В. Кандинский. Точка и линия на плоскости (Опыт описания символа). Знаменитые картины василия кандинского Василий Кандинский. От юриста к художнику

«Федотов» - К. П. Брюллов. Карикатуры. Федотов Павел Андреевич. Последний автопортрет. Сватовство майора. Пословица. Полотна Федотова. Из истории кадетских корпусов России. Федотов - живописец. Интересное творчество. Свежий кавалер. Кадет Федотов. Вдовушка. Факты жизни Федотова. Портрет Н.П. Жданович за клавесином.

«Марк Шагал» - "Влюбленные. Влюбленные Сент-Поль де Венс Les amoureux de St-Paul-de-Vence 1958. "Летящая повозка" 1913, Время. 1911. Марк Шагал. Зеленый скрипач 1923. Музыка Music 1962. День рождения 1915. Прогулка." Холст, масло. 1917г. Семья La famille 1969 - 1971. Автопортрет Self-Portrait 1914.

«Васнецов» - Картины. Аленушка. Передвижники. Биография. Иван-Царевич. Третьяковская галерея. Воспоминания сына художника. Богатыри. Передвижная выставка. Краткая биография художника. Васнецов. Выбор картин. Три царевны подземного царства. Витязь на распутье. Громадный холст. Жанровый живописец. Папенька былины по памяти читает.

«Добужинский художник» - Каунас.Весна. Триумфальный успех выпал на комедию «Месяц в деревне »Тургенева. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Семёновка. Титульный лист к «Слову о полку Игореве». 1950. Странствующий энтузиаст. Обложка к повести Н. Лескова «Тупейный художник». 1922. Строки биографии. Добужинский Мстислав Валерианович.

«Валерий Брюсов» - Картины в доме Брюсова. Дом В.Я.Брюсова. Имеет большой и малый концертные залы, библиотеку, студию звукозаписи и др. Том вмещает в себя 15 веков! армянской поэзии. Коллекция включает в себя библиотеку, собрание живописи, графики и рукописи поэта и писателя В.Я.Брюсова. Вся культура Серебряного века очень глубоко связана с российскими и зарубежными традициями.

«Кандинский» - Первые картины. Потоп. Василий Васильевич Кандинский. Импрессия 3. Концерт. 3. Композиции. Из книги Кандинского «О духовном в искусстве». Последний период творчества: треугольник, квадрат, круг. Абстракционизм. Абстрагирование - один из основных способов нашего мышления. Василий Кандинский 1866-1944.

16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский – всемирно известный русский художник и сильнейший теоретик абстракционизма.
К 30-ти годам он отказался от перспективной карьеры юриста и начал брать уроки рисунка и живописи, чтобы потом возглавить авангард Европейского абстракционизма. Был гоним как в России, так и в Германии, но продолжал развивать своё видение абстракционизма как «конкретного искусства».

Василий Кандинский. От юриста к художнику

Василий Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве в семье успешного коммерсанта. Когда Василию было пять, семья переехала в Одессу. Мальчик хорошо учился, посещал уроки музыки и живописи.

В 1886 году по воле родителей Василий поступил в Московский университет на юридический факультет и блестяще его окончил. В 1893-м стал доцентом и начал преподавать. Но, однажды посетив выставку французских импрессионистов в Москве, его так потрясла работа Клода Моне «Стога сена», что перспективный в 1996-м Василий Кандинский отказался от места профессора юриспруденции Дерптсокого университета и отправился в Мюнхен - эпицентр европейского искусства.

Василий Кандинский. Мюнхен - становление и творческие поиски

Прибыв в Мюнхен, 30-летний Кандинский опять приступил к учёбе - брал уроки у югославского художника Антона Ажбе. В 1900-м году - со второй попытки поступил в Мюнхенскую академию художеств. Студент делал успехи, и даже опережал учителя по смелости использования цвета, за что тот «наказывал» его годом чёрно-белой гаммы, дабы цвета не отвлекали молодого художника от изучения формы как таковой.

"Ахтырка. Тёмное озеро". 1901

Перемены коснулись и личной жизни художника. Он расстался с первой женой Анной Чемякиной и завязал отношения с молодой художницей Габриэль Мюнтер, с которой они вместе путешествовали по Европе, занимались живописью, участвовали в выставках.

Василий Кандинский. «Фаланга», «Синий всадник» и другие творческие объединения

Будучи личностью гиперактивной и находясь в постоянном поиске, Кандинский один за другим создавал художественные объединения. Ещё в 1901-м году он основал в Мюнхене художественное объединение «Фаланга», при котором функционировала Школа, в которой сам же он и преподавал. Выставки участников «Фаланги» проходят трижды в год на протяжении четырёх лет. В 1909-м Кандинский вместе с коллегами создал «Новое объединение художников». Параллельно сотрудничал с Московским товариществом художников, участвовал в выставках «Бубнового валета». В 1911-м году вместе с художником Францем Марком организовал группу «Синий всадник», акцентом творчества которой было «выявление ассоциативных свойств цвета, линии и композиции».

Василий Кандинский. Обратно в Россию и новая любовь

Начало Первой мировой войны вынудило Кандинского , как гражданина России, вернуться на родину. Подруга Габриэль остаётся в Мюнхене. Но спустя год с небольшим 50-летний художник знакомится по телефону с 17-летней высокообразованной дочерью русского генерала Ниной Андреевской. Влюбляется сначала в её голос, а после встречи - они уже не могут расстаться, женятся в 1917-м году. Вопреки осуждению окружения, Нина оставалась верной женой Кандинского почти 30 лет, до самой его смерти. Их единственный сын Всеволод умер ещё в детстве.

Василий Кандинский . "Смутное". 1917

До 1921-го года супруги пытались жить в новой стране. Кандинский даже работал в Наркомпросе, участвовал в организации двадцати провинциальных музеев, разрабатывает особые учебные планы для Института художественной культуры и Высших художественно-технических мастерских, соответственно со своей теорией живописи. Но давление системы становилось всё сильнее, нападки коллег - всё агрессивнее, и Кандинские решили переехать из Москвы в Берлин.

Василий Кандинский. Берлин и «Баухаус»

После переезда в Германию в 1921 году, Василия Кандинского приглашают преподавать в передовую по тем временам Высшую школу строительства и художественного конструирования - Баухаус, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи.

Василий Кандинский . "Секущая линия". 1923

Но усиление правых партий привело к закрытию Баухауса. Повторная попытка открыть его в Дессау натолкнулась на масштабную кампанию национал-социалистов, что привело к окончательному закрытию школы в 1932-м году. Вместе с картинами других художников, работы Кандинского были уничтожены борцами против «дегенеративного искусства».

"Решительный розовый". 1932

Василий Кандинский. Последние годы в Париже

Спасаясь от нацистских гонений, супруги Кандинские переехали во Францию и селятся в новом доме в предместье Парижа - Нейи-сюр-Сен. Вписаться в парижский культурный контекст оказалось непросто - абстрактная живопись там воспринималась холодно, особенно иностранная. Поэтому Кандинские уединяются в новом доме, художник много и вдохновенно работает, называя этот период своего творчества «поистине живописной сказкой».

Умер Василий Кандинский в 1944 году, похоронен на кладбище Нейи.

В 2007-м году в России была учреждена ежегодная Премия Кандинского , которую присуждают художникам, которые своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве.

«В.В.Кандинский – за горизонтом» Автор Соло К.О. 4 курс ИЗО зо « Василий Кандинский – за горизонтом» Василий Кандинский - один из крупнейших художников XX века, экспрессионист, создатель теории "абсолютной живописи", положившей начало абстрактной живописи, определивших лицо нашего времени (Кандинский, Шагал, Пикассо, Дали...). С "Абстрактной акварели" Кандинского (1910 г.) начинается история современного абстрактного искусства. В. Кандинский родился в Москве в 1866 г.,получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871г., окончил Московский Университет, изучал экономику и право. В 1896 году получил место профессора юридического факультета знаменитого Дерптского университета, однако, в тридцать лет он решает оставить научную карьеру и полностью посвятить себя живописи. Оглядываясь назад, Кандинский находил, что два события этого периода перевернули его жизнь: встреча с картиной "Стог сена" К. Моне на французской импрессионистической выставке, открывшейся тогда в Москве, и впечатление от оперы Р. Вагнера "Лоэнгрин" в Большом театре. Клод Моне « Стог сена в солнечный полдень» В.Кандинский « Без названия(первая абстрактная акварель)» 1910 г. Кандинский переезжает в 1896 году в Мюнхен и учится в лучших художественных школах (школе Ашбе, Мюнхенской Академии), занимается теорией искусства. Помимо занятий в школе, он прослушал курс анатомии, ежедневно писал натурные этюды. Он много путешествует и ищет свой стиль в живописи. Ранний Кандинский - самый неожиданный. Темы разные: древнерусские, рыцарские, восточные - через откровения абстракции становящиеся импрессиями, импровизациями и композициями (так сам разделял он свои произведения). Многие годы Кандинский жил в Мурнау - маленьком городке в предгорьях Альп - и темы Мурнау из сияющих пейзажей переходят в абстрактные образы. В.Кандинский «Мурнау» 1909г. Русский музей Лондон Абстракционизм как художественное направление, с его идеалами и методами, имеет философским обоснованием интуитивизм Бергсона с его учением о «жизненном порыве» как первооснове всего существующего, постигаемом только «интуицией», энергетизм Оствальда с его идеей о первичности энергии относительно материи (вещества) и антропософию Штейнера с ее концепцией скрытых экстраспиритуальных способностей. Согласно философии абстракционизма, духовная энергия космоса, являющаяся основой мироздания, рождает порядок из хаоса и не может проявиться в устойчивых вещественных предметах. При этом В. В. Кандинский подчеркивал, что духовность связана с выражением внутреннего мира человека, который наиболее адекватно раскрывается в беспредметных формах, так как предметность – это искушение бездуховным материализмом. Поэтому идеалом мироздания становится здесь совокупность дематериализованных явлений, т.е. освобожденных от вещественного субстрата. В них указанная космическая энергия, так сказать, бьет ключом, проявляя себя явно. Символом этой энергии у В. В. Кандинского стала синяя лошадь, а впоследствии круг. Таким образом, речь идет об отказе изображения предметов, но не свойств. В.Кандинский «Всадник Святой Георгий» 1916г. В 1911 году Кандинский организует в Мюнхене сообщество художников "Синий всадник", в которое входили: Франц Марк, Аугуст Маке, Давид Бурлюк, Арнольд Шенберг, композитор и художник. Однако, в 1914 году начинается война, Кандинский возвращается на родину. В 1920-30-х гг. имя Кандинского становится всемирно известным. Его провозглашают теоретиком нового, абстрактного искусства. Выставки художника проходят почти ежегодно в Европе и Америке, теоретическая работа "Точка и линия на плоскости", опубликованная в 1926 г. в Мюнхене, переведена и издана на многих языках мира. После закрытия фашистами Баухауза в 1933 г. Кандинский переезжает во Францию и поселяется в местечке Нейи-сюр-Сен. Здесь он думал найти временное убежище, но обрел постоянный дом, который оказался для него и последним. Наивысший расцвет абстрактной живописи приходится на 40-50-е годы ХХ в., когда художники стремились уйти от мрачной реальности военных потрясений в мир, далекий от всего этого. Абстрактное искусство в этом случае стало бегством от реальности именно по тому, что реальность оказалась источником исключительно отрицательных эмоций. Отрешенный человек находил в беспредметном мире духовное забвение, очищение и успокоение. В.Кандинский «Секущая линия» 1923г. Согласно абстракционистскому идеалу, абстрактная картина только тогда сможет выполнить свое назначение, когда будет содержать в себе беспредметность и независимость выразительности художественного образа от положения картины в пространстве. Но появление такого радикального направления в живописи, как абстракционизм, явилось закономерно подготовленным некоторыми факторами: во-первых, существовала древняя тенденция к беспредметности (а тем самым и к бессюжетности) – византийское иконоборчество, исламская арабеска и т.д.; во-вторых, в ходе развития европейской живописи наметилась тяга к постепенному абстрагированию от сюжета (и предметности вообще). Схема воздействия цвета на зрителя По мнению В. В. Кандинского, абстрактная картина проникает в глубины человеческой психики, в глубины человеческого духа с помощью чисто живописной композиции, которая через краски и форму порождает музыкальное звучание живописи (свой контрапункт). Оранжевый цвет, например, звучит как «Ода радости», как сила, пробуждающая в человеке богатство его бытия, лимонный обладает кислым вкусом, белый холод. Не менее сильно воздействует форма. Круг, квадрат, треугольник в сочетании с краской рождают композицию картины, которая звучит в зависимости от: 1) увеличения или уменьшения и 2) сдвинутости и направления формы. Эти принципы эстетики В. В. Кандинский пытался реализовать в искусстве. Как известно, он глубоко изучал иконопись и народный лубок, впитав в себя важнейшие художественные принципы того и другого, творчески развив их. Рассматривая «Троицу» Андрея Рублева, мы заметим, что ее композиция построена не только по кругу, но что в ней использован и принцип треугольника, направленного вершиной кверху (прием передачи спокойствия и устойчивости в композиции), при этом вершина треугольника уходит за пределы иконы, что вызывает чувство особой возвышенной духовной умиротворенности, устойчивости, равновесия и покоя. Андрей Рублев «Троица» У В. В. Кандинского мы читаем: «Большой остроконечный треугольник, обращенный кверху, – вот каков вид духовной жизни. Весь треугольник движется медленно, почти незаметно, вперед и вверх…» Принцип сдвинутости формы В. В. Кандинского также связан с древнерусской культурой. В «Троице» Андрей Рублев желая обратить особое внимание зрителя на чашу, являющуюся идейным центром изображения, и на среднего ангела… сместил чашу и руку, на нее указующую, несколько вниз и вправо от центра иконы, а голову среднего ангела несколько влево от основной вертикали построения», создав тем самым особое звучание темы милосердия и любви. Круг доминирует во всех картинах двадцатых годов. Порой он даже вытесняет все другие формы, как в знаменитой картине "Несколько кругов" (1926), которая вызывает ассоциацию с полетом пестрых мыльных пузырей. Свое внимание к кругу Кандинский объяснял так: «Сегодня я люблю круг, как раньше любил, например, коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня». В круге он находил «связь с космическим», восхищался «напряжением, несущим в себе бесчисленные напряжения», при этом он испытывал «сильное чувство внутренней силы круга». В.Кандинский «Несколько кругов» 1926г. В.Кандинский открыл новые горизонты в искусстве, создал новое направление основанное на особом мировоззрении, разработал теорию абстрактной живописи. Многие художники 1930-х годов последовали за ним в мир абстракции, существующий параллельно с реальным миром, но и этот новый мир не менее реален. Мы его видим, ощущаем вкус, чувствуем радость, наполняемся энергией космоса. Кандинский до самого конца не усомнился в своем "внутреннем мире", мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм мертворожденным; они возникали из воли к содержательности и жизненности.

П оговорили с искусствоведом Кириллом Алексеевым о том, как современному зрителю понять Кандинского .

- Почему Кандинский все еще важен сегодня?

В начале ХХ века два художника - Кандинский и Малевич - заложили основы современного искусства. Малевич создал геометрическую абстракцию, Кандинский - органическую. Влияние этих концепций современный человек ощущает все время. Причем если раньше преобладало в основном наследие Малевича (геометричность - в архитектуре, в дизайне), то сейчас начинает доминировать органика. Например, творчество недавно скончавшейся Захи Хадид тоже растет из этого корня.

- В чем Кандинский был новатор?

Он выступал за идею смешивать все со всем, за синтез искусств. Кандинский соединял живопись и музыку. Он не только писал полотна, в которых будто оживала музыка, но и создавал сценические композиции с танцами и пантомимой, в либретто которых была подробно записана световая партитура. Эти как бы театральные постановки и названия имели говорящие - «Зеленый звук», «Желтый звук». То же - в его картинах: он использовал энергичные цвета и пастозные мазки (с явно выраженным направлением), чтобы создать ощущение движения, кипящей направленной энергии.

Василий Кандинский. Секущая линия, 1923 год

Василий Кандинский. Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами. 1913 год

- Насколько сильно было влияние Кандинского?

В тот период Россия с точки зрения искусства была крайне передовой страной. Покинув ее, Кандинский поселился в Германии и дал ее искусству прививку этого новаторства, встряхнул его. Он создал ключевую немецкую художественную группу «Синий всадник». Вокруг него собирались не десятки, а сотни людей - подражателей, учеников. Импульс, который он задал, огромен.

- Рисовать «как Кандинский» легко любому?

Кандинский на аукционах - весьма дорогой художник, и некоторым бы, конечно, хотелось, чтобы подделывать его было легко, однако это не так. Уж не говоря о том, что он чуть ли не единственный русский художник-авангардист, у которого есть свой каталог-резоне. И все появляющиеся ниоткуда картины, которых в этом каталоге нет, крайне подозрительны. Главное - то, что кажущаяся беспорядочность абстракций Кандинского на самом деле весьма логична и продуманна (например, абсолютно зеленый цвет у него равен средним тонам скрипки, а светло-красный - фанфарам с призвуком трубы). И воспроизвести это, не будучи самим Кандинским, невозможно.