Упражнения для глазомера. Упражнения для развития глазомера. Что даёт новая методика

Последствия ударной волны оценивают до сих пор. За помощью обратились более пятисот человек, серьезных травм нет, самый распространенный «диагноз» — порезы от стекла. Ударной волной разбило окна примерно в трехсот зданиях. Власти пообещали, что ремонт будут вести за счет средств города.

В Челябинской области пострадали в основном дома старого фонда. Рухнула крыша самое и часть стены с на складе Цинкового завода. Возраст здания — почти 60 лет, в причинах пока разбираются: возможно, туда упал кусок метеорита, возможно, обрушению ветхого здания способствовала ударная волна.

В легкоатлетическом манеже вспоминают: шла тренировка, раздался мощный взрыв. « Спортсмены-дети ринулись к окнам, чтоб снимать происходящее на фото и видео, рассказывает сотрудник манежа Игорь. — Благо, их оторвал от окон один из инструкторов: стекла по всему периметру, огромные, рухнули не сразу, спустя несколько секунд».

Девять детей получили порезы, а больше всех пострадал тот самый инструктор. На него упал осколок стекла.

В вузах города ведется экстренный ремонт окон: в магазинах раскуплено практически все стекло, поэтому в ход идет и картон, и просто пленка — ими затягивают и забивают окна. «Очень сильно пострадал корпус истфака, без окон остался весь второй этаж», — рассказала АиФ.ru Наталья Парфентьева, декан исторического факультета ЮУрГУ.

Все восстановительные работы вузы города ведут за свой счет — пришлось привлечь студентов. Говорят, в коридорах невообразимый холод, к ночи температура на улице упадет до -25. Челябинцы волнуются, успеют ли ликвидировать последствия. В противном случае, городу грозит разморозка труб.

Ранения от волны получили дети в школах и детсадах, кое-где порезались и воспитатели.

Большинство государственных учреждений 15 февраля не работают: людей отправили по домам. В школах города занятия отменили на два дня.

По улицам Челябинска ездит машина с громкоговорителем: горожан призывают сохранять спокойствие, за помощью обращаться в городские больницы.

Челябинец Александр признается: пережил огромный стресс. Говорит, первая мысль: война? Самолет? Взрыв газа? Выбежал на улицу, так как дома находиться — было страшно.

Некоторые горожане ринулись снимать стресс спиртным. Торгующие алкоголем магазины подтверждают увеличение выручки

Настроение горожан — риторическое: почему именно на нас, на Челябинск, «все летит»? Сход поездов, Ашинская катастрофа, взрыв брома — с падением метеорита список уральских бедствий заметно расширился. Горожане отмечают, солнце почему-то светит ярче обычного. Научных объяснений не находят, но надеются, что это — к добру.

Какие темы лучше подходят для репортажа, как наблюдать за происходящим, с чего начинать и чем заканчивать текст, в чем заключается работа с планами, и почему одни репортажи «затягивают», а другие - нет.

Шаг первый. Пробираемся туда, где читатель не был.

Интерес к репортажу напрямую зависит от недоступности места, в котором побывал журналист. Немецкий преподаватель журналистики Михаэль Халлер рекомендует авторам репортажей «преодолевать дистанцию и барьеры » - отправляться в дальние путешествия, погружаться в чуждые для читателей социальные группы и проникать в закрытые учреждения. Например, съездить на полюс холода, переночевать с бомжами на вокзале, пожить в монастыре, побывать в психиатрической больнице.

Другой источник репортажных тем - эксперименты журналиста, которые он потом описывает. Например, работает таксистом, организует митинг или пытается продать на рынке выращенную на даче картошку. Это ещё называется «методом маски» или «журналист меняет профессию» . Разновидность экспериментов - показ чего-то обычного с неожиданной стороны. Например, в метро ездили все москвичи. Но редко кто проезжал свой маршрут в кабине машиниста или в инвалидной коляске.

Шаг второй. Выявляем конфликт.

Чтобы репортаж «затягивал», он должен быть написан по законам драматургии:

Появляется проблема (завязка);

Персонажи пытаются ее решить (развитие действия);

Приближаются к решению (кульминация);

Либо добиваются успеха, либо нет (развязка).

Например, наркоманы в притоне обнаруживают, что наркотик закончился (завязка). Идут в магазин, воруют продукты (их едва не ловят), сдают их в другой магазин (их едва не обсчитывают), покупают в аптеке лекарства (на которые едва хватает денег) и начинают готовить из них наркотик (который едва не оказывается испорченным из-за неправильного сочетания компонентов). Обратите внимание: здесь есть целая серия кульминаций, причем каждая, кроме последней, оказывается ложной, так как настоящее препятствие - еще впереди. Наконец снадобье готово, все укололись, хотя кайф оказывается вовсе не таким сильный и продолжительным, как хотелось бы (развязка) .

В одних случаях конфликт лежит на поверхности. Например, на войне отряду дают задание занять высоту или удержать высоту, и журналисту остается смотреть, будет ли задание выполнено. Поэтому есть поговорка «Войну описывать легко».

В других случаях конфликт нужно разглядеть и понять. Например, журналист приехал в стойбище оленеводов, где вроде бы ничего не происходит. Все как обычно. Но если присмотреться, за этими обычными действиями можно увидеть жесточайшую борьбу с холодом, болезнями, нехваткой кормов для животных, хищниками и изменениями климата, которые ломают привычный образ жизни.

В репортаже с церемонии конфликт заключается в расхождении между запланированным и получившимся. Представьте организаторов церемонии режиссерами, которые хотят показать спектакль. Участники же мероприятия - это актеры, которые хорошо или плохо играют свои роли. Почувствуйте себя театральным критиком и оцените, что у них получилось или не получилось.

Если вы готовите репортаж-портрет, конфликт следует искать между обязанностями, желаниями и возможностями человека (должен, но не хочет или хочет, но нельзя, или не может).

Шаг третий. Наблюдаем целенаправленно.

В подготовку репортажа обязательно входит наблюдение за происходящим. Иначе создать затем в тексте «эффект присутствия» невозможно.

Наблюдение должно быть целенаправленным и ориентированным на поиск эмоционально ярких эпизодов, которые раскрывают конфликт. Здесь две ключевые фразы «эмоционально яркие эпизоды» и «раскрывают конфликт» . Все остальное лишнее. Не повторяйте ошибку начинающих журналистов, которые пытаются зафиксировать все подряд, исписывают по несколько блокнотов, а затем оказывается, что многие эмоционально яркие сцены никак на конфликт не работают, и их приходится вычеркивать, а раскрывающих конфликт «держащих внимание» сцен, наоборот, не хватает.

Поэтому стоит придерживаться плана. Он может представлять собой список мест для посещения, список людей, с которыми нужно встретиться, список действий, которые журналист хочет увидеть. От плана можно отклоняться, это не догма. Но он задает логику наблюдению и позволяет журналисту не упустить что-то важное. Например, при подготовке репортажа о жизни бомжей было бы плохо, если бы журналист не побывал там, где они ночуют и подрабатывают, и не пообщался с самими бомжами, а также теми, кто бомжами занимается: с полицейскими, соцработниками, волонтерами.

Для наблюдения подключаем, по возможности, все органы чувств. У человека их пять (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Это совсем не значит, что при подготовке каждого репортажа журналисту надо непременно что-то трогать или лизать. Но фиксировать помимо увиденного хотя бы звуки и запахи обязательно. Впоследствии это придаст объемность описанию происходящего.

Шаг четвертый. Находим характерные детали.

Характерные детали — это слова, действия или предметы, показывающие характерную черту персонажа. Вот что пишет по этому поводу американский медиатренер Рой-Петер Кларк:

Детали персонажа и обстановки воздействуют на ощущения читателя, приводя к пониманию. Неопытные журналисты часто отбирают очевидные детали: мужчина курит сигарету, девушка грызет ногти. Эти детали ничего не рассказывают, кроме случаев, когда мужчина умирает от рака легких или девушка страдает анорексией.

Перед казнью серийного убийцы репортер Кристофер Сканлан посетил семью одной из предполагаемых жертв преступника. Несколько лет назад девушка вышла из дома и не вернулась. Сканлан обнаружил деталь, которая передавала бы нескончаемое горе этой семьи: Он заметил кусок скотча, которым был залеплен выключатель возле входной двери - так, что свет нельзя было выключить. Мать всегда оставляла свет включенным, пока ее дочь не вернется с прогулки. И хотя уже прошли годы, лампочка продолжала гореть, как вечный огонь.

Вот ключ: Сканлан увидел залепленный скотчем выключатель и спросил по поводу этого. Деталь, которую он выявил - это результат его любопытства, а не его воображения.

Clark R.P. Writing Tools: 50 Essential Strategies for Every Writer. - London, Little, Brown and Co, 2006

Если вы хотите дать персонажу характеристику, не называйте ее напрямую. Ищите действия или предметы, которые сами подведут читателя к такому выводу. Например, когда Валерий Панюшкин хотел показать, что ребенок из-за опухоли мозга теряет зрение, он описал сцену прощания с этим ребенком, когда тот машет рукой в другую сторону, потому что не видит, куда отошел журналист.

Шаг пятый. Определяемся с «красной нитью».

Теперь решаем с чего начать и чем закончить репортаж. Линия повествования, ограниченная началом и концовкой, называется «красной нитью».

Повествование может развиваться в двух плоскостях: во времени и в пространстве. Первый вариант подходит для описания мероприятий. Например, мы начинаем репортаж со сбора участников и заканчиваем тем, как они расходятся. Во втором случае журналист описывает свои перемещения при сборе информации. Например, репортаж из лагеря беженцев начинает с посещения столовой, затем журналист идет в медпункт, потом к коменданту лагеря, и заканчивает палаткой семьи беженцев.

Начало и конец репортажа не обязательно должны совпадать с началом и концом мероприятия или передвижением журналиста. Репортаж с митинга можно начать с подготовки к нему, а можно, с выступления оратора в середине мероприятия. Закончить также можно как речью одного из выступавших, так и описанием того, как на опустевшей площади рабочие разбирали сцену. Репортаж из лагеря беженцев можно начать и с приближения к лагерю, и со сцены внутри, причем далеко не самой первой из увиденных.

Совсем не обязательно (и не нужно) включать в репортаж все увиденные журналистом сцены. Этот прием получил название «пунктир» .

Например, на митинге выступали десять ораторов, каждый из которых говорил по пять минут, а журналист цитирует пятерых, приводя три фразы одного и по одной фразе всех остальных . Или в лагере беженцев журналист посетил десять семей, но рассказывает про одну подробно и еще про две - кратко.

Важно не забыть про конфликт. Красная нить - это путь от завязки (идеи по выходу из проблемной ситуации) к развязке (решению проблемы или провалу попытки решения). Точки пунктира - те эмоционально яркие сцены, из которых складывается развитие действия. Решить, какие из сцен подходят, а какие нет можно уже в процессе работы над текстом. Для журналиста очень важно ещё в процессе наблюдения определиться с началом и концовкой репортажа. Только после этого можно прекратить наблюдение.

Шаг шестой. Пишем кинематографично.

Термин «писать кинематографично» (to write cinematically) придумал Рой-Питер Кларк. Он имел в виду, что писать нужно так, чтобы текст рождал в голове читателя кадр за кадром. Чтобы так писать, достаточно выполнить два простых правила.

Первое правило - передаем слова и действия, а не их осмысление. Например, если мы напишем «они поругались и подрались» , кино в голове читателя не возникнет. Из текста не видно, как ругались и дрались персонажи. Если же мы напишем, какими словами они друг друга называли и как именно били, тогда драку представить можно.

Второе правило - работа с планами. Для человеческого глаза свойственно постоянное приближение-удаление рассматриваемых предметов. Например, войдя в комнату, мы сначала видим ее в целом, выхватываем какой-то предмет, потом снова рассматриваем в целом и фокусируемся на чем-то еще. То же самое делают операторы в кино и на телевидении, когда мы видим постоянное приближение-удаление от показа происходящего в целом до выхватывания отдельных лиц и предметов.

Всего планов пять:

Самый общий (человек в интерьере);

Общий (человек в полный рост);

Средний (человек по пояс);

Крупный (лицо);

Самый крупный (серьга, перстень, шрам).

Не обязательно все время перемещаться от самого общего к самому крупному и обратно. Проходить через все планы совсем не обязательно, можно перескакивать. Главное, чтобы репортаж не застревал в одном плане. У начинающих журналистов обычно не хватает крупных и самых крупных планов, из-за чего картинка получается нечеткой.

Шаг седьмой. Дополняем репортажным бэкграундом.

Репортажный бэкграунд - это информация, поясняющая сцены. Например, сцена: по улице едет машина, и внезапно из-под капота начинает валить дым. Варианты пояснений: машина совершила кругосветное путешествие, машина только что куплена на автомобильном рынке, машину водитель собрал сам и впервые выехал на испытания . Обратите внимание, как меняется восприятие сцены при каждом варианте бэкграунда.

Объем бэкграунда в большинстве репортажей - от четверти до трети текста. Но все зависит от сложности и наглядности темы. Например, в репортаже про штурм захваченной террористами школы в Беслане бэкграунд будет минимум. Журналисту достаточно просто описать, что он видел и как бегал вместе со штурмующими. А в репортаже с заседания суда бэкграунд может занять большую часть текста, так как нужно не только показать, как выглядит зал суда, что там делают и говорят, но и разъяснить, кого судят, за что судят, и что было на прошлых заседаниях.

Репортажный бэкграунд нужно вводить небольшими порциями, чередуя со сценами. Слишком большие блоки бэкграунда тормозят развитие действия, и читателя это может оттолкнуть. Если же бэкграунда мало или нет вообще, репортаж рискует рассыпаться на набор сцен, не совсем понятных читателю и не связанных единой линией.

Итак, репортаж за семь шагов:

1. Пробираемся туда, где читатель не был

2. Выявляем конфликт

3. Наблюдаем целенаправленно

4. Находим характерные детали

5. Определяемся с «красной нитью»

6. Пишем кинематографично

7. Дополняем репортажным бэкграундом

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель - создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление : краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть : информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка : впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий - пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж - пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж - пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый - требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго - непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж - пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж - пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность - значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное - оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе…), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах…).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.

17.07.2015

Репортаж является одним из наиболее излюбленных и востребованных жанров в школьной газете. Но у репортажа, как и у любого другого жанра, есть свои особенности и специфика, которыми нельзя пренебрегать.

К сожалению, именно об этом школьники забывают, когда начинают писать в этом жанре. В результате приходится читать репортажные тексты, созданные по принципу «что вижу, о том и пишу». Так, например, репортаж об экскурсии в зоопарк может начинаться длинным описанием того, как журналисты стояли на остановке, ожидая опаздывающих товарищей, и ехали в автобусе. А репортаж о городском празднике в детской газете нередко предваряет сообщение о том, чем журналистка занималась накануне, от кого и как узнала о предстоящем событии, во сколько проснулась, как позавтракала, как добиралась, как сдавала одежду в гардероб и повстречала знакомых.

При этом само событие, описание которого и является целью репортажа, уходит на второй план. Читатель, ожидавший узнать подробности о прошедшем событии, будет обманут в своих ожиданиях, разочарован и, скорее всего, даже не дочитает текст до конца. В конечном итоге, кого волнует, как Маша Н. позавтракала и как Катя и Настя ехали в автобусе?

Чтобы избежать этой ошибки, начинающему журналисту прежде, чем сесть за написание материала, и даже прежде, чем приступить к сбору информации, к непосредственному наблюдению за событием, имеет смысл задать себе вопросы: «Зачем я пишу этот репортаж? Кто его будет читать? О чем я хочу рассказать читателю?» И если вам все равно, будут читать ваш текст или нет, забудьте о журналистике. Пишите «в стол». Для потомков. Может быть, они поймут и оценят. А репортаж является информационным жанром, моментальным откликом на событие, которое интересно совершенно конкретному читателю. И он (читатель) хочет узнать подробности именно об этом событии, а не о вас лично.

Профессионализм репортера проявляется в умении отличить «говорящие» детали от ненужных подробностей. «Говорящие детали» - это те, которые помогают ярче высветить событие, описать в красках и в лицах саму атмосферу происходящего, его масштаб, значимость, добавить в описание ярких красок для придания наглядности, заострить внимание на каких-то деталях, эпизодах.

Основная задача репортера - дать читателю возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т. е. создать «эффект присутствия» . А для этого нужно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Вот для этого и нужны детали: чтобы передать свое ощущение динамики события («картинка в движении»), чувств и эмоций, которые эти события вызывают.

В описании события не бойтесь использовать глаголы настоящего времени . Именно они в сочетании с яркими деталями, красками, эмоциями помогают передать динамику события и создать эффект присутствия.

А еще репортер должен уметь оперировать цифрами, фактами, обращаться за комментариями к участникам или организаторам события, включать в репортаж элементы интервью.

Не знаете, с чего начать репортаж, чтобы не описывать длинные и ненужные подробности своей личной жизни? Начните с лида. «Жесткого» - коротко (в одном-двух предложениях) ответьте на вопросы: «что», «где», «когда», спустив ответы на вопросы: «как», «почему» и «кто» в описательную часть. «Мягкого» - если хотите поиграть с новостью. Но не увлекайтесь, играя: лид - это всего лишь один небольшой вводный абзац, а не страница текста!

Многие начинающие журналисты ошибочно считают, что репортаж можно писать только о каком-то прошедшем мероприятии. Это не совсем так. Информационным поводом для репортажа могут послужить посещение кабинета стоматолога, ветеринарной клиники, детского дома, школьной столовой во время перемены, репетиции школьного театра, молодежной тусовки. Ищите темы, интересные вашему читателю! И не забывайте сопровождать ваши репортажи фотографиями, которые выгодно дополнят ваш текст.

Татьяна Ковган

Если вы хотите стать журналистом и мечтаете рассказать о нашумевшем событии, вам поможет обращение к известному и любимому многими жанру. Как написать хороший репортаж правильно и быстро? Стоит ли составлять примерный план? На эти и многие другие вопросы отвечает данная статья.

Текст такого рода сложен для новичков, однако серьёзная подготовка и грамотный подбор материала помогут вам в создании успешного и информативного сообщения о произошедшем. Специфика жанра проявляется в особенностях изложения: рассказ не может быть сухим и отстраненным. В нём всегда присутствует мнение журналиста, его отношение к проблеме или событию. Хорошему репортеру важно побывать на месте происшествия и проанализировать ситуацию.

    Отличительные особенности жанра:
  • хронологический порядок освещения действий;
  • описательность и наглядность;
  • своевременность сообщения;
  • соответствие фактам и предельная точность;
  • отсутствие вымысла;
  • отражение активной позиции журналиста

Почему репортаж остается таким популярным

  • возможность полного и всестороннего анализа, которого нет на телевидении и в радиовещании;
  • сравнительная независимость печатных изданий и блогов, которая позволяет освещать любые темы и высказывать разнообразные мнения.

Текст должен быть достоверным и вызывать интерес и переживание у читателей. Для того чтобы создать яркое и запоминающееся сообщение, следует придерживаться нескольких принципов:

  • Настоящий профессионал сделает все, чтобы оказаться на месте события;
  • Погрузившись в ситуацию, не забывайте о внимании к деталям и любопытным мелочам;
  • Опрос присутствующих поможет вам сравнить мнения людей, которые вы можете использовать при написании текста;
  • Важно не только то, что произошло, но и то, что предшествовало событию. Соберите факты и проанализируйте их, восстановив причинно-следственную связь;
  • Делайте записи и пометки, фотографируйте очевидцев и участников происшествия
    Выделяют несколько видов репортажа
  • тематический – такой текст может готовиться долго из-за объёма информации, используемой в качестве источника;
  • событийный – пишется в короткие сроки и рассказывает о криминальных, светских, производственных и спортивных новостях;
  • проблемный – подчинен определённой ситуации, которая тщательно анализируется журналистом.

Существует несколько правил, которые помогут вам добиться успеха в нелёгком деле создания репортажа.

Подготовка к написанию

Примеры, которые помогут вам понять, как написать репортаж, можно брать из статей или газет, тематических блогов. Попробуйте конспектировать журналистов центральных телеканалов, составьте список шаблонных фраз и отредактируйте услышанное. Участвуйте в конкурсах и мастер-классах, учитесь и совершенствуйтесь каждый день;
Найдите тему, которая будет вам интересна. Не думайте, что успеха может добиться лишь тот, кто освещает популярные события, известных людей или злободневные проблемы. Большинство интересных историй окружает нас каждый день, и только тот, кто готов прислушиваться к посторонним людям и внимательно следить за происходящим, может найти материал для увлекательной статьи, которая будет прочитана миллионами.

    Часто начинающие журналисты останавливают свой выбор на
  • каком-либо драматическом событии, которое затрагивает сразу несколько актуальных для общества проблем;
  • истории о медийных личностях;
  • новостях из политики и экономики, которые интересуют каждого;
  • неожиданностях и занимательных эпизодах из повседневной жизни.

Выбирая персонажа репортажа, проведите тщательный отбор. Своеобразный кастинг поможет вам определиться с особенностями повествования и даст идеи, которые облегчат дальнейшую работу. Ваш герой должен вдохновлять и вызывать симпатию. Не стоит выбирать личность, окруженную дурной славой. История о ней будет однобокой и предсказуемой, а ваше отношение помешает создать объективное описание.

Человек, которого вы опрашиваете, должен свободно и ясно излагать свои мысли. Репортеру нужно тактично побудить его рассказать о причинах освещаемого события. Мнение автора не должно смешиваться с высказываниями героя. Вы рассказываете историю, сила воздействия которой зависит от подхода к материалу и начальной отстранённости автора. Свое отношение можно высказать в финале: так читатель получит не только яркое описание ситуации, но и эмоциональный отклик журналист.

Структура текста

Если вы не знаете, как написать репортаж и боитесь отойти от привычного канона, создайте план, который будет напоминать вам о порядке действий:
Не забывайте об интриге, содержащейся в метком и броском заголовке;
После напишите вступление, которое подготовит читателей к основному блоку информации;
Далее приступайте к описанию событий;
В финале дайте оценку действиям персонажей и расскажите о собственном отношении к возникшей ситуации;
Как оформить репортаж? Если вы хотите, чтобы текст был разбавлен изображениями, добавьте фотографии очевидцев или места происшествия.

Помните о важных приёмах, отсутствие которых в статье нежелательно:
Не делайте свой текст нагромождением подробностей. Используйте детали, которые помогут вам оживить сюжет;
Умело подобранные диалоги превращают сухое изложение фактов в захватывающую историю;
Не бойтесь добавить действия: статика вызывает скуку и не способна привлечь читателя.

Репортаж как жанр отличается определённой стилистикой

Используйте глаголы, которые точно передадут ваше видение ситуации;
Постарайтесь избегать резких оценок, если вы не можете их аргументировать. Будьте осторожны с прилагательными, при помощи которых вы описываете событие и персонажей;
Вставляйте меньше цитат. Старайтесь пересказывать реплики очевидцев. Диалог, появившийся в тексте, должен точно и выразительно характеризовать ситуацию;
Используйте оригинальные сравнения;
Создайте статью, которая будет держать читателя в напряжении от начала и до конца.

Ошибки, возникающие при написании репортажа

Подмена понятий и работа со смежным жанром. Молодой журналист может написать короткую зарисовку с места событий или взять небольшое интервью, однако этого материала будет недостаточно;
Рассказ о собственном отношении к проблеме вместо описания ситуации;
Интерес к негативным сюжетам и грязному реализму

Эта простая инструкция поможет вам написать хороший репортаж!