В помощь школьнику. Все школьные сочинения по литературе

Создавая роман, А. Н. Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: “Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция… , установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I”.
Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.
Другой задачей он считал “выявление двигающих сил эпохи” – разрешение проблемы народа. В центре повествования романа – Петр. Толстой показал процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: “Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи”.
Образ Петра в изображении Толстого очень многоплановый и сложный, показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр – долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол.
Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра стала жизнь.
Азовский поход привел его к мысли о необходимости создания флота, “нарвская конфузия” – к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изобразил важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга.
Толстой отобрал эти события, чтобы показать, как они воздействовали на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он сам активно вмешивался в жизнь, изменял ее, презрев вековые устои, велел “знатность по годности считать”.
Сколько “птенцов гнезда Петрова” объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности!
Используя прием контраста, противопоставляя сцены с участием Петра сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивал общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывал, что только Петр мог встать во главе преобразований.
Но роман не стал биографией Петра I. Толстому также важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создал многоплановую композицию, показал жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян.
Действие развернулось в разных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве.
Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России.
Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служили молодому царю и Отчизне.
“Петр Первый” был начат Толстым в 1929 году, работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году. Роман ценен для нас не только как историческое произведение, но и как культурное наследие. С одной стороны, Толстой использовал архивные документы; с другой – множество фольклорных образов и мотивов, народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ – Петр I – преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Роль личности в истории. (По роману А. Н. Толстого “Петр Первый”)

Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".

Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.

Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа. В центре повествования романа - Петр. Толстой показал процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи".

Образ Петра в изображении Толстого очень многоплановый и сложный, показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол.

Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра стала жизнь.

Азовский поход привёл его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изобразил важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга.

Толстой отобрал эти события, чтобы показать, как они воздействовали на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он сам активно вмешивался в жизнь, изменял ее, презрев вековые устои, велел "знатность по годности считать".

Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности!

Используя прием контраста, противопоставляя сцены с участием Петра сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивал общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывал, что только Петр мог встать во главе преобразований.

Но роман не стал биографией Петра I . Толстому также важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создал многоплановую композицию, показал жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян.

Действие развернулось в разных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве.

Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России.

Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служили молодому царю и Отчизне.

"Петр Первый" был начат Толстым в 1929 году, работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году. Роман ценен для нас не только как историческое произведение, но и как культурное наследие. С одной стороны, Толстой использовал архивные документы; с другой - множество фольклорных образов и мотивов, народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

Урок-спектакль

Тема: История и личность в романе А.Толстого «Петр I»

Цель: показать какую роль играет личность в истории, необходимость петровских преобразований;

Оборудование: мультимедийная система.

Наглядность: портрет писателя и Петра I.

Запись на диске: (о Родине) «… В жизни нет горячее, глубже и освящение чувства, чем любовь к тебе».

«Родина - это движение народа по всей земле из глубины веков»

Музыка: Мусоргский «Богатырские ворота»

Колокольный звон

Ход урока:

(Звучит музыка)

Учитель начинает урок.

Сего месяца 16 дня собрались мы в публичную ассамблею. Для сего дела определили мы хозяйку магистра словесности, а токмо учинили свободный доступ всех, какого бы чина и достоинства, кто ни был:

Матушка- государыня Наталья Кирилловна Нарышкина,

Самодержица всея Руси Софья Алексеевна;

Светлейший князь Александр Данилыч Меньшиков;

Адмирал Франц Лефорт;

Начальник стрелецкого приказа Д.Л. Шокловитый;

Князь Буйнов со своими дочерьми: Натой, Ольгой, Антонидой.

Люди подлого рода:

Иван Бровкин со своими сыновьями: Алешкой и Артомошкой и дочерью Санькой;

кузнец Жомов и Андрей Голиков;

учитель истории Степанова Н.В.

Учитель : Велено в ассамблее к пользе общего блага прилежное старание иметь и себя проявить. Гостей зело потчевать и речами умными занимать.

Сегодня мы собрались благодаря А.Толстому, который написал роман, ставший вершиной исторической романистики и его творчества. Взор к авторской теме он обратил в 1917 году, под влиянием событий, решительно менявших облик России. В 1929 году – первая книга вышла в свет, в 1934 году – вторая. В те годы он поставил одну из важных проблем: и о роли личности в истории, которая будет волновать и нас сегодня – это становление личности Петра I и его роли в судьбе страны.

Когда начинаешь читать роман, то видишь, что автор выражает свое отношение к Петру I через героев, их движения, действия, слово. Поэтому и мы не будем нарушать эту авторскую традицию, и сегодня на нашей ассамблее герои будут говорить сами, а мы только слушая их, постараемся понять, каким же был Петр I и закономерны ли и необходимы преобразования.И какова его роль в судьбе страны.

Меньшиков: Ваша правда, сударыня. Не раз говорил я Петру Алексеевичу: «Молчи, терпи». А он мне: «Они меня зарежут, я знаю». «Да зря Вы чай так-то думаете», - успокаивал я его. А он все одно: «Сонька, подколодная змея. Милославская саранча алчная. И сабли и копья не забуду. С крыльца меня скинуть хотели, да народ страшно закричал. Они меня ядом травили, с ножом подсылали, - и все повторял - Проклятые.»

Софья: Не успели оглянуться, подрос волчонок. Перевернуться бы ему на потешном корабле.

Шакловитый: Выходили волчонка, ему лихое дело начать. Ждите его на Москве А еще шепчут в Преображенском « мол сильный царь подрастает. А царевна моя только трет спиной горностай»

Софья: Сильный царь. Да какой же он царь, который бросает на полуслове читать Апостола, торопливо крестится запачканными в чернила пальцами и несется нетерпеливо по лестнице своими косолапыми ногами, пугая старух в темных углах Преображенского дворца.

Учитель истории:

Однако перемены мог осуществить только просвещенный монарх. Знавший наверняка, что и как нужно делать. Образованность и просвещенность Петра была двоякой. С одной стороны он лишь в 15 лет узнал о 4 правилах арифметики, а грамотно излагать на бумаге свои мысли затруднялся до конца жизни. Он не раз сокрушался о своем плохом образовании.

С другой стороны, лишенный тогдашнего хорошего, но строго церковного образования, ради того, чтобы не стал слишком умным, он самостоятельно воспитывал и образовывал себя на светский лад. Сам подыскивал себе учителей, сам находил нужный выход своим способностям, был сообразительным и достойным учеником, доходивший до всего своим пытливым умом.

Какую же Россию получил Петр в наследство?

Читает учитель литературы из произведения отрывки : «Царская казна пощады не знает. Что ни государственный наказ, новые деньги- кормовые, дорожные, дани и оброки. Себе много ли перепадет? И все спрашивают с помещика – почему ленив выколачивать оброк. А с мужика больше одной шкуры не сдерешь. Истощало государство при покойном царе Алексее Михайловиче, от войн, от смут и бунтов».

И вот ночь без сна… удивить- то он удивил, а что ж из того? Какой была, сонной, нищей, не поворотной, - такой лежит Россия.

Какой там стыд… черт привел царем в такой стране родиться!

Историк: Страницы романа красочно рисуют нам картины допетровской России.

Феодальная, крепостная, с отсталой экономикой, устаревшей системой государственного управления, лишенная выхода в Балтийское и Черное моря, не имеющая регулярной армии и флота, с патриархальной культурой- Россия требовала энергичных и незамедлительных перемен. Она ждала своего часа. И час России пробил в лице молодого, энергичного, не вписывающегося в привычные рамки, царя Петра.

Меньщиков: Эх! Все-таки я расскажу, как я с молодым царем впервые познакомился.

Сидел наш мин херц по лопухом. Помню, его тогда сказал он нам с Алешкой Бровки – «сижу от баб прячусь». Алешка шепнул мне тогда, что это царь. Сначала мы оробели и хотели бежать. А тут я возьми и скажи: « Ты не наш ли царь». А ты удивился нашей смелости. «Ну– царь. А тебе, что!» А я ему: «Раз царь, сбегай, принеси пряник - принесешь, одну хитрость покажу».

Я взял иглу и протащил ее через щеку. Пристально, не улыбаясь, глядел он на меня. И тут его любопытство взяло верх. Петр решил сам попробовать, смело сказав: «Дай-ка иглу!». Быстро это проделав, радостно закричал: «Не хуже тебя, не хуже!». Забыв о нас, побежал он к дворцу видимо учить бояр иглу протаскивать. Поистине, царское было любопытство.

Лефорт: О, молодой Петр Алексеевич хотел все узнать, это похвально! Помню, как при нашей первой встрече я показал, как работает мельничное колесо, ткацкий стан, музыкальный ящик Ивана Монса. Гер Питер смотрел на все широко округлившимися глазами, понял и спрашивает: «А это зачем? А это как устроено?» Да, молодой Петр Алексеевич хотел все узнать! Позже Петр Первый пригласил старика Картера Бранда, хорошо понимавшего морское дело и знавшего математику.

Буйносов: Математику «Поставлена Москва без математики, и жили слава богу 500 лет без математики лучше нынешнего». До чего знания царя довели. С подлым народом работал и жил бок о бок и за трапезой кусок хлеба делил. Не царское это дело! Вот давеча гонец с депешей прискакал. И думает, где его нашли. В кузне Жомова.

Жомов: Слышу про кузню мою речь.

Буйносов: Вот. Легок на помине.

Жомов: Жаден был до работы Петр Алексеевич. Бывало кричу ему: « Не ленись, подавай. Что же ты! Давай!»

А он мне: Есть. А глаза счастливые, подмигивает мне. Справный помощник был, да и силой бог его не обидел.

Шакловитый: Хорош государь! Потный, в грязной белой рубахе, в парусиновом фартуке, с мазками копоти на лице. Да еще с клещами.

Буйносов: Да, еще позволяет командовать собой, всякой черни.

Жомов: Я Вам так скажу: «Все равно Петр Алексеевич великий государь, а кузнечное дело знал, дай бог каждому»

Шакловитый: Хорош государь! С утра до вечера по верфям, кузням, мастерским мотается, да в чертежи глаза таращит. Мало ему самому жизни такой, да еще и за детей наших взялся. Вот указ: «50 лучших московских дворян собрать, отправить за границу учиться математике, фортификации, кораблестроению и прочим наукам» (оглядел всех, увидел Артомошку)

Бровкин: Намедне Петр Алексеевич зашел к нам и говорит: «Иван приведи сына». А Артамошка мой чуть побледнел. А потом без запинки, как горохом осыпал, (тащит сына) Ну скажи, что ты государю ответил

Артамошка: Разумею по – французски и по – немецки, пишу и читаю способно. Ich kann französisch und deutsch.Ich lese und schreibe begabt.

Бровкин: Переведи, народу не понятно.

Артамошка: Я сказал, государю (повторить фразу)

Бровкин: Петр Алексеевич аж рот разинул, стал его целовать, хлопать ладонью пхать и тащить на себя (целует). Ну спасибо Иван за подарок… Вот теперь за границу едет учиться.(воет тетка)

Историк: С помощью учителей- иностранцев, образы которых предстают перед нами на страницах романа(Лефорта Тиммермана, Брандта) Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерийской и фортификационной наук! Узнал правила возведения крепостей, мог управляться с астролябией. Тяга к техническим знаниям, мастеровым, практическим занятиям была свойственна его натуре и крепла под влиянием деловых и практичных иностранцев.

Все это пригодилось ему впоследствии. Подобные знания и навыки он накапливал всю жизнь. Он подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того от других.

… Буйносов: Откуда вонище? Опять кофей варят?

Шакловский: (с иронией) Царь-государь приказал боярам и боярышням с утра кофей пить.

Буйносов: Знаю… Не скаль зубы…(под музыку Мусоргского «Богатырские ворота» вносят кофе).

Лефорт : Откушайте, гости дорогие!

Меньшиков: Мин херц не только кофей пить приказывал, а надысь приказал и зубы чистить.

Буйносов: Не буду!!! (Вскакивает)

(Появляются дочери - Наталья, Ольга и Антонида. Смеются, отдают реверанс.)

Антонида: Здравствуй, батюшка! (мать встает) Сядьте,мутер …

Буйносов: Чего сь кофей не хочу сегодня. Прихватило на крыльце, что ли …Крепкого бы сейчас.

Наталья: У вас, фатер, один разговор каждое утро – водки.

Буйносов: Молчи, кобылище.

Учитель: Культура! Вопрос, который всегда волновал Петра. Сударыни, я вижу уроки культуры Петра Алексеевича пошли вам на пользу. А ведь помнится мне, как господин Сидней говорил Петру Алексеевичу: «Жизнь русских женщин в теремах подобна жизни животных». Петр Алексеевич с иным уровнем культуры еще столкнулся в немецкой слободе. Вспомните, Алексей Данилович, как вы сказали, впервые посетив слободу:

« Мать честная! Вот живут чисто!»

Еще более резкий контраст культурного уровня обнаружил Петр при посещении курфюрстов. И здесь А.Толстой очень образно показал, что русскому царю не хватало должного культурного уровня в общении.

Но все же пишет А.Толстой… курфюрстины были в восторге...(зачитывается отрывок из текста)

Шакловский: В храме орал как в кабаке.

Учитель: Есть правда в ваших словах. Но правда и в том, что Петр видел эти недостатки и пытался бороться с ними. И все начинал с себя.

Санька: Бонжур, принцесс! (поведение семьи Буйносова см. в тексте) Надысь от моего Васи письмо получила (лезет в корсаж, достает письмо) .

Буйносов: Что пишет? Про государя что описывает?

(Санька читает письмо по слогам)

«Сашенька, здравствуй, мой свет, на множество лет…,У нас в Воронеже вот такие дела. Скоро флот будем спускать в Дон. Гер Питер тебе кланяется. Он во все дни в трудах. Работает на верфи как простой. Сам и гвозди, и скобы кует. Зело всех торопит, людей загонял. Но флот построил…»

Историк: (Историческая справка о русском флоте)

Учитель: Петр Алексеевич с детства был любознательным.

Наталья Кирилловна: Да, да! Петенька, сын мой и любознательным был и играть был горазд – мог сутки без сна, без еды играть во что ни попало, было бы шумно, весело потешно - стреляли бы пушки били барабаны. Помню! Как- то я выглянула в окно и увидела, как по двору бежал Петенька, спотыкаясь от торопливости. За ним- долговязые парни из дворцовой челяди,- с мушкетами и топориками на длинных древках.

Они испуганно глядели на бегущего вприскочку царя, потому что забыли как нужно играть. Не по его - так убьет, в кого только был нрав у него горячий?

Софья: Волчонок!

Лефорт: (засмеялся) Помню, при обучении пот е шных войск Симоном Зоммером, который был строг, что даже Гер Питер вытягивался, со страхом выкатывал глаза, проходя мимо.

Да, шутки шутками, крепость- потешная, но при случае в ней можно было отсидеться.

Историк: А потешные полки со временем превратились в прекрасно обученных и профессиональных солдат. Ничем не уступающих европейским.

Именно эти потешные полки: Семеновский и Преображенский были единственными, кто не дрогнул при Нарве и не обратился в бегство. Поражение было сокрушительным. Но Петр из этого вынес хороший урок и укрепился в желании создать армию нового строя:

1.Он ввел систему рекрутских наборов. С 1699 – 1725 г. Провели 53 набора, давших более 284 тысяч человек.

2. Военно - морской и сухопутный уставы.

3. Перевооружение.

4. Мануфактуры.

Меньшиков: Всю зиму Петр провел между Москвой, Новгородом и Воронежем (где шла напряженная стройка кораблей для черноморского флота). В Москву было свезено 90 тысяч пудов колокольной меди. Начальником работ по отливке новой артиллерии назначен знаток горного дела старый думный дьяк Виниус. При литейном заводе в Москве он учредил школу, где 250 детей боярских, посадских и юношей подлого рода, но бойких, учились литью, математике, фортификации и гиштории. Не хватало красной меди для прибавки к колокольной,- Петр послал Виниуса в Сибирь – искать руду. В Льеже … закуплено было 15 тысяч новейших ружей, скорострельные пушки, подзорные трубы, страусовые перья для офицерских шляп. В Москве работали 5 суконных и полотняных мануфактур… От зари до зари шли солдатские ученья…

Буйносов: От этой войны, само собой, ждать нечего, кроме конечного разрушения… Как пить дать, швед побьет наше войско, и еще татары, давно этого дожидаясь, выйдут ордой из Крыма, полезут через Оку…

Историк: Северная война разрешила одну из важнейших исторических задач - был завоеван выход в Балтийское море. Это создало необходимые условия для дальнейшего экономического и культурного развития России и способствовало укреплению ее позиций в мире.

Учитель: Невольно вспоминаются строки из поэмы А.С. Пушкина. (учащийся читает отрывок из поэмы «Медный всадник» от слов …Далече грянуло ура… до слов…И счастья, баловень безродный, Полудержавный властелин…)

Меньшиков: Да, Мин Херц умел разглядеть в людях талант во благо Отечества. Мне пророчили должность шута.

Иной раз соберутся генералы, инженеры, думают, как сделать то-то и то-то, уставятся в планы, Петр от нетерпения грызет заусеницы, я уже тянусь из-за чьего-нибудь плеча и – скороговоркой, чтобы не прогнали:

Так это же надо вот так делать- проще простого.

У Петра вспыхнут глаза:

Верно!

А возьмите вы подполковника Бровкина. А ну, Алексей Иванович, расскажи с чего ты начал.

Бровкин: Я никогда не забуду этот день, когда ты привел меня к Петру Алексеевичу и сказал «прикажи показать барабанную ловкость… Петр Алексеевич только сумел произнести «ух ты!» С этого все и началось.

(На фоне панорамы битвы через мультимедийную систему)

Голиков: И я благодарен Петру Алексеевичу за все, что он для меня сделал. Долго искал я с ним встречи и показал таки я свое искусство.

Изобразил я как-то углем на штукатурной стене на завитых пеной волнах 2 шведских корабля в пушечном дыму, окруженные лодками, с которых русские солдаты лезли на абордаж. Все было изображено правильно. Петр Алексеевич разобрал даже Александра Даниловича с пистолетом и шпагой, лезущего по штурмовому трапу. И узнал себя, стоял он тогда под самой неприятельской кормой, на носу лодки, кричал и кидал гранаты.

«Ну и ну,» - проговорил он тогда и сказал: «Эдак я тебя в Голландию пошлю – учиться.»

Учитель: (читает отрывок из текста) Здесь, на краю земли, у отвоеванного морского залива, за столом у Меньшикова сидели люди новые,- те,что по указанию царя Петра: « отныне знатность по годности считать»- одним талантом своим выбились из курной избы, переобули лапти на юфтевые тупоносые башмаки с пряжками и вместо горьких дум: «За что обрекаешь меня, господи, выть с голоду меня на холодном дворе?» - стали, так вот, как сейчас, за полными блюдами, хочешь не хочешь,думать и говорить о государском. Здесь были братья Бровкины, Федосий Скляев и Гаврило Авдеевич Меньшиков – знаменитые корабельные мастера,Терентий Буда, якорный мастер, да Ефим Тараканов – преславный резчик по дереву и золотильщик.

За столом были и не одни худородные: по левую сторону руки Петра Алексеевича сидел Роман Брюс – математик и читатель книг, так же как и брат его Яков»

Поистине, перед нами национальный герой, подчинивший всю свою жизнь и деятельность судьбе державы. Жизни людей порой он не щадил, но он не щадил и своей жизни. И причиной - то его тяжелой болезни и смерти явилось спасение утопающих в ледяной воде моряков. И, наверно, не случайно, как Пушкин так и А. Толстой видели в Петре Первом прежде всего героя – реформатора и преобразователя России.

Действительно, « в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе»(к Родине)

Итог урока: (беседа с учащимися) Каким был Петр, можно ли назвать его личностью и национальным героем?

Учитель: Итак, перед нами неординарная,своеобразная личность, которая формировалась в труднейших исторических условиях и тем не менее сумевшего сделать великие преобразования.

Нашу ассамблею мне бы хотелось закончить вновь колокольней звонницей, символизирующей мир, счастье, очищение души человеческой.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по теме «Почему Петру Первому удались все его преобразования?»


Создавая великий роман, А.Н.Толстой, стремился представить его не в свете исторического рассказа о властвовании царя, а показать ход истории России в зависимости от деяния главного героя – Петра Первого. Основной задачей, автор, поставил раскрытие роли личности в ходе истории, и ее влияние на будущее. Каждая страница романа акцентирует внимание на взаимном влиянии сильной личности и эпохи.
Во главе угла стоит весомая историческая личность Петр Первый. Но автор рисует его не как царя, который управлял страной, а показывает его как простого человека, которому предстоит принять немало сложных решений. Толстой показывает, как формируется личность Петра, какие испытания ему пришлось пройти, чтобы обрести силу духа и нравственные ориентиры.
Образ, который рисует нам автор, показывает главного героя как многогранную личность, которая находится в постоянном развитии. Петр никогда не хотел останавливаться на достигнутом. Он снова и снова ставил перед собой цели, которые отчаянно добивался. В этом я вижу силу его личности и несокрушимость духа.
Начало романа знакомит читателя с робким мальчишкой, который претендует на престол. Уже с детства Петру приходилось сталкиваться с постоянной борьбой, упорно идти к своей цели. Это воспитало в главном герое стойкость духа и терпеливость. Приближаясь к середине романа, Петр уже выглядит, как уверенный муж России, готовый служить на благо Родины. Он уже обуздал многие тонкости царского дела и является отличным дипломатом, бесстрашным полководцем.
Роман А.Н.Толстого, рисует самые важные события в жизни России, которые стали следствием мудрых решений Петра. Он учился у жизни, быстро усваивая все уроки. Главный герой выглядит как проводник в новую жизнь, он открывает новые горизонты для народа, дает ему возможности для развития.
Автор показывает не только как сама эпоха влияет на главного героя, Толстой так же указывает, что Петр вмешивается в привычное течении жизни и готов менять его на благо народа и Родины. Его характер становится все более закаленным, рассудок все более холодным, а сердце все более горячим.

А. Толстой проблему "личность и история" решает несколько в ином ключе, чем решал в свое время Л. Толстой в "Войне и мире". Если для Л. Толстого народ - главная движущая сила истории, то А. Толстой, признавая значение народа в реализации реформ, все же основную преобразовательную роль отводит сильной личности. Он рисует Петра человеком великим, прогрессивным, хотя и жестоким. Но жестокость царя писатель оправдывает объективными причинами: старозаветная Русь противилась всяким изменениям, не допускала ничего нового в свои устои.

А. Толстой показывает жизнь Петра с детских лет. Впервые Петра-мальчика мы видим во время стрелецкого мятежа. Впечатление от жестокости стрельцов, подстрекаемых к бунту, осталось у него на всю жизнь. "Ужас далеких детских дней" не однажды возвращался к Петру, вызывая припадки истерии и жестокости.

Характер царя Петра формируется постепенно. Из долговязого, угловатого подростка вырастает волевой, требовательный, настойчивый государственный деятель. Юношей он мог хитрить, чтобы добиться своей цели, притворяться, но став царем, Петр приобретает прямолинейность, жестокость. Он казнит не сотнями, а тысячами тех, кто выступает против его преобразований.

Юный Петр создает потешное войско, строит себе кораблики - и это не просто игра. Он примеривается к настоящей армии и настоящему флоту. Недаром князь Ромадановский проницательно замечает, что потешное войско лучше подготовлено, чем вся русская армия.

Петр был натурой деятельной, а не созерцательной. Он сам постоянно находится в движении и приводит в действие все вокруг себя. Он строит флот, казнит стрельцов, идет в поход против Швеции. Петр ставит перед собой задачи небывалых масштабов: он хочет открыть России выход к Черному и Балтийскому морям, сделать ее могучей морской державой. А. Толстой подчеркивает глубоко патриотический характер деятельности Петра, стремящегося "прорубить окно в Европу", вывести Россию на мировой уровень.

Петр - человек одаренный, трудолюбивый. Он по-своему демократичен: не боится "черного" труда, овладел четырнадцатью ремеслами, с уважением относится к мастеровым людям. Петр приближает к себе не по принципу знатности происхождения, а по деловым качествам. Однако "демократичный" царь строит свои реформы на костях народа, на безудержной эксплуатации и угнетении.

А. Толстой показывает Петра не только государственным деятелем, но и человеком с присущими ему слабостями и отрицательными чертами. Петр вспыльчив, не остановим в своих желаниях, необуздан и страшен в гневе. Вместе с необходимыми прогрессивными реформами он внес в русскую жизнь и много негативного, породившего дурные привычки: курение, шумные попойки, нарушение супружеской верности. Человеческие слабости Петра проецируются на его государственную деятельность. Нетерпение, жажда стремительных перемен толкают Петра разрушать варварские обычаи отсталой страны варварскими же способами (бритье бород, насильно вводимые ассамблеи, запрет на ношение национальной одежды).

Образ Петра I написан А. Толстым зримо, объемно. Совершенно очевидно, что писатель выступает как апологет петровских реформ и Петра как выдающейся личности, чья деятельность оправдана историей.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Личность и ее роль в судьбе страны (по роману «Петр Первый» А. Н. Толстого) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой. 2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе? А. Толстой в 1930-е годы увидел в
    Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер", - объяснял свой интерес к истории А. Толстой. Подступами к большому историческому роману о петровском времени были рассказы "Наваждение", "Первые террористы. Извлечения из дел Преображенского приказа",
    Проза Война и мир. Том первый История создания романа "Война и мир" Анализ текста Психологические приемы, использованные в романе Наташа Ростова после смерти князя Андрея Критика о романе "Война и мир" Н. Н. Страхов Н. А. Бердяев В. В. Вересаев Темы сочинений "Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого" "Дети в изображении Л. Толстого" "Познавательные сказки Л. Н. Толстого" "Рассказы Льва Толстого о животных" "Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны"
    1. Какая проблема является основной в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Самозванство в России Б. Народ как главная сила истории В. Купечество как созидающая сила Г. Личность и история Д. Свобода личности 2. Какие события русской истории отражены в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Восстание стрельцов Б. Поход Грозного на Казань В. Крымская война с татарами Г. Битва на Чудском озере 3. Как трактуется личность царя в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Как антихриста Б. Как безумца В. Как трагического одиночки Г.
    В помощь 7-м классам при подготовке к Круглому столу по теме «Культурные преобразования Петра I. Кто он, Пётр I, «созидатель» или «разрушитель»? Все 7-ые классы самостоятельно (По желанию) делятся На 5 групп. Каждая команда готовит материал заранее. Это может быть книжка-раскладушка, презентация, работа в виде плаката, коллажа, и проч. Каждой группе выделяется время на ответ и раскрытие темы до 4 минут. 1 группа носит название «Внешность и характер Петра I» Нужно представить краткую характеристику внешности
    По горизонтали: 5. Редактор газеты “Общее дело”, один из персонажей романа “Эмигранты”. 6. Первый роман трилогии “Хождение по мукам”. 9. Имя главного героя романа “Похождения Невзорова, или Ибикус”. 11. Один из главных героев трилогии “Хождение по мукам”. 12. Воинское звание А. Н. Толстого. 15. Главный герой рассказа “Егорий - волчий пастырь”. 18. Повесть писателя о героике гражданской войны, написанная в 1928 году. 19. Персонаж повести “Приключения Растёгина”. 20. Реальная историческая
    Проблема соотношения роли личности и роли народа в историческом процессе занимала многих русских писателей. О роли личности в истории писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Он отводил главную роль в истории народу, а Личность лишь выражала устремления сотен тысяч людей и не играла самостоятельной роли. Эта же проблема стала одной из центральных в романе А. Н. Толстого, но его взгляд отличался от взгляда Льва Толстого. Алексей Толстой писал,