«Вавилонская башня» Брейгеля Старшего: Скрытые символы и политическая сатира, зашифрованные в библейском сюжете. Питер брейгель старший. вавилонская башня Брейгель вавилонская башня смысл

Искусство Нидерландов 16-го века
«Вавилонская башня» – знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Художник создал несколько картин на этот сюжет. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш – небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее («Малая Вавилонская башня»; Роттердам), башня совершенно подавляла человеческое начало. Здесь Брейгель не только избегает такого эффекта, но идет дальше – он, для которого природа была несравненно прекраснее человека, ищет теперь в ней человеческое начало.

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины – бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом. Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Вавилонская башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды. Изображённые на картине люди – рабочие, каменотёсы – кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв.

Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода – легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до нашей эры, по традиции считавшегося руководителем строительства вавилонской башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду – дань происхождению притчи. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Питер Брейгель-старший как верный последователь идей Иеронима Босха зашифровал в своем произведении, которое можно смело назвать хитом, антикатолические взгляды и политическую сатиру. Что изображено на полотне помимо библейской легенды, рассказывает Снежана Петрова.

Сюжет

Вавилонская башня — один из самых популярных библейских образов в искусстве. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением.
Согласно библейскому сказанию, потомки Ноя — те самые, что выжили после всемирного потопа, — разбрелись по земле Сеннаар. И в какой-то момент пришла им идея возвести высоченную башню: объединив усилия, люди хотели вознестись до небес, то есть до уровня бога. Но не тут-то было. Бог явно не ждал людей в гости, поэтому, чтобы помешать построить башню, он наслал страшную кары — многообразие языков. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. Так библия объясняет мультикультурность нашего мира.

«Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший, 1563 (изображение увеличивается по клику)

На переднем плане мы видим царя Нимрода, кто, собственно, и объявил тендер на строительство башни. Деньги выделены — надо проинспектировать (не было же тогда веб-камер и всех этих технологий, чтобы заказчик мог удаленно наблюдать за строителями и подрядчиками). И вот Нимрод приехал на стройку, простые люди, естественно, падают ниц.

Брейгель начал писать библейские сюжеты после знакомства с Босхом


Нимрод был жесток и горд. То, что на картине Брейгеля библейский персонаж похож на человека из XVI века, не случайно. Живописец намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом.

Обратите внимание на то, как композиционно расположены мастеровые: на переднем плане — ручной труд, далее — использование длинных жердей для перемещения каменных плит, на уровне первого этажа — применение блока, далее — все более мощные краны. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники.

Башня выглядит огромной до неприличия. А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, каждый из элементов показан подробно). Сама башня уже достала облака — того и гляди заденет бога за пятку.

Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Задумывалось оно, судя по всему, как объект, похожий на Колизей, но с каждым новым этажом сложнее проследить логику строителей. По задумке Брейгеля, кара господня настигла мастеров: люди перестали понимать друг друга и начали строить кто в лес кто по дрова. В итоге материал кладется неровно, очевидно, что кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками возгордившихся людей.

Кстати, образ Колизея использован не случайно. Изначально он был символом гонений на христианство, ведь именно там казнили первых последователей Иисуса. Брейгель же Колизеем считал империю Габсбургов, где насаждалось католичество и жестоко преследовались протестанты, сторонником которым был сам художник.


Вавилонская башня у Брейгеля — аллегория Габсбургской монархии

Идея эта подкрепляется еще одним образом — замком Святого Ангела в Риме. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни. Замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры

Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами — символом безысходности и обманутых надежд.

Контекст

Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Сохранилось две его картины на эту тему — малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене). Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась.


«Вавилонская башня», Питер Брейгель-старший. Малый вариант


До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Одна из возможных причин — экономический расцвет Голландии и урбанизация. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Людей уже не объединяла одна церковь: католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Как тут не вспомнить библейский сюжет.


В образе Нимрода Брейгель зашифровал Карла V

Брейгель же был не так прост. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрекся от короны, и это огромное государство под собственным весом начало распадаться.

Судьба художника

Довольно скудны сведения о жизни художника, который, между прочим, считается последней звездой угасающего Возрождения в Нидерландах. В зрелой юности его буквально огорошил Босх. После знакомства с его творчеством Брейгель начал писать на библейские сюжеты, причем выбирал темы, которые его современники в основном игнорировали.

Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572


Брейгель очевидно был политически заряженным художником. В своих полотнах он старался выразить критику и власти, и церкви. При этом писать портреты или обнаженку он отказывался, несмотря на заманчивые заказы. Его главными героями был безликие жители голландских провинций. По тем временам это был вызов трендам.

Последние годы жизни Брейгеля прошли в атмосфере религиозного террора

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора и в цветах крови.

Питер Брейгель Старший известен как нидерландский живописец. В своих работах Питер предпочитал изображать жанровые сцены и пейзажи, игнорируя при этом портретные изображения.

“Вавилонская башня” - одна из известных работ Брейгеля Старшего, основанная на книге Моисея. Однако Питер написал не одну картину с аналогичным сюжетом, а целых три. На данный момент сохранились только две работы, обе носят название “Вавилонская башня” и датированы 1563 годом, но их пути разошлись. Первое полотно хранится в Вене в Музее искусств, а второе - в Роттердаме в музее Бойманса-ван Бёнингена.

По задумке создателя картины опирались на библейскую историю. Она рассказывала о тех временах, когда все люди говорили на одном языке. В один прекрасный момент они решили построить башню, чтобы забраться как можно выше. Тогда Бог решил помешать людям, перепутав их языки. После этого люди перестали понимать друг друга, а возведение великой башни стало невозможным.

Однако по задумке Питера строительство не увенчалось успехом по вине самих рабочих. На картинах видно, что части сооружения не создают целостную композицию: окна и арки разного размера, не соблюдены общие размеры, ярусы выстроены криво, в некоторых местах башня самостоятельно начала разрушаться, все сооружение кривится в сторону ближайшего поселения.

Первое полотно, которое теперь хранится в Вене, выглядит ярко и приветливо, когда вторая работа наполнена темными красками с мрачной атмосферой. Если сравнивать по деталям, то обе картины отображают масштабную постройку, которая на первый взгляд кажется надежной и крепкой, но при детальном изучении становятся видны все погрешности в строительстве.

Брейгель Старший изобразил башню высотой в семь этажей, а восьмой в процессе создания. Все сооружение окружено подъемниками, строительными лестницами, строительными лесами, кранами. С одной стороны Вавилонской башни располагается морской порт, даже видны причалившие корабли, с другой раскинулся город с различными постройками.

На обоих полотнах присутствуют люди, но художник изобразил их по-разному. В светлой картине, которая теперь размещена в Музее искусств, люди более выражены и заметны, когда на картине из Роттердама человеческие фигуры практически меркнут на фоне масштабности башни.

“Вавилонская башня” не так проста, как кажется на первый взгляд. Брейгель вдохновлялся Колизеем, находящимся в Риме. Изначально он воспринимался как символ неприятия христианства, но сам творец считал Колизей местом отторжения протестантов, к которым он себя и относил. Свое отношение к католической вере Питер подкрепляет постройкой в Вавилонской башне- она похожа на замок Святого Ангела в Риме, где в свое время собирались римские папы.

  • До наших дней дошли упоминания о трех картинах, одна из которых была уничтожена. Однако некоторые ученые полагают, что серия “Вавилонская башня” имела больше полотен с однотипным сюжетом.
  • В фильме “Властелин колец” использована аллюзия на “Вавилонскую башню” - город Минас Тирит.
  • На картинах строительство расположено поэтапно: ручной труд, использование жердей для перемещения плит, блоки, подъемники разной степени мощности. Этим Питер показывал этапы развитие строительства, которое сделало большие шаги вперед.

«Вавилонская башня» — одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника (1525-1569). Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня » пользуется особым почётом. Наверняка, многие из вас, услышав про Вавилонскую башню, представляют её именно такой, какой она представлена на картине Брейгеля. Всё потому, что это полотно публикуется практически везде и всюду, начиная от книг библейского содержания и заканчивая учебниками для детей младших классов.

Сюжет причти о Вавилонской башне повествует о том, что люди вознамерились достичь небес и сравниться с Богом. Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки людей, в результате чего они перестали понимать друг друга, и строительство не могло продолжаться дальше. Люди с разными языками рассеялись по миру, а башня явилась символом, который говорит от всякой тщетности сравниться с Богом.

Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Картина очень реалистична и повествовательна. При изучении картины было выяснено, что за основу Вавилонской башни Брейгель взял Колизей в Риме, который он видел во время одной из своих поездок. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Маленькие рабочие, которые трудятся на постройке, больше похожи на муравьёв, которые вознамерились построить самый большой в мире муравейник, и не для того, чтобы в нём жить, а для того, чтобы потешить собственную гордыню и показать своё исключительное превосходство.

На картине изображён и инспектор Нимрол, который считался руководителем строительства башни. Здесь Брейгель попытался показать немного другую сторону неудачи строительства. Башня была провалена вовсе не из-за того, что все языки смешались, а из-за того, что были допущены роковые ошибки в проектировании. Всё здание построено неровно, нижние этажи начинают рушиться, а сама башня начинает крениться в сторону и в скором времени готова обрушиться полностью.

Существуют две картины Питера Брейгеля Старшего на сюжет Вавилонской бани. Ту, что представлена здесь, называют Большой Вавилонской башней. Вторая выполнена в меньшем размере и потому названа Малой. Малая Вавилонская башня выполнена в мрачных цветах и при полном отсутствии людей, так как стройка уже приостановлена.

Городов вавилонские башни,
Возгордясь, возносим снова,
А Бог города на пашни
Рушит, мешая слово.

В. Маяковский

Что такое Вавилонская башня - символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которыеговорилина одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) ирешили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкомудеянию:смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей посвету.


Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.



Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта историявыглядит в библейском тексте, каквставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробноизлагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа обашне, однако с 10-го стиха возобновляетсяпрерванная тема родословной: «вот родословие Сима».

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Однакоэто впечатление обманчиво:исследователи Библии считают, что сказаниео башне возниклоне позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно..

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре,крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, вплодороднойдолине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существоваломощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты - ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э.трехъярусный зиккурат в Уревысотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Возможно, воспоминанияоб этой«лестнице в небо» надолго сохранились в памятиевреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Спустя много столетий после того какФарраи егородичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкамАвраамасуждено было не толькоувидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угналв свою державу пленников - почти все население иудейского царства.Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при немв столице страны Вавилоне быловозведено много замечательных зданий, и среди них -зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семиярусный храм высотой 90 метров строилипленники вавилонского царя из разных стран,в том числе и иудеи.

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция.
Кон.12-нач.13 вв.


Историки и археологи собрали достаточнодоказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройкивавилонянсталипрообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейскогосказания овавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальныевпечатления:многолюдный город,разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит отзападносемитского «баб илу» и означает«врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащегодревнееврейскогослова балал(смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

Мастер "Часослова Бедфорда". Франция.
Миниатюра "Вавилонская башня". 1423-30 гг.

В европейском искусстве Средневековья и Ренессансамы не найдем значительных произведений наинтересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры - жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башнюи старательных строителей.


Герард Хоренбоут. Нидерланды.
"Вавилонская башня" из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения,в серединеXVI в., когда библейскийсюжет привлек вниманиеПитера Брейгеля Старшего. О жизни великогонидерландского художникаизвестно очень мало.Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Лукас ван Фалькенборх. Нидерланды.
Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюсятрадицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, чтоПитер Брейгель, выходец из крестьянской семьи,достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читатьбиблейские истории, и среди них - сказание о Вавилонской башне.

Неизвестный немецкий художник.Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда обашне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!),принадлежавшаяпрославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествияв конце 1552 - начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот периодпо заказу Кловио? Возможно, художник написал еееще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше - малая(60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая(114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереиХудожественно-исторического музея в Вене. Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился ктеме Вавилонской башнипримерно черездесять лет послевозвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая - несколько раньше или чуть позднее.


Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Ок. 1563 г.

В архитектуребашнироттердамскойкартины явственно отразилисьитальянские впечатления художника:сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной,делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башнис Колизеем поражает зрителя прежде всего.


Римский Колизей .

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого,о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню - ее масштаб запределен,несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков ив сравнениис окружающим пейзажем - городом,гаванью,холмами -представляется какой-то кощунственно огромной. Онапопирает своимиобъемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне. Похоже, что строителиговорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почемуонивозводили арки и окна над нимикто во что горазд? Дажев нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, ичемвыше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полныйхаос.В трактовке Брейгеля, Господне наказание - смешение языков - настигло людей не в одночасье; непониманиес самого начала былоприсуще строителям, но все же не мешало работе, покане достигло какого-то критического предела.

Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент..

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово изрелигиозно-философских трактатов: богооставленность. Еще копошатся тут и там муравьишки-люди,еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченностиусилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины - безнадежностью:гордый замысел людей вознестисьдо небесне угоден Богу.


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь кбольшой«Вавилонской башне». В центре картины - всетот же ступенчатый конус со множеством входов. Обликбашни существенно не изменился:мы сновавидим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Как и на малой картине, слеваот башни раскинулся город, справа - порт. Однако эта башнявполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, онавысится над равниной,словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была,остаетсячастью привычного земного ландшафта.

Башня отнюдь не выглядит заброшенной - напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы,вращаются колеса строительныхмашин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостилисьсарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни,бурлит порт. На переднем плане мы видимволне актуальную, истиннобрейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народовпосещаетначальство - библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня.Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падаютниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки...

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.
Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственнаясцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Да и как может быть иначе:ведь он - сын Нидерландов,страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели«без скуки делать самые скучные вещи», гдеобыденныйпрозаический труд чтили не менее,а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным,что работа
явно зашла в тупик. Но заметим - стройкаохватывает нижние ярусы,которые, по логике вещей,должны были
быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести "башню высотою до небес", люди занялись более
конкретным и посильным делом - решили получшеобустроить ту ее часть, чтоближе к земле, к реальности,
кповседневности.

А может быть,одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, адругие продолжают работу,
и смешение языков им не помеха. Так или иначе,возникаетощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимноенепонимание и вражду, возводятлюди Землибашнючеловеческой цивилизации. И не перестанут возводить,пока стоит этот мир,«и не будет для них ничего невозможного».