мыслителей, поэтов, художников, ораторов и щедро финансировали их деятельность. Безусловно, это не могло не придавать эллинистической культуре в известной степени «придворный» характер. Интеллектуальная элита ориентировалась теперь на своих «благодетелей» – царей и их окружение. Культуру эпохи эллинизма характеризует ряд черт, которые показались бы неприемлемыми свободному и политически сознательному греку из полиса классической эпохи: резкое уменьшение внимания общественно-политической проблематике в литературе, искусстве и философии, порой неприкрытое подобострастие по отношению к власть имущим, «куртуазность», зачастую становившиеся самоцелью.

Птолемей I открыл в начале III в. до н. э. в своей столице Александрии центр всех видов культурной деятельности, особенно литературной и научной, – Мусей (или Музей). Непосредственным инициатором создания Мусея был философ Деметрий Фалерский. Мусей представлял собой комплекс помещений для жизни и работы ученых и писателей, которых приглашали в Александрию со всех концов греческого мира. Помимо спален, столовой, садов и галерей для отдыха и прогулок, он включал в себя также «аудитории» для чтения лекций, «лаборатории» для научных занятий, зоосад, ботанический сад, обсерваторию и, конечно же, библиотеку. Гордость Птолемеев, Александрийская библиотека была крупнейшим книгохранилищем античного мира. К концу эпохи эллинизма в ней насчитывалось около 700 тысяч папирусных свитков. Главой библиотеки назначался обычно известный ученый или писатель (в разное время эту должность занимали поэт Каллимах, географ Эратосфен и др.). Цари Египта ревностно заботились о том, чтобы по возможности все книжные «новинки» попадали к ним в руки. Был издан указ, согласно которому с кораблей, прибывавших в александрийскую гавань, изымались все имевшиеся там книги. С них делали копии, которые и отдавали владельцам, а оригиналы оставляли в Александрийской библиотеке.

Когда составлением библиотеки активно занялись также цари Пергама, Птолемеи, опасаясь конкуренции, запретили экспорт папируса за пределы Египта. Чтобы преодолеть возникший кризис с писчим материалом, в Пергаме был изобретен пергамент – особым образом обработанная телячья кожа. Книги из пергамента имели уже привычную нам форму кодекса. Однако, несмотря на все старания царей Пергама, их библиотека уступала Александрийской (в ней было около 200 тысяч книг).

Создание крупных библиотек знаменовало собой еще одну новую реальность эллинистической культуры. Если культурная жизнь полисной эпохи во многом определялась устным восприятием информации, что способствовало развитию в классической Греции ораторского искусства, то теперь много информации распространяется письменным путем. Литературные произведения создаются уже не для декламации в общественном месте, не для чтения вслух, а для чтения в узком кругу или просто наедине с собой (скорее всего, именно в эпоху эллинизма впервые в истории возникла практика чтения «про себя»). Ораторы же блистали красноречием преимущественно при дворах могущественных владык. Их речи теперь характеризовали не гражданский пафос и сила убеждения, а вычурность и холодность стиля, техническое совершенство, когда форма преобладает над содержанием.

Для определения минералов без сложных приборов и трудоемких химических методов используют их диагностические свойства. Диагностическими свойствами называют простейшие физические и химические свойства, по которым минерал определяют на глаз (визуально).

Тесты психологические. Тестирование персонала

Тесты на личностные качества. При тестировании персонала применяемая батарея тестов. Основные виды валидности тестов. Надежность теста. Конструктивная валидность

Экологические факторы

Биотические факторы Антропогенные факторы Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие.

Определение и теоретическая концепция эксперимента как метода исследования в Психолингвистике

Эксперимент не является единственно возможным методом психолингвистического исследования. Психолингвистика использует и экспериментальный материал, и методы наблюдения, которыми располагает традиционная лингвистика, однако использует их в более широком контексте.

- 46.87 Кб

Введение.

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Греческая цивилизация

Не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Однако наблюдается необычайно быстрый расцвет греческой цивилизации.

Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" - VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства - первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.

В культурном развитии эллинистического мира обнаруживаются те же главные черты, которые характеризуют эллинистическую экономику, социальные отношения и политическое устройство. С одной стороны, в этой культуре выступают некоторые общие элементы, определённый культурный комплекс, свойственный и греческим полисам Балканского полуострова, и городам Малой Азии, и большим восточным эллинистическим государствам, и греческим поселениям в Средней Азии или далёкой Индии; с другой - в религии, литературе или искусстве развиваются своеобразные черты, направления и школы, отражающие особые условия и ход исторического развития каждой данной страны.

Цель данной работы – показать, что местные древние культуры в странах, которые попали под власть македонян и греков, и в соседних с эллинистическими государствами областях оказались очень устойчивыми и продолжали развиваться, испытывая в той или иной мере влияние эллинской культуры и, в свою очередь, воздействуя на неё.

  1. Особенности и общие черты эллинистической культуры.

Эллинистическая культура,как термин, имеет два смысловых значения: хронологическое - культура эпохи эллинизма и типологическое - культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов. Типологическое понимание приводит к расширению хронологических и географических рамок вплоть до включения в понятие «эллинистическая культура» всей культуры античного мира от времени походов Александра Македонского (4 в. до н. э.) до падения Римской империи (5 в. н. э.).

Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене - округе земель, в которых жил человек эллинистической эпохи. Если некоторое время назад человек ощущал себя прежде всего жителем небольшого полиса в Греции или деревенской общины на Переднем Востоке, то в эпоху эллинизма усилилось перемещение и смешение населения, раздвинулись узкие рамки и житель не только крупных держав Селевкидов, Птолемеев, Македонии или Пергама, но и небольших греческих полисов почувствовал, что он не только член своего города или общины, где родился, но и более крупного территориального объединения и в определенной степени всего эллинистического мира.

Расширение окружающего человека мира, знакомство с новыми условиями жизни и местными, часто очень древними традициями обогащало умственный кругозор, усиливало творческое начало каждого человека, создавало благоприятные условия для развития культуры.

В период эллинизма наблюдается развитие хозяйства, рост общественного и личного богатства социальных слоев и отдельных людей. Эллинистические общества располагали большими материальными возможностями, и часть средств могла быть затрачена на финансирование культуры.

Социальная структура эллинистического общества, предполагала сочетание рабовладения полисного типа и древневосточных общественных отношений, многообразие социальных и классовых противоречий, нестабильность социальной системы эллинизма в целом создавали особую общественную атмосферу, комплекс различных взаимоотношений общественных групп и слоев, которые воплощались в различных идеологических системах, по-разному проявлялись в философии и науке, архитектуре и скульптуре или литературе.

Изменилась и роль государства в сфере культуры по сравнению с классическим временем. Эллинистические монархии, располагавшие огромными материальными ресурсами, разветвленным центральным и местным аппаратом, выработали определенную политику в области культуры, сделали попытку направить процесс культурного творчества в нужное им русло. Особое внимание было уделено превращению столиц, резиденций эллинистических правителей и их центрального аппарата в мощные культурные центры не только своей державы, но и всего эллинистического мира. К царским дворам приглашали крупных ученых из разных уголков эллинистического мира, получавших содержание из государственных средств и ведущих научную работу. Такие коллективы ученых сложились в Антиохии на Оронте, Пергаме, Сиракузах, Афинах, на Родосе и других городах, но наиболее крупный находился в Александрии при царском дворе Птолемеев.

Важным фактором активного развития эллинистической культуры было взаимодействие традиций собственно эллинской и древневосточной культур. Синтез греческих и древневосточных начал дал особенно богатые результаты в области мировоззрения и философии, науки и религии. Признанным языком был греческий в форме общегреческого языка койне, на котором общались все образованные слои эллинистического общества, создавалась эллинистическая литература. На греческом языке говорили и писали не только греки, но и воспринявшие греческую культуру образованные люди из местных народностей. Греческий облик эллинистической культуры определялся также и тем, что решающий вклад в создание большинства культурных ценностей внесли именно греки (представителей местных народов нам известно мало), а развитие большинства отраслей культуры (кроме, возможно, религии) определялось тем, что создали греки в классический период V-IV вв. до н. э. (градостроительство, архитектура, скульптура, философия, театр и др.). Эллинистическая культура является закономерным продолжением тех направлений, жанров, круга идей и представлений, которые сложились в Греции в V-IV вв. до н. э.

Сложившаяся на всей территории эллинистического мира культура не была единообразной. В каждой области она формировалась путём взаимодействия местных, наиболее устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесённой завоевателями и переселенцами - греками и «негреками». Формы синтеза так же определялись воздействием многих конкретных обстоятельств: численным соотношением различных этнических групп (местных и пришлых), уровнем их экономики и культуры, социальной организацией, политической обстановкой и т. д. Даже при сопоставлении крупных эллинистических городов (Александрии, Антиохии на Оронте, Пергама и т. д.), где греко-македонское население играло ведущую роль, отчётливо видны особые, характерные для каждого города черты культурной жизни; ещё яснее проступают они во внутренних областях эллинистических государств (например, в Фиваиде, Вавилонии, Фракии). Однако, всем местным вариантам эллинистической культуры свойственны некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей территории эллинистического мира, с другой - обязательным участием в синтезе элементов греческой культуры. Образование эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой городов способствовало возникновению новых правовых отношений, нового социально- психологического облика человека и общества, нового содержания его идеологии. Напряжённая политическая обстановка, непрерывные военные конфликты между государствами и социальные движения внутри них также наложили существенный отпечаток на эллинистическую культуры. В ней более отчетливо, чем в классической греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества и городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные традиции.

  1. Религия и философия.

В религиозных верованиях народностей Восточного Средиземноморья ясно отразились черты социальной психологии. Для эллинистической эпохи характерно повышение роли религии во всем укладе общественной и культурной жизни по сравнению с V-TV вв. до н. э. Расселившиеся по всему Ближнему Востоку греки и македоняне принесли на новую родину свои исконные культы олимпийских божеств, которым они поклонялись. Однако на новых местах традиционные греческие боги подверглись серьезной трансформации как под влиянием новых условий жизни среди коренного восточного населения, так и под воздействием более разработанных и древних восточных религиозных систем. Наиболее характерной чертой эллинистической религии и мифологии является синкретизм, в котором восточное наследие играло огромную роль. С падением значения независимого полиса его культы перестали удовлетворять духовные потребности народных масс: греческие боги не были ни всемогущи, ни милосердны; им не было дела до страстей и бедствий человеческих. Философы и поэты пытались переосмыслить древние мифы, придать им нравственную ценность. Но философские построения оставались достоянием лишь образованных слоев общества. Восточные религии оказались более притягательными не только для основного населения эллинистических государств, но и для переселившихся туда греков. Во многих случаях, даже когда божества носили имена греческих богов, сам культ был совсем не греческим.

Интерес населения Восточного Средиземноморья к новым культам вызывался желанием найти богов наиболее могущественных и заручиться их покровительством.

С этим же была связала и множественность культов в эллинистических государствах. Эллинистические, цари стремились объединить культы греческие и восточные, чтобы иметь идеологическую опору в разных слоях населения; кроме того, они поддерживали многие местные храмы и храмовые организации по политическим соображениям. Характерным для религиозного синкретизма является не только совмещение функций греческих и восточных черт в системе традиционных греческих или древневосточных богов, но и появление синкретических новых божеств. Наиболее ярким примером является культ Сараписа в Египте, разработанный как греческими, так и египетскими жрецами по указанию царствующего правителя. Птолемей Лаг, желая создать новый культ, который бы удовлетворял религиозной потребности как эллинов, так и местного населения, поручил его разработку гелиопольскому жрецу Манефону и элевсинскому жрецу Тимофею. Новый культ греко-египетского божества создавался на основе культа Осириса-Аписа, почитаемого при мемфисском храме, с элементами олимпийских богов Плутона, Зевса и Диониса. Под именем Осораписа, трансформировавшегося в Сараписа, новое божество было объявлено верховным богом эллинов и египтян, широко распространялось во всех внеегипетских владениях Птолемеев, а затем проникло на территорию Малой Азии и Балканской Греции. В образе Сараписа стали почитать единое верховное божество, тем самым удовлетворялась потребность в вере в единого бога, тяга к монотеизму, которая была особенно велика в ряде восточных стран, например в Иудее. Среди греческого населения получают признание и поклонение восточные культы Великой Матери Богов, но особую популярность приобрела египетская богиня Исида.

Культ Сараписа и Исиды (считавшейся его женой) распространился далеко за пределы Египта. Во многих странах почитались одно из древнейших малоазиатских божеств - Кибела (Великая матерь), месопотамская богиня Нанай, иранская Анахита. В эллинистическое время начинается распространение культа иранского солнечного бога Митры, который особенно почитаемым станет в первые века нашей эры(Следует заметить, что митраизм, распространившийся в дальнейшем по Средиземноморью, кроме имени божества имел мало общего с культом индоиранского Митры; круг идей и мифов митраизма надо скорее искать и Малой Азии и соседних странах.).

Восточные культы в греческих городах часто появлялись сначала как неофициальные: алтари, святилища воздвигались отдельными лицами и товариществами. Затем полис особыми декретами делал общественными наиболее распространенные культы, жрецы их становились должностными лицами полиса. Из греческих, божеств в восточных областях наиболее популярны были Геракл, олицетворение физической силы и могущества (статуэтки, изображающие Геракла, найдены во многих городах, в том числе в Селевкии на Тигре), и Дионис, образ которого к этому времени значительно трансформировался. Главным содержанием мифа о Дионисе становятся рассказы о его смерти и воскрешении его Зевсом. Согласно учению почитателей Диониса - орфиков, Дионис сначала был рожден Персефоной под именем Загрея; Загрей погиб, растерзанный титанами. Затем Дионис воскрес уже под своим именем как сын Зевса и Семелы.

Период эллинизма был периодом оживления местных культов божеств-покровителей деревень.

Часто такое божество носило имя какого-либо из важнейших богов (Зевса, Аполлона, Артемиды) и локальный эпитет (по названию местности). Но и в сельских поселениях, как и в городах, встречаются посвящения сразу многим богам.

В неспокойной общественной и политической обстановке эллинистического мира, в котором рушились и воздвигались царства, уничтожались и перемещались обширные массы населения, происходили глубокие перемены в жизни, политические потрясения, люди начинают обожествлять Судьбу - Удачу в качестве богини Фортуны, приносящей счастье, славу и богатство. Были обожествлены такие понятия, как Добродетель, Здоровье, Счастье, Гордость. Одной из особенностей религиозных поисков эллинизма является обожествление царствующего монарха. Маленький подданный нередко рассматривал могущественного владыку огромной державы как сверхчеловека, близкого богам, как часть божественного мира. Сами эллинистические правители, стремясь идеологически обосновать и укрепить свое Господство, сплотить свои многонациональные государства, активно внедряют свой культ среди подвластного им населения. Правители Египта, Селевкиды и ряд других эллинистических монархов принимают божественные эпитеты Сотер (спаситель), Эпифан (явленный), Эвергет (благодетель) и др.

Описание работы

Цель данной работы – показать, что местные древние культуры в странах, которые попали под власть македонян и греков, и в соседних с эллинистическими государствами областях оказались очень устойчивыми и продолжали развиваться, испытывая в той или иной мере влияние эллинской культуры и, в свою очередь, воздействуя на неё.

Введение

Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356–323 до н.э.) – сына Филиппа II, подчинившего Грецию. В результате похода (334–324 до н.э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма (323–27 до н.э.) – эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).


1. Сущность эллинизма

1.1 Основные черты эллинизма

Что же такое эллинизм, каковы его характерные черты? Эллинизм стал насильственным (т.е. достигнутым в результате ожесточенных войн) объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в своей социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого (если исходить из особенностей Греции V–IV вв. до н.э.), так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры и представляли сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизаций, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.

Как синтез греческих и восточных элементов эллинизм вырастал из двух корней, из исторического развития, с одной стороны, древнегреческого общества и прежде всего из кризиса греческого полиса, с другой – он вырастал из древневосточных обществ, из разложения его консервативной, малоподвижной общественной структуры. Греческий полис, обеспечивший экономический подъем Греции, создание динамичной социальной структуры, зрелое республиканское устройство, включая разные формы демократии, создание замечательной культуры, в конце концов исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического прогресса. На фоне постоянной напряженности в отношениях между классами развернулась острая социальная борьба между олигархией и демократическими кругами гражданства, которая вела к тирании и взаимоуничтожению. Раздробленная на несколько сотен мелких полисов небольшая по территории Эллада стала ареной непрерывных войн между коалициями отдельных городов-государств, которые то объединялись, то распадались. Исторически необходимым для дальнейших судеб греческого мира представлялось прекращение внутренних беспорядков, объединение мелких враждующих между собой независимых полисов в рамках крупного государственного образования с твердой центральной властью, которая бы обеспечила внутренний порядок, внешнюю безопасность и тем самым возможность дальнейшего развития.

Другой основой эллинизма стал кризис древневосточных общественно-политических структур. К середине IV в. до н.э. древневосточный мир, объединенный (кроме Индии и Китая) в рамках Персидской империи, также переживал серьезный общественно-политический кризис. Застойная консервативная экономика не позволяла освоить обширные пространства пустующих земель. Персидские цари не возводили новых городов, уделяли слабое внимание торговле, в подвалах их дворцов лежали огромные запасы валютного металла, которые не пускались в оборот. Традиционные общинные структуры в наиболее развитых частях Персидской державы – Финикии, Сирии, Вавилонии, Малой Азии – разлагались, и частные хозяйства как более динамичные производственные ячейки получили некоторое распространение, но этот процесс шел медленно и болезненно. С политической точки зрения Персидская монархия к середине IV в. до н.э. представляла собой рыхлое образование, связи центральной власти и местных правителей ослабли, а сепаратизм отдельных частей стал обычным явлением.

Если Греция середины IV в. до н.э. страдала от излишней активности внутриполитической жизни, перенаселенности, ограниченности ресурсов, то Персидская монархия, напротив, от застойности, слабого использования огромных потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. Таким образом, на очередь дня вставала задача некоего объединения, своеобразного синтеза этих различных, но могущих дополнить друг друга социально-экономических и политических систем. И этим синтезом стали эллинистические общества и государства, образовавшиеся после распада державы Александра Македонского.

Какие сферы жизни охватил синтез греческих и восточных элементов? По этому вопросу в научной литературе существуют различные точки зрения. Одними учеными (И. Дройзен, В. Тарн, М.И. Ростовцев) синтез восточных и греческих начал понимается в плане объединения некоторых элементов культуры и религии или, самое большее, как взаимодействие греческих и восточных начал в области политических учреждений, культуры и религии. В отечественной историографии эллинизм понимается как сочетание и взаимодействие греческих и восточных элементов в области экономики, классово-социальных отношений, политических учреждений, культуры и религии, т.е. во всех областях жизни, производства и культуры. Эллинизм стал новым и более прогрессивным этапом в судьбах древнегреческого и древневосточного общества в обширном регионе Восточной половины Средиземноморья и Передней Азии. Синтез древнегреческих и древневосточных начал в каждом регионе эллинистического мира, в каждом эллинистическом государстве был неодинаковым по степени своей интенсивности и роли участвующих в нем элементов. В одних государствах и обществах превалировали греческие начала, в других – восточные, в третьих их соотношение было более или менее равномерным. К тому же этот синтез в одних странах охватил больше одни элементы, например общественные структуры, в других – политические учреждения, в третьих – сферу культуры или религии. Различная степень сочетания греческих и восточных начал зависела от конкретно-исторических особенностей существования тех или иных эллинистических обществ и государств.


1.2 Географические рамки эллинистического мира

В его состав включаются мелкие и крупные по территории государственные образования от Сицилии и Южной Италии на западе до Северо-Западной Индий на востоке, от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Иначе говоря, в состав эллинистического мира вошла территория классической Греции (включая Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток, т.е. Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая). В рамках этой обширной географической зоны можно выделить четыре региона, имеющих ряд общих признаков как географического, так и исторического порядка, известную общность общественного и культурного развития: I) Египет и Ближний Восток (Восточное Средиземноморье, Сирия, Армения, Вавилония, большая часть Малой Азии), 2) Средний Восток (Иран, Средняя Азия, северо-западная часть Индии), 3) Балканская Греция, Македония и западная часть Малой Азии (Пергам), 4) Великая Греция и Причерноморье (рис. 1). Наиболее характерные черты эллинизма как синтеза греческих и восточных начал во всех областях жизни, производства и культуры проявились в Египте и на Ближнем Востоке, так что этот регион может рассматриваться как район классического эллинизма .

В других регионах было больше социально-экономических, политических и культурных отличий от классического эллинизма Ближнего Востока. В частности, в двух последних регионах, а именно в Балканской Греции и Македонии, Великой Греции и Причерноморье, т.е. на территории собственно Древней Греции, синтеза древнегреческих и древневосточных начал не существовало. Историческое развитие в этих областях проходило на одной основе, а именно основе древнегреческой цивилизации как таковой. Тем не менее, и эти регионы стали частью эллинизма по нескольким причинам. Прежде всего, они входили в общую систему эллинистических государств как определенного социально-экономического, политического и культурного целого. Эмигрировавшие из Эллады, Македонии и других областей греческого мира эллины и македоняне как воины (они составляли костяк армий эллинистических правителей), как администраторы (государственный аппарат в центре и частично на местах комплектовался из них), как граждане многочисленных греческих городов, основанных в разных частях эллинистического мира, стали играть крупную роль в жизни новых обществ и государств.


2. Подъем материальной и духовной культуры

2.1 Развитие материальной культуры

В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (ок. 287–212 до н.э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину

для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. В то же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировав множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук – математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365–300 до н.э.) создал элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 320 –250 до н.э.) достаточно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (ок. 320–250 до н.э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190 – 125 до н.э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н.э.) создал прообраз паровой турбины.