Вариант 7 биология егэ. Онлайн тесты гиа по биологии. А6. С неполным превращением развиваются

Государственная итоговая аттестация для выпускников девятых классов в настоящее время является добровольной, всегда можно отказаться и сдавать привычные традиционные экзамены.

Чем же привлекательнее тогда форма ОГЭ (ГИА) для выпускников 9 класса 2019 года? Проведение непосредственно аттестации в данной новой форме позволяет получить независимую оценку подготовки школьников. Все задания ОГЭ (ГИА) представлены в виде специальной формы, включающей в себя вопросы с выбором ответа на них. Проводится прямая аналогия с ЕГЭ. При этом можно давать как краткие, так и развернутые ответы. Наш сайт сайт поможет вам отлично подготовиться и оценить реально свои шансы. Помимо этого, тесты ГИА и ОГЭ онлайн с проверкой ответов помогают вам определиться с дальнейшим выбором профильного класса старшей школы. Вы сами сможете легко оценить свои знания по выбранному предмету. Для этого наш проект предлагает вам различные тесты по ряду дисциплин. Наш сайт, посвященный подготовке к сдаче ГИА 2019 года 9 класс онлайн , в полной мере поможет вам подготовиться к первому серьезному и ответственному испытанию в жизни.

Все материалы нашего сайта представлены в простой, доступной для понимания форме. Будь вы круглый отличник в своем классе или обычный среднестатистический ученик - всё теперь в ваших руках. Не лишним вам будет посетить наши . Здесь вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы. Будьте подготовленным к непростому испытанию ОГЭ, ГИА и результат превзойдет все ваши ожидания.

ЗАДАЧИ ФУДСЕЙВЕРОВ

1. Общее понимание
Основная задача фудсейвера состоит в том, чтобы забрать продукты у выбранной сотрудничающей с фудшерингом организации, позаботиться о чистоте после вывоза продуктов, а также распределить спасенные продукты таким образом, чтобы они были съедены.

Необходимо помнить, что в глазах сотрудников организации и ее клиентов вы представляте фудшеринг. Следовательно, вывоз продуктов должен происходить оперативно, незаметно и выглядеть профессионально и организованно. Запрещено приходить на вывоз в нетрезвом состоянии, заводить на территорию организации посторонних людей и собак. Если вы придете на вывоз продуктов в грязной одежде или неопрятном виде, это также создаст непрофессиональное впечатление и подорвет доверие.

Мы очень благодарны всем организациям, которые согласились с нами сотрудничать, поэтому мы должны выполнять их пожелания и не создавать им проблем, а наоборот, уменьшать их. Вы, другие фудсейверы вашего района, кураторы, послы и группа организаторов - одна команда, которая преследует общую цель: спасти и распределить максимально возможное количество еды. Мы должны поддерживать друг друга!

2. Пунктуальность и надежность

а) Взаимодействие с организацией
Цель каждого вывоза - забрать и распределить все продукты, которые отдает организация, при этом не создав неудобств для окружающих. Крайне важно записываться только на те вывозы, на которые вы точно можете прийти. Ваша пунктуальность имеет решающее значение при создании профессионального впечатления и помогает убедить организацию в том, что она может на нас рассчитывать.

Когда вывоз производится при участии нескольких фудсейверов, им следует встретиться заранее и зайти внутрь одновременно.

Если сотрудники организации хотят оставить какие-либо продукты себе, не забывайте, что они находятся в приоритетном положении! Мы поощряем это, если организация не имеет ничего против.

Вы обязаны оставлять место вывоза и сортировки продуктов в том же состоянии, что и до вашего прихода, не оставляя за собой мусора. При необходимости оставшуюся упаковку или непригодные в пищу продукты, оставшиеся после сортировки, необходимо унести и выбросить самостоятельно в соответсвующем месте.

б) Фудсейвер и другие люди
Если вас сопровождают родственники или друзья, они должны подождать вас снаружи, и тем более запрещено отправлять на вывоз “вместо себя” родственников, друзей и прочих посторонних лиц. Не берите с собой детей, которых вы не сможете оставить одних на улице на время вывоза. Ответственность за проведение вывоза лежит лично на фудсейвере, и в магазин имеют право заходить только те, кто подтвердил свое знакомство с правилами и прошел тест.

Даже если количество продуктов превышает обычное, фудсейвер должен самостоятельно и максимально оперативно вынести все продукты из магазина, чтобы не мешать нормальной работе сотрудников.

Для нас очень важна атмосфера мира и общности, поэтому мы просим всех фудсейверов справделиво подходить к вопросу раздачи еды и воздержаться от проявлений жадности и алчности. По умолчанию еда на вывозе делится поровну между всеми фудсейверами. Ссоры из-за еды, особенно на глазах у работников или клиентов организаций, недопустимы и вредят не только вам самим, но и всем остальным фудсейверам.

в) Отмена записи
Если вы понимаете, что не сможете приехать на вывоз продуктов, на который записались, вы несете ответственность за то, чтобы как можно раньше найти себе замену. Вы должны позвонить или отправить сообщение записанным в данную организацию фудсейверам и найти человека, готового оперативно приехать. Если вам не удалось это сделать, нужно немедленно предупредить остальных участников, записанных на этот день, и куратора организации.

Если вы отменили запись меньше чем за 24 часа и не смогли найти замену, опоздали или не явились на вывоз, эта информация засчитывается вам в качестве штрафного балла.

О любых изменениях, связанных с вывозом, необходимо ставить в известность куратора организации.

3. Личная ответственность
Регистрируясь в фудшеринге, вы совершаете вывоз продуктов как частное лицо. Это означает, что в случае проблем со здоровьем в результате употребленных в пищу продуктов, ответственность за это не несут ни сотрудничащие предприятия, ни организаторы Фудшеринга. Вы сами несете ответственность за то, чтобы убедиться в пригодности продуктов в пищу, которые употребляете и передаете другим людям, а также за дальнейшее употребление и распределение продуктов.

4. Ограничения
Продажа спасенных продуктов строго запрещена! Это противоречит основной идее фудшеринга. Принимать пожертвования за продукты питания также недопустимо. Дальнейшее распределение продуктов возможно среди друзей, родственников, соседей в благотворительные организации (социальные столовые, приюты, пункты помощи и т.д) исключительно на безвозмездной основе.

Не разрешается предпринимать попытки налаживания сотрудничества с организациями самостоятельно. Если вы хотите видеть какую-либо организацию в рядах партнеров фудшеринга и готовы регулярно забирать из неё продукты, сообщите об этом организаторам.

5. Нарушение правил
Все случаи нарушения правил поведения должны быть зафиксированы самим фудсейвером или другими. Таким образом, мы все должны нести ответственность за то, чтобы сообщать о каждом нарушении, чтобы нарушения не вошли в привычку и подробности были выяснены как можно раньше, до возникновения более серьезных проблем. Это единственная гарантия хорошей репутации фудшеринга. Соблюдение правил подчеркивает тот факт, что фудшеринг - серьезный и надёжный проект, который направлен на борьбу с перепроизводством и растратой пищевых ресурсов.

6. Справочная информация о продуктах питания
Срок реализации - это период, устанавливаемый магазином/заведением, в течение которого продукт может предлагаться потребителю, обозначается внутренними документами заведения или в договоре с поставщиком. Обычно меньше либо равен сроку годности.

Срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свойства (вкус, консистенцию, аромат, полезные качества), указанные в нормативном или техническом документе. Истечение этого срока не означает, что продукт не пригоден для использованию по назначению.

Срок годности - время хранения продуктов питания и др., в течение которого они остаются безопасными для употребления. По истечении срока годности продукты питания считаются непригодными в пищу.

Осталось

Вариант 7:: Биология

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Скачать pdf

    Рассмотрите предложенную схему круговорота веществ и энергии в биосфере. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Рассмотрите таблицу «Форма изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

    Сколько половых хромосом содержится в яйцеклетке шимпанзе, если в клетке волосяного фолликула 48 хромосом?

    Все перечисленные ниже организмы, кроме двух, имеют в своих клетках вакуоли с клеточным соком. Определите два организма, «выпадающие» из общего списка; запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

    1. хвощ полевой
    2. пырей ползучий
    3. трутовик настоящий
    4. амёба обыкновенная
    5. мятлик луговой

    Установите соответствие между метафазой и анафазой мейоза и его описанием.

    При скрещивании светло-зелёного (А) гладкого (В) и тёмно-зелёного (а) пупырчатого (b) огурца в F1 получились все светло-зелёные гладкие. Определите, сколько разных генотипов семян огурца в F1. Ответ запишите в виде цифры.

    Все приведённые ниже признаки, кроме двух, используются для описания модификационной изменчивости. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

    1. изменение организма под воздействием среды
    2. не связана с изменением генотипа
    3. модификации не наследуются и применяются в границах определённых реакций
    4. может вызывать хромосомные мутации
    5. носит ненаправленный характер

    Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой организмов, для которой она характерна

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    цифры , под которыми они указаны. Однодольные растения, в отличие от двудольных:

    1. зародыш семени с одной семядолей
    2. листья обычно имеют перистое и пальчатое жилкование
    3. листья обычно имеют параллельное и дуговое жилкование
    4. проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков
    5. стержневая корневая система
    6. зародышевый корешок семени быстро развивается в главный корень

    Установите соответствие между представителями типа Плоских червей и классом.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр .

    1. Млекопитающие
    2. Человек разумный
    3. Животные
    4. Хордовые
    5. Позвоночные
    6. Приматы
    7. Гоминиды

    К вспомогательной системе зрительного анализатора относятся:

    1. стекловидное тело
    2. слёзный аппарат
    3. зрачок
    4. роговица
    5. глазодвигательные мышцы

    Установите соответствие между органами дыхательной системы и их признаками.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Установите последовательность процесса оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. Второе мейотическое деление
    2. Контактное взаимодействие гамет
    3. Проникновение сперматозоида (его ядра и центриолей) в ооцит II
    4. Подготовка зиготы к дроблению
    5. Сближение и дистантное взаимодействие гамет

    Известно, что Берёза повислая - растение, имеющее желтовато-бурую древесину, правильные цветки, собранные в серёжчатые соцветия. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию критерия данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры , соответствующие выбранным ответам.

    (1) Распространена почти по всей Европе , за исключением Пиренейского полуострова , в Северной Африке , в Передней и Центральной Азии . (2) Молодые ветви повисают вниз, что придаёт кроне берёзы очень характерный облик. (3) Почки сидячие заострённые, клейкие, покрытые черепитчато расположенными чешуями. (4) Малотребовательна к внешней среде и может расти в самых разнообразных условиях, но не переносит сильной жары и близости грунтовых вод (5) Листья очерёдные, от ромбически-яйцевидных до треугольно-яйцевидных, 3,5-7 см длины, гладкие (6) Берёза светолюбива , она легко вытесняется более долгоживущими и крупными деревьями.

    Установите соответствие между направлением эволюции и его примерами.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны. К природным образованиям косного вещества биосферы относятся

    1. гранит
    2. скорлупа яиц
    3. речной песок
    4. кварц
    5. известняк
    6. глинистые минералы

    Установите соответствие между приведёнными экосистемами и примерами животными, обитающих в них.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Установите последовательность географического видообразования. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

    1. Отбор в новых условиях среды
    2. Возникновение подвидов
    3. Расселение на новые территории
    4. Географическая изоляция между популяциями
    5. Возникновение новых видов

    В текст «Кровь» вставьте пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.

    КРОВЬ

    Кровь является основной частью внутренней среды. Она доставляет клеткам кислород, питательные вещества, витамины, из клеток уносит ____________(А) и конечные продукты обмена веществ, обеспечивает __________ (Б) связь между всеми органами, регулирует распределение тепла и защищает организм от инфекций. Кровь состоит из жидкой части - ________(В) и клеток различных типов - форменных элементов. Содержащийся в плазме белок________(Г) участвует в процессах свертывания крови, а глобулины -в обезвреживании болезнетворных микробов.

ВАРИАНТ №7

Часть 1

А1. С использованием какого метода было установлено на- следование гемофилии у человека?

1) гибридологического

2) близнецового

3) генеалогического

4) биохимического

А2. О сходстве клеток прокариот свидетельствует наличие в них

2) рибосом

3) плазматической мембраны

4) одной кольцевой молекулы ДНК

А3. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в её состав молекулами

1)гликогена и крахмала

2)ДНК и АТФ

3)белков и липидов

4)клетчатки и глюкозы

А4. Мейоз отличается от митоза

1) наличием интерфазы

2) расхождением хромосом

3) образованием веретена деления

4) образованием гаплоидных клеток

А5. К автотрофным организмам относят

1) головню

2) бактериофага

3)пеницилла

4)хламидомонаду

А6. С неполным превращением развиваются

2) тараканы

3) бабочки

4) муравьи

А7. Парные гены гомологичных хромосом называют

1)аллельными

2)сцепленными

3)рецессивными

4)доминантными

A8. Сколько типов гамет образуется у гетерозиготного быка, имеющего черный цвет шерсти (черный цвет доминирует над красным)?

А9. Какая изменчивость возникает у организмов под влия- нием мутагенов?

1) соотносительная

2) генотипическая

3) групповая

4) возрастная

А10. На рисунке под №3 обозначено

1) размножение амебы

2) почкование дрожжей

3) размножение хлореллы

4) размножение хламидомонады

А11.Рост стебля дерева в толщину происходит за счёт деле-ния клеток

1) древесины

2) сердцевины

4) лубяных волокон

А12. Цветковые растения, в отличие от голосеменных, образуют

1} заростки

А13. К какому типу относят животных, наружный скелет ко- торых содержит хитин?

1) хордовых

2) членистоногих

3) моллюсков

4) кольчатых червей

А14. Позвоночные животные с трёхкамерным сердцем без перегородки в желудочке, объединены в класс

1) пресмыкающихся

2) млекопитающих

3) земноводных

4) хрящевых рыб

А15. Кости скелета человека образованы тканью

1) эпителиальной

2) соединительной

3) гладкой мышечной

4) поперечнополосатой мышечной

А16. Наибольшую подвижность костей в скелете человека обеспечивают их соединения с помощью

1) суставов

2) сухожилий

3) хрящевых прокладок

4) надкостницы

А17. Какую роль играют тромбоциты в крови человека?

1) участвуют в ее свертывании

2) переносят кислород

3) уничтожают бактерии

4) переносят питательные вещества

А18. В каком отделе головного мозга у человека находится центр пищеварения?

1) переднем

2) среднем

3) продолговатом

4) промежуточном

А19. У близоруких людей изображение фокусируется

1) перед сетчаткой

2) на сосудистой оболочке

3) на белочной оболочке

4) за сетчаткой

А20. Увеличение численного состава популяции определяется

1) высокой частотой мутаций

2) разнообразием составляющих ее организмов

3) популяционными волнами

4) преобладанием рождаемости над смертностью

А21. В процессе эволюции расселение вьюрков на разные острова Галапагосского архипелага привело к

1) образованию новых видов

2) обострению конкуренции между особями

3) усилению действия абиотических факторов

4) обострению межвидовой борьбы

А22. Какой пример характеризует приспособленность растений к сезонным изменениям в природе?

1) открытие и закрытие устьиц листа

2) листовая мозаика

3) ярусное расположение в лесу

4) листопад

А23. Какая из движущих сил эволюции человека имеет со- циальную природу?

1) трудовая деятельность

2) изменчивость

3) естественный отбор

4) наследственность

А24. Воздействие на дерево вредителей относят к факторам

1) абиотическим

2) биотическим

3) антропогенным

4) ограничивающим
А25. Какой организм водной экосистемы относится к продуцентам?

1) моллюски

3) водоросли

4) простейшие

А26. Почему загрязнение среды радиоактивными изотопами опасно для организмов?

1) нарушается механизм энергетического обмена

2) нарушаются биоритмы в природе

3) возрастает число мутантных особей

4) возрастает число инфекционных заболеваний

А27. При необратимой денатурации молекул белка происходит

1) нарушение его вторичной структуры

2) разрушение водородных связей

3) нарушение его третичной структуры

4) разрушение пептидных связей

А28. В процессе биосинтеза белка молекулы и-РНК перено- сят наследственную информацию из

1) цитоплазмы в ядро

2) одной клетки в другую

3) ядра к митохондрии

4) ядра к рибосомам

А29. У животных в процессе мейоза, в отличие от митоза, образуются клетки

1) нервные

3) половые

4) мышечные

А30. Снижение веса кур при снижении кормления — пример изменчивости

1) комбинативной

2) модификационной

3) соотносительной

4) соматической

A3I. Выберите формулировку закона гомологических рядов, открытого Н.И. Вавиловым.

1) расщепление по каждой паре генов идет независимо от других пар генов.

2) при моногибридном скрещивании в F 2 идет расщепление признаков по фенотипу 3:1.

3) гены, расположенные в одной хромосоме, образуют одну группу сцепления.

4) генетически близкие виды и роды характеризуются сход-ными рядами наследственной изменчивости.

А32. Гифы гриба, в отличие от корневых волосков,

1) поглощают из почвы воду и минеральные соли

2) выполняют функцию питания
3) состоят из множества клеток

4) синтезируют в клетках органические вещества

А33.Углеводы в организме человека запасаются в

1) печени и мышцах

2) подкожной клетчатке

3) поджелудочной железе

4) стенках кишечника

А34. Давление на барабанную перепонку в ухе человека выравнивается с помощью структуры, обозначенной на рисунке буквой

А35. Целостность вида обусловлена

1) сходными пищевыми потребностями

2) генетическим единством его особей

3) колебаниями численности его особей

4) связями между популяциями разных видов

А36. К отрицательным последствиям создания плотин и водохранилищ на реках можно отнести

1) уменьшение численности хищных рыб

2) обогащение воды кислородом

3) нарушение нереста проходных рыб

4) снижение уровня воды

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести.

Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу порядке возрастания.

В1. Какими свойствами характеризуется модификационная изменчивость?

1) имеет массовый характер

2) имеет индивидуальный характер

3) не наследуется

4) наследуется

5) ограничена нормой реакции

6) размах изменчивости не имеет пределов

В2. . Оптическая система глаза человека состоит из

1) хрусталика

2) стекловидного тела

3) зрительного нерва

4) жёлтого пятна сетчатки

5) роговицы

6) белочной оболочки

В3. В пищевых цепях экосистем

2) часть энергии превращается в тепло и рассеивается

3) вся энергия пищи преобразуется в химическую

4) значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ

5) происходит колебание численности популяций

6) от звена к звену биомасса уменьшается

При выполнении заданий В4−В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В4. Установите соответствие между признаком растения и растением, для которого он характерен.

В5. Установите соответствие между характеристикой клеток крови человека и их принадлежностью к определённой группе.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ГРУППА КЛЕТОК

А) имеют ядро

В) обеспечивают иммунитет

Г) обеспечивают свертывание крови

Д) переносят кислород и углекислый газ

Е) могут активно двигаться

1) Эритроциты

2) Лейкоциты

3) Тромбоциты

В6. Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН

СПОСОБ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ

A) сочный околоплодник

Б) наличие крючочков

B) наличие парашютиков
Г) наличие крылаток

Д) кожура яркой окраски

Е) плоды легкие, мелкие

1) животными

При выполнении заданий В7-В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В7. Установите последовательность перемещения пищи, поступившей в пищеварительную систему человека.

Б) толстая кишка

B)желудок

Г) ротовая полость

Д) пищевод

Е) прямая кишка

Ж)двенадцатиперстная кишка
В8. Установите последовательность процессов при возник-новении жизни на Земле.

A) возникновение ядра в клетке
Б) образование коацерватов

B) образование наружной мембраны в первичной клетке
Г) образование органических соединений

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1−С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 - полный развёрнутый ответ.

С1. Известно, что моллюсков человек использует в пищу, благодаря им получает жемчуг, моллюски являются важными звеньями в пище-вых цепях. А какой вред могут приносить моллюски человеку?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запищите эти пред-ложения без ошибок.

1. К кишечнополостным относятся медузы, гидры, планарии.

2. Кишечнополостные — низшие многоклеточные животные.

3. Для них характерна двусторонняя симметрия.

4. В настоящее время известно около 9 тысяч видов кишечнополо-стных.

5. Кишечнополостные — трехслойные животные

С3. Почему пищу необходимо тщательно пережевывать?

С4. Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.

С5. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦАТ- ГГЦ- ТГТ - ТЦЦ - ГТЦ… Объясните, как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение четвертого триплета нуклеотидов в цепи ДНК? По таблице генетического кода найдите аминокислоты в составе белка.

Генетический код (и-РНК)

основание

Второе основание

основание

С6. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

ОТВЕТЫ ВАРИАНТА №7

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

№ задания

№ задания

Часть 2

Правильно выполненные задания В1-В8 оцениваются следующим образом:

2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка;

0 баллов - допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

№ задания

Часть 3

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

С1. Известно, что моллюсков человек использует в пищу, благодаря им получает жемчуг, моллюски являются важными звеньями в пище-вых цепях. А какой вред могут приносить моллюски человеку?

С1. Элементы ответа:

1) Вредители сельского хозяйства — слизни, виноградные улитки.

3) Моллюск — корабельный червь протачивает ходы в подводных частях деревянных хозяйственных
сооружений, разрушая их.

4) Поселяются на днищах кораблей, снижая их судоходность.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запищите эти пред- ложения без ошибок.

1) К кишечнополостным относятся медузы, гидры, планарии.

2) Кишечнополостные — низшие многоклеточные животные.

3) Для них характерна двусторонняя симметрия.

4) В настоящее время известно около 9 тысяч видов кишечнополо-стных.

5) Кишечнополостные — трехслойные животные

Элементы ответа: о шибки сделаны в предложениях 1, 3, 5.

1- К кишечнополостным не относятся планарии (они относятся к плоским червям)

3-Для кишечнополостных характерна лучевая симметрия.

5- Кишечнополостные — двухслойные животные

С3. Почему пищу необходимо тщательно пережевывать?

Элементы ответа:

1. Хорошо пережеванная пища под влиянием ферментов слюны образует пищевой комок, который

легче проглатывается и проходит по пищеварительному каналу.

2. Хорошо пережеванная пища лучше пропитывается пищеварительными соками.

3. Это ускоряет процесс расщепления сложных веществ до более простых и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу.

С4. Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.

Элементы ответа:

1) Тип окраски - покровительственная - слияние с фоном морского дна;

2) Способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи.

3) Приспособленность не помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов.

С5. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦАТ- ГГЦ- ТГТ - ТЦЦ - ГТЦ… Объясните, как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение четвертого триплета нуклеотидов в цепи ДНК? По таблице генетического кода найдите аминокислоты в составе белка.

Генетический код (и-РНК)

основание

Второе основание

основание

Элементы ответа:

1) Новая цепь ДНК будет: ЦАТ- ГГЦ- ТГТ - ТЦЦ - ТЦЦ - ГТЦ.

2) Структура и-РНК будет: ГУА - ЦЦГ - АЦА - АГГ - АГГ - ЦАГ.

3) Произойдет удлинение молекулы белка на одну аминокислоту.

4) Молекула белка будет состоять из аминокислот: вал - про - тре - арг - арг - глн.

С6. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

Дано: ген-признак

А- пурпурный стебель

а- зеленый стебель

В- красные плоды

в- желтые плоды

Р - пурпурные, красные и зеленые красные

Найти: генотипы родителей -?

Генотипы и фенотипы F1 -?

Соотношение генотипов и фенотипов-?

Решение:

Отсутствие в потомстве расщепления по окраске стебля говорит о гомозиготности родителя с доминантным признаком (АА), а появление желтой окраски плода в потомстве - о гетерозиготности родителей по этому признаку.

Р ААВв х ааВв

Пурп.красн. зелен.красн.

Гаметы АВ, Ав аВ, ав

1) генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды - AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды -aaBb (гаметы aB и аb); генотипы потомства в F 1: AaBB, AaBb, Aabb; соотношение генотипов и фенотипов в F 1: пурпурный стебель, красные плоды - 1AaBB: 2 AaBb
пурпурный стебель, желтые плоды - 1 Aabb.

Единый государственный экзамен, 2018 г.

БИОЛОГИЯ

Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2
содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5
часа (210 минут).
Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр,
число или слово (словосочетание). Ответ запишите по приведённым ниже
образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других
дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Часть 1
Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число
или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа
от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в
бланке образцами.
1 Рассмотрите предложенную схему периодов палеозойской эры. Запишите
в ответе пропущенный период, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Кембрий

2
Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение,
описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное
мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его
полное решение.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указаны. К макроэлементам относятся:
1)
2)
3)
4)
5)

Йод
Вода
Кислород
Сера
Фтор

В соматической клетке рыбы 56 хромосом. Какой набор имеет
сперматозоид рыбы? В ответ запишите только количество хромосом
Ответ: ___________________________

Желаем успеха!

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171204

Единый государственный экзамен
по БИОЛОГИИ

Определите два верных утверждения из общего списка, и запишите в
таблицу цифры, под которыми они указаны. Клеточные стенки у
различных организмов состоят из:
1)
2)
3)
4)
5)

Тренировочный вариант №7 от 04.12.2017

У растений из целлюлозы
У растений из муреина
У грибов из хитина
У бактерий и грибов из хитина
У бактерий из целлюлозы

ПРИЗНАКИ
А) Содержит зелёный пигмент
Б) Состоит из двойной мембраны, тилакоидов
и гран
В) Преобразует энергию света в химическую
энергию
Г) Состоит из двойной мембраны и крист
Д) Обеспечивает окончательное окисление
питательных веществ
Е) Запасает энергию в виде 38 моль АТФ при
расщеплении 1 моль глюкозы

ОРГАНОИДЫ
1) Хлоропласт
2) Митохондрия

Клевер ползучий
Олений мох
Хвощ полевой
Капуста белокочанная
Плаун булавовидный

Установите соответствие между признаками органоида и органоидом, для
которого эти признаки характерны: к каждой позиции, данной в первом

Выберите организмы, размножающиеся семенами. Определите два
верных организма и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны.
1)
2)
3)
4)
5)

Установите соответствие между процессом, происходящих при
сперматогенезе, и зоной, в которой происходит данный процесс: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
ПРОЦЕСС
А) Митотическое деление первичных
половых клеток
Б) Образование диплоидных
сперматогониев
В) Образование сперматоцитов 1-го
порядка
Г) мейотическое деление клеток
Д) образование гаплоидных сперматид

ЗОНЫ
1) Зона роста
2) Зона размножения
3) Зона созревания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

Укажите какой процент детей, будет иметь коричневую шерсть и
нормальную длину ног. Если отец Ааbb, а мать aaBb (А - черная шерсть, а
- коричневая шерсть, B - короткие ноги, b - нормальные ноги).
Ответ: ________________________%

© 2017 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov

Разбор всех заданий: vk.com/biology_100/2018kim07
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171204

БИОЛОГИЯ

Единый государственный экзамен, 2018 г.


которыми они указаны. Для класса земноводные характерно:
1)
2)
3)
4)
5)
6)

Тренировочный вариант №7 от 04.12.2017

Оплодотворение внутреннее
Оплодотворение у большинства видов наружное
Непрямое развитие
Размножение и развитие происходит на суше
Тонкая кожа, покрытая слизью
Яйца с большим запасом питательных веществ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1) Вирус
иммунодефицита
2) Кишечная палочка

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

Установите правильную последовательность этапов развития
печеночного сосальщика, начиная с оплодотворенного яйца. Запишите в
таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Выведение оплодотворенных яиц из организма червя в
кишечник крупного рогатого скота, а затем наружу
2) Прикрепление личинок к водным растениям и превращение их в
цисты
3) Вылупление из яиц в воде микроскопических личинок,
покрытых ресничками
4) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота
5) Внедрение личинок в организм улиток, рост и развитие личинок
в организме
6) Выход личинок из организма промежуточного хозяина в воду

Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой? Запишите в
таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)
2)
3)
4)
5)
6)

Состоит из многоядерных волокон
Состоит из вытянутых клеток с овальным ядром
Обладает большей скоростью и энергией сокращения
Составляет основу скелетной мускулатуры
Располагается в стенках внутренних органов
Сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

© 2017 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov

Разбор всех заданий: vk.com/biology_100/2018kim07
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171204

БИОЛОГИЯ

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Установите соответствие между тканями человека и характерными для
них свойствами, данным в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.

СВОЙСТВА
А) Проводит электрический импульс
Б) Клетки способны к сокращению
В) бывают гладкой и поперечно-полосатой
Г) В клетках может быть несколько ядер
Д) В клетках строго одно ядро
Е) Большинство клеток имеет множество
отростков

Тренировочный вариант №7 от 04.12.2017

ТКАНИ
1) Мышечная
2) Нервная

Прочитайте текст. Известно, что крот обыкновенный - почвенное
млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения,
выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к
описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.

(1) Длина тела животных составляет 18-26,5 см, а масса 170-319 г. (2)
Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на
попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть. (3)
Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это
время самки выкармливают его молоком. (4) Гнездовая камера
расположена на глубине 1,5-2 метра. (5) По долинам рек крот
проникает к северу до средней тайги, а к югу - до типичных степей.
(6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах
поедает слизней, насекомых и их личинок.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

Определите правильную последовательно расположения костей верхней
конечности, начиная от плечевого пояса. Запишите в таблицу
соответствующую последовательность цифр.
1)
2)
3)
4)
5)

Кости пясти
Плечевая кость
Фаланги пальцев
Лучевая кость
Кости запястья

Установите соответствие между ароморфозом хордовых и эрой, к
которой он появился: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
А) Четырёхкамерное сердце у птиц
Б) Костные челюсти у панцирных рыб
В) Лёгочное дыхание у двоякодышащих
рыб
Г) Пятипалая конечность у стегоцефалов
Д) матка и плацента у млекопитающих
Е) Яйцо, покрытое плотной оболочкой, у
пресмыкающихся

НАПРАВЛЕНИЕ
1) Палеозой
2) Мезозой

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

© 2017 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov

Разбор всех заданий: vk.com/biology_100/2018kim07
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171204

БИОЛОГИЯ

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны. Выберите особенности модификационной
изменчивости:

1)
2)
3)
4)
5)
6)

Тренировочный вариант №7 от 04.12.2017

Возникает внезапно
Проявляется у отдельных особей вида
Изменения обусловлены нормой реакции
Проявляется сходно у всех особей вида
Носит адаптивный характер
Передаётся потомству

Установите правильную последовательность появления на Земле
основных групп животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны.
1) Членистоногие
2) Кольчатые черви
3) Бесчерепные
4) Плоские черви
5) Кишечнополостные
Ответ:

Установите соответствие между организмом и трофических уровнем, на
котором он находится в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ

Проанализируйте таблицу «Основные органические соединения».
Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в
списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите
соответствующий термин из предложенного списка.
Основные органические соединения
% в клетке
Функции
Каталитическая,
____________(А)
10-20
энергетическая, сигнальная,
сократительная, защитная
Пластическая,
___________(Б)
Углеводы
энергетическая, запасающая,
опорная
Липиды
1-5
___________(В)
Вещество

ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1) Продуцент

А) Сфагнум
Б) Аспергилл
В) Ламинария
Г) Сосна
Д) Пеницилл
Е) Гнилостные бактерии

2) Редуцент

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

1)
2)
3)
4)
5)
6)

Нуклеиновые кислоты
5-10%
Пластическая, запасающая, защитная
0,2-2%
Белки
Энергетическая, пластическая, запасающая, защитная,
регуляторная

© 2017 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov

Разбор всех заданий: vk.com/biology_100/2018kim07
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171204

БИОЛОГИЯ

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Тренировочный вариант №7 от 04.12.2017

Проанализируйте график рождаемости и смертности в России в
период с 1990 по 2009 годы и сделайте выводы

Для записи ответов на задания этой части (22–28) используйте
БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и
т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко
и разборчиво.

1)
2)
3)
4)
5)

Почему необходимо при повышении температуры тела человека
выше 40 градусов необходимо принимать меры по её снижению? К
каким последствиям это может привести?

Что изображено на картинке? Что обозначено цифрами? Какой
процесс протекает в этом органоиде?

В 1990 году было наибольшее количество родившихся людей
В период с 1990 до 2001 наблюдалось падение рождаемости
В период с 1997 до 2003 наблюдается рост смертности
В период с 1990 до 1999 наблюдается преобладающее снижение
рождаемости
В период с 2000 до 2002 рождаемость росла, а смертность
снижалась
Ответ: ___________________________

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в
соответствии с инструкцией по выполнению работы.

© 2017 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov

Разбор всех заданий: vk.com/biology_100/2018kim07
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171204

БИОЛОГИЯ

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

Тренировочный вариант №7 от 04.12.2017

(1) Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста живых
организмов - вне клетки есть жизнь. (2) Клетка - единая система,
состоящая из множества закономерно связанных друг с другом
элементов, представляющих собой определенное целостное
образование. (3) Клетки всех организмов различны по своему
химическому составу, строению и функциям. (4) Новые клетки
образуются только в результате деления материнских клеток. (5)
Клетки многоклеточных организмов образуют органы. (6) Клетки
многоклеточных организмов имеют полный набор генов, но
отличаются друг от друга тем, что у них работают различные группы
генов, следствием чего является морфологическое и функциональное
разнообразие клеток - дифференцировка.
25

Дана цепь ДНК: ЦАААТГТААЦЦА. Определите: первичную структуру
белка; процентное содержание различных видов нуклеотидов в этом гене
(в двух цепях); длину этого гена; длину белка.
Генетический код (иРНК)
Первое
основание

Третье
основание

Второе основание
У

Фен
Фен
Лей
Лей

Сер
Сер
Сер
Сер

Тир
Тир
-
-

Цис
Цис
-
Три

У
Ц
А
Г

Лей
Лей
Лей
Лей

Про
Про
Про
Про

Гис
Гис
Глн
Глн

Арг
Арг
Арг
Арг

У
Ц
А
Г

Иле
Иле
Иле
Мет

Тре
Тре
Тре
Тре

Асн
Асн
Лиз
Лиз

Сер
Сер
Арг
Арг

У
Ц
А
Г

Вал
Вал
Вал
Вал

Ала
Ала
Ала
Ала

Асп
Асп
Глу
Глу

Гли
Гли
Гли
Гли

У
Ц
А
Г

По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у
покрытосеменных растений?
Какие действия человека приводят к снижению биологического
разнообразия растений?

Длина 1 нуклеотида - 0,34 нм
Длина одной аминокислоты - 0,3 нм
Длина нуклеотида и аминокислоты - это табличные данные, их
нужно знать (к условию на ЕГЭ не прилагаются)
28

© 2017 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov

У супругов Алины и Дмитрия, имеющих нормальное зрение, родились
два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное, но она
родила 3 сыновей, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и её пяти
сыновей зрение нормальное. Первый сын Алины и Дмитрия - дальтоник.
Две его дочери и два сына видят нормально. Второй сын Алины