Вьетнамские имена. Вьетнамский язык: женские имена. Отрывок, характеризующий Вьетнамское имя

Перл-Харбор – в переводе с английского «Жемчужная гавань» — так романтично называется ныне действующая американская военно-морская гавань в штате Гавайи.

Именно нападение на нее 7 декабря 1941 года в 7.55 было причиной вступления во Соединенных Штатов.

Нападение на военно-морскую базу Перл-Харбор

Ранним декабрьским воскресным утром 1941 года Перл-Харбор был относительно малолюден – часть солдат была в отпуске, на базе оставался минимальный контингент. Нападения не ожидал никто. Радары обнаружили японские штурмовики, летящие по направлению к базе. Но их ошибочно приняли за свои самолеты, возвращающиеся с маневров. Этим же утром американским эсминцем была обнаружена японская подводная лодка, которая пыталась проникнуть в Гавань.

Японцы рассчитывали на внезапность атаки и их ожидания полностью оправдались. Примерно через час после нападения весь тихоокеанский флот США превратился практически в металлолом.

Эта неожиданная атака вызвала шок, как у правительства США, так и у простых американцев. 8 декабря президент США выступил с обращением к нации, в котором сказал, что дата 7 декабря 1941 года останется позорной страницей в истории Америки. Президент призвал Конгресс объявить войну Японии. Так, одним махом, японцы поменяли позицию большинства американских граждан о роли своей страны в мировых событиях с изоляционистской на военно-патриотическую.

Подготовка Японии к этой атаке началась задолго – примерно за полгода до предстоящих событий. Выбор именно этой базы был неслучаен. Японии было необходимо господство в Тихом океане. Она нуждалась в природных ресурсах, особенно в нефти, для расширения своего влияния в регионе. Американский же флот воспринимался как препятствие для доступа к нефтяным месторождениям в Яве.

Вторжение Японии

В 1931 году японцы успешно вторглись в Маньчжурию, а в 1937 году — в Китай. Антипатия Японии к Америке зрела уже давно. Оккупация США Филиппин во время испано-американской войны и отказ Америки признать власть Японии в оккупированном Китае вызвали у Японии возмущение. Дабы американцы не помешали дальнейшим захватническим планам Японии, императорские войска решили нанести упреждающий удар на поражение.

Перл-Харбор расположен на южном побережье острова Оаху. В то время размеры военно-морской базы составляли примерно 22000 акров. Командование флотом осуществлял адмирал Э. Киммел, который вследствие этих событий был понижен в должности и подал в отставку. А затем, в течение последующих лет, неоднократно давал показания по поводу нападения японцев. В итоге сначала с него сняли все обвинения в произошедшем, но потом решили, что он, как руководитель высшего звена, не проявил должной проницательности и не организовал патрулирование базы.

В оправдание адмирала защитой представлялся и тот факт, что эффективная криптография и успешный криптоанализ были слишком неразвиты. Криптоаналитика была недофинансирована, роль ее была недооценена. Специалистам в этой области был дан приказ сосредоточиться на японском дипломатическом трафике, а не на военно-морских сообщениях. Если бы ракурс внимания сместился в этой области на военную тему, таких ужасающих потерь американцы бы не понесли.

Потери были катастрофичны

На рассвете 33 японских корабля запустили в атаку 360 штурмовиков. Командовал операцией вице-адмирал Тюити Нагумо. Впоследствии он, в отличие от своего американского коллеги, адмирала Киммела, который, оправдываясь,прожил достаточно долго после Перл-Харбора, не пожелал принимать свое поражение в битве при Сайпан в 1944 году и предпочел застрелиться.

Как только японские бомбардировщики увидели остров, они разделились на две группы. Одна, на низкой высоте, полетела непосредственно над островом, а другая, обогнув остров над водой, подлетела к базе с юга. Через два часа после начала операции американская база была полностью разгромлена – затонуло или было повреждено 18 кораблей, уничтожено 170 самолетов, убито 3700 человек. Потери японцев были минимальны.
Успех операции определялся не только высокой секретностью этой операции, но и тщательностью подготовки.

Считалось, что Перл Харбор неуязвим для торпед – вокруг него была слишком мелководная зона глубиной в 45 футов, когда для торпедной атаки требовалось все 75. Но японцы разработали специальные мелководные торпеды для этой операции. Основными мишенями императорских войск были авианосцы и линкоры, которые находились среди 92 морских судов на якоре в гавани. С данными, собранными и сообщенными японскими шпионами на Оаху и Мауи, японское адмиралтейство знало расположение и количество судов каждого типа в гавани. Но среди них не оказалось двух авианосцев, которые в момент нападения были в сотне миль от базы.

Тактическим просчетом японцев было и то, что они оставили целыми судоремонтые верфи. Благодаря им началось активное восстановление тихоокеанского флота США. Но это было позже. В декабре же 1941 года сюрпризы для мирового сообщества и американцев в частности нападением на Перл Харбор не окончились.

В тот же день американские корабли были атакованы в открытом море между Сан-Франциско и Гонолулу. В следующие недели японскими бомбардировщиками подверглись атаке американские базы в Гонконге, на острове Гуам, Мидуэй, Филиппинских островах. Ошеломительный успех проводимых операций заставил японцев поверить в собственную непобедимость. Военные же эксперты отмечали точность, изысканность и продуманность японской операции.

Восстановление флота

Как ни странно, «позорный день» обернулся несомненной пользой для флота США: в течение полугода тихоокеанский флот был не только восстановлен, но и значительно укреплен и модернизирован. Это стоило 2000 часов под водой и более 5000 погружений. Со дна были извлечены вещи, документы, боеприпасы, подняты на сушу человеческие останки. Удалось восстановить все корабли, кроме линкора «Аризона» и корабля-мишени «Юты». Их корпуса до сих пор покоятся в бухте.

Более миллиона американцев ежегодно посещают затопленный корабль «Аризона», над корпусом которого соорудили мемориал. Они возлагают цветы, читают имена погибших моряков и наблюдают как медленно, капля за каплей, сочатся радужные пятна масла, вытекая из недр корабля, разорванного японскими бомбами более 70 лет назад.

Разгром американского Тихоокеанского флота, базировавшегося в Перл-Харбор, 7 декабря 1941 года и сегодня остаётся одной из самых болезненных тем в истории Соединённых Штатов.

Масштабная атака японских сил привела к уничтожению 4 американских линкоров, трёх крейсеров, трёх эсминцев, около 250 самолётов; более 2400 американских военных были убиты.

Нападение на Перл-Харбор произошло без объявления войны, американский флот к его отражению оказался совершенно не готов, что привело к серьёзному поражению.

Президент США Франклин Рузвельт назвал 7 декабря 1941 года днём, «который войдёт в историю как символ позора», и потребовал от Конгресса объявить войну Японии. Это требование было немедленно исполнено.

На протяжении всей войны над американцами довлела идея «мести за Перл-Харбор». Мстили и тем, кто непосредственно был виновен в нападении, и тем, кто был совершенно к нему непричастен. Даже атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки некоторые рассматривали как отмщение за унижение 7 декабря 1941-го.

Ликвидировать адмирала

Среди тех, на кого американские мстители охотились персонально, под номером один стоял главнокомандующий Объединённым флотом Японской империи во время Второй мировой войны адмирал Исороку Ямамото.

В апреле 1943 года американская разведка в ходе операции «Мэджик» сумела перехватить и расшифровать информацию о планах, касающихся поездок адмирала Ямамото. Это позволило подготовить специальную операцию по ликвидации японского главнокомандующего.

Добро на проведение данной акции дал лично президент США Рузвельт, попросивший министра военно-морских сил Фрэнка Нокса «достать Ямамото».

Парадоксально, но человек, ставший для американцев «мишенью номер один», был одним из наиболее яростных и последовательных противников войны с США.

В 1904 году выпускник японской Академии военно-морского флота попал в самое пекло русско-японской войны. В победном для японцев Цусимском сражении Ямамото был ранен, лишившись двух пальцев левой руки. Ранение не повлияло на его желание продолжить военную службу, однако, возможно, сформировало негативное отношение к военным конфликтам в целом.

«Белая ворона» в среде милитаристов

Ямамото полагал, что все конфликты необходимо решать за столом переговоров. После обучения в Японии он учился в Гарварде, а затем занимал пост военно-морского атташе в посольстве Японии в США.

Он принял участие во второй Лондонской морской конференции в 1930 году в звании контр-адмирала и уже в звании вице-адмирала — в Лондонской мореходной конференции 1934 года.

В то время как в Японии набирали силу милитаристские настроения, Ямамото оставался «белой вороной» — он был противником вторжения в Манчжурию, войны с Китаем, крайне негативно относился к заключению союзнического пакта между нацистской Германией и фашистской Японией.

Позиция Ямамото вызывала крайнее раздражение сторонников войны, которые начали ему открыто угрожать.

«Погибнуть за Императора и за Родину — это наивысшая честь для военного человека. Цветы восходят в поле, где прошёл тяжкий, храбрый бой. И даже под угрозой смерти боец будет вечно верен Императору и его земле. Жизнь и смерть одного человека ничего не значит. Империя превыше всего… Они могут уничтожить моё тело, но они никогда не смогут покорить мою волю», — отвечал на все угрозы Ямамото.

Исороку Ямамато, 1934 г. Фото: Public Domain

В 1939 году его назначили на должность главнокомандующего Объединённым флотом. Назначение это было связано с желанием убрать Ямамото из Токио, где националисты практически открыто угрожали ему смертью.

Главком японского флота предвидел исход войны

Когда в 1941 году решение о предстоящей войне с США было фактически принято, многие полагали, что адмирал Ямамото лишится своей должности, однако этого не произошло.

Его противники знали — адмирал верен присяге и, несмотря на свои взгляды, будет исполнять полученные приказы. Кроме того, на флоте у Ямамото был очень высокий авторитет.

Ямамото действительно исполнил полученный приказ, разработав план нападения на Перл-Харбор. При этом адмирал предвидел и то, как будут развиваться дальнейшие события.

«Я буду неудержимо двигаться вперёд в течение половины или целого года, но я абсолютно не ручаюсь за второй или третий год», — говорил адмирал на вопросы о военных перспективах.

По мнению Ямамото, чтобы победить США, японской армии «нужно маршировать до самого Вашингтона и подписать капитуляцию Америки в Белом доме». «Я сомневаюсь, что наши политики (которые говорят о японо-американской войне с такой беззаботностью) уверены в победе и готовы принести нужные жертвы», — говорил японский адмирал.

Прогноз Ямамото оправдался полностью. После первых месяцев успешного наступления японские силы потеряли инициативу, и их положение в войне стало стремительно ухудшаться. Несмотря на это, главнокомандующий Объединённым флотом продолжал пытаться исправить ситуацию. В успех он не очень верил, но исполнял свой долг.

Охотники и жертва

В феврале 1943 года Япония потерпела поражение в битве за Гуадалканал, что привело к окончательной утрате стратегической инициативы в войне.

Адмирал Ямамото, понимая, что после данной неудачи солдаты и офицеры находятся в тяжёлом психологическом состоянии, принял решение лично провести инспекцию войск южного Тихого океана. Инспеция проходила в апреле 1943 года, и информацию о ней удалось перехватить американским разведчикам.

Американцы узнали, что утром 18 апреля Ямамото полетит из Рабаула на аэродром Баллалае, который расположен на острове Бугенвиль на Соломоновых островах.

Для проведения перехвата была выбрана 339-я истребительная эскадрилья 347-й истребительной группы 13-й Воздушной армии США, так как их машины P-38 «Лайтнинг» имели достаточную дальность полёта. Американские пилоты были уведомлены, что они будут проводить перехват «важного старшего офицера», но не были поставлены в известие об имени их мишени.

Японцы не знали о том, что информация о передвижении главнокомандующего доступна противнику, однако опасались за его безопасность. Адмиралу Ямамото предлагали отменить полёт, но он наотрез отказался. Заняв место рядом с пилотом в бомбардировщике «Бетти», адмирал точно по графику отправился в перелёт дальностью в 319 миль.

С острова Гуадалканал на перехват самолёта с адмиралом должны были вылететь 19 специально оборудованных дополнительными топливными баками P-38. В реальности взлететь смогли 18, затем ещё один вернулся на базу из-за поломки, а ещё два упали в море. Оставшиеся летели на малой высоте и поддерживали радиомолчание почти всё время перелёта на расстояние 430 миль, чтобы не быть обнаруженными.

Исороку Ямамато, 1940 г. Фото: Public Domain

«Киллеры» атакуют

Изначально отряд американских самолётов был разделён на «группу киллеров» и «группу прикрытия». Предполагалось, что в первую из них войдут четыре самолёта, пилоты которых должны любой ценой уничтожить самолёт адмирала Ямамото, в то время как остальные завяжут бой с японскими истребителями прикрытия.

В «группу киллеров» вошли лейтенант Томас Ланфьер, лейтенант Рекс Барбер, лейтенант Джо Мур и лейтенант Джим Макланаган. Однако Мур не взлетел из-за повреждения, а Макланаган вернулся назад из-за неполадок с системой подачи топлива. В «киллеры» срочно перевели лейтенантов Бесби Холмса и Рея Хайна, которые, однако, уступали Муру и Макланагану в мастерстве.

Около 9:30 по времени Токио американские и японские самолёты встретились в небе над островом Бугенвиль. В состав японской группы входили два бомбардировщика «Бетти» (на одном летел сам адмирал Ямамото, на другом — сопровождающие его офицеры) и шесть истребителей прикрытия «Зеро». Основная группа Р-38 связала японские истребители боем, в то время как «киллеры» получили команду атаковать бомбардировщики. Но на самолёте Холмса была обнаружена техническая неисправность, и он вместе с Хайном вышел из боя. В итоге бомбардировщики атаковали двое — Томас Ланфьер и Рекс Барбер.

Свою задачу они выполнили — первый «Бетти» рухнул в джунгли, второй совершил аварийную посадку на воду. Добивать севший самолёт у американцев возможности не было, поскольку необходимо было возвращаться на базу из-за крайнего дефицита топлива.

Непосредственно в ходе нападения американцы потерь не понесли, но при возвращении на базу их перехватили японские истребители. В ходе этой атаки был сбит самолёт несостоявшегося «киллера» Рэя Хайна , который погиб.

Наградить посмертно

В бомбардировщике «Бетти», севшем на воду, выжили трое. Одним из них оказался вице-адмирал Матомэ Угаки , который станет пропагандистом «войны камикадзе». В августе 1945 года адмирал и сам станет лётчиком-смертником, погибнув при атаке на американские корабли в районе Окинавы.

Самолёт, в котором находился адмирал Ямамото, рухнул в джунгли. Спасательный отряд под командованием армейского инженера лейтенанта Хамасуны добрался до места крушения на следующий день. Их тех, кто летел в этом бомбардировщике, не выжил никто. Тело адмирала Ямамото нашли под деревом пристёгнутым к сиденью. Рука погибшего сжимала рукоять катаны — адмирал умер, как подобает истинному воину, с оружием в руках. Экспертиза показала, что Ямамото погиб до момента падения на землю, от пулевых ранений, полученных при обстреле самолёта.

Останки адмирала кремировали, доставили в Японию и похоронили с почестями. Посмертно Исороку Ямамото было присвоено звание «Адмирал флота», а также высшая награда Японии — орден Хризантемы.

Могила Исороку Ямамато в Токио. Фото: Commons.wikimedia.org

«Шкуру» убитого адмирала делили больше полувека

Операция по ликвидации адмирала Ямамото произвела крайне тяжёлое впечатление на японских военных. Считалось, что адмирал, несмотря на всё своё негативное отношение к войне, чуть ли не единственный, кто может эффективно бороться с американцами. Его гибель стала тяжёлым ударом для Японии и подняла боевой дух в армии США.

Участники операции «Месть» получили награды, но между Томасом Ланфьером и Рексом Барбером возник конфликт, который растянулся на три десятка лет. Каждый их лётчиков настаивал, что с адмиралом Ямамото покончил именно он.

Лишь в 1975 году один из японских пилотов, входивших в группу прикрытия, описал точную картину происходившего, после чего стало точно известно, что «Бетти», на котором летел адмирал, сбил Рекс Барбер.

Однако спор продолжился и после этого, и лишь в 2003 году, после исследования обломков сбитого бомбардировщика на предмет трассировки попаданий, уничтожение адмирала Ямамото бесспорно записали на счёт Барбера. Правда, сам лётчик не дожил до этого — он умер в 2001 году в возрасте 84 лет.

Комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок , доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота , на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Пёрл-Харбора на острове Оаху (Гавайские острова), произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года .

Атака состояла из двух авиационных налётов, в которой участвовало 353 самолёта, вылетевших с 6 японских авианосцев. Итогом нападения стало затопление четырёх линейных кораблей ВМС США (два из которых были восстановлены и возвращены к службе в конце войны), ещё четыре были повреждены. Японцы также потопили или повредили три крейсера , три эсминца , 1 минный заградитель ; уничтожили 188-272 самолетов (по разным источникам); человеческие жертвы - 2403 убитых и 1178 раненых. Электростанция, верфь , топливное и торпедное хранилища, пирсы , а также здание главного управления от нападения не пострадали. Японские потери были небольшими: 29 самолётов, 5 малогабаритных подводных лодок вместе с 64 погибшими и 1 взятым в плен военнослужащим .

Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Этой цели удалось достичь только частично, так как современные надводные корабли США - авианосцы - находились в это время в другом месте и не пострадали. Пострадавшие линкоры были устаревших типов, времён Первой мировой войны. К тому же, значение линкоров как основной ударной силы флота в эпоху господства авиации резко снижалось.

В тот же день США объявили войну Японии, тем самым вступив в войну . Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях. 8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединённом заседании обеих палат Конгресса . Президент потребовал с 7 декабря, «дня, который войдёт в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Пёрл-Харбор - "день несмываемого позора США"

Субтитры

Подготовка к войне

Нападение на Пёрл-Харбор было призвано нейтрализовать Тихоокеанский флот США, и, следовательно, защитить завоевания Японии в Малайе и Голландской Ост-Индии , где она искала доступ к природным ресурсам , таким как нефть и каучук . Возможность войны между Японией и Соединёнными Штатами рассматривалась обеими нациями с 1921 года, хотя напряжение начало серьёзно расти лишь с 1931 года, когда произошло вторжение Японии в Маньчжурию . В течение следующего десятилетия Япония продолжала расширять своё влияние в Китае, что привело к полномасштабной войне в 1937 году. Япония потратила много усилий, чтобы изолировать Китай и добиться ресурсонезависимости, достаточной для достижения победы на материке; завоевания на юге должны были помочь этому .

С декабря 1937 года такие события, как нападение японцев на американский военный корабль «Панай» и резня в Нанкине (более 200 000 погибших), резко ухудшили общественное мнение о Японии на Западе и увеличили страх японской экспансии , что побудило Соединённые Штаты, Великобританию и Францию предоставить Китаю займы на военные поставки.

В июле 1941 года, после японской экспансии во Французский Индокитай после падения Франции, США прекратили экспорт нефти в Японию (отчасти из-за новых американских ограничений на внутреннее потребление нефти). Это, в свою очередь, побудило японцев начать захват Голландской Ост-Индии , богатой нефтью. Японцы стояли перед выбором: либо уйти из Китая и потерять лицо, либо захватить источники сырья в европейских колониях Юго-Восточной Азии.

Согласно Джону Костеру определённую роль, возможно, сыграла проведённая в апреле 1941 года операция советской разведки под названием «Снег» , в результате которой через очень влиятельного работника министерства финансов США Гарри Декстера Уайта до президента Рузвельта были доведены сведения о подготовке Японии к войне против США. В связи с этим возникла идея оказать давление на Японию. США потребовали от Японии немедленно прекратить агрессию в Китае и вывести войска со всех китайских территорий, кроме Маньчжоу-Го, выйти из Тройственного пакта с Германией и Италией, а также нейтрализовать Маньчжоу-го .

Предварительное планирование нападения на Пёрл-Харбор с целью защиты продвижения в «Южный ресурсный регион» (японский термин для Голландской Ост-Индии и Юго-Восточной Азии в целом) началось в самом начале 1941 года под эгидой адмирала Исороку Ямамото , тогдашнего командира Объединённого флота Японии . Он получил согласие на формальное планирование и подготовку к атаке от Генерального штаба Императорского флота Японии только после долгих споров с командованием ВМФ, включая угрозу подать в отставку. Полномасштабное планирование велось ранней весной 1941 года в первую очередь капитаном Минору Гэнда . Японские стратеги внимательно изучили британское воздушное нападение на итальянский флот в Таранто в 1940 году. Это было весьма полезным для них при планировании нападения на военно-морские силы США в Пёрл-Харборе .

Не будет лишним упомянуть, что в 1932-м и 1937-м годах американский флот проводил крупные учения, в ходе которых отрабатывалось нанесение удара самолётами с авианосцев по Пёрл-Харбору. В обоих случаях атаковавшая авиация достигала успеха. Впрочем, американское командование не отнеслось к результатам этих учений достаточно серьёзно, посчитав, что в реальности противник не сможет провести эффективную атаку базы. Японцы же, напротив, оценили идею как весьма перспективную.

В течение следующих нескольких месяцев были обучены пилоты, адаптирована техника и собраны сведения. Несмотря на эти приготовления, план нападения не был утвержден императором Хирохито до 5 ноября, после того как третья из четырёх императорских конференций призвала рассмотреть этот вопрос . Окончательное разрешение не было дано императором до 1 декабря, после того как большинство японских лидеров сообщили ему, что «Нота Халла » «уничтожит плоды китайского инцидента , угрожает Маньчжоу-Го , подрывает японский контроль Кореи» .

К концу 1941 года многие наблюдатели считали, что военные действия между США и Японией неизбежны. Опрос Гэллапа незадолго до нападения на Пёрл-Харбор обнаружил, что 52 % американцев ожидали войны с Японией, 27 % не ожидали войны, и 21 % не имели мнения . В то время как тихоокеанские базы и объекты США несколько раз приводились в состояние готовности, американские военные сомневались, что Пёрл-Харбор будет первой мишенью. Они ожидали, что в первую очередь будут атакованы Филиппины. Это предположение было связано с угрозой, которую авиабазы на территории всей страны и военно-морская база в Маниле представляли для морских путей, а также поставок в Японию с юга . Кроме того, они ошибочно полагали, что Япония не в состоянии совершить более чем одну крупную военно-морскую операцию одновременно .

Пёрл-Харбор перед нападением

Ещё в середине 1941 г. Рузвельт писал Черчиллю: «Возможно, что я никогда не объявлю войну, а просто начну её. Если бы я попросил конгресс объявить войну, то споры по этому поводу могли бы затянуться там на три месяца».

В начале октября, за два месяца до «внезапного» нападения, советский разведчик Рихард Зорге сообщил в Москву, что Пёрл-Харбор будет атакован в течение 60 дней; эти данные, согласно американским источникам, были доведены Кремлём до сведения Вашингтона.

Из недавно [когда? ] рассекреченных в США документов стало известно о встрече, которую германский посланник в Китае Ганс Томсен в середине ноября 1941 г. назначил нью-йоркскому бизнесмену Малколму Ловеллу. Немецкий дипломат, зная о связях этого бизнесмена с Белым домом, рассказал ему о предстоящем японском ударе. В свою очередь, Ловелл немедленно сообщил об этом одному из шефов американской разведки, Уильяму Доновану , который в тот же день передал полученную информацию лично президенту. До нападения на Пёрл-Харбор оставалось менее трех недель.

Вечером 6 декабря в Вашингтоне была перехвачена и расшифрована японская нота - ответ на американский ультиматум 26 ноября. Хотя в пространном документе прямо не говорилось об объявлении войны, весь его смысл и указание точного часа вручения - 1 час дня 7 декабря говорили сами за себя, однако никакого предупреждения на Гавайи, где базировался весь Тихоокеанский флот, послано не было. 6 декабря в 21:30 (по вашингтонскому времени) японская нота была доставлена Рузвельту. Прочитав её, президент заметил: «Это - война».

Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Пёрл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей.

У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) - 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжёлых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.

В момент японской атаки в линкорном ряду находилось 7 из 9 линкоров Тихоокеанского флота США.

За 50 минут до нападения самолёты Японской империи были обнаружены американской РЛС SCR-270 , находившейся на севере острова, но американцы посчитали эти самолёты своими, поэтому тревога не поднималась .

Японская авиация

Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор, базировались самолёты трёх типов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро », торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице.

Тип Американское название Скорость, км/ч Дальность полёта, км Вооружение Экипаж Назначение
Аити D3A 1 , тип 99 Вэл (Val) 450 1400 250-кг бомба под фюзеляжем, две 60-кг бомбы под крыльями, три 7,7 мм пулемёта 2 Пикирующий бомбардировщик
Мицубиси A6M 2 , модель 11 Зеро (Zero) 545 1870 по две 20-мм пушки и 7,7 мм пулемёта, две 60-кг бомбы под крыльями 1 Истребитель
Накадзима B5N 2 , тип 97 модель 12 Кейт (Kate) 360 1100 457-мм торпеда или более 500 кг бомб или 800 кг бомба, 7,7 мм пулемёт 2-3 Торпедоносец, высотный бомбардировщик

Самолёты первой волны

№ группы Авианосец Кол-во Планируемые цели

Вооружение: 800-кг бронебойная бомба

«Акаги» 15 «Мэриленд», «Теннесси», «Зап. Вирджиния»
«Кага» 14 «Аризона», «Теннеси», «Зап. Вирджиния»
«Сорю» 10 «Невада», «Теннеси», «Зап. Вирджиния»
«Хирю» 10 «Аризона», «Калифорния»
ВСЕГО: 49
Торпедоносцы «Кейт»

Вооружение: авиационная торпеда Mk91

«Акаги» 12 «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Калифорния»
«Кага» 12 «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Невада»
«Сорю» 8 «Юта», «Хелена», «Калифорния», «Релей»
«Хирю» 8 «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Хелена»
ВСЕГО: 40
1п «Сёкаку» 26 Хикэм
2п «Дзуйкаку» 25 Уэллер
ВСЕГО: 51
Истребители «Зеро»

Вооружение: 20-мм пушки и 7-мм пулемёты

«Акаги» 9 Хикэм, Эва, о. Форд
«Кага» 9 Хикэм, о. Форд
«Сорю» 8
«Хирю» 6 Уэллер, Эва, самолеты на м. Барберс
«Сёкаку» 6 Канэохе, Беллоуз
«Дзуйкаку» 5 Канэохе
ВСЕГО: 43
ВСЕГО в первой волне: 183

Примечание

Самолёты второй волны

№ группы Авианосец Кол-во Планируемые цели
Высотные бомбардировщики «Кейт»

Вооружение: 250-кг авиабомба и 6 60-кг авиабомб

«Сёкаку» 9 База гидросамолётов о. Форд
«Сёкаку» 18 Канэохе
«Дзуйкаку» 27 Хикэм
ВСЕГО: 54
Пикирующие бомбардировщики «Вэл»

Вооружение: 250-кг авиационная бомба

1п «Акаги» 18 Танкер «Неошо», о. Форд, «Мэриленд»
2п «Дзуйкаку» 17 Верфь ВМФ
3п «Сорю» 17 Верфь ВМФ, доки, линкоры
4п «Кага» 26 Верфь ВМФ, доки, линкоры
ВСЕГО: 78
Истребители «Зеро»

Вооружение: 20-мм пушка

«Акаги» 9 Аэродром Хикэм
«Кага» 9 Аэродромы Хикэм, о. Форд, Уэллер
«Сорю» 9 Аэродром Канэохе
«Хирю» 8 Аэродромы Канэохе, Боллоуз
ВСЕГО: 35
ВСЕГО во второй волне: 167

Примечание . Номера групп условные, для обозначения на схемах.

Нападение японского флота

26 ноября 1941 года ударное соединение японского императорского флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо по приказу командующего флота Исороку Ямамото покинуло базу в заливе Хитокаппу (ныне - залив Касатка) на острове Итуруп (Курильские острова) и направилось к Пёрл-Харбору. Японское соединение включало шесть авианосцев : «Акаги », «Кага », «Хирю », «Сорю », «Сёкаку » и «Дзуйкаку », на которых размещалось 414 самолётов , в том числе истребители , торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики . Эскорт авианосцев составляли 2 линкора , 2 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер и 9 эсминцев (ещё 2 эсминца отделились ранее для проведения отдельной операции по обстрелу атолла Мидуэй). В операции против Оаху также участвовали 6 подводных лодок , доставивших к месту атаки карликовые подводные лодки и позже патрулирующих вокруг Гавайских островов.

Целью нападения на Пёрл-Харбор являлась нейтрализация тихоокеанского флота США для того, чтобы обеспечить свободу действий японской армии и флота в юго-восточной Азии . Этой цели не удалось достичь, так как современные типы судов тихоокеанского флота - авианосцы и подводные лодки - не пострадали. Из находившихся на стоянке в Пёрл-Харборе 8 американских линкоров, в основном устаревших, времен Первой Мировой войны, были безвозвратно потеряны «Аризона» (взорвался боезапас) и «Оклахома» (перевернулся, поднят и отправлен на утилизацию). «Пенсильвания» и «Мэриленд» получили незначительные повреждения и вернулись в строй в конце месяца. «Теннесси» и «Невада» получили более серьезные повреждения и были отремонтированы к февралю и октябрю 1942 года соответственно. «Калифорния» и «Западная Вирджиния» были восстановлены только к 1944 году.

Утром 7 декабря самолёты с японских авианосцев нанесли удары по аэродромам на острове Оаху и по кораблям, стоявшим на якоре в гавани Пёрл-Харбор. Момент для нападения был выбран самый удобный - это было воскресенье, часть команд и личного состава батарей береговой обороны были в увольнительных. Из 32 батарей береговой обороны только 8 открыли огонь по нападавшим, из них 4 были быстро подавлены.

Потери

В результате нападения было потоплено 4 линкора , 2 эсминца , 1 минный заградитель . Ещё 4 линейных корабля, 3 лёгких крейсера и 1 эсминец получили повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолётов уничтоженными, ещё 159 были тяжело повреждены. 2403 американца были убиты (из них 1102 на борту взорвавшегося линкора «Аризона ») и 1178 были ранены . Японцы потеряли 29 самолётов, ещё 74 было повреждено . Были потеряны вследствие различных причин 5 сверхмалых подводных лодок . Потери в людях составили 64 человека погибшими (55 лётчиков, 9 подводников) . Ещё один - лейтенант Кадзуо Сакамаки - был взят в плен. Его прибило к берегу после того, как его сверхмалая подводная лодка наскочила на риф.

Событие в мировой культуре

События, связанные с нападением на Пёрл-Харбор, были отражены в нескольких полнометражных фильмах:

Примечания

  1. Линкоры Западная Вирджиния (BB-48) и Калифорния (BB-44) были потоплены в Пёрл-Харборе, а впоследствии подняты и возвращены в строй
  2. , p. 288
  3. Barnhart, Michael A. (1987), , Cornell University Press, ISBN 978-0-8014-1915-7 ,
  4. Werner Gruhl (2007). Imperial Japan’s World War Two, 1931-1945 . Transaction Publishers. p.39. ISBN 978-0-7658-0352-8
  5. "Document text" , Peace and War, United States Foreign Policy 1931–1941 , Washington D.C.: United States Government Printing Office, 1943, . Проверено 8 декабря 2007.
  6. , Naval Institute Press, ISBN 0-87021-192-7 ,
  7. William Chalek (2002), "8. War Plan Orange" , Guest of the Emperor , iUniverse, с. 45–52, ISBN 978-0-595-23996-2 ,
  8. Edward S. Miller (2007), War Plan Orange: The U.S. Strategy to Defeat Japan, 1897–1945 , Naval Institute Press, с. , ISBN 978-1-59114-500-4 ,
  9. John Koster. Pearl Harbor 2.0
  10. Gailey, Harry A. (1997), , Presidio, ISBN 0-89141-616-1
  11. , Naval Institute Press, ISBN 978-1-59114-090-0 ,
  12. Hellions of the Deep: The Development of American Torpedoes in World War II. By Robert Gannon, Published by Penn State Press, 1996, page 49.ISBN 0-271-01508-X
  13. Wetzler, Peter (1998), Hirohito and war: imperial tradition and military decision making in prewar Japan , University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-1925-5 ,
  14. Bix, Herbert P. (2000), Hirohito and the Making of Modern Japan , Diane Pub Co, ISBN 978-0-7567-5780-9 ,
  15. The Canadian Institute of Public Opinion . Gallup Poll Found 52p.c. of Americans Expected War , Ottawa Citizen (8 декабря 1941), стр. 1. Дата обращения 28 ноября 2011.
  16. Noted by Arthur MacArthur in the 1890s. Manchester, William. American Caesar
  17. Яковлев Н. Н. Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года. Быль и небыль. - М. : Политиздат, 1988. - С. 72-73. - 286 с. - 100 000 экз.
  18. PEARL HARBOUR ATTACK - 7 December 1941
  19. Zimm A. Attack on Pearl Harbor: Strategy, Combat, Myths, Deceptions, Casemate Publishers, 2013 ISBN 978-1-61200-197-5
  20. Martin Gilbert. The Second World War (1989). P. 272.

Литература

  • Бубнов А. Д., контр-адмирал. Стратегия подготовки Японии к войне на Тихом океане (на сербохорватском языке?) // [Бизерта]. Морской сборник. 1921. № 7.
  • Головин Н. Н. , генерал-лейтенант, Бубнов А. Д. , контр-адмирал. Стратегия американо-японской войны./Предисловие К. Радека . - Москва: Военный вестник, 1925.
  • Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов / Перевод с английского под ред. адмирала флота Советского Союза Исакова И.С. . - М. : Воениздат , 1956. - 558 с.
  • Пёрл-Харбор. Ред. Н. Аничкин. - М.: Эксмо, 2010. - ISBN 978-5-699-39244-5
  • Яковлев Н. Н.  Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года. Быль и небыль. - Москва: Политиздат, 1988.
  • Parillo, Mark (2006), ISBN 978-0-8131-2374-5 ,
  • Буранок С. О. Пёрл-Харбор в оценках военно-политических деятелей США 1941-1945 гг. - Самара: Ас Гард, 2009. - 238 с. - ISBN 978-5-91715-033-8
  • Буранок С. О. Трагедия в Пёрл-Харборе и американская пресса // Новая и новейшая история. 2010. № 5. - М.: Наука, 2010. - С. 210-220.
  • Буранок С. О. «Доклад о действиях 7 декабря 1941» адмирала Х. Киммеля: исследование, публикация текста и перевод. - Самара: Ас Гард, 2011. - 156 с. - ISBN 978-5-4259-0027-2
  • Barnhart, Michael A. (1987), Japan prepares for total war: the search for economic security, 1919–1941 , Cornell University Press, ISBN 978-0-8014-1915-7 ,
  • Bix, Herbert P. (2000), Hirohito and the Making of Modern Japan , Diane Pub Co, ISBN 978-0-7567-5780-9
  • Borch, Frederic L. & Martinez, Daniel (2005), Kimmel, Short, and Pearl Harbor: the final report revealed , Naval Institute Press, ISBN 978-1-59114-090-0 ,
  • Conn, Stetson; Fairchild, Byron & Engelman, Rose C. (2000), "7 – The Attack on Pearl Harbor" , Guarding the United States and Its Outposts , Washington D.C.: Center of Military History United States Army,
  • Gailey, Harry A. (1997), War in the Pacific: From Pearl Harbor to Tokyo Bay , Presidio, ISBN 0-89141-616-1
  • Gilbert, Martin (2009), The Second World War , Phoenix, ISBN 978-0-7538-2676-8 ,
  • Goldstein, Donald M. (2000), Goldstein, Donald M. & Dillon, Katherine V., eds., The Pearl Harbor papers: inside the Japanese plans , Brassey"s, ISBN 978-1-57488-222-3 ,
  • Hakim, Joy (1995), A History of US: Book 9: War, Peace, and All that Jazz , Oxford University Press, U.S., ISBN 978-0-19-509514-2 ,
  • Hixson, Walter L. (2003), The American Experience in World War II: The United States and the road to war in Europe , Taylor & Francis, ISBN 978-0-415-94029-0 ,
  • Hoyt, Edwin P. (2000), Pearl Harbor , G. K. Hall, ISBN 0-7838-9303-5 ,
  • Morison, Samuel Eliot (2001), History of United States Naval Operations in World War II: The rising sun in the Pacific, 1931 – April 1942 , University of Illinois Press , ISBN 0-252-06973-0
  • Ofstie, Ralph, A., RADM USN, Naval Analysis Division, United States Strategic Bombing Survey (Pacific) (1946), The Campaigns of the Pacific War , United States Government Printing Office
  • Peattie, Mark R. & Evans, David C. (1997), Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy , Naval Institute Press, ISBN 0-87021-192-7 ,
  • Peattie, Mark R. (2001), Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power, 1909–1941 , Naval Institute Press, ISBN 1-59114-664-X
  • Parillo, Mark (2006), "The United States in the Pacific" , in Higham, Robin & Harris, Stephen, Why Air Forces Fail: the Anatomy of Defeat , The University Press of Kentucky, ISBN 978-0-8131-2374-5 ,
  • Prange, Gordon William. > Pearl Harbor: Why, How, Fleet Salvage and Final Appraisal , ibiblio.org, . Проверено 10 октября 2011.
  • Edwin T. Layton, Roger Pineau, and John Costello (1985), And I Was There: Pearl Harbor and Midway-Breaking the Secrets , New York: Morrow. Layton, Kimmel"s Combat Intelligence Officer, says that Douglas MacArthur was the only field commander who had received any substantial amount of Purple intelligence.
  • George Edward Morgenstern. Pearl Harbor: The Story of the Secret War . (The Devin-Adair Company, 1947) . Conspiracy theory.
  • James Dorsey. "Literary Tropes, Rhetorical Looping, and the Nine Gods of War: "Fascist Proclivities" Made Real," in The Culture of Japanese Fascism , ed. by Alan Tansman (Durham & London: Duke UP, 2009), pp. 409–431. A study of Japanese wartime media representations of the submarine component of the attack on Pearl Harbor.
  • McCollum memo A 1940 memo from a Naval headquarters staff officer to his superiors outlining possible provocations to Japan, which might lead to war (declassified in 1994).
  • Gordon W. Prange, At Dawn We Slept (McGraw-Hill, 1981), Pearl Harbor: The Verdict of History (McGraw-Hill, 1986), and December 7, 1941: The Day the Japanese Attacked Pearl Harbor (McGraw-Hill, 1988). This monumental trilogy, written with collaborators Donald M. Goldstein and Katherine V. Dillon, is considered the authoritative work on the subject.
  • Larry Kimmett and Margaret Regis, The Attack on Pearl Harbor: An Illustrated History (NavPublishing, 2004). Using maps, photos, unique illustrations, and an animated CD, this book provides a detailed overview of the surprise attack that brought the United States into World War II.
  • Walter Lord, Day of Infamy (Henry Holt, 1957) is a very readable, and entirely anecdotal, re-telling of the day"s events.
  • W. J. Holmes, Double-Edged Secrets: U.S. Naval Intelligence Operations in the Pacific During World War II (Naval Institute, 1979) contains some important material, such as Holmes" argument that, had the U.S. Navy been warned of the attack and put to sea, it would have likely resulted in an even greater disaster.
  • Michael V. Gannon, Pearl Harbor Betrayed (Henry Holt, 2001) is a recent examination of the issues surrounding the surprise of the attack.
  • Frederick D. Parker, Pearl Harbor Revisited: United States Navy Communications Intelligence 1924–1941 (Center for Cryptologic History, 1994) contains a detailed description of what the Navy knew from intercepted and decrypted Japan"s communications prior to Pearl.
  • Henry C. Clausen and Bruce Lee, Pearl Harbor: Final Judgment , (HarperCollins, 2001), an account of the secret "Clausen Inquiry" undertaken late in the war by order of Congress to Secretary of War Henry L. Stimson.
  • Robert A. Theobald, Final Secret of Pearl Harbor (Devin-Adair Pub, 1954) Foreword by Fleet Admiral William F. Halsey, Jr.
  • Albert C. Wedemeyer, Wedemeyer Reports! (Henry Holt Co, 1958) ISBN 0-89275-011-1 13 июля 2007 года. (Center for Strategic and Budgetary Assessments) contains a passage regarding the Yarnell attack, as well as reference citations.
  • Roberta Wohlstetter, Pearl Harbor: Warning and Decision , (Stanford University Press: 1962). The most cited scholarly work on the intelligence failure at Pearl Harbor. Her introduction and analysis of the concept of "noise" persists in understanding intelligence failures.
    • Roberta Wohlstetter, "Cuba and Pearl Harbor: Hindsight and Foresight." Foreign Affairs 43.4 (1965): 691-707. online
  • John Hughes-Wilson, Military Intelligence Blunders and Cover-Ups . Robinson, 1999 (revised 2004). Contains a brief but insightful chapter on the particular intelligence failures, and broader overview of what causes them.
  • Douglas T. Shinsato and Tadanori Urabe, "For That One Day: The Memoirs of Mitsuo Fuchida, Commander of the Attack on Pearl Harbor". (eXperience: 2011)
  • Horn, Steve. The Second Attack on Pearl Harbor: Operation K And Other Japanese Attempts to Bomb America in World War II. - Naval Institute Press, 2005. - ISBN 1-59114-388-8 .
  • Seki, Eiji. (2006). Mrs. Ferguson"s Tea-Set, Japan and the Second World War: The Global Consequences Following Germany"s Sinking of the SS Automedon in 1940. London: Global Oriental. ; (cloth) Published by BRILL/Global Oriental, 2006. Previously announced as Sinking of the SS Automedon and the Role of the Japanese Navy: A New Interpretation .
  • Daniel Madsen, Resurrection-Salvaging the Battle Fleet at Pearl Harbor . U.S. Naval Institute Press. 2003. Highly readable and thoroughly researched account of the aftermath of the attack and the salvage efforts from December 8, 1941 through early 1944.
  • Takeo, Iguchi, Demystifying Pearl Harbor: A New Perspective From Japan , I-House Press, 2010, ASIN: B003RJ1AZA.
  • Haynok, Robert J. How the Japanese Did It . - United States Naval Institute, 2009. - Vol. 23.
  • Melber, Takuma, Pearl Harbor. Japans Angriff und der Kriegseintritt der USA. C.H. Beck, München 2016, . A concise introduction with a good focus oo what came before the attack and on the Japanese perspective.
  • Moorhead, John J. 1942 "Surgical Experience at Pearl Harbor", The Journal of the American Medical Association. An overview of different surgical procedures at the hospital at the scene of the event.

Ряд линкоров («Ряд линкоров» - бетонные сваи, к которым борт к борту швартовались тяжелые корабли) в Перл-Харборе. Слева направо: линкоры «Вест Вирджиния» (USS West Virginia), «Тенесси» (USS Tennessee) (повреждены) и «Аризона» (USS Arizona) (потоплен).
Атака Перл-Харбора (Жемчужной бухты) или, по японским источникам, Гавайская операция - внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху, Гавайские острова, произошла воскресным утром 7 декабря 1941 года.

В результате атаки на военно-морскую базу Перл-Харбор США были вынуждены объявить войну Японии и вступить во Вторую мировую войну. Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Атака состояла из двух авиационных налетов, в которых участвовало 353 самолета, вылетевших с 6 японских авианосцев. Атака на Перл-Харбор стала основной причиной вступления США во Вторую мировую войну. Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях. 8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединенном заседании обеих палат конгресса. Президент потребовал с 7 декабря, со «дня, который войдет в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.

Макет базы Военно-морского флота США в Перл-Харборе, построенный в Японии в 1941 году при планировании операции по нападению на эту базу. Расположение моделей кораблей исключительно точно воспроизводит их реальное место в «ряду линкоров».

Предыстория

После Первой мировой войны Тихий океан стал ареной противоречий двух сильных морских государств - США и Японии. Соединённые Штаты, стремительно выдвигавшиеся на позиции ведущей мировой державы, стремились установить контроль над этим стратегически важным регионом. К той же цели стремилась Япония, испытывавшая серьёзные трудности в обеспечении стратегическими материалами и считавшая себя обделённой колониями в Юго-Восточной Азии. Противоречия неизбежно должны были вылиться в военное столкновение, однако этому мешали изоляционистские и антивоенные настроения, господствовавшие в американском общественном мнении. Разрушить эти настроения мог только сильный психологический шок, который не заставил себя долго ждать. Введение Соединёнными Штатами экономических санкций против Японии, включавших эмбарго на поставку нефтепродуктов, сделало войну неизбежной. Япония оказалась перед выбором - задохнуться в кольце экономической блокады или с честью погибнуть, попытавшись добыть в бою необходимые ей ресурсы. Высший японский генералитет понимал, что для безоговорочной победы над США необходимо разбить американский Тихоокеанский флот, высадить десант на западном побережье США и с боями дойти до Вашингтона, что при соотношении экономических и военных потенциалов двух стран было совершенно нереально. Вынужденные под давлением политической верхушки вступить в войну, они сделали ставку на единственный имевшийся у них шанс - одним мощным ударом нанести США неприемлемый ущерб и вынудить их подписать мир на выгодных для Японии условиях.

Перл-Харбор перед нападением

Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Перл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей. У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) - 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжелых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.

Вид на гавань Перл Харбор и ряд линкоров во время атаки японцев
К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек. Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком.

Японские авианосцы держат курс на Перл-Харбор. На фото запечатлена полетная палуба авианосца «Дзуйкаку» в его носовой оконечности, спаренные установки универсальных 127-мм орудий тип 89. Впереди видны авианосец «Кага» (ближе) и авианосец «Акаги» (дальше). Хорошо видны различия авианосцев 1-й дивизии, у «Акаги» надстройка расположена с левого борта.

История

Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку» (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.

Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)

Инструктаж на палубе авианосца «Кага» перед налетом на Перл Харбор
Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя - 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)

В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.

В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков - бомбардировщиков типа «97», каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа «99», имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)

Первый самолет готов к взлету с авианосца «Сёкаку» на Перл-Харбор
Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле - ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.

Разгромленный аэродром Naval Air Station в Перл-Харборе
Самолеты второй волны (167 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа «97», 78 пикирующих бомбардировщиков «99» и 35 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.

Бросок линкора «Невада» внутри гавани во время атаки Перл-Харбора. В этот день он стал единственным американским линкором, сумевшим дать ход и попытавшимся выйти из бухты. Однако из-за угрозы потопления его японцами на фарватере «Неваде» было приказано выброситься на берег. Всего во время атаки Перл-Харбора линкор «Невада» получил попадание 1 авиаторпеды и 2-3 авиабомб, после чего сел на мель.

Японская авиация

Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор базировались три типа самолётов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице:



Японские истребители A6M «Зеро» перед вылетом на атаку американской базы в Перл-Харборе на палубе авианосца «Акаги». Фотография сделана за несколько минут до вылета.

Самолёты первой волны

Номера групп условные, для обозначения на схемах



Самолёты второй волны


Номера групп условные, для обозначения на схемах.



Итоги

В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель - воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге - была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев - 3581 военный, 103 гражданских. (Вторая мировая война: Два взгляда. С. 466.)

Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.

Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

Линкор «Калифорния» и танкер «Неошо» во время налета на Перл-Харбор. Линкор «Калифорния» затонул после попадания двух торпед и двух бомб. Команда могла спасти корабль, и даже дать ход, но покинула его из-за угрозы пожара от пылающего пятна нефти, вытекшего с других линейных кораблей. Корабль сел на грунт. Был восстановлен. На заднем плане эскадренный танкер «Неошо», впоследствии потопленный японской палубной авиацией в бою в Коралловом море в мае 1942 года. По счастливому для американцев обстоятельству, в результате того, что во время атаки Перл-Харбора пилоты японских самолетов имели военные корабли как четкую цель, в танкер попаданий не было. Танки «Неошо» были под завязку заполнены высокооктановым авиационным бензином...