В этот день был открыт памятник Александру III. Памятник александру третьему П трубецкой памятник александру 3

Памятник открыт 23 мая 1909 г. на Знаменской площади, 9 ноября 1994 г. установлен во дворе Мраморного дворца. Скульптор П. П. Трубецкой. Материалы: бронза - скульптура; гранит серый, полированный постамент.

Памятник императору Александру III первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», строительство которого начато при Александре III. Заказчиком памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897-1906 гг. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III - в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трёх метров высотой, был сделан по проекту арх. Ф. О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ.
23 мая 1909 года в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт; богослужение возглавлял митрополит Антоний.

После Октябрьской революции, в 1919 г. с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало», отражавшее советскую идеологию:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Предпоследний самодержец всероссийский
Александр III.

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был заключён в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».
В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады памятник был защищён мешками с песком. После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея.
В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия. В 1994 года конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался Музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 г. стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).

В 1994 году известный немецкий художник-концептуалист Шульт (H.A.Schult - на фото слева) установил на освободившееся после броневика Ленина место перед Мраморным дворцом композицию "Век мотора", которая представляла собой мраморный Форд Мондео. Форд простоял недолго, до замены его памятником Александру III.

Памятник Александру III – конная статуя Царя-Миротворца, имеющая весьма непростую судьбу.

Изначально скульптура находилась на Знаменской площади. Конкурс на создание проекта памятника был инициирован лично Николаем II. Из многочисленных работ авторитетная комиссия выбрала макет скульптора П. Трубецкого.

Отливка статуи началась в 1899 году, ею руководил известный итальянский литейщик Э. Сперати. Постамент высотой в 3 метра выполнил из красного гранита архитектор Ф. Шехтель.

Работа над статуей продолжалась вплоть до 1909 года. Чтобы создателям было удобнее, власти разрешили построить на Невском проспекте литейную мастерскую. Трубецкой в процессе подготовки к литью основного памятника изготовил 8 моделей, из которых четыре были выполнены в натуральную величину. Также скульптор отлил 2 копии монумента.

Уже на подготовительном этапе будущий памятник подвергся критике. Увидев макет скульптуры, брат Александра III заявил, что он видит перед собой карикатуру. Все работы могли быть остановлены, если бы статуя не приглянулась вдове императора, увидевшей в ней близкое сходство с мужем.

Монумент Александра III сильно отличается от памятников, которые в России принято было возводить государям. Трубецкой изобразил императора по-простому, без парадного лоска, лести и приукрашиваний. Человек с большим животом, в простой бараньей шапке и грубой одежде, сидит на коне-водовозе: самодержец получился похожим на городового.

Скульптура является точным отражением творческой методики Трубецкого, который считал, что в портрете должны присутствовать черты, свойственные изображаемому человеку.

Николая II памятник разочаровал. Царь даже планировал отправить скульптуру для установки в Иркутск. Тем не менее, под давлением вдовствующей императрицы, государь разрешил разместить статую в Петербурге.

Установка монумента прошла в 1909 году и была приурочена к юбилею основания Александром III Транссибирской магистрали. Трубецкого на церемонию открытия не пригласили.

Народ отнесся к статуе прохладно. Скоро шутники сочинили юмористический стишок, в котором гранитный постамент сравнивался с комодом, конь-водовоз – с бегемотом, а император – с обормотом в шапке.

Пришедшие к власти большевики не стали церемониться со скульптурой. Бронзовый щит с надписью в честь царя был демонтирован, а на его место поместили доску с издевательскими стихами поэта Демьяна Бедного, в которых Александр III был назван «пугалом».

В 1937 году монумент был демонтирован и отправлен в запасники Русского музея. Постамент был раздроблен на несколько кусков для установки на них бюстов.

В 1994-ом году было принято решение о реставрации монумента и установки его перед входом в Мраморный дворец. Здесь скульптура и стоит до сих пор.

Наиболее важная заслуга Императора Александра III (1845 - 1894) заключается в том, что за все годы его царствования Россия не вела войн, он доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при котором не было ни одной войны. За это он и получил свое прозвание "Миротворец". Другой значительной заслугой Императора является основание Великого Сибирского железнодорожного пути от Санкт-Петербурга до Владивостока.

25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника Императору Александру III - Державному основателю Транссибирской магистрали. Окончание строительства дороги предполагалось в 1902 году и к этому же году намеревались приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (ныне - Московского) вокзала. Заказчиками памятника были Император Николай II и члены царской семьи.

Предпочтение отдали проекту итальянского скульптора П.П. Трубецкого - сыну князя П.И.Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции, и американки Ады Винас. Приехав в Россию 1897 - 1906 годах, Паоло Трубецкой стал одним из членов-учредителей общества "Мир искусства". Сам он, как скульптор, создал несколько памятников: Л. Толстому и А.С. Пушкину, но прославился именно созданием памятника Александру III. П.Трубецкой был первым и наиболее последовательным представителем направления импрессионизма в скульптуре.

Для работы над памятником была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалёку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии, которая длилась восемь лет, Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Великий князь Владимир Александрович видел в "модели Трубецкого карикатуру на его брата". Однако вдовствующая Императрица нашла вполне выраженным портретное сходство скульптуры и способствовала завершению работ над монументом. Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с Императором. Моделью коня служил собственный конь Александра III.

По первоначальной идее по бокам постамента должны были размещаться сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда. Но впоследствии скульптор от них отказался.

Отливка памятника осуществлялась в Петербурге итальянским мастером-литейщиком Э. Сперати, специально приглашенным из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура Императора - в мастерской литейщика К.Робекки, а фигура коня - на Обуховском сталелитейном заводе.

Пьедестал более трёх меров в высоту был выполнен из валаамского красного гранита, по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: "ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".

На Знаменской площади под памятник был создан сложный фундамент. Создание бронзового памятника Александру III обошлось казне в 1 200 000 рублей.

23 мая (5 июня н.ст.) 1909 года памятник был освящён и торжественно открыт. На церемонии присутствовал Император Николай II. Богослужение возглавлял митрополит Антоний (Вадковский). По желанию сына Александра III императора Николая II на постаменте создали надпись: "Любящий сын - возлюбленному отцу".

Мнения о памятнике были очень противоречивыми.

В городе бытовало мнение, что памятник Александру III предполагали установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, и потому он создан таким массивным и тяжеловесным. Считалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.

При жизни Император Александр III отличался недюжинной физической силой и исполинским ростом: 193 см. Он голыми руками ломал монеты и гнул подковы, а с годами сделался ещё более коренастым и громоздким. С.Ю. Витте писал о нём: "По наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти".

В.В. Розанов в своей статье "Paolo Trubezkoi и его памятник Александру III " так описывает впечатление от памятника: «Конь уперся... Голова упрямая и глупая. Чуть что волосы не торчат ежом. Конь не понимает, куда его понукают. Да и не хочет никуда идти. Конь - ужасный либерал: головой ни взад, ни вперед, ни в бок. "Дайте реформу, без этого не шевельнусь". - "Будет тебе реформа!"... Больно коню: мундштук страшно распялил рот, нижняя челюсть почти под прямым углом к линии головы. <...> голова у коня упрямая и негениальная, "как мы все", "как Русь", как "наша интеллигенция". - "Пустите к свету!" А хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы. Между хвостом - или, лучше сказать, "недостатком хвоста" - и злой, оскаленной головой помещено громадное туловище с бочищами, с ножищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет, и Трубецкой... явно рисовал не лошадь, а черт знает что! "Вдохновение", бессознательность!.. Именно так и нужно было: ну, какой "конь" Россия, - свинья, а не конь. <...> Трубецкой <...> посадил упрямую, злую, почти ослиную голову ("уперлась вниз по-ослиному") на громадную полулошадь, полу... Бог знает что... Помесь из осла, лошади и с примесью коровы...
<...>"Ничего не поделаешь, - говорит Всадник, - никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь"... Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его "стиль", как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, - ту "единую душу", которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди...
<...>Упрям конь и ни под шпорами, ни под музыкой не танцует. На сем "чудище облом" царственно покоится огромная фигура, с благородным и грустным лицом, так далеким от мысли непременно кого-нибудь задергивать, куда-нибудь гнать. Хотя "ведь нужно же куда-нибудь ехать"... Между добрым, "благим предначертанием" Всадника и злым конем с раскрытою пастью есть какое-то недоумение, что-то несоответствующее. Конь, очевидно, не понимает Всадника, явно благого, предполагая в нем "злой умысел" всадить его в яму, уронить в пропасть. Конь так туп, что не видит, что ведь с ним полетит и всадник туда же, и, значит, у него явно нет "злого умысла", не может его быть.
<...> видя, что конь храпит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и недвижно. Так все это и остановилось, уперлось...»

Парный монумент Императору был установлен в другой части Транссибирской магистрали - в городе Иркутске. Сибирский монумент был уничтожен при советской власти.

После революции об основателе важнейшей транспортной артерии страны предпочитали не вспоминать. В 1919 году на мраморном постаменте памятника было выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало". В 1927 году, к десятилетию Октября, монумент был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись " СССР ". В ночь на 15 октября 1937 года, под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту, монумент был разобран и передан на склад. Хотя к тому времени трамваи по площади ходили уже тридцать лет и скульптуру не задевали.

В 1939 году памятник передали Государственному Русскому музею. Монумент переместили в Михайловский сад. Во время блокады работники музея создали вокруг памятника защитные сооружения из бревен и мешков с песком. Во артобстрела памятнику пришлось пережить прямое попадание снаряда, но это прошло для него бесследно.

После Великой Отечественной войны в 1950 году из разобранного на блоки постамента изъяли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. Монумент был виден через чугунную решетку, благодаря чему, был прозван в народе "узником".
В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак.
В 1990 году вновь открыли.
В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец (филиал Русского музея). Ранее в Мраморном дворце размещался музей В.И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик "Враг капитала" (ныне перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск). Новым постаментом памятнику Александру III послужил пьедестал "ленинского броневика". В данный момент памятник Императору является музейным экспонатом и внесен в федеральный реестр музейных ценностей.

В 2013 году министр культуры Владимир Мединский предложил вернуть памятник Александру III на историческое место. Из вероятных мест размещения памятника были названы также Конюшенная и Троицкая площадь.

После обсуждения в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, перенос памятника на площадь Восстания был отвергнут, а перенос на Конюшенную посчитался несвоевременным.

Адрес: Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1.
Ближайшие станции метро: Невский Проспект (выход на Гостиный двор и Садовую улицу).


Двор Мраморного дворца. Фото 2014 г.

Памятник Императору Александру III во дворе Мраморного дворца. Фото 2014 г.

"...я увидел... массивного всадника, с знакомыми очертаниями лица, на замечательно некрасивой лошади" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника. Голова лошади.

Фрагмент памятника.

"Конь уперся... Голова упрямая и глупая. Чуть что волосы не торчат ежом... не хочет никуда идти" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника.

"Огромно, могуче, некрасиво, безобразно даже. И отрубленный хвост, - до чего нужен этот отрубленный хвост!.."
"...Зад, - главное, какой зад у коня!" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника. Лошадь.

"...не конь, а "чудище обло"...." (В.В. Розанов)

"Тут все мы, вся наша Русь от 1881 до 1894 года, - чаяния, неуклюжие идеалы, "тпрр-у", "стой" политики и публицистики, в которой и я так старался, бывало... Да и все мы, сколько нас!!.. Боже, до чего это верно! До чего это точно! " (В.В. Розанов).

"«Ничего не поделаешь, - говорит Всадник, - никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь»... Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его "стиль", как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, - ту "единую душу", которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди, - что, смотря лишь на эти части фигуры в бронзе, вспоминаешь и его взор..." (В.В. Розанов).

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

"...монумент Трубецкого, - единственный в мире по всем подробностям, по всем частностям, - есть именно наш русский монумент. И хулителям его, непонимающим хулителям, ответим то же, что простой Пушкин ответил на "великолепные" рассуждения Чаадаева: "Нам другой Руси не надо, ни другой истории".
Некрасивы наши матушки родные: и стары, и в болезнях, и без наряда, а ни на кого мы их не променяем. Вот и все". (В.В. Розанов)

Памятник Александру III. Вид со стороны набережной.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Паоло Трубецкой сын князя П.И.Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции, и американки Ады Винас, родился в Италии.

Активно заниматься лепкой П.Трубецкой начал в Милане и с 1886 года он экспонировал свои работы на выставках в Венеции, Милане, Риме. В 1897 году Трубецкой был приглашен преподавать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, к этому времени он уже был известным скульптором. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже П.Трубецкой наряду с Роденом был удостоен высшей награды Гран-При.

Приехав в Россию, он стал одним из членов–учредителей общества «Мир искусства». За годы работы в Москве и Петербурге скульптором были созданы многие образы Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.И.Шаляпина, но памятник Александру III стал самым известным из них.
25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника императору Александру III-основателю Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Окончание строительства дороги намечалось на 1902 год. К этому же году хотели приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (Московского) вокзала. В конкурсе приняли участие известные скульпторы и архитекторы той поры.

Паоло Трубецкой, живший в это время в Москве, предложил первоначально эскиз статуи сидящего Александра III (отлив в бронзе ГРМ), но во втором туре скульптором были предложены два варианта конных монументов, значительно отличались лишь пьедесталы.

Так на одном из эскизов пьедестал выглядел, как дикая скала, на которой возвышался конный памятник.

К большому огорчению Трубецкого, Император Николай II одобрил второй вариант, с пьедесталом работы Шехтеля, четырехугольный в плане, на двух сторонах которого помещались сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда (впоследствии скульптор отказался от них).

Н ебольшой эскиз конной статуи, исполненный Трубецким в 1905 году, отлитый в бронзе хранится в Павловском дворце-музее. Он и был переведен в масштаб памятника, лишь с небольшими изменениями.

Императрица Мария Федоровна нашла фигуру всадника похожею–Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П.Пустов. Тяжеловесный першерон, так подходящий для его могучей стати, по свидетельству современников, был любимой лошадью императора. Отливка памятника осуществлялась мастером–литейщиком Э.Сперати, которого специально пригласили из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора-в мастерской К.Робекки, конь-на Обуховском сталелитейном заводе. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Серьезные подготовительные работы были проведены на Знаменской площади, был создан сложный фундамент. Торжественное открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года.

Появление памятника в городе стало подлинным событием, современники давали ему противоречивые оценки. Помимо восторженных отзывов, были резко отрицательные.

Сам П.Трубецкой говорил:«Отрицательное отношение ко мне со стороны публики, я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизною... Оно тем более понятно, что Петербург вообще не привык к новому слову в этой области искусства…Ставят мне еще в упрек толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжелую лошадь, считаясь с богатырской фигурой Царя…».

П.Трубецкой был первым и наиболее последовательным представителем импрессионизма в скульптуре. Эти тенденции ярко проявились в его станковой скульптуре и в жанре портрета. Но здесь скульптор намеренно отказался от своего импрессионистического пластического языка. Монумент стал своеобразной антитезой «Медному всаднику ».

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Вместе с тем, можно согласиться и с той точкой зрения, что талантливый скульптор обратился к национальной теме. Александр III представлен в образе богатыря-мощного и спокойного. Под стать седоку и конь.

Самой главной заслугой Александра III перед Отечеством является то, что за все годы его царствования Россия не вела войн. Александра III доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при котором не было ни одной войны. За что и получил свое прозвание "Миротворец".

На рубеже веков скульптура искала иные пути развития-не классицистические. Результатом подобного поиска пластического языка и стал монумент, испытавший много критики в свой адрес.


В первые послереволюционные годы судьба памятника была печальной. В 1919 году на пьедестале было выбито четверостишие Д.Бедного и над ним надпись:


ПУГАЛО

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В ночь на 15 октября 1937 года монумент был разобран и передан на склад. В 1939 году памятник передали Государственному Русскому музею, монумент был перемещен в Михайловский сад .

Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому–Корсакову. В 1953 года монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея.

В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В конце 1990-х конный монумент Александру III был установлен у Мраморного дворца . Сегодня не исключена возможность возвращения памятника на историческое место, в связи с реконструкцией территории площади Восстания.

Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия., СПб., 2004 Памятник Александру III скульптор Паоло Трубецкой. PALACE EDITION. Государственный Русский музей., СПб., 1994 . © Е. А. Паршина, 2009

Памятник основателю Сибирской железной дороги, предпоследнему российскому императору Александру III, внешне ничем не напоминает статую члена властвующей царской семьи. Несмотря на это, сотни туристов посещают его ежегодно, вспоминая стих, который появился вслед за монументом:

Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.

История возникновения памятника

Еще до окончания работы по строительству Транссибирской магистрали в 1916 году Александр III, ее основатель, стал чуть ли не живой легендой. В честь этого торжественного события Николаем II и другими членами императорской семьи было решено возвести памятник. Автором ожидаемого величественного монумента стал миланский скульптор П.П. Трубецкой.

Работы по моделированию и созданию монумента длились с 1899 по 1909 год. Специально вблизи Александро-Невской лавры был построен павильон, где автор П. Трубецкой создавал модели-прототипы будущего памятника. После открытия весной 1909 года архитектурное сооружение обсуждалось больше других городских событий.

Еще бы, вместо царственного мужественного императора люди увидели обычного простолюдина, совсем не похожего на державного основателя Великого Сибирского пути. Несмотря на это, памятник продолжал в прямом смысле радовать горожан своим видом до 1937 года, когда его демонтировали и убрали в запасники Русского музея. Лишь в 90-е годы XX века интересная статуя Александра III возвысилась у входа в Мраморный дворец.

Интересное в истории памятника

Помимо множества насмешливых стишков, памятник Александру III окутан многочисленными историями и интересными фактами:

  • Князь Владимир Александрович, брат АлександраIII, еще в процессе строения монумента усмотрел в модели карикатуру на облик своего брата и хотел отказаться от услуг итальянского скульптора. Но вдова императора Мария Федоровна настояла на завершении работы.
  • В начале военных действий 30-40-х годов XX века, чтобы сохранить скульптуру, сотрудники Русского музея всеми силами пытались вырыть яму и опустить бронзовое сооружение в нее, но из-за тяжести монумента ничего не получилось. Тогда появилась идея просто засыпать статую песком, обшить досками и укрыть бревнами. Несмотря на все проделанные манипуляции, памятник стал единственным местом, куда прямо попал артиллерийский снаряд. Что интересно – постамент выстоял и полностью уцелел.
  • Несколько раз памятник планировали переместить, но все неудачно. В 2013 году тогдашний министр культуры В. Мединский предложил перенести архитектурное строение на Троицкую или Конюшенную площадь.

Ходят слухи, что скоро памятник все-таки переедет на свое прежнее место - Знаменскую площадь (площадь Восстания). Однако официальных заявлений на этот счет сделано не было и сам монумент сегодня можно найти возле Мраморного дворца.