В чем заключается счастье для наташи. Сочинения по русскому языку и литературе. Вступительное слово учителя

Наташа Ростова на пути к счастью План. Знакомство с Наташей. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи. Дорогая цена испытаний. Наташа – воплощение любви. Счастье. Вывод. Знакомство с Наташей.

В начале перед нами тринадцатилетняя девочка “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка”.

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

Наташа полна внешнего и внутреннего движения. Такая бурная жизнь проявляется в ней, когда мы встречаемся с ней в Отрадном: “… Да посмотри ты, что за прелесть! Ах, какая прелесть!”. На наших глазах Наташа растет, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве ее натуры, в ее “переполненности жизнью”.

Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

Наташа – дворянка, аристократка. Из своего семейства она более всех наделена “способностью чувствовать оттенки интонаций взглядов и выражений лица”. Она всем существом своим близка к народу и его поэзии.

“Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка”. В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему народному, и ее русская талантливость, артистичность ее натуры.

“Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненных, а сундуки сносить в кладовые”. Этот поступок Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает таким же важным, как и действия солдат, но он боится назвать этот поступок патриотическим.

Дорогая цена испытаний.

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за состояния страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.

Наташа – воплощение любви.

“Сущность ее жизни любовь?”. Особенно сильно сказалось это, когда были получены известия о смерти Пети. “Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни всякую секунду, как будто со всех сторон обнимала графиню”.

Счастье.

В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, свое место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической парой своей жизни: “Черты лица ее определились и имели выражения спокойной мягкости и ясности”, но в ней не было того огня оживления.

Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни.

Вывод.

Я восхищаюсь ею, ее одаренностью, ее чуткостью и тонкой интуицией, богатством ее душевных качеств, ее душой и “открытостью душевной”, ведь душа – это самое главное в человеке.

1. Знакомство с Наташей.

2. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

3. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

4. Дорогая цена испытаний.

5. Наташа – воплощение любви.

6. Счастье.

Знакомство с Наташей.

В начале перед нами тринадцатилетняя девочка “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка” .

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

Наташа полна внешнего и внутреннего движения. Такая бурная жизнь проявляется в ней, когда мы встречаемся с ней в Отрадном: “… Да посмотри ты, что за прелесть! Ах, какая прелесть!” . На наших глазах Наташа растет, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве ее натуры, в ее “переполненности жизнью” .

Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

Наташа – дворянка, аристократка. Из своего семейства она более всех наделена “способностью чувствовать оттенки интонаций взглядов и выражений лица” . Она всем существом своим близка к народу и его поэзии.

“Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка” . В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему народному, и ее русская талантливость, артистичность ее натуры.

“Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненных, а сундуки сносить в кладовые” . Этот поступок Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает таким же важным, как и действия солдат, но он боится назвать этот поступок патриотическим.

Дорогая цена испытаний.

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за состояния страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.

Наташа – воплощение любви.

“Сущность ее жизни любовь?” . Особенно сильно сказалось это, когда были получены известия о смерти Пети. “Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни всякую секунду, как будто со всех сторон обнимала графиню” .

В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, свое место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической парой своей жизни: “Черты лица ее определились и имели выражения спокойной мягкости и ясности” , но в ней не было того огня оживления.

Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни.

Я восхищаюсь ею, ее одаренностью, ее чуткостью и тонкой интуицией, богатством ее душевных качеств, ее душой и “открытостью душевной” , ведь душа – это самое главное в человеке.

В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» затрагивается множество важнейших проблем всех времен. Четыре тома творения великого русского писателя вмещают в себя, казалось бы, весь мир, со всеми его тяготами, радостями и бедами. Проблема счастья является одной из центральных проблем романа. Каждый из героев много перенес и желает наконец-то стать счастливым. Более подробно и понятно описана в произведении жизнь Наташи Ростовой, молодой графини.


В самом начале, когда мы впервые знакомимся с Наташей, мы видим ее в тринадцатилетнем возрасте. Тогда этот маленький «казачок» совершенно не ведая бед, проблем и горя, живет счастливо в любящей семье, в окружении близких людей. Наташа радуется всему. Что видит вокруг, она беззаботна, легка и молода. Первое действие происходит в доме Ростовых, где празднуются именины Наташи. Первая любовь, вот, что встречает Наташа этим вечером. Это Андрей Болконский. Но отношениям пока не суждено сложиться, ведь Андрей намного старше Наташи и у него есть жена. Позже, после смерти Лизы Болконской, Андрей все-таки влюбляется в Наташу, казалось бы, эта любовь будет жить вечно.
Но возлюбленные не смогли сохранить свои отношения. Отец Андрея был против его женитьбы на Ростовой и приказал сыну ждать год, а после уже венчаться. Но этот год стал переломным, как в отношениях Андрея И Наташи, так и в их жизнях в целом.
Поддавшись соблазнам Наташа думает, что влюбляется в Анатоля Курагина и чуть не сбегает с ним за границу. Андрея произошедшее потрясает на столько, что он решает разорвать все связи с Наташей и никогда о ней больше не вспоминать.
Они долго не виделись до того момента, как раненного Андрея Пьер Безухов привез к Ростовым, так как все, чего хотел Андрей – это увидеть перед смертью Наташу. Они проводят несколько дней вместе, Наташа ухаживает за раненым Болконским, но он умирает, умирает у нее на руках.
Смерть любимого человека, смерть брата Пети, война – эти события превратили маленькую веселую девочку Наташу, во взрослую девушку, которая прошла через множество испытаний.
Свое счастье Наташа находит рядом с Пьером, у них появляются дети, семейное счастье. Несомненно, эти отношения нельзя сравнить с любовью Наташи и Болконского, но, я считаю, что девушка все-таки обрела свое счастье. Счастье иметь семью детей, мужа. Все ее близкие были рядом с ней именно поэтому ее можно назвать счастливой, не смотря на то, что счастье это далось очень дорого.

План, тезисы-цитаты по теме

«Наташа Ростова на пути к счастью»

1. Знакомство с Наташей.

«Черноглазая, С большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».

Том 1, ч. 1, гл. VIII, Х, XVI-ХVlI, ч. 3, гл. VI. Том II, ч. 1, гл. Х-ХII, ХV.

2. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда, душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, натужиться надо,- и полетела бы. Вот так!» «В обращении своем с матерью Наташа высказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что, как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко».

Том II, часть 3, гл. ХII-ХVII, XIX.

    Какими чувствами переполнена Наташа на своем первом балу? Почему князю Андрею ср·азу понравилась Наташа? Что главное в Наташе: разум или чувство?

3. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.


«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,- эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приемы... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка».

«- ,Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе!- закричала она (Наташа - И. Ф.).- Они остаются!..

Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже...

Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые».

Том II, часть 4, гл. VII. Том III, ч. 3, гл. XVI.

    Как танцует Наташа и что удивляет в ее пляске зрителей? Поступки Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает такими же важными, как и действия солдат. Почему? Почему он избегает называть эти поступки патриотическими?

4. Дорогая цена испытаний.

«Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее.

«...ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце».

«О, подлая, бессердечная порода!» (Пьер о семье Курагиных).

Том II, ч. 4, гл. IX-X, ХIII; ч. 5, гл. VI-XXII. Том IV, ч. 4, гл. II.

    Как переносила Наташа разлуку с князем Андреем? Только ли она виновата в своей измене? Что вывело Наташу из состояния отключенности от жизни? Как она изменилась после нравственного потрясения и болезни?

5. Наташа - воплощение любви.

«Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

Том III, ч. 3, гл. XXXII. Том IV, ч. 1, гл. XIV-XVI; ч. 4, гл. I-III.

    Чем достигается особое настроение сцены свидания Наташи со смертельно раненным князем Андреем? (Лексика, интонация, детали в портретной характеристике действующих лиц, эпитеты и прочее) . Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: «Сущность ее жизни любовь»?

6. Счастье.

«Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но, так как все силы душевн"ые ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она и не могла себе представить и не видела никакого интереса в представлении о том, что было бы, если б было другое».

Эпилог, ч. 1. гл. X-XII, XVI.

    Вытекает ли перемена Наташи в эпилоге из логики развития ее характера в романе-эпопее?
    Какова роль Наташи в семейной жизни? В чем она нашла свое счастье? Как вы относитесь к этой роли Наташи, к ее пониманию счастья? "

Главная > Урок

Терентьева М.В., учитель I квалификационной категории

МОУ «СОШ № 5» г. Губкинский, ЯНАО

Урок - диспут «В чем счастье Наташи Ростовой?»

(По роману Л.Н.Толстого «Война и мир») (2 часа)

Подготовка к уроку. Вопросы к диспуту (Вывешиваются за 2-3 недели до урока).
    Как вы понимаете, что такое счастье? Назвать счастливые моменты в жизни Наташи Ростовой. С какой стороны в эти моменты раскрывается Наташа? Как через природу показано счастливое состояние Наташи? Назначение Наташи в жизни по Толстому? В чем тайна очарования «некрасивой девочки»? Близка и понятна ли вам Наташа Ростова? Современна ли Наташа Ростова? Какие черты героини нужны нам с вами?
Индивидуальные, парные, групповые задания по усмотрению учителя. Можно заранее проговорить в классе, какие моменты жизни Наташи будут названы счастливыми, или ребята уже во время диспута будут называть эти моменты. Дать на пару или группу конкретный момент жизни с целью отыскать доказательства «за» и «против» этого счастливого момента. Можно одним предложить искать «за», другим – «против». Счастливые моменты: детство, в Отрадном, на балу, в театре, у дядюшки, отъезд из Москвы во время войны, любовь к А.Болконскому, А.Курагину, отношения с Пьером, в эпилоге. Оформление.
    Портреты-иллюстрации Наташи Ростовой Записи на доске (Записи до времени закрыты)
    Словарь.
- Счастье – чувство, состояние полного высшего удовлетворения. - Счастливый – 1. Полный счастья. 2. Приносящий счастье. И.С. Ожегов. Толковый словарь русского языка 2) Эпиграфы. - Сущность ее жизни – любовь… Л.Н.Толстой - Нет больше счастья, Чем отдаться людям, И высекать огонь В груди у бубен – И ничего не требовать взамен. Паул Михня - За счастье твое мне не страшно в огонь… Весна Парун Ход урока. I – Объясните, как вы понимаете слова из стихов Паула Михни или Весна Паруна - Как ВЫ понимаете, что такое счастье? Насколько сказанное важно для вас? Открывается словарная статья из И.С. Ожегова - Что значит: «Полный счастья» и «Приносящий счастье»? - Когда станем говорить, в чем счастье Наташи Ростовой, нам будут важны оба определения к понятию «счастливый»? II. - Итак, какие моменты в жизни Наташи вы бы назвали счастливыми? (Для учителя: 1. определенные далее моменты могут быть названы в разном порядке или совсем не названы. Если учитель посчитает необходимым, то сам обратит внимание на эти эпизоды из жизни Наташи Ростовой. 2. доказательства для «да» и «нет» условные) Детство. Нет. 1. Счастья не чувствует, т.к. пока не знала ни горя, ни потерь. Живет и все. 2. Некрасивая, и она это знает. Да. Счастлива, иначе не было бы такого смеха, безудержного веселья, всеохватывающей любви ко всем. А о свей некрасивости Наташа даже ни разу не говорила. - Только ли потому счастлива, что сама может веселиться, любить? « Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». (Для учителя. Здесь можно прочитать отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» (в первой части). В Отрадном. Да. Удовлетворена жизнью, слиянием с природой. Болконский любуется ею. Его жизнь после «встречи» меняется к лучшему. Бал. «Давно я ждала тебя»,- как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». (Для учителя. Обсудите, почему «испуганная и счастливая» одновременно, что за улыбка со слезами). У дядюшки (охота, танец, пение крестьянок). Нет. Здесь Наташа, чтобы забыться, не думать о разлуке с Болконским. Мечется между своими состояниями. (Примеры). Да. Отходит душой: с вдохновением слушает пение, по велению сердца пускается в пляс, скачет во весь дух во время охоты, позабыв и про охоту, и про всех остальных. (Цитаты). Театр. Да. Чувствует себя красивой, т.к. на нее смотрят, от этого девочка ее возраста, женщина любого возраста счастлива. (Вспомним из Пушкина в «Евгении Онегине» эпизод, где Татьяна, светская дама, сидит в салоне рядом с Ниной Воронской, «Сей Клеопатрою Невы: // И, верно б, согласились вы, // Что Нина мраморной красою // Затмить соседку не могла, // Хоть ослепительна была». Нет. - Только что была встреча с Андреем Болконским; охота, танец, пение – живое, естественное. А здесь? Улыбка Элен, «одинаковая для всех», неестественная, заражает Наташу. – Счастье понимают, осознают. Здесь же, оставшись одна, Наташа « не могла понять ни того, что с нею было, ни того, что она чувствовала. Все казалось ей неясно и страшно »(!). Любовь к Анатолю Курагину. Да. Отдается вся этой любви, а раз решилась даже на такое, как уехать с ним, то счастлива. (Цитаты). Нет. – Сама, как в бреду, как в тумане, не понимает, что делает (как в театре). - Приносит горе родным, близким, а Наташа их любит горячо. - Любовь приносит разочарование. Это тяжелый нравственный кризис. - Кому-то от этой любви радостно? Любовь, не приносящая никому счастья, не может быть счастливой. Наташа и Андрей Болконский. Нет. Расставание – так велел его отец. Что за счастье со слезами? (Можно вспомнить эпизод, когда Наташа, ожидая князя уже несколько дней (он уехал к отцу за разрешением на свадьбу, но не предупредил об этом девушку), плачет, думает, что она оставлена, заперлась в своей комнате, надела домашнее платье. И вдруг…). (Для учителя: лучше выразительно прочитать наизусть этот эпизод) Да. Счастье только тогда счастье, когда достигается в борьбе с обстоятельствами, с собой. (И у Наташи такое счастье. И вся классическая литература говорит о том, что каждая любовь должна пройти через испытания). Нет. Мечется, мучается, отчуждается от всех. Да. Но сила любви так велика, что весь остальной мир перестал существовать. После первой встречи с князем Андреем Наташа «была довольна и счастлива какою-то своею отдельной – верно глупою, веселою и счастливою жизнью». Нет. Какое же это счастье, если любимый умирает? Да. Наташа оправдана - и счастлива, нет, лучше сказать, успокоена этим. (Для учителя. Эта любовь и другим приносит радость. Князю Андрею – ведь ради него эта любовь. «Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое». Болконский говорит Пьеру: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все – счастье, надежда, свет». Пьер рад их любви; Марья Болконская поняла брата и приняла Наташу. Радуются за нее родные. « Какое это огромное счастье любить и быть любимым», - сказал А.П. Чехов) Отъезд из Москвы перед пришествием Наполеона. (Для учителя: После обсуждения придем к выводу, что высокое чистое патриотическое чувство Наташи передается всем окружающим. А когда ты видишь, что твои мысли стали желанием других – это ли не счастье. Здесь же можно сравнить два состояния счастья: Наташино и полковника Богданыча. «- Доложите князю, что я мост зажигал, - сказал полковник торжественно и весело. - А коли про потери спросят? - Пустячок! – пробасил полковник, - два гусара ранено, и один на повал, - сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово «наповал»») Эпилог. Наташа становится женой и матерью. Нет. Наташа ходит неприбранная, «пополнела и поширела». Этого ли хотела в жизни девушка, любящая все красивое, балы, наряды, свет. Это же конец Наташи. Да. Она любящая мать и все понимающая жена. Вот происходит встреча Пьера и Наташи после всего пережитого ими: «И лицо с внимательными глазами с трудом… улыбнулось… и обдало Пьера давно забытым счастьем…. Охватило и поглотило его всего». С ней счастлив Пьер. Нет – это очередной этап в ее жизни. В незаконченном романе «Декабристы» (критики считают его своеобразным продолжением романа «Война и мир») Л.Н.Толстой рассказал о вернувшихся из 30-летней ссылки Пьере Лабазове и его жене Наталье Николаевне. «…Всякий, взглянув на эту женщину, должен был понять, что от нее ждать нечего, что она уже давно когда-то положила всю себя в жизнь и что ничего от нее не осталось. Осталось достойное уважения что-то прекрасное и грустное, как воспоминание, как лунный свет ». (Да или нет?). Это ли не счастье, быть нужной, когда трудно другим. - Дополняет образ Наташи Ростовой отношение к ней окружающих ее людей: в самую страшную минуту своей жизни (получение известия о смерти Пети) мать зовет только Наташу; Николай жалеет, что с выходом ее замуж, у него не будет уже такого друга. … III. Вернемся к теме урока и ответим на вопрос: счастье Наташи Ростовой – осчастливить других. (Для учителя. Можно поменять тему урока, записанную на доске, на новую запись). - «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». (Платон). Наташа способна проникнуться общим чувством с людьми, которые ее окружают, от родных до простых солдат. А этой способностью проникновения Толстой оценивает высокие духовные и душевные качества героев. - Так видят жизнь и другие писатели и поэты. (Обращение к эпиграфам). - Завершает урок отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», последняя часть.