Утро, изменившее жизнь - по рассказу Л. Н. Толстого "После бала". Утро, изменившее жизнь по рассказу после бала Утро изменившее жизнь анализ рассказа


Встречались ли вам ситуации, когда один неверный шаг человека мог полностью изменить ваше отношение к нему?

Так произошло в рассказе Льва Толстого "После бала". Главный герой Иван Васильевич в начале описывает великолепный бал, на котором ему довелось побывать. Он был влюблён в Варю - дочь полковника, и на протяжении вечера восхищался её движениями. В красках описывает свои чувства к ней. Однако, его любовь помогла понять некоторые важные истины.

Роскошный зал, и не менее роскошные наряды у гостей. Танец полковника и его дочери. Рассказчик умиляется происходящему, в нём вспыхивают горячие чувства. Затем картина ночи сменяется утром. И тут мы видим полную противоположность ушедшего дня.

Иван Васильевич увидел "что-то большое и чёрное", услышал "жёсткую, нехорошую музыку флейты и барабана". Среди белого дня происходит невероятная бесчеловечность.

Герой рассказа с ужасом узнаёт в руководителе наказания, того самого полковника, отца своей возлюбленной и координально меняет своё отношение ко всему.

В завершении рассказчик повествует о своём отстранении от службы, которая подразумевает жестокость, нормальную для светского круга. Он понимал, что карьера строится на этом и не желал принимать участия в подобных делах.

Обновлено: 2017-06-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Рассказ “После бала” Л.Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем.

Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника.

Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное - мартовское. Иван Васильевич вышел из дома очень рано, как только начало светать.

Два часа назад он еще был на балу у губернского предводителя дворянства. Там он почти все время танцевал с любимой девушкой Варенькой. Время летело незаметно. Он был не только весел и доволен, он был счастлив, блаженствовал, он был добр, он был не он, а какое-то существо, не знающее зла и способное на одно только добро.

И поэтому, придя домой, Иван Васильевич не мог заснуть. Он вышел на улицу и пошел к дому Вареньки. Но в конце поля, где был ее дом, он увидел что-то большое и черное и услышал зловещие звуки флейты и барабана.

“Что это такое?” - подумал Иван Васильевич.

Пройдя еще немного, он начал различать множество черных людей. “Наверное, солдаты на ученье”, - решил он. Но через несколько минут, понял свою ошибку.

Это было не ученье, а жестокое наказание шпицрутенами - экзекуция. Здесь наказывали молодого татарина-солдата, который пытался сбежать от невыносимой солдатской службы. Связанного татарина вели два солдата, а все, стоящие в строю, по очереди изо всех сил били палками по голой спине. Позади татарина шел офицер.

И вдруг, к своему удивлению, Иван Васильевич узнал в этом офицере полковника с белыми усами, отца Вареньки. Теперь этот полковник, аристократическими манерами которого все восхищались на балу, бил своей сильной рукой в белой замшевой перчатке одного из солдат. За что же он бил солдата? За то, что молодой малорослый солдат недостаточно сильно, по мнению полковника, стукнул палкой по изуродованной спине татарина.

Страшная, дикая расправа настолько потрясла Ивана Васильевича, что его радостное чувство сменилось отвращением. Ему казалось, что его сейчас вырвет всем тем ужасом, который вошел в него от всего этого зрелища.

Но, может быть, полковник вовсе не был жесток? Ведь в николаевские времена это наказание было узаконено. Может быть, он просто выполнял свой долг?

Нет! И еще раз нет! Полковник был человеком очень жестоким. Иначе он мог бы не брать для наказания свежие шпицрутены, он мог бы не следить так зорко затем, чтобы солдаты били татарина изо всех сил. Он мог бы не бить молодого солдата за слабый удар.

И не один полковник Б. был так бесчеловечен к солдатам. В своих воспоминаниях о встрече с 95-летним солдатом Толстой пишет, как жестоко обращались с солдатами в николаевской армии. Солдаты прозвали Николая I - Николаем Палкиным.

Старый солдат рассказывал Льву Николаевичу, что при царе Александре I из 100 человек забивали насмерть 20. Хорош же был тогда Николай, если по сравнению с ним Александра считали милостивым!

И что же дальше случилось с Иваном Васильевичем? он все так же хотел связать свою судьбу с армией? Нет! После случая, так сильно поразившего его в то мартовское утро, он больше не смог думать о службе в армии. Да и его пылкая любовь к Вареньке постепенно угасла, потому что ходить в дом, хозяином которого был такой человек, он не мог. И с Варенькой ему теперь встречаться было уже неприятно.

Но Иван Васильевич не пропал без армии, он стал литератором, всеми уважаемым человеком. Благодаря его творчеству многие стали настоящими людьми.

События, которые описывает Л. Н. Толстой в своем рассказе “После бала”, не придуманы. Они происходили в России в 1853 году, и вот через пятьдесят лет писатель положил их в основу своего произведения. С самого начала создается впечатление, что этот рассказ про любовь, но это не так.
Повествование ведется от первого лица. Главный герой рассказа - Иван Васильевич. В молодости он был очень веселым и бойким малым, да еще и богатым. Любил он покататься на лошадях с барышнями, кутил иногда с товарищами, но главным его удовольствием были вечера и балы.
На одном из балов он познакомился с дочерью полковника Варенькой и влюбился в нее. Это была высокая, стройная девушка, одетая в белое с розовым поясом платье, у нее было красивое лицо и ласковые голубые глаза. Иван Васильевич в тот вечер совсем не пил, он был пьян любовью к Варе. Он даже не спрашивал у девушки, любит ли она его, главным было то, что он был влюблен в нее. Почти все танцы он танцевал с Варей, и совсем не чувствовал своего тела, когда вальсировал.
Время неумолимо летело, бал приближался к концу. И тут приехал отец Вареньки. Это был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Автор описывает его как человека прекрасного телосложения, с широкой грудью, сильными плечами и длинными, стройными ногами. Все вокруг уговаривали полковника пройтись в танце с дочерью, и наконец гости добились своего. Полковник вынул шпагу из портупеи, натянул замшевую перчатку на правую руку, “надо все по закону”, - улыбаясь, сказал он взял руку дочери и стал, выжидая такт. Дождавшись начала мазурки, отец и дочь двинулись вокруг залы. Иван Васильевич не только любовался в этот миг, но с умилением следил за каждым движением пары. Ему понравился полковник, он испытывал к нему какое-то нежно-восторженное чувство. Отец Вареньки показался рассказчику добрым и любезным человеком.
Приехав домой, Иван Васильевич не смог заснуть. Не закрывая глаз, видел он перед собой свою возлюбленную то в минуту, когда она выбирала кавалеров, то тогда, когда за ужином пригубила бокал шампанского. Но больше всего он видел Вареньку в паре с отцом, когда она плыла в танце.
Молодой человек был слишком счастлив и все видел в розовом цвете. Проведя дома два часа в бессоннице, он решил прогуляться. На улице была самая что ни на есть масленичная погода: туман, насыщенный водою, снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. В этот момент все Ивану Васильевичу было особенно мило и значительно. И вдруг он увидел что-то большое, черное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у него все пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка.
Иван Васильевич думал, что идет учение солдат, но потом ему сказали, что это татарина наказывают за побег. Рядом с провинившимся шел высокий военный, фигура которого показалась юноше знакомой. Это был отец Вареньки. Татарина очень сильно били палками, а он все время повторял какие-то одни и те же слова. Этот человек не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но солдаты продолжали бить его, сильно ударяя палками по спине. Подойдя ближе, Иван Васильевич мельком увидел спину наказуемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что он не поверил, что это было тело человека.
Вдруг полковник остановился и метнулся к одному из солдат. “Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?”, - услышал Иван Васильевич его гневный голос. И юноша увидел, как полковник своей сильной рукой бил по лицу испуганного солдата за то, что тот не сильно ударил татарина. Ивану Васильевичу было до такой степени стыдно, что он опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у него бил барабан и свистела флейта, а также то слышались слова: “Братцы, помилосердуйте”; то гневный голос полковника: “Будешь мазать? Будешь?”
После этого случая жизнь Ивана Васильевича очень изменилась. Он не смог поступить на военную службу, как хотел ранее, и не только не стал военным, но и вообще нигде не служил. А любовь к Варе с этого дня пошла на убыль и в конце концов сошла на нет.
“Так почему же главный герой не поступил на
службу?” - спросите вы. Я думаю потому, что он не хотел служить жестоким, бесчеловечным законам. В нем обострилось чувство ответственности за ближнего, любви к нему.
Толстой показывает нам человека, у которого проснулась совесть, и только такие люди, по мнению писателя, смогут стать передовыми, лучшими представителями своей эпохи.

Рассказ “После бала” Л.Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем.
Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника.
Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное - мартовское. Иван Васильевич вышел из дома очень рано, как только начало светать.
Два часа назад он еще был на балу у губернского предводителя дворянства. Там он почти все время танцевал с любимой девушкой Варенькой. Время летело незаметно. Он был не только весел и доволен, он был счастлив, блаженствовал, он был добр, он был не он, а какое-то существо, не знающее зла и способное на одно только добро.
И поэтому, придя домой, Иван Васильевич не мог заснуть. Он вышел на улицу и пошел к дому Вареньки. Но в конце поля, где был ее дом, он увидел что-то большое и черное и услышал зловещие звуки флейты и барабана.
“Что это такое?” - подумал Иван Васильевич.
Пройдя еще немного, он начал различать множество черных людей. “Наверное, солдаты на ученье”, - решил он. Но через несколько минут, понял свою ошибку.
Это было не ученье, а жестокое наказание шпицрутенами - экзекуция. Здесь наказывали молодого татарина-солдата, который пытался сбежать от невыносимой солдатской службы. Связанного татарина вели два солдата, а все, стоящие в строю, по очереди изо всех сил били палками по голой спине. Позади татарина шел офицер.
И вдруг, к своему удивлению, Иван Васильевич узнал в этом офицере полковника с белыми усами, отца Вареньки. Теперь этот полковник, аристократическими манерами которого все восхищались на балу, бил своей сильной рукой в белой замшевой перчатке одного из солдат. За что же он бил солдата? За то, что молодой малорослый солдат недостаточно сильно, по мнению полковника, стукнул палкой по изуродованной спине татарина.
Страшная, дикая расправа настолько потрясла Ивана Васильевича, что его радостное чувство сменилось отвращением. Ему казалось, что его сейчас вырвет всем тем ужасом, который вошел в него от всего этого зрелища.
Но, может быть, полковник вовсе не был жесток? Ведь в николаевские времена это наказание было узаконено. Может быть, он просто выполнял свой долг?
Нет! И еще раз нет! Полковник был человеком очень жестоким. Иначе он мог бы не брать для наказания свежие шпицрутены, он мог бы не следить так зорко затем, чтобы солдаты били татарина изо всех сил. Он мог бы не бить молодого солдата за слабый удар.
И не один полковник Б. был так бесчеловечен к солдатам. В своих воспоминаниях о встрече с 95-летним солдатом Толстой пишет, как жестоко обращались с солдатами в николаевской армии. Солдаты прозвали Николая I - Николаем Палкиным.
Старый солдат рассказывал Льву Николаевичу, что при царе Александре I из 100 человек забивали насмерть 20. Хорош же был тогда Николай, если по сравнению с ним Александра считали милостивым!
И что же дальше случилось с Иваном Васильевичем? он все так же хотел связать свою судьбу с армией? Нет! После случая, так сильно поразившего его в то мартовское утро, он больше не смог думать о службе в армии. Да и его пылкая любовь к Вареньке постепенно угасла, потому что ходить в дом, хозяином которого был такой человек, он не мог. И с Варенькой ему теперь встречаться было уже неприятно.
Но Иван Васильевич не пропал без армии, он стал литератором, всеми уважаемым человеком. Благодаря его творчеству многие стали настоящими людьми.

Урок литературы в 8 -м классе на тему: "Утро, изменившее жизнь» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)

Цели урока:

Цели и задачи:

Подвести учащихся к пониманию мысли автора о моральной ответственности за всё, происходящее вокруг;

Путём сопоставления эпизодов рассказа помочь осмыслить идейный смысл произведения;

Развивать творческие способности учащихся, используя технологию критического мышления;

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок - исследовательская лаборатория

Оборудование: портрет писателя, доска, карты исследования для индивидуальной работы.

КАРТА исследования ( заполняется в течение урока учащимися, курсивом приведены примерные записи учащихся)

Ф.И.

Тема

случай, изменивший жизнь

Цель

Гипотеза (предположение)

Жизнь человека меняется от…

Предмет исследования

Рассказ «После бала»

Части

До бала

После бала

Объекты исследования (герои)

Вывод

Ход урока

    Оргмомент.

    Мотивация.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы станем сотрудниками исследовательской лаборатории.

А чем занимаются в лаборатории? (Что-то исследуют, открывают важное для других и для себя.)

Вы тоже будете делать открытия и фиксировать их в «КАРТАХ исследования», которые находятся у вас на столах. Ознакомьтесь с ними.

Ребята, работа исследователя легкая? (Нет)

Почему?

Какими качествами должен обладать исследователь? (Внимание, усидчивость, наблюдатальность, усердие, у него «душа трудится»)

Ваш труд тоже будет оценен.

Как вы думаете, а что мы можем исследовать на уроке литературы? (ответы уч-ся)

Что же будет предметом нашего исследования? – рассказ Л.Н.Тодстого «После бала»

2. Проверка домашнего задания.

1) Время написания и жанр рассказа «После бала».

Когда был написан рассказ и какое время изобразил писатель? (40-годы XIX в., годы николаевской реакции)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение об истории создания рассказа, его первоначальном названии.

Итак, сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?
(«Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- - говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).

Как бы вы сформулировали тему нашего исследования? (случай, изменивший жизнь)

Запишите тему в карту.

3. Целеполагание.

- Ребята, а вы задумывались над тем, от чего переменяется и направляется жизнь человека.

Докончите предложение

Жизнь человека меняется от

Запишите свою гипотезу (предположение) в карту исследования.

Хорошо, это наша позиция.

А что предстоит выяснить нам в результате исследования? (Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то важный смысл, или она прошла напрасно? )

Обратимся к рассказу, и проверим знание текста произведения.

4. «ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»

(учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю) Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...

5. Проверка знания текста произведения.
Опрос методом
«Верные и неверные вопросы» Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).
Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).

Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).
Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)
Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).
В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).
После бала рассказчик не мог уснуть (да).
Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)
Татарин кричал: «Помогите!» (да)
Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)
И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

5. Исследовательская работа.

6. Заполнение таблицы (работа с текстом).

Сопоставительный анализ эпизодов

Как вы считаете, какую сцену можно назвать главной? Почему? Зачитаем эпизод (сцена наказания солдата)

Когда произошли события, описанные в сцене экзекуции? А что было до этого? (после бала)

Зачем Толстой описывает бал, если всё дело в том, что было после бала? Прочитаем эпизод.

Итак, пред нами два эпизода. Давайте напишем их. Как называется этот прием

Кто же является главным объектом нашего исследования? (заполнение таблицы)

Иван Васильевич, полковник

Теперь самостоятельно заполните вашу таблицу, меняется ли настроение наших героев?

Результаты исследования:

Ф.И.

Тема

случай, изменивший жизнь

Цель

Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич?

Гипотеза (предположение)

Жизнь человека меняется от …

Предмет исследования

Рассказ «После бала»

Части

На балу

После бала

Объекты исследования (герои)

Иван Васильевич

Полковник

Иван Васильевич

Полковник

Умилён чувством любви;
Был не только весел, очень доволен;
Был пьян без вина

Отец Вареньки был красивый, статный;
На балу он любящий, внимательный, добродушный отец;
Танцует с дочерью,

Было стыдно;
На сердце была физическая, доходившая до тошноты тоска;
Одолевало чувство вины, неловко было от увиденного

Оттопыренная губа;
Увидел Ивана Васильевича, грозно и злобно нахмурился;
Твёрдым шагом двигался, у него гневный голос

Вывод

Итак, полковник это тот же человек, что и на балу? Он лицемерит или нет?( Он не лицемерит. Это его работа, развито чувство долга)

Докажите, что полковник любил свою дочь? (Он даже не одевался модно. Все средства уходили на дочь, чтобы вывозить её в свет. Смотрел на неё влюблёнными глазами)
Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу ? (А вдруг среда «засосёт», и он невольно станет таким же)

Как изменилась жизнь рассказчика после увиденного им?

На доске вы видите черновой вариант концовки рассказа. Зачитаем окончательный вариант и попробуем ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил так, как хотел в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал я»

Действительно, в окончательном варианте сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире. Жить так, как живёт полковник, как живёт множество людей, повинуясь бесчеловечным законам, Иван Васильевич не в состоянии.

Теперь, пожалуй, мы можем ответить на вопрос, поставленный пред нами автором рассказа: Вывод (делают учащиеся): Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то важный смысл, или она прошла напрасно? )

Толстой рисует своего героя обыкновенным человеком, который сумел, однако, избежать обыкновенной жизненной дороги. Иван Васильевич не струсил, он всего лишь отстранился от мерзости, которая даже и не считалась в его кругу мерзостью, была узаконенной, поощрялась свыше, позволяла делать карьеру. Но, видимо, нашлись и другие обыкновенные люди, поступившие как Иван Васильевич, - может быть, не без его влияния. Появление таких людей утверждало простые нравственные ценности – доброту, порядочность, сострадание. Иван Васильевич – человек, «всеми уважаемый», его восхищённо слушает молодёжь, и это бесспорное свидетельство не напрасно прожитой жизни.

    Подведение итогов урока:

Сегодня мы хорошо поработали над анализом рассказа Толстого «После бала» и проблем, поднятых автором произведения. Вы прекрасно потрудились.

7.Взаимооценка результатов деятельности.

Вручение «сердечек».

8. Рефлексия

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

    Мне было интересно…

    Мы сегодня разобрались….

    Я сегодня понял, что…

    Мне было трудно…

    Завтра я хочу на уроке…

8.Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра по темам:

Все ли способны взять на себя ответственность за происходящее вокруг?

Написать текст телеграммы, который Иван Васильевич получит после бала.

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» написан по мотивам истории, имевшей место на самом деле с его братом писателя. Перед нами разворачиваются события в изложении Ивана Васильевича, молодого дворянина, проведшего вечер накануне в обществе юной красавицы Вареньки на балу в доме губернского предводителя дворянства. Веселая ночь пролетела незаметно, и утро следующего дня юноша встречал, витая в облаках. Весь мир ему казался одухотворенным и прекрасным, ведь в душе его цвела настоящая весна.

А ведь и в самом деле на дворе царил март. Только два часа смог усидеть Иван дома, а с первыми лучами солнца на крыльях любви поспешил к дому любимой, надеясь увидеть ее снова. Но до желанной калитки он так и не дошел. В поле, рядом с которым стоял дом Вареньки, он увидел людей в форме, и сразу понял, что там происходит что-то важное. Били барабаны, лица людей были ожесточенными, а сама происходившая экзекуция заставила юношу застыть от ужаса и детально рассмотреть все в подробностях.

(Полковник Петр Анисимович, отец Вареньки, на службе подвергает жестокому наказанию беглого солдата-татарина )

Наказанию в это весеннее утро был подвергнут молоденький солдатик, татарин по национальности. Его по тогдашнему порядку за попытку дезертирства надлежало провести сквозь строй сослуживцев, а каждый из них обязан был нанести удар со всей силы палкой по спине проштрафившегося. Это зрелище само по себе было страшным, да только взгляд Ивана привлекло иное. А именно, отец Вареньки - полковник Б.

Офицер в парадном мундире руководил наказанием, но не просто присутствовал, а участвовал! Буквально несколько часов тому назад на балу все восхищались его аристократическими манерами и учтивым обхождением, и теперь контраст с увиденным был столь разительным, что молодой человек, ставший свидетелем безобразной сцены, даже не сразу поверил своим глазам. Холеный полковник, не снимая белоснежных перчаток, избивал солдата, который провинился тем, что не ударил наказываемого татарина настолько сильно, насколько следовало.

Было ли происходящее законным? Да, было. Все в рамках действовавших на тот момент законов. Но именно это и вызывает в сердце Ивана гнев и протест. Он считает подобные наказания бесчеловечными и порождающими только зло, но никак не смирение. Отвращение его перед увиденным столь велико, что он в буквальном смысле борется с тошнотой и не может поверить, что знакомый ему человек, быть может, даже будущий родственник, оказался настолько низок в духовном плане. Все говорит о том, что полковник настоящий садист, ведь он лично следит за тем, чтобы шпицрутены были свежими, а солдата бьет с удовольствием.

Это утро действительно изменило жизнь Ивана Васильевича. Он отказался от мыслей о военной службе, а еще недавно столь любимая девушка перестала казаться такой прекрасной. Одна мысль о будущих встречах с полковником внушала ему ужас и отвращение. Вот так и стал молодой человек не военным, а литератором. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы он не пошел гулять тем мартовским утром, а просто лег спать…