Урок русского языка. Тема: "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Приложение К6 По качеству речи сочинение неоднородно

Урок №9

Класс: 9А,Б

Дата: 9А - 9Б-

Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение по тексту, содержащему проблемный вопрос

Образовательная : продолжить работу по созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждений на основе прочитанного текста.

Развивающая : развитие у учащихся таких мыслительных операций как анализ, синтез, выделение главного, обобщение.

Воспитывающая : содействовать развитию умения уважать мнения других, общаться между собой; воспитывать потребность высказывать свою точку зрения по поводу поднятой проблемы; помочь осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Вам уже знаком алгоритм работы. Напомните его.

1. Внимательно читаем текст и определяем его тему, тип и стиль речи.

2. Формулируем проблему.

3. Комментируем проблему.

5. Выражаем своё отношение к проблеме.

6. Приводим аргументы.

7. Работаем над заключением.

I . Задание: прочитайте текст Ф.Соколовой. Определите тему текста, тип и стиль речи.

На дворе стоял 1940 год. В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. Дети понемногу становились доверчивее, добрее. Потихоньку крепла дисциплина. И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки.

Сижу в учительской. Входит завхоз. Прервав разговор, обращается к заведующей учебной частью:

Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. Пусть ко мне домой ведро отнесёт.

То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит! Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:

Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. Постыдись.

Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. Ведро-то тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. Она выходит в коридор, выискивает глазами кого-то и зовёт:

Лида, поди сюда. Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

Никаких продуманных намерений у меня не было. Всё вышло само собой. Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперёд и загородила завхозу путь. Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

Куда вы сахар потащили? А ну живо несите назад! Совсем обнаглел! Средь бела дня детей обкрадывает. Только попробуйте ещё.

На щеках у меня были красные пятна. Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. Кажется, понимает. Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. Ничего не говорит, берёт из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

Я ждала мести, подвохов, ругательств за спиной… Получилось совсем иначе. Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой человек. Почему же воспитатели ничего не замечали? Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Быть может, и не пропащий он человек. Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

Ф.Соколова

О чём этот текст? (О равнодушии)

К какому стилю речи он относится? (Художественному)

Тип(ы) речи данного текста? (Повествование с элементами описания и рассуждения)

II. Учитель: Особую трудность для анализа представляет художественный текст с использованием диалога. В нём может быть противопоставлено несколько мнений и авторская позиция не столь явно выражена. Она может совпадать с позицией одного из героев, а может отличаться от всех утверждений, данных в диалогах. Выявить её можно, сопоставляя идеи, анализируя сюжет и художественные детали.

Сформулируйте проблему текста.

Учитель: Желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса. В этом вам поможет пункт А28.

Сформулировать проблему можно, отталкиваясь и от позиции автора, утверждения, основной мысли текста. Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.

(Может ли равнодушие людей породить зло?)

Итак, проблема сформулирована. Вступление к сочинению можно начать с рассуждения о заглавии, которое вы могли бы дать данному тексту. Тогда обязательно в заглавии должна прозвучать тема текста.

Можете написать диалог с воображаемым собеседником о проблеме (теме) данного текста. Иногда уместно начать рассуждение с ключевого слова (именительный темы), с ряда риторических вопросов или одного вопроса, созвучных или созвучного теме (проблеме).

Задание: напишите самостоятельно вступительную часть к сочинению, учитывая рекомендации.

Прочтите ваши варианты вступления.

III. - Перечитайте центральные абзацы текста.

Проследите за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления? Обратите внимание на диалоги, используемые в тексте, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное – чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.

Задание: подчеркните ключевые слова и фразы. (То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит!)

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! …что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.)

Учитель: Возможен такой

Прочтите текст Ф.Соколовой и объясните как вы понимаете смысл финала текста(предложение 58): «Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же здесь по-прежнему держались старые порядки.

7)Сижу в учительской. 8)Входит завхоз. 9)Прервав разговор, обращается к завуч:

10)-Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. 11)Пусть ко мне домой ведро отнесет.

16)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. 17)Привыкли. 18)Никто не подает голоса. 19)И все-таки смотрю на НинуПетровну. 20)Может быть, хоть на этот раз взволнуется ее сердце. 21)Неужели даже не укорит! 22)Очень живо себе представляю, как встанет у окнаи гневно бросит ему в лицо:

23)- Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. 24)Постыдись.

25)Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. 26)Ведро-то тяжелое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. 27)Она выходит в коридор. 28)Выискивает глазами кого-то и зовет:

29)- Лида, поди сюда. 30)Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

31)Девочка покорно берет доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

32)Никаких продуманных намерений у меня не было. 33)Все вышло само собой. 34)Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь. 35)Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

36)- Куда вы сахар потащили? 37)А ну живо несите назад! 38)Совсем обнаглел! 39)Средь бела дня детей обкрадывает. 40)Только попробуй еще.

41)На щеках у меня были красные пятна. 42)Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

43)Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. 44)Кажется, понимает. 45)Молча мнется с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. 46)Ничего не говорит, берет из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

47)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной…48)Получилось совсем иначе. 49)Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. 50)Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

51)Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! 52)Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. 53)Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моем месте любой другой человек. 54)Почему же воспитатели ничего не замечали? 55)Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание - это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. 56)Быть может, и не пропащий он человек. 57)Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. 58)Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия. / Ф.Соколова/

СОЧИНЕНИЯ

Вариант 1

1) Пишем вступление (главная задача вступления – подведение к основной проблеме).

Задумываясь над словами Ф. Соколовой: «Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия»,- я поняла, чточеловеческое равнодушие – это тоже зло, которое сродни соучастию в преступлении. Автор описывает ситуацию из жизни детского дома: учительница заставила завхоза вернуть ворованный сахар, в то время как ее коллеги, прекрасно понимавшие, что на их глазах происходит воровство, промолчали.

2) Следующий этап- основная часть, где мы приводим аргументы.

Действительно, если бы не эта учительница, то завхоз продолжал бы обирать детей – сирот, потому что все знали, что он ворует. Об этом говорится в предложениях 16-18. («То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подает голоса»).

Глядя на равнодушное молчание завуча, учительница, несмотря на то, что ей было трудно, «задыхаясь» и покрывшись пятнами, перегородила путь завхозу, сказав прямо в лицо: «Куда вы сахар потащили….Средь белого дня детей обкрадывает…». Ее поступка было достаточно для того, чтобы нечестный человек оставил работу: «Как мало надо для того, чтобы пресечь это зло!»

3) И,завершая написанное, делаем вывод.

На примере поступка учительницы можно сделать вывод о том, что многие преступления совершаются с молчаливого согласия равнодушных людей, поэтому не надо бояться пресекать злодеяния, только тогда совесть наша будет чиста.

Вариант 2

Задумываясь над словами Ф. Соколовой: «Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия»,- я поняла, что, остановив преступление, мы совершаем доброе дело.

Во-первых, увидев, что завхоз ворует у детей-сирот сахар,учительница, несмотря на равнодушие коллег,не побоялась его остановить: «Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь». Тот сначала подумал: «Какая муха тебя укусила», а потом «послушно высыпал сахар назад».

Во-вторых, отсутствие равнодушия у учительницы привело к тому, что воришка понял, что он поступает плохо, и не только не стал мстить ей, но и «через несколько дней подал заявление и по собственному желанию покинул» тот детский дом.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что, если на ваших глазах совершается преступление,необходимо остановить его, иначе вы невольно станете его соучастником.

СОЧИНЕНИЕ 3
Равнодушие - вот проблема, над которой рассуждает автор.
Ф. Соколова рассказывает о случае из детского дома , где завхоз воровал сахар, в то время когда все об этом знали и молчали, никто его не упрекал. Хорошо, что нашлась учительница, которая посчитала нужным сделать замечание и заставить(кого?) вернуть сахар. Героиня была удивлена, она пришла к выводучто-то здесь лишнее) ]: равнодушие этих людей хуже, чем воровство завхоза, ведь оно сделало их пусть не жуликами, но соучастниками.
Авторскую позицию определить не сложно: равнодушие – это зло, которое тоже считается преступлением. Оно может обернуться против нас самих же , сделать нас соучастниками недобросовестных поступков. Поэтому с ним необходимо бороться.
Я согласна с мнением автора: равнодушие- это зло, которое приносит много плохого, которому необходимо противостоять. Об этом не раз писали классики и публицисты.
Вспомним главного героя рассказа А.П.Чехова «Тоска» Иона Потапова, совсем недавно похоронившего своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. С какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания. Равнодушие этих людей сделало его одиноким.
И в наше время можно встретить равнодушие , так например, у прохожих, которые не спешат помочь лежавшему на земле человеку, думая, что он просто пьян. И с этим необходимо бороться! Ведь не сложно просто вызвать скорую и помочь человеку.(Переделай весь абзац: речевые и грамматические ошибки).

Таким образом, могу сказать, что равнодушие- это худшее зло, с которым необходимо бороться.

Настя, спасибо за сочинение: просто, лаконично... Конечно, много баллов не наберешь за эту работу, но ее можно переделать, вычистить, углубить. Жду новый вариант сочинения.

Доработанное сочинение

К чему ведет равнодушие людей - вот проблема, над которой рассуждает Ф. А.Соколова.
Автор рассказывает о случае в детском доме, где завхоз воровал у детей продукты, в то время когда все об этом знали и молчали, не упрекая преступника. Хорошо, что нашлась учительница, посчитавшая нужным сделать замечание и заставить вора вернуть сахар. Ф.А.Соколова уверена: равнодушие этих людей хуже, чем воровство завхоза, ведь оно делает их пусть не жуликами, но соучастниками.
Позицию известного в стране педагога определить не сложно: равнодушие – это зло, с которым необходимо бороться.
Я согласна с мнением автора. Нет худшего врага, чем равнодушие! С молчаливого согласия безразличных людей как раз и творятся все злодеяния. Об этом не раз писали классики и публицисты.
Вспомним главного героя рассказа А.П.Чехова «Тоска» Иона Потапова, совсем недавно похоронившего сына, ищущего поддержки и понимания людей. С какой детской открытостью пытается Иона увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания. Безразличие этих людей делает его одиноким.
И в наше время можно встретить равнодушных людей, так, например, прохожих, которые не спешат помочь лежащему на земле человеку, успокаивая себя тем, что он просто пьян, а не болен. Казалось бы, разве сложно просто вызвать скорую помощь? Нет, проще всего пройти мимо!
Таким образом, могу сделать вывод, что равнодушие ведет человека к соучастию в преступлении или делает его безразличным и недобрым.

РАБОТА С ТЕКСТОМ
1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского
района Курской области.
3)До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые
признаки перемен: дети понемногу становились доверчивее, добрее, потихоньку крепла
дисциплина. 4)И всё же здесь по­прежнему держались старые порядки.
5)Сижу в учительской. 6)Входит завхоз. 7)Прервав разговор, обращается к завучу:
8)–Нина Петровна, дай какую­нибудь девочку. 9)Пусть ко мне домой ведро отнесёт.
10)Голос у завхоза тусклый, ровный. 11)Ни волнения, ни сомнения в нём нет. 12)Обычное
дело – отнести домой ведро ворованного сахара. 13)Только и всего.
14)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. 15)Привыкли. 16)Никто не подаёт голоса.
17)И всё­таки смотрю на Нину Петровну, ожидая её реакции. 18)Может быть, хоть на этот
раз взволнуется её сердце. 19)Неужели даже не укорит! 20)Очень живо себе представляю,
как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:
21)– Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам.
22)Постыдись.
23)Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. 24)Ведро­то
тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. 25)Она выходит в коридор.
26)Выискивает глазами кого­то и зовёт:
27)– Лида, поди сюда. 28)Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.
29)Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за
размеренно вышагивающим завхозом.
30)Никаких продуманных намерений у меня не было. 31)Всё вышло само собой. 32)Быстро,
словно кто­то толкнул меня, я бросилась вперёд и загородила завхозу путь. 33)Задыхаясь,
заговорила ему прямо в лицо:
34)– Куда вы сахар потащили? 35)А ну живо несите назад! 36)Совсем совесть потерял!
37)Средь бела дня детей обкрадывает. 38)Только попробуй ещё.
39)На щеках у меня были красные пятна. 40)Не послушается – вцеплюсь в ведро, драться
буду, кусаться, а сахар не отдам.
41)Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня
укусила. 42)Кажется, понимает. 43)Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца
выступает на небритых щеках. 44)Ничего не говорит, берёт из Лидиных рук ведро,
возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад

45)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной…46)Получилось совсем иначе.
47)Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию
покинул наш детский дом. 48)Словно он только и ждал, пока кто­нибудь напомнит ему, что
красть нехорошо.
49)Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! 50)Ни борьбы, ни нервов, ни жертв.
51)Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой
человек. 52)Почему же воспитатели ничего не замечали? 53)Оглядываясь назад, я и сейчас
склонна думать, что молчание ­ это даже худшее зло, чем воровство нашего
недобросовестного завхоза. 54)Быть может, и не пропащий он человек. 55)Поймай он хоть
раз чей­то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы
такого вообще не случилось. 56)Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного
сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.
(По Ф.Соколовой)

Работа над заданием 15.3.
Формулируем значение слова
 Мне кажется, совесть – это такие поступки, которые делают людям
добро.
 Значение слова «совесть» я понимаю так: каждый должен поступать по
совести, чтобы всем было хорошо.
 Я думаю, совесть – это чувство ответственности человека за свои
поступки.
 Совесть – это то, что заставляет человека не делать зла окружающим.
 Что такое совесть? Прежде всего, это умение поставить себя на место
другого, осознать влияние своих поступков на жизнь окружающих.
Комментируем:
 Один мой знакомый однажды поступил плохо: украл у товарища деньги.
Когда кража открылась, все от него отвернулись. Никто не любит
воровства.
 Каждый должен прислушиваться к голосу совести, потому что он
помогает нам различать добро и зло, предохраняет от ошибок, не даёт
совершать плохие поступки. Поступая по совести, люди делают себя и
окружающий мир лучше.
 Наверное, это одно из самых важных качеств человека. Ведь именно
совесть останавливает нас, когда мы хотим поступить жестоко или
несправедливо, или не даёт покоя, если мы сделали что-то плохое.
Приводим примеры из текста:
 В предложениях 34-38 Соколова приводит пример совести. Каждый
должен поступать так же.
 Ф. Соколова приводит пример того, как совестливый, неравнодушный
человек останавливает зло – не даёт завхозу украсть сахар. Героиня
беспокоится не о себе, а о воспитанниках детского дома. Печально то,
что среди всех учителей нашёлся только один человек, для которого
совесть – не пустой звук.
 Когда совесть молчит, торжествует зло. Примером этого является
ситуация, описанная Ф. Соколовой. В детском доме все привыкли к
воровству завхоза и даже готовы ему помогать. «Молчание – это даже
худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза, – пишет
автор, чтобы каждый из нас задумался о своём поведении.

Приводим примеры «из опыта»:
В русской литературе есть много героев, для которых совесть не пустой
звук. Вспомним знаменитые слова Чацкого, героя комедии А.С.Грибоедова
«Горе от ума»: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Именно совесть и
достоинство не позволяют герою лгать, унижаться и наживаться нечестным
путём.
Можно привести пример из истории. Когда писателя Максима Горького
лишили звания Почетного академика Императорской Академии наук, Чехов и
Короленко заявили, что они отказываются от звания академиков. Это были
люди совести, которые не могли и не хотели мириться с несправедливостью.
Подтверждением моей мысли является жизненный опыт каждого из
нас. Наверное, нет такого человека, которому не знакомы муки совести.
Совершив несправедливый, нечестный поступок, человек всё равно чувствует,
что он не прав. Только чистая совесть приносит нам душевный покой.
В моей жизни был случай, когда я поступил не по совести. Однажды я
случайно испортил документы на столе отца, но не решился признаться, а
свалил всё на нашу собаку, которую наказали. Мне было очень стыдно. Позже
правда всё равно открылась, и это научило меня тому, что нельзя идти против
совести.
Пишем заключение:
 Итак, приведённые примеры доказывают, что совесть – одно из самых
важных качеств человека, благодаря которому в мире существуют
добро и справедливость.
 Подводя итог, хочу сказать, что без совести были бы невозможны
нормальные отношения между людьми.
 Таким образом, совесть – очень важное слово, обозначающее главное
качество настоящего человека.
 На примере текста Ф. Соколовой мы убедились в том, что совесть
помогает человеку делать правильный выбор в пользу добра.

Работа над заданием 15.2.
Анализируем цитату
Молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало
жуликом, на других бросило тень соучастия.
 Высказывание Ф. Соколовой я понимаю так: воровство – это зло,
которое должно быть наказано.
 В финале текста Ф. Соколова говорит о том, что равнодушие – это не
меньшее зло, чем воровство. Делая вид, что ничего не происходит,
люди становятся соучастниками преступления.
 «Молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом,
на других бросило тень соучастия», - пишет Ф. Соколова, чтобы убедить
читателей в том, что люди не должны быть равнодушными. Со злом
нужно бороться, иначе в мире не останется места добру и
справедливости.
Приводим примеры из текста:
 Подтверждение моего понимания высказывания можно найти в тексте.
Так, завуч детского дома не только не останавливает завхоза, но даже
помогает ему, поэтому он продолжает воровать.
 Чтобы подтвердить мою мысль, обратимся к тексту. На примере
случая из жизни детского дома Ф. Соколова показывает, как молчание
учителей способствовало тому, что завхоз продолжал безнаказанно
обкрадывать детей.
 Хочу подтвердить свою мысль примерами из текста. Среди учителей
детского дома нашёлся только один человек, который остановил вора.
Все остальные – это люди с «ленивыми душами», которых не трогает то,
что на их глазах происходит преступление.
Пишем заключение:
 Таким образом, Ф. Соколова призывает нас активно бороться со злом
ради добра и справедливости.

 В заключение нужно сказать, что примеру героини текста должен
следовать каждый человек. Только тогда наша жизнь станет лучше.
 Таким образом, мы убедились в том, что только неравнодушные
люди способны противостоять злу, а «ленивые души», наоборот,
поддерживают его.
 Завершая сочинение, я хочу напомнить знаменитое высказывание о
том, что только с молчаливого согласия равнодушных совершаются на
земле все самые низкие преступления

Цели урока:

Образовательная: продолжить работу по созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждений на основе прочитанного текста.

Развивающая: развитие у учащихся таких мыслительных операций как анализ, синтез, выделение главного, обобщение.

Воспитывающая: содействовать развитию умения уважать мнения других, общаться между собой; воспитывать потребность высказывать свою точку зрения по поводу поднятой проблемы; помочь осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Вам уже знаком алгоритм работы. Напомните его.

1. Внимательно читаем текст и определяем его тему, тип и стиль речи.

2. Формулируем проблему.

3. Комментируем проблему.

5. Выражаем своё отношение к проблеме.

6. Приводим аргументы.

7. Работаем над заключением.

I. Задание: прочитайте текст Ф.Соколовой. Определите тему текста, тип и стиль речи.

На дворе стоял 1940 год. В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. Дети понемногу становились доверчивее, добрее. Потихоньку крепла дисциплина. И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки.

Сижу в учительской. Входит завхоз. Прервав разговор, обращается к заведующей учебной частью:

Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. Пусть ко мне домой ведро отнесёт.

То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит! Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:

Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. Постыдись.

Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. Ведро-то тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. Она выходит в коридор, выискивает глазами кого-то и зовёт:

Лида, поди сюда. Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

Никаких продуманных намерений у меня не было. Всё вышло само собой. Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперёд и загородила завхозу путь. Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

Куда вы сахар потащили? А ну живо несите назад! Совсем обнаглел! Средь бела дня детей обкрадывает. Только попробуйте ещё.

На щеках у меня были красные пятна. Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. Кажется, понимает. Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. Ничего не говорит, берёт из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

Я ждала мести, подвохов, ругательств за спиной… Получилось совсем иначе. Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой человек. Почему же воспитатели ничего не замечали? Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Быть может, и не пропащий он человек. Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

Ф.Соколова

О чём этот текст? (О равнодушии)

К какому стилю речи он относится? (Художественному)

Тип(ы) речи данного текста? (Повествование с элементами описания и рассуждения)

II. Учитель: Особую трудность для анализа представляет художественный текст с использованием диалога. В нём может быть противопоставлено несколько мнений и авторская позиция не столь явно выражена. Она может совпадать с позицией одного из героев, а может отличаться от всех утверждений, данных в диалогах. Выявить её можно, сопоставляя идеи, анализируя сюжет и художественные детали.

Сформулируйте проблему текста.

Учитель: Желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса. В этом вам поможет пункт А28.

Сформулировать проблему можно, отталкиваясь и от позиции автора, утверждения, основной мысли текста. Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.

(Может ли равнодушие людей породить зло?)

Итак, проблема сформулирована. Вступление к сочинению можно начать с рассуждения о заглавии, которое вы могли бы дать данному тексту. Тогда обязательно в заглавии должна прозвучать тема текста.

Можете написать диалог с воображаемым собеседником о проблеме (теме) данного текста. Иногда уместно начать рассуждение с ключевого слова (именительный темы), с ряда риторических вопросов или одного вопроса, созвучных или созвучного теме (проблеме).

Задание: напишите самостоятельно вступительную часть к сочинению, учитывая рекомендации.

Прочтите ваши варианты вступления.

III. - Перечитайте центральные абзацы текста.

Проследите за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления? Обратите внимание на диалоги, используемые в тексте, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное – чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.

Задание: подчеркните ключевые слова и фразы. (То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит!)

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! …что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.)

Учитель: Возможен такой