Усадьба кусково что интересного. Прекрасное кусково. Оформление усадебных парков

История ныне известной Усадьбы Кусково начинается в конце XVI в., когда Шереметевым принадлежал один небольшой участок этой земли, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. Все остальные земли в округе принадлежали графу Алексею Михайловичу Черкасскому. Всё изменилось после союза сына Бориса Шереметьева и единственной дочери Алексея Черкасского. С тех пор Шереметевы стали полноправными собственниками всей этой земли. А название так и осталось — Кусково. Для приёма гостей по приказу графа был отстроен дворец и усадебный комплекс с прилегающей архитектурной композицией, чем и сейчас может полюбоваться любой посетитель уже музея-усадьбы Кусково. Роду Шереметевых усадьба принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы.

Попасть на территорию усадьбы можно только через кассу. В 2015 г. за прогулку в парке нужно заплатить символическую сумму в 40 р. За вход в каждое из зданий цена колеблется от 50 до 150 р. Для первого посещения мы решили ограничиться общим билетом за 350 р., включающим в себя парк, Дворец, Американскую оранжерею и Грот, и отдельно заплатили 100 р. за фотосъёмку. Также входные билеты можно приобрести в каждом из зданий, не возвращаясь в кассу у входа.

Парк в Усадьбе Кусково

Входим во французский парк с множеством аллей, прудов и дорожек. Аккуратно выстриженные деревья и кустарники правильной геометрической формы так и заманивают в свои зелёные лабиринты. Ещё непонятно, в какую сторону идти, но охранник на входе нас заверил, что кругом стоят указатели, так что заблудиться невозможно.

Аллея деревьев перед Итальянским домиком.


А вот и сам Итальянский домик.

Повсюду стоят красивые белые статуи.

Ещё одна аллея, но уже ведущая к Гроту.

Ряд туннелей из переплетенных ветвей рядом со Дворцом.

Очевидно, Кусково — одно из излюбленных мест для свадебных церемоний и фотосессий, где каждая невеста чувствует себя настоящей принцессой. За время нашей непродолжительной прогулки мы успели увидеть несколько свадеб и просто фотосессий.

Пруды – неотъемленная часть всей парковой композиции. Самый большой находится прямо перед Дворцом. Если погода позволяет, можно расположиться на газоне, почитать книгу или пообщаться с друзьями.

С этого же места открывается чудесный вид на Грот, Итальянский домик и палатку с мороженым. 🙂

С тыльной стороны Грота тоже есть пруд. Несмотря на его маленькие размеры, в пруду плавают разноцветные рыбки, и берега позволяют спуститься прямо к воде. Есть на территории усадьбы и третий пруд, напротив Голландского домика, но мы там, к сожалению, не успели побывать.

Гуляя по парку, неожиданно набрели на вольер для птиц, в котором жило семейство павлинов со своими птенчиками.

Прогулка среди высоких кустов выдалась несколько хаотичной, каждый поворот ужасно интриговал, глаза разбегались, хотелось побывать везде и всюду одновременно, но время поджимало, и надо было идти во Дворец.

Дворец в Усадьбе Кусковов

Большой дом — так раньше назывался Дворец — именно здесь граф Шереметев принимал гостей. Кареты проезжали мимо большого пруда и по пологим пандусам поднимались прямо к парадной двери.

Бело-красные мраморные стены в вестибюле Дворца.

К нашему удивлению, одна из комнат оказалась Бильярдной. Оказывается, во второй половине XVIII в. бильярд был очень популярен. Комнату украшает резной камин над которым расположилась немного мрачное панно «Пейзаж с руинами у воды». На каждой стене висят картины неизвестных русских художников XVIII в.

Потолок с пятью симметрично расположенными панно, на которых изображены «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

Столовая просторная и светлая. В ее отделке не использовались шелковые ткани, так как они впитывают запахи.

С левой стороны столовую украшает полукруглая ниша с мраморным бюстом Александра Македонского. К столовой примыкает буфетная, служившая для хранения посуды.

Обычно все богатые дома той эпохи отапливались изразцовыми печами, но здесь так же присутствуют мраморные камины, пришедшие в Россию из Западной Европы. Наверное, с двойным отопление стало вдвойне теплее. 🙂

В одном углу комнаты печь, а в другом — камин.

Ещё один мраморный камин с мраморными бюстами владельцев усадьбы: графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны.

Самой яркой комнатой усадьбы Кусково является малиновая гостиная с позолоченными рамами картин и люстрой «Листопадом». По бокам зеркала установлены мраморные бюсты фельдмарашала Бориса Петровича Шереметева и его супруги графини Анны Петровны.

На картинах — парадный (в полный рост) портрет императрицы Елизаветы Петровны и графа Петра Борисовича Шереметева.

Парадная спальня — также мода заимствованная из Европы. В интерьер включены портреты владельцев усадьбы.


Непонятно, для каких целей предназначалась такая маленькая кроватка, в декоративных, или же действительно для отдыха?

Кабинет-конторка значительно скромнее парадных гостиных. Изначально, стены оживлялись множеством картин симметрично вставленных в дубовые панели по размерам и сюжетам. В 80-х гг. XVIII в. картины были сняты, но следы их пребывания и сейчас можно наблюдать на стенах.

Особую ценность представляет стол с изображением панорамы Кусковского парка. На столешнице не рисунок, а мозаика набранная из различных пород дерева.

Личная уборная, отдаленная от парадных интерьеров, предназначалась для приведения в порядок платьев, париков и грима. Комната обита английским ситцем. Помещение отапливалось единственным во дворце примером соединения печи с камином. В уборной прекрасно сочетаются подлинный китайский шкаф-кабинет, стилизованный под «Китай» русский шкаф-бюро с откидной крышкой, английские стулья и немецкая этажерка для цветов. Туалетный столик задрапирован тяжелой бордовой тканью с кружевом во вкусе XVIII века.

Замаскированная под обои потайная дверь. Хотелось бы знать, куда она ведёт.

Диванная — дань моде, пришедшей в Россию с Востока во второй половине XVIII века. Комната с большим пристенным диваном предназначена для отдыха. Висящие на стене небольшие женские портреты в овальных рамках, так называемые «женские головки», особенно модные в России в то время.

За Диванной видна Библиотека, по большей части служившая для хранения в витринах различных научных предметов: глобуса, звездной сферы, камеры-обскура, подзорной трубы, стекла, кости, перламутра и т.п. Эти предметы должны были свидетельствовать о просвещенности и изысканном вкусе владельца усадьбы. Резное золоченое кресло было изготовлено на заказ в известной московской мастерской П. Споля специально к приезду к Екатерины II в Кусково в 1787 г.

Вседневная опочивальня была предназначена для отдыха в течение дня. Голубая гамма стен и мебели создает атмосферу покоя и уюта. Камин декорирован французскими мраморными вставками с рописью «в помпеянском стиле».

Живопись Вседневной опочивальни представлена камерными (до половины тела) портретами детей графа Петра Борисовича Шереметева.

Картинная — маленькая домашняя галерея. На стенах Картинной размещались произведения живописи различных западно-европейских школ XVI-XVIII веков: немецкой, итальянской, французской, фламандской, голландской. Картины практически полностью покрывали стены и самостоятельная ценность картин отчасти утрачивалась, так как они подбирались по размеру и сюжетам с соблюдением сходной цветовой гаммы.

Танцевальный зал или Зеркальная галерея — самый большой и торжественный зал дворца, предназначавшийся для парадных обедов и танцев. Большое количество зеркал зрительно расширяет комнату. Стены украшены золочеными венками и медальонами с профилями античных воинов.


На этом экскурсионная «тропа» по Дворцу заканчивается, все выходят во двор — во французский парк, украшенный симметричными клумбами и различными скульптурами.

Тут же увидели очередную фотосессию. 🙂 На этой фотографии особенно хорошо видно, что Дворец — деревянный!

Идём в сторону Большой каменной оранжереи, оглядываемся назад на Дворец…

Ещё один вид на Дворец из самого «сердца» парка.

Вид с того же места на Большую каменную оранжерею.

Построенная в 1770-х гг. Большая каменная оранжерея изначально предназначалась для размещения топиарных (фигурных) растений, сейчас тут располагаются различные выставки.

Американская оранжерея в усадьбе Кусково

Наша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв.

Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили.

Павильон «Грот» в Усадьбе Кусково

Павильон «Грот» — самое необычное строение всей Усадьбы и очередная дань Европейской моде! Именно Кусковский Грот единственный в России, сохранивший свою первозданную внутреннюю отделку до наших дней.

Первые гроты начали строить XVI в. в Италии (в переводе и итальянского «пещера»), внутри которых устраивали либо купальни, либо фонтан. В Усадьбе Кусково Грот так же играл роль спасительного места в знойный летний день. Купол павильона венчает бьющий фонтан.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение» . (Левшин В.А. «Необходимое и полное домоводство», 1795 г.)

Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор.

Тут же выставлены несколько картин, выполненных целиком из ракушек.

Нам сказали, что в Гроте стоит столик, исполняющий желания. Нужно найти на нём свой знак зодиака и загадать желание, и оно непременно сбудется! 🙂

Идём в северный зал, выполненный в холодных тонах.

На потолке и стенах целые картины из раковин! И каждый посетитель павильона обязательно должен найти на потолке драконов. На фотографии ниже тоже сидит дракончик! Он кирпичного цвета с закрученным хвостом и зубастой разинутой пастью — справа на фото!

А тут в центре фотографии желтый дракон борется с зелёной змеёй.

Переходим в южный зал, его цветовая гамма тёплая в отличие от северного зала. Жаль, на фотографии не видно, как блестят и мерцают стены при попадании на них солнечного света!

И на потолке тоже живёт дракон! На фотографии ниже он на самом верху, поедает виноград. Фотография не самая удачная, хвост дракона обрезался, зато видны опущенные вниз крылья и раскрытую пасть.

В другом конце зала (между окнами) сидит красивая райская птичка. Не очень понятно, что она делает, может быть, пьет воду из фонтана?

Оформление интерьеров длилось около 10 лет. (1761 – 1775 гг.) Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24-х видов. Куклы, установленные в нишах обеих залов, были куплены графом П.Б. Шереметевым в 1775 г. специально для Грота.

Вернувшись домой, мы с удивлением обнаружили, что не обошли и половины всей усадьбы! Так что визит придётся повторить. 🙂

"Кусковский парк ничем не виноват,
Что уроженцу невских берегов
Напоминает он то Летний сад,
То Царскосельский парк, то Петергоф."
(Владимир Британишский)

Жемчужина архитектурного искусства XVIII века усадьба Кусково в прошлом летняя загородная увеселительная резиденция графов Шереметевых, которой они владели с XVI века. Когда-то «Кусково» было самым популярным светским местом в Москве. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приемов собирала до 30 тысяч гостей.


Известно, что по замыслу графа Петра Шереметева, «Кусково» должно было быть роскошнее всех других усадеб и не уступать царским резиденциям по своей красоте. Строительство Кусковского дворца началось в 1769 году и продолжалось до 1775 года.

Во второй половине XVIII века эта усадьба была хорошо известна всем москвичам. Два раза в неделю по четвергам и воскресеньям граф организует там гуляния, куда не нужно покупать билетов или ждать приглашения. Всякий прилично и чисто одетый человек может развлекаться в парке и в доме по своему вкусу в эти «дни открытых дверей». Прогуляться по парку с дамой, увидеть театральное представление, покататься на качелях-каруселях или просто поудить рыбу мог позволить себе любой мещанин, оттого «бывало, всякое воскресенье, от мая до августа, дорога кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету» по словам Н.М.Карамзина.

Мы идём против часовой стрелки. Сейчас мы находимся в восточной, "итальянской" части парка. Первое, что мы видим, это павильон «Грот». Грот - один из самых примечательных павильонов Кусково. Построенный по проекту Ф.Аргунова павильон напомнит Грот в Царском селе, только скромнее и меньше.

Итальянская мода на гроты докатилась до России к середине XVIII века. К этому времени гроты, как помещения, сохраняющие прохладу, утратили свое прямое назначение и даже претерпели значительные изменения, превратившись из отделанных мрамором пещер с фонтанами в садовые павильоны.

В этом павильоне соединились две стихии: вода и камень. Это видно с первого взгляда на павильон, стоящий на берегу прудаи увенчанный символическим фонтаном, вода которого «стекает» по ребрам крыши. Закрашенные сейчас зеленой краской, эти ребра были сделаны из блестящего белого металла, подчеркивающего имитацию воды.

Когда-то стены и потолок Грота были декорированы раковинами, туфом, стеклом, зеркалами и лепниной, создавая волшебный подводный мир, населенный невиданными животными, птицами и рыбами. Для украшения стен и сводов использовались раковины средиземноморских моллюсков. Раковины возами доставляли из Голландии, бывшей поставщиком этого диковинного товара.

Рядом с Гротом, на берегу того же маленького пруда архитектор Ю.Кологривов возвел Итальянский домик. С характерной для юга плоской крышей и лоджией, служившей «висячим садом», Итальянский домик был не только дворцом искусств с богатой коллекцией итальянской живописи и скульптуры, но и малым дворцом для приема гостей.

Граф Николай Петрович Шереметев был богаче известного богача Н. Б. Юсупова в десять раз. Поэтому мог себе позволить любую степень роскоши. В Итальянском домике можно было полюбоваться картинами Рафаэля, Рембранта, Корреджо, Веронезе и других известных итальянских художников.

Напротив — «Менажереи», домики для содержания водоплавающих птиц (лебеди, гуси и утки, журавли, американские гуси и пеликаны), которых посетители кормили из рук. Грот, Менажереи и Итальянский домик представляют собой группу, посвященную Италии.

На территории усадьбы было много различных видов развлечений, одно и них Звериниц (или Птичник). В большой клетке находились различные виды птиц, которые радовали посетителей своим пением. Сейчас тут сидят два молчаливых павлина.

Дальше идёт Большая каменная оранжерея. Сады и парки конца ХVIII - начала XIX вв. играли роль если не частных ботанических садов, то обширных коллекций растений. Такие вельможи, как Шереметевы, Голицыны, Юсуповы наперегонки старались привить в отечестве последние европейские достижения.

В оранжереях Кусково росли и созревали персики и ананасы, апельсины и лимоны. Шереметев любил блеснуть, послав в декабре к столу императрицы корзинку с персиками из своих оранжерей.

Постройка выполняла роль не только оранжереи, но и танцевального зала. В 1780 г. именно здесь был устроен «цветочный бал» в честь визита Екатерины II.

Усадьба невероятно симметрична. От одного павильона до другого проложены прямые аллеи, в основном липовые.

Небольшой павильон Эрмитажа (от фр. ermitage — место уединения) строился с 1765 по 1767 г. по проекту К.Бланка. Если все прочие павильоны Кусково были доступны для публики, то Эрмитаж всегда оставался местом для избранных. Сюда приглашали лишь тех, с кем хозяин хотел поговорить на равных без помех и лишних ушей.

Мы оказались уже в западной части парка. К ней относится Эрмитаж, Голландский и Швейцарский домики. Вся западная часть парка словно посвящалась простеньким домашним радостям, уюту и уединению, тогда как восточная часть была посвящена искусствам и светским удовольствиям.

Голландский домик — одна из самых старых построек Кусково (1749 год), построенный в память об увлечениях Голландией Петром Первым. Цель его была не только развлекать гостей, но и просвещать, знакомить с европейским бытом.

Построенный из красного кирпича, с крутой крышей, он отражается в водах небольшого пруда. Этот домик воплощал в себе представления людей XVIII в. о жизни голландских бюргеров, одновременно являясь подражанием стилю петровских резиденций.

Подъемный мост был перекинут через проток между Большим дворцовым и Голландским прудами, так что Голландский домик на берегу одноименного пруда был первым, удостаивавшимся внимания гостей.

Сейчас справа от этого моста находится второй вход в усадьбу Кусково. Рядом с ним - множество кафе и шашлычных, лодочная пристань и велопрокат, но мы туда не пойдём, иначе придётся плативть за вход в парк второй раз.

В пруду обитали карпы, приученные по звону колокольчика подплывать к служителю за кормом. От Голландского домика, параллельно главной планировочной оси, уходила аллея игр («игры Малия»), разбитая в 1750 г. Сейчас никаких игр тут нет.

Спустя век (в 1870-х гг.) рядом с Голландским домиком появится Швейцарский домик, построенный по проекту Н.Л.Бенуа. Это строительство было последним в Кусково.

В начале ХХ века в этом домике жил последний владелец Кусково Сергей Дмитриевич Шереметев. Сейчас здесь размещается администрация музея.

Мы вышли в самый центр Кусково, на центральную площадь, которая называется Партером. Партер расположен между Дворцом и Большой каменной оранжереей. Представляет собой прямоугольник со множеством статуй и цветников.

Глядя из окон Зеркального зала Дворца или выйдя из него на балкон, мы получаем ощущение единого огромного зала, раскинувшегося до Большой каменной оранжереи. Все, вплоть до высоты растений и цвета их листвы на плоской площадке парка учтено и просчитано, как цвет обивки мебели в залах.

Обелиск в честь Екатерины II сооружен после приезда и посещения усадьбы в Кусково Екатериной II. Императрица приезжала сюда в 1774 года, после того, как Россия одержала победу над Турцией. На монументе размещена надпись: "В незабвенную милость Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву в 1785 году во время пребывания его губернским предводителем московского дворянства".

На центральной оси партера была установлена колонна со статуей Минервы. Изображение императрицы Екатерины в виде богини разума Минервы было весьма популярным в то время.

В партере и в аллеях раньше выставляли до 60 сохранившихся мраморных фигур. Симметрично по обеим сторонам партера размещали бюсты на высоких постаментах.

А вот эта статуя никакой не Нептун, уж тем более не Посейдон, а всего лишь "Аллегория реки Scanmindre".

Четыре скульптуры, изображающие время суток, размещены были так, чтобы солнце поочередно освещало фигуры «Утро», «День» и «Вечер» в соответствующее время суток, всегда оставляя в тени грустную «Ночь».

Фотографировать все статуи в Кусково не имеет смысла, ну вот Лев и Лев, да и чёрт с ним.

Как и в Архангельском, здесь имеются тоннели из дикого винограда или плюща, они идут параллельно задней стороне Дворца.

Итак, мы обошли парк и идём ко входу во Дворец Кусково. Для этого нам надо обойти несколько хозяйственных построек и пройти через зелёный тоннель, который называется "Трельяжная галерея кухонного корпуса".

И мы попадаем на огромную зелёную поляну. Во времена Шереметевых на этой поляне устанавливались столы для тех гостей, кому не досталось места во дворце. Как уже говорили, зайти сюда на ужин мог любой прилично одетый человек. Это просто какой-то коммунизм.

Граф Шереметев, друг народа, никому не запрещал приобщиться к празднику жизни тем или иным способом. Словно Чапаев, который говорил Петьке: "Командир завсегда с бойцами. Если я курю - садись и ты покури. А если я обедаю, садись и ты покури".

Этот павильон называется "Кухонный флигель (корпус)". Отсюда прислуга разносила всевозможные блюда во Дворец и в другие места, где находились гости. Ну а нам перекусить в усадьбе не удалось. Там только одно кафе, остальные находятся рядом, но уже не на территории, и если прервать прогулку на обед, придётся заново покупать билет. В том же единственном кафе официанты несут еду часа два, и просто жалко времени.

Самым старым зданием здесь является Спасская церковь, построенная в 1737-39 гг. В нишах здания церкви раньше стояли 4 статуи, а крышу венчала статуя ангела с крестом, которую недавно восстановили.

Но на церковном языке церковь называется по-другому, немного странно: "Храм происхождения честных древ". Церковь эта маленькая, светлая и очень уютная.

Колокольня появилась значительно позже, в 1792 г., по воле Николая Петровича Шереметева, хорошо известного нам благодаря своей скандальной женитьбе на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

Как может блестящий богатейший граф жениться на крепостной? За большие деньги нашли в архивах факты о том, что Прасковья Ковалева ведет свой род от древней дворянской польской фамилии Ковалевских. В результате Параша и вся ее семья получили вольную. А в 1801 году граф Николай Петрович Шереметев венчался на Прасковье Ивановне, урожденной Ковалевой, правда, тайно.

В 1803 году у четы Шереметевых родился сын Дмитрий. А через 20 дней Прасковья скончалась от туберкулёза, так и не узнав, что граф сумел вымолить у царя законность прав для их сына.

Мы находимся перед главным Дворцом усадьбы Кусково. Кто смотрел новый сериал "Екатерина"? Там все действия на улице в первых сериях, по крайней мере приезды и отъезды императриц, происходят здесь, на вот этом пятачке.

Строительство усадьбы началось в 1750-е гг. Кусково граничило с обширными владениями князя А. М. Черкасского, и говорят, даже название свое получило от того, что шереметевский кусок земли был невелик на фоне соседских просторов. После женитьбы на княжне Черкасской шереметевские владения резко расширились за счет приданого невесты.

Императрица Елизавета, часто навещавшая Москву, любила гостить у своего морганатического супруга А.П.Разумовского в подаренном ему селе Перово, где по проекту Растрелли для государыни был возведен дворец и устроена парадная резиденция. Летом 1754 г. Шереметеву удалось залучить к себе в усадьбу дорогую гостью, следовавшую по дороге в Перово. Прием в Кусково понравился императрице, и она пообещала еще раз приехать туда.

В ожидании высочайшего визита Б.П.Шереметев развернул строительство, он решил удивить Елизавету, сосредоточив в Кусково все известные ему развлечения. Проект планировки парка и застройки усадьбы был выполнен Ю.Кологривовым и включал в себя фрагменты работ других архитекторов, таких как К. Бланк, Ф. Аргунов, Г. Дикушин, А. Миронов. Сейчас на территории музея Кусково сохранилась лишь центральная часть регулярного парка.

По описанию очевидца, парк выглядел так: «В оранжереях огромные лавровые и померанцевые деревья столетнего возраста. На островках виднелись то рыбачья хижина, то китайские беседки под сенью могучих кедров. На берегу возвышались два маяка. По озерам плавала раззолоченная яхта с пушками и китайская джонка, важно скользили лебеди. По дорожкам свободно разгуливали журавли, фазаны, павлины, пеликаны».

Большинство этих «затей» были недолговечными, и вскоре они исчезли безвозвратно. В XVIII веке не пытались создавать вечное, а жили ради сиюминутных развлечений, расцвечивая свои дни деревянными увеселительными дворцами, роговыми оркестрами, крепостными театрами...

Вид на Кусково с другой стороны озера. Слева направо мы видим: дворец, церковь с колокольней, кухонный флигель и корпус, Грот, Итальянский домик. Остальные павильоны не видны за деревьями.

Один из шереметевских праздников особенно запомнился современникам. В 1775 году Екатерина II пожаловала в Кусково в сопровождении австрийского императора Иосифа, послов и иностранных гостей. На въезде в усадьбу их встречали триумфальные ворота. Визит государей был обставлен настолько пышно, что Иосиф решил, будто приехал к члену императорской фамилии, устраивающему прием за казенный счет.

Очевидцы писали следующее: "Из театра возвращались по саду, освещенному тысячами огней; на пруду плавали лодки и гондолы с песенниками и хорами музыкантов; два маяка по обеим сторонам пруда сияли огнями, на другой стороне пруда горели щиты с вензелем царицы и сыпались каскады разноцветных огней."

Перед началом фейерверка государыне подали механического голубя, и с ее руки он полетел к щиту с ее изображением и парящей над нею Славой; вместе с этим щитом в один миг вспыхнули другие - и пруд, и сад залились ярким светом. Во время фейерверка разом было пущено несколько тысяч больших ракет, и иностранцы, бывшие на празднике, удивлялись, как частный человек мог тратить несколько тысяч пудов пороху для минутного удовольствия.

Для банкетов во дворце оборудован специальный зал с буфетной комнатой, имеющей выход к кухонному корпусу.В особо торжественных случаях стол могли сервировать в любом танцевальном зале усадьбы - в Зеркальной галерее, в Гроте или в Большой оранжерее. Готовые блюда приносили в буфетную из отдельно стоящего кухонного корпуса по специальной трельяжной галерее, густо окруженной липой.

О начале торжественного обеда гостей извещал пушечный выстрел стоявших под окнами банкетного зала пушек, которым вторили выстрелы с яхты. Стол поражал не только количеством и изысканностью блюд и перемен, но и экзотическими фруктами и компонентами блюд.

Длительное застолье превращали в шоу. Зал для торжественного обеда украшали цветами и померанцевыми деревьями в кадках. По размеру и количеству этих деревьев можно было судить о размере капитала хозяина, так в Кусково у графа Шереметева было около 600 померанцевых деревьев.

Перед каждым прибором принято было ставить небольшой букет. Букеты эти несли персональное пожелание гостю и, зная значение каждого цветка согласно модному тогда «языку цветов», гостю предстояло самостоятельно расшифровать это послание.

Зеркальная или белая галерея, использовавшаяся как бальный зал или как банкетный в особо торжественных случаях, выходит окнами в парк.

Кому-то может пригодиться карта.

Для тех, кто соберется погулять в Кусковов ближайшее время. Что нового появилось к лету 2016 года? Во-первых, в птичник завезли аж двух самцов-павлинов, которые соревнуются в красоте и истошно орут на весь мир. Сфотографировать нормально их невозможно, слишком частые прутья решетки, объектив не пролезает, и на любом фото будет полоса от решетки.

Спасская церковь на ремонте. Она работает, но леса снаружи ужасно портят вид.

На территории усадьбы теперь только пирожки и кофе. Шашлыки можно поесть снаружи, у входа, который напротив острова. Автомобилистам я рекомендую парковаться там же, а не на главной стоянке, отсюда намного ближе идти.

Кусково -- уникальная усадьба, единственная в своем роде. Уникальность ее состоит в том, что Кусково -- пример самой ранней дошедшей до нас богатой усадьбы знатного вельможи, и в том, что Кусковом владела одна и та же семья без перерывов с XVI в. и до октябрьского переворота 1917г. Это последнее обстоятельство необычно для России, где недвижимое имущество очень часто переходило из рук в руки. И последнее, чем Кусково так уникально -- это своей сохранностью. Усадьба, в особенности, ее центральное ядро, дошла до нас без значительных изменений со времени ее формирования (хотя и надо сказать, что в XVIII в. Кусково было существенно богаче, чем ныне; так, например, исчез пейзажный парк со многими павильонами). Это была даже не усадьба в полном смысле этого слова -- ее предназначали только для приемов и увеселений, так и называясь -- «летний увеселительный дом графа Петра Борисовича Шереметева».

Кусково -- целиком произведение рук человеческих, и природа не помогла тут ничем, она, наоборот, препятствовала созданию этого шедевра. Среди ровной, плоской и унылой местности, покрытой редким лесом, да еще заболоченным, как по волшебству возникло чудное видение: широкий пруд, канал, дворец, искусно распланированный сад, не менее искусно устроенный пейзажный парк, множество затейливых павильонов... Тысячи крепостных рабов были согнаны из окрестных деревень на тяжелые земляные и строительные работы, а в проектировании принимали участие талантливые архитекторы и садовники.
Впервые Кусково упоминается в конце XVI в.: «За боярином Иваном Васильевичем Шереметевым...». Известно из писцовых книг 1623/1624 г., что в шереметевской «старинной» вотчине уже стояла деревянная церковь с двумя приделами -- Николы чудотворца и св. Фрола и Лавра, а в селе писцы отметили «двор боярина, да двор животинный, живут деловые люди» (так назывались лично свободные слуги. -- Авт.). После И. В. Шереметева Кусковом владел его сын Федор, перешедший на сторону самозванца Лжедимитрия I, за что и был пожалован им в бояре, впоследствии же он в составе «семибоярщины» (органа управления государством семи бояр -- Ф. И. Шереметева, И. Н. Романова, А. В. Трубецкого, Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, Б. М. Лыкова, А.В. Голицына) стоял за приглашение польского королевича Владислава на русский престол.
Когда решался вопрос о престолонаследии, то, как говорят, именно он, Федор Шереметев, сказал: «...выберем-де Мишу Романова, он молод и глуп еще», каковая характеристика, возможно, и предопределила выбор новой династии.
От Федора Ивановича Шереметева Кусково переходило в продолжение почти ста лет от одного представителя этого рода к другому, пока Владимир Петрович Шереметев в 1715 г. не продал его за 200 рублей брату, известному сподвижнику Петра Великого Борису Петровичу Шереметеву, наследники которого преобразили Кусково. Он прославился многими победами, но особенно в Северной войне, во время которой после одного из сражений получил чин фельдмаршала (третий в России), а после усмирения восстания в Астрахани он был пожалован первым российским графом. Под Полтавой Шереметев командовал центром русской армии и во многом способствовал победе над Карлом XII. Шереметев обладал большим родовым богатством, во время войны в Лифляндии он, по выражению царя Петра, «славно похозяйничал», да за службу ему отдали многие имения с крестьянами (так, например, после Полтавской битвы, Шереметев стал владельцем Юхотской волости с 12 тысячами крестьян), но всю свою жизнь он провел в походах, сражениях, дипломатических переговорах и вряд ли бывал во многих из них, в том числе и в Кускове.
Фельдмаршал скончался через четыре года после покупки Кускова и расцвет усадьбы связан прежде всего с его сыном Петром Борисовичем. Он не прославился на поле брани или на гражданской службе, хотя и достиг степеней известных: при Елизавете Петровне получил чин генерал-аншефа, а Петр III сделал его обер-камергером, почему и единственный плод его служебной деятельности был озаглавлен: «Устав о должностях и преимуществах обер-камергера».
В 1743 г. П. Б. Шереметев женился на единственной наследнице канцлера А. М. Черкасского. Отец хотел выдать ее за дипломата и поэта Антиоха Кантемира, сына молдавского господаря. Почему не состоялся этот брак, неизвестно, есть предположение, что Антиох не хотел связать свою жизнь с баснословно богатой, избалованной и не очень строгой светской красавицей. Возможно, что именно ее описывает седьмая сатира Кантемира, написанная в 1739 г.:

Сильвия круглую грудь редко покрывает,
Смешком сладким всякому льстит,
очком мигает,
Белится, румянится, мушек с двадцать носит.
Сильвия легко дает, что кто не просит,
Бояся досадного в отказе ответа? --
Такова и матушка была в ея лета.

Тридцатилетняя Варвара Черкасская, обладательница 80 тысяч крепостных и несметных богатств, вышла замуж за Петра Борисовича Шереметева (младше ее на два года), и таким образом он стал владельцем самого большого состояния в России.
Богач П. Б. Шереметев как расчетливый хозяин, внимательно следил за многочисленными имениями, входил даже в мелкие подробности ведения хозяйства -- даже заметил как-то, что в привезенной партии рыбы «трех форелей не явилось». Однако, при необходимости, входил и в огромные расходы, по-царски принимая Екатерину II. Вот впечатления одного из гостей тогда: «...мне случилось видеть великолепный праздник, который дан был императрице графом Петром Борисовичем Шереметевым в селе его Кускове. Что более всего меня удивило, это плато, которое поставлено было перед императрицею за ужином. Оно представляло на возвышении рог изобилия, все из чистого золота, и на возвышении том был вензель императрицы из довольно крупных бриллиантов».
Почти все, что есть в Кускове, обязано своим появлением Петру Борисовичу Шереметеву, да и сама мысль выстроить именно здесь роскошную подмосковную усадьбу, возможно, возникла потому, что Шереметев хотел иметь ее неподалеку от подмосковного дворца императрицы Елизаветы Петровны в селе Перове. К планировке и устройству кусковской усадьбы непосредственное отношение имел Юрий Иванович Кологривов, друг и советник П. Б. Шереметева, человек с интересной и во многом еще неисследованной биографией. Его хорошо знал Петр Великий, по поручению которого Кологривов приобретал за границей многие произведения искусства, и, в частности, знаменитую Венеру Таврическую. Примерно с 1740-х гг. Кологривов живет здесь у Шереметева. В его распоряжениях встречаются указания: «сделать так, как скажет Юрий Иванович». Это был европейски образованный человек, необычайно энергичный, которому, возможно, принадлежат проекты многих ранних (он умер в Кускове в 1755 г.) здешних сооружений -- в частности, Итальянского и Голландского домиков, Воздушного театра и некоторых павильонов.
В 1750--1754 гг. старые хоромы перестроили, но впоследствии -- в 1774 г. вместо них был выстроен новый дворец: на высоком каменном этаже, с подсобными помещениями, поставлен высокий деревянный этаж с анфиладой парадных комнат, включая и большой парадный зал. Центр дворца выделен далеко выступающим портиком, к которому ведут пологие пандусы. В поле фронтона -- тимпане -- виден герб рода Шереметевых с девизом: «Deus conservat omnia» (Бог хранит все). Интересно отметить, что герб Шереметевых подобен гербу, изображенному на данцигских монетах XV и XVI вв., а по родословной легенде они и произошли от некоего Камбилы из тех мест.
Есть сведения, что автором проекта дворца был французский архитектор Шарль де Вальи, но непосредственно строительством руководили либо крепостные либо наемные русские архитекторы, и в частности, Ф. С. Аргунов и К. И. Бланк, хотя ничего делалось в Кускове без консультации с Петром Борисовичем, которому и принадлежало решающее слово.
Рядом с дворцом, или, как его называли в XVIII в. Большим домом, с его правой стороны стоит самое старое здание в Кускове, выстроенное в 1737--1739 гг. -- церковь во имя Происхождения честных древ животворящего креста Господня. Такое сложное и несколько странное название носит православный праздник, перешедший к нам из Византии, когда частицу креста проносили по городу для предохранения от болезней (происхождение -- это неправильный перевод слова вынос, прохождение). Этот праздник народ называет «первым Спасом» или «Спасом медовым». В Кусково церковь необычная, обильно украшенная столь непривычными в православном зодчестве скульптурами -- когда-то даже ее купол завершался статуей. Колокольня более поздняя -- конца XVIII в. В 1991 г. в храме возобновились богослужения. Несколько позади его стоит одноэтажный флигель (1757 г.), где подальше от графских апартаментов готовилась пища и по галерее доставлялась в главный дом.
Особенно значителен кусковский парк -- типичный регулярный «французский» парк, ограниченный каналом с водой и валом перед ним (на насыпку вала пошла земля из-под пруда), где прямые дорожки образуют правильный геометрический узор, который делит его на несколько частей. В каждой из них скрещивание дорожек образует центр, отмеченный либо статуей, либо садовым павильоном (так, например, «Эрмитаж» замыкает перспективы восьми аллей парка). На главной оси парка -- от главного дома к оранжерее -- стоят обелиск 1787г. и колонна со статуей богини мудрости, покровительницы искусств, наук и ремесел Минервы, поставленная в 1776г. В парке находится много скульптур, среди которых «Скамандр», «Аполлон», «Африка» и др.
Летом на аллеи парка выставлялись южные деревья, подстриженные в виде разных фигур: «застрижены мужиками 2, бахусами 2, сидячими собаками 2, лежачими собаками 2, гусми 2, курицами 2...» -- это строки из «Реестра имеющимся в селе Кускове деревьев» 1761 г.
Главная аллея подводит к Большой каменной оранжерее, выстроенной в 1761--1763 гг. Она предназначалась не только для выращивания экзотических растений, но и для концертов -- центральный объем, выделенный куполом, и был концертным залом. В оранжерее находились редчайшие лавровые деревья, которым было по 300 лет. Они исчезли уже в конце XIX в. от небрежения. Справа от главной аллеи стоит «Вольер» для птиц (сравнительно недавняя реконструкция), еще далее -- место, где находился Воздушный, т. е. открытый театр, а уже ближе к главному дому -- Итальянский домик, где, возможно, находился небольшой музей, Менажерия -- пять изящных домиков, где содержались птицы, и рядом с небольшим прудом -- Грот, садовый павильон, выстроенный к 1771 г., украшенный фигурами рыб, средиземноморскими раковинами и камнями (образцом для него послужил растреллиевский грот в Царском селе).
Слева от главной аллеи находится один из самых замечательных кусковских барочных памятников -- Эрмитаж 1765--1767 гг., предназначенный для дружеских встреч. Внизу на 16 персон сервировался стол, который поднимался на второй этаж специальной подъемной машиной, так что можно было обходиться без слуг, а гости поднимались туда же на небольшом диванчике. Центральный зал окружен четырьмя маленькими залами-«кабинетиками».
Ближе ко входу в усадьбу, как бы на отдельном участке, воспроизведен уголок Голландии -- краснокирпичный домик 1749г. с крутыми крышами, ступенчатым фронтоном, частыми переплетами окон и прудом перед ним. В небольшом садике рядом выращивались растения, любимые в Голландии. И внутренность дома также были стилизована -- отделана цветными изразцами, украшена картинами, специально приобретенными в Голландии.
Недалеко от главного дома находится самое позднее сооружение в усадьбе -- живописный деревянный Швейцарский домик или «шале», выстроенный в 1860 г.
Важнейшей частью кусковского ансамбля является огромный пруд с островом и каналом, при входе в который на высоких колоннах горели факелы. На пруду разыгрывались сражения, горели фейерверки, плавали парусные суда, в том числе и шестипушечная яхта на парусах -- среди шереметевской дворни были и специальные гребцы.
Влево от канала на 40 десятинах, окружностью более трех верст, располагался зверинец, где содержались 12 волков, 120 американских и 20 немецких оленей и зайцев «сколько будет». У зверинца стоял охотничий дом в готическом стиле: «в середине башня, а по сторонам комнаты для жилья охотникам, а внутри отделы и особые дворы для содержания собак». От пруда к церкви в селе Вишняково (Вешняки) шел канал, продолжающийся аллеей из деревьев, высаженных в два ряда.
К северу от регулярного находился пейзажный парк, так называемый «английский», устроенный в конце 1780-х гг., который в противоположность «французскому» должен иметь вид вполне естественного, хотя и к его созданию был приложен немалый труд: на определенных местах высаживались подобранные по цвету и форме деревья, прорубались аллеи с целью открыть наилучший вид и т. д. В этом парке также было много самых разных затей -- тут и «Философский дом», обложенный березовой корой и ветками, и беседка с надписью «Найтить здесь спокойство», и «Храм тишины», и «Сенной стог», обшитый тесом, обложенный сеном и покрытый тростником, и «Львиная пещера» с фигурой льва и надписью «Не свирепствует, но непреодолим» (по описи 1812г. значилось: «пещера развалилась, а лев весь Разбит»), и «Шомьер» (по-французски хижина. -- Авт.), обитая березовой корой, и беседка «Хорошим людям пристанище», и «Турецкая киоска». Там же находился и одноэтажный летний «дом уединения», в котором скончался П. Б. Шереметев 30 сентября 1788 г.
Усадьба была открыта для посещения и при въезде выставили правила для посетителей. Сам хозяин настаивал на том, чтобы «гулялыциков в сад пускать в положенные от меня дни, при том наблюдать, чтоб гуляли смирно и в саду ничего не ломали и не рвали, безчинств, ссор и драк не заводили...».
В 1803 г. о Кускове писал поэт А. Ф. Воейков:

Село Кусково, где боярин жил большой,
Любивший русское старинно хлебосольство,
Народны праздники и, по трудам, спокойство.

Кусковские гулянья были очень популярны в Москве: иногда в один день усадьбу посещали до 25 тысяч человек. Карамзин свидетельствовал: «Бывало, всякое Воскресение, от Мая до Августа, дорога Кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету. В Садах гремела музыка, в аллеях теснидись люди, и Венецианская гондола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам большого озера (так можно назвать обширный Кусковский пруд). Спектакль для благородных, разные забавы для народа и потешные огни для всех составляли еженедельный праздник Москвы».

Дворец роскошного Вельможи,
Москвы любимой вертоград,
Где жизни день бывал дороже
Среди безчисленных отрад,
Чем год в иной стране прекрасной!
Восторги новые всечасно
Менялись там, как облака;
Кусково было всем запасно, --
Проси хоть птичья молока;
Куда пять пальцев ни протянешь,
Везде приятности достанешь,

Писал известный поэт И. М. Долгоруков.

Но так продолжалось только до начала XIX в. Наследник П. Б. Шереметева Николай Петрович более всего интересуется театральным Останкином, куда вывозится множество различных предметов, и Кусково постепенно хиреет, а после его смерти в 1809 г. оно попадает под управление опекунов, которые не очень-то заботились о нем. В 1812г. в Кускове стоит корпус французского маршала Нея и многое в усадьбе портится и разрушается (по описи пропало вещей на 632 тысячи рублей). Современник, посетивший Кусково в 1822г., отметил «потускнелый вид всех предметов: облетающая позолота, почернелые потолки, украшенные гербами и звездами, полинялыя гобелены и штофы».

Театр волшебный подломился,
Хохлы в нем опер не дают,
Парашин голос прекратился,
Князья в ладоши ей не бьют, --
Умолкли нежной груди звуки,
И Крез меньшой скончался в скуке. --
О, время, лютый враг всего,
Щадить не любит ничего,

Как отметил И. М. Долгоруков.

Только внук П. Б. Шереметева Дмитрий Николаевич приводит Кусково в порядок. Единственный сын брака по любви Николая Шереметева и Параши Ковалевой, с шести лет полный сирота, он впоследствии стал военным, участвовал в подавлении бунта декабристов, воевал в польской кампании 1831 г., но вскоре вышел в отставку и посвятил себя благотворительности, много занимаясь Странноприимным домом. Он умер в 1871 г. в Кускове, скоропостижно, присев на диван в кабинет-конторке дворца. Его наследником стал сын Сергей, родившийся в 1844 г. и не увидевший, того, что сделали с его Россией коммунисты -- скончался в 1918г. Сергей Дмитриевич Шереметев, автор многочисленных исторических и генеалогических работ, был председателем Археографической комиссии и многолетним попечителем Странноприимного дома.
Во второй половине XIX в. Кусково также привлекало немало москвичей. Газета «Русские ведомости» 8 июня 1874г. сообщала, что «в день Сошествия св.Духа, в селе Кускове, имении графа Шереметева открылись гулянья. Желающих побывать в Кускове явилось очень много, говорят, тысяч до 11-ти». «Нечего и говорить, -- продолжает корреспондент, -- что на станции Московско-Нижегородской железной дороги давка была страшная; излишним было бы также прибавлять, что ею ловко пользовались промысловые люди, что многие из пассажиров явились домой кто без часов, кто без бумажника, и иные дамы даже без бурнусов» (так называлась накидка на женскую верхнюю одежду.-- Авт.).
В 1932 г. в Кусково переводится музей фарфора, созданный на основе частных коллекций Л. К. Зубалова и А. В. Морозова, и значительно расширенный впоследствии -- ныне это единственный в России музей художественного стекла, фаянса и фарфора, насчитывающий около 30 тысяч предметов. В их числе уникальные фарфоровые сервизы, прекрасное венецианское стекло и многое другое. Интересно, что в музее хранится, но, к сожалению, не выставляется великолепная керамическая работа Вильяма Валькота, известного архитектора рубежа XIX и XX вв., автора московского «Метрополя» и многих построек в стиле модерн. По мнению специалистов, в своих керамических работах он превзошел Михаила Врубеля.

Российская столица - город с богатейшим культурно-историческим наследием. В Москве, несмотря на жизненные перипетии, сохранилось множество уникальных уголков. Русские усадьбы, возводимые титулованными семействами, позволяют ценителям истории окунуться вглубь минувших эпох.

Подмосковная усадьба графа Шереметьева, обладающая статусом "европейской жемчужины", преобразована в музей. Она признана уникальным великолепным образцом летних дворянских резиденций.

Расположение Кусково

Родовое поместье с огромным архитектурно-художественным ансамблем раскинулось на захватив живописный кусочек исторического местечка Вешняки. Некогда там располагалось старинное село Кусково, переданное А. А. Пушкиным боярину В. А. Шереметьеву. Василий Андреевич положил начало основанию роскошного имения, стал его первым известным владельцем.

Зарождение поместья

История усадьбы Шереметьевых в Кусково с 18 столетия и по сию пору неразрывно связана с одним дворянским родом - представителями семейства Шереметьевых. В 1715 году имение переходит в собственность к графу Борису Петровичу Шереметьеву. Он выкупил его у брата, Владимира.

С этого момента начинается серьезное обустройство Кусково. Усадьба Шереметьевых приобретает статус постоянной резиденции дворянской семьи. Ее внутреннее убранство заполняется родовыми реликвиями. По распоряжению фельдмаршала в залах находят место для коллекции редкого оружия и собрания портретов с русскими царями и государственными деятелями.

Расцвет имения

Его сын, просвещенный вельможа Петр Борисович, занимается организацией увеселений. При нем имение становится широко известной летней резиденцией, где проходят пышные приемы, многолюдные театрализованные празднества и гуляния.

Более полувека Петр Борисович трудится над созданием блестящего ансамбля на манер царских загородных резиденций. К обустройству поместья им привлечены знаменитые архитекторы и живописцы, талантливые крепостные мастера.

Изысканными элементами усадебной архитектуры, французским парком, каскадом прудов обустраивается Кусково. Усадьба Шереметьевых с великолепными образцами садового искусства, выступающими в качестве превосходных декораций, становится впечатляющей театральной площадкой под открытым небом.

Здесь разыгрывают грандиозные театральные празднества, приуроченные к дням рождения владельцев, а также важным государственным и церковным датам. Сюда стремятся попасть все представители светского общества Москвы. В особо торжественные приемы усадьба Шереметьевых радушно встречала до 30 000 гостей.

Театр в Кусково

Воздушный театр - главная особенность поместья. Громкая слава о нем вышла далеко за пределы графской резиденции. Наемных певцов, музыкантов и танцовщиков в нем малая часть. Основа актерского состава - местные крестьяне, обученные театральной игре заграничными мастерами.

Параша Ковалева, заявлявшаяся в программках под сценическим псевдонимом (Прасковья Жемчугова), признана выдающейся актрисой шереметьевского театра. Екатерина II, не единожды наезжавшая в имение, восхищалась умением актеров искусно играть. Она особо выделяла исполнение П. Жемчуговой. Однажды актриса получила от императрицы в дар бриллиантовый перстень.

Закат дворянской резиденции

Любовь господ Шереметьевых к родовому гнезду была велика. Внуком Петра Борисовича, Сергеем Дмитриевичем, последним владельцем шикарной резиденции, прилагались немалые усилия для сохранения имения, сотворенного предками.

Им спасалось от разорения Кусково. Усадьба Шереметьевых с накопленными в ней культурными ценностями скрупулезно описывалась Сергеем Дмитриевичем перед официальной передачей Советскому правительству. Он целенаправленно превращал поместье в музей.

Благодаря Сергею Дмитриевичу архитектурно-парковому ансамблю с богатейшими коллекциями, собранными владельцами, суждено было стать крупным центром русской культуры и просвещения. В 1918 году усадьба Шереметьевых признается историческим памятником и преобразуется в музей.

Подмосковный Версаль

Поскольку хозяева намеревались проводить здесь пышные светские приемы и помпезные торжества, поместье облагораживали жилыми и охотничьими домиками, парковыми беседками, зверинцами. В нем построили даже кунсткамеру и создали на прудах маленькую флотилию судов.

В архитектурно-парковом комплексе удалось сохранить свыше 20 уникальных памятников русского зодчества, окруженных великолепными элементами садового ландшафта. Музей-усадьба включает дворец, домики с элементами итальянской, голландской и швейцарской архитектуры, павильоны, оранжереи, церкви и прочие строения боярского и крепостного дворов.

Подмосковным Версалем называют Кусково. Усадьба Шереметьевых, фото которой демонстрирует, как она прекрасна, по праву заслуживает столь высокого звания. В старинном поместье действует музей керамики. В нем собрана крупнейшая в мире коллекция керамических и стеклянных изделий. Экспозиции представляют предметы, созданные мастерами в разных уголках мира, начиная с античности и до нынешнего времени.

Шереметьевский дворец

Великолепный дворец - композиционный центр барочно-рокайльного комплекса в Кусково. Усадьба Шереметьевых украшена огромным французским парком, где поблескивают зеркальными блюдцами пруды с изящными беседками и мраморными скульптурами.

В двухэтажном дворце соблюдена модная в XVIII столетии планировка. В нем анфиладное расположение комнат. Двери помещений находятся на одной оси, залы раскрываются последовательно, один вслед за другим. Дворцовые залы предназначались для торжественных приемов гостей. Винным погребам и хозяйственным помещениям нашлось место в цоколе так называемого Большого дома.

Гостевые домики

Названия домиков неслучайны в Кусково. Усадьба Шереметьевых объединила строения разных стилей, придуманных голландскими, итальянскими и швейцарскими архитекторами. У самой поздней постройки - деревянного Швейцарского домика, украшенного изящным "деревянным кружевом", первый этаж расписан "под кирпич". Это позволяет оригинальному шале перекликаться с голландским павильоном.

Двухэтажный павильон, сооруженный в 1749 году, называется Сооружение является олицетворением эпохи Петра I. Его функциональное назначение четко разграничено. Первый этаж занимает кухня, а на втором организована прекрасная гостиная.

В Итальянском домике, относящемся к числу федеральных архитектурных памятников, с 1755 года организовывали "малые" приемы. Во дворце-павильоне парадность комнат, лишенных торжественной анфилады, подчеркивает разнообразная архитектурно-декоративная отделка.

Залы для малых приемов отделаны дубовыми панелями, золоченой резьбой, наборным паркетом и Благодаря изысканной роскоши миниатюрного декора интерьеры Итальянского домика очаровательны.

Павильоны

В павильоне "Эрмитаж" отдыхали владельцы резиденции и приближенные к ним люди. Грот признан уникальным павильоном. Его интерьер, отделанный ракушками, поразителен. Он выполнен из камня в стиле роскошного барокко.

Став музеем, продолжает жить усадьба графа Шереметьева. Кусково хранит старинные традиции русских поместий. Здесь по-прежнему принимают гостей, организуют для них концерты, выставки, экскурсии, празднества и гуляния.

Историческая справка:
Кусково, Московского уезда (сейчас в черте Москвы), с XVI в. и до 1917 г. принадлежало Шереметевым.
Одним из наиболее известных представителей этого рода был боярин (с 1682 г.), генерал-фельдмаршал (с 1701 г.) Б. П. Шереметев. Его заслуги на военном и государственном поприще были по достоинству оценены Петром I: в 1706 г. он стал первым русским графом (Ф. А. Головин и А. Д. Меншиков были графами Римской империи) и получил во владение 2400 крестьянских дворов.
Родоначальник графской ветви Шереметевых отличался простотой в обращении, великодушием и щедростью по отношению к бедным. После смерти фельдмаршала все его вотчины, включая Кусково, получил гр. Петр Борисович Шереметев (1713- 1788). Женитьба в 1743 г. на Варваре Алексеевне Черкасской (1714-1767), единственной наследнице канцлера кн. А. М. Черкасского, сделала П. Б. Шереметева самым богатым человеком в России: число крепостных крестьян достигало у него 160 тыс. человек.
К подмосковным владениям Шереметевых присоединились Перово, Останкино, Вешняки и другие селения. Однако Кусково стало главным подмосковным имением П. Б. и В. А. Шереметевых, на устройство которого они расходовали огромные средства.
Расположение построек архитектурного комплекса сложилось в основном к середине 1750-х гг.
Ансамбль включал деревянный дворец, парк с 17 прудами, многочисленными фонтанами, водопадами, гротами, подъемными мостами, парковые сооружения: «Итальянский» и «Голландский» домики, «Грот», «Оранжерея» и др.
Гордость Кускова составлял огромный театр, который по богатству превосходил московский и был первым среди остальных крепостных театров. Кусково славилось пышными праздниками, собиравшими до 50 тыс. гуляющих посетителей, не считая званых гостей по билетам, число которых превышало 2 тыс. человек. Особой пышностью отличались торжества, какие устраивали хозяева в честь приезда знатных гостей. Здесь не однажды бывала императрица Екатерина II; в 1775 г. она приехала с австрийским императором Иосифом, а в 1787 г., во время празднования 25-летия своего царствования, со всем двором и свитой.
Блестящая эпоха Кускова не закончилась со смерью его устроителя. При гр. Николае Петровиче Шереметеве (1751-1809), большом ценителе музыки и искусства, театр в Кускове процветал еще больше, чем при его отце.
В последующие годы имение принадлежало его сыну Дмитрию Николаевичу (1803-1871), затем внуку гр. Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844-1918).
После Октябрьской революции 1917 года усадьба Кусково графов Шереметевых была национализирована. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 23 октября 1918 года был создан Государственный музей-усадьба «Кусково», который с 1 мая 1919 года был открыт для посещения. Это решение советского правительства позволило сохранить в неприкосновенности уникальный усадебный комплекс с памятниками архитектуры и садово-паркового искусства, а также обширными художественными, библиотечными и архивными фондами.

Топонимика:
Кусково - архитектурно-художественный ансамбль XVIII в. на востоке Москвы.
Краткое описание интересных объектов, размещенных на территории:
Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. «Большой дом», как называли Дворец в XVIII веке, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
Голландский домик – самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В годы расцвета усадьбы он являлся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда
Из многочисленных «затей» блистательного Кускова ХVIII века с наибольшей полнотой сохранился лишь архитектурный ансамбль Итальянского пруда.Был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова. Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов»В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж. Он был построен в 1765 – 67 годах, под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.
С течением времени и в событиях истории практически полностью было утрачено его декоративное убранство, детали резьбы, стенные панели, зеркала. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа.
Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II пол.XVIII века.В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка.
Воздушный театр - Редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства. Подобные театры, распространившиеся в России в богатых русских усадьбах XVIII века, наряду с террасами, гротами. Он состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки. Сцена, расположенная на насыпном холме высотой в 1,5 м, окруженная березовыми боскетами, внутри которых выращивались земляника и клубника, по краям украшалась высокой стеной стриженного барбариса. Шестью парами кулис служила еловая шпалера, уход за которой был сложен, но оправдывался прекрасной акустикой. Сверху сцена убиралась травяным ковром, а во время театральных постановок - деревянным настилом. Дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в центре, был рассчитан на 80-100 зрителей.
Интересные факты, связанные с историей и современностью территории:
В настоящее время Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» один из крупнейших московских музеев, обладающий исторически сложившимися коллекциями высокого художественного уровня. Общий художественный, библиотечный и архивный фонд музея составляет в настоящее время более 50 тыс. предметов.
Гармоничный симбиоз архитектурно-паркового ансамбля и разнообразных художественных коллекций обеспечивают как традиционно музейную деятельность – хранение, экспонирование, изучение и популяризацию исторических памятников, так и возрождение театрально-зрелищных, концертных, фестивальных форм в рамках усадебной культуры музея.
С наступлением летнего сезона усадьба Кусково открывает свои парадные залы не только для экскурсантов, но и для любителей классической музыки. В музее проходят ставшие уже традиционными концерты и фестивали, на которых считают за честь выступить лучшие российские и зарубежные исполнители.
Есть особая прелесть в таких концертах – зрителей окружает не только живая классическая музыка, но и музыка, застывшая в красоте архитектурных памятников и регулярного французского парка. В 1932 году на территории музея был размещен московский музей фарфора с богатейшими национализированными коллекциями русского, западного, восточного фарфора, керамики и стекла известных меценатов А.В.Морозова, Л.К.Зубалова, Д.И.Щукина и др. В 1937 году произошло их официальное объединение под названием «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В последующие годы собрания музея комплектовались путем приобретений антиквариата, произведений современных художников-керамистов и стекольщиков, а также экспонатами, переданными в дар владельцами.
Площадь и протяженность территории:
Лесопарк площадью 310,6 га.