Универсалии - это что такое? Примеры. Вопрос. Культурные универсалии Что исследователи относят

Универсалии - это широкие понятия, включающие в себя множество аналогичных предметов. Примерно так пишут словари. Из определения не ясно почти ничего. Давайте разложим всё по полочкам и разберёмся, наконец, в этом понятии.

В философии

Примерами универсалии могут быть такие понятия как "планета", "растение", "человек" и многие-многие другие.

Средневековые философы обсуждали вопрос о том, существуют ли универсалии на самом деле как явления или вещи, а не просто на словах. Если их существование - это всего лишь наша выдумка, тогда они и существуют только в наших головах. Например, нет такого растения, которое объединило бы в себе все растения на земле (представляете, что за "ёлкоромашкоподорожник" это бы был?). Конкретные виды растений, конечно, существуют, мы их видим и можем пощупать, а вот само слово "растение" придумали люди для того, чтобы объединить цветы, травы, деревья и т.п. общим названием.

Платон предложил посмотреть на этот вопрос под другим углом. Он полагал, что общее название существует на самом деле, но в невидимом людскому глазу высшем мире. Все конкретные вещи - это порождения универсалии. Средневековые философы, придерживающиеся такой же концепции, стали называть себя реалистами (ведь они полагали, что универсалии реальны).

Философы, считавшие, что универсалии - это всего лишь названия, имена, объединяющие группу предметов со сходными признаками, причисляли себя к номиналистам (с латинского nomina переводится как название, имя).

Философия Средневековья - реализм. Номинализм появился позже, уже на закате Средних веков, на "брезжущей зорьке" Возрождения.

Реализм

Средневековый реализм имел две формы: крайний и умеренный.

Крайние реалисты утверждали, что универсалии появились раньше вещей в мире, недоступном для восприятия. А все предметы, существующие на земле - это производные той или иной универсалии - вечной идеи, порождающей вещи.

Вы, наверно, уже догадались, что Платон как раз и был крайним реалистом.

Умеренные реалисты придерживались идеи о том, что универсалии - это основания любой вещи; они существуют в самих предметах. Мир универсалий и мир предметов неотделимы друг от друга. В любой вещи содержится какая-либо универсалия, которая и делает её вещью, без неё она была бы просто бесформенной материей. Умеренный реализм вытекает из идей Аристотеля.

Номинализм

Номинализм имеет такие же формы, как и реализм.

Умеренные номиналисты считали, что универсалии сохраняются в сознании, когда вещей уже нет. Они остаются там в форме понятий - обобщённых наименований предметов. Понятия объективно не существуют (ведь мы не можем их взять в руки, пощупать), но именно с помощью слов и терминов мы можем разбивать действительность на разные области и сферы. Так становится намного проще ориентироваться и познавать мир. Умеренный номинализм также носит название концептуализм (conceptus с латинского - представление, мысль).

Крайние номиналисты считали, что общие понятия абсолютно бессмысленны, о них не стоит ни говорить, ни думать, ведь их не существует. Например, перед нами конкретное растение. Мы можем его увидеть, потрогать, изучить свойства, собственно, как и любой другой предмет, который реально существует. Что же такое растение в общем? Это просто слово, не обозначающее никакой реальный предмет, поэтому от таких общих понятий стоит совсем отказаться, пользуясь лишь наименованиями конкретных предметов.

Универсалий в философии - это очень сложный вопрос, размышления о котором могут привести к неожиданным выводам. Например, задумайтесь о том, на самом ли деле существует дружба или любовь. Это всё реально, или нам только кажется?

Языковые универсалии

В лингвистике универсалии - это свойства всех или большинства языков.

В теории языковых универсалий рассматриваются следующие аспекты:

  1. Отличия и сходства человеческого языка и языка животных.
  2. Сходства и различия языков разных народов.
  3. Содержательные категории в различных языках (например, во всех языках каким-то образом обозначается единственное и множественное число).
  4. Свойства структур языка (например, деление на фонемы).

Виды языковых универсалий

Существует огромное количество видов (классов) языковых универсалий.

  • По характеру утверждения различают полные или абсолютные (не предполагающие исключений) и неполные или статистические (допускающие их). Например, полная универсалия: во всех языках есть гласные звуки. Неполная универсалия: почти во всех языках есть носовые согласные.
  • По различаются простые (утверждающие о существовании какого-либо явления) и импликативные универсалии (содержащие в себе условие, подчёркивающее взаимосвязь явлений. Пример простой универсалии: в каждом языке есть явление Y. Пример импликативной универсалии: если в языке есть Y, то должно быть и X, причем первое зависит от второго.
  • Выделяют количественные и неколичественные универсалии. Количественные сообщают о некоторой количественной закономерности. Например: в любом языке количество фонем не более 85. Все остальные универсалии называются неколичественными.
  • В зависимости от языкового уровня термина выделяются символические, семантические, лексические, синтаксические, морфологические, фонологические универсалии.

Культурные

Культурные универсалии - это понятия, которые выражают черты явлений, встречающиеся во всех культурах.

Во многих источниках говорится, что к культурным универсалиям относят такие характеристики культурного опыта, которые отражают картину мира всех народов.

Но понятие картины мира слишком размыто, поэтому давайте скажем немного проще.

То, что исследователи относят к культурным универсалиям, является общей характеристикой для представителей любой культуры, на каком бы континенте они ни жили.

Список культурных универсалий

Американский антрополог Джордж Мердок в 1959 г. обозначил более 7 десятков универсалий, присущих всем культурам: от украшений и подарков до сексуальных ограничений, карательных санкций и погребальных обрядов.

Почему же между людьми, никогда не встречавшихся друг с другом, так много общего? Ответ прост. Физически все люди устроены одинаково, поэтому и потребности у всех идентичны, окружающая среда ставит перед всеми одинаковые проблемы, и пути их решения тоже схожи.

Все люди рождаются, а потом умирают, поэтому и обычаи, связанные со смертью и рождением, присутствуют в каждой культуре. В любом обществе присутствуют беременные женщины, дети и старики, поэтому универсалии, связанные с этими категориями людей, также есть в любом социуме.

Клайд Клакхон, американский социолог и культуролог, предлагал дополнить список Мердока ещё двумя универсалиями. Он считал, что у всех народов одинаковый образ мышления и ценности. В любом обществе запрещено убивать, лгать, нигде не одобряется причинение боли или страдания.

Культурные паттерны

Сократил список универсалий, а точнее структурировал его американский антрополог Кларк Уисслер. Он выделил 9 паттернов (образцов) культуры:

  • семья;
  • речь;
  • мифология и научные знания;
  • искусство;
  • религиозные практики;
  • материальные сходства;
  • правительство;
  • собственность;
  • война.

Культура разных народов может быть построена вокруг одной из этих тем, но другие всё равно зримо или незримо будут присутствовать в жизни любого общества.

Понятие универсалии многогранно и применяется в различных сферах и областях науки и жизни. Как бы то ни было, универсалии - это всегда определённые сходные черты. Латинское слово universalis (общий) не зря послужило этимологическим "отцом" этого термина.

Культурные универсалии

Культурные универсалии - это такие нор­мы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географиче­ского положения, исторического времени и социаль­ного устройства общества.

В 1959 году Джордж Мердок выделил более 70 уни­версалий: возрас­тная градация, спорт, нательные украшения, кален­дарь, соблюдение чистоты, общинная организация, тор­говля, хождение в гости, наблюдение за погодой и др.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда.

Универсалии происходят оттого, что в мире суще­ствует очень устойчивый порядок, образованный обще­ством. Общество - это большая совокупность людей, находящихся между собой в более или менее постоян­ной связи.

Известный американский культуролог и социолог Клайд Клакхон полагал, что перечень культурных уни­версалий нужно дополнить ценностями и образом мыш­ления. Однако Дж. Кларк решительно противился теории культурных универсалий, базисные потребности не могут обусловливать специфические аспекты культуры. Кларк Уислер выделил всего девять: речь; ма­териальные черты; искусство; мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система; собственность; правительство; война. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры.

Ценности и нормы как содержательные элементы культуры

Частью культуры являются ценности и нормы. Ценности – продукт взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается способность того или иного явления или процесса удовлетворять потребности, и интересы, желания личности, социальной группы или общества в целом и происходит её оценка. Именно они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нём признаётся добром, а что злом; какие черты поведения личности принимаются, одобряются и насколько, а какие и насколько осуждаются. Конечно, не все люди в одном и том же обществе привержены одним и тем же ценностям, одинаково понимают и принимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства и т.д. Одни – сторонники коллективизма, другие– индивидуализма, для одного главное в жизни – карьера, для другого – богатство, для другого честность и порядочность и т.д.

Нормы – это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Так, в демократическом обществе: мир, свобода, равенство и братство людей, их честь достоинство, социальная справедливость, солидарность, гражданский долг, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Нормы производны от ценностей и основываются на них. Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры и определяющие стабильность и целостность общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как более конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называются нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурно-ценностные универсалии являются общечеловеческими ценностями. Они возникают потому, что все люди, в какой бы части света они не жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью.

Общечеловеческие ценности были и остаются проблемой для социальной науки. Их выявлением, описанием и интерпретацией занимаются многие исследователи. Подходов много, и они разные. Кто-то ищет общечеловеческие ценности в семантике ценностных терминов и в проверке на истинность, истину ценностных суждений. Кто-то обращается за помощью к генеалогии: чем древнее ценности, тем они «общечеловечнее». Кто-то видит выход в одобряющем мнении большинства и т.д.

Генрих Риккерт (1863 – 1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства, помещает общечеловеческие ценности в особый мир трансценденции и объективной значимости, который находится по ту сторону субъекта и объекта, их привычной для нас взаимосвязи. Всех же миров у него три: мир действительности, мир ценностей и мир имманентного смысла (в последнем объединяются два первых).

В биогенетической концепции общечеловеческих ценностей, разработанной Б.К. Малиновским (1884 – 1942), универсальные феномены культуры обладают функциональной общностью, т.е. удовлетворяют жизненно важные потребности человека и общества, закрепляют социальные связи между людьми. Функциональная общность удовлетворения названных потребностей (в конечном счете – потребности выживания, приспособления к среде) распространяется на все без исключения культуры, это их тождественно-сущностная характеристика.

Луис П. Поджман общечеловеческие ценности называет ядром морали как таковой, так как они носят объективный или prima facie (принимаемый «с первого раза», «сразу же») характер. Отталкиваясь от разумной природы человека и рационально взвешивая различные моральные системы, он выделяет десять «кандидатов» в общечеловеческие ценности (коренные или базовые моральные принципы):

Не убивай невинных людей;

Не причиняй ненужной боли и страданий;

Смягчай, облегчай, где это возможно, боль и страдание;

Выполняй обещания и договоры;

Не покушайся на свободу другого человека;

Будь справедлив, относись равно к равным и неравно к неравным;

Принимай с благодарностью оказываемые тебе услуги, отвечай взаимностью;

Будь правдив и искренен;

Помогай другим людям;

Соблюдай справедливые законы.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религия, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычаи дарить подарки, спорт и т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические и социальные потребности.

А. Маслоу (1908 – 1980) также выделял ценности, присущие каждому индивидууму: истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность.

Итак, в систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности, но все они делятся на две большие группы: материальные и духовные. Такая дихотомия ценностей обусловлена двоякой природой человека: материальной (телесной, биологической) и духовной (идеальной, сознательной).

Человек, как биологическое существо, живет материальной жизнью; у него имеются материальные (биологические, витальные) потребности, удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Именно эти материальные потребности обусловливают возникновение материальной ценности, составляющей одну из важных сфер ценностного сознания. Предметы и явления мира представляют для человека ценность лишь постольку, поскольку они служат средствами удовлетворения его материальных потребностей. То, что не является таким, не имеет никакой ценности для человека, как материального (биологического) существа.

Однако человек есть не только материальное (биологическое) существо; он становится человеком лишь тогда, когда сможет контролировать свои биологические потребности, подчинить их своему сознанию. Человек имеет так же духовные потребности , являющиеся основой духовной жизни, стимулирующие его к духовному становлению. Это так называемое поле духовности, где формируются личностные ценности, идеи и поступки под воздействием духовной реальности.

На каждом этапе развития общества складывается определенное «поле духовности», границы которого задаются через господствующие формы духовного опыта и знания, получаемого на основе данного опыта.

Специфика духовной ситуации нашего времени заключается в том, что современный человек, резко ощущая бездуховность своей эпохи, утратил некоторые исходные основы понимания духовности и остался с чувством самоутраты и полной потери жизненных ориентиров, когда ему не во что верить. Кризис духовности в современном обществе определяется и сопровождается рядом причин: теологическая – утрата религиозного чувства; метафизическая – девальвация абсолютных ценностей; культурологическая – общая дезорганизация жизни и потеря человеком ориентиров смысла жизни.

Человек нуждается в «ценностной вертикали», в соотнесенности с абсолютными ценностями и смыслами. Духовный поиск и движение к духовному совершенству связывались с устремленностью к абсолютным ценностям. К духовным ценностям по праву можно отнести религиозные ценности, затрагивающие глубинные уровни жизни человеческого духа.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так назы­ваемые культурные универсалии - своеобразные инварианты развития, эле­менты культуры. Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, пра­вила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурные универсалии представляют собой некие инварианты, общие для всех многообразий культур

В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсха­тология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуа­лы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, при­ветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, чис­ло, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право собственности, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зре­лости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограни­чения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий

труда, торговля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. Люди рож­даются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образо­ванию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительства, прав собственности и наследования. Погода бывает то холодной, то жаркой, по­этому для увеличения комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребе­нок и беременная женщина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает специальные средства ухода за ними. Взрослея, человек науча­ется языку и у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религи­озным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты.

В культурологии существует много существуют много понятий производных от слова культура. Например, современная культура, культурный человек, культурное пространство, производственная культура и т.д. Но вместе с ними существует и самостоятельные понятия, близкие по значимости понятию культура. Их и принято называть «культурными универсалиями». В каждом из этих понятий выражается какая-то сторона или сфера специфически человеческого отношения к миру. Эти понятия присутствуют и в философии, и в некоторых других гуманитарных науках, но в культурологии обретают специфику универсалий.

Что такое универсалии, универсальный?

Универсалии потому и универсальны, что встречаются в различных культурах, в различные исторические эпохи. Вообще культурных универсалий насчитывают несколько десятков.

Так к культурным универсалиям относятся уже известный нам термин цивилизация. В самом общем виде, цивилизацией считают определённую совокупность материально- технических, социально- политических и духовных характеристик общества.

Специфическим термином собственно культурологического знания является термин артефакт культуры , обозначающий любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

Большое значение для понимания проблем культуры имеет понятие образ жизни, в котором раскрываются содержательные характеристики типичной жизнедеятельности больших групп людей и даже целых сообществ. Как выяснили культурологи, определённым типам культур соответствует и определённый образ жизни. Он определяется: природными условиями существования общества, его материально-технической базой, системой социальных институтов и учреждений, культурными традициями и обычаями и, наконец, уровнем и формами социокультурной активности людей, проживающих в данном обществе.

Одним из наиболее распространенных понятий, используемых также практически всеми культурологическими школами, является термин «символ» (в переводе с греческого – знак).

Поскольку понятие символ означает условный вещественный опознавательный знак для членов определённого общества или конкретной социальной группы, постольку символами культуры народа могут выступать практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные растения, сказочные существа. Большинство символов культуры многозначно, разнообразно и иносказательно выражает определённое содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры.

Таким образом, культурными универсалиями являются наиболее общие понятии, сопоставимые с понятием культура и имеющие универсальное значение, то есть встречающееся в разных культурах, у разных народов, в различные исторические эпохи.



Мы не будем здесь подробно рассматривать все эти универсалии и остановимся на таких важнейших из них как ценности, деятельность, общение.

В отношении ценностей в культурологии нет единого понимания: в простейшем варианте ценности – это значение, значимость явлений.

Согласноаксиологическому подходу культура предстаёт системой ценностных ориентаций человека. Здесь важнейшей ценностью является должное поведение, то есть такое поведение и образ действий людей, которые обеспечивают сплоченность общества и его выживание, а также нормальное функционирование всех его социальных институтов: государства, семьи, учреждений культуры, образования, короче всей системы культуры данного общества.

Откуда же появляются ценности? Из человеческих потребностей. Самый простой пример – для голодного человека ценность представляет кусок хлеба, для сытого – он менее ценен. Золото ценно в обществе и не имеет цены на необитаемом острове.

Культурной ценностью современного человека является книга, для дикаря она не имеет значения.

Таким образом, у человека имеются потребности и то, что позволяет их удовлетворить становиться ценностью. Если же человек не может найти применение вещи, явлению, то оно для него не является ценностью. Можно сказать, что создание ценностей является ответом на человеческие потребности.

Нужно отметить, что далеко не все ценности одинаковы по своему значению. Это зависит от того, какие потребности человека преобладают в том или ином обществе истина науки и ценность представляют собой разные способы объяснения мира. К ценностям относят также нормы, которые обеспечивают сохранение и регуляцию поведения людей в конкретном обществе. Поэтому ценности выступают ориентирами жизнедеятельности людей, система ценностей является регулятором общественных, групповых, межличностных отношений. Именно поэтому ценности в каждой культуре имеют свой специфический характер, и лишь немногие из них становятся общечеловеческими ценностями культуры.

Это дало повод Г. Риккерту заявить, что различия в композиции ценностей – основа разнообразия культур, то есть от того какие ценности входят в данную культуру, какое значение они в ней имеют, какие из них занимают высшее, а какие низшее положение зависит то, как развивается данная культура.

Неразрывно связано с ценностными отношениями в культуре и такое понятие как культурная норма. В переводе с латинского это слово обозначает правило, такое предписание, образец в области каких-либо действий или создание каких-либо предметов, вещей. Поэтому многие считают культуру своего рода нормативным отношением к миру, базирующимся на определённых образах, одобряемых большинством общества, правилах. Большинство социокультурных норм существуют и оказывает существенное влияние на социокультурные процессы, в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определённой культурной традицией. Примером такого отношения к миру являются самые разнообразные этикетные нормы, которые всегда сопровождают жизнь человека в обществе, делая его поведение понятным для других и достаточно легко прогнозируемым. Нормы этикета, разделяемые людьми, способствуют взаимопониманию, а значит, сплоченности общества, что делает его более жизнеспособным. Нормативные предписания составляют особенность существования в современной культуре, располагающей огромной искусственной средой высоко технически оснащённой. Радио, телефон, телевидение, компьютерные и другие информационные сети опоясывают весь земной шар и выступают той объективно существующей материально-технической основой, которая диктует определённые правила или нормы, связанные с нормальным их функционированием.

Если этот тип норм напрямую зависит от технико-технологических параметров современной культуры, то другой тип нормативного поведения определяют существующими в обществе культурными традициями. Понятие традиция также латинского происхождения и означает определённый порядок, обычай, достаточно сложные поведенческие реакции людей, передающиеся от поколения к поколению, главным образом за счёт устной передачи культурно-исторического опыта. Например, к таким одинаково хорошо известным всем россиянам традициям, относится празднование самой короткой ночи в году – дня Ивана Купалы, масленицы, других календарных праздников, возникших в России задолго до принятия христианства и затем включённых в церковный календарь, и на протяжении не одной сотни лет борьбы церковников с этими «языческими» праздниками их не удалось искоренить из памяти народа.

Культурная традиция в течении долгого времени рассматривалась как обычай, передаваемый из поколения в поколение в виде определенного предания, завета предков. Когда культурологи стали исследовать этот феномен средствами современной науки, то выявили целый ряд составляющих в культурных традициях. Причём новый подход был определён не культурологами, а психологами и здесь в первую очередь необходимо назвать К.Г. Юнга, швейцарского учённого, который выдвинул концепциюархетипов культуры. Изучая разного рода психические болезни, Юнг увидел, что душевное здоровье людей определяется происходящими в обществе социокультурными процессами; в основе которых, по его мнению, лежит «коллективное бессознательное», которое тождественно у всех людей; передаётся по наследству.

Существуют разные типологии ценностей.

В зависимости от объекта действия выделяют экзистенциальные (экзистенция - существование) ценности, то есть ценности бытия человека. К ним относятся: любовь, жизнь, смерть, страх, надежда. Социальные ценности – ценности группы и личности в группе – интеграция, социальный порядок, социальная дифференциация, социальный престиж, равенства, понимаемое в правовом государстве как равноправие, то есть равенство всех граждан перед единым для всех законом.

Среди экзистенциальных ценностей особо следует отметитьнадежду в веру. Человек по своей природе существо оптимистическое, надеющееся на лучшее будущее. Да иначе он просто бы и не выжил, если не надеяться на что-то хорошее, то жизнь теряет смысл. Отчаявшийся человек совершает самоубийство. Но всякая надежда должна быть как-то обоснованна, лучшее будущее не наступает само по себе что-то должно способствовать его наступлению. Поэтому надежда порождает веру в то, что должно привести к лучшему в жизни человека и общества. Веру в Бога, в вождя, в партию.

Однако если эта вера не оправдывает разочарование в предмете веры, которое ведёт к нигилизму (безверию), а значит душевному надлому, потере жизненных ориентиров человека. Человек без веры – отчаявшийся человек, ему нечего терять и он способен на всё. Поэтому безверие, нигилизм являются опасными разрушающими факторами, как для общества, так и для личности, а вера, напротив, фактором созидающим, стабилизирующим общество и вносящим душевный покой в личный духовный мир человека.

Наряду с такой типологией выделяется другая, основанная на сфере влияния тех или иных ценностей. Согласно ей выделяют локальные и общечеловеческие ценности.

Локальные ценности – ценности, действующие лишь в одном или нескольких сообществах и требующие признавать вершиной ценностной иерархии отдельное сообщество, противостоящее всем остальным.

Общечеловеческие ценности – социально значимые ценности, направленные на поддержание и развитие человечества, требующие признать в человечестве (человеке) важнейшую ценность, Они соотносятся с локальными ценностями и вырастают из них, и включает те из локальных ценностей, в которых объединён наиболее значимый для всех людей культурный опыт.

В последствии столетия европейская культура своим рационализмом, как считает Юнг, оказала угнетающее воздействие на сферу «коллективного бессознательного», именно поэтому в ХХ веке она испытывает большие кризисы, а подавляемое в течение столетий архетипическое заставляет европейцев подчинять свою жизнь разного рода массовым психозам, в которых и проявляется это «коллективное бессознательное» (фанатичная любовь к спортивным командам, артистам, политическим деятелям или не менее архаичная любовь к массовым действиям в виде демонстраций, факельных шествий, тяготение к определённым формам одежды, символике, к моде).

Техническая цивилизация исключила человека из мира единения с природой, обрекла эту часть человечества вначале на жизнь, основанную на рациональности, а затем ввергла европейцев в мир коллективного безумия, создавая новые символы, весьма далёкие от священного отношения к природе.

Сторонники теории Юнга считают, что обращение человечества к экологической культуре, живой этике будет способствовать возвращению человеку утраченной им гармонии с природой и теми архетипическими образами, которые восстановят душевное равновесие всех этносов, угнетённых технической цивилизацией, загоняющей людей в мир безумия.

Не случайно поэтому, что в гуманистическую ориентацию последних десятилетий всё активнее входят экологические ценности, которые включили в себя природу, окружающую среду, а с созданием космических кораблей, распространяются на космос и всю Вселенную. Теперь окружающая среда рассматривается как освоенная или осваиваемая деятельностью и целью человека культурная среда, космический Дом человечества.

Среди наиболее принципов культуры – признание за ней внеприродного, внебиологического. Культура, в отличие от природы, - всё то, что творится человеком. Но сущность самого человека противоречива: он и природное и культурное существо. Двойственность в человеке – источник двойственного понимания культуры

В отношении к природе. Так что же такое культура – это способ борьбы или способ сотрудничества с природой?

Сегодня культурология единственной перспективой человека видит его органичное присутствие в мире природы! История культуры не даёт забыть о том, что сообщества людей, не сумевшие найти общего языка с естественной средой обитания, уничтожали природу и самих себя или были вынуждены мигрировать в новых поисках благоприятной среды. Экологическая культура традиционных обществ основана на запретах-табу, ограничивающих рост сообществ и его воздействие на природу. В культурологи ведущего (футурологи культуры) есть концепция «нулевого роста», «ограниченного роста», в которых экологические принципы традиционных сообществ приняты единственно возможным способом избежать опасности глобальной катастрофы.

Как же развивать культуру без урона для природы? Постиндустриальная культура считает выживание, права человека и качество жизни вершинами в иерархии ценностей. В становлении идеи качественно новой унитарной культуры внесли вклад мыслители из разных стран. В. Вернадский (СССР) видел выход в утверждении науки важнейшим событием «ноосферы» сферы разума. И. Тейяр де Шарден (Франция) выдвинул идею союза христианства и науки, как панацеи от всех бед современности, в движении и ноосфере. А. Швейцер (Германия) предложил заменить старый рационализм Просвещения новым, мистическим, согретым верой в святость жизни. Его этика благоговения перед жизнью опирается на девиз «я есть жизнь, желающая жить среди жизни». Таким образом, к концу ХХ века культурологическая мысль возвращается к идее эволюционизма к формированию «первобытной» идеологии общественного развития и коэволюции (совместного бытия) природы и общества.