«Верю или не верю» – интеллектуальная игра. Правила игры Верю — не верю Прием – Игра “ Верю, не верю” или “Данетка”

В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях. Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация» - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления (ТРКМ). Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках информатики и ИКТ позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей.

Существует достаточно много приемов, которые можно использовать только на определенных стадиях или на всех стадиях. На уроках информатики используют такие приёмы, как «Верю – не верю», «Инсерт», «ЗХУ», «Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Чтение с остановками», «Синквейн» . Так, на стадии вызова используются приёмы «Верю не верю», «Корзина идей», таблица «ЗХУ». На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся должен вспомнить то, что он знает.

Учеников необходимо научить читать схемы, составлять опорные конспекты. Для развития таких навыков используют Прием Кластеры .

«Кластеры» - гроздь винограда, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди».

Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» графический прием систематизации материала.

Пример.

Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно научились работать с учебником, умели осмысленно читать тексты, выделять главное из прочитанного, правильно понимать вопрос в заданиях. Для достижения этих целей можно использовать различные приемы, например, составление вопросника к тексту, прием «инсерт», прием «верю - не верю».

Прием «Инсерт» чтение текста с пометками:

«+» -я это знал

«-» - я этого не знал

После этого заполняется таблица, выписываются основные положения текста

Этот прием используется на стадии осмысление.

Графическая форма работы на уроке помогает понять, что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания.

«Инсерт» способствует формированию личностных УУД (смыслообразование), регулятивных (постановка цели, контроль,самооценка), познавательных общеучебных УУД.

Прием «Верю не верю».

Используется на стадии вызова.

Пример. Тема урока – Системы счисления.

Стадия вызова . На столах у учащихся лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «верите ли вы, что…» Ответ на вопрос может быть только «да» (+) или «нет» (-) Поставьте соответствующий знак в первом столбце (а). Работайте в парах.

Содержание карточки (п о стихотворению Старикова «Необыкновенная девочка» ):

п/п

Вопросы

«а»

«б»

Верите ли вы, что…..

Ей было тысяча сто (13) лет,

Она в сто первый (6) класс ходила,

В портфеле по сто (4) книг носила – всё это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком (2) ног, она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок с одним хвостом, зато стоногий (4).

Она ловила каждый звук своими десятью (2) ушами,

И десять (3) загорелых рук портфель и поводок держали.

И десять (2) тёмно-синих глаз рассматривали мир привычно, Но станет всё совсем обычным, когда поймёте наш рассказ.

Заслушав ответы учащихся, учитель заполняет первую строчку начерченной на доске таблицы:

а)

б)

Таким образом, формируются личностные, регулятивные, познавательные УУД.

Стадия осмысления содержания. Подводя итоги работы с вопросами таблицы, учащиеся сравнивают результаты своих размышлений друг с другом в парах. Выясняется, что мнения учащихся относительно истинности некоторых утверждений не совпали. Таким образом, возникла ситуация сомнения: прав ли я, кто из нас прав?

Учитель предлагает учащимся разрешить возникшую проблемную ситуацию, а для этого сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы, и способы приобретения новых знаний. Учащиеся обращаются к тексту учебника «Перевод чисел из двоичной системы счисления».

Для наиболее вдумчивого чтения можно предложить ученикам, читая текст, на его полях карандашом расставлять значки:

«+» -я это знал

«-» - я этого не знал

«!» - это меня удивило (думал иначе)

«?» - не понял, есть вопросы, хотел бы узнать подробнее.

Закончив работу с текстом, пары возвращаются к вопросам, рассмотренным в начале урока (заполняют значениями «+», «-», «!», «?» столбик «б»), делятся своим мнением с классом.

Но это еще не значит, что учащиеся правильно ответили на все вопросы.

Стадия рефлексии .

Учитель предлагает обсудить полученные результаты. Он должен выяснить есть ли у них вопросы по тексту. Далее учитель возвращается к рассмотрению последнего столбца таблицы, в котором указываем правильные ответы. Он должен выяснить у учащихся, есть ли у них вопросы по тексту. При необходимости он объясняет. Записываем алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления.

Продолжением стадии рефлексии может быть выполнение упражнений по рассмотренной теме.

Прием «Знаю-Хочу узнать - Узнал (ЗХУ)»

На стадии «Вызов» учитель объявляет тему урока «Предыстория информатики» и просит учащихся вспомнить всё, что им известно о средствах хранения, обработки и передачи информации, и записать эти сведения в первую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)»:

Знаю

Хочу знать

Узнал

Ученики в парах знакомят друг друга с содержанием своих записей. Несколько учеников по просьбе учителя сообщают известные им сведения о средствах хранения, передачи и обработки информации всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения.

Учитель предлагает учащимся заполнить вторую колонку таблицы, а для этого сформулировать вопросы о средствах хранения, обработки и передачи информации, на которые ребята не знают ответов. В качестве опоры учащимся может быть предложен список вопросительных слов: что, какие, как, сколько, где, почему, когда?

После индивидуального выполнения задания учащиеся обсуждают вопросы в парах и выбирают наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы вопросы. Учитель их также записывает на доске.

На стадии «осмысление» учащимся предлагается н айти ответы на поставленные вопросы. Учащиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета. Учитель просит учащихся обменяться информацией по найденным вопросам, т.е организует закрепление полученных знаний.

- Расскажите о том, что вам уже было известно….

- Что нового узнали?

- Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание?

На стадии «рефлексии» учитель предлагает учащимся вернуться к списку вопросов, составленному в начале урока, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией. Если у учащихся имеются вопросы без ответов.

Продолжением этапа рефлексии может стать итоговый текст, начинающийся со слов: «Оказывается,…».

Использование приёмов «Верю – неверю», «ЗХУ» побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. Данные приёмы не только позволяют заинтересовать ребёнка информацией и актуализировать имеющиеся знания, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий, но и формировать другие виды УУД. Так, приём «Верю – не верю» нацелен на проверку гипотез, развитие способности к прогнозированию и анализу понятий, а это не что иное, как познавательные и регулятивные УУД. Применяя данный приём, мы способствуем развитию умения вчитываться в текст и понимать прочитанное, а также находить нужное. Это не что иное, как познавательные общеучебные действия. Соотнесение своего мнения с авторским текстом способствует развитию регулятивных действий, а обсуждение в группах – коммуникативных универсальных действий Использование приёма помогает заинтересовать детей, способствует более осмысленному знакомству с текстом. Мы способствуем, таким образом, формированию личностных УУД (смыслообразование).

Мозговой штурм

При работе нужно обращать внимание на иерархию вопросов, которые

сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

    I уровень - что ты знаешь?

    II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)

    III уровень - применение, анализ, синтез

Пример задания:

Тема урока «Защита информации»

Вопросы:

*Что угрожает информации?

*От кого нужно защищать информацию?

Работа в парах. Ребята рассажены по принципу "круглого стола"(ответы на вопросы учителя с минутным обсуждением)

Учитель в роли природного явления "Радуга".

Верите ли вы, что радугу считают мостом между небом и землёй?

Существует много легенд о радуге.

Верите ли вы, что древние люди, арабы и индийцы, называли её "семицветным луком"?

Верите ли вы, что существуют такие поверья, что радуга- это "пояс богини Лады"?

Верите ли вы, что древние славяне считали, радуга "пьёт" воду из рек и озёр подобно змею, который, опустив своё жало, набирает воду, затем её выпускает- и идёт дождь?

Красный, синий, золотой.

Расскажи, ещё какой?

Жёлтый, белый и зелёный.

Серебристый и бордовый.

Да не хватит мне листа, чтобы показать... (Ответ ребят-цвета)

Верите ли вы, что каждый цвет радуги можно запомнить?

Способ запоминания последовательности цветовой гаммы радуги: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".

Путешествие в мир красок. (понятие: основные и составные цвета).

Верите ли вы, что наша радуга состоит из основных и составных цветов?

3 этап. "Цветная капель" (практическая часть: учитель в образе "Радуги" предлагает нанести на формат основные цвета).

Верите ли вы, что сейчас произойдёт чудо? (Основные краски могут превратиться в составные. Учитель предлагает в парах проделать эту работу: одни добавляют в красный цвет жёлтый, получают оранжевый; другие- в жёлтый -синий, получают зелёный; третьи -в красный-синий, получают фиолетовый)

4 этап. "Радужно - цветочная поляна".(с использованием составных и основных цветов)

Ребята друг другу передают по кругу формат, на котором каждый пишет понравившейся краской в подарок цветок. На середине стола совмещают свои форматы в единую композицию. Появилась радужно-цветочная поляна.

Результат совместной работы.

"Верите ли вы, что над такой поляной появится радуга? Если "да", то согласно легендам и поверьям над такой поляной пройдёт дождь - и цветы наши оживут.

5 этап. Рефлексия.

Ребята "по кругу" выражают своё отношение к уроку:

Я узнал...

Я научился...

Я почувствовал...

Я попробовал...

Меня удивило...

МБОУ Краснокоммунарская СОШ

Доклад на тему:

«Реализация стратегии смыслового чтения

на уроках математики »

Подготовила: учитель математики

МБОУ Краснокоммунарская СОШ

Япиева А.В.

2014-2015 уч.год

«Реализация стратегии смыслового чтения на уроках математики»

«Эти добрые люди и не подозревают, каких

трудов и времени стоит научиться читать.

Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать,

чтобы вполне достиг цели»

И. Гёте

Глобальные процессы информатизации общества поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Сейчас происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками информации. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения осмысленно читать относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Если мы будем говорить о математической грамотности учащихся, то её развитие напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

Уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

Уметь критически оценивать данную информацию;

Но вот парадокс, все мы прекрасно понимаем, что должны знать и уметь учащиеся,

но как нужно организовать учебный процесс на уроке, чтобы каждый, самый нерадивый ученик мог сказать: «Я это знаю и умею»

Мы говорим: « Урок – основная форма организации обучения». Но уроки могут быть

различными так же, как и их результаты.

Какой урок можно считать наиболее эффективным?

Можно ли вывести формулу эффективного урока?

Давайте попробуем.

Во-первых, ребенку на уроке должно быть интересно и понятно, зачем он изучает

данный материал и где может применить полученные знания;

Во-вторых, на уроке должна быть создана ситуация, в которой учащиеся

приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности;

И, наконец, в-третьих, если ученики успешно выполняют задания не только по

образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация

максимально приближена к конкретной жизненной проблеме), то именно такой

Обучение математике должно быть ориентировано не только на математическое

образование, в узком смысле этого слова, но и на образование с помощью математики, т.к. умение применять математические знания – основа успешной и благополучной жизни наших учеников.

Рассмотрим применения элементов технологии развития критического мышления (ТРКМ), применение которых, позволяет реализовать идеи стратегии смыслового чтения на уроке математики.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Если наши ученики умеют и читают литературные произведения, то с учебно-научными текстами дело обстоит иначе. Поэтому применение в деятельности ТРКМ позволяет решить эту проблему.

    Приём «Представление информации в кластерах»

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Чаще всего такой тип работы использую на завершающих уроках по определённой теме.

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал, который был предоставлен в учебниках или зафиксирован в словарях и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

    Приём «Инсерт»

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное.

1.Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – - думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект.
После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

    Приёмы постановки вопросов:

- ”Толстый” и “тонкий” вопрос (на этапе контроля знаний).

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

- Таблица вопросов . Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.

Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Зачем?

    Приём « Анализируйте идеи, предположения, тексты».

Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

Предлагаю проанализировать текст по схеме: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.

    Приём “Верю - не верю”

Проводится с целью в ызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Вопрос

+” верю,

-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?

5. ……………………………………….

    Приём «Домашнее задание».

Предлагаю обучающимся самостоятельно разобрать задачу, изучить теоретический блок, и т.д.. В тетради заполнить таблицу:

Знаю

Узнал

Хочу знать

Возникли вопросы

    «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»

Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные:

Находить (в учебниках и других источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;

Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в т.ч. используя ИКТ);

Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ.

Регулятивные УУД:

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;

Планировать деятельность

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД:

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

Корректировать своё мнение;

Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения – с помощью и самостоятельно;

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

Организовывать работу в паре, группе.

Личностные УУД:

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности;

Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и своё поведение.

Применение приёмов ТРКМ позволяет формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, т.е. формировать «человека думающего». Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Использованная литература:

    Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. – Омск.: БОУ ДПО «ИРОУОО», 2009.

    Всероссийская видеоконференция Орешкина Виктора Георгиевича «Критическое мышление: технология и приёмы», март 2012 г.

    Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – Санкт-Петербург.: «Речь», 2003 ().

    Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6

    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.

В данной статье описываются активные методы обучения, которые используются учителем на уроке. Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование активных методов обучения в системе урока»

(из опыта работы)

Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

К активным методам относятся методы, которые используются внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие наиболее эффективно решать конкретные задачи этапа.

В своей работе я использую ряд методов, описание которых приведу ниже.

Цель, которую я ставлю перед собой на уроке: заинтересовать обучающихся, удивить, разобраться, дойти до истины. Это составные компоненты проблемно-развивающего обучения.

На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью,

запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – "пришел,

услышал, заучил” – называется репродуктивной. А при построении

проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний.

Использование АМО на уроке позволяет:

Обеспечить положительную мотивацию обучения;

Провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

Повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

Усовершенствовать контроль знаний;

Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Описание активных методов .

Психологическая поддержка

Учащиеся становятся в круг, держась за руки, учитель произносит слова шёпотом, а учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы отлично учимся и всё у нас получится!

Психологический настрой.

«Дерево настроений» - ребята показывают в начале и в конце урока листики соответствующего цвета: зелёный –всё хорошо, жёлтый – не очень хорошее настроение, фиолетовый – плохое;

Дети объясняют своё настроение, особенно в конце урока если оно изменилось.

АМ начала образовательного мероприятия

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями »

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Метод «Фруктовый сад»

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Пример АМ презентации учебного материала

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение:

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

АМ организации самостоятельной работы над темой

Метод «Автобусная остановка»

Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

АМ подведения итогов урока

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

Я съел бы еще этого…

Больше всего мне понравилось…

Я почти переварил…

Я переел…

Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

АМ Дерево мудрости

Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.
(Учащимся дается время на чтение текста.)
Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.
(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)
Пожалуйста, прикрепите листок скрепкой к «дереву».
Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, снимет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.


АМ «Занимательные карточки» предназначены для работы учащихся небольшими группами (2-6 человека). На каждой карточке записан вопрос и краткий ответ на него.
Правила игры
В игре участвует 2-6 человек.
В основу игры положен принцип «Веришь - не веришь». Предложения строятся таким образом, чтобы на них можно было ответить: «верю» или «не верю». Если следует правильный ответ «верю», то карточка откладывается в сторону, если «не верю», то отвечавший берет карточку себе. Правильные утверждения можно сочетать с заведомо неверными.
учителя получать карточки любого желающего.

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы:

Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

По количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока)

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика.

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Упражнение «Мостик дружбы»

Цель: ощутить свою принадлежность к группе, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, создать положительный эмоциональный настрой на работу

Участники: все педагоги.

Время проведения: 5 минут

Проведение: Ведущий просит педагогов по желанию образовать пары, придумать и показать мостик дружбы, счастья, радости, мечты (при помощи рук, ног, туловища, соприкоснувшись головами, ладошками и т.д.). Затем он предлагает «построить» мостик втроем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

Метод «Волшебный круг»

Цель: выяснить мнение о прошедшем мероприятии, отследить соответствие результатов занятия с ожидаемыми предположениями.

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы: магнитофон и кассета с записью спокойной музыки, большой круг, выложенный из каната, внутри которого клубочки из ленточек зеленого, красного и желтого цвета.

Проведение: Звучит спокойная музыка, группа подходит к кругу. Ведущий предлагает всем педагогам оценить свой вклад в работу группы: выложить из клубочка красный лепесток – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Полученный цветок сравнивается с цветком


БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Методы активного обучения

Игра «Верю не верю»

БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

Покачи

2017

Методы активного обучения

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Методы обучения - приемы и способы, совместной работы обучающего и обучаемых по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, а также по развитию способностей и профессиональных качеств, необходимых в практической деятельности.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

Вынужденной активностью обучения;

Самостоятельной выработкой решений обучаемыми;

Высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;
- преимущественной направленностью на развитие или приобретение умений и навыков;

Постоянной связью учащихся и учителя и контролем за самостоятельной работой обучения.
Активные методы обучения делятся на два типа: активные методы обучения 1-го типа ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации; активные методы обучения 2-го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые.

Почетное место на уроках биологии занимают игровые моменты.

Игры знакомы с детства каждому человеку. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрои, активизирующий учебный процесс.

Все дидактические игры можно классифицировать на классно-урочные игры и внеклассные игры.

И те и другие должны характеризоваться следующими признаками:
- Строгие правила, которые лучше не нарушать;

В игре должен принимать участие весь класс;

Игры с возрастом должны усложняться.

Учебная игра выполняет несколько функций:

Оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;


- учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;

Мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
- важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
-содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них

Игра «Верю не верю»

Игра проводится среди обучающихся 1 курса группы ПАМ- 116

Цель : формирование экологической культуры и экологической

компетентности обучащихся

Задачи : Формирование естественнонаучной компетентности обучащихся. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле, чувства ответственности за нее. Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем. Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности подростков.

Мероприятие проводится в форме игры «Верю не верю»

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор

Ход игры

I.Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть, поиграть дружно, задорно, весело. Сегодня у нас интересное состязание в остроумии и знании. Наша интеллектуальная игра посвящена экологическим проблемам. Называется она “Веришь - не веришь”.

Игра любит детей находчивых.

Думай, если ты неглуп,

Отвечай доходчиво.

Пусть веселая игра знать тебе поможет:

Почему? Зачем? Когда?

Всё узнать ты сможешь.

Проигравших здесь не будет,

Победит лишь знание.

Не беда, что трудно будет,

Прочь отбрось страдание.

Условия игры:

    Игра проводится между двумя командами. Просим команды занять приготовленные места.

    Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на обдумывание ответа не более 15 секунд, вы должны ответить верите вы или нет. За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу, за дополнение к ответу - 0,5 балла.

    Соблюдайте тишину, за нарушение дисциплины у команды будут снимать баллы.

II. Представление команд

III. Вопросы игры: Ну, а теперь вопросы командам. Вопросы начинаются со слов “Верите ли вы?”

Верите ли вы, что…

    Верите ли вы, что основным загрязнителем окружающей среды в городских условиях является транспорт. Да

    Книга, в которую заносят редких растений и животных, называется зеленой . Нет

    Основное правило безопасности после хорошо проведенного дня на природе- это потушить костер и убрать за собой мусор? Да

    В тундре грибы бывают выше деревьев. Да

    У каждого человека индивидуальный отпечаток языка. Да

    3. В штате Флорида существует закон, который разрешает обезьянам водить автомобиль. Нет . Закон запрещает им водить автомобиль.

    В Германии на автострадах есть специальные переходы для лягушек и жаб на случай гололеда. Да

    Можно есть плоды колбасного дерева. Нет

    В 1983 году японец Цутому сумел на человеческом волосе написать: «Пекин. Китай». Нет . Он написал "Токио. Япония".

    Арабы называют Нил «Эль-бар», что означает «море». Да

    Бамбук самая высокая трава в мире. Да

    Лошадь фыркает, чтобы предупредить об опасности. Нет , прочищает нос, чтобы лучше чуять, где опасно.

    На луну воют только волки-одиночки. Нет.

    На картах США обозначено пять океанов. Да

    Некоторые млекопитающие могут поворачивать шею на 270 градусов. Да , например, ленивцы.

    Лоси могут ходить по болотам, потому что у них на ногах перепонки. Да

    Только развитие автомобильного транспорта в США стабилизировало численность популяций домовых воробьев в городах. Да , поскольку исчезли основные источники корма - фуражные склады и навоз. До этой поры количество воробьев не удавалось уменьшить никакими силами.

    Толщина озонового слоя -10 мм. Нет , 3мм

    Поглощение растениями энергии Солнца является необходимым условием существования биосферы. Да

    Наиболее эффективным способом сохранить окружающую среду для будущих поколений является активное участие в исполнении законов по охране окружающей среды. Да

IV. Подведение итогов игры