Варя раневская. Образ и характеристика Вари (Вишневый Сад). История жизни Раневской

Пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» по праву называют наиболее зрелым его произведением, в котором в полной мере выразилось его драматургическое и психологическое мастерство. Сюжет пьесы чрезвычайно прост — в 1 действии пьесы Раневская приезжает из Парижа, в 3 действии судьба вишневого сада решается окончательно, а в 4 действии Раневская уезжает обратно в Париж. На первый взгляд может показаться, что в пьесе действительно практически ничего не происходит, но это не так. За видимым отсутствием событий четко просматриваются сугубо личные, частные переживания, напряженная духовная жизнь героев.

Усадьба Раневской — дом и великолепный старый вишневый сад («Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо!..» — восторженно говорит Раневская) — доживают последние дни, и вскоре, в случае неуплаты процентов, усадьба пойдет с молотка. Все действие пьесы и сосредоточено на истории продажи имения с вишневым садом.

С этим центральным эпизодом тесно связаны пути героев: владельцев имения — Раневской и Гаева, а также Вари — приемной дочери Раневской, живущей в ее доме как экономка. Варя — по сути чрезвычайно одинокий человек, стремящийся заполнить свою жизнь «материальными» хлопотами. Она постоянно что-то делает, обо всех заботится, хлопочет по дому, вместе с Фирсом следит за другими слугами. У нее ключи от хозяйства, и вся усадьба и вишневый сад находятся по большому счету именно в ее руках. Тихо и спокойно она ведет свои дела, и вся жизнь ее сосредоточена в имении и заключается в «служении» интересам Раневской, которая говорит про нее, что «она привыкла рано вставать и работать, а без труда она — как рыба без воды». Может быть, поэтому и выделил ее среди всех Лопахин — такой же деятельный и трудолюбивый человек.

По сути дела, не Варенька живет на средства семьи Раневских, а они, совершенно неприспособленные к жизни, живут благодаря ее заботам. В третьем же действии связка ее ключей зазвенит, ударившись об пол, символизируя отказ Вари служить новому хозяину и новым порядкам в доме. А новым «хозяином жизни» выступает Ермолай Алексеевич Лопахин.

На смену неприспособленному дворянству, привыкшему жить исключительно одними мечтами и разговорами, приходит Лопахин — умный, энергичный делец новой эпохи. Истинный купец, промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства, он сумел не только нажить, но и приумножить свой капитал. Кипучая энергия и жажда образования — все это резко выделяет Лопахина на фоне тех безжизненных настроений, которыми живет и дышит дворянство. Но было бы неправильным считать Лопахина жадным купцом, хищно радующимся новому приобретению. Отнюдь нет, и преуменьшать роль Лопахина в структуре пьесы было бы крайне неправильно.

Лопахин — безусловно, купец, но купец (как это ни странно звучит) порядочный и интеллигентный, желающий не только приумножить свое богатство, но и самому стать чище, лучше, умнее... Несмотря на то что все интересы его сосредоточены вокруг дел и денег, душа его не зачерствела. Недаром он говорит Пете Трофимову: «Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит. Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую». В этом образ Лопахина чрезвычайно схож с образом Вари, для которой смысл жизни заключается в «занятости».

Лопахин, как делец и финансист, прекрасно разбирается в положении владельцев вишневого сада, старается им помочь и дает практический совет — разбить усадьбу на участки и сдавать их в аренду под дачи. Однако этот совет Гаев воспринял как настоящее «хамство», непонимание «мужиком» всей красоты и значения вишневого сада. Но то, что кажется Гаеву и Раневской хамством, есть, в сущности, трезвый и реалистический подход к действительности. Что значит «красота» вишневого сада, если она заслоняет интересы будущего? А Лопахин, в противоположность Гаеву и Раневской, живет именно будущим. «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят новую жизнь», — говорит он, пытаясь убедить Раневскую в своей правоте.

Лопахин покупает имение, созданное руками его предков. С трудом сдерживая радость, он с торжеством говорит: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете! Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется...».

Но Лопахин все же не похож на традиционный образ кулака-хищника. Да, он необразован, не увлекается литературой, не может «рассуждать о природе сущего» и засыпает над книгой, так как считает, что не это главное в жизни. Но в то же время он восторгается картиной цветущего на его полях мака, с настоящим лиризмом рассуждая о смысле существования человека «...Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами!..».

«Вечный студент» Петя Трофимов говорит про Лопахина, что у него «тонкие, нежные пальцы, как у артиста.., и тонкая, нежная душа». А такой человек не может быть бессердечным и злым. Чехов показал нам двойственный образ своего героя. Но все же истинная роль Лопахина как представителя капитала характеризуется словами Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Нет, не как отрицательный персонаж показан Лопахин. Это просто человек необыкновенной энергии, за которым трудно угнаться раневским и гае- вым. Лопахин, так же как и Варя, — представители нового времени, эпохи, которые прежде всего думают о будущем. Чтобы оно было светлым и радужным, необходимо прежде всего трудиться, а не пустословить и жить мечтами и иллюзиями, которыми наполняет свою жизнь дворянство. Но все же жизненные дороги Вари и Лопахина расходятся, им не по пути. Почему? Сложно ответить на этот вопрос. С одной стороны, они люди одного поколения, трудолюбивые и целеустремленные, но с другой стороны, многое разделяет их.

На протяжении всей пьесы мы видим, насколько они разные. Да, все называют Варю невестой Лопахина, но в этом звучит не искренняя радость за нее, а скорее ирония. Так, в ремарках неоднократно подчеркивается, что Петя дразнит Варю, называя ее «мадам Лопахина». А как она воспринимает это? С обидой, со слезами, с раздражением, но только не с радостью. Разве так вела бы себя счастливая невеста?

Объяснение между героями так и не состоялось, хотя к этому Лопахина подталкивала Раневская: «...я мечтала... выдать ее за вас, да и по всему видно было, что вы женитесь... Она вас любит, вам она по душе, и не знаю... почему это вы точно сторонитесь друг друга. Не понимаю!» Да и сам Лопахин считает, что надо как-то определиться с этими отношениями, однако сам не решается это сделать: «Как-то странно все... Если есть еще время, то я хоть сейчас готов... Покончим сразу — и баста, а без вас я, чувствую, не сделаю предложения». Как можно заметить, и Лопахин не похож на счастливого жениха.

В чем же дело? Скорее всего, в том, что они, хотя и принадлежат к одному поколению, не смогут идти по жизни вместе. Не им суждено быть «поколением будущего», не с ними связаны надежды автора, и не им возрождать «вишневый сад» России. Лопахин — расчетливый хозяин, но он все-таки далек от идеализма и романтических представлений, поскольку считает все это «легкомыслием». Лопахин будет радеть о приумножении своего капитала. А Варя привыкла «жить в чужих людях», заботиться о хозяйстве, поэтому и судьбу свою она будет строить по раз и навсегда определенной канве, поступив в экономки к помещикам Рагулиным. Интересы героев находятся в разных жизненных плоскостях, поэтому-то объяснение их не состоялось и пути разошлись.

В трёхчастной системе персонажей пьесы Чехова «Вишневый сад» Варя является одной из фигур, символизирующих настоящее время. В отличие от Раневской, своей приёмной матери, которая не может порвать со своим прошлым, и сводной сестры Ани, живущей в далёком будущем, Варя - человек, полностью адекватный времени. Это позволяет ей достаточно здраво оценивать сложившуюся ситуацию. Строгая и рациональная, Варя сильно контрастирует с большинством героев, в той или иной степени оторванных от реальности.

Как это в принципе характерно для драматургии Чехова, образ Вари в пьесе «Вишневый сад» раскрывается в её речи. Героиня говорит просто, безыскусно - в отличие от Раневской, часто перегружающей свою речь сложными оборотами и метафорами; так автор подчёркивает рациональность и прагматизм Вари. Обилие эмоциональных восклицаний и уменьшительных форм говорят о чувствительности и наивности. Но в то же время Варя не гнушается просторечными и бранными выражениями - и здесь мы видим народную грубоватость, недалёкость и некоторую примитивность, выдающую в ней куда больше крестьянку, чем дворянскую воспитанницу… «Крестьянскую» практичность в сочетании с интеллектуальной ограниченностью можно назвать ведущей характеристикой Вари из «Вишневого сада» Чехова.

Тем не менее, ей нельзя отказать в способности испытывать сильные чувства. Варя религиозна (её заветная мечта - пойти «в пустынь», в монахини); она искренне привязана к Раневской и Ане, а то, как она переживает неудачу с Лопахиным, ясно показывает, что отношения с ним ей небезразличны. За драматическим образом мы видим живую и своеобразную личность. Описание Вари в пьесе «Вишневый сад» не может быть сведено к краткому набору эпитетов - как и все чеховские персонажи, даже второстепенные, она представляет собой сложный и цельный образ.

Варвара Михайловна – один из главных героинь в пьесе “Вишневый сад”, приемная дочь помещицы Раневской. Ей 24 года и она ведет все хозяйство Раневских, выступаю одновременно и приемной дочерью и экономкой. По натуре Варя очень скромная и благочестивая девушка, добросовестно относящаяся к своим обязанностям. Она часто занята мелочными хозяйственными делами и в отличие от господ умеет рационально экономить. О ее домовитости свидетельствует связка ключей за поясом. Она трезво смотрит на обстоятельства и прекрасно понимает, что

дела в имении переживают упадок. Она знает, что Раневская разорена, но ничего не может поделать.

Мечта Вари иметь хотя бы сто рублей и поехать по святым местам или уйти в монашки. В пьесе и девушки есть потенциальный жених, купец Лопахин, который никак не решается сделать ей предложение. Она и сама понимает, что от этой любви ей ждать нечего, но Раневская настаивает на их союзе. Она считает его достойным и хорошим человеком, но говорит, что не ей же первой делать ему предложение. Варя мечтает выдать сестру замуж за богатого человека и переживает, что та влюбится в Петю Трофимова. По этой причине зорко следит за парочкой, но напрасно.

После продажи имения Варя уходит экономкой к другим помещикам, так и не дождавшись предложения Лопахина.


Другие работы по этой теме:

  1. Раневская Раневская Любовь Андреевна – главная героиня пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”, помещица и хозяйка имения с вишневым садом. Несколько лет тому назад умер...
  2. Аня Аня – девушка семнадцати лет, дочь помещицы Раневской, символ искренности и непосредственности в пьесе “Вишневый сад”. Аня, как и многие другие члены ее семьи,...
  3. Петя Трофимов Петя Трофимов – один из персонажей пьесы “Вишневый сад”, бывший учитель семилетнего сына Раневской, разночинец лет 26 или 27. Многие его называют “вечным...
  4. Яша Яша – второстепенный персонаж в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”, молодой лакей, сопровождающий Раневскую в Париж. За этим героем не наблюдается ни слабостей,...
  5. Лопахин Лопахин Ермолай Алексеевич – один из основных персонажей пьесы “Вишневый сад”, купец, потомок крепостных, работавших у отца и деда Раневской. Отец Лопахина был необразован...
  6. Фирс Фирс – самый старый персонаж в пьесе “Вишневый сад”, преданный лакей в имении Раневской. Ему 87 лет и он большую часть своей жизни посвятил...
  7. Гаев Гаев Леонид Андреевич – один из главных персонажей в пьесе “Вишневый сад” (1903), брат помещицы Раневской. Человек старой закалки, как и сестра сентиментален. Очень...
  8. Пьеса “Вишневый сад” – последнее произведение А. П. Чехова. Ее называют пьесой о закате дворянской жизни и о расцвете мнимых и истинных хозяев России. Действие...

1. Вишневый сад как фон для раскрытия истинной сущности персонажей пьесы.

2. Варя и Лопахин – какими они кажутся на первый взгляд?

3. Схожесть характеров Вари и Лопахина.

4. Деструктивность системы жизненных ценностей Вари и Лопахина.

В произведении Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» перед нами раскрываются такие человеческие качества, как холодный расчет и его, казалось бы, антагонист – ярко выраженный (но не всегда искренний) альтруизм. Лопахин предлагает вырубить вишневый сад, который представляет собой семейную ценность семьи Раневских, неразрывно связанную с прошлыми поколениями. Варя же, напротив, желает сохранить его ради душевного спокойствия Любови Андреевны, которая ассоциирует поместье и прилегающий к нему сад с безвозвратно ушедшими временами своей молодости, а также с памятью о судьбе живших здесь предков.

Все кажется предельно ясным: Варя – положительный персонаж, Лопахин – отрицательный. Согласно поверхностному впечатлению, которое складывается при первой же попытке «оценить» ту атмосферу, которой «живет и дышит» каждый из вышеупомянутых персонажей, читателю может показаться, что Варя – пример ярко выраженного альтруиста.

Она привыкла «носить» образ человека, который совершенно бескорыстно и, казалось бы, получая от этого искреннее удовольствие, проявляет заботу о каждом мало-мальски знакомом человеке. Лопахин же – персонаж заведомо отрицательный, с искаженной системой личностных ценностей, собственными поступками подчеркивающий такие качества своего характера, как цинизм, жестокосердие, «зацикленность» на материальных ценностях. За что тогда, казалось бы, такие абсолютно разные люди симпатизируют друг другу?

Ответ на этот вопрос ярко иллюстрирует случай с прохожим. Реакция Вари, такой «добродетельной» девушки, нелогична и противоестественна для нее: «Дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой?» Значит, если человек ходит в потасканной фуражке и выглядит слегка пьяным, то он уже не является человеком, нуждающимся в еде? Этот эпизод раскрывает истинную сущность Вари, возникает подозрение в неискренности ее заботы о других, в преследовании личных интересов.

Такие, как выясняется, изначально схожие характеры с ярко выраженным предпринимательским началом, где в основе всех поступков и помыслов лежит стремление к собственной выгоде и удовлетворению личных амбиций («Я купил имение, где дед и отец были рабами»), все же не могут быть вместе (ведь Лопахин так и не делает предложение Варе). И Варя, и Лопахин слишком самолюбивы, чтобы создать семью, в которой неизбежно придется заботиться об интересах другого человека. Могут ли какие-либо материальные ценности (дом, сад или что-либо другое) оцениваться настолько высоко, чтобы человек ради них смог пожертвовать духовными потребностями близких ему людей, их отношением и вниманием, и начать новую жизнь, полную гордости, самодовольства и эгоизма? На этот вопрос и пытается найти ответ каждый человек, открывающий для себя мир чеховских персонажей.