Урок -проект по литературному чтению "Зимушка-зима" (4 класс). Урок -проект по литературному чтению "Зимушка-зима" (4 класс) Темы проектов для 4 кл по литературе

Грачева Марина Александровна Учитель начальных классов ГБОУ СОШНО № 542 г. Москвы Адрес:119361, г. Москва, ул. Марии Поливановой, д.13, кв. 8
Проект по литературному чтению 4 класс «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Цель проекта: формирование читательского интереса к творчеству А.С. Пушкина.
Задачи проекта:
· сформировать у детей интерес к творчеству А.С.Пушкина;
· показать детям красочность образов в сказках А.С.Пушкина;
· развивать память, речь, воображение учащихся, мелкую моторику, словарный запас;
· воспитывать доброе отношение к природе, к своей Родине, к родному краю;
· научить анализировать характеры и поступки положительных и отрицательных героев произведения;
· подготовить инсценировку отрывка из сказки А.С.Пушкина
Я, вместе с учениками, решила работать над проектом «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» потому, что поэзия Пушкина пленяет детей не только простотой и ясностью языка, но и удивительной красочностью образов, эмоциональностью и динамикой.
Как известно, Пушкин не писал специально для детей. Однако вошедшие в круг детского чтения пушкинские произведения оказывают на ребенка глубокое и плодотворное воспитательное воздействие. Они раскрывают перед ним большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме.
Основным источником всех сказок Пушкина послужил русский сказочный фольклор. Изучая с детьми сказки Пушкина, мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. Там, где этого героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной идеи народной сказки о неминуемой победе правды над ложью.
Наше путешествие началось с отрывка из поэмы Руслан и Людмила. Этот отрывок дети учили наизусть. Каждая строчка в нем проникнута таинственностью и подготавливает нас к встрече со сказкой. Для более легкого и прочного запоминания текста, дети решили сделать рисунки, аппликации и объемные фигуры из ЛЕГО-конструктора.
Удивительно легко и естественно совершается в сказках Пушкина переход от реального к волшебному и от волшебного к реальному. Старик из сказки “О рыбаке и рыбке”, поймав золотую рыбку, испугался, однако, вскоре это чувство исчезает, и старик начинает верить в реальность золотой рыбки и обращается к ней за помощью, а рыбка по справедливости решает вопрос с ненасытной старухой. Так же поступает и Золотой петушок из “Сказки о золотом петушке”, он наказывает зловещего царя Дадона.
Для развития памяти, речи и воображения, мы с учащимися широко применяли ЛЕГО-конструктор на дополнительных занятиях. Работая с ЛЕГО, у детей происходит связь сенсорного восприятия предмета с его названием, развивается мелкая моторика, пополняется словарный запас.
Конструируя из ЛЕГО ученого кота, золотую рыбку, петушка, дети вспоминали текст сказки, анализировали характеры, поступки положительных и отрицательных героев.
Положительные герои в сказках совершают чудеса, им служат чудесные помощники, их окружают невиданные предметы и диковинки. В пушкинской “Мертвой царевне” учащиеся увидели как волшебный предмет (зеркало) помогает бороться с хвастовством, завистью и глупостью. Дети из ЛЕГО сделали волшебное зеркало, в которое смотрелась злая царица.
Изучив «Сказку о царе Салтане», учащиеся пришли к выводу о том, что князь Гвидон проявляется как необыкновенный герой. Ему подвластно магическое слово. Оказавшись по злой воле своих коварных врагов в пучине морских вод, он обращается к бушующей волне, которая выполняет его волю и послушно выносит бочку на морской берег. На пустынном острове князя Гвидона не покидает твердость духа, умение найти выход из трудного положения. А сердечная доброта и бескорыстие приносят ему чудесные дары от волшебной Царевны-Лебеди.
В сказках Пушкина дети нашли много разговорных и поэтических оборотов речи, а также пословиц, поговорок и близких к ним авторских изречений: «всем взяла», «не к добру», « не сойти живой мне с места», «белены объелась», «я там был, мед-пиво пил» и другие.
Могучую изобразительную силу ритма дают в сказках Пушкина многочисленные рифмы. Изумительное мастерство стиха вызывает у читателя почти физическое ощущение изображаемых событий. Учащиеся легко выучили отрывки из «Сказки о царе Салтане», а конструкции из ЛЕГО помогли детям репетировать инсценировку.
Проект «Путешествие по сказкам Пушкина» дал детям большое представление о творчестве поэта. Дети с удовольствием читали сказки, смотрели фильмы по сказкам Пушкина, потом рисовали главных героев и волшебные предметы из сказок, делали героев из ЛЕГО-конструктора.
Затем дети подготовили инсценировку отрывка из «Сказки о царе Салтане». Инсценированная сказка была показана в школе, а так же дети приняли участие на окружном конкурсе инсценированной сказки и были награждены почетной грамотой. Работы Насти Васильевой из ЛЕГО (Лебедь и Петушок) выставлялись на ЛЕГО-фестивале, и были так же отмечены почетной грамотой.
Литература

  1. Пушкин А.С., Сочинения, Москва, «Художественная литература» 1986 г.
  2. Хрестоматия по литературе 3-4 класс, Москва, «Просвещение», 2010 г.
  3. Обучение в 4 классе, Москва, «Просвещение», 2011 г.
  4. Сборник тестовых заданий, Русский язык 4 класс, Москва,«Интеллект-Центр», 2010 г.

Проект: «Былины.Богатыри русские»

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Выполнили: ученики 4 «В» класса

Учитель: Кречетова Ю.С.

МБОУ «Школа №38» (филиал)

г.Рязань

2016г

1.Введение

2.Основная часть

Определение понятия «былины, богатырь».

Опрос среди одноклассников и его результаты

3. Заключение. Закрепление материала с помощью защиты стендового доклада.

4. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

« Былины.Богатыри русские »

Актуальность и практическая значимость проекта : мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

Гипотеза (предположение):

что богатыри – это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой.

Богатырь – это пример великого духа русского человека.

Цель проекта: узнать, кто такие былинные богатыри

Задачи:

Научиться работать коллективно;

Изучить и рассмотреть различные источники информации на тему « Русские богатыри »;

Дать определение « былины, богатырь »;

Изучить историю богатырей ;

Подвести итог и закрепить информацию о русских богатырях среди одноклассников, учеников 3в класса с помощью защиты стендового доклада.

Участники проекта – 4 «В» класс, разделённый на пары.
Проект среднесрочный.

Формы представления учащимися результатов исследования :

    Стендовый доклад (защита пар).

    Презентация (на все пары)

Что такое былины?

  • Былины - русские народные песни-сказания о богатырях.
    Русские былины – это своеобразная энциклопедия народной

    жизни, источник горячего патриотизма и наша национальная

    гордость.

    Былина произошла от слова «быль», Слагались былины сказителями - хранителями русской старины. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Значение слова Богатырь :

1. русских былин и сказок.

отличающийся необычайной

мужеством, удалью.

2. крепкого сложения,

Главные богатыри Руси:

Русский богатырь Илья Муромец

Илья Муромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Иванович) - один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, народный заступник.

Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Старцы велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу Киеву» и приходит сперва к тому камню неподвижному. На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру, служит ему и народу русскому. Про это прочитайте в былинах «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».

Русский богатырь Добрыня Никитич

Хорошо мы знаем богатыря Добрыню Никитича. Согласно своему имени, он добр, хотя и не так великодушен, как Илья Муромец - он не щадит врага.

Среди богатырей Добрыня Никитич на одном из первых мест. Он необыкновенно силён, всесторонне одарен. Добрыня Никитич – отличный стрелок из лука, игрок в шахматы.

Отличительные свойства богатыря – нежность сердца, вежливость, почитание. Есть былина, в которой Добрыня горько жалуется своей матушке на судьбу свою, на то, что он родился богатырем и принужден губить людей.

В былинах часто говорится о нём, что нет никого в Киеве вежливее и обходительнее его, оттого именно ему князь Владимир дает такие поручения, как поездка в чужую землю послом, сватовство.

Добрыня гусляр, певец (или скоморох). Добрыня совершает много подвигов: один из важнейших, первый по времени подвиг его – бой во время купания в Почай -реке со Змеем. Богатырь освободил из пещеры пленников, между которыми была и племянница князя Владимира, «молода Забава Путятишна».

Добрыня женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича. Он любит свою жену, и сам любим. Они живут вместе с матерью Добрыни, в добром согласии и мире.

Русский богатырь Алеша Попович

К нему русский народ не относился с сочувствием. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». Но относятся к нему со снисхождением. Богатыри говорили, что он хвастается своей удалью.

Но есть в характере Алёши хорошие черты. Это – смелость, удальство. В песнях его постоянно сопровождает слово «смелый». У него есть желание победить врага. Богатырь Алеша побеждает в боях не столько силой и храбростью, сколько хитростью и обманом. Такими путями он два раза убил своего главного врага, змея Тугарина (как мифическое существо, змей, убитый Алёшей, потом оживает): один раз Алеша притворился, что не слышит издали, что говорит змей, а когда тот подошел близко, внезапно ударил его; другой раз он заставил змея оглянуться – какая такая сила несметная стоит за ним (по словам Алёши), а в это время отрубил ему голову.

Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие.

В русских былинах Алеша Попович – третий по значению русский богатырь. Силы ему природа меньше дала, чем Илье или Добрыне, но он отважен и храбр, а главное, смекалист, хитёр. Эти качества на Руси тоже ценились высоко. Особенно, когда с помощью этих качеств удавалось победить врага.

Да Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.

Предположение:

Илья Муромец,

Добрыня Никитич и Алеша Попович

это призыв

и стремление народа к единству. Сила народа –

в единении. Объединение качеств трех богатырей

говорит о том, что для защиты родины, победы важна

не только сила натиска, но и находчивость и умение

решать вопросы мирным путем.

«Три богатыря» -

это образ богатырского духа и мощи русского народа.

Русский богатырь

Никита Кожемяка

Никита Кожемяка - народный богатырь, герой сказок Киевской Руси. Никита занимался выделкой кож и, в результате своей тяжелой работы, развил в себе необычайную силу.

Однажды, змей украл у киевского князя дочь. Та, вместе с голубем отправила отцу письмо, в котором написала, что змей боится только одного богатыря - Никиту Кожемяку. Князь с трудом убедил его сразиться со змеем. Никита обмотался пенькой, обмазался смолой и пошел на змея. В тяжелом сражении Никита одолел его и освободил княжескую дочь.

Сказка о Никите очень древняя. Ее датируют 9-10 веком. Есть версия, что у Никиты был прототип в лице богатыря, победившего печенежского великана, который потом превратился в змея.

Русский богатырь Микула Селянинович

Микула Селянинович – русский богатырь, умеющий крестьянствовать. Микула – земледелец, трудяга. От него исходят уверенность и мощь.

А какой замечательной внешностью наделил Микулу русский народ! Богатырь статен, могуч, у него глаза ясны, как у сокола, а брови черны, словно соболиные. А кудри какие чудные! Качаются, словно жемчуг рассыпается. Русский народ не поскупился на краски, чтобы достойно изобразить русского богатыря!

Труды Микулы Селяниновича славные! И связаны они с матушкой-землей. Он ловко управляется с сохой. Борозды такие делает, что если в один край уйти, то и другого не видать. Мощные коренья вывертывает, как каменья, валит в борозды.

При знакомстве с былиной о Вольге и Микуле Селяниновиче, приходит понимание того, что симпатии русского народа на стороне землепашца Микулы, а не вояки богатыря Вольги. Первенство в силе и достоинстве они отдают именно тому богатырю, который связан с матушкой-землей.

А заканчивается былина Вольге и Микуле Селяниновиче добрым рассказом именно о Микуле. О том, как он с рожью управляется, да крестьян угощает.

МНОГО БЫЛО БОГАТЫРЕЙ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ:

Богатырь Святогор, богатырь Вольга, богатырка Синеглазка…

А и сильные, могучие

богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей

Земле!

Не топтать их коням Землю

Русскую

Не затмить им солнце наше

красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не

шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Народные пословицы:

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

Вывод- Заключение:

Тема нашего проекта важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

4. Использованные материалы.

1.Картинки с сайта в Интернете

2. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.

3. Интернет-сайт Википедия

Подготовили ряд вопросов в виде анкеты. Опрошены ученики 3в класса(19ч)


Перечень возможных проектов и их содержание по литературному чтению

Тема: Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)

Проекты . Создание сборника пословиц и поговорок; Создание сборника побасенок; Создание сборника загадок; Викторина; Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Тема: Сказки

Проекты: Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); Герои сказок в лепке; Герои сказок в рисунках; Создание костюмов для сказочных персонажей; Создание спектакля по мотивам одной из сказок; Создание собственных сказок; Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».

Тема: Произведения русских поэтов XIX века

Проекты: Создание коллажа по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное!», «Унылая пора! Очей очарование!»; Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов; Создание сборника стихов русских поэтов XIX века.

Тема: Никто не забыт, ничто не забыто

Проекты: Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто»; Малая конференция; обсуждаемые вопросы:

1. Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?

2. В каких из этих произведений рассказывается о детях?

3. Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?

4. Как складывается судьба этих героев?

Создание сборника произведений о войне; выпуск стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».

Тема: Моя Родина

Проекты: Сборник произведений о Родине; Создание коллажа «Моя Родина»; Подготовка читательской конференции.

Темы выступлений:

1. Образ Родины в картинах художников.

2. Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов;

3. Образ Родины в произведениях композиторов.

Тема: Былины

Проекты : Создание выставки книг; Создание сборника былин; Подготовка аудиоальбома.

Тема: Любимые писатели, герои, произведения

Проекты : Подготовка к параду живых героев; Викторина по произведениям любимых писателей; Инсценировка лучших фрагментов книг; Создание сборника любимых произведений.

Проектная деятельность уместна и во время учебного процесса. Например, проекту о русских народных сказках можно посвятить четыре урока. При этом учитель может сформулировать педагогические цели на весь блок учебных занятий:

— учить восприятию художественного произведения: сравнение персонажей сказок, обобщение представлений о сказках; выделение слов, характеризующих персонажей, понимание роли и речи героя;

— развивать творческую деятельность школьников: составление отзывов о прочитанных книгах, инсценировка произведений;

— воспитывать любовь к чтению и интерес к литературному чтению.

1-й урок. Погружение в проект. Сообщается тема урока, активизируются знания ребят по теме, задаются проблемные вопросы: «Можно ли назвать лису доброй и умной?», «Чему учат нас русские народные сказки?». Учащиеся получают задание подобрать сказки о животных, обратить внимание на то, какие имена дают сказочным героям.

2-й урок . Чтение сказок, их пересказывание. Выделение основных героев народных и литературных сказок. Формирование из учащихся класса четырех групп (лиса, волк, заяц, медведь). Планирование дальнейшей работы: постановка задач, обсуждение плана работы, распределение обязанностей в группах.

3-й урок. Обсуждение предложений и информации в группах, корректировка работы учителем (по необходимости). Составление вопросов для литературной викторины.

4-й урок. Презентация работ. Подводится итог проделанной работы группой и каждым учеником.

Данный раздел содержит темы исследовательских работ и проектов по литературному чтению для 4 класса , которые способствуют формированию у учащихся собственной читательской позиции, а также творческих способностей.


В данном разделе предлагаются темы проектов по литературному чтению для 4 класса начальной школы, которые способствуют формированию у учащихся читательской позиции, формированию собственного мнения о прочитанном произведении, а также рассчитаны на проведение самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности.

Представленные темы исследовательских работ по литературному чтению для 4 класса начальной школы интересны учащимся возможностью проведения сопоставительного, аналитического и обобщающего анализа, а также более углубленного изучения выбранной темы.

Предложенные темы проектных работ литературному чтению в 4 классе начальной общеобразовательной школы можно отредактировать и расширить по необходимости и сконсультацие учителя - руководителя проекта.

Темы проектов по Литературному чтению, 4 класс

Примерные темы исследовательских проектов по литературному чтению для 4 класса:


О времени года. Праздник поэзии.
Богатыри прошлого и настоящего.
Великий подвиг моего народа.
Воздействие красоты на героев произведений.
Времена года. Праздник поэзии
Детские журналы
Законы волшебной сказки.
Зима в изображении русских поэтов.
Золото в русских сказках.
Иванушка-дурачок - главный герой народного творчества.
Интерес к истории в былинах.
Как повысить скорость чтения?
Какая роль пословиц и поговорок в жизни современного человека?
Л.Андреев "Петька на даче" и А.П. Чехов "Ванька"
Мотивы весны в поэзии и живописи
Никто не забыт, ничто не забыто!
Они защищали Родину!
Отражение древних представлений о мире в волшебных сказках.
Почему необходимо чтение?
Поэзия В.А. Жуковского.
Поэзия И.А. Бунина.
Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
Русские богатыри
Сборник произведений о Родине.
Сказки Г.Х. Андерсона.
Создаём свою сказку
Создание коллажа «Моя Родина»
Создание сборника былин
Сравнение литературного произведения Л. Кушнера «Сирень» и живописного произведения П. Кончаловского «Сирень».
Сравнение положительного и отрицательного героя сказки.
Сравнение содержания произведения с иллюстрациями.
Сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»
Сравнительный анализ стихов об осени А.С. Пушкина и А.А. Фета.
Средства художественной выразительности в стихотворениях.
Тайны имени
Там на неведомых дорожках.
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Что такое подвиг?
Элементы волшебной сказки в авторских произведениях.
Яркие краски в стихотворениях С.Я. Маршака.

Средняя общеобразовательная школа № 63 с углубленным изучением английского языка в Новосибирске

Проект учебного занятия

Подготовила:

Учительница начальных классов Исаченко Татьяна Николаевна

г. Новосибирск

Проект учебного занятия

Подготовьте проект учебного занятия, направленного на достижение планируемых результатов, соответствующих ФГОС НОО, отвечающего требованиям деятельностного подхода в обучении и формировании его в соответствии с предложенной структурой.

    Тема урока: И. Пивоварова « Как провожают пароходы» 4 класс

    УМК «Перспективная начальная школа»

    Планируемые результаты:

Личностные:

Учебно-познавательный интерес к новой теме стремлением познавания самого себя

Желание к самосовершенствованию на примере героя произведения

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее

Учитывать конкретику вопроса учителя и находить точный ответ путем выборочного чтения

Делать выводы и умозаключения на основе сравнения поступков героев

Познавательные УУД :

Осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Определять основную и второстепенную информацию

Коммуникативные :

Взаимодействовать в паре

Строить монологические высказывания в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Отстаивать свою точку зрения тактично, путем приведения аргументов

Предметные :

Получат возможность научить отличать ценности материальные от духовных

Смогут поупражняться в чтении отрывка в лицах

Работать с источниками информации

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

Ориентировочно- мотивационный

Актуализация знаний, жизненного опыта.

Привлечение внимания учащихся к иллюстрации на стр.6

Краткий пересказ

Самостоятельное чтение темы нового раздела учебника.

Как красота может воздействовать на человека?

Зачем люди посещают музеи?

В каких словах учителя выражена основная мысль?

Беседа- рассуждение

Фронтальный опрос

Самостоятельное, творческое использование, сформированных ранее знаний

Объяснение темы урока

Можно ли по названию определить о чем пойдет речь?

Какое по- вашему отношение имеют пароходы к красоте?

Создание проблемной ситуации

Индивидуальная

Первичное воспитание и усвоение содержания прочитанного текста

Объяснение окончания отрывка для чтения со «стопом»

1.с. 7-8 до слов «И вдруг я услышал»

2.с. 8-10 до слов «И она ушла»

3.с. 10-11 до слов «Он повернулся и пошел»

Чтение и слежение по тексту

Какое настроение у ребят?

Какие у них отношения?

Как думаете, Люська зачем говорила громким голосом?

Внимательно ли Павлик слушал Люську?

Почему Люська сменила тему разговора?

Почему она все так же громко говорила?

Перечитайте только слова Коли.

Перечитайте только слова Люськи.

Выборочное чтение.

Ответить на вопросы, подтверждая их словами текста.

Обсуждение

Высказать предложение

Коллективная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Динамическая пауза.

Включение аудиозаписи «Как провожают пароходы»

Свободные движения по кругу и покачивание руками.

По желанию детей

Диагностика качества усвоения темы.

Способствовать осознанию нематериальных ценностей

Заранее подготовленное инсценирование последней части текста.

Монолог Люси Синициной.

Учащиеся вместе с Люсей поют куплет песни. (Листочки со словами у них на столах)

Чье предложение при работе в паре подтвердилось?

Почему рассказ помещен в раздел о воздействии красоты на человека?

Исполнение песни со зрительным ориентиром.

Коллективная.

Коллективная.

Рефлексия.

Составление синквейна.

Индивидуальная.

Список использованной литературы

1. Учебник 4 класс УМК «Перспективная начальная школа» И. Пивоварова «Как провожают пароходы».